ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1046/20 от 16.03.2021 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 2-1046/2020 судья Кузьмина Т.В.

(№ 33-982/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 марта 2021 года г.Тверь

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Пойменовой С.Н.,

судей Кубаревой Т.В. и Комаровой Ю.В.,

при ведении протокола помощником судьи Коркиной Ю.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании

по докладу судьи Кубаревой Т.В.

дело по апелляционной жалобе Министерства строительства Тверской области на решение Центрального районного суда г. Твери от 21 декабря 2020 года, которым постановлено:

«Исковые требования ФИО1 к Министерству строительства Тверской области, Администрации города Кимры Тверской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности выдать жилищный сертификат на приобретение жилья удовлетворить частично.

Признать бездействие Министерства строительства Тверской области, Администрации города Кимры Тверской области по нерассмотрению заявления ФИО1 о включении в очередь на получение жилищного сертификата незаконным.

Возложить на Министерство строительства Тверской области обязанность выдать ФИО1, как гражданину, выехавшему из районов Крайнего Севера, жилищный сертификат в 2021 году.

Взыскать с Министерства строительства Тверской области, Администрации города Кимры Тверской области в пользу ФИО1 <данные изъяты> в счет расходов по оплате государственной пошлины, по <данные изъяты> с каждого из ответчиков.

В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 к Министерству строительства Тверской области, Администрации города Кимры Тверской области отказать».

Судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Министерству строительства Тверской области о признании действий (бездействий) незаконными, возложении обязанности выдать жилищный сертификат на приобретение жилья.

В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ на заседании рабочей группы об организации работы по реализации основного мероприятия «Выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан установленных федеральным законодательством» от 19 марта 2018 года Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области было принято решение об отказе в предоставлении ФИО1 жилищной субсидии и выделении сертификата в 2018 году на приобретение жилья, как гражданину, выехавшему из районов Крайнего Севера.

Данные действия были оспорены в Кимрском городском суде Тверской области, а принятый ДД.ММ.ГГГГ судебный акт по делу признал действия административного ответчика незаконными, решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Обязанность административного ответчика по предоставлению сертификата в 2018 году не отпала и не выполнена.

Решение суда является основанием для восстановления в правах ФИО1 до момента незаконного решения рабочей группы административного ответчика об отказе в предоставлении истцу ФИО1 жилищной субсидии и выделении сертификата в 2018 году на приобретение жилья, как гражданину, выехавшему из районов Крайнего Севера.

ФИО1 была включена в список на получение жилищного сертификата на 2018 год, на заседании рабочей группы административного ответчика рассматривался вопрос о предоставлении жилищной субсидии и выделении сертификата в 2018 году на приобретение жилья, как гражданину, выехавшему из районов Крайнего Севера, при этом сертификат истцу выдан не был. Если бы административный ответчик не нарушил права и законные интересы ФИО1 своим правовым актом, то данный сертификат был бы оформлен на ФИО1 в 2018 году и выдан.

В добровольном порядке на основании решения Кимрского городского суда Тверской области жилищный сертификат не оформлен административным ответчиком, следовательно, у истца возникло право на обязание незамедлительно предоставить жилищные субсидии и выделить сертификат, на который истец имела право в 2018 году.

Полагает, что нарушенные права в отношении ФИО1 должны быть восстановлены с момента их нарушения, то есть постановка в новую очередь на получение сертификата и ожидания новых действий со стороны государственных органов только усугубят нарушение гражданских прав ФИО1 с учетом ее возраста и <данные изъяты>.

Без обязания устранения нарушенного права полное восстановление нарушенного права с момента его нарушения не возможно. Нарушенные права ФИО1 с момента их нарушения должны быть восстановлены отдельным судебным актом, обязывающим их восстановить, а срок их обжалования начал течь с момента получения претензии, то есть, не пропущен.

Решение Кимрского городского суда Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ является преюдициальным.

На указанных основаниях ФИО1 просила суд первой инстанции признать бездействие административного ответчика незаконным, обязать незамедлительно предоставить жилищные субсидии и выделить сертификат, на который административный истец имела право в 2018 году на приобретение жилья, как гражданину выехавшему из районов Крайнего Севера, в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения по данному административному иску.

