ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 124Г от 02.11.2017 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Костючко Ю.С. Дело № 33-7041/2017

строка отчета № 124г

Апелляционное определение

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе председательствующего: Синьковской Л.Г.,

судей областного суда: Зубовой Е.А., Рассказовой Г.В.,

при секретаре: Яковлевой М.А.,

рассмотрела в судебном заседании 2 ноября 2017 года дело по апелляционной жалобе, Сариогло Ф.И., дополнениям к ней представителя Сариогло Ф.И. – Сариогло Е.Р. на решение Большереченского районного суда Омской области от 16 августа 2017 года, которым Сариогло Ф. И. в удовлетворении требований о восстановлении в льготной очереди на получение жилья отказано в полном объеме.

Заслушав доклад судьи областного суда Синьковской Л.Г., судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда

установила:

Сариогло Ф.И. обратился в суд с иском к Администрации Большереченского муниципального района Омской области о восстановлении в льготной очереди на получение жилья. В обоснование требований указал, что с 1979 года по 1991 год работал в районах Крайнего Севера. С 1991 года встал на льготную очередь для получения жилья, как лицо, проработавшее в районах Крайнего Севера не менее 15 лет. Одновременно встал на очередь для получения кооперативного жилья. В 1998 году, истца пригласили в поселковую администрацию переписать заявление с кооперативной очереди на общую, при этом он оставался состоять в льготной очереди.

В 2012 году истец обратился в администрацию для обновления документов, и ему стало известно, что он не состоит в льготной очереди на получение жилья. В восстановлении его и членов его семьи в льготной очереди, ответчиком ему было отказано.

Полагая данный отказ незаконным, просил восстановить его в льготной очереди на получение жилья с 1991 года.

Истец в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела без его участия.

Представитель ответчика Администрации Большереченского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представлены возражения, из которых следует, что истец состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма с <...> года и по настоящее время. При обращении истца <...> в Комиссию с заявлением о включении в очередь граждан, имеющих право на получение жилищных социальных выплат в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», Сариогло Ф.И. было отказано, в связи с тем, что из представленных документов следовало, что трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям составлял менее 15 календарных лет. При повторном обращении <...>, Сариогло Ф.И. были предоставлены необходимые подтверждающие документы, в связи с чем, решением Комиссии от 27 мая 2014 года Сариогло Ф.И. был включен в список граждан, имеющих право на получение жилищных социальных выплат. Заявлено ходатайство о пропуске истцом срока исковой давности.

Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит Сариогло Ф.И. В обоснование жалобы приводит доводы аналогичные доводам, изложенным в иске относительно обоснованности предъявленных им требований. Не соглашается с выводами суда о пропуске срока исковой давности. Указывает о том, что о нарушении его прав ему стало известно в сентябре 2016 года, после обращения в Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области с целью уточнения своей очереди в списке. В дополнении к апелляционной жалобе представитель Сариогло Ф.И. – Сариогло Е.Р. указывает на ненадлежащее извещение истца о дате, времени и месте судебного заседания 16 августа 2017 года.

В возражениях исполняющий обязанности Главы Большереченского муниципального района Омской области Носковец С.А. просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежаще.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, дополнений к ней и возражений, судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований оценив представленные доказательства в их совокупности пришел ввиду отсутствия доказательств обращения истца в администрацию с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как лица выехавшего из районов Крайнего Севера или приравненных к ним местностям в 1991 году, пришел к выводу об отсутствии оснований для восстановления истца в льготной очереди на улучшение жилищных условий с 1991 года, кроме того, как самостоятельное основание для отказа в удовлетворении исковых требований указал на пропуск истцом срока исковой давности.

Ст. 40 Конституции РФ провозглашает право граждан, нуждающихся в жилище, на предоставление им жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Как установлено и следует из материалов дела, Сариогло Ф.И. в период с <...> по <...> года работал на <...> горно-обогатительном комбинате (родник «Валькумей»), находящимся в <...> районе <...> автономного округа, <...> по <...> года на мясо-молочном пищевом комбинате «<...>», с <...> по <...> года работал в старательной артели «<...>» <...> горно-обогатительного комбината, указанные организации находились в <...> районе <...> автономного округа, который относится к району Крайнего Севера, с <...> был принят на работу в <...> зоопарк слесарем-сантехником.

