Дело № 33-10752/2023 (№ 2-1-204/2023) УИД: 66RS0035-01-2022-002562-62 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Екатеринбург | 25 июля 2023 года |
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Калимуллиной Е.Р.,
судей Селивановой О.А., Страшковой В.А.
при ведении протокола помощником судьи Поваго К.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красноуфимского межрайонного прокурора Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом Российской Федерации, Территориальному управлению Росимущества в Свердловской области, ООО «Красноуфимский сельскохозяйственный комплекс» о возложении обязанности ограничить несанкционированный доступ к недостроенному объекту
по апелляционной жалобе ответчика ТУ Росимущества в Свердловской области на решение Красноуфимского районного суда Свердловской области от 29.03.2023.
Заслушав доклад судьи Селивановой О.А., объяснения прокурора, возражавшего против доводов апелляционной жалобы,
установила:
Красноуфимский межрайонный прокурор Свердловской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом РФ, Территориальному управлению Росимущества в Свердловской области о возложении обязанности ограничить несанкционированный доступ к недостроенному объекту.
Свои требования Красноуфимский межрайонный прокурор Свердловской области мотивировал тем, что в ходе надзорных мероприятий установлено, что на территории МО <адрес>, на обособленном земельном участке с кадастровым номером <№>, входящем в состав земельного участка с кадастровым номером <№>, принадлежащем на праве собственности Российской Федерации, расположены конструкции недостроенного объекта - котельная, конструктивные элементы здания и дымогарная труба. Земельный участок с кадастровым номером <№> является федеральной собственностью, от имени собственника действует Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице Территориального управления Росимущества в Свердловской области, предоставлен на праве аренды ООО «Красноуфимский сельскохозяйственный комплекс». В настоящее время территория указанного сооружения не огорожена забором, не охраняется, имеется свободный доступ для людей, в том числе детей и несовершеннолетних, и домашних животных. Сооружение находится под открытым небом, под воздействием погодных условий конструкции могут полностью обрушиться. Данные обстоятельства представляют реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей и животных, проникших на территорию объекта. В связи с чем, Красноуфимский межрайонный прокурор просит обязать Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице Территориального управления Росимущества в Свердловской области в течение 1 месяца со дня вступления в законную силу провести мероприятия по ограничению несанкционированного доступа людей к недостроенному объекту- котельной, конструктивным элементам здания и дымограной трубы по адресу: <адрес>, на обособленном земельном участке с кадастровым номером <№>, входящим в состав земельного участка с кадастровым номером <№>; возложить на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом обязанность обеспечить финансирование мероприятий, связанных с ограничением несанкционированного доступа людей к недостроенному объекту - котельной, конструктивным элементам здания и дымогарной трубы по вышеуказанному адресу.
Определением суда от 06.02.2023 к производству суда приняты уточненные исковые требования, согласно которых просит обязать Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице Территориального управления Росимущества в Свердловской области в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по ограничению несанкционированного доступа людей к недостроенному объекту – котельной, конструктивным элементам здания и дымогарной трубы по адресу <адрес> на обособленном земельном участке с кадастровым номером <№>, входящим в состав земельного участка с кадастровым номером <№>, путем установления защитно – охранного панельного сплошного ограждения в соответствии с требованиями «ГОСТ Р 58967-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Ограждения инвентарные строительных площадок и участков производства строительно – монтажных работ. Технические условия»; возложить на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом обязанность обеспечить финансирование мероприятий, связанных с ограничением несанкционированного доступа людей к недостроенному объекту – котельной, конструктивным элементам здания и дымогарной трубы по адресу <адрес> на обособленном земельном участке с кадастровым номером <№>, входящим в состав земельного участка с кадастровым номером <№>.
Решением Красноуфимского районного суда Свердловской области от 29.03.2023 исковые требования удовлетворены.
На Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице Территориального управления Росимущества в Свердловской области возложена обязанность в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по ограничению несанкционированного доступа людей к недостроенному объекту – котельной, конструктивным элементам здания и дымогарной трубы по адресу <адрес>, на обособленном земельном участке с кадастровым номером <№>, входящим в состав земельного участка с кадастровым номером <№>, путем установления защитно – охранного панельного сплошного ограждения в соответствии с требованиями «ГОСТ Р 58967-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Ограждения инвентарные строительных площадок и участков производства строительно – монтажных работ. Технические условия».
На Федеральное агентство по управлению государственным имуществом возложена обязанность обеспечить финансирование мероприятий, связанных с ограничением несанкционированного доступа людей к недостроенному объекту – котельной, конструктивным элементам здания и дымогарной трубы по адресу <адрес> на обособленном земельном участке с кадастровым номером <№>, входящим в состав земельного участка с кадастровым номером <№>.
С указанным решением не согласился ответчик ТУ Росимущества в Свердловской области, в апелляционной жалобе просит отменить решение и принять по делу новое решение. В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает, что земельный участок с кадастровым номером <№> является федеральной собственностью и предоставлен на праве аренды ООО «Красноуфимский сельскохозяйственный комплекс», в связи с чем ответчик полагает, что обязанность по принятию мер, направленных на ограничение несанкционированного доступа к объекту незавершенного строительства, должна быть возложена на ООО «Красноуфимский сельскохозяйственный комплекс», являющемся арендатором земельного участка.
В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. Согласно ч. 5 указанной статьи, данное обстоятельство является безусловным основанием для перехода суда апелляционной инстанции к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ (производство в суде второй инстанции).
В соответствии с абз. 2 ч. 3 ст. 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае невозможности рассмотрения дела без участия соответчика или соответчиков в связи с характером спорного правоотношения суд привлекает его или их к участию в деле по своей инициативе.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, не определил объем полномочий и ответственности, в части использования и владения земельным участком, каждой из сторон договора аренды.
Данное обстоятельство в соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ является основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Определением от 12 июля 2023 года суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители ответчиков, третьего лица не явились, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию.
С учетом изложенного, и поскольку участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, судебная коллегия, руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Заслушав пояснения прокурора Балакиной И.Н., исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции полагает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В силу п. п. 1, 2 ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
На основании ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статье 55.24 Градостроительного кодекса РФ, эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов.
В части 8 статьи 55.24 Градостроительного кодекса РФ под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность отдельных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 30.12.2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате: разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части; деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.
Согласно ч. 1 ст. 37 указанного федерального закона при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), создающих угрозу нарушения прав граждан, в том числе права на защиту жизни и здоровья, которые в силу ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации относятся к неотъемлемым нематериальным благам.
Из материалов дела следует, что Российская Федерация с <дата> является собственником многоконтурного земельного участка с кадастровым номером <№> общей площадью ... кв. м, с адресом местоположения: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир <адрес>. Почтовый адрес ориентира: обл. <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 40-54). По данным ЕГРН в состав единого землепользования данного земельного участка входят обособленные (условные) земельные участки, в том числе земельный участок с кадастровым номером <№> площадью ... кв.м.
В границах обособленного земельного участка земельный участок с кадастровым номером <№> расположены недостроенные объекты – котельная (представляющая собой разрушающийся железобетонный каркас, состоящий из двух блоков (трехъярусный и пятиярусный) и сборная железобетонная дымогарная труба. Сооружения находятся под открытым небом, под воздействием погодных условий конструкции могут полностью обрушиться. В настоящее время территория указанных сооружений не огорожена, не охраняется, имеет свободный доступ для людей и домашних животных.
Данные обстоятельства подтверждаются сведениями топогеосьемки из дежурной кадастровой карты и протоколом заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Муниципального образования Красноуфимский округ от 25.06.2021, представленными прокурором в суд апелляционной инстанции. Кроме того, данные обстоятельства подтверждаются материалами прокурорской проверки: фототаблицами, сообщением Главы муниципального образования Красноуфимский городской округ в адрес Красноуфимского межрайонного прокурора, актом осмотра от 07.11.2022.
Права на указанные объекты незавершенного строительства в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрированы, сведения о постановке объектов на кадастровый учет в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, что подтверждается соответствующими выписками.
20.02.2012 года Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (арендодатель) заключило с Госдуратсвенным Унитарным предприятием опытно производственное хозяйство Красноуфимской сельскохозяйственной станции (арендатор) договор аренды № <№> участка с кадастровым номером <№>
Согласно пункту 1.2 договора на передаваемом в аренду земельном участке не имелось объектов недвижимости, строений, сооружений.
На основании договора переуступки прав долгосрочной аренды <№> от 26.03.2014 права и обязанности арендатора перешли к ООО «Красноуфимский сельскохозяйственный комплекс».
Согласно ответу ООО «Красноуфимский сельскохозяйственный комплекс» земельный участок с кадастровым номером <№> используется обществом по настоящее время.
При этом из содержания договора аренды следует, что арендодатель не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность арендатора, если она не наносит ущерба окружающей среде, не нарушает законных прав других лиц, не противоречит архитектурно-градостроительным, природоохранным и иным норм, правилам и требованиям, земельного законодательства (пункт 4.2.5. Договора).
Письмами от 26.07.2021 и 17.10.2022 года Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области указывало арендатору ООО «Красноуфимский сельскохозяйственный комплекс» о необходимости устранения нарушений по договору аренды от 20.02.2012 <№>, проведению мероприятий по очистке арендованного земельного участка от несанкционированных недостроенных объектов, представляющих собой угрозу жизни и здоровью.