Определением суда от 04 августа 2020 года, занесенными в протокол судебного заседания, принято уточненное исковое заявление ФИО1 к Министерству строительства Тверской области, Администрации города Кимры Тверской области, согласно которому ФИО1 просила признать действия (бездействия) Министерства строительства Тверской области, Администрации города Кимры Тверской области по не выдаче жилищного сертификата истцу в 2020 году незаконными, возложить на ответчиков обязанность провести все необходимые действия, которые будут предшествовать получению ФИО1 жилищного сертификата как выехавшей из районов Крайнего Севера в 2020 году, переоформить список граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной программе в 2020 году с включением в данный список ФИО1 для
исполнения ранее принятого решения Кимрского городского суда Тверской
области по делу и выдачей жилищного сертификата.

Определением суда от 29 октября 2020 года, занесенным в протокол судебного заседания, принято уточненное исковое заявление ФИО1 к Министерству строительства Тверской области, Администрации города Кимры Тверской области, согласно которому ФИО1 просила признать право на получение жилищной субсидии и выделению сертификата в 2018, в 2019, в 2020, в 2021 годах за ФИО1, признать действия (бездействия) ответчиков по невыдаче жилищной субсидии и выделению сертификата в 2018, в 2019, в 2020 годах за ФИО1, признать действия (бездействия) по невыдаче жилищной субсидии и выделению сертификата в 2018, в 2019, в 2020 годах необоснованными
и незаконными, возложить на Министерство строительства Тверской области
обязанность выдать жилищный сертификат ФИО1 в 2021 году на
приобретение жилья, как гражданину, выехавшему из районов Крайнего Севера.

Уточненное исковое заявление истец ФИО1 просила рассматривать с ранее поданными заявлениями в их системном толковании.

Определением судьи от 21 мая 2020 года при принятии иска к производству и подготовке дела к судебному разбирательству, исходя из предмета и характера спорных правоотношений, с учетом положений статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, осуществлен переход к рассмотрению дела в порядке гражданского судопроизводства.

Определением суда от 24 сентября 2020 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, извещена о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

В судебном заседании представители истца ФИО1 по доверенности ФИО2, ФИО3 исковые требования поддержали по доводам, изложенным в иске, с учетом уточнений просили их удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика Министерства строительства Тверской области ФИО4 исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, поддержала возражения на исковое заявление, согласно которым, учитывая, что ФИО1 не обращалась с соответствующим заявлением в 2018 году о выделении сертификата в 2019 году, в 2019 году о выделении сертификата в 2020 году, также пока еще не поступило заявление в 2020 году о выделении сертификата в 2021 году, по сегодняшний день ФИО1 не является получателем такого сертификата.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было направлено заявление в адрес Администрации города Кимры о включении ее в список получателей сертификатов на 2021 год.

ДД.ММ.ГГГГ Администрация города Кимры представила в адрес Министерства строительства Тверской области список граждан участников подпрограммы, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на 2021 год.

На основании сведений (списка), полученных, в том числе от Администрации города Кимры, Министерством был сформирован общеобластной список граждан, проработавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, принятых на учет на получение жилищной субсидии и изъявивших желание получить сертификат в 2021 году, согласно которому получить жилищный сертификат в 2021 году изъявили желание 11 граждан, номер очереди ФИО1 в указанном списке 1.

Учитывая вышеуказанные обстоятельства, выдать жилищный сертификат ФИО1 в 2020 году не представляется возможным, что не является бездействием Министерства ввиду норм действующего законодательства Российской Федерации.

По заявленному требованию обязать ответчиков провести все необходимые действия, которые будут предшествовать получению ФИО1 жилищного сертификата, как выехавшей из районов Крайнего Севера, в 2020 году Министерство строительства Тверской области также возражает. Считает саму формулировку заявленного требования некорректной, исходя из смыслового значения, и соответственно не подлежащим удовлетворению по вышеуказанным основаниям. В тоже время провести действия, которые будут предшествовать получению ФИО1 жилищного сертификата в 2020 году, не представляется возможным, по указанным выше основаниям.

По заявленному требованию обязать переоформить список граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной программе в 2020 году, с включением в данный список ФИО1 для исполнения ранее принятого решения Кимрского городского суда Тверской области по делу и выдачи жилищного сертификата в 2020 году, Министерство возражает.

