ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 180001-02-2020-000404-47 от 28.09.2020 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

Судья Яхин И.Н. УИД № 18RS0001-02-2020-000404-47 № 33а-3457/2020 (2а-781/2020)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе

председательствующего Ахкямова Р.Р.,

судей Сентяковой Н.Н., Багаутдиновой Г.Р.,

при секретаре Марковой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 28 сентября 2020 года в городе Ижевске административное дело по апелляционной жалобе административного истца *** на решение Ленинского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления *** к Управлению имущественных отношений и земельных ресурсов Администрации г.Ижевска о признании незаконным решения об отказе в заключении договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Багаудиновой Г.Р., объяснения представителя административного истца *** - ФИО1, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу представителя Управлению имущественных отношений и земельных ресурсов Администрации г.Ижевска ФИО2, судебная коллегия по административным делам

установила:

*** (далее – ***, административный истец) обратился в суд с административным иском к Управлению имущественных отношений и земельных ресурсов Администрации г.Ижевска (далее – административный ответчик) о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в реализации права на выкуп земельного участка; возложении на ответчика обязанности заключить с *** договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес> в течение 30 дней после вступления в законную силу решения суда по делу.

Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый . Жилой дом расположен на земельном участке, который находится в муниципальной собственности. Административный истец владеет земельным участком на праве аренды на основании договора о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды от ДД.ММ.ГГГГ, договора на передачу прав и обязанностей по договору аренды земельного участка (перенайма) от ДД.ММ.ГГГГ. *** обратился в Управление имущественных отношений и земельных ресурсов Администрации г.Ижевска с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность за плату без торгов. ДД.ММ.ГГГГ УИОиЗР Администрации г.Ижевска принято решение об отказе в предоставлении земельного участка в собственность за плату без торгов в связи с тем, что возведенный на земельном участке объект не может быть отнесен к жилым помещениям, если он не отвечает санитарным и техническим нормам и не пригоден для постоянного проживания. Административный истец полагает решение незаконным и необоснованным. Он осуществлял строительство жилого дома строго в соответствии с Градостроительным кодексом РФ. ДД.ММ.ГГГГ он получил уведомление ГУАиГ Администрации г.Ижевска о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке. ДД.ММ.ГГГГ истцом получено Уведомление ГУАиГ Администрации г.Ижевска о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового требованиям законодательства о градостроительной деятельности. Земельные участка, находятся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с законодательством, не могут находится в частной собственности. В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации собственникам зданий, сооружений либо помещений земельные участки, на которых расположены здания, сооружения, либо помещения, предоставляются без проведения торгов. По мнению административного истца, Управление имущественных отношений и земельных ресурсов Администрации города Ижевска не указало основание для отказа в предоставлении спорного земельного участка в собственность путем выкупа, предусмотренные статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации. Решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в заключении договора купли-продажи выкупа земельного участка ограничило право *** владеть, пользоваться, управлять земельным участком, расположенным под жилым домом, а также лишает его права на законных основаниях, в соответствии с гражданским и земельным законодательством выкупить земельный участок.

В судебном заседании:

Административный истец *** не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, представлено заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административного истца ФИО1 заявленные требования поддержала в полном объеме, просила административный иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика ФИО2 административный иск не признал, при этом пояснил, что отказ принят уполномоченным органом, в пределах его компетенции; объект административного истца не обладает признаками жилого дома, пригодного для постоянного проживания; отсутствуют водозаборные сооружения; выгребная яма; туалет; иные постройки; к заявлению какие-либо документы об обеспечении объекта инженерными системами не прикладывались; на момент подачи заявления о выкупе земельного участка объект не был обеспечен электричеством; строение находится 1,97 метров от дерева; участок не огорожен, не благоустроен, на нем расположен лес; малобюджетность строительства на земельном участке выражена в несоразмерности площади испрашиваемого земельного участка площади расположенного на нем объекта, необходимой для его эксплуатации при том, что в территориальной зоне Ж3-2 согласно Правилам землепользования и застройки города Ижевска минимальный размер земельного участка для размещения индивидуального дома составляет 1000 кв.м.

Суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе, поданной административным истцом, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и вынесении нового решения о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в реализации права на выкуп земельного участка; возложении на ответчика обязанности заключить с *** договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 18:26:040018:56 по адресу: УР, <адрес> в течение 30 дней после вступления в законную силу решения суда по делу.

На апелляционную жалобу административным ответчиком поданы письменные возражения, в которых Управление имущественных отношений и земельных ресурсов Администрации <адрес> просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

*** о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещен своевременно и в надлежащей форме, однако в судебное заседание не явился.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики в соответствии со статьей 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося административного истца ***

Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела в полном объеме (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики считает решение суда постановленным с нарушением норм материального права, в связи с чем, подлежащим отмене.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено названным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 названной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, действия (решения) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (решения) нормативным правовым актам и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца.

Из материалов дела следует, что:

ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией города Ижевска и ФИО3 заключен договор о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды (договор аренды земли) , согласно которому арендодатель сдает, а арендатор принимает в пользование на условиях аренды земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером площадью 2000 кв.м с адресом (адресным ориентиром): <адрес>, участок предоставлен для индивидуального жилищного строительства, договор заключен сроком до ДД.ММ.ГГГГ;

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО3 и *** заключен договор на передачу прав и обязанностей по договору аренды земельного участка (перенайма), согласно которому ФИО3 передал, а *** права и обязанности по договору о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды (договор аренды земли) от ДД.ММ.ГГГГ, уступка права (аренда) зарегистрирована в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике ДД.ММ.ГГГГ;

ДД.ММ.ГГГГ между ПАО «МРСК Центра и Приволжья» и *** заключен договор , согласно которому сетевая организация принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств с приложением к договору – Технические условия для присоединения к электрическим сетям;

ДД.ММ.ГГГГ*** обратился в ГУАиГ Администрации г.Ижевска с уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, зарегистрированном от ДД.ММ.ГГГГ;

ДД.ММ.ГГГГ уведомлением заместитель начальника ГУАиГ Администрации г.Ижевска ФИО4 информировал *** о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном по адресу: Удмуртская Республика, <адрес> (кадастровый номер земельного участка

ДД.ММ.ГГГГ*** обратился в ГУАиГ Администрации г.Ижевска с уведомлением об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, зарегистрированном от ДД.ММ.ГГГГ;

ДД.ММ.ГГГГ приказом ГУАиГ строящемуся жилому дому, расположенному в границах земельного участка с кадастровым номером присвоен адрес: <адрес>;

ДД.ММ.ГГГГ уведомлением заместитель начальника ГУАиГ Администрации г.Ижевска ФИО5 сообщил *** о соответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства, указанного в уведомлении, и расположенного на земельном участке с кадастровым номером по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, в 22 м на северо-запад от жилого <адрес>, требованиям законодательства о градостроительной деятельности (почтовый адрес: Удмуртская Республика, <адрес>, приказ о присвоении адреса от ДД.ММ.ГГГГ);

ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости внесены сведения о правообладателе ***, который зарегистрировал право аренды на земельный участок с кадастровым номером площадью 2000 +/- 16 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: Ж-3 – зона застройки индивидуальными жилыми домами, подзона ЖЗ-2 на основе вновь осваиваемых территорий зон комфортной малоэтажной индивидуальной жилой застройки (индивидуальное жилищное строительство), срок аренды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, адрес: <адрес> основание государственной регистрации: договор на передачу прав и обязанностей по договору аренды земельного участка (перенайма) от 15ДД.ММ.ГГГГ, договор о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды (договор аренды земли) от ДД.ММ.ГГГГ;

ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости внесены сведения о правообладателе ***, который зарегистрировал право собственности на жилой дом, площадью 24,7 кв.м, количество этажей: 1, кадастровый , год завершения строительства: 2019, номер и дата государственной регистрации права собственности: от ДД.ММ.ГГГГ, документы-основания: технический план здания от ДД.ММ.ГГГГ, договор на передачу прав и обязанностей по договору аренды земельного участка (перенайма) от ДД.ММ.ГГГГ, договор о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды (договор аренды земли) от ДД.ММ.ГГГГ;

ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника отдела муниципального земельного контроля Управления имущественных отношений и земельных ресурсов Администрации города Ижевска ФИО6 составлен акт планового (рейдового) осмотра, обследования , согласно которому ДД.ММ.ГГГГ с 14 час. 50 мин. до 14 час. 55 мин. проведен плановый (рейдовый) осмотр, обследование территории земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> в ходе которого установлено, что участок не огорожен забором, участок представляет из себя участок липового леса, в южной части участка расположено деревянное строение с заколоченным оконным проемом, иные постройки не выявлены, наличие подведенного электричества не выявлено, наличие дымохода не выявлено;

ДД.ММ.ГГГГ приказом ГУАиГ земельному участку с кадастровым номером присвоен адрес: Российская <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ составлен Акт о выполнении технических условий по электричеству к договору о технологическом присоединении от ДД.ММ.ГГГГ;

ДД.ММ.ГГГГ составлен акт на приемку, замену, проверку, закрытие, демонтаж измерительного комплекса, с заключением о том, что прибор учета допущен в эксплуатацию, опломбирован электрический счетчик, установлена антимагнитная пломба;

ДД.ММ.ГГГГ*** обратился к начальнику Управления имущественных отношений и земельных ресурсов Администрации г.Ижевска с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером для индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес> в собственность за плату без проведения торгов на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, указав при этом, что на испрашиваемом земельном участке расположен жилой дом с кадастровым номером адрес объекта: <адрес>;

ДД.ММ.ГГГГ начальником Управления имущественных отношений и земельных ресурсов Администрации г.Ижевска ФИО7 *** дан ответ об отказе в заключении договора купли-продажи, со ссылкой на пункт 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому уполномоченный орган отказывает в предоставлении земельного участка без проведения торгов в случае, если с заявлением обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов. Отказ мотивирован тем, что участок не огорожен забором, занесен снегом, в южной части участка расположено деревянное строение с заколоченным оконным проёмом, наличие дымохода не выявлено, иные постройки на земельном участке отсутствуют; возведенный на земельном участке объект не может быть отнесен к жилым помещениям, если он не отвечает санитарным техническим нормам и не пригоден для постоянного проживания; объект в качестве жилого дома не используется, конечная цель передачи земельного участка в собственность – для эксплуатации существующего жилого дома не достигнута; осуществление малобюджетного строительства, не соответствующего стоимости приобретаемого земельного участка в совокупности с неиспользованием возведенного строения в качестве жилого свидетельствует о том, что целью строительства объекта на земельном участке является не использование его для постоянного проживания, а исключительно приобретение земельного участка в собственность без проведения конкурентных процедур, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации.

Согласно адресной справке врио начальника отдела по вопросам миграции Отдела полиции №1 УМВД России по г.Ижевску от ДД.ММ.ГГГГ*** зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ.

Отказывая в удовлетворении требований административного истца, суд первой инстанции, ссылаясь на положения пункта 2 части 2 статьи 1, части 1 статьи 218, части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статью 39.2, пункт 1 статьи 39.16, подпункт 5 пункта 1 статьи 1, пункты 1, 2 статьи 39.3, пункт 1 статьи 39.20, подпункт 3 пункта 5 статьи 39.17, статью 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, части 1,2 статьи 16, части 1,4 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации, пришел к следующим выводам:

*** обратился в суд в установленный законом 3-месячный срок; оспариваемое решение принято в соответствии с требованиями закона и не нарушает прав административного истца, право собственности *** на объект недвижимости зарегистрировано в упрощенном порядке, не предполагающем осуществления контроля, направленного на проверку назначения объекта недвижимости; информация о назначении объекта как «жилой дом» внесена в ЕГРН на основании технического плана здания, который, в свою очередь, основан на данных декларативного характера; одно лишь указание в ЕГРН о жилом назначении объекта не может являться достаточным для утверждения, что возведенный объект недвижимости в действительности является жилым домом; факт регистрации по месту жительства сам по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для признания того или иного строения жилым; строение, возведенное ***, не имело и не имеет признаков жилого дома, поскольку представляет собой одно помещение, разделение на комнаты в нем отсутствует, инженерные коммуникации не подключены и не подведены, участок не огорожен, вспомогательные помещения (кухня, ванная, санузел) в строении отсутствуют; административным ответчиком доказано, что строение в качестве жилого не используется и не могло быть использовано; суд усмотрел в действиях административного истца признаки злоупотребления правом, которое направлено на приобретение права собственности на земельный участок в обход установленного законом порядке без уплаты его реальной рыночной стоимости; возведение на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, объекта, не являющегося индивидуальным жилым домом, не влечет за собой возникновения у его собственника права на приобретение земельного участка без проведения торгов, следовательно, *** является лицом, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка.

