ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1054/2021 от 20.07.2021 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

В суде первой инстанции дело № 2-1054/2021

Дело № 33а-4428/2021

УИД 27RS0004-01-2021-000013-29

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 20 июля 2021 года.

Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего: Коноплевой И.А.

судей: Савченко Е.А., Чуешковой В.В.

при секретаре: Цой М.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Хабаровске 14 июля 2021 года дело по административному исковому заявлению Хабаровского транспортного прокурора, действующий в интересах неопределённого круга лиц, к Главному управлению МЧС России по Хабаровскому краю о возложении обязанностей,

по апелляционной жалобе представителя Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю ФИО1 на решение Индустриального районного суда г.Хабаровска от 25 марта 2021 года.

Заслушав доклад судьи Савченко Е.А., пояснения представителя административного ответчика ГУ МЧС России по Хабаровскому краю ФИО1, старшего помощника Дальневосточного транспортного прокурора Барсуковой Е.С., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Хабаровский транспортный прокурор, действующий в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к Главному управлению МЧС России по Хабаровскому краю о возложении обязанностей обеспечения инспекторских отделений необходимым оснащением. В обосновании заявленных требований указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности плавания на водных объектах при эксплуатации маломерных судов и осуществления контроля за ними подразделениями Центра ГИМС (Управления) Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю. В целях реализации полномочий приказом МЧС России от 09 августа 2005 года № 618 утверждены Типовые нормы обеспечения Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России. Согласно пунктам 1, 3, 4, 5, 7 раздела 1 «Артиллерийское вооружение» Типовых норм каждое инспекторское отделение должно быть снабжено Биноклями типа БН-12 (3 шт.), 26-мм сигнальным пистолетом (3 шт.), 26-мм сигнальными патронами различных огней (75 шт.), 30-мм реактивными сигнальными патронами различных огней типа РПС (50 шт.), барометром (1 шт.). Кроме того, пунктом 4 раздела 10 «Навигационное оборудование» Типовых норм в каждом инспекторском отделении необходимо обеспечить нахождение радаров для измерения скорости маломерного судна (3 комплекта). Согласно положению об инспекторском отделении государственной инспекции по маломерным судам (по Нанайскому району) Центра Государственной инспекции по маломерным судам (Управления) Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю, указанное инспекторское отделение является структурным подразделением Центра ГИМС (Управления) Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю. Транспортной прокуратурой выявлено отсутствие в указанных подразделениях необходимого оборудования. Из указанного выше перечня, инспекторское отделение (по Нанайскому району) не укомплектовано оборудованием, что не позволяет в полной мере осуществлять функции по обеспечению безопасности людей и охраны жизни людей на водных объектах, что может повлечь тяжкие последствия. Указанное свидетельствует о невыполнении должностными лицами ГУ МЧС России по Хабаровскому краю задач осуществления государственного и технического надзора за маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок и их пользованием во внутренних водах и в территориальном море РФ.

С учетом уточненных требований, просил суд обязать Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить инспекторское отделение государственной инспекции по маломерным судам (по Нанайскому району) Центра Государственной инспекции по маломерным судам (Управления) Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю следующим оснащением: биноклями типа БН-12 (3 штуки), барометром (1 штука), 26-мм сигнальными пистолетами (3 штуки