По итогам рассмотрения гражданского дела Кимрским городским судом Тверской области было принято решение об удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области, к Администрации города Кимры Тверской области, а именно: признано незаконным решение рабочей группы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области, оформленного протоколом заседания рабочей группы по организации работы по реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» от 19 марта 2018 об отказе в предоставлении ФИО1 жилищной субсидии и выделении сертификата в 2018 году на приобретение жилья, как гражданину, выехавшему из районов Крайнего Севера.

ФИО1 восстановлена на учете и в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ДД.ММ.ГГГГ.

Указанное решение было обжаловано ответчиками в апелляционном порядке, однако оставлено без изменения, и вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

Решением суда было установлено исключительно право ФИО1 на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета, то есть предоставление ей жилищной субсидии и выделение сертификата на приобретение жилья, как гражданину выехавшему из районов Крайнего Севера.

Также в решении суда указано на восстановление ФИО1 на учете и в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ДД.ММ.ГГГГ.

Порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы, а также форма обеспечения категории граждан, имеющих право на обеспечение жилищной субсидии, нормы площади установлены Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках основного мероприятия, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 153 от 21 марта 2006 года.

Сертификаты выпускаются ответственным исполнителем государственной программы в соответствии с графиком выпуска и распределения сертификатов на соответствующий год, утвержденным Правительством Российской Федерации, в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

Согласно пункту 23 вышеуказанных Правил повторное обращение с заявлением об участии в ведомственной целевой программе допускается после устранения оснований для отказа. Пунктом 24 Правил определено, что в целях организации работы по выдаче сертификатов в планируемом году формируются списки граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году.

Принятие решения о выдаче сертификата осуществляется на основании актуальных сведений о гражданине (претенденте на получение сертификата), в том числе о наличии в собственности или по договору социального найма жилых помещений, о количестве членов семьи собственника, о наличии (отсутствии) инвалидности и других обстоятельств, дающих право на внеочередное получение сертификата. Рассмотрение документов, содержащих неактуальные сведения о гражданине (участнике программы), приведет к незаконной выдаче сертификата. Каждый год проверяются и устанавливаются актуальные сведения о гражданине - участнике программы; заявитель заявляется каждый год заново и представляет новый пакет документов.

Ни решением суда, ни положением о рабочей группе, ни нормами действующего законодательства Российской Федерации не предусмотрена (не установлена) обязанность рабочей группы по пересмотру документов, поданных в предыдущие годы (например в 2017 году), в том числе не установлена обязанность по переоформлению списка граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной программе в 2020 году.

В судебное заседание представитель ответчика Администрации города Кимры Тверской области, о дате, времени и месте слушания дела извещенного надлежащим образом не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, согласно представленному отзыву считает исковые требования ФИО1 не подлежащими удовлетворению. Согласно выписке из домовой книги по <адрес>, совместно с истцом проживает ее дочь ФИО2, которая для целей вышеуказанного федерального закона является членом ее семьи. ФИО2 принадлежали на праве собственности следующие жилые помещения: жилое здание, расположенное по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты>; жилое здание, расположенное по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты>. Таким образом, ФИО1, на момент вступления в силу изменений, внесенных в Федеральный закон от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», считалась обеспеченной жилыми помещениями и намеренно ухудшила свои жилищные условия. Отчуждение вышеперечисленных жилых помещений ФИО2 произошло ДД.ММ.ГГГГ.

В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации извещенного о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в удовлетворении заявленных исковых требований отказать по основаниям, указанным в возражениях на исковое заявление.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерства строительства Тверской области ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции, предлагается принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование апелляционной жалобы указывается, на то, что решение суда является незаконным, необоснованным, противоречащим нормам действующего законодательства, в связи с чем подлежит отмене.

Обращается внимание на то, что судом неверно дана оценка действиям Министерства строительства Тверской области, в части признания незаконным бездействия.

В апелляционной жалобе критикуется вывод суда о том, что Министерством строительства Тверской области в рамках его компетенции в период с момента вынесения решения Кимрским городским судом Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, до подачи иска в суд допущено бездействие по нерассмотрению заявления ФИО1 о включении в очередь на получение жилищного сертификата.

Апеллянт полагает, что не представляется возможным установить какое заявление судом имелось ввиду. Указанный вывод суда, содержащийся в мотивировочной и резолютивной части решения суда, является необоснованным и ошибочным, поскольку действующим законодательством предусмотрен порядок реализации права на получение государственного жилищного сертификата категории граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

По мнению апеллянта, тот факт, что ФИО1 не обращалась с соответствующим заявлением в 2018 году (об участии в ведомственной целевой программе в планируемом году - в 2019 году), в 2019 году (об участии в ведомственной целевой программе в планируемом году - в 2020 году), позволяет сделать вывод о том, что истец не имела оснований для реализации ею права на получение государственного жилищного сертификата. Действия ФИО1 в мае и июле 2020 года по обращению в адрес Администрации города Кимры, Министерства строительства Тверской области не могут быть приравнены к исполнению ею обязанности по ежегодному подтверждению участия в ведомственной целевой программе на получение государственного жилищного сертификата согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153.

Следовательно, не выдача государственного жилищного сертификата ФИО1 с учетом неисполнения истцом требований действующего законодательства Российской Федерации (ежегодно) не может быть и не должно расцениваться судом как бездействие Министерства строительства Тверской области - органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Лишь своевременное исполнение ФИО1 требований действующего законодательства Российской Федерации - Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 и возможный отказ в выдаче сертификата могли повлечь оценку действий Министерства строительства Тверской области как бездействия.

По мнению апеллянта, суд необоснованно пришел к выводу о наличии оснований для предоставления ФИО1 государственного жилищного сертификата в 2021 году, в связи с чем, в резолютивной части решения возложил на Министерство строительства Тверской области обязанность выдать ФИО1, как гражданину, выехавшему из районов Крайнего Севера жилищный сертификат в 2021 году.

Апеллянт полагает, что решение в указанной части является незаконным, поскольку на момент его принятия судом Министерством строительства Тверской области уже был сформирован и утвержден список граждан проработавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и изъявивших желание получить сертификат в 2021 году, который в последующем был направлен в уполномоченный орган.

Таким образом, оснований для защиты прав ФИО1 путем принятия судом решения в указанной части, не имелось.

По мнению апеллянта, судом не учтено то обстоятельство, что включение в список граждан не влечет за собой получение государственного жилищного сертификата в обязательном порядке, поскольку на момент его выдачи, гражданин, претендующий на его получение, должен соответствовать всем требованиям, установленным действующим законодательством Российской Федерации.

В ходе судебного разбирательства судом не проверялись и не устанавливались факты о том, соответствует ли ФИО1 всем требованиям, предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации, позволяющим суду принять положительное решение о возложении на Министерство строительства Тверской области обязанности выдать ФИО1, как гражданину, выехавшему из районов Крайнего Севера, жилищный сертификат в 2021 году.

По мнению апеллянта, судом первой инстанции при вынесении оспариваемого решения по данному делу сделаны выводы, несоответствующие обстоятельствам настоящего гражданского дела.

Также судом допущено неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, что в свою очередь, привело к несоответствию выводов, изложенных в решении суда, фактическим обстоятельствам дела, и вынесению судом первой инстанции незаконного и необоснованного судебного акта.

Ответчиком Администрацией города Кимры Тверской области представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором указывается на незаконность решения суда первой инстанции, предлагается удовлетворить апелляционную жалобу Министерства строительства Тверской области, отменить решение Центрального районного суда города Твери от 21 декабря 2020 года, принять по делу новый судебный акт, об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Представителем истца ФИО1 по доверенности ФИО5 представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых критикуются доводы жалобы, предлагается решение суда первой инстанции оставить без изменения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции явилась представитель ответчика Министерства строительства Тверской области ФИО4

Остальные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, не явились, об отложении дела не ходатайствовали, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя ответчика Министерства строительства Тверской области ФИО4, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыв и возражения на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В силу положений статьи 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Такие дополнительные гарантии социальной защиты для лиц, проработавших определенное время в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотрены положениями Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Установление для граждан повышенных гарантий и компенсаций в связи с работой и проживанием в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - как направленное на обеспечение справедливого вознаграждения за труд в экстремальных природно-климатических условиях - не противоречит принципу равенства, закрепленному статьей 19 Конституции Российской Федерации.

