ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 14О0000-01-2021-000129-49 от 30.06.2022 Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

УИД № 14OS0000-01-2021-000129-49

Дело № 66а-931/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Новосибирск 30 июня 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Захарова Е.И.,

судей Роженцевой Ю.В., Никитиной Г.Н.,

при секретаре Акматовой О.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3, ФИО4, несовершеннолетних ФИО2, ФИО5 в лице их законных представителей, ФИО1 об оспаривании нормативного правового акта в части

с апелляционной жалобой Якутской городской Думы на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ, которым административное исковое заявление удовлетворено.

Заслушав доклад судьи ФИО9, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мищенко Е.Ю., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

УСТАНОВИЛА:

решением Якутской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № РЯГД-5-9 принят нормативный правовой акт от 25 декабря 2013 года № 169-НПА «Правила землепользования и застройки городского округа «» (далее - Правила землепользования и застройки, Правила).

ФИО8 и ФИО4, несовершеннолетние ФИО2 и ФИО5 в лице их законных представителей, а также ФИО1 обратились в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, указывая, что являются сособственниками земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: Согласно Карте градостроительного зонирования городского округа «Город Якутск», содержащейся в Приложении № 1 к Правилам землепользования и застройки городского округа «город Якутск», указанный земельный участок отнесен к территориальной зоне «Л-1» - зона территорий, занятых компактно произрастающей высокорастущей растительностью; естественных ландшафтов; естественных водоемов. В соответствии с Генеральным планом городского округа «Город Якутск», утвержденным постановлением городского Собрания депутатов города Якутска от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером отнесен к зоне «ОД» - общественно-деловое назначение. С учетом изложенного просили признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу Правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск» в части отнесения в Приложении № 1 «Карта градостроительного зонирования городского округа «город Якутск»» к Правилам землепользования и застройки городского округа земельного участка с кадастровым номером к территориальной зоне Л-1.

Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление удовлетворено.

В апелляционной жалобе Якутская городская Дума просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что утверждение административных истцов на невозможность перераспределения земельного участка до желаемых параметров не соответствует действительности, поскольку каких-либо отказов со стороны департамента имущественных и земельных отношений городского округа «город Якутск» либо МКУ «Агентство земельных отношений» городского округа «город Якутск» в материалы дела не представлено, нарушение права на перераспределение спорного земельного участка не доказано. Действующие Правила землепользования и застройки на территории городского округа «город Якутск» не влияют на реализацию прав административных истцов, в частности, при регистрации права собственности на жилой дом, находящийся на территории данного земельного участка, у заявителей каких-либо затруднений не возникло.

Относительно доводов апелляционной жалобы представителем административных истцов и участвующим в деле прокурором представлены письменные возражения, в которых они просят решение суда оставить без изменения.

Лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещались надлежащим образом.

На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16, частью 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктами 1 и 3 части 3 статьи 8, частью 1 статьи 24 и частью 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган местного самоуправления городского округа принимает муниципальные правовые акты.

Из материалов дела усматривается, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах полномочий с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Кодексу.

Согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований. Данная норма корреспондирует общему правилу, установленному частью 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации об обязательности документов территориального планирования для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

К документам территориального планирования муниципальных образований относятся, в частности, генеральные планы городских округов (часть 3 пункта 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Из системного толкования положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, пункта 1 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для соответствующей функциональной зоны. Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, в том числе в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования (часть 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, законом закреплен принцип первичности генерального плана городского округа как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что административным истцам принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: », с разрешенным использованием «под индивидуальный жилой дом без права возведения капитального строения», площадью 438 кв.м, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.

Согласно Генеральному плану городского округа «город Якутск», утвержденному постановлением городского Собрания депутатов г. Якутска от 16 марта 2005 года № ПГС-30-1, земельный участок с кадастровым номером отнесен к зоне «ОД» - общественно-деловое назначение.

В соответствии с Картой градостроительного зонирования городского округа «город Якутск», содержащейся в Приложении № 1 к Правилам землепользования и застройки, пунктом 43.10 Правил указанный земельный участок расположен в территориальной зоне Л-1 - зоне территорий, занятых компактно произрастающей высокорастущей растительностью; естественных ландшафтов; естественных водоемов; сложившихся заниженных участков рельефа, служащих для сбора поверхностных вод с прилегающих территорий и предотвращающих затопление и подтопление прилегающих земельных участков с возможностью использования под сенокошение.

Правилами предусмотрены следующие виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в зоне Л-1: овощеводство, охота и рыбалка, природно-познавательный туризм, птицеводство, пчеловодство, свиноводство, скотоводство, туристическое обслуживание.

Как правильно указал суд, разрешая административно-правовой спор, отнесение земельного участка, принадлежащего административным истцам, к территориальной зоне Л-1, может явиться препятствием для осуществления их прав как собственников, поскольку к видам разрешенного использования земельных участков в указанной зоне такой вид использования земельного участка как жилищное индивидуальное строительство не предусмотрен. В общественно-деловой зоне также не предусмотрены такие виды разрешенного использования как овощеводство, охота и рыбалка, природно-познавательный туризм, птицеводство, пчеловодство, свиноводство, скотоводство, туристическое обслуживание.

При таких обстоятельствах доводы административного ответчика о том, что Правила землепользования и застройки в оспариваемой части не нарушают прав административных истцов, поскольку последние вправе пользоваться земельным участком по прежнему фактическому виду разрешенного использования, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку положения абзаца четвертого пункта 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ относятся лишь к случаям, когда ранее возникшее использование объектов недвижимости сохраняется в неизменном виде. В случае же необходимости изменения параметров объектов капитального строительства (реконструкция) либо строительства новых объектов, соблюдение требований градостроительных регламентов обязательно, то есть указанные нормы допускают возможность использования без приведения в соответствие с градостроительным регламентом лишь ранее существовавших объектов.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они являются мотивированными, основанными на надлежащей оценке представленных в суд доказательств.

Таким образом, Правила землепользования и застройки в части отнесения спорного земельного участка к территориальной зоне Л-1 противоречит требованиям части 3 статьи 9, пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации и положениям Генерального плана городского округа «город Якутск».

С учетом изложенных обстоятельств и на основании анализа приведенных выше законоположений суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что нахождение спорного земельного участка согласно Правила землепользования и застройки в территориальной зоны Л-1 противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также нарушает права административных истцов на использование земельного участка по назначению, в связи с чем правомерно удовлетворил административное исковое заявление.

Доводы апелляционной жалобы, основанные на неправильном толковании закона, не содержит правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления либо опровергающих выводы суда первой инстанции.

Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применены нормы материального права, подлежащие применению к спорному правоотношению, нарушение норм процессуального закона не допущено, то решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены решения суда судебная коллегия не находит.

Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Якутской городской Думы - без удовлетворения.

На апелляционное определение могут быть поданы кассационные жалоба, представление через Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в течение шести месяцев со дня вынесения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено ДД.ММ.ГГГГ.