Стаж работы Сариогло Ф.И. на момент выезда из района Крайнего Севера в 1992 году составлял более 12 лет.

<...> года Сариогло Ф.И. обратился в администрацию с заявлением о постановке его и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, приложив к указанному заявлению справку о составе семьи, справку из БТИ, справку из паспортного стола, указав в качестве основания постановки на учет указал отсутствие жилья, финансовые трудности, вследствие произошедшей денежной реформы, так же указал, что ранее, с 1991 года, он состоял в очереди на приобретение кооперативного жилья (л.д. 73).

Согласно акту проверки жилищных условий заявителя от <...> года, Сариогло Ф.И. с семьей проживает по адресу: <...> 1993 года.

На основании постановления главы местного самоуправления от <...> года Сариогло Ф.И. был включен с общую очередь на улучшение жилищных условий под номером 466.

Согласно ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать во взаимосвязи с положениями п.3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доказательств обращения истца в районную администрацию с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий ранее 1998 года, материалы дела не содержат. Суждение истца о подаче им в <...> районную или поселковую администрацию заявления о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как лицом, выехавшим из районов Крайнего Севера или приравненных к ним местностей, в 1991 году несостоятельно.

В 1991 году в Омской области действовали Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Омской области, утв. Постановлением Исполнительного комитета Омского областного Совета народных депутатов и президиума областного Совета профессиональных союзов от 26.12.1985 года № 414.

Согласно п. 2 указанных Правил, в редакции, действовавшей на 1991-1992 год, на учет для получения жилых помещений принимаются граждане, постоянно проживающие в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и РСФСР) и нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с п. 9, 10 учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе Омске, поселкового, сельского Советов народных депутатов. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию также и по месту жительства.

Согласно п. 11 Правил ведение учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется: в исполнительных комитетах местных Советов народных депутатов отделами по учету и распределению жилой площади или специально назначенными должностными лицами; на предприятиях, в учреждениях, организациях - должностными лицами, специально назначенными администрацией по согласованию с профсоюзным комитетом.

Из ответа на судебный запрос БУОО «Исторический архив Омской области» от 18.10.2017 года следует, что в архивном фонде Большереченского поселкового исполкома Большереченского района Омской области в решениях за 1991 года сведений о постановке на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий Сариогло Ф.И. не имеется. В архивном фонде Большереченского райисполкома Омской области в решениях исполкома за 1991 год, решениях Малого Совета за 1991-1993 года сведений о постановке на учет Сариогло Ф.И. как нуждающегося в улучшении жилищных условий не имеется, в имеющихся списках очередности на получение жилья Сариогло Ф.И. не значится.

Согласно ответу архивного отдела Администрации Большереченского муниципального района Омской области от 16.10.2017 года в документах архивного фонда администрации Большереченского городского поселения в решениях председателя исполкома за 1992 год и постановлениях главы администрации поселка за 1993-1994 года об утверждении списком очередности на получение жилья Сариогло Ф.И. не значится.

Кроме того, поскольку из материалов дела следует, что в 1992 году истец постоянно работал в районе Крайнего Севера, постоянно в пос. Большеречье Омской области не проживал, следовательно, не мог быть поставленным на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в 1991 году в соответствии с указанными правилами.

С учётом сведений, содержащихся в архивных фондах, а также документов, находящихся в учётном деле истца, представленном ответчиком суду апелляционной инстанции в подлиннике, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции обоснованно были отклонены доводы Сариогло Ф.И. о постановке его на учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий в 1991 году.

Ранее действовавший Федеральный закон от 25 июля 1998 года N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" предусматривал, что правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации (ч. 1 ст. 1); средства федерального бюджета, предусмотренные на предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных в ним местностей, в объеме до 5 процентов используются на предоставление жилищных субсидий гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, нуждающимся в улучшении жилищных условий по новому месту жительства и имеющим в соответствии с данным Федеральным законом право на получение таких субсидий (ст. 2).