Существование объектов в том виде, в котором они находятся на сегодняшний день, представляет собой опасность для людей, ставя под угрозу их жизнь и здоровье, в частности подростков и детей, периодически проникающих внутрь строений, о чем свидетельствуют имеющиеся на стенах здания рисунки (граффити), фототаблицы. Наличие угрозы, которая исходит для неопределенного круга лиц ввиду свободного доступа в заброшенное здание, нарушает и общие положения об антитеррористической защищенности (ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму").
Поскольку недостроенные объекты - котельная, конструктивные элементы здания и дымогарная труба грозят обрушением, нахождение вблизи строений также небезопасно. Данное обстоятельство указывает на необходимость ограждения территории всего земельного участка, в связи с требования прокурора о необходимости ограждения земельного участка является законным и обоснованным, поскольку из обстоятельств дела следует, что только возложенные меры в виде установления ограждения земельного участка могут рассматриваться как исчерпывающие для выполнения требований закона о безопасности зданий, сооружений, а также безопасности жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
Оснований для удовлетворения требований возложения обязанности на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, провести мероприятия по ограничению несанкционированного доступа людей к недостроенному объекту не имеется. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в Свердловской области в силу статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации и Положения "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, осуществляет функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг, функции по обособленному учету имущества, созданного и (или) приобретенного в результате реализации программ, подпрограмм, проектов и мероприятий Союзного государства, находящегося на территории Российской Федерации, права на которое переданы после их завершения государственным заказчикам - координаторам, государственным заказчикам либо исполнителям таких программ, подпрограмм, проектов и мероприятий от Российской Федерации, и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
В соответствии с Положением "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти.
В силу положений действующего законодательства Федеральное агентство по управлению государственным имуществом не является землепользователем, не является хозяйствующим субъектом, не осуществляет предпринимательскую деятельность по использованию земель, поскольку наделено лишь полномочиями властно-распорядительного характера.
Согласно статьям 40, 41 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации правом на использование земельных участков наделены собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков, на которых возложена обязанность соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Положения п. 3 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации допускают использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны. Вместе с тем названная правовая норма должна применяться во взаимосвязи с другими нормами, регулирующими как публичные (административные), так и гражданские правоотношения.
В п. 1 ст. 615 Гражданского кодекса РФ указано, что арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора либо в соответствии с назначением имущества, если в договоре такие условия не определены.
Предоставление ООО «Красноуфимский сельскохозяйственный комплекс» в аренду земельных участков в силу ст. 42 Земельного кодекса РФ и ст. 615 Гражданского кодекса РФ влечет обязанность использовать этот участок исключительно в тех названных целях, для которых он предоставлялся.
Бремя содержания имущества выражается не только в необходимости несения расходов, связанных с обладанием имуществом, но и в обязании субъекта собственности совершать в отношении такого имущества те или иные действия. В частности, несение бремени содержания имущества может предусматривать необходимость совершения действий по соблюдению прав и законных интересов других граждан, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства.
Оценивая представленные доказательства и установленные обстоятельства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что ООО «Красноуфимский сельскохозяйственный комплекс» обязанность по содержанию недостроенных объектов не выполняет, строения находится в аварийном состоянии, меры по ограничению доступа не принимаются, поэтому на данное лицо надлежит возложить обязанность по ограничению несанкционированного доступа людей к недостроенному объекту путем установления защитно-охранного ограждения.
Разрешая требования прокурора о возложении обязанности по обеспечению финансирования мероприятий, суд апелляционной инстанции не находит оснований ля их удовлетворения по следующим основаниям.
В силу ст. 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) за счёт средств соответствующих бюджетов.
Согласно п. 1 ст. 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации.
Понуждение Федерального агентства по управлению государственным имуществом к выделению финансирования является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, выделенных для реализации возложенных на него функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесённых к компетенции данного органа, и нарушает установленный ст. 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
Руководствуясь п. 2 ст.328, ст.329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Красноуфимского районного суда Свердловской области от 29 марта 2023 года отменить.
Принять по делу новое решение:
Исковые требования Красноуфимского межрайонного прокурора Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом Российской Федерации, Территориальному управлению Росимущества в Свердловской области, ООО «Красноуфимский сельскохозяйственный комплекс» о возложении обязанности ограничить несанкционированный доступ к недостроенному объекту удовлетворить частично.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Красноуфимский сельскохозяйственный комплекс» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по ограничению несанкционированного доступа людей к недостроенному объекту – котельной, конструктивным элементам здания и дымогарной трубы по адресу: <адрес> на обособленном земельном участке с кадастровым номером <№>, входящем в состав земельного участка с кадастровым номером <№> путем установления защитно-охранного ограждения.
В удовлетворении остальной части требований - отказать.
Председательствующий | Е.Р. Калимуллина |
Судьи | О.А. Селиванова |
В.А. Страшкова |