Предоставляя гражданам, имеющим длительный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, право на получение безвозмездных жилищных субсидий, государство тем самым способствует удовлетворению их потребностей в жилье и обеспечивает возможность иметь жилье в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, в том числе на основе свободы выбора места жительства. Финансовая поддержка со стороны государства позволяет гражданам, работающим и проживающим в этих районах и местностях, решать проблему приобретения жилья в регионах с благоприятными для проживания и трудовой деятельности условиями (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20 мая 2001 года № 8-П).

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют, в том числе, инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет.

Статьями 3,8,10 названного Федерального закона предусмотрено, что постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан. Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления. Жилищная субсидия может быть предоставлена гражданину только один раз.

Распределение по субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета на жилищные субсидии осуществляется в соответствии с методикой, разработанной Правительством Российской Федерации, и утверждается решением Правительства Российской Федерации.

Порядок включения граждан в региональные сводные списки граждан-участников подпрограммы и предоставление государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы, осуществляется в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153.

Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 «Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 1710 предусматривает сроки и этапы ее реализации на 2018 - 2025 годы; ответственным исполнителем программы является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Пунктом 3 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках основного мероприятия, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 153 от 21 марта 2006 года предусмотрено, что сертификаты выпускаются ответственным исполнителем государственной программы в соответствии с графиком выпуска и распределения сертификатов на соответствующий год, утверждаемым Правительством Российской Федерации, в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

Согласно подпункту «з» пункта 5 настоящих Правил, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, имеют, среди прочих категорий, граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

В соответствии с пунктом 6 Правил получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и признанные участниками ведомственной целевой программы в порядке, установленном пунктами 19 - 21 настоящих Правил, которые подтвердили свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году.

Согласно пункту 19 Правил, для участия в ведомственной целевой программе граждане рассматриваемой категории подают в органы местного самоуправления либо в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если законом субъекта Российской Федерации государственные полномочия субъекта Российской Федерации по постановке на учет граждан указанных категорий в качестве имеющих право на получение социальной выплаты и их учету не переданы органам местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, заявление (рапорт) об участии в ведомственной целевой программе и о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных по форме согласно приложению №1 с приложением перечисленных в подпункте «е» данного пункта документов.

В соответствии с пунктом 24 Правил в целях организации работы по выдаче сертификатов в планируемом году формируются списки граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году.

Для включения в такой список гражданин - участник ведомственной целевой программы в период с 01 января по 01 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации), осуществляющий учет граждан, заявление об участии в ведомственной целевой программе в планируемом году (в произвольной форме).

Орган местного самоуправления (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации), осуществляющий учет граждан, до 01 августа года, предшествующего планируемому году, формируют списки граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году.

Списки граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, формируются в отношении граждан - участников ведомственной целевой программы, указанных в подпункте «з» пункта 5 настоящих Правил, в соответствии с очередностью, установленной статьей 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Пунктом 25(1) Правил предусмотрено, что в целях подготовки проекта распределения по субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета для предоставления социальных выплат гражданам, указанным в подпункте «з» пункта 5 настоящих Правил, на планируемый год органы местного самоуправления на основании заявлений граждан указанной категории о подтверждении участия в ведомственной целевой программе в планируемом году в сроки, которые определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, представляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения об указанных гражданах.

Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сведений, представленных органами местного самоуправления в соответствии с абзацем первым настоящего пункта, до 15 июля года, предшествующего планируемому, формируют и представляют ответственному исполнителю государственной программы сведения о гражданах, указанных в подпункте «з» пункта 5 настоящих Правил, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, по форме, установленной ответственным исполнителем государственной программы.

В соответствии с положениями пункта 28 Правил распределение по субъектам Российской Федерации средств федерального бюджета для предоставления социальных выплат гражданам, указанным в подпункте «з» пункта 5 Правил, предусматривается в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий год.

Как следует из пункта 29 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, формируют и утверждают сводные списки граждан - получателей сертификатов в планируемом году по каждой категории граждан в пределах предусмотренных указанным органам и администрации на планируемый год средств на предоставление социальных выплат.