Нормативные правовые акты, действовавшие до вступления в силу названного Федерального закона, предоставляли право на получение за счет средств федерального бюджета безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 10 лет и состоявшим на учете по улучшению жилищных условий (абзац четвертый пункта 5 Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья, утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 10 декабря 1993 года N 1278; абзац третий пункта 3 Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 года N 937; часть 2 статьи 5 Федерального закона от 17 августа 1996 года "О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году").

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N 8-П "По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального Закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в связи с жалобами граждан С. и Х." часть первая статьи 1 и статьи 2 Федерального закона от 25 июля 1998 года признана не соответствующей Конституции РФ в той части, в какой предусмотренное ею требование о наличии минимального 15-летнего стажа работы (времени проживания) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающего право на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, распространяется на граждан, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели такое право при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 лет.

Из содержания указанного Постановления следует, что право гражданина на получение жилищной субсидии, приобретенное им до вступления в силу Федерального закона от 25 июля 1998 года, не может быть ограничено принятыми в дальнейшем законодательными актами. Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означает, по существу, отмену для этих лиц права на получение жилищной субсидии, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, что несовместимо с требованиями, вытекающими из статей 1, 2, 18, 54, 55 и 57 Конституции Российской Федерации.

Значение данного Постановления Конституционного Суда РФ заключается в том, что оно, по сути, подтвердило право лиц, имеющих трудовой стаж в районах Крайнего Севера не менее 10 лет, заработанный до вступления в силу в 1998 году Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", на получение жилищной субсидии для приобретения жилья.

Согласно п.п. 2, 5 Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.12.1993 N 1278, субсидии предоставляются гражданам (по их желанию), состоящим на учете по улучшению жилищных условий в местных органах исполнительной власти, на предприятиях, в организациях и воинских частях, а также лицам, имеющим в соответствии с действующим законодательством право на льготное финансирование строительства или приобретения жилья, но не использовавшим это право. За счет средств республиканского бюджета Российской Федерации субсидии предоставляются в пределах объема, предусмотренного в этом бюджете для финансирования жилищного строительства на соответствующий год, на основе заявок республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также министерств и ведомств Российской Федерации лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 10 лет.

Из абзаца 3 пункта 3 Положения о предоставлении гражданам РФ, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03 августа 1996 г. N 937 (в ред. Постановления Правительства от 20 августа 2001 г. N 594), следует, что за счет средств федерального бюджета субсидия предоставляется (в пределах предусмотренных объемов) следующим категориям граждан: лицам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющим стаж работы или время проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации, а также лицам, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации, действующим до 31 июля 1998 г., приобрели право на получение жилищных субсидий при наличии стажа работы или времени проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 10 лет.

Таким образом, Сариогло Ф.И. приобрел право для постановки на учет для получения жилищной субсидии к моменту обращения в администрацию с заявлением о постановке его на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий в 1998 году, однако доказательств обращения с соответствующим заявлением о предоставлении субсидии как лицо, проработавшее в районах Крайнего Севера не менее 10 лет, не имеется.

Кроме того, в тексте искового заявления Сариогло Ф.И. указывает, что в 1998 году он являлся в поселковую администрацию для написания «заявления о переводе с кооперативной очереди на общую».

Согласно ст. 10 Федерального закона от 25 июля 1998 года N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" очередность предоставления жилищных субсидий гражданам, а также порядок сдачи выезжающими гражданами занимаемого ими жилья и дальнейшего его использования определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 12 Правил предоставления жилых помещений в Омской области, утв. Постановлением Исполнительного комитета Омского областного Совета народных депутатов и президиума областного Совета профессиональных союзов от 26.12.1985 года № 414 (в ред. действовавшей на момент обращения истца с заявлением от 28.08.1998) для принятия на учет гражданами подаются заявления по установленной форме (приложение N 1). К заявлению прилагаются: выписка из домовой книги или копия финансового лицевого счета, справка бюро технической инвентаризации и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса.

Из буквального содержания указанного заявления истца не усматривается, что Сариогло Ф.И. в 1998 году просил предоставить ему субсидию на приобретение жилья. Документы, приложенные к заявлению, также не свидетельствуют о представлении истцом информации о его работе в районах Крайнего Севера.

