В суде первой инстанции дело № 2-1038/2021
УИД 27RS0004-01-2021-000009-41
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Дело № 33а-6290/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
Председательствующего Казариковой О.В.
судей Карбовского С.Р., Федоренко Н.В.
при секретаре Цой М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Хабаровске 10 сентября 2021 года дело по административному исковому заявлению Хабаровского транспортного прокурора к Главному управлению МЧС России по Хабаровскому краю о возложении обязанности совершить определенные действия,
по апелляционной жалобе представителя Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю ФИО1 на решение Индустриального районного суда г. Хабаровска от 31 мая 2021 года.
Заслушав доклад судьи Казариковой О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Хабаровский транспортный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Главному управлению МЧС России по Хабаровскому краю о возложении обязанности обеспечить Инспекторское отделение оборудованием, мотивируя свои требования тем, что проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности плавания на водных объектах при эксплуатации маломерных судов и осуществления контроля за ними подразделениями Центра ГИМС (Управления) Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю. Пунктом 4 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.12.2004 № 835 определены основные задачи Государственной инспекции по маломерным судам являются, а именно осуществление государственного и технического надзора за маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок и их пользованием во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации; обеспечение в пределах своей компетенции безопасности людей на водных объектах. В целях реализации указанных полномочий приказом МЧС России от 09.08.2005 № 618 утверждены Типовые нормы обеспечения Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России. Проведенным транспортной прокуратурой анализом исполнения законодательства о безопасности плавания на водных объектах при эксплуатации маломерных судов и осуществления контроля за ними выявлено отсутствие в указанных подразделениях необходимого оборудования. Из указанного перечня, инспекторское отделение (по району им. Полины Осипенко) укомплектовано 1 биноклем типа БН-12, не укомплектовано остальным оборудованием, что не позволяет в полной мере осуществляет функции по обеспечению безопасности людей и охраны жизни людей на водных объектах, что может повлечь тяжкие последствия. Выявленные нарушения законодательства о безопасности плавания на водных объектах при эксплуатации маломерных судов и осуществления контроля за ними свидетельствуют о не выполнении должностными лицами Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю задач осуществления государственного и технического надзора за маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок и их пользованием во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации; обеспечения в пределах своей компетенции безопасности людей на водных объектах. В связи с чем, просил суд обязать ответчика в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить инспекторское отделение государственной инспекции по маломерным судам (по району им. Полины Осипенко) Центра Государственной инспекции по маломерным судам (Управления) Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю следующим оснащением: 2 шт. биноклями типа БН-12, 1 барометром, 3 шт. 26-мм сигнальными пистолетами, 75-мм сигнальными патронами различных огней, 50 шт. 30-мм реактивными сигнальными патронами различных огней типа РПС, 3 радарами для измерения скорости маломерного судна.
Решением Индустриального районного суда г. Хабаровска от 31 мая 2021 года требования Хабаровского транспортного прокурора удовлетворены.
На Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю возложена обязанность в течение 12 месяцев с момента вступления решения в законную силу обеспечить инспекторское отделение государственной инспекции по маломерным судам (по району им. Полины Осипенко) Центра ГИМС (Управления) Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю следующим оснащением: бинокли типа БН-12 (2 шт.), барометр (1 шт.), 26-мм сигнальные пистолеты (3 шт.), 26-мм сигнальные патроны различных огней (75 шт.), 30-мм реактивные сигнальные патроны различных огней типа РПС (50 шт.), радары для измерения скорости маломерного судна (3 шт.).
