В суде первой инстанции дело № 2-1043/2021
УИД 27RS0004-01-2021-000021-05
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Дело № 33а-4427/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:
Председательствующего Казариковой О.В.
судей Чуешковой В.В., Савченко Е.А.
при секретаре Цой М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Хабаровске 25 июня 2021 года дело по административному исковому заявлению Хабаровского транспортного прокурора, действующий в интересах неопределённого круга лиц, к Главному управлению МЧС России по Хабаровскому краю о возложении обязанностей,
по апелляционной жалобе представителя Главному управлению МЧС России по Хабаровскому краю ФИО1 на решение Индустриального районного суда г.Хабаровска от 25 марта 2021 года.
Заслушав доклад судьи Казариковой О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Хабаровский транспортный прокурор, действующий в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к Главному управлению МЧС России по Хабаровскому краю о возложении обязанностей обеспечения инспекторских отделений необходимым оснащением. В обосновании заявленных требований указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности плавания на водных объектах при эксплуатации маломерных судов и осуществления контроля за ними подразделениями Центра ГИМС (Управления) Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю. В целях реализации полномочий приказом МЧС России от 09.08.2005 года № 618 утверждены Типовые нормы обеспечения Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России. Согласно пунктам 1, 3, 4, 5, 7 раздела 1 «Артиллерийское вооружение» Типовых норм каждое инспекторское отделение должно быть снабжено Биноклями типа БН-12 (3 шт.), 26-мм сигнальным пистолетом (3 шт.), 26-мм сигнальными патронами различных огней (75 шт.), 30-мм реактивными сигнальными патронами различных огней типа РПС (50 шт.), барометром (1 шт.). Кроме того, пунктом 4 раздела 10 «Навигационное оборудование» Типовых норм в каждом инспекторском отделении необходимо обеспечить нахождение радаров для измерения скорости маломерного судна (3 комплекта). Согласно положению об инспекторском отделении государственной инспекции по маломерным судам (по Нанайскому району) Центра Государственной инспекции по маломерным судам (Управления) Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю, утвержденному 01.07.2019 года, указанное инспекторское отделение является структурным подразделением Центра ГИМС (Управления) Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю. Транспортной прокуратурой выявлено отсутствие в указанных подразделениях необходимого оборудования. Из указанного выше перечня, инспекторское отделение (по Верхнебуреинскому району) не укомплектовано оборудованием, что не позволяет в полной мере осуществлять функции по обеспечению безопасности людей и охраны жизни людей на водных объектах, что может повлечь тяжкие последствия. Уточнив требования просил суд обязать Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить инспекторское отделение государственной инспекции по маломерным судам (по Верхнебуреинскому району) Центра Государственной инспекции по маломерным судам (Управления) Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю следующим оснащением: биноклями типа БН-12 (3 штуки), барометром (1 штука), 26-мм сигнальными пистолетами (3 штуки), 26-мм сигнальными патронами различных огней (75 штук), 30-мм реактивными сигнальными патронами различных огней типа РПС (50 штук), радарами для измерения скорости маломерного судна (3 штуки).
Решением Индустриального районного суда г. Хабаровска от 25 марта 2021 года требования Хабаровского транспортного прокурора удовлетворены.
На Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю возложена обязанность в течение 12 месяцев с момента вступления решения в законную силу обеспечить инспекторское отделение государственной инспекции по маломерным судам (по Верхнебуреинскому району) Центра Государственной инспекции по маломерным судам (Управления) Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю оснащением в виде: биноклей типа БН-12 (3 штуки), барометр (1 штука), 26-мм сигнальными пистолетами (3 штуки), 26-мм сигнальными патронами различных огней (75 штук), 30-мм реактивными сигнальными патронами различных огней типа РПС (50 штук), радарами для измерения скорости маломерного судна (3 штуки).
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней представитель Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю ФИО1 с постановленным по делу решением не согласна, считает его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что в ходе рассмотрения дела не проверены сведения о наличии в Инспекторском отделении оборудования более современного, по сравнению с оборудованием, предусмотренным приказом МЧС России от 09.08.2005 № 618. Транспортным прокурором не представлено доказательств наличие случаев причинения вреда жизни и здоровью в следствии не полного обеспечения Инспекторского отделения указанным оборудованием. Кроме того, с изданием приказа МЧС России от 29.12.2020 № 1025 меняется порядок оснащения оборудованием Центра ГИМС, то есть не на основании приказа МЧС России от 09.08.2005 № 618. Судом не рассмотрено ходатайство об объединении дел по идентичным требованиям в одно производство. Просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Возражений на апелляционную жалобу не поступало.
