ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 180009-01-2021-003351-63 от 23.05.2022 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

Судья Караневич Е.В.

дело № 2а-209/2022 (суд первой инстанции)

дело № 33а-1574/2022 (суда апелляционной инстанции)

уникальный идентификатор дела № 18RS0009-01-2021-003351-63

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Сентяковой Н.Н.

судей: Захарчука О.В., Чегодаевой О.П.,

при секретаре Гирбасовой С.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ижевске Удмуртской Республики 23 мая 2022 года дело по апелляционной жалобе административного истца К в интересах которой действует законный представитель К на решение Воткинского районного суда Удмуртской Республики от 21 января 2022 года, которым

в удовлетворении административного искового заявления К в интересах которой действует законный представитель К к Управлению Росреестра по УР, апелляционной комиссии по рассмотрению заявлений об обжаловании решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета или решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав при Управлении Росреестра по УР, ее председателю Кувшинову А.А., государственному регистратору Пономаревой О.А. о признании незаконным решения (уведомления) №КУВД-001/2021-6807898/1 от 05.03.2021 о приостановлении государственного кадастрового учета, бездействия по рассмотрению заявления об обжаловании решения (уведомления) №КУВД-001/2021-6807898/1 от 05.03.2021 о приостановлении государственного кадастрового учета в апелляционную комиссию, обязании осуществить государственный кадастровый учет сведений о местоположении границ земельного участка, отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Захарчука О.В., выслушав объяснения представителя административного истца Михайлова А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Управления Росреестра по УР – Шкляевой С.А., полагавшая апелляционную жалобу не обоснованной, судебная коллегия

установила:

К в интересах которой действует законный представитель К (далее – административный истец) обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Управления Россрестра по УР о приостановлении государственного кадастрового учета, признании незаконным бездействия по рассмотрению заявления об обжаловании названного приостановления в апелляционную комиссию.

В обоснование заявленных требований указано, что 25.02.2021 К действуя в интересах несовершеннолетней дочери обратился к административному ответчику с заявлением о государственном кадастровом учете, изменений земельного участка с кадастровым номером . Решением административного ответчика от 05.03.2021 приостановлен государственный кадастровый учет ввиду не соответствия представленных документов закону, а именно не согласования границ земельного участка, что не соответствует действительности. Получив, как полагает административный истец незаконное решение о приостановлении государственного кадастрового учета было подано 31.03.2021 апелляционное заявление, которое до сих пор не рассмотрено.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе на решение суда первой инстанции административный истец просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что решение о приостановлении государственного кадастрового учета незаконно, так как заявление о приостановлении им было подано вынужденно. Основания для приостановления государственного кадастрового учета не обоснованы в оспариваемом решении. Полагает, что о бездействии апелляционной комиссии свидетельствует факт не рассмотрения до настоящего времени его апелляционного заявления.

В соответствии со ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) судебная коллегия рассматривает административное дело в полном объеме, так как суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Положения части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривают, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 9 и ч. 11 ст. 226 КАС РФ на лицо, обратившееся в суд, возлагается обязанность доказывания обстоятельств:

- нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца;

- соблюдение сроков и обращения в суд.

Законность (полномочия, порядок принятия, основания, соответствие нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения) оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) доказывает административный ответчик (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет полностью или в части заявленные требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Исходя из названных положений следует, что суд удовлетворяет заявленные требования при одновременном наличии двух условий: оспариваемое решение или действие (бездействие) принято либо совершено в нарушение требований закона, а также нарушает права и охраняемые законом интересы административного истца. В ином случае суд отказывает в удовлетворении заявления.

Оценивая вопрос срока на обращение в суд с административным исковым заявлением судебная коллегия приходит к выводу о том, что срок на обращение в суд не пропущен.

Как следует из материалов административного дела и установлено судом, К, являющегося законным представителем собственника земельного участка, расположенного по адресу: УР, <адрес>, кадастровый , принадлежавший несовершеннолетней дочери К 25.02.2021 было подано заявление в Управление Росреестра по УР об осуществлении государственного кадастрового учета в отношении данного земельного участка, в котором просил осуществить учет изменений в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ.

Кроме того, К 25.02.2021было подано заявление, в котором просил в случае обнаружения ошибок, допущенных в документах, представленных к вышеуказанному заявлению, которые препятствуют осуществлению государственного кадастрового учета, приостановить осуществление государственного кадастрового учета по данному заявлению, до устранения указанных препятствий, но не более чем на 6 месяцев.

На указанное заявление уведомлением Управления Росреестра по Удмуртской Республике от 05.03.2021 был приостановлен государственный кадастровый учет до 06.09.2021, в связи с поступившим заявлением на приостановление от 25.02.2021 на срок не более 6 месяцев (ч.1 ст.30 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 №218-ФЗ).

В дальнейшем, К 31.03.2021 через МФЦ г. Воткинска филиала «Воткинский» АУ «МФЦ УР» в Управление Росреестра по УР было подано заявление о принятии дополнительных документов, а именно: заявление о представлении дополнительных документов от 31.03.2021; свидетельство о рождении К; заявление от 31.03.2021 об обжаловании решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета; межевой план от 30.05.2017; решение Воткинского районного суда Удмуртской Республики от 21.02.2018; апелляционное определение Верховного Суда Удмуртской Республики от 30.05.2018 (л.д. 72-104).

Считая, что уведомление от 05.03.2021 незаконным, К обратился в суд с административным иском.

Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, регулируются Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ).

В силу пункта 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Как следует из оспариваемого уведомления, основанием для приостановления осуществления действий по государственному кадастровому учету послужило само заявление К от 25.02.2021 на приостановление на срок не более 6 месяцев.

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются в течение двенадцати рабочих дней с даты приема многофункциональным центром заявления на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов (независимо от формы представления документов), если иное не установлено федеральным законом

В соответствии ч. 1 и ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав могут быть приостановлены не более чем на шесть месяцев однократно на основании заявления лиц, указанных в статье 15 настоящего Федерального закона. В заявлении указываются причины, послужившие основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, и срок, необходимый для такого приостановления. В случае отсутствия в данном заявлении указания на срок, необходимый для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав приостанавливаются на срок шесть месяцев.

В силу ч. 6 ст. 30 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ, указанные в настоящей статье заявления представляются соответствующими лицами способами, предусмотренными частью 1 статьи 18 настоящего Федерального закона, в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования.

Исходя из буквального толкования указанных норм, законодателем предусмотрена однократная возможность приостановления осуществления государственного кадастрового учета по заявлению лица, обратившегося с заявлением о его осуществлении в Управление Росреестра по УР, чем и воспользовался К, написав в адрес Управления Росреестра по УР соответствующее заявление от 25.02.2021.

Требование К по заявлению от 25.02.2021 государственным регистратором Пономаревой О.А. было удовлетворено, осуществление действий по государственному кадастровому учету было приостановлено до 6 сентября 2021.

Отказывая в удовлетворении требований административного истца суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что нарушения прав и законных интересов административного истца нет, приостановление государственного кадастрового учета в отношении земельного участка с кадастровым номером 18:27:070202:98, законно.

Основанием для приостановления государственного кадастрового учета в заявлении административным истцом указано на обнаружение ошибок в предоставленных документов.

Из оспариваемого уведомления от 05.03.2021 следует, что ввиду обнаружения недостатков в представленных документах касающихся описанию границ земельного участка, которые изменены решением суда, при том, что отсутствует согласование его границ, а так же ввиду несоответствия межевому плану требованиям закона и было реализовано заявление К о приостановлении государственного кадастрового учета.

Основания послужившее поводом для приостановления государственной кадастрового учета как то, что факт заявления о приостановлении, а также факт недостатков документов нашли свое подтверждение представленными доказательствами в административном деле.

При наличии указанных недостатков и при наличии заявления о приостановлении должностным лицом Управления Росреестра по Удмуртской Республике обоснованно и законно было приостановлено государственный кадастровый учет, поскольку выявив недостатки административный истец реализовал право по его заявлению, приостановив государственный кадастровый учет.

Кроме того, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что с учетом отсутствия в апелляционной комиссии заявления К на уведомление от 05.03.2021 бездействия по его не рассмотрению не установлено.

В силу ч. 1 ст. 26.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ (в редакции на 31.03.2021), решение о приостановлении осуществления кадастрового учета (в случаях, если Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" допускает возможность осуществления кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав) или решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятые в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета (далее - решение о приостановлении), могут быть обжалованы в административном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план или акт обследования, представленные в установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" порядке с заявлением о кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, либо юридическим лицом, работником которого является кадастровый инженер, подготовивший межевой план, технический план или акт обследования, представленные в установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" порядке с заявлением о кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, в апелляционную комиссию, созданную при федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальных органах (далее - орган регистрации прав) в установленном настоящей статьей порядке (далее - апелляционная комиссия). При этом обжалование решения о приостановлении в судебном порядке возможно только после обжалования такого решения в апелляционную комиссию.

Согласно ч. 2 ст. 26.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ (в редакции на 31.03.2021), для обжалования решения о приостановлении лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, в апелляционную комиссию в течение тридцати дней с даты принятия решения о приостановлении представляется заявление об обжаловании решения о приостановлении. Соответствующее заявление представляется в апелляционную комиссию по месту нахождения органа регистрации прав, принявшего решение о приостановлении, в письменной форме при личном обращении, посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении либо в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере кадастровой деятельности, деятельности саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров (далее - орган нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений).

Распоряжением Росреестра от 05.04.2017 №Р/0090 создана апелляционная комиссия по рассмотрению заявлений об обжаловании решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета или решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав при Управлении Росреестра по УР.

Приказом Росреестра от 08.10.2020 №П/0377 утверждено Положение о порядке формирования и работы апелляционной комиссии, созданной при органе регистрации прав, перечень и формы документов, необходимых для обращения в апелляционную комиссию, созданную при органе регистрации прав, а также документов, подготавливаемых в результате ее работы, согласно приложению N 2 к настоящему приказу (далее – Положение).

Согласно п. 1 Положения указано, что настоящее Положение устанавливает порядок формирования и работы апелляционной комиссии, предусмотренной статьей 26.1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" <1> (далее соответственно - апелляционная комиссия, Закон), а также случаи и порядок уведомления лиц, указанных в части 1 статьи 26.1 Закона, и правообладателей соответствующих объектов недвижимости (далее - заинтересованные лица) о поступлении заявления об обжаловании решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета (в случаях, если Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" <2> (далее - Закон о регистрации) допускает возможность осуществления государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав) или решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятых в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета, по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 5, 7 - 10, 19 - 21, 24 - 35, 42, 43, 45, 49, 50, 52 части 1 статьи 26 Закона о регистрации (далее соответственно - заявление об обжаловании решения о приостановлении, решение о приостановлении).

В соответствии с п. 24 и п. 26 Положения, заявление об обжаловании решения о приостановлении и документ, предусмотренный пунктом 23 настоящего Положения, представляются в апелляционную комиссию в форме документа на бумажном носителе лично либо посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении либо в электронной форме с использованием электронных сервисов официального сайта Росреестра. Заявление об обжаловании решения о приостановлении регистрируется секретарем апелляционной комиссии или иным уполномоченным должностным лицом (сотрудником) органа регистрации прав, при котором сформирована соответствующая апелляционная комиссия, в день его представления (поступления) в апелляционную комиссию либо, если заявление поступило в нерабочий день, не позднее следующего за ним рабочего дня в книге регистрации заявлений об обжаловании решений о приостановлении. Книга регистрации заявлений об обжаловании решений о приостановлении ведется в электронном виде.

Таким образом, законодателем подача заявления в апелляционную комиссию в ином порядке, в том числе, посредством обращения в МФЦ, как это было установлено по настоящему административному делу не предусмотрена.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, заявление в адрес председателя апелляционной комиссии по обжалованию уведомления от 05.03.2021 о приостановлении государственного кадастрового учета, подано совместно с документами, прилагавшийся к заявлению от 31.03.2021 в адрес Управления Росреестра по УР о принятии дополнительных документов, в книге учета входящих документов Управления Росреестра по УР зарегистрировано не было, передано государственному регистратору Пономаревой О.А., которой оказывалась государственная услуга по государственного кадастровому учету по заявлению К от 25.02.2021.

Таким образом установлено, что заявление по обжалованию уведомления от 05.03.2021 в названную комиссию не поступало, более того, К ни почтовым отправлением, ни лично, ни в электронной форме не направлялось. Следует отметить, что в сложившейся эпидемиологической обстановке и невозможности лично подать заявление в апелляционную комиссию, заявитель не лишен был возможности воспользоваться почтовыми услугами, либо электронным способом.

Как усматривается из материалов административного дела и установлено судом, данное заявление К направлено посредством МФЦ как приложение к заявлению о представлении дополнительных документов в Управление Росреестра по УР, однако, это не свидетельствует о его поступлении в апелляционную комиссию, поскольку комиссия является самостоятельным постоянно действующим коллегиальным органом при Управлении Росреестра по УР. Бездействие государственного регистратора по не направлению поступившего заявления в апелляционную комиссию, административным истцом не обжаловалось, в связи с чем, судом первой инстанции не анализировалось.

Судебная коллегия также отмечает то, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии необходимости возложения на административных ответчиков обязанности осуществить государственный кадастровый учет сведений о местоположении границ земельного участка и отказе в удовлетворении указанного требования административного истца, поскольку суд пришел к выводу о законности уведомления от 05.03.2021 в том числе отсутствию бездействия по рассмотрению заявления об обжалования уведомления в апелляционную комиссию

Относительно довода о вынужденной подачи заявления послужившее основанием приостановления административный истец доказательства не представил, поэтому данный довод апелляционной жалобы судебная коллегия отклоняет.

Довод апелляционной жалобы о не рассмотрении апелляционного заявления судебной коллегией также отклоняется, поскольку судебной коллегий и судом первой инстанции установлено, что апелляционное заявление в установленном порядке в апелляционную комиссию не подавалось, а бездействие по не передачи апелляционного заявления предметом настоящего дела не является, о чем обоснованно также указал суд первой инстанции.

Апелляционная жалоба не содержит новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения в суде первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, и не являются основанием для отмены решения в соответствии со статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Воткинского районного суда Удмуртской Республики от 21 января 2022 года оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев, через Воткинский районный суд Удмуртской Республики.

Председательствующий судья Н.Н. Сентякова

Судьи: О.В. Захарчук

О.П. Чегодаева