ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 180023-01-2020-003288-76 от 02.08.2021 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

Судья Майорова Л.В.

Дело № 2а-387/2021 (суд первой инстанции)

Дело № 33а-2674/2021 (суд апелляционной инстанции)

Уникальный идентификатор дела № 18RS0023-01-2020-003288-76

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Машкиной Н.Ф.,

судей Чегодаевой О.П., Сентяковой Н.Н.,

при секретаре Гирбасовой С.И.,

рассмотрела 02 августа 2021 года административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика автономной некоммерческой организации «<данные изъяты>» на решение Сарапульского городского суда Удмуртской Республики от 19 марта 2021 года, которым удовлетворено административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике к Автономной некоммерческой организации «<данные изъяты>»:

ликвидирована автономная некоммерческая организация «Палата по разрешению споров граждан и организаций» и исключены сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

Заслушав доклад судьи Верховного суда Удмуртской Республики Чегодаевой О.П., изложившей обстоятельства дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Административный истец Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике (далее Управление) обратился в суд с административным иском о ликвидации по основанию, предусмотренному п.п.3 п.3 ст. 61 ГК РФ автономной некоммерческой организации «<данные изъяты>» (далее АНО) и исключении её из Единого государственного реестра юридических лиц на основании п. 9 ст. 63 ГК РФ.

Требование мотивировано тем, что в результате реализации контрольных полномочий Управлением были установлены факты неоднократного неисполнения Организацией требований пунктов 3,3.1,7 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». В Управление не представлены предусмотренные указанными нормами отчетные сведения, а именно: заявления, подтверждающие соответствие некоммерческой организации в 2018-2019 годах положениям пункта 3.1 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ и информация о продолжении деятельности либо отчеты по формам за ДД.ММ.ГГГГ годы. Управлением в адрес некоммерческой организации вынесены письменные предупреждения (предписания) от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ с требованием представить отчетные сведения. Однако выявленные нарушения организацией устранены не были, в связи с чем в отношении некоммерческой организации составлен протокол об административном правонарушении от 30.12.2019г. Управлением также установлено, что в ЕГРЮЛ содержатся недостоверные сведения об адресе (месте нахождения) некоммерческой организации. Предупреждение (предписание) от ДД.ММ.ГГГГ, направленное Управлением по адресу (месту нахождения) Организации, сведения о котором содержатся в ЕГРЮЛ (<адрес>), не было ей получено и возвращено в Управление Федеральным государственным унитарным предприятием «Почта России». Документы, необходимые для внесения в ЕГРЮЛ изменений в сведения об адресе (месте нахождения) Организации, в Управление не поступали. В Управление поступила информация МРИ ФНС по УР об отсутствии некоммерческой организации и ее представителей по указанному адресу.

Суд постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе административный ответчик просит решение Сарапульского городского суда УР от 24.03.2021 года отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении требований отказать. В обоснование апелляционной жалобы указывает на неосведомленность о возбуждении административного дела, не надлежащее уведомление административного ответчика о рассмотрении дела, нарушение судом общеправовых принципов юридической ответственности и ограничения прав, как способа защиты права, неправильное определение судом подлежащих доказыванию обстоятельств, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, а также применение закона, не подлежащего применению. Полагает, что судом удовлетворены заявленные требования по формальному основанию, без учета характера вменяемых нарушений и отсутствия каких-либо негативных последствий этого нарушения. Указывает на отсутствие анализа соблюдения порядка выявления нарушений и оформления результатов контроля надлежащим образом, предусмотренных Федеральным законом от 12.01.1996г. №7-ФЗ, Федеральным законом от 29.12.2008 г. №294-ФЗ, Положением о федеральном государственном надзоре утв. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2012г №705, Административным регламентом утв. Приказом Минюста РФ от 30.12.2011 №456. Кроме того, ссылается на своевременное представление АНО сведений и иной информации о своей деятельности в уполномоченный орган и в установленные сроки. Данное обстоятельство, а также наличие и степень вины во вменяемом правонарушении судом не исследовались.