Определением судьи Хабаровского краевого суда от 07 июня 2021 года настоящее дело передано в судебную коллегию по административным делам Хабаровского краевого суда в порядке административного судопроизводства.
Согласно ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ГУ МЧС России по Хабаровскому краю ФИО1, доводы апелляционной жалобы поддержавшей, старшего помощника Хабаровского транспортного прокурора Куницкого А.А., с доводами апелляционной жалобы не согласившегося, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что транспортной прокуратурой проведен анализ исполнения законодательства о безопасности плавания на водных объектах при эксплуатации маломерных судов и осуществления контроля за ними, было установлено, что инспекторское отделение государственной инспекции по маломерным судам (по Верхнебуреинскому району) Центра Государственной инспекции по маломерным судам (Управления) Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю не оснащено вспомогательным оборудованием в соответствии с Типовыми нормами обеспечения ГИМС МЧС России, утвержденными Приказом МЧС России от 09.08.2005 № 618.
Установив, что инспекторское отделение государственной инспекции по маломерным судам (по Верхнебуреинскому району) Центра Государственной инспекции по маломерным судам (Управления) Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю является структурным подразделением Центра ГИМС (Управления) Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю, непосредственно осуществляющие деятельность по техническому освидетельствованию маломерных судов, не оснащены вспомогательным оборудованием в соответствии с Типовыми нормами обеспечения ГИМС МЧС России, утвержденных Приказом МЧС России от 09.08.2005 № 618, суд первой инстанции удовлетворил заявленные прокурором требования.
Удовлетворяя заявленные требования Хабаровского транспортного прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что отсутствие в инспекторском отделении государственной инспекции по маломерным судам (по Верхнебуреинскому району) Центра Государственной инспекции по маломерным судам (Управления) Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю оборудования, предусмотренного Типовым нормам обеспечения Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, утвержденным приказом МЧС России от 09.08.2005 года № 618 не позволяет в полной мере осуществлять функции по обеспечению безопасности людей и охраны жизни людей на водных объектах.
Судебная коллегия не соглашается с данным выводом суда.
Положение «О Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», согласно п.1 которого Государственная инспекция по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий ( МЧС России).
В систему Государственной инспекции по маломерным судам входят структурные подразделения центрального аппарата МЧС России, территориальные органы Государственной инспекции по маломерным судам в составе территориальных органов МЧС России, государственные инспекторы по маломерным судам, а также соответствующие подразделения и организации МЧС России.
В силу п.4 Положения определены основные задачи Государственной инспекции по маломерным судам являются, а именно осуществление государственного и технического надзора за маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок и их пользованием во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации; обеспечение в пределах своей компетенции безопасности людей на водных объектах.Согласно п.7 Правил государственного надзора за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2013 года № 820, государственный надзор включает в себя надзор за маломерными судами, проверки документов, подтверждающих государственную регистрацию маломерного судна, право судоводителя управлять маломерным судном и годность маломерного судна к плаванию, применение мер административного воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
В целях реализации указанных полномочий приказом МЧС России от 09.08.2005 года № 618 утверждены Типовые нормы обеспечения Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России.
Согласно пунктам 1, 3, 4, 5, 7 раздела 1 «Артиллерийское вооружение» Типовых норм каждое инспекторское отделение должно быть снабжено: биноклями типа БН-12 (3 шт.), 26-мм сигнальным пистолетом (3 шт.), 26-мм сигнальными патронами различных огней (75 шт.), 30-мм реактивными сигнальными патронами различных огней типа РПС (50 шт.), барометром (1 шт.). Кроме того, пунктом 4 раздела 10 «Навигационное оборудование» Типовых норм в каждом инспекторском отделении необходимо обеспечить нахождение радаров для измерения скорости маломерного судна (3 комплекта).
Однако, приказом МЧС России от 29.12.2020 № 1025 утвержден типовой табель оснащенности главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъекту Российской Федерации (далее Типовой табель), в соответствии с которым начальникам главных управлений необходимо в срок до 1 июля 2021 года:
разработать на основании типового табеля и согласовать с заказывающими и довольствующими структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России проект табеля оснащенности соответствующего главного управления с учетом действующих норм материально-технического обеспечения в системе МЧС России;
утвердить табель оснащенности главного управления после согласования с заказывающими и довольствующими структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России.
