Судья Н.Г. Такаева Дело № 1589
Учет № 25АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 февраля 2013 года г. Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи О.А. Бегишева
судей Б.Г. Бариева, Р.С. Ибрагимова
при секретаре судебного заседания Д.А. Закиевой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи О.А.Бегишева гражданское дело по апелляционной жалобе А.В. Закирова на решение Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 7 декабря 2012 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований А.В. Закирова к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Татарстан, ФГБУ «Национальный парк «Нижняя Кама» о признании права собственности на объекты недвижимости отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
А.В. Закиров обратился в суд с иском к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Татарстан, ФГБУ «Национальный парк «Нижняя Кама» о признании права собственности на объекты недвижимости.
В обоснование заявленных требований указал, что на основании договора аренды особо охраняемых природных территорий .... от <дата> ему был предоставлен земельный участок площадью 1,0 га, находящийся в квартале 190 выдел 2,6 национального парка «Нижняя Кама».
А.В. Закировым на данном участке построен гостевой дом за счет его личных денежных средств. Он постоянно пользуется данным имуществом, несет бремя по его содержанию. 29 октября 2012 года Тукаевской группой МРФ №8 РГУП БТИ МСА ЖКХ Республики Татарстан изготовлен технический паспорт на указанный гостевой дом.
А.В. Закиров хотел поставить данное недвижимое имущество на государственный кадастровый учет и зарегистрировать свое право собственности.
Просил суд признать право собственности на вышеуказанный объект недвижимости, а именно гостевой дом с инвентарным номером ...., расположенный на земельном участке площадью 1,0 га в квартале 190 выдел 2,6 территории Челнинского лесничества «Национальный парк «Нижняя Кама».
Представители ФГБУ «Национальный парк «Нижняя Кама», Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Татарстан, Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан при рассмотрении данного дела в суде первой инстанции отсутствовали.
Суд вынес решение в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе А.В. Закирова ставится вопрос об отмене решения суда, указывается, что строительство гостевого дома осуществлено с согласия ФГБУ «Национальный парк «Нижняя Кама». Судом первой инстанции нарушено единство толкования и применения закона, неправильно истолкован и применен закон, не подлежащий применению.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В силу ст.2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий:
а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные;
б) национальные парки;
в) природные парки;
г) государственные природные заказники;
д) памятники природы;
е) дендрологические парки и ботанические сады;
ж) лечебно-оздоровительные местности и курорты.
Правительство Российской Федерации, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий (территории, на которых находятся памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и другие).
В целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.
Все особо охраняемые природные территории учитываются при разработке территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки.
На основании принятых схем развития и размещения особо охраняемых природных территорий или территориальных схем охраны природы органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения о резервировании земель, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями, и об ограничении на них хозяйственной деятельности.
Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение.
Особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти, за исключением земельных участков, которые находятся в границах курортов федерального значения и в соответствии с федеральным законом подлежат передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность либо отнесены к собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.
Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Особо охраняемые природные территории местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления.
Территории государственных природных заповедников и национальных парков относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения. Природные парки являются особо охраняемыми территориями регионального значения. Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут объявляться особо охраняемыми природными территориями местного значения.
Особо охраняемые природные территории федерального и регионального значения определяются соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Особо охраняемые природные территории местного значения определяются в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Содержание права государственной собственности на особо охраняемые природные территории, в том числе на находящиеся на них природные комплексы и объекты, устанавливается в порядке, предусмотренном статьями 129, 209 и 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не следует из настоящего Федерального закона.
В силу ч.1 ст.12 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.
В соответствии с п.2 ст.15 вышеуказанного закона, на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе:
а) разведка и разработка полезных ископаемых;
б) деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений;
в) деятельность, влекущая за собой изменения гидрологического режима;
г) предоставление на территориях национальных парков садоводческих и дачных участков;
д) строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, за исключением объектов, размещение которых предусмотрено пунктом 1 настоящей статьи, объектов, связанных с функционированием национальных парков и с обеспечением функционирования расположенных в их границах населенных пунктов;
е) заготовка древесины (за исключением заготовки гражданами древесины для собственных нужд), заготовка живицы, промысловая охота, промышленное рыболовство и прибрежное рыболовство, заготовка пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), других недревесных лесных ресурсов (за исключением заготовки гражданами таких ресурсов для собственных нужд), деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира, сбор биологических коллекций, интродукция живых организмов в целях их акклиматизации;
ж) движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанные с функционированием национальных парков, прогон домашних животных вне дорог и водных путей общего пользования и вне специально предусмотренных для этого мест, сплав древесины по водотокам и водоемам;
з) организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий, организация туристских стоянок и разведение костров за пределами специально предусмотренных для этого мест;
и) вывоз предметов, имеющих историко-культурную ценность.
Согласно ст.17 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», организация рекреационной деятельности, в том числе физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, на территориях национальных парков осуществляется с соблюдением режима особой охраны национальных парков.
В целях организации рекреационной деятельности, в том числе физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, земельные участки в соответствующих функциональных зонах могут предоставляться гражданам, юридическим лицам в аренду в соответствии с земельным законодательством.
Порядок подготовки и заключения договора аренды земельного участка, расположенного в границах соответствующих функциональных зон, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Положения ст.222 Гражданского кодекса Российской Федерации указываю, что самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.
Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Из материалов дела усматривается, что земельный участок площадью 1,0 га, находящийся в квартале 190 выдел 2,6 национального парка «Нижняя Кама», был предоставлен А.В. Закирову на основании договора аренды .... от <дата>.
В соответствии с Правилами подготовки и заключения договора аренды земельного участка национального парка от 26 января 2007 года № 47, предоставление земельного участка национального парка в целях организации рекреационной деятельности осуществляется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях.
В ходе рассмотрения дела в суде первой иснтанции установлено, что подготовка проекта договора аренды земельного участка осуществляется Территориальным органом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом до принятия решения о предоставлении в аренду земельного участка в соответствии с земельным законодательством.
Вместе с тем, согласно представленным документам видно, что договор .... от <дата> о предоставлении А.В. Закирову земельного участка не прошел государственную регистрацию.
Согласно ст.651 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор аренды здания или сооружения, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.
Судебная коллегия согласна с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований А.В. Закирова о признании права собственности на объекты недвижимости, поскольку в ходе судебного заседания в суде первой инстанции установлено, что вышеуказанные объекты находятся на территории национального парка «Нижняя Кама». Разрешения на осуществление строительства у него не имелось.
Таким образом, состоявшееся судебное постановление соответствует нормам материального и процессуального права, постановлено с учетом всех обстоятельств дела, доводов сторон и представленных доказательств, которые судом оценены надлежащим образом.
Доводы апелляционной жалобы А.В. Закирова о том, что строительство гостевого дома осуществлено с согласия ФГБУ «Национальный парк «Нижняя Кама», опровергаются материалами дела и пояснениями сторон. Договор аренды .... от <дата>, на основании которого осуществлена постройка гостевого дома не прошел государственную регистрацию, в силу со ст.651 Гражданского кодекса Российской Федерации, соответственно считается незаключенным.
Ссылка в жалобе, о том, что судом первой инстанции нарушено единство толкования и применения закона, неправильно истолкован и применен закон, не подлежащий применению, не может служить основанием для отмены решения суда.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Тукаевского районного суда Республики Татарстан от 7 декабря 2012 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу А.В. Закирова - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
Председательствующий
Судьи