ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 11-92/20 от 25.03.2020 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

0

№11-92/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Якутск 25 марта 2020 года

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Николаевой Л.А., при секретаре Протопоповой С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца на решение мирового судьи судебного участка № 62 г. Якутска от 13 декабря 2019 года по гражданскому делу по иску Дудкиной И.В. к Министерству Финансов Республики Саха (Якутия), третьему лицу Обществу с ограниченной ответственностью «Кибор», ГКУ Республики Саха (Якутия) «Агентство субсидий» о возмещении убытков,

у с т а н о в и л:

Дудкина И.В. обратилась к мировому судье с иском к Министерству Финансов Республики Саха (Якутия), третьему лицу Обществу с ограниченной ответственностью «Кибор», ГКУ Республики Саха (Якутия) «Агентство субсидий» о возмещении убытков.

Решением мирового судьи в иске отказано в полном объеме.

Дудкина И.В. обратилась с апелляционной жалобой, указывая, что решение мирового судьи подлежит отмене в связи с нарушением норм материального и процессуального права. Указывая, что выводы суда противоречат принципу равенства граждан и организаций перед законом и судом, так как она понесла убытки в размере неполученной скидки за коммунальные услуги, в связи с удовлетворением иска ООО Кибор о взыскании с Республики Саха (Якутия) в лице Министерства финансов РС(Я) сумму неполученных (выпадающих) доходов в размере 75843.22 руб. по предоставлению льгот многодетным семьям. С ____2005 проведено разграничение расходных полномочий РФ и субъектов РФ. Минфин РС(Я) является надлежащим ответчиком по делу. Обязанность Правительства Республики Саха (Якутия) установить многодетным семьям скидки по жилищно-коммунальным услугам возникла до введения в действие Бюджетного кодекса РФ. Она не просила обязать установить ей скидку по коммунальным услугам, а просила возместить за счет казны субъекта РФ причиненные ей убытки вследствие нарушения ее прав по Указу Президента РФ от 05.05.1992 № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей».

В судебное заседание истец, представители ответчика Министерство Финансов Республики Саха (Якутия), третьих лиц Общество с ограниченной ответственностью «Кибор», ГКУ Республики Саха (Якутия) «Агентство субсидий» в суд не явились, не заявили ходатайств.

Представитель ответчика Министерство Финансов Республики Саха (Якутия) представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, с жалобой не согласен, просит отказать, решение мирового суда оставить без изменения. Считая, что истец не доказал наличие неправомерных действий (бездействия) Министерства финансов РС(Я), которые повлекли убытки. До настоящего времени указанный порядок органами исполнительной власти РФ о предоставлении многодетным семьям скидки в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией не разработан. Ссылаясь на апелляционное определение Верховного Суда РФ от ____2017 №___.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 4 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Мировым судьей установлено, что семья истца Дудкиной И.В. является многодетной, имеет четверых детей, что подтверждается свидетельствами о рождении и удостоверением многодетной семьи от № ___ от ____2019 года.

Дудкина И.В. и дети зарегистрированы и проживают в жилом помещении, расположенном по адресу: ____.

Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности истцу Дудкиной И.В., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ____ 2011 года серия ___.

ООО «Кибор» является организацией, обслуживающей дом по адресу: ____ на основании Агентского договора по управлению многоквартирным жилым домом от ____ 2011 года.

Истец обратилась с заявлением в ООО «Кибор» с просьбой о письменном отказе в предоставлении льготы и подробный расчет не предоставленной скидки коммунальных платежей (л.д. ___).

Письмом № ___ от ____ 2019 года ООО «Кибор» сообщило, что за неисполнение Правительствами республик в составе Российской Федерации (в данном случае Правительством Республики Саха (Якутия) Указа Президента Российской Федерации - неустановление для многодетных семей скидок управляющая компания не несет ответственности, и непредоставление скидок управляющей компанией по этой причине не является нарушением жилищного законодательства. До установления Правительством РС (Я) для многодетных семей скидки в размере не ниже ___ % установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией ООО «Кибор» такие скидки не будет предоставлять, а займется взысканием недополученных (выпадающих) доходов по уже предоставленным ранее скидкам.