Судом первой инстанции установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО1 осуществляла свою трудовую деятельность в поселке <адрес>, затем в поселке <адрес>, после чего выехала за пределы районов Крайнего Севера в центральную часть страны, а именно до 01 января 1992 года.

ФИО1 прибыла в Тверскую область из района Крайнего Севера в 2002 году.

ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Администрацию г. Кимры о постановке на учет для получения жилищной субсидии в связи с переселением из районов Крайнего Севера.

Постановлением Главы администрации г. Кимры от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была включена в списки учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий (переселенцы из районов Крайнего Севера).

Постановлением Главы администрации г. Кимры Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признана участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2008 год, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 установлена <данные изъяты> бессрочно.

Заявлением от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 просила поставить ее в очередь на 2018 год на получение жилищного сертификата как выехавшей из районов Крайнего Севера, с приложением справки об инвалидности.

Письмом Администрации г. Кимры от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 уведомлена о том, что постановлением Администрации г. Кимры от ДД.ММ.ГГГГ-па она включена в списки на получение жилищного сертификата на 2018 год.

ДД.ММ.ГГГГ на заседании рабочей группы по организации работы по реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области было принято решение об отказе ФИО1 в выделении сертификата в 2018 году на состав семьи 1 человек (Протокол ).

Решением Кимрского городского суда Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования <данные изъяты>, действующей по доверенности в интересах ФИО1, к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области, Администрации города Кимры Тверской области о признании недействительным решения об отказе в предоставлении жилищной субсидии и выделении сертификата на приобретение жилья, как гражданину, выехавшему из районов Крайнего Севера, признании права на предоставление жилищного сертификата и восстановлении на учете и в списке граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии и сертификата на приобретение жилья, как гражданина выехавшего из районов Крайнего Севера удовлетворены частично, решение рабочей группы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области оформленного протоколом заседания рабочей группы по организации работы по реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» от 19 марта 2018 года, об отказе в выделении сертификата в 2018 году на приобретение жилья,
как гражданину, выехавшему из районов Крайнего Севера, признано незаконным, ФИО1 восстановлена на учете и в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ДД.ММ.ГГГГ.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тверского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Кимрского городского суда Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, апелляционные жалобы Министерства строительства Тверской области и Администрации города Кимры Тверской области без удовлетворения.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Министерство строительства Тверской области с претензией о неисполнении решения суда от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Администрацию города Кимры Тверской области с претензией о неисполнении решения суда от ДД.ММ.ГГГГ.

Ответы на указанные претензии истцу даны не были.

ФИО1 обращалась в Администрацию города Кимры Тверской области с заявлениями на получение сертификата в 2018, 2019 годах, однако данные заявления не были приняты, представителю даны разъяснения о необходимости дождаться решения суда. После вынесения решения суда также было обращение, однако никаких мер принято не было.

Как следует из материалов дела, Министерством строительства Тверской области и Администрацией города Кимры Тверской области в рамках их компетенции мер к исполнению решения Кимрского городского суда Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, до подачи настоящего иска в суд принято не было.

Заявлением от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в адрес Администрации города Кимры Тверской области просила включить ее в очередь на получение жилищного сертификата на 2021 год в случае наличия законных оснований для отказа в реализации права в 2020 году.

ДД.ММ.ГГГГ Администрация города Кимры представила в адрес Министерства строительства Тверской области список граждан участников подпрограммы, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на 2021 год, номер очереди ФИО1 в указанном списке 1.

Постановлением Администрации города Кимры Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ-на ФИО1 в составе 1 человек включена в списки на получение государственного жилищного сертификата.

Министерством строительства Тверской области был сформирован и направлен общеобластной список граждан, проработавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, принятых на учет на получение жилищной субсидии и изъявивших желание получить сертификат в 2021 году, согласно которому номер очереди ФИО1 в указанном списке 1.