В своих возражения на апелляционную жалобу административный истец полагает ошибочными выводы административного ответчика о несоблюдении Управлением порядка выявления нарушений и оформления результатов контроля за деятельностью организации со ссылкой на положение Федерального закона от 26.12.2008 г. №294-ФЗ, поскольку п.26 Административного регламента утв. Приказом Минюста России от 30.12.2011г. №456 государственная функция осуществления контроля за соблюдение некоммерческими организациями законодательства Российской Федерации включает в себя помимо проведения проверок по вопроса отнесенным к компетенции Минюста, административную процедуру – анализ отчетов некоммерческих организаций. В результате реализации контрольных полномочий, а именно анализа отчетов некоммерческой организации Управлением установлены выявленные нарушения. Исполнение административных процедур, предусмотренных регламентов завершается принятием мер реагирования, указанных в п.78 Административного регламента. Управлением дважды выносились письменные предупреждения (предписания) о недопустимости нарушений законодательства, составлен протокол об административном правонарушении 26.12.2019г. Таким образом, до обращения в суд принимались все необходимые меры правового реагирования на нарушение организацией законодательства. Вместе с тем, требования Управления о представлении необходимой отчетности не исполнены, в связи с чем ликвидация организации является соразмерной и обоснованной мерой реагирования. Считает, что нормы Федерального закона №294-ФЗ к рассматриваемым правоотношениям не применимы, так как плановые и внеплановые проверки организации не проводились. Существенность угрозы общественным отношениям заключается в данном случае в отсутствии надлежащей организации деятельности по соблюдению требований законодательства. Непредставление отчетов о деятельности организации существенно затруднило исполнение Управлением функции по государственному контролю за деятельностью некоммерческой организации. О применении административных мер организация была осведомлена путем получения первого предупреждения и копии протокола об административном правонарушении. Опровергает доводы административного ответчика о представлении всех отчетов, указывая, что представление организацией отчетных сведений в иные органы не является предметом рассмотрения.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также возможные формы поддержки некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления определены Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее Федеральный закон № 7-ФЗ).

В силу ст.2 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением случаев, установленных законом) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Как следует из материалов дела АНО «<данные изъяты>» создана ДД.ММ.ГГГГ. единственным учредителем Т.П.А. Решение о государственной регистрации организации принято Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике ДД.ММ.ГГГГ., сведения внесены в ЕГРЮЛ за основным государственным регистрационным номером ДД.ММ.ГГГГ Основным видом деятельности организации, выступает деятельность в области права (л.д.9-16).

ДД.ММ.ГГГГ. Управлением в адрес АНО направлено предупреждение (предписание) о недопустимости нарушения законодательства Российской Федерации и устранении выявленных нарушений, выразившихся в непредставлении заявления, подтверждающего соответствие организации в ДД.ММ.ГГГГ г. положениям п. 3.1 ст. 32 Федерального закона №7-ФЗ и информации о продолжении деятельности либо отчетов по формам за ДД.ММ.ГГГГ г., в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17-18). Настоящим руководитель АНО предупрежден об ответственности. предусмотренной ст. 19.5 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Предупреждение получено директором АНО Т.П.А.ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует исполненное почтовое уведомление (л.д.19).

ДД.ММ.ГГГГ в адрес АНО направлена копия протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.5 ч.1 КоАП РФ в отношении АНО «<данные изъяты> (л.д.20). Копия протокола об административном правонарушении также получена директором АНО Т.П.А.ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается исполненным почтовым уведомлением (л.д.21).

Постановлением мирового судьи судебного участка №2 г.Сарапула Удмуртской Республики от 10.03.2020г. АНО «<данные изъяты>» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.5 ч.1 КоАП РФ по факту неисполнения предписания должностного лица от 18.11.2019г. об устранении выявленных нарушений п.п.3,3.1 ст. 32 Федерального закона №7-ФЗ.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением в адрес АНО вновь направлено предупреждение (предписание) о недопустимости нарушения законодательства Российской Федерации и устранении выявленных нарушений, выразившихся в непредставлении заявления, подтверждающего соответствие организации в 2018 г. положениям п. 3.1 ст. 32 Федерального закона №7-ФЗ и информации о продолжении деятельности либо отчетов по формам за ДД.ММ.ГГГГ г.г., в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.22-23). Настоящим внимание руководителя АНО обращено на возможность ликвидации юридического лица по решению суда в случае неоднократного или грубого нарушения закона или иных правовых актов.

Указанное предупреждение (предписание) направлено в адрес юридической регистрации АНО, ею не получено и возвращено должностному лицу (л.д.24).

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Управления, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России по УР направлено заявление по форме <данные изъяты> в отношении АНО о недостоверности сведений об адресе юридического лица, включенных в Единый государственный реестр юридических лиц (л.д.25-28).

Согласно справке оператора ЭВиВМ отдела по обеспечению деятельности Управления от ДД.ММ.ГГГГ, в Управление в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время от АНО «<данные изъяты>» отчетных сведений, предусмотренных п.п.3 (3.1) ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ (отчетов по формам <данные изъяты> либо заявлений, подтверждающих соответствие организации положениям п.3.1 ст. 32 указанного закона и информации о продолжении деятельности) за 2018-2019 г. не поступало (л.д.29).

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 264 КАС РФ, Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» пришел к выводу о допущенных неоднократно и не устраненных организацией нарушений законодательства Российской Федерации, что является основанием для ее ликвидации.

Судебная коллегия не усматривает основания не согласиться с выводами суда первой инстанции.

В силу пункта 4.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе религиозных организаций.

Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 г. N 705 (далее - Положение).

Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.

Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подпункт "а" пункта 6 Положения).

Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом "О некоммерческих организациях", а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения).

Должностные лица органов государственного надзора, указанные в пункте 9 Положения, при осуществлении государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом "б" пункта 10 Положения; проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами; в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца, а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (подпункты "а", "г" и "д" пункта 10 Положения, а также подпункты 1, 4 и 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ).

В соответствии с пунктом 96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста РФ от 30 декабря 2011 г. N 456 (далее Административный регламент), центральный аппарат (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным пунктом 10 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, разрешая административный спор, суд правомерно исходил из того, что Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике является государственным органом, которому право на предъявление требования о ликвидации некоммерческой организации предоставлено законом.

В силу части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Пунктами 1 и 3 статьи 32 упомянутого Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ на некоммерческие организации возложена обязанность предоставлять информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации; представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Вышеуказанные документы предоставляются по утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.08.2018г. №170 "Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций" форме №ОН0001, №ОН0002.

В соответствии с подп. 2 "а" п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 года N 212 "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" (действовавшим до 27.05.2020 г.). некоммерческая организация, если иной порядок не установлен федеральными законами об отдельных видах некоммерческих организаций, представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений (далее - уполномоченный орган), или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

В соответствии с пп.1.1 п.1 приказа Минюста России от 26.05.2020 г. №122 "Об установлении сроков представления некоммерческими организациями отчетности" некоммерческая организация представляет в Минюст России (его территориальный орган) документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным. В соответствии с п.2. указанного приказа документы, указанные в подпунктах 1.1, 1.2, 1.3 и абзаце третьем подпункта 1.4 пункта 1 настоящего приказа, за 2019 год представляются не позднее 1 июля 2020 г.

Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом (пункт 3.1 статьи 32 Федерального закона №7-ФЗ).

Кроме того, в силу п.7 ст.32 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации. При этом перечень и формы документов, которые необходимы для внесения таких изменений, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Как следует из содержания административного искового заявления и подтверждается материалами дела, в ходе осуществления Управлением Министерства юстиции по УР контрольных функций за деятельностью организации установлено, что в результате реализации контрольных полномочий были выявлены факты неоднократного неисполнения организацией требований п.3.,3.1 ст.32 Федерального закона №7-ФЗ, выразившегося в не представлении в Управление предусмотренных указанными нормами отчетных сведений либо заявления, подтверждающего соответствие Организации в 2018-2019 годах положениям пункта 3.1. статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ и информация о продолжении деятельности.

Ликвидация некоммерческой организации является одним из видов ответственности юридических лиц за допущенные нарушения, порядок и основания применения которой предусмотрены статьей 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу п.1 ст. 18 Федеральный закон № 7-ФЗ некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Согласно подпункта 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных данной статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Данное законоположение является гарантией осуществления контроля за соблюдением некоммерческой организацией требований действующего законодательства Российской Федерации, поскольку неисполнение организацией требований, предусмотренных пунктом 3 статьи 32 Федерального закона N 7-ФЗ, в сроки, установленные пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года N 212, существенно затрудняет выполнение уполномоченным органом его функций, возложенных Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313.

Неоднократным нарушением является совершение объединением граждан после вынесения в его адрес предупреждения (представления) об устранении нарушений закона аналогичного или иного нарушения действующего законодательства. Сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие неоднократности нарушений, могут содержаться в постановлении по делу об административном правонарушении, приговоре или решении суда, принятых в отношении лиц, связанных с деятельностью данного объединения граждан, а также в актах иных органов (пункт 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами").

То обстоятельство, что некоммерческая организация в нарушение требований положений статьи 32 Федерального закона N 7-ФЗ не исполняла свою обязанность ежегодно представлять сведения, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целевом расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученного от международных иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, либо заявление о соответствии п.3.1 вышеуказанного закона, а также не исполнила вышеуказанные предостережения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике, стороной административного ответчика не оспаривалось.

Сведений об оспаривании в судебном порядке вынесенных в адрес некоммерческой организации предупреждений материалы дела не содержат. Вместе с тем их обоснованность сомнений не вызывает, поскольку вынесены они по фактическим обстоятельствам дела и в установленном порядке.

Информация об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации в Министерство юстиции по УР не поступила до настоящего времени, доказательств обратного суду не представлено. Сведений о том, что в настоящее время допущенные нарушения устранены, у суда не имеется. Тем самым, устранение допущенных нарушений закона без ликвидации некоммерческой организации как юридического лица невозможно (пункты 30, 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. N 64, Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2003 N 14-П). Данных, свидетельствующих об уважительности причин не предоставления требуемой информации в течение длительного периода времени (2018-2020г.г.) материалы дела не содержат.

При таких обстоятельствах, учитывая, что доводы истца о нарушении ответчиком обязанностей, возложенных на некоммерческую организацию положениями статьи 32 Федерального закона N 7-ФЗ, нашли подтверждение при рассмотрении дела, ответчиком опровергнуты не были, допущенные нарушения в силу пункта 10 статьи 32 указанного Федерального закона могут служить основанием для ликвидации данной некоммерческой организации, поскольку носят неоднократный систематический характер на протяжении длительного периода, в связи с чем судебная коллегия соглашается с выводами суда о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований. Выводы суда первой инстанций основаны на нормах действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и сделаны на основании представленных доказательств.

Вместе с тем, судебная коллегия полагает возможным не согласиться с доводами административного истца и выводом суда первой инстанции о нарушении АНО п.7 ст. 32 Федерального закона №7-ФЗ, выразившегося в не информировании уполномоченного органа об изменении сведений, указанных в п.1 ст.5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В соответствии с п. 4 ст. 52, пп. 2, 3 ст. 54 ГК РФ устав юридического лица, утвержденный учредителями (участниками) юридического лица, должен содержать сведения, в том числе, о месте его нахождения, которое определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц. В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

Пунктом 1 ст. 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлено, что в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения и документы о юридическом лице, в том числе: адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица; сведения о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения.

По данным ЕГРЮЛ, адресом (местонахождением) АНО «<данные изъяты>» является <адрес>, где по сведениям, представленным налоговым органом отсутствует рекламная информация в отношении АНО, представители АНО не установлены.

Вместе с тем, данное обстоятельство по мнению судебной коллегии не нашло своего подтверждения материалами дела. Достаточных доказательств с достоверностью свидетельствующих об изменении сведений в отношении юридического лица в части места его нахождения, материалы дела не содержат. Заявление налогового органа, в отсутствие иных допустимых, достоверных и в совокупности достаточных доказательств, само по себе не свидетельствует о том, что связь с юридическим лицом по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, утрачена и невозможна. Как следует из материалов дела, направляемая по указанному юридическому адресу корреспонденция, вручается юридическому лицу (предупреждение от 18.11.2019г. л.д.19, копия протокола л.д.21 и уведомление при рассмотрении дела мировым судьей, копия решения и определения суда л.д.95,146). В связи с чем вывод в указанной части подлежит исключению, как не соответствующий обстоятельствам дела, что однако не опровергает правильность выводов суда по существу административного спора и не является предусмотренным ст. 310 КАС РФ основанием к отмене решения.

В соответствии с п. 9 ст. 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц. Аналогичные положения закреплены пунктом 6 ст. 22 Федерального закона от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Таким образом, процедура ликвидации юридического лица по решению суда не может считаться завершенной без исключения записи о данном юридическом лице из ЕГРЮЛ, в связи с чем, требование административного истца об исключении сведений об административном ответчике из ЕГРЮЛ также подлежит удовлетворению.

При этом судебная коллегия отмечает, что ликвидация некоммерческой организации с исключением ее из единого государственного реестра юридических лиц не лишает данную организацию возможности вновь приобрести статус юридического лица.

Оценивая доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.

Федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ст.4.1 Федерального закона №7-ФЗ).

К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, организацией и проведением проверок некоммерческих организаций, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом указанных в пунктах 4.2 - 4.5, 4.7 настоящей статьи особенностей организации и проведения внеплановых проверок.

Государственный надзор осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом "О некоммерческих организациях" и иными федеральными законами, а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (п.5 Положения о надзоре).

Согласно п.26 Административного регламента исполнение государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, включает в себя следующие административные процедуры:

проведение проверок некоммерческих организаций по вопросам, отнесенным к компетенции Минюста России (территориальных органов);

анализ отчетов некоммерческих организаций;

участие в мероприятиях некоммерческих организаций.

Согласно п.13 Административного регламента, исполнение административных процедур завершается:

составлением акта проверки некоммерческой организации;

составлением справки о посещении мероприятия некоммерческой организации;

принятием мер реагирования, указанных в пункте 78 Административного регламента, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации.

В соответствии с п.69 Административного регламента по истечении установленного законодательством Российской Федерации срока представления отчетов специалист выявляет некоммерческие организации, не представившие отчеты, и готовит предложения о принятии к ним мер в порядке, установленном пунктами 77 - 80 Административного регламента.

Основанием (критерием) для принятия решения о мерах по результатам контроля является выявление при осуществлении административных процедур, предусмотренных пунктом 26 Административного регламента, несоответствия деятельности некоммерческой организации целям, предусмотренным ее учредительными документами (уставным целям), нарушения законодательства Российской Федерации (п.77 Административного регламента).

Пунктом 78 Административного регламента, к мерам реагирования относятся, в том числе:

- вынесение предупреждения (внесение представления);

- приостановление деятельности общественного объединения или религиозной организации;

- возбуждение дела об административном правонарушении;

- направление в суд заявления о ликвидации некоммерческой организации;

- направление в суд заявления о признании общественного объединения, религиозной организации прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц.

Специалист, установивший в ходе осуществления контроля факты нарушений, готовит проект предписания (предупреждения, представления и т.д.), согласовывает проект документа по результатам контроля и представляет на подпись уполномоченному должностному лицу центрального аппарата (территориального органа) с приложением документов, на основании которых он был подготовлен. Действие выполняется в день подписания акта проверки некоммерческой организации, справки о посещении мероприятия, завершения рассмотрения отчета (п.79 Административного регламента).

Согласно п.80 Административного регламента, заместитель Министра юстиции Российской Федерации, к компетенции которого по распределению обязанностей отнесены вопросы государственной регистрации некоммерческих организаций и контроля за их деятельностью (начальник территориального органа), в случае согласия с проектом документа по результатам контроля подписывает его, при несогласии - возвращает его специалисту на доработку с указанием конкретных причин.

По итогам реализации контрольных полномочий, выразившихся в анализе отчетов некоммерческих организаций, Управлением установлен факт нарушения АНО Федерального закона №7-ФЗ, а именно не представление заявлений, подтверждающих соответствие организации в 2018-2019г.г. положениям п.3.1 ст. 32 Федерального закона №7-ФЗ и информации о продолжении деятельности либо отчетов по утвержденным формам за 2018-2019г.г., в адрес некоммерческой организации внесены предупреждения (предписания) об устранении нарушений.

Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе относительно нарушения установленного Федеральным законом №294-ФЗ порядка проведения проверки, являются не состоятельными, поскольку такая проверка в отношении юридического лица не инициировалась и не проводилась.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2003 года N 14-П по делу "О проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона "Об акционерных обществах", статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданина Б.А., ЗАО "Медиа-Мост" и ЗАО "Московская Независимая Вещательная Корпорация" указано, что отсутствие в пункте 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, то есть его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных ими последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

Таким образом, исходя из конституционно-правового смысла указанных норм, юридическое лицо, в том числе, некоммерческую организацию, нельзя ликвидировать лишь по формальному признаку неоднократности нарушений требований закона даже при условии их доказанности. Характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные ими последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем его ликвидации.

Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

Доводы апелляционной жалобы о том, что нарушения требования закона носят формальный характер недостаточный для принятия решения о ликвидации некоммерческой организации является несостоятельным, поскольку некоммерческой организацией допущены неоднократные нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций, которые носят систематический характер, подтверждаются необходимым и достаточным количеством имеющихся в деле доказательств.

Управлением в адрес АНО дважды выносились письменные предупреждения (предписания) о недопустимости в осуществлении деятельности нарушения законодательства Российской Федерации, АНО привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.5 ч.1 КоАП РФ за неисполнение предписания. Тем самым, до обращения в суд с административным иском о ликвидации некоммерческой организации, были предприняты необходимые меры правового реагирования направленные на устранение допущенных нарушений.

Однако каких-либо мер по устранению указанных нарушений, несмотря на предупреждение о недопустимости нарушений требований действующего законодательства и привлечение к административной ответственности за его нарушение, организацией в течение длительного времени не предпринято, что свидетельствует об умышленном и систематическом игнорировании требований действующего законодательства, отсутствии намерения устранять нарушения федерального законодательства и осуществлять в дальнейшем уставную деятельность в соответствии с его требованиями и препятствует Управлению исполнять функции по государственному контролю за деятельностью некоммерческой организации. Изложенное свидетельствует о невозможности устранения допущенных нарушений без ликвидации некоммерческой организации и соразмерности применяемой меры реагирования допущенным нарушениям действующего законодательства.

Довод административного ответчика о том, что вся необходимая отчетность представлялась в налоговые органы, не имеет правового значения при рассмотрении дела, поскольку не свидетельствует об исполнении возложенной ст. 32 Федерального закона №7-ФЗ обязанности, неисполнение которой в данном случае выступает основанием для ликвидации данной некоммерческой организации.

Также не находит своего подтверждения довод жалобы о не извещении административного ответчика о времени и месте судебного заседания, поскольку материалами дела установлено, что ответчик был надлежащим образом извещен судом.

Согласно пункту 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" бремя доказывания того, что судебное извещение или вызов не доставлены лицу, участвующему в деле, по обстоятельствам, не зависящим от него, возлагается на данное лицо (часть 4 статьи 2, часть 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В силу положений ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа.

Таким образом, юридическое лицо обязано иметь по месту регистрации постоянно действующий исполнительный орган или лицо, имеющее право действовать от имени организации без доверенности для исполнения обязанностей перед государством и третьими лицами.

Учитывая изложенное, административный ответчик имел возможность при должной степени заботы и осмотрительности своевременно получить почтовую корреспонденцию, направленную по адресу его места нахождения (регистрации).

На основании изложенного и руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Сарапульского городского суда Удмуртской Республики от 19 марта 2021 года оставить без изменения, исключить из мотивировочной части решения вывод о нарушении автономной некоммерческой организацией «Палата по разрешению споров граждан и организаций» п.7 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", выразившееся в не направлении документов, необходимых для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц об адресе (месте нахождения) организации. Апелляционную жалобу автономной некоммерческой организации «<данные изъяты>» оставить без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, через суд принявший решение.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено «12» августа 2021г.

Председательствующий судья Н.Ф. Машкина

Судьи Н.Н. Сентякова

О.П. Чегодаева