Между тем, суд согласился с доводами ответчика по следующим основаниям.

Конституция РФ к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относит: защиту семьи, материнства, отцовства и детства; вопросы социальной защиты населения.

Согласно п. «ж» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение.

В силу ч.2 ст.76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» Правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга предписано определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона и установить для многодетных семей меры социальной поддержки, в том числе установить для многодетных семей скидку в размере не ниже 30% установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией.

В соответствии со статьей 26.3 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее -Закон № 184-ФЗ) от 06.10.1999 года полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и в случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 1).

Подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей (многодетных семей, одиноких родителей), в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда па общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Из положений абзаца 3 части 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Таким образом, из анализа положений вышеприведенных законодательных актов суд пришел к выводу, что вопросы социальной защиты многодетных семей находятся в совместном ведении Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе был принять нормативный правовой акт по вопросу социальной поддержки малоимущих многодетных семей за счет средств бюджета республики, самостоятельно установив объем и виды мер социальной поддержки.

Соответствующий закон Республики Саха (Якутия) от 17.12,2008 года № 643-3 № 147-1У «Об охране, семьи, материнства отцовства и детства в Республике Саха (Якутия)», который определил категорию семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, установил меры социальной поддержки многодетных (имеющих в своем составе трех и более детей) и малоимущих семей (статья 17 Закона).

Данный правовой акт не предусматривает предоставление многодетным семьям скидки в размере 30% установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией.

Статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип самостоятельности бюджетов означает: недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств.

Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (ч.1 ст.7) относя защиту семьи, материнства, отцовства и детства и социальную защиту к вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. «ж» ч.1 ст.72), вместе с тем не устанавливает конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Разрешение этих вопросов относится к компетенции федерального и регионального законодателей, которые с учетом финансовых возможностей и бюджетных средств определяют социально значимые условия для предоставления социальных выплат.

Поскольку органы государственной власти Российской Федерации не обеспечили механизм реализации льгот по оплате за пользование отоплением, водой, газом и электроэнергией, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 05 мая 1992 г. № 431, и законом Республики Саха (Якутия) от 17.12.2008 года № 643-3 № 147-1У «Об охране, семьи, материнства отцовства и детства в Республике Саха (Якутия)», не предусмотрены объем, порядок и условия предоставления многодетным семьям скидки по оплате жилищно-коммунальных услуг за счет средств соответствующего бюджета, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований по предоставлению скидки в размере не ниже 30% ответчиком, на котором не лежит обязанность по оказанию социальной поддержки многодетным семьям.

Согласно пункту 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Указом же Президента Российской Федерации от 05 мая 1992 года №431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» льготы для многодетных семей не установлены, а лишь предписано субъектам Российской Федерации установить такие льготы.

Поскольку льготы для многодетных семей в виде скидки не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией ни на федеральном уровне, ни на уровне субъекта не установлены, оснований для взыскания с Министерства финансов РС (Я) убытков, причиненных не предоставлением указанной льготы, не имеется.

Исковые требования оставлены без удовлетворения. Постановлено: - Отказать в иске Дудкиной И.В. к Министерству Финансов Республики Саха (Якутия), третьим лицам, не заявляющих самостоятельных требований ООО «Кибор ГКУ Республики Саха (Якутия) «Агентство субсидий» о возмещении убытков.

Таким образом, мировым судьёй правильно применены нормы материального права и установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, у суда нет оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены либо изменения обжалуемого судебного постановления.

Согласно ст. 328 ГПК РФ суд апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы, представления вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.

При таких обстоятельствах решение мирового судьи подлежит оставлению без изменения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 327-328 ГПК РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Решение мирового судьи судебного участка № 62 г. Якутска, – оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения.

Судья Л.А. Николаева