Таким образом, оснований для включения его в очередь для получения жилищной субсидии у органа местного самоуправления в 1998 году не имелось.

Истец указывает в исковом заявлении, что в 2012 году он обратился в Администрацию Большереченского района Омской области. На его обращение дан ответ, согласно которому подтверждено, что он состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, предоставляемых по договору социального найма, номер очереди 147.

<...> года Сариогло Ф.И. обратился в Администрацию <...> района Омской области с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. В заявлении указал, о необходимости восстановления его и его семьи в списках лиц, выехавших из районов Крайнего Севера с 1991 года. К заявлению помимо документов, содержащих сведения о составе семьи и имущественном положении предоставил трудовую книжку.

Решением Комиссии по урегулированию жилищных отношений Администрации Большереченского муниципального района Омской области от <...> было отказано во включении истца в список граждан, имеющих общее право на получение жилищных социальных выплат и восстановлении его в данной очереди с 1991 года в связи с тем, что стаж работы на момент обращения в районах Крайнего Севера составлял менее 15 лет.

Из искового заявления Сариогло Ф.И. явствует, что в момент обращения <...> с заявлением ему стало известно о том, что в списки граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий как лицо, прибывшее из районов Крайнего Севера, по состоянию на <...> он не включен. В связи с чем, выводы суда первой инстанции о пропуске истцом срока исковой давности по требованию о восстановлении его в списках с 1991 года являются правильными.

<...> года Сариогло Ф.А. обратился в Администрацию <...> района Омской области с заявлением о внесении его в списки нуждающихся в жилом помещении как лицо, имеющее право на получение жилищных субсидий.

Решением Комиссии по урегулированию жилищных отношений Администрации <...> муниципального района Омской области от <...> года истец был включен в список граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по категории граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Также в указанный список истец был включен на основании его заявлений решениями Администрации Большереченского муниципального района Омской области от 06.07.2015 года, 10.06.2016 года, 26.06.2017 года.

В апелляционной жалобе заявитель указывает на необоснованность включения его в списки с <...> года, полагая необоснованным решение Комиссии по урегулированию жилищных отношений Администрации Большереченского муниципального района Омской области от <...> года.

В связи с принятием Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" Федеральный закон от 25 июля 1998 г. N 131-ФЗ с 1 января 2003 года признан утратившим силу (статья 11).

В соответствии со ст. 1 Федерального Закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

С принятием Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ был изменен порядок и условия получения социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера. Законодатель установил предоставление жилищных субсидий социально-значимым категориям получателей, с учетом очередности их предоставления исходя из особенностей этих категорий, по спискам, сформированным в соответствии с утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 879 Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Согласно п. 9 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для регистрации и постановки на учет гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) по месту жительства следующие документы:

а) заявление по форме согласно приложению N 1;

б) заверенные копии документов, удостоверяющих личность заявителя и проживающих с ним членов семьи;

в) справку о составе семьи заявителя и занимаемом жилом помещении;

г) заверенные копии документов, подтверждающих трудовой стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

д) заверенную копию пенсионного удостоверения - для пенсионеров;

справка об инвалидности - для инвалидов I и II групп, а также для инвалидов с детства;

справку органов службы занятости населения о признании заявителя в установленном порядке безработным - для безработных, состоящих не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту постоянного проживания.

Решение о постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, или об отказе в постановке на учет принимается органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органами местного самоуправления) в 15-дневный срок с даты регистрации заявлений граждан (п. 12).

Уведомление о принятии решения о постановке гражданина на учет имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья или об отказе в постановке на учет с указанием причин отказа направляется заявителю в течение 5 рабочих дней с даты принятия соответствующего решения (п.13).

Как следует из содержания заявления истца от 05.09.2012 года, заявление по форме согласно приложению № 1 Положения и необходимый перечень документов был им предоставлен, как указано выше, право на получение социальной выплаты у истца, как лица, проработавшего в районах Крайнего Севера, возникло по ранее действовавшему законодательству.

При таких обстоятельствах оснований для отказа в постановке истца на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в 2012 году не имелось.