Разрешая спор и частично удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», исходил из того, что решением Кимрского городского суда Тверской области на ответчиков была возложена обязанность по восстановлению ФИО1 не только на учете, но и в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, что должно было восстановить нарушенные права ФИО1, однако в силу бездействия ответчиков до настоящего времени не восстановило их. С момента постановки ФИО1 на учет основания для получения меры социальной поддержки не отпали. ФИО1 как лицо, прибывшее в районы Крайнего Севера не позднее 1 января 1992 года и выехавшая из районов Крайнего Севера не ранее 1 января 1992 года, имеющая общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера более 15 календарных лет, не имеющая жилья в других регионах Российской Федерации и не получавшая субсидии на эти цели, имеет право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, признает их законными и обоснованными, соответствующими действующему законодательству, регулирующему спорные правоотношения.

Судом первой инстанции установлено, что в результате незаконного решения рабочей группы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области ФИО1, имевшая право на получение государственного жилищного сертификата согласно условиям, предусмотренным Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ, была лишена возможности получения сертификата в 2018 году.

Решением Кимрского городского суда Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ на ответчиков была возложена обязанность по восстановлению ФИО1 на учете и в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.

Восстановление истца в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретение жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, обязывало орган местного самоуправления сформировать список граждан, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, с включением в него ФИО1, а орган исполнительной власти субъекта сформировать сводный список получателей сертификатов и представить ответственному исполнителю государственной программы сведения о гражданах, в том числе об ФИО1, подтвердивших свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году, для дальнейшего выпуска и распределения сертификатов. Однако указанные действия ответчиками совершены не были, нарушенные права ФИО1 в силу бездействия ответчиков до настоящего времени не восстановлены.

В соответствии с частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Доказательств принятия мер к исполнению вступившего в законную силу решения Кимрского городского суда Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ до подачи настоящего иска в суд, ответчиками в материалы дела не представлено.

Заявление ФИО1, поданное в 2017 году с полным пакетом документов, после состоявшегося решения суда, ответчиками не пересматривалось, в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, ФИО1 не восстанавливалась, разъяснений по вопросу восстановления нарушенного права на получение жилищного сертификата истцу не давалось.

Вопреки доводам апеллянта, отсутствие порядка пересмотра заявлений граждан, претендующих на получение государственного жилищного сертификата, не освобождало ответчиков от обязанности восстановления нарушенного права истца.

Судом установлено, что обращения ФИО1 по вопросу оформления и выдачи сертификата ни в 2018 году, ни в 2019 году до рассмотрения дела судом, ответчиками не принимались.

Таким образом, вопреки доводам жалобы, вывод суда первой инстанции о том, что до настоящего времени право истца не восстановлено по причине бездействия ответчиков и неисполнения ими решения суда, является правильным.

При таких обстоятельствах у суда первой инстанции имелись правовые основания для признания бездействия Министерства строительства Тверской области, Администрации города Кимры Тверской области по не рассмотрению заявления ФИО1 о включении в очередь на получение жилищного сертификата незаконным.

Вопреки утверждениям апеллянта, судом первой инстанции проверялись условия, при соблюдении которых гражданин, выехавший из районов Крайнего Севера, вправе претендовать на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ.

Судом установлено, что ФИО1 является лицом, прибывшим в районы Крайнего Севера не позднее 1 января 1992 года и выехавшим из районов Крайнего Севера не ранее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера более 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации и не получавшим субсидии на эти цели. Жилых помещений, пригодных для постоянного проживания, в отношении которых истец обладает самостоятельным правом пользования или правом собственности, она не имеет, собственником жилого помещения, в котором проживает на данный момент, не является.

Судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы о наличии у дочери ФИО1 в собственности жилых помещений, поскольку ФИО1 включена в списки на получение государственного жилищного сертификата в составе семьи 1 человек.

Согласно статьи 2 Федерального закона от 20 июля 2020 года № 228-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» действие положений статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на граждан, состоящих на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с указанным Федеральным законом, вне зависимости от даты их постановки на такой учет.

С момента постановки ФИО1 на учет основания для получения меры социальной поддержки не отпали.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют правовую позицию, изложенную в суде первой инстанции, являлись предметом исследования и нашли верное отражение и правильную оценку в решении суда.

Разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции допущено не было.

Таким образом, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Твери от 21 декабря 2020 года ставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства строительства Тверской области - без удовлетворения.

Председательствующий С.Н. Пойменова

Судьи Т.В. Кубарева

Ю.В. Комарова