В апелляционной жалобе представитель Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю ФИО1 с постановленным по делу решением не согласна, считает его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что в ходе рассмотрения дела не проверены сведения о наличии в Инспекторском отделении оборудования более современного, по сравнению с оборудованием, предусмотренным приказом МЧС России от 09.08.2005 № 618. Транспортным прокурором не представлено доказательств наличие случаев причинения вреда жизни и здоровью в следствии не полного обеспечения Инспекторского отделения указанным оборудованием. Кроме того, с изданием приказа МЧС России от 29.12.2020 № 1025 меняется порядок оснащения оборудованием Центра ГИМС, то есть не на основании приказа МЧС России от 09.08.2005 № 618. Просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В возражениях на апелляционную жалобу Хабаровский транспортный прокурор Иванюшев В.Б. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Определением судьи Хабаровского краевого суда от 13 августа 2021 года настоящее дело передано в судебную коллегию по административным делам Хабаровского краевого суда в порядке административного судопроизводства.
Согласно ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю ФИО2, доводы апелляционной жалобы поддержавшего, прокурора Куницкого К.А., с доводами апелляционной жалобы не согласитвшегося, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности плавания на водных объектах при эксплуатации маломерных судов и осуществления контроля за ними, было установлено, что инспекторское отделение государственной инспекции по маломерным судам (по району Полины Осипенко) Центра Государственной инспекции по маломерным судам (Управления) Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю не оснащено вспомогательным оборудованием в соответствии с Типовыми нормами обеспечения ГИМС МЧС России, утвержденных Приказом МЧС России от 09.08.2005 № 618.
Установив, что инспекторское отделение государственной инспекции по маломерным судам (по району Полины Осипенко) Центра Государственной инспекции по маломерным судам (Управления) Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю является структурным подразделением Центра ГИМС (Управления) Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю, непосредственно осуществляющие деятельность по техническому освидетельствованию маломерных судов, не оснащены вспомогательным оборудованием в соответствии с Типовыми нормами обеспечения ГИМС МЧС России, утвержденных Приказом МЧС России от 09.08.2005 № 618, суд первой инстанции удовлетворил заявленные прокурором требования.Удовлетворяя заявленные требования Хабаровского транспортного прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что отсутствие в инспекторском отделении государственной инспекции по маломерным судам (по району Полины Осипенко) Центра Государственной инспекции по маломерным судам (Управления) Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю оборудования, предусмотренного Типовым нормам обеспечения ГИМС МЧС России, утвержденным Приказом МЧС России от 09.08.2005 № 618 не позволяет в полной мере осуществлять функции по обеспечению безопасности людей и охраны жизни людей на водных объектах.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда.
Положение «О Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», согласно п.1 которого Государственная инспекция по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
В систему Государственной инспекции по маломерным судам входят структурные подразделения центрального аппарата МЧС России, территориальные органы Государственной инспекции по маломерным судам в составе территориальных органов МЧС России, государственные инспекторы по маломерным судам, а также соответствующие подразделения и организации МЧС России.
В силу п.4 Положения определены основные задачи Государственной инспекции по маломерным судам, к которым относится осуществление государственного и технического надзора за маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок и их пользованием во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации; обеспечение в пределах своей компетенции безопасности людей на водных объектах.
Согласно п.7 Правил государственного надзора за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2013 года № 820, государственный надзор включает в себя надзор за маломерными судами, проверки документов, подтверждающих государственную регистрацию маломерного судна, право судоводителя управлять маломерным судном и годность маломерного судна к плаванию, применение мер административного воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
В целях реализации указанных полномочий приказом МЧС России от 09.08.2005 года № 618 утверждены Типовые нормы обеспечения Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России.
Согласно пунктам 1, 3, 4, 5, 7 раздела 1 «Артиллерийское вооружение» Типовых норм каждое инспекторское отделение должно быть снабжено: биноклями типа БН-12 (3 шт.), 26-мм сигнальным пистолетом (3 шт.), 26-мм сигнальными патронами различных огней (75 шт.), 30-мм реактивными сигнальными патронами различных огней типа РПС (50 шт.), барометром (1 шт.). Кроме того, пунктом 4 раздела 10 «Навигационное оборудование» Типовых норм в каждом инспекторском отделении необходимо обеспечить нахождение радаров для измерения скорости маломерного судна (3 комплекта).