Статьей 2 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ установлена следующая очередность предоставления жилищных субсидий:

в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);

во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам;

в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.

Очередность предоставления социальных выплат для каждой категории граждан, установленная статьей 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", в соответствии с Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 г. N 879 (ред. от 03.11.2011 г.), определяется в зависимости от даты регистрации поданного заявления о постановке на учет, а в случае, когда даты совпадают, - от номера, за которым зарегистрировано заявление (пункт 20).

Граждане, указанные в части первой статьи 2 названного закона и принятые на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий до дня вступления в силу Федерального закона N 125-ФЗ, сохраняют право на получение жилищных субсидий в соответствии с имеющейся очередностью для каждой категории граждан (часть 3 статьи 2).

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, реализация предусмотренного Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ права на предоставление жилищных субсидий с 1 января 2003 года поставлена законодателем в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, имеющих первоочередное право, а также равной категории, принятых на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий, то есть предусматривает возможность получения жилищной субсидии лишь в порядке очередности.

Право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом (статья 4).

Согласно статьям 7 и 8 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" средства федерального бюджета на реализацию жилищных гарантий, установленных данным Федеральным законом, предусматриваются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и распределяются по субъектам Российской Федерации в соответствии с методикой, разработанной Правительством Российской Федерации (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2003 года N 433). Аналогичное положение, касающееся распределения по субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета для указанной категории граждан, содержится и в абзаце восьмом пункта 28 Правил.

Постановлением Правительства РФ от 16.07.2003 N 433 (ред. от 15.12.2016) "Об утверждении методики распределения по субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета на осуществление социальных выплат для приобретения жилья гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" предусмотрено, что распределение средств федерального бюджета на социальные выплаты производится по субъектам Российской Федерации, в которых граждане, имеющие право на социальные выплаты, состоят на учете в соответствии с Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 879 "Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", и изъявили желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом году в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы" (далее соответственно - граждане, сертификат).

Согласно сводному списку граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2018 год, утвержденному главой <...> района Омской области 01.07.2017 года, в списках граждан, на получение сертификата, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Сариогло Ф.И. стоит вторым после лица, обратившегося с заявлением о включении его в очередь <...> Граждан, имеющих право на получение сертификата во внеочередном порядке, не имеется.

Согласно ответу Главы Администрации <...> Муниципального района Омской области от 01.11.2017 года, за период с сентября 2011 года по сентябрь 2017 года по подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по Большереченскому муниципальному району Омской области, социальных выплат не получали.

Сведений об обращении истца с заявлением о включении в списки на предоставление жилищной субсидии ранее 2012 года материалы дела не содержат.

При отсутствии выплат по подпрограмме с 2011 года и исходя из установленной истцу очередности (за номером 2 в списках граждан, имеющих право на получение сертификата), оснований для удовлетворения требований истца о включении его в списки согласно норм Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" не имеется.

Довод апелляционной жалобы о ненадлежащем извещении истца о судебном заседании 16.08.2017 года является несостоятельным по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 113 ГПК РФ лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

Согласно п.1 ст.165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в п. 67 Постановления от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения.

Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.

В п. 68 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 разъяснено, что ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.

В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Согласно ч.5 ст.167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.

Из материалов дела следует, что в адрес Сариогло Ф.И. по адресу: <...> было направлено заказное письмо, содержащее судебные повестки одновременно на беседу 08.08.2017 года в 12.00 часов и на судебное заседание 16.08.2017 года в 11.00 часов, а также копию определения от 04.07.2017 года о принятии заявления и подготовке дела № 2-489/2017 к судебному разбирательству.

Согласно заявлению, направленному в адрес суда 03.08.2017 и полученному судом 04.08.2017 года Сариогло Ф.И. просил рассмотреть дело в его отсутствие, что давало суду право при надлежащем извещении рассмотреть дело без участия истца.

Апелляционная жалоба, дополнения к ней не содержат доводов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.

Изложенные в ней доводы признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда

определила:

решение Большереченского районного суда Омской области от 16 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Председательствующий: Костючко Ю.С. Дело № 33-7041/2017