Судья Попов А.В. Дело №11RS0001-01-2021-017478-88
(№ 2-870/2022 г.)
(№33-6499/2022 г.)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,
судей Архаровой Л.В. и Жуковской С.В.
при секретаре Микушевой А.И.
рассмотрела в судебном заседании 19 сентября 2022 года в г.Сыктывкаре Республики Коми гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 6 мая 2022 года, по которому (с учетом определения судьи того же суда от 27 июня 2022 года об исправлении описки)
исковые требования удовлетворены частично;
с Республики Коми в лице Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми за счет казны Республики Коми в пользу ФИО1 взыскан ущерб в размере 223 500 рублей, расходы на оплату услуг эксперта в размере 24 000 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 10 000 рублей, почтовые расходы 56 рублей, расходы на оплату государственной пошлины в размере 5435 рублей;
в удовлетворении требований о взыскании почтовых расходов на сумму 290 рублей 24 копейки отказано;
в удовлетворении иска к остальным ответчикам отказано.
Заслушав доклад судьи Тепляковой Е.Л., объяснения ФИО2 – представителя Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, ФИО3 – представителя ФИО1, судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ГУ РК «Сыктывкарское лесничество» о взыскании материального ущерба в размере 223 500 рублей, расходов по оплате услуг эксперта в размере 24 000 рублей, услуг представителя в размере 10 000 рублей, почтовых расходов в размере 346 рублей 24 копеек и расходов по уплате государственной пошлины в размере 5 435 рублей, указав в обоснование требований, что <Дата обезличена> при движении на <Адрес обезличен> из-за ненадлежащего состояния дорожного покрытия принадлежащая ей автомашина ..., получила механические повреждения.
Судом к участию в деле привлечены: в качестве соответчиков - Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее – Минприроды Республики Коми), в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, - ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми», ФКУ УПРДОР «Прикамье», администрация МР «Сыктывдинский».
В судебном заседании представитель истца на требованиях настаивал.
Представитель ответчика ГУ «Сыктывкарское лесничество» иск не признала.
Истец ФИО1, представители соответчиков Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Минприроды Республики Коми, третьих лиц ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми», ФКУ УПРДОР «Прикамье», администрации МР «Сыктывдинский» в суд не явились, и дело рассмотрено в их отсутствие.
Суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Минприроды Республики Коми не согласно с решением суда и просит его отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями частей 1 и 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы и в обжалуемой части, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для её удовлетворения и отмены по доводам жалобы решения суда не усматривает.
Согласно пункту 1 статьи 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1064 Гражданского кодекса РФ лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен (пункт 2 статьи 1083 Гражданского кодекса РФ).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, <Дата обезличена> около 21 часа 30 минут истец, управляя принадлежащей ей автомашиной ..., на ... попала в яму на проезжей части дороги, после чего не справилась с управлением и совершила съезд в кювет, где наехала на дерево, в результате чего автомашина истца получила механические повреждения.
По данному факту ... ДПС ОГИБДД ...<Дата обезличена> вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в связи с отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях (т.1 л.д.9); в тот же день ... ДПС ОГИБДД ... составлен акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, согласно которому на ... на покрытии проезжей части имеется пролом длиной 135 см, глубиной более 15 см, площадью 0,405 кв.м и пролом длиной 100 см, глубиной более 15 см, площадью 0,3 кв.м (т.1 л.д.9 оборот).
В ходе оформления материала по поступившему в ... сообщению о произошедшем дорожно-транспортном происшествии с участием автомашины истца, сотрудником ОГИБДД ...<Дата обезличена> составлена схема места дорожно-транспортного происшествия, на которой также отображена яма на проезжей части.
Согласно фотоматериалам с места дорожно-транспортного происшествия, проломы располагаются на краю проезжей части дороги и на обочине (т. 2 л.д. 36).
Участок дороги, на котором <Дата обезличена> произошло дорожно-транспортное происшествие, расположен в границах земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>; категория земель для данного участка определена как земли лесного фонда; собственником является Российская Федерация (т. 1 л.д. 181-211).