Согласно приложению к Типовому табелю, Типовой табель оснащенности главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации определяет перечень материально-технических средств (далее – МТС), предусмотренных для оснащения структурных подразделений главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации (далее – Главное управление) в соответствии со штатным расписанием:
в раздел «Управление» включены материально-технические средства для оснащения управлений, отделов, отделений, групп Главного управления, за исключением территориальных отделов и отделений надзорной деятельности и профилактической работы;
в раздел «Территориальные подразделения надзорной деятельности и профилактической работы» включены МТС для оснащения территориальных отделов и отделений надзорной деятельности и профилактической работы;
в раздел «Подразделения федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы» включает в себя МТС. предусмотренные для служб пожаротушения, пожарно-спасательных и специализированных отрядов, специального морского отряда, пожарно-спасательных (пожарных) частей, в том числе специализированных, отдельных постов, ремонтно-технических центров, испытательных и учебно-тренировочных полигонов, учебных пунктов, центров противопожарной пропаганды и общественных связей, гарнизонных клубов, оркестров;
в разделы «Центр управления в кризисных ситуациях» и «Центр Государственной инспекции по маломерным судам» включены МТС для оснащения соответствующих структурных подразделений Главного управления.
Как следует из информационного письма МЧС России от 25.05.2020 г. в соответствии с решением коллегии МЧС России от 17.02.2021г. № 1/1 приказ МЧС России от 09.08.2005 № 618 будет переработан до 25.12.2021г.
В соответствии с частью 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Хабаровский транспортный прокурор, обращаясь с настоящими требованиями, указал, что ГУ МЧС России по Хабаровскому краю допускает незаконное бездействие, выразившееся в не обеспечении инспекторского отделения ГИМС по Верхне-Буреинскому району оснащением в соответствии с требованиями приказа МЧС России от 09.08.2005г. № 618.
Из материалов дела следует, что на основании Приказа № 1025 от 29.12.2020, в соответствии с п.2 ГУ МЧС России по Хабаровскому краю на основании типового табеля оснащенности разрабатывается и согласовывается с заказывающими и довольствующими структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России и утверждается проект табеля оснащенности ГУ МЧС России по Хабаровскому краю, включая его структурное подразделение - инспекторское отделение ГИМС по Верхне-Буреинскому району. Срок исполнения 1 июля 2021 года.
В целях реализации мероприятий по организации материально-технического обеспечения ГУ МЧС России по субъектам Российской федерации установлен срок переработки приказа МЧС России от 09.08.2005 № 618 до 25.12.2021г.
В тоже время, предъявляя требование об обеспечении инспекторского отделения ГИМС по Верхне-Буреинскому району оснащением в соответствии с приказом МЧС России от 09.08.2005г. № 618 в течение 12 месяцев истец не представил суду доказательств бездействия административного ответчика, которое не позволит ему в испрашиваемый истцом период произвести оснащение данного подразделения ГИМС в соответствии с типовым табелем оснащенности, утвержденным приказом от 29.12.2020 № 1025.
Кроме того, с учетом переработки приказа МЧС России от 09.08.2005 № 618 до 25.12.2021г., сделать вывод об обоснованности требований прокурора об оснащении отделения ГИМС по Верхне-Буреинскому району биноклем типа БН-12 (3 штуки), барометром (1 штука), 26-мм сигнальными пистолетами (3 штуки), 26-мм сигнальными патронами различных огней (75 штук), 30-мм реактивными сигнальными патронами различных огней типа РПС (50 штук), радарами для измерения скорости маломерного судна (3 штуки) не представляется возможным, так как утверждение и разработка табеля оснащенности производится в целях его оптимизации применительно к природно-климатическим, географическим, социально-экономическим и иным условиям функционирования структурных подразделений МЧС России в субъектах РФ, а также в целях оснащения оборудованием соответствующим современному уровню научно-технического развития. Проводится работа по переоснащению ГИМС МЧС России современными плавательными средствами, которые оборудованы тепловизионными системами (выполняющими функции биноклей ночного видения), фарами-искателями, осветительными фонарями, проблесковыми маяками синего цвета, сигнально-говорящими устройствами (выполняющими функции сигнально-звуковых устройств и электромегафонов) и многофункциональными навигационными системами (с функциями картплоттеров, эхолотов).
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действия (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действий (бездействия) незаконными.
Вместе с тем, такой необходимой совокупности по настоящему делу судом не установлено.
Исходя из изложенного, требования Хабаровского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределённого круга лиц к Главному управлению МЧС России по Хабаровскому краю о возложении обязанностей подлежат оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Индустриального районного суда г.Хабаровска от 25 марта 2021 года отменить, вынести новое решение, которым в удовлетворении иска Хабаровского транспортного прокурора к Главному управлению МЧС России по Хабаровскому краю о возложении обязанностей отказать.
Апелляционную жалобу представителя Главному управлению МЧС России по Хабаровскому краю ФИО1 удовлетворить.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий О.В. Казарикова
Судьи В.В. Чуешкова
Е.А. Савченко