Суд апелляционной инстанции, рассмотрев административное дело в полном объеме по имеющимся в деле доказательствам, выводы суда первой инстанции признает ошибочными ввиду неправильного применения норм материального права.

Судебная коллегия исходит из того, что *** как собственник жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 18:26:040018:56, в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3, пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации имеет право на приобретение земельного участка в собственность за плату без проведения торгов.

Одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 39.20 названного Кодекса, если иное не установлено названной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. Продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20, осуществляется без проведения торгов (подпункт 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации).

Статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов; подпунктом 3 пункта 5 названной статьи предусмотрено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает его, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 названного Кодекса, каждое из которых является самостоятельным основанием для принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка.

Согласно пунктам 1, 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, в том числе в случаях, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка.

Пунктами 1, 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с названным Кодексом, федеральными законами не могут находится в частной собственности.

В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 названного Кодекса (далее - уполномоченный орган).

Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 названного Кодекса.

В пункте 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных названным Кодексом и иными законами.

Из положений статьи 219 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Действующее законодательство относит к объектам индивидуального жилищного строительства (далее - объекты ИЖС) отдельно стоящие здания (жилые дома, индивидуальные жилые дома) с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более 20 метров, которые состоят из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таких зданиях, и не предназначены для раздела на самостоятельные объекты недвижимости (п. 39 ст. 1 ГрК РФ).

Согласно части 1 статьи 28, Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет, государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Административный истец предоставил документы, согласно которым он является собственником жилого дома площадью 24,7 кв.м с кадастровым номером 18:26:040018:104, расположенного по адресу: <адрес>

Право собственности на указанный жилой дом зарегистрировано ***, что подтверждается Выпиской из ЕГРН и иными документами, имеющимися в материалах дела.

Вышеуказанный жилой дом расположен на земельном участке площадью 2000 кв.м с кадастровым номером , имеющим вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, по адресу: <адрес>, что подтверждается Выпиской из ЕГРН и правоустанавливающими документами.

Согласно градостроительному плану земельного участка основным видом разрешенного использования указанного земельного участка является обслуживание индивидуального жилого дома. Таким образом, земельный участок сформирован для обслуживания принадлежащего административному истцу индивидуального жилого дома.

Заявитель, намереваясь выкупить земельный участок у собственника (муниципального образования), обратился в уполномоченный орган Управление имущественных отношений и земельных ресурсов Администрации города Ижевска с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в собственность за плату без проведения торгов.

Следовательно, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях административного истца признаков злоупотребления правом, которое направлено на приобретение права собственности на земельный участок в обход установленного законом порядке без уплаты его реальной рыночной стоимости, судебной коллегией отклоняются как необоснованные.

Вывод суда о том, что возведенный объект недвижимости не может являться жилым домом, судебная коллегия находит несостоятельным.

Так, ДД.ММ.ГГГГ*** получил Уведомление ГУАиГ Администрации г.Ижевска о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> (кадастровый номер земельного участка ).

Данное уведомление дает право застройщику осуществлять строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства в соответствии с параметрами, указанными в уведомлении о планируемом строительстве (часть 13 статьи 51.1 ГрК РФ).

ДД.ММ.ГГГГ*** получил уведомление ГУАиГ Администрации г.Ижевска о соответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства, указанного в уведомлении, и расположенного на земельном участке с кадастровым номером 18:26:040018:56 по адресу: <адрес>, требованиям законодательства о градостроительной деятельности (почтовый адрес: <адрес>, приказ о присвоении адреса от ДД.ММ.ГГГГ).

Как указано выше, ДД.ММ.ГГГГ*** зарегистрировал право собственности на жилой дом в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике.