По сведениям ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» и ФКУ УПРДОР «Прикамье», дорога, где произошло дорожно-транспортное происшествие, не относится к дорогам федерального значения, дорогам регионального или межмуниципального значения, дорогам местного значения или частным автомобильным дорогам (т. 1 л.д. 163,165,218).
Согласно ответу ... от 28 сентября 2020 года <Номер обезличен> на обращение ... указанная дорога является лесной дорогой (т. 1 л.д. 13-15), что ответчиками и иными лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Для определения размера причиненного ущерба ФИО1 обратилась к независимому специалисту – эксперту-технику ... согласно заключениям которого <Номер обезличен> и <Номер обезличен> от 27 июля 2021 года рыночная стоимость восстановительного ремонта автомашины ..., без учета износа составляет 632 900 рублей, с учетом износа – 388 200 рублей, стоимость автомашины на момент дорожно-транспортного происшествия – 293 900 рублей, стоимость годных остатков - 70 400 рублей (т. 1 л.д.22-76).
За составление заключений истец заплатила 24 000 рублей, что подтверждается чеками (т.1 л.д.20,21).
28 июля 2021 года ФИО1 обратилась в ГУ РК «Сыктывкарское лесничество» с претензией о возмещении ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием, в размере 223 500 рублей, расходов за составление заключений специалиста в размере 24 000 рублей, расходов на оплату услуг представителя, которая ответчика не удовлетворена (т.1 л.д. 16-19).
Установив указанные обстоятельства и применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о причинении ущерба истцу по вине ответчика Минприроды Республики Коми, который не выполнил свои обязательства по надлежащему содержанию участка автодороги ..., в связи с чем правомерно возложил на Минприроды Республики Коми ответственность за причиненный истцу вред.
В подтверждение размера ущерба истцом представлены заключения <Номер обезличен> от 27 июля 2021 года и <Номер обезличен> от 27 июля 2021 года эксперта-техника ФИО13, в соответствии с которыми размер причиненного истцу ущерба в результате дорожно-транспортного происшествия, повлекшего полную гибель автомашины ..., составляет 223 500 рублей (293900-70400=223500).
Представленные истцом заключения специалиста лицами, участвующими в деле, не оспорены и правомерно приняты судом для определения подлежащей взысканию суммы.
Апелляционная жалоба также не содержит доводов о несогласии с размером ущерба.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Минприроды Республики Коми является ненадлежащим ответчиком, так как лесная дорога, на которой произошло дорожно-транспортное происшествие, не передана в пользование юридическим и физическим лицам, её содержание, обслуживание и текущий ремонт никем не производятся, действующим законодательством обязанность Министерства и подведомственных ему учреждений по содержанию, обслуживанию, текущему ремонту и поддержанию в нормальном состоянии лесных дорог не предусмотрена, не могут быть приняты во внимание с учетом следующего.
Согласно статье 13 Лесного кодекса РФ в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов допускается создание лесной инфраструктуры, в том числе лесных дорог (часть 1); объекты лесной инфраструктуры должны содержаться в состоянии, обеспечивающем их эксплуатацию по назначению при условии сохранения полезных функций лесов (часть 2); лесные дороги могут создаваться при любых видах использования лесов, а также в целях охраны, защиты и воспроизводства лесов (часть 4).
Такие дороги в силу пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» относится к дорогам необщего пользования.
В соответствии с частью 3 статьи 50.7 Лесного кодекса РФ охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Частью 1 статьи 83 Лесного кодекса РФ (в редакции, действующей на дату дорожно-транспортного происшествия) определено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения (пункт 6); осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 настоящего Кодекса.
Предметом государственного лесного контроля (надзора) является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения (в том числе в области пожарной безопасности в лесах), в области семеноводства в отношении семян лесных растений, за исключением обязательных требований в сфере приемки, перевозки, переработки и хранения древесины и ее прослеживаемости, учета древесины и сделок с ней (часть 2 статьи 96 Лесного кодекса РФ).
Согласно части 3 статьи 83 Лесного кодекса РФ средства на осуществление переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
Субвенции из федерального бюджета, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий, распределяются исходя из площади эксплуатационных лесов, защитных лесов, интенсивности их использования, численности проживающего на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации населения, показателей пожарной опасности лесов по методике, утвержденной Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 83 Лесного кодекса РФ).
Порядок проектирования, создания, содержания и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 5 статьи 13 Лесного кодекса РФ).
Такой порядок утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 5 августа 2020 года № 565 (далее – Порядок).
Согласно пункту 3 Порядка он определяет основные требования и последовательность действий заинтересованных лиц по проектированию, созданию, содержанию и эксплуатации объектов лесной инфраструктуры, установленных Перечнем объектов лесной инфраструктуры.
Согласно Перечню объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов, утвержденному распоряжением Правительства РФ от 17 июля 2012 года № 1283-р, к таким объектам относится лесная дорога.
В соответствии с пунктом 2 Порядка он является обязательным для органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющих в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса РФ, мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, а также для лиц, осуществляющих использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов (далее - заинтересованные лица).
Из пункта 16 Порядка следует, что содержание лесных дорог включает инженерно-технические мероприятия по систематическому уходу за инженерными элементами дорожной сети, введение ограничительных мер с целью создания оптимальных условий для эксплуатации дорожной сети. На лесных дорогах устанавливают знаки для организации движения с целью информирования участников дорожного движения об условиях и режимах движения.
Мероприятия по содержанию и ремонту лесных и лесохозяйственных дорог включают следующие виды работ: содержание земляного полотна и водоотвода, содержание дорожных одежд, содержание искусственных сооружений, устранение различных видов деформаций и разрушений земляного полотна.
Основными видами работ по содержанию лесных и лесохозяйственных дорог является очистка проезжей части от снега, грязи, ледяной корки, а также мероприятия по подсыпки дороги, усилению несущей способности дорожной конструкции, устранение отдельных выбоин, колеи, просадок.
Пунктом 8 Порядка определено, что на лесных участках, не переданных в пользование заинтересованным лицам, мероприятия по созданию новых объектов лесной инфраструктуры и содержанию существующих объектов лесной инфраструктуры осуществляют государственные (муниципальные) бюджетные и автономные учреждения, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса, в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества на основании государственного задания или государственного (муниципального) контракта.
Приказом Минстроя России от 25 декабря 2017 года № 1713/пр утвержден свод правил «Дороги лесные. Правила эксплуатации» (СП 318.1325800.2017).
Согласно п. 6.2.2 СП 318.1325800.2017 степень соответствия состояния дорог показателям безопасности движения оценивается в соответствии с ГОСТ Р 50597 по величинам коэффициента относительной аварийности (или коэффициента происшествий) и коэффициента безопасности летнего, осенне-весеннего и зимнего периодов года.
В соответствии с пунктом 6.3.1 СП 318.1325800.2017 автомобильные лесные дороги являются дорогами необщего пользования, поэтому для обеспечения безопасности движения по ним владелец дороги, не зависимо от формы собственности, должен обеспечить запрет въезда на дороги транспортных средств, не участвующих в процессе освоения, охраны, защиты и воспроизводства лесных участков, прилегающих к дорожной сети необщего пользования.
Пункт 7.2.1 СП 318.1325800.2017 устанавливает, что содержание включает инженерно-технические мероприятия по систематическому уходу за земляным полотном в целях поддержания его в работоспособном состоянии и исправление отдельных небольших повреждений и деформаций. В летний период обеспечивается выполнение работ по уходу за конструктивными элементами земляного полотна, устранению мелких деформаций и разрушений.
Из пункта 7.2.6 СП 318.1325800.2017 следует, что на обочинах следует выполнять работы по поддержанию ровности поверхности.
Согласно пункту 7.2.7 СП 318.1325800.2017 в летний период откосы насыпей, имеющие небольшие деформации и повреждения (размывы, сплывы, оползни), следует планировать с добавлением (при необходимости) грунта, уплотнением и укреплением их одерновкой или засевом трав.
Кроме того, раздел 8.2 СП 318.1325800.2017 предусматривает обязанность по ремонту дорожной одежды с ликвидацией неровностей, колейности, профилирование проезжей части.
Пунктом 1 приказа Минприроды России от 6 августа 2019 года № 529 утвержден перечень мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации (далее – Перечень).
Согласно подпунктам 1-3, 119, 120 пункта 2, пунктам 4 и 7 Перечня в перечень мероприятий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, включены мероприятия по осуществлению на землях лесного фонда охраны, защиты и воспроизводства лесов, в том числе: создание, реконструкция и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров; создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, защиты и воспроизводства лесов; осуществление федерального государственного лесного контроля (надзора) на землях лесного фонда; установление перечня должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), и перечня должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный пожарный надзор в лесах.
В Республике Коми уполномоченным органом исполнительной власти в области лесных отношений является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми.
Согласно пункту 1 Положения о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 24 августа 2017 года № 452 (в редакции, действовавшей на момент дорожно-транспортного происшествия) (далее – Положение), Минприроды Республики Коми является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области изучения, воспроизводства, использования и охраны ресурсов недр, водных объектов и ресурсов, объектов животного мира и среды их обитания, в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, охраны окружающей среды, государственной экологической экспертизы, лесных отношений на территории Республики Коми, по предоставлению государственных услуг в пределах компетенции Министерства, а также уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми на осуществление на территории Республики Коми регионального государственного экологического надзора, федерального государственного охотничьего надзора, федерального государственного надзора в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах на территории Республики Коми в рамках переданных полномочий Российской Федерации, а также уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми, координирующим в этих сферах (областях) деятельность иных органов исполнительной власти Республики Коми.
Министерство осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через свои подведомственные организации во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, иными государственными органами Республики Коми, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями по вопросам, отнесенным к его компетенции.
В соответствии с пунктом 9 Положения к основным задачам деятельности Министерства относится, в частности, государственное управление в пределах компетенции, определенной законодательством, в области природопользования и охраны окружающей среды на территории Республики Коми; устойчивое управление лесами, расположенными на территории Республики Коми.
Для реализации задач Министерство исполняет следующие государственные функции: федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) в рамках переданных полномочий Российской Федерации (подпункт 10 пункта 10.1 Положения).
В соответствии с пунктами 10.15, 10.34,10.36-10.38 Положения Минприроды Республики Коми в области лесных отношений: владеет, пользуется, распоряжается лесными участками, находящимися в собственности Республики Коми; разрабатывает проект лесного плана Республики Коми, представляет его на рассмотрение Главе Республики Коми; осуществляет на землях лесного фонда охрану лесов, защиту лесов, воспроизводство лесов, лесоразведение; ведет государственный лесной реестр в отношении лесов, расположенных в границах Республики Коми; готовит и представляет в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в области охраны и использования природных ресурсов и объектов, организации и проведения государственной экологической экспертизы отчеты о расходовании предоставленных из федерального бюджета субвенций, отчетность по установленной форме об осуществлении переданных полномочий Российской Федерации, о достижении целевых прогнозных показателей в случае их установления, экземпляры нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти Республики Коми в области переданных полномочий Российской Федерации; исполняет функции администратора доходов бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Коми; исполняет функции распорядителя и получателя средств республиканского бюджета Республики Коми в части средств, предусмотренных на содержание Министерства, государственных учреждений Республики Коми и на реализацию возложенных на Министерство функций; исполняет функции государственного заказчика по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд Республики Коми в сфере деятельности Министерства и реализации возложенных на него функций.
Из приведенных положений следует, что Минприроды Республики Коми, как уполномоченный орган государственной власти Республики Коми, осуществляет в пределах компетенции государственное управление в области природопользования, в том числе управление лесами, расположенными на территории Республики Коми, государственный лесной надзор в рамках переданных ему Российской Федерацией полномочий; осуществляет на землях лесного фонда охрану лесов, защиту лесов, воспроизводство лесов, лесоразведение, в состав мероприятий по которым входят, согласно Перечню, создание и эксплуатация лесных дорог; определяет перечень должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану); готовит и представляет в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в области охраны и использования природных ресурсов отчетность об осуществлении переданных полномочий Российской Федерации, отчеты о расходовании предоставленных из федерального бюджета субвенций; исполняет функции распорядителя и получателя средств республиканского бюджета Республики Коми в части средств, предусмотренных на реализацию возложенных на Министерство функций; исполняет функции государственного заказчика по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для реализации возложенных на него функций.
Таким образом, именно Минприроды Республики Коми осуществляет на территории Республики Коми мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, включающие создание и эксплуатацию лесных дорог, и должно отвечать за надлежащее исполнение таких мероприятий.
Доказательств того, что обязанности по содержанию лесных дорог переданы Минприроды Республики Коми кому-либо, материалы дела не содержат.
По представленным суду сведениям, участок земель лесного фонда, находящийся в собственности Российской Федерации, где расположена дорога, на которой произошло дорожно-транспортное происшествие, никому в пользование не передан. Доказательств того, что на указанном участке дороги проводились работы по ликвидации проломов, обозначению их какими-либо знаками, в материалах дела не имеется.
Доказательств, с достоверностью свидетельствующих о невиновности и принятии всех мер для надлежащего исполнения обязательств по содержанию указанного участка лесной дороги, ответчик суду не представил.
При таких обстоятельствах и с учетом положений статьи 1069 Гражданского кодекса РФ и подпункта 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ суд первой инстанции правомерно возложил на Минприроды Республики обязанность по возмещению ущерба истцу за счет казны Республики Коми.
Довод жалобы о нарушении истцом пункта 10.1 Правил дорожного движения РФ подлежит отклонению.
Согласно пункту 10.1 Правил дорожного движения РФ, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090, водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.
Данные Правила утверждены в целях обеспечения порядка и безопасности дорожного движения, а состояние проезжей части дороги должно отвечать обязательным требованиям и условиям обеспечения безопасности участников движения вне зависимости от скоростного режима транспортного средства.
Согласно статьей 1083 Гражданского кодекса РФ вред, возникший вследствие умысла потерпевшего, возмещению не подлежит. Если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен.
По смыслу приведенной правовой нормы обязанность по доказыванию в действиях потерпевшего умысла или грубой неосторожности, содействовавших возникновению или уменьшению вреда, возлагается на причинителя вреда, то есть по настоящему делу - на ответчика Минприроды Республики Коми, который доказательств грубой неосторожности в действиях водителя ФИО1 не представил.
Грубая неосторожность имеет место, когда лицо осознает противоправность и вредоносность своих действий, но легкомысленно рассчитывает предотвратить наступление таких последствий. К проявлениям грубой неосторожности относится нарушение всякого рода запретов, правил, предписаний.
Вместе с тем, по делу не установлено, что дорога, по которой истец осуществляла движение, была обозначена знаками, ограничивающими или запрещающими движение по ней, а также то, что истец управляла транспортным средством со скоростью, превышающей какие-либо ограничения, и что она была в состоянии обнаружить опасный участок дороги, имеющий дефекты в виде проломов, не обозначенные какими-либо знаками, информирующими водителей об имеющемся недостатке дороги, а в случае его обнаружения - имела техническую возможность избежать наезда на него.
Доказательств того, что скорость движения автомашины под управлением ФИО1 превышала установленные для данного участка дороги ограничения или не соответствовала дорожным условиям, а также того, что водитель имела возможность обнаружить в вечернее время наличие опасного участка дороги и своевременно предпринять меры к снижению скорости во избежание потери управления транспортным средством, материалы дела не содержат.
Напротив, представленные в материалы дела доказательства с достоверностью свидетельствуют о том, что причиной дорожно-транспортного происшествия явилось именно ненадлежащее состояние дорожного полотна на указанном участке дороги, о чем участники дорожного движения не были в установленном порядке проинформированы.
С учетом изложенного, принятое по делу решение следует признать законным, а доводы апелляционной жалобы – необоснованными.
Оснований, предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, для отмены решения суда не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 6 мая 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20 сентября 2022 года.