Приказом МЧС России от 29.12.2020 № 1025 утвержден типовой табель оснащенности главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъекту Российской Федерации (далее Типовой табель), в соответствии с которым начальникам главных управлений необходимо в срок до 1 июля 2021 года:
разработать на основании типового табеля и согласовать с заказывающими и довольствующими структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России проект табеля оснащенности соответствующего главного управления с учетом действующих норм материально-технического обеспечения в системе МЧС России;
утвердить табель оснащенности главного управления после согласования с заказывающими и довольствующими структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России.
Таким образом, приказ МЧС России № 1025 от 29.12.2020 года призван оптимизировать действующий порядок комплектования подразделений ГИМС.
Согласно ответу Управления безопасности людей на водных объектах МЧС России в адрес ГУ МЧС России по Хабаровскому краю от 25.05.2021 года следует, что положения приказа № 618 от 09.08.2005 года являются действующими и техническая оснащенность центров ГИМС определяется строго в соответствии с данным приказом.
Доводы административного ответчика относительно того, что требования приказа № 618 не являются актуальными, он подлежит переработке, проводятся организационные мероприятия, в ходе которых порядок и условия оснащения центров ГИМС будут переработаны, достаточным основанием к отмене постановленного решения не является.
В настоящий момент техническая оснащенность центров ГИМС, а именно: отделения по району Полины Осипенко, требованиям данного приказа не соответствует.
Прокурор обязывает исполнить требования Положения (приказ № 618), обязать приобрести необходимое оборудование с учетом поставленных перед инспекторскими отделениями задач, и возложенных на них функций, и тем обстоятельством, что контроль осуществляется на водных объектах, где может возникнуть угроза жизни и здоровью как сотрудников отделения, так и неопределенного круга лиц.
Бинокль является основным наблюдательным оптическим прибором, предназначается для наблюдения за окружающей обстановкой, отыскания и изучения целей, измерения горизонтальных и вертикальных углов и корректирования действий.
Сигнальные пистолеты являются огнестрельным оружием, которые стреляют специальными патронами. Их прямым предназначением является подача сигналов о местоположении или передачи информации с использованием определённой цветовой комбинации зарядов.
Радар - радиотехническая система для обнаружения воздушных, морских и наземных объектов, а также для определения их дальности.
Барометр - прибор для измерения атмосферного давления.
Согласно представленным материалами в центре имеются в эксплуатации две лодки, какого-либо иного оборудования, которое необходимо инспекторам в работе, также которое применяется в случае чрезвычайной ситуации, в центре отсутствует.
Отделение ГИМС по району Полины Осипенко не оснащено приборами, биноклями, сигнальными патронами, радаром в соответствии с требованиями Положения, а как следует из материалов дела и пояснений представителя ГИМС, в данном отделение вообще отсутствуют какие-либо аналогичные приборы.
Довод представителя ответчика о том, что указанные приборы не нужны, и нет необходимости их приобретать, так как порядок оснащенности будет меняться, является не состоятельным.
Несостоятельным является и довод о том, что решением коллегии МЧС России от 17.02.2021 № 1/1 приказ МЧС России от 09.08.2005 года № 618 должен быть переработан до 25.12.2021 года, и вследствие этого приказ № 618 может не исполняться.
Согласно табеля оснащенности ГУ МЧС России по Хабаровскому краю, утвержденному приказом от 29.06.2021г. № 376 (п.805, 807, 808, 809, 811, 882) предусмотрены все виды оснащения, указанные истцом, что опровергает довод ответчика о том, что данное оборудование устарело и использоваться в дальнейшем не будет.
Таким образом, Главное управление МЧС России по Хабаровскому краю обязано обеспечить инспекторское отделение по району Полины Осипенко приборами и оборудованием, необходимым для осуществления возложенных функций.
Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Апелляционная жалоба не содержит также и доводов, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, влекущих безусловную отмену судебного постановления.
Доказательства, положенные судом первой инстанции в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Индустриального районного суда г.Хабаровска от 31 мая 2021 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю ФИО1 оставить без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи