ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1-1939/2023 от 14.09.2023 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Судья Круглова О.В. Дело № 33а-6928/2023 (№ 2-1-1939/2023) УИД: 64RS0042-01-2023-001497-42

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 сентября 2023 года город Саратов

Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Шмидт Т.Е.,

судей Бугаевой Е.М., Литвиновой М.В.,

при ведении протокола помощником судьи Тузовым Г.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Саратовского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области в интересах неопределенного круга лиц к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 2» Управления федеральной службы исполнения наказаний Саратовской области, Управлению федеральной службы исполнения наказаний Саратовской области о возложении обязанности устранить нарушения пожарной безопасности, по апелляционной жалобе федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 2» Управления федеральной службы исполнения наказаний Саратовской области на решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 14 мая 2023 года, которым административные исковые требования удовлетворены частично.

Заслушав доклад судьи Шмидт Т.Е., объяснения представителя федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 2» Управления федеральной службы исполнения наказаний Саратовской области, Управления федеральной службы исполнения наказаний Саратовской области - Мурзаевой Д.В., поддержавшей доводы жалобы, представителя Саратовского прокурора по надзору за соблюдение законом в исправительных учреждениях области - Луконкина Р.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, изучив доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, судебная коллегия

установила:

Саратовский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 2» УФСИН России по Саратовской области (далее по тексту ФКУ ИК-2 УФСИН России по Саратовской области, ИК-2, ФКУ ИК-2), а также Управление федеральной службы исполнения наказаний России по Саратовской области (далее по тексту – УФСИН России по Саратовской области), устранить нарушения в сфере пожарной безопасности, а именно:

- оборудовать здание кузнецы (участок ЩЛК), здание цеха №1, здание камер напылений, участок сантехники цеха №1, участок электрики цеха №1, участок плитки цеха №1, здание пилорамы, здание изготовления черепицы, здание слесарной мастерской, отдельный пост пожарной части, склад около столовой, здание цеха №2 (деревообработка), здание склада синтепона, склад цемента, где отдельный пост пожарной части; здание продуктового склада, здание свинарника, 4 здания склада муки, здание склада консервов (СВЧ); здание курятника, помещение склада № 2 (прилегающего к 3-х этажному здания швейного участка), здания мельницы № 1 и № 2, здание полимерного цеха автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 1-го типа;

- оборудовать здание церкви, бытовые помещения (раздевалки, чайные и т.д.) в производственной зоне (здание пилорамы, здание цеха № 2 (деревообработка), здание раздевалки, в которой отдельный пост пожарной части, отряд со строгими условиями содержания; помещения раздевалки и раскройки в подвале 3-х этажного здания швейного участка, здание ПДО (планово-диспетчерский отдел) автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 2-го типа;

- оборудовать здание церкви системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 1 -го типа;

- привести в рабочее состояние автоматическую пожарную сигнализацию в здании бани на 1-м этаже (здания «БПК»), коммунально-эксплуатационной части, ШИЗО, МЧ №2,_карантинном отделении, в жилых отрядах №5, 6 - 1 этаж; отрядах №11, 12-2 этаж, отрядах №7, 8 - 1 этаж, отрядах №3, 4-2 этаж, отрядах №13,14 -1 этаж, отрядах №1, 10-2 этаж, отрядах №9, 15-1 этаж; отрядах № 2, 9 - 2 этаж, помещении столовой на 1-м этаже, помещении клуба на 2-м этаже, помещении воспитательного отдела в 3-х этажном здании, здании овощехранилища, здании склада консервов (СВЧ), медицинском пункте, цехе № 3, швейном цехе;

- оборудовать фрамуги размером не менее 1,2 м. в наружной стене в 2-х лестничных клетках (с 1-го по 3-й этажи) 3-х этажного здания (помещения столовой на 1-м этаже, помещения клуба на 2-м этаже, помещения воспитательного отдела в 3-х этажном здании), 2-х лестничных клетках 3-х этажного здания производственного участка швейный, в лестничной клетке 2-х этажного корпуса здания штаба, в основной лестничной клетке 3-х этажного корпуса здания штаба;

- оборудовать приспособлениями для самозакрывания и уплотнения в притворах на противопожарных дверях, расположенных в комнатах для хранения белья, расположенных в жилых отрядах ИК-2;

- на дверях складских помещений (в жилых, административных, производственных помещениях) (за исключением помещений категории «Д») обозначить категорию таких помещений по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по ПУЭ;

- обеспечить замена имеющихся в исправительном учреждении первичных средств пожаротушения (огнетушители ОП-4, 2007, 2011 года выпуска);

- обеспечить проверку 1 раз в год средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара, с отражением информации об отсутствии механических повреждений и их целостности в журнале эксплуатации систем противопожарной защиты;

- разработать порядок обучения лиц мерам пожарной безопасности, определяющий периодичность обучения работников в области пожарной безопасности, возможность (невозможность) совмещения вводного и первичного на рабочем месте противопожарных инструктажей, конкретный перечень случаев обучения по программам целевого противопожарного инструктажа, порядок проверки знаний и умений, полученных работниками в ходе обучения; лиц, ответственных за хранение журнала учета противопожарных инструктажей;

- демонтировать трубу отопления, препятствующая безопасной эвакуации из раскройного участка;

- оборудовать в жилом отряде № 13 запасной эвакуационный выход.

В обоснование требований административный истец указал, что в ходе проверки соблюдения в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Саратовской области законодательства о пожарной безопасности с привлечением специалистов ГУ МЧС России по Саратовской области выявлены нарушения в сфере пожарной безопасности, в том числе вышеперечисленные. Согласно пункту 2.5.1 Устава ИК-2, утвержденного приказом ФСИН России от 28 апреля 2011 года № 264, указанное учреждение обеспечивает условия содержания осужденных в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе пожарную безопасность, предупреждение и тушение пожаров на объектах учреждения. В ходе проверки состояния законности и условий содержания осужденных в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Саратовской области, проведенной прокуратурой с привлечением специалиста ОНТ УНД и ПР ГУ МЧС по Саратовской области в декабре 2022 года, выявлен ряд нарушений законодательства о пожарной безопасности. Установлено, что в нарушение пункта 1 части 2 статьи 1, части 4 статьи 4, части 1 статьи 6, статьи 83, статьи 84 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ, пунктов 4, 5, 9, 10 приложения 3, пункта 11, таблицы 1 СП 486.1311500.2020, пункта 17 таблицы 1, 2 СП 3.13130.2009, здание кузнецы (участок ЩЛК), здание цеха № 1, здание камер напылений, участок сантехники цеха № 1, участок электрики цеха №1, участок плитки цеха №1, здание пилорамы, здание изготовления черепицы, здание слесарной мастерской, отдельный пост пожарной части, склад около столовой, здание цеха № 2 (деревообработка), здание склада синтепона, склад цемента, где отдельный пост пожарной части; здание продуктового склада, здание свинарника, 4 здания склада муки, здание склада консервов (СВЧ); здание курятника, помещение склада № 2 (прилегающего к 3-х этажному здания швейного участка), здания мельницы № 1 и № 2, здание полимерного цеха не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 1-го типа. Вопреки требованиям пункта 1 части 2 статьи 1, части 4 статьи 4, части 1 статьи 6, статьи 83, статьи 84 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ, пункта 10, приложения 3, пункта 11, таблицы 1 СП 486.1311500.2020, пунктов 6, 16, 17 таблицы 1, 2 СП 3.13130.2009 здание церкви, бытовые помещения (раздевалки, чайные и т.д.) в производственной зоне (здание пилорамы, здание цеха № 2 (деревообработка), здание раздевалки, в которой отдельный пост пожарной части, отряд со строгими условиями содержания; помещения раздевалки и раскройки в подвале 3-х этажного здания швейного участка, здание ПДО (планово-диспетчерский отдел) не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 2-го типа. Здание церкви в нарушение пункта 1 части 2 статьи 1, части 4 статьи 4, части 1 статьи 6, статьи 83, статьи 84 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ, пункта 8.4.3, СП 258.1311500.2016 «Объекты религиозного назначения. Требования пожарной безопасности», пункта 16, пункта 17 таблицы 1, таблицы 2 СП 3.13130.2009, не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 1-го типа. Несмотря на требования пункта 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479 (далее - Правила), автоматическая пожарная сигнализация в здании бани на 1-м этаже (здания «БК»), коммунально-эксплуатационной части, ШИЗО, МЧ №2, карантинном отделении, в жилых отрядах № 5, 6 - 1 этаж; отрядах № 11, 12 - 2 этаж, отрядах №7, 8 - 1 этаж, отрядах № 3, 4 - 2 этаж, отрядах № 13,14 -1 этаж, отрядах № 1, 10 - 2 этаж, отрядах № 9, 15 - 1 этаж; отрядах № 2, 9 - 2 этаж, помещении столовой на 1-м этаже, помещении клуба на 2-м этаже, помещении воспитательного отдела в 3-х этажном здании, здании овощехранилища, здании склада консервов (СВЧ), медицинском пункте, цехе № 3, швейном цехе, находится в неисправном состоянии. В 2-х лестничных клетках (с 1-го по 3-й этажи) 3-х этажного здания (помещения столовой на 1-м этаже, помещения клуба на 2-м этаже, помещения воспитательного отдела в 3-х этажном здании), 2-х лестничных клетках 3-х этажного здания производственного участка швейный, в лестничной клетке 2-х этажного корпуса здания штаба, в основной лестничной клетке 3-х этажного корпуса здания штаба отсутствуют фрамуги размером не менее 1,2 м в наружной стене, что противоречит требованиям пункта 1 части 2 статьи 1, части 4 статьи 4, части 1 статьи 6, части 4 статьи 89 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ, пункта 4.4.12 СП 1.13130.2020, пункта 5.4.16 (б) СП 2.13130.2020. На противопожарных дверях, расположенных в комнатах для хранения белья, расположенных в жилых отрядах ИК-2, в нарушение положений пункта 8 статьи 88 Федерального закона от 22 июля 2008 года 123-ФЗ не обеспечено наличие приспособлений для самозакрывания и уплотнения в притворах. На дверях складских помещений (в жилых, административных, производственных помещениях) (за исключением помещений категории «Д») не обозначена категория таких помещений по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по ПУЭ, что является нарушением пункта 26 Правил. Администрацией ФКУ ИК-2 УФСИН России по Саратовской области не обеспечена своевременная замена имеющихся в исправительном учреждении первичных средств пожаротушения (огнетушители ОП-4, 2007, 2011 года выпуска), что грубо нарушает пункт 60 Правил. В нарушение пункта 30 Правил не обеспечена проверка 1 раз в год средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара, с отражением информации об отсутствии механических повреждений и их целостности в журнале эксплуатации систем противопожарной защиты. В ходе проверки установлено, что в исправительном учреждении не разработан порядок обучения лиц мерам пожарной безопасности, определяющий периодичность обучения работников в области пожарной безопасности, возможность (невозможность) совмещения вводного и первичного на рабочем месте противопожарных инструктажей, конкретный перечень случаев обучения по программам целевого противопожарного инструктажа, порядок проверки знаний и умений, полученных работниками в ходе обучения; лиц, ответственных за хранение журнала учета противопожарных инструктажей что противоречит положениям пункта 3 Правил, пунктов 2, 15, 18, 20, 24, приложения 1 к приказу МЧС РФ от 18 ноября 2021 года № 806. В производственных и складских помещениях категории В1-В4 размещены первичные средства пожаротушения с рангом тушения модельного очага менее требуемого (фактически имеются практически везде 2 А 55 В С Е, требуются 4 А 144 В С Е). На дверях деревообрабатывающего цеха, дверях складских помещений раскройного и швейного цехов не обозначена категория помещении по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны в соответствии с главами 5, 7, 8 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ. На эвакуационном выходе из раскройного участка, ведущем непосредственно наружу, проходит труба отопления, препятствующая безопасной эвакуации, что противоречит требованиям подпункта «б» пункта 27 Правил. В жилом отряде № 13 заложен запасной эвакуационный выход, вследствие чего помещение комнаты психологической разгрузки не имеет эвакуационного выхода, отвечающего требованиям части 3 статьи 89 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ. В целях устранения указанных нарушений, а также причин и условий им способствующим, 30 января 2023 года начальнику ФКУ ИК-2 УФСИН России по Саратовской области прокуратурой внесено представление. В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. Однако, вопреки указанным нормам, по результатам рассмотрения представления прокурора, нарушения законодательства в области пожарной безопасности не устранены. Неустранение данных нарушений требований пожарной безопасности несет реальную угрозу для жизни и здоровья осужденных, содержащихся в исправительном учреждении. В соответствии со статьей 9 Закона РФ финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав, социальных гарантий ее сотрудникам в соответствии с настоящим Законом РФ и федеральными законами является расходным обязательством Российской Федерации. Положением об Управлении ФСИН России по Саратовской области, утвержденным приказом ФСИН России от 11 июня 2015 года № 518 установлено, что Управление является территориальным органом Федеральной службы исполнения наказаний, осуществляющим в пределах своих полномочий функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, подсудимых, находящихся под стражей, осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности подведомственных учреждений. Ссылаясь, что собственником имущества учреждения является ФСИН России, который наравне с УФСИН России по Саратовской области несет ответственность по обязательствам учреждения при недостаточности денежных средств, УФСИН России по Саратовской области осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности подведомственных учреждений, полагал, что обязанность по устранению выявленных нарушений возложена на ФКУ ИК-2 УФСИН России по Саратовской области и УФСИН России по Саратовской области.

Определением Энгельсского районного суда Саратовской области от 19 мая 2023 года принят отказ от части исковых требований, производство по делу прекращено в части требований об устранении следующих нарушения в сфере пожарной безопасности: обеспечить проверку 1 раз в год средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара, с отражением информации об отсутствии механических повреждений и их целостности в журнале эксплуатации систем противопожарной защиты; демонтировать трубу отопления, препятствующую безопасной эвакуации из раскройного участка; оборудовать в жилом отряде № 13 запасной эвакуационный выход.

Решением Энгельсского районного суда Саратовской области от 19 мая 2023 года исковые требования удовлетворены частично, на ФКУ ИК-2 УФСИН России по Саратовской области возложена обязанность устранить нарушения пожарной безопасности в срок до 01 марта 2024 года:

- оборудовать здание кузнецы (участок ЩЛК), здание цеха №1, здание камер напылений, участок сантехники цеха №1, участок электрики цеха №1, участок плитки цеха №1, здание пилорамы, здание изготовления черепицы, здание слесарной мастерской, отдельный пост пожарной части, склад около столовой, здание цеха №2 (деревообработка), здание склада синтепона, склад цемента, где отдельный пост пожарной части; здание продуктового склада, здание свинарника, 4 здания склада муки, здание склада консервов (СВЧ); здание курятника, помещение склада № 2 (прилегающего к 3-х этажному зданию швейного участка), здания мельницы № 1 и № 2, здание полимерного цеха автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 1-го типа;

- оборудовать здание церкви, бытовые помещения (раздевалки, чайные и т.д.) в производственной зоне (здание пилорамы, здание цеха № 2 (деревообработка), здание раздевалки, в которой отдельный пост пожарной части, отряд со строгими условиями содержания; помещения раздевалки и раскройки в подвале 3-х этажного здания швейного участка, здание ПДО (планово-диспетчерский отдел) автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 2-го типа.

- оборудовать здание церкви системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 1 -го типа.

- привести в рабочее состояние автоматическую пожарную сигнализацию в здании бани на 1-м этаже (здания «БПК»), коммунально-эксплуатационной части, ШИЗО, МЧ №2,_карантинном отделении, в жилых отрядах №5, 6 - 1 этаж; отрядах №11, 12-2 этаж, отрядах №7, 8 - 1 этаж, отрядах №3, 4-2 этаж, отрядах №13,14 -1 этаж, отрядах №1, 10-2 этаж, отрядах №9, 15-1 этаж; отрядах № 2, 9 - 2 этаж, помещении столовой на 1-м этаже, помещении клуба на 2-м этаже, помещении воспитательного отдела в 3-х этажном здании, здании овощехранилища, здании склада консервов (СВЧ), медицинском пункте, цехе № 3, швейном цехе;

- оборудовать фрамуги размером не менее 1,2 м в наружной стене в 2-х лестничных клетках (с 1-го по 3-й этажи) 3-х этажного здания (помещения столовой на 1-м этаже, помещения клуба на 2-м этаже, помещения воспитательного отдела в 3-х этажном здании), 2-х лестничных клетках 3-х этажного здания производственного участка швейный, в лестничной клетке 2-х этажного корпуса здания штаба, в основной лестничной клетке 3-х этажного корпуса здания штаба;

- оборудовать приспособлениями для самозакрывания и уплотнения в притворах на противопожарных дверях, расположенных в комнатах для хранения белья, расположенных в жилых отрядах ИК-2.