Также, что объект постройки обладает признаками жилого дома, подтверждается письмом ГУАиГ Администрации г.Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с Картой градостроительного зонирования в составе Правил землепользования и застройки г.Ижевска, утвержденных решением Городской думы г.Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером находится в зоне застройки индивидуальными жилыми домами ЖЗ-2. Максимальный процент застройки в границах земельного участка для индивидуальных жилых домов составляет 20 м, предельная высота зданий и сооружений – 9 м. Минимальный набор помещений, минимальная площадь индивидуального жилого дома не отнесены к предельным параметрам, установленных Правилами.

Площадь индивидуального жилого дома должна быть не менее установленной нормы, предусмотренной действующим законодательством. В соответствии с решением Городской Думы г.Ижевска № 349 от 28 июля 2005 года установлена учетная норма площади жилого помещения 10 кв.м и менее общей площади жилого помещения на одного человека в целях принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и в размере 13,3 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека норма предоставления площади жилого помещения.

В настоящее время состав помещений одноквартирного (индивидуального) дома при проектировании выбирается собственником самостоятельно и является для него рекомендуемым.

Необходимо отметить, что в договоре о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды (договор аренды земли) от ДД.ММ.ГГГГ не указаны параметры индивидуального жилого дома, которые должен был возводить арендатор земельного участка.

Административным истцом в материалы дела предоставлен договор об осуществлении технологического присоединения от ДД.ММ.ГГГГ, технические условия для присоединения к электрическим сетям от ДД.ММ.ГГГГ, Акт об осуществлении технологического присоединения от ДД.ММ.ГГГГ.

Указанные документы также подтверждают наличие инженерных сетей возведенного объекта недвижимости.

При этом отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме не являются основаниями, при которых жилые помещения не могут быть признаны непригодными для проживания (пункт 41 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции»).

Таким образом, *** в рамках действующего законодательства возвел жилой дом площадью 24,7 кв.м на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, в установленном законом порядке зарегистрировал право собственности на жилой дом, заключил договоры и обеспечил подключение к электросетям, сам зарегистрировался по месту жительства в указанном доме, тем самым указав, что построенный объект недвижимости является жилым домом.

Административный ответчик иных доказательств, кроме осмотра снаружи возведенного объекта, не представил, в суде апелляционной инстанции представитель административного ответчика сообщил, что осмотр объекта недвижимого имущества проводился лишь снаружи, без внутреннего осмотра возведенного объекта.

Тот факт, что объект недвижимости с кадастровым номером 18:26:040018:104 признаками жилого дома не обладает, достаточными и достоверными доказательствами не подтвержден, отдельно принятыми судебными актами, вступившими в законную силу, не установлен, поскольку таковых не принималось, иных доказательств суду не представлено.

Таким образом, решение от ДД.ММ.ГГГГ начальника Управления имущественных отношений и земельных ресурсов Администрации г.Ижевска ФИО7 об отказе *** в заключении договора купли-продажи, со ссылкой на пункт 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому уполномоченный орган отказывает в предоставлении земельного участка без проведения торгов в случае, если с заявлением обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов, не соответствует нормам действующего законодательства.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики приходит к выводу об отсутствии у административного ответчика оснований для вынесения оспариваемого решения, в форме отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов, а доводы апелляционной жалобы заслуживающими внимания.

Допущенная судом ошибка при применении норм материального права повлекла неправомерный отказ в удовлетворении заявленных требований.

Учитывая вышеуказанные обстоятельства, а также то, что оспариваемый отказ от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует закону и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении административных исковых требований в части.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Ленинского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ отменить.

Принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска.

Признать незаконным решение Управления имущественных отношений и земельных ресурсов Администрации г.Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в реализации права на выкуп земельного участка.

Возложить на Управление имущественных отношений и земельных ресурсов Администрации г.Ижевска обязанность повторно рассмотреть заявление *** о заключении с ним договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, в порядке и сроки, установленными действующим законодательством.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение шести месяцев через суд, принявший решение.

Председательствующий Р.Р. Ахкямов

Судьи Н.Н. Сентякова

Г.Р. Багаутдинова