Также на ФКУ ИК-2 УФСИН России по Саратовской области возложена обязанность устранить нарушения пожарной безопасности в срок до 31 октября 2023 года:

- на дверях складских помещений в производственных помещениях раскройного и швейного цехов, цеха металлообработки обозначить категорию таких помещений по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по ПУЭ;

- обеспечить замену имеющихся в исправительном учреждении первичных средств пожаротушения (огнетушители ОП-4 2011 года выпуска), расположенных в помещениях раскройного цеха, швейного цеха;

- разработать порядок обучения лиц мерам пожарной безопасности, определяющий периодичность обучения работников в области пожарной безопасности, конкретный перечень случаев обучения по программам целевого противопожарного инструктажа, порядок проверки знаний и умений, полученных работниками в ходе обучения, с учетом требований пункта 20 Приказа МЧС России от 18 ноября 2021 года № 806 «Об определении Порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию указанных программ и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности», положений части 2 статьи 76, статьи 91 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пункта 40 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Кроме того, на ФКУ ИК-2 УФСИН России по Саратовской области возложена обязанность по устранению нарушений пожарной безопасности: на дверях складских помещений в жилых, административных помещениях, производственных помещениях, за исключением раскройного и швейного цехов, цеха металлообработки, обозначить категорию таких помещений по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по ПУЭ. При этом постановлено, что решение суда в данной части не исполнять в связи с его исполнением до вынесения решения суда.

На ФКУ ИК-2 УФСИН России по Саратовской области также возложена обязанность устранить нарушения пожарной безопасности: обеспечить замену имеющихся в исправительном учреждении первичных средств пожаротушения (огнетушители ОП-4 2007 года выпуска). Решение суда в данной части не исполнять в связи с его исполнением до вынесения решения суда.

ФКУ ИК-2 УФСИН России по Саратовской области обязано устранить нарушения пожарной безопасности: разработать перечень лиц, ответственных за хранение журнала учета противопожарных инструктажей. При этом постановлено, что решение суда в данной части не исполнять в связи с его исполнением до вынесения решения суда.

В удовлетворении остальной части исковых требований к ФКУ ИК-2 УФСИН России по Саратовской области отказано. В удовлетворении исковых требований к Управлению федеральной службы исполнения наказаний Саратовской области отказано.

На вышеуказанное решение административным ответчиком ФКУ ИК-2 УФСИН России по Саратовской области подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование жалобы заявитель указывает, что для устранения нарушений пожарной безопасности в полном объеме требуются значительные денежные затраты, а также продолжительный период времени, в связи с порядком финансирования, что не позволяет устранить нарушения в короткий срок. В установленный законом срок ФКУ ИК-2 УФСИН России по Саратовской области были приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона и недопущению впредь подобных нарушений. По мере получения денежных средств от прибыли приносящего дохода деятельность и при финансировании, учреждении сможет осуществить соответствующие мероприятия. Однако исполнение решения за счет средств от приносящей доход деятельности ФКУ ИК-2 УФСИН России по Саратовской области возможно лишь при наличии прибыли, однако по состоянию на 14 сентября 2023 года кредиторская задолженность ФКУ ИК-2 УФСИН России по Саратовской области составляет 7 664 389 рублей 49 копеек.

До рассмотрения административного дела от исполняющего обязанности Саратовского прокурора по надзору за соблюдение законом в исправительных учреждениях области — Комина О.Н. поступило письменное заявление в порядке статей 46, 157 КАС РФ об отказе от части административных исковых требований в части возложения обязанности на ФКУ ИК-2 УФСИН России по Саратовской области оборудовать здание церкви автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 2_го типа.

В силу части 2 статьи 46 КАС РФ административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично.

В соответствии с частью 2 статьи 304 КАС РФ порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе от административного истца от иска или заявления сторон о заключении соглашения о примирении определяются по правилам, установленным статьей 157 настоящего Кодекса. При принятии заявления об отказе административного истца от иска или при утверждении соглашения сторон суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по административному делу.

Согласно части 3 статьи 157 КАС РФ в случае принятия судом отказа от административного иска или утверждения судом соглашения о примирении сторон суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по административному делу полностью или в соответствующей части.

Поскольку исполняющему обязанности Саратовского прокурора по надзору за соблюдение законом в исправительных учреждениях области разъяснены последствия отказа от административного иска в части, в том числе недопустимость повторного обращения в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям (часть 1 статьи 195 КАС РФ), учитывая, что на момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции оснований, препятствующих принятию отказа от части административного иска не имеется, судебная коллегия полагает возможным отменить решение суда первой инстанции и принять отказ исполняющего обязанности Саратовского прокурора по надзору за соблюдение законом в исправительных учреждениях области Комина О.Н. от административного иска в указанной части, прекратить производство по делу, поскольку данный отказ не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц.

В судебное заседание судебной коллегии иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили. При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции в полном объеме в соответствии со статьей 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда.

Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определено, что под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожар – неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Пунктом 1 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390, предусмотрено, что правила противопожарного режима содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.

Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что данный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

В силу части 1 статьи 4 вышеуказанного Федерального закона к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.

ФКУ ИК-2 УФСИН России по Саратовской области является колонией общего режима с массовым пребыванием неопределенного круга лиц.

В соответствии с частью 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 13 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право на личную безопасность, что означает защищенность их жизни и здоровья от неправомерно причиненного вреда во время отбывания наказания в виде лишения свободы.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в ходе проверки соблюдения в ИК-2 законодательства о пожарной безопасности Саратовской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях области с привлечением специалистов ОНТ УНД и ПР ГУ МЧС по Саратовской области выявлены нарушения в сфере пожарной безопасности.

По результатам проверки специалистом ГУ МЧС России по Саратовской области составлена справка от 29 декабря 2022 года о выявленных нарушениях. Прокурором Саратовской области внесено представление об устранении нарушений, которые в полном объеме не устранены.

Согласно справке заместителя начальника ОНТ УНД и ПР ГУ МЧС России по Саратовской области Е.В. Шевцовой от 29 декабря 2022 года: не обеспечено дублирование сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации из здания ПФРСИ (2-х этажное помещение, функционирующее в режиме следственного изолятора); из здания отряда со строгими условиями содержания; здания «ШИЗО»; здания медицинской санитарной части; здание карантина; 2-х этажное здание (отряды № 5, 6 - 1 этаж; отряды № 11, 12 - 2 этаж); 2-х этажное здание (отряды №7, 8 - 1 этаж; отряды № 3, 4 - 2 этаж); 2-х этажное здание (отряды № 13,14 - 1 этаж; отряды №1, 10 - 2 этаж); 2-х этажное здание (отряды №9, 15 - 1 этаж; отряды №2, 9 - 2 этаж); 2-х этажное здание КДС (гостиница - комната длительного свидания) - ФЗ 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» часть 7 статьи 83; здание кузнецы (участок ЩЛК); здание кузни цеха №1; здание цеха №1; здание камер напылений; участок сантехники цеха №1; участок электрики цеха №1; участок плитки цеха №1; здание пилорамы; здание изготовления черепицы; здание слесарной мастерской, где отдельный пост пожарной части; отдельный пост пожарной части; склад около столовой; здание цеха №2 (деревообработка); здание склада синтепона; здание продуктового склада; здание свинарника; 4 здания склада муки; здание курятника; помещение склада №2 около 3-х этажного здания швейки; здания мельницы №1 и №2, здание полимерного цеха не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией Федеральный закон № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пункт 1 части 2 статьи 1, часть 4 статьи 4, часть 1 статьи 6, статья 83, СП 486.1311500.2020 пункты 4, 5, 9, 10 приложения 3; Здание кузнецы (участок ЩЛК); здание кузни цеха №1; здание цеха №1; здание камер напылений; участок сантехники цеха №1; участок электрики цеха №1; участок плитки цеха №1; здание пилорамы; здание изготовления черепицы; здание слесарной мастерской, где отдельный пост пожарной части; отдельный пост пожарной части; склад цемента, где отдельный пост пожарной части; склад около столовой; здание цеха №2 (деревообработка); здание склада синтепона; здание овощехранилища; здание склада консервов (СВЧ); здание продуктового склада; здание свинарника; 4 здания склада муки; здание курятника; помещение склада №2 около 3-х этажного здания швейки; здания мельницы №1 и №2, здание полимерного цеха не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 1-го типа - Федеральный закон № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пункт 1 части 2 статьи 1, часть 4 статьи 4, часть 1 статьи 6, статья 84, СП 3.13130.2009 таблица 1, таблица 2 пункт 17; Здание церкви, бытовые помещения (раздевалки, чайные и т.д.) в производственной зоне (здание пилорамы; здание цеха №2 (деревообработка); здание раздевалки, где отдельный пост пожарной части; здание отряда со строгими условиями содержания; помещения раздевалки и раскройки в подвале 3-х этажного здания швейки; здание ПДО (планово-диспетчерский отдел) не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией - Федеральный закон № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пункт 1 части 2 статьи 1, часть 4 статьи 4, часть 1 статьи 6, статья 83, СП 486.1311500.2020 пункт 11 таблицы 1, пункт 10 приложения 3; бытовые помещения (раздевалки, чайные и т.д.) в производственной зоне (здание пилорамы; здание цеха № 2 (деревообработка)); здание раздевалки, где отдельный пост пожарной части; здание отряда со строгими условиями содержания; помещения раздевалки и раскройки в подвале 3-х этажного здания швейки; здание ПДО (планово-диспетчерский отдел) не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 2-го типа - Федеральный закон № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пункт 1 части 2 статьи 1, часть 4 статьи 4, часть 1 статьи 6, статья 84, СП 3.13130.2009 таблица 1, таблица 2 пункт 16, пункт 17; здание церкви не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 1-го типа - Федеральный закон № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пункт 1 части 2 статьи 1, часть 4 статьи 4, часть 1 статьи 6, статья 84, СП 258.1311500.2016 «Объекты религиозного назначения, Требования пожарной безопасности» пункт 8.4.3, СП 3.13130.2009 таблица 1, таблица 2 пункта 6; автоматическая пожарная сигнализация в здании бани на 1-м этаже 2х этажного здания «БПК»; здании коммунально-эксплуатационной части; здании «ШИЗО»; здании медицинской санитарной части; здании карантина; 2-х этажном здании (отряды №5, 6 - 1 этаж; отряды №11, 12 - 2 этаж); 2-х этажном здании (отряды №7, 8 - 1 этаж; отряды №3, 4 - 2 этаж); 2-х этажном здании (отряды №13,14 - 1 этаж; отряды №1, 10 - 2 этаж); 2-х этажном здании (отряды №9, 15 - 1 этаж; отряды №2, 9 - 2 этаж); помещении столовой на 1-м этаже, помещении клуба на 2-м этаже, помещении воспитательного отдела в 3-х этажном здании; здании овощехранилища; здании склада консервов (СВЧ), медицинском пункте, цехе № 3, швейном цехе находится в неисправном состоянии - пункт 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1479 от 16 сентября 2020 года; на объекте защиты отсутствует техническая документация на установки и системы противопожарной защиты объекта - пункт 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1479 от 16 сентября 2020 года; в 2-х лестничных клетках (с 1-го по 3-й этажи) 3-х этажного здания (помещения столовой на 1-м этаже, помещения клуба на 2-м этаже, помещения воспитательного отдела в 3-х этажном здании); 2-х лестничных клетках 3-х этажного здания швейки; в лестничной клетке 2-х этажного корпуса здания штаба; в основной лестничной клетке 3-х этажного корпуса здания штаба отсутствуют фрамуги размером не менее 1,2 кв.м в наружной стене Федеральный закон № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пункт 1 части 2 статьи 1, часть 4 статьи 4, часть 1 статьи 6, часть 4 статьи 89, пункт 4.4.12 СП 1.13130.2020, пункт 5.4.16 (б) СП 2.13130.2020; лестница 3-го типа с 2-го этажа из здания карантина; лестница 3-го типа с 2-го этажа из 2-х этажного здания (отряды №5, 6 - 1 этаж; отряды №11, 12 - 2 этаж); лестница 3-го типа с 2-го этажа из 2-х этажного здания (отряды №7, 8 - 1 этаж; отряды № 3, 4 - 2 этаж); лестница 3-го типа с 2-го этажа из 2-х этажного здания (отряды №13, 14 - 1 этаж; отряды №1, 10 - 2 этаж); лестница 3-го типа с 2-го этажа из 2-х этажного здания (отряды №9, 15 - 1 этаж; отряды №2, 9 - 2 этаж) имеют ширину проступи ступенек менее 25 см (13-20 см) - Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» статья 89, пункт 4.4.3 СП 1.13130.2020; на противопожарных дверях, расположенных в комнатах для хранения белья, расположенных в отрядах, не обеспечено наличие приспособлений для самозакрывания и уплотнения в притворах - часть 8 статьи 88 Федерального закона № 12303 от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; на дверях складских помещений (в жилых, административных, производственных помещениях) (за исключением помещений категории «Д») не обозначена категория таких помещений по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по ПУЭ - пункт 26 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1479 от 16 сентября 2020 года; на объектах учреждения техническое обслуживание систем пожарной сигнализации проводится реже чем 1 раз в месяц - пункт 6.4.2 ГОСТ Р 59638-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность; информация о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности (СПС, СОУЭ) не вносится в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты - пункт 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1479 от 16 сентября 2020 года; не обеспечена своевременная замена имеющихся в зданиях объекта первичные средства пожаротушения (огнетушители ОП-4, 2007, 2011 года выпуска) - паспорта на огнетушители, пункт 60 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1479 от 16 сентября 2020 года; не обеспечена проверка 1 раз в год средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара, с отражением информации об отсутствии механических повреждений и их целостности в журнале эксплуатации систем противопожарной защиты - пункт 30 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1479 от 16 сентября 2020 года; не все огнетушители, расположенные на объекте защиты, обеспечены читаемой и доходчивой инструкцией на корпусе по работе с огнетушителем – пункт 1 части 2 статьи 1, часть 4 статьи 4, часть 1 статьи 6, статья 105 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; пункт 4.3.5 СП 9.13130.2009; запоры (замки) на дверях вторых эвакуационных выходов из помещений отрядов, не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа. При этом для объекта, для которого установлен особый режим содержания помещений (охраны, обеспечения безопасности), не обеспечено автоматическое открывание запоров дверей эвакуационных выходов по сигналу систем противопожарной защиты здания или дистанционно сотрудником (работником), осуществляющим круглосуточную охрану - пункт 26 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1479 от 16 сентября 2020 года; в складских помещениях раскройного цеха двери не выполнены противопожарными Федеральный закон № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пункт 1 части 2 статьи 1, часть 4 статьи 4, часть 1 статьи 6, часть 1 статьи 88, таблица 23, таблица 24; в учреждении не разработан порядок обучения лиц мерам пожарной безопасности, определяющий периодичность обучения работников в области пожарной безопасности, возможность (невозможность) совмещения вводного и первичного на рабочем месте противопожарных инструктажей, конкретный перечень случаев обучения по программам целевого противопожарного инструктажа, порядок проверки знаний и умений, полученных работниками в ходе обучения; лиц, ответственных за хранение журнала учета противопожарных инструктажей - пункт З Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1479 от 16 сентября 2020 года, пункт 2, пункты 15, 18, 20, 24 приложения 1 к приказу МЧС РФ от 18 ноября 2021 года № 806; в производственных и складских помещениях категории В 1-В4 размещены первичные средства пожаротушения с рангом тушения модельного очага менее требуемого (фактически имеются практически везде 2А 55В С Е, требуются 4А 144В С Е) - приложение 1 к Правилам противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1479 от 16 сентября 2020 года; в помещениях полимерного участка допущено захламление помещения, в том числе путей эвакуации, сырьем, используемым в производстве (мешки с целлофаном и т.п.) - пункт 27 (б) Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1479 от 16 сентября 2020 года; на дверях деревообрабатывающего цеха, дверях складских помещений раскройного и швейного цехов не обозначена категория помещений по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны в соответствии с главами 5, 7, и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; на эвакуационном выходе из раскройного участка, ведущем непосредственно наружу, проходит труба отопления, препятствующая безопасной эвакуации подпункт «б» пункта 27 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1479 от 16 сентября 2020 года; в эвакуационном коридоре, ведущем из швейного цеха на лестничную клетку, допущено размещение столов со швейными машинами пункт 16 (ж) Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1479 от 16 сентября 2020 года; в помещениях здания швейного цеха допускается курение - пункт 11 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1479 от 16 сентября 2020 года; под лестничной клеткой допущено хранение горючих материалов (мешок с обрезками синтепона) подпункт «к» пункта 16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1479 от 16 сентября 2020 года; в здании 13 отряда заложен запасной эвакуационный выход, вследствие чего помещение комнаты психологической разгрузки не имеет эвакуационного выхода, отвечающего требованиям - часть 3 статьи 89 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; у здания общежития на расстоянии менее 10 метров расположена конструкция беседки для курения - пункт 1 части 2 статьи 1, часть 4 статьи 4, часть 1 статьи 6, статья 105 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пункт 4.3. СП 4.13130.2013; перед наружными дверями эвакуационных выходов из помещений лестничных клеток, расположенных с торца общежитий № 1, № 2 и 3; одна площадка выхода из здания ПФРСИ (2-х этажное - помещение, функционирующее в режиме следственного изолятора); одна площадка из здания камер напылений - перед наружной дверью эвакуационного выхода с 1 -го этажа на улицу не предусмотрены горизонтальные входные площадки с глубиной не менее 1,5 ширины полотна наружной двери - Федеральный закон № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пункт 1 части 2 статьи 1, часть 4 статьи 4, часть 1 статьи 6, часть 1 статьи 89, пункт 4.2.21 СП 1.13130.2020; для зданий общежитий, где с каждого этажа требуется не менее 2-х эвакуационных выходов, не для каждого помещения обеспечен доступ к таким выходам, отвечающий требованиям, а именно: доступ к выходам из части помещений ведет более чем через одно соседнее помещение, либо доступ к таким выходам ведет через коридор и помещения - Федеральный закон № 123 ФЗ от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пункт 1 части 2 статьи 1, часть 4 статьи 4, часть 1 статьи 6, часть 3 статьи 89, пункт 4.2.14 СП 1.13130.2020.

В ответ на представление прокурора Саратовской области ФКУ ИК-2 УФСИН России по Саратовской области 27 февраля 2023 года сообщено об устранении выявленных в ходе проверки нарушений, однако фактически часть нарушений в сфере пожарной безопасности, отраженных в справке от 29 декабря 2022 года, не устранены.

Согласно справке заместителя начальника ОНТ УНД и ПР ГУ МЧС России по Саратовской области Е.В. Шевцовой от 18 мая 2023 года, составленной в ходе судебного разбирательства по результатам проведенной проверки по состоянию на 17 мая 2023 года установлено следующее:

- ранее выявленное нарушение устранено не в полном объеме, а именно: на дверях помещений с наружной стороны не обозначены категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зон в соответствии с главами 5, 7, и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» для складских помещений раскройного и швейного цехов, складских помещений цеха металлообработки в нарушение пункта 12 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479 (далее - ППР в РФ).

- ранее выявленное нарушение устранено не в полном объеме, а именно: не обеспечена своевременная замена имеющихся первичных средств пожаротушения (2010, 2011 годы выпуска), расположенных в помещениях раскройного цеха, швейного цеха (2 этаж) в нарушение пункта 60 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, паспорта на огнетушитель;

- выявленное нарушение устранено (не обеспечена проверка 1 раз в год средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара, с отражением информации об отсутствии механических повреждений и их целостности в журнале эксплуатации систем противопожарной защиты);

- выявленное нарушение устранено не в полном объеме, а именно: в учреждении разработано «Положение об определении порядка, видов, сроков обучения сотрудников, работников, осужденных и лиц, прибывающих в учреждение ФКУ ИК-2 УФСИН России Саратовской области по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию указанных программ и категории лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности» (далее Положение), вместе с тем, разработанное положение не в полной мере соответствует требованиям законодательства, поскольку:

а) в нарушение пункта 20 приказа МЧС России от 18 ноября 2021 года № 806 «Об определении Порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию указанных программ и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности» Положением не определена форма реализации и порядок проведения проверки знаний, полученных в ходе теоретической и практической частей противопожарных инструктажей;

б) пунктом 11.2 Положения право обучения лиц мерам пожарной безопасности по дополнительным профессиональным программам — программам повышения квалификации предоставлено должностным лицам ОПЧ ВПО ФКУ ИК или лицам, имеющим среднее профессиональное и (или) высшее образование по специальности «Пожарная безопасность» или направлению подготовки «Техносферная безопасность» по профилю «Пожарная безопасность», при этом, обучение по дополнительным профессиональным программам может осуществляться образовательными организациями, имеющими лицензию на соответствующий вид деятельности (часть 2 статьи 76, статья 91 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пункт 40 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

- нарушение устранено не в полном объеме, а именно: первичные средства пожаротушения с рангом тушения модельного очага менее требуемого (требуется 4 А 144В С Е для помещений категорий А, Б, В1 - В1 по взрывопожарной и пожарной опасности, фактически имеется 2А 55В С Е) имеются в помещениях раскройного цеха, швейных цехов (1 и 2 этажи), металлообрабатывающего цеха в нарушение пунктов 60, 397, приложения 1 к Правил противопожарного режима в Российской Федерации;

- ранее выявленное нарушение требований пожарной безопасности устранено (на эвакуационном выходе из раскройного участка, ведущем непосредственно наружу, проходит труба отопления, препятствующая безопасной эвакуации);

- ранее выявленное нарушение требований пожарной безопасности устранено (в здании 13 отряда заложен запасной эвакуационный выход, вследствие чего помещение комнаты психологической разгрузки не имеет эвакуационного выхода, отвечающего требованиям - часть 3 статьи 89 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).

В ходе судебного разбирательства ответчиком ИК-2 ряд нарушений был устранен, а именно: на дверях складских помещений в жилых, административных помещениях, производственных помещениях, за исключением раскройного и швейного цехов, цеха металлообработки, была обозначена категория таких помещений по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по ПУЭ; обеспечена замена имеющихся в исправительном учреждении первичных средств пожаротушения (огнетушители ОП-4 2007 года выпуска); разработан перечень лиц, ответственных за хранение журнала учета противопожарных инструктажей.

Удовлетворяя административные исковые требования в части неустраненных нарушений в пределах заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что перечисленные нарушения пожарной безопасности касаются безопасности людей, эксплуатация объекта с нарушениями требований пожарной безопасности может привести к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей при возможном возникновении пожара, и возложил на ИК-2 обязанности устранить перечисленные нарушения.

Судебная коллегия находит правильными такие выводы суда первой инстанции применительно к конкретным обстоятельствам административного дела, а также учитывает следующее.

В силу пункта 21 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390 руководитель организации должен обеспечивать устранение повреждений средств огнезащиты для строительных конструкций, инженерного оборудования зданий и сооружений, а также осуществляет проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией изготовителя и составляет акт (протокол) проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки). Проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) при отсутствии в инструкции сроков периодичности проводится не реже 1 раза в год.

На основании частей 3, 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.

В случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.

В соответствии с СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», утвержденного приказом МЧС России от 24 апреля 2013 года № 288, предусматриваемые в составе объектов классов Ф1.1 и Ф1.2 пищеблоки, а также части зданий, группы помещений, либо отдельные помещения производственного, складского и технического назначения (прачечные, гладильные, мастерские, кладовые, электрощитовые т.д.), за исключением помещений категории В4 и Д, следует выделять противопожарными стенами не ниже 2-го типа (перегородками 1-го типа) и перекрытиями не ниже 3-го типа (в зданиях I степени огнестойкости – перекрытиями 2-го типа).

Пределы огнестойкости для соответствующих типов заполнения проемов в противопожарных преградах приведены в таблице 24 приложения к Федеральному закону от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Исходя из системного анализа действующего законодательства и фактических обстоятельств дела, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о ненадлежащем выполнении ФКУ ИК-2 УФСИН России по Саратовской области обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности.

Статьей 13 Закона РФ от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» установлено, что учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, а также обеспечивать охрану здоровья осужденных.

Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения всеми организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, установлены Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390 и иными нормативными актами в данной сфере.

ФКУ ИК-2 УФСИН России по Саратовской области является юридическим лицом и действует на основании Устава, утвержденного приказом ФСИН России от 28 февраля 2011 года № 99, согласно пункту 2.1 которого предметом и целями деятельности учреждения являются обеспечение охраны прав, свобод, и законных интересов осужденных, а также обеспечение безопасности содержащихся в учреждении осужденных, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территории учреждения.

Учреждение обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации правопорядок и законность в учреждении, а также безопасность лиц, находящихся на его территории, пожарную безопасность (пункт 2.5.1 Устава).

В силу статьи 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» учреждения обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать использования их не по назначению.

Судебная коллегия учитывает, что нарушения требований законодательства о пожарной безопасности нарушают права осужденных, персонала исправительного учреждения, должностных лиц и граждан, находящихся в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Саратовской области, влияют на их безопасность, могут привести к гибели людей, создают угрозу уничтожения или повреждения имущества. Таким образом, обязанность по выполнению мероприятий, направленных на обеспечение противопожарной безопасности, лежит именно на ФКУ ИК-2 УФСИН России по Саратовской области.

Поскольку ФКУ ИК-2 УФСИН России по Саратовской области не устранило выявленные нарушения требований пожарной безопасности в полном объеме, суд первой инстанции правомерно возложил на учреждение обязанность устранить оставшиеся нарушения требований законодательства о пожарной безопасности в зданиях и помещениях ФКУ ИК-2 УФСИН России по Саратовской области.

Ссылка ФКУ ИК-2 УФСИН России по Саратовской области на то, что учреждением предпринимаются меры для устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности, не может быть принята во внимание, поскольку до настоящего времени выявленные в результате проверки нарушения требований законодательства о пожарной безопасности в полном объеме не устранены, что нарушает права неопределенного круга лиц.

Согласно пункту 3 Положения о ФСИН России основными задачами ФСИН России являются, в том числе управление территориальными органами ФСИН России и непосредственно подчиненными учреждениями и организациями (подпункт 8).

Пунктом 7 Положения о ФСИН России предусмотрено, что ФСИН России обеспечивает материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы; разработку и реализацию мер по обеспечению пожарной безопасности, предупреждению и тушению пожаров на объектах учреждений, организаций и органов уголовно-исполнительной системы (подпункт 2).

ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия, учреждения и организации, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы (пункт 5 Положения о ФСИН России).

Управление является территориальным органом ФСИН России и юридическим лицом, участником бюджетного процесса - распорядителем (получателем) бюджетных средств (пункты 1 и 4); Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с учреждениями, непосредственно подчиненными ФСИН России, подведомственными ФСИН России предприятиями уголовно-исполнительной системы (пункт 11), материально-техническое обеспечение деятельности подведомственных структур (подпункт 2 пункта 15).

ФКУ ИК-2 УФСИН России по Саратовской области находится в ведении ФСИН России, является юридическим лицом, участником бюджетного процесса - получателем бюджетных средств.

Согласно пунктам 1 и 7 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации отвечает орган государственной власти (государственный орган), осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.

Таким образом, доводы о невозможности проведения всех мероприятий по устранению выявленных недостатков ввиду отсутствия финансовых средств, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку указанные обстоятельства не являются основанием для освобождения ФКУ ИК-2 УФСИН России по Саратовской области от исполнения возложенных на него законом обязанностей, поскольку именно ФСИН России осуществляет обязанности по финансированию мероприятий, направленных на устранение выявленных прокурором нарушений в Учреждении, а Управление ФСИН России по Саратовской области доводит финансирование до ФКУ ИК-2 УФСИН России по Саратовской области.

Судом первой инстанции в решении дана надлежащая оценка всем обстоятельствам по делу.

Разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для административного дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку направлены на оспаривание выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, поскольку являлись предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку. Оснований для их переоценки судебная коллегия не усматривает.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения судом, при рассмотрении дела не допущено.

Учитывая изложенное, обжалуемое решение подлежит отмене в соответствии с пунктом 4 статьи 309 КАС РФ в части требований о возложения обязанности на федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 2» Управления федеральной службы исполнения наказаний Саратовской области оборудовать здание церкви автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 2_го типа в связи с отказом исполнящего обязанности Саратовского прокурора по надзору за соблюдение законом в исправительных учреждениях области — Комина О.Н. от иска в указанной части. В остальной части решение суда первой инстанции от 19 мая 2023 года, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба ФКУ ИК-2 УФСИН России по Саратовской области без удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 307, 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

принять отказ исполнящего обязанности Саратовского прокурора по надзору за соблюдение законом в исправительных учреждениях области — Комина О.Н. от административных исковых требований в части возложения обязанности на федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 2» Управления федеральной службы исполнения наказаний Саратовской области оборудовать здание церкви автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 2_го типа.

Решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 19 мая 2023 года в указанной части отменить.

Производство по административному делу по администратаивному исковому заявлению Саратовского прокурора по надзору за соблюдение законом в исправительных учреждениях области в интересах неопределенного круга лиц к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 2» Управления федеральной службы исполнения наказаний Саратовской области, Управлению федеральной службы исполнения наказаний Саратовской области о возложении обязанности устранить нарушения пожарной безопасности в указанной части прекратить в связи с отказом административного истца от части административных исковых требований.

В остальной части решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 19 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 2» Управления федеральной службы исполнения наказаний Саратовской области - без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течении шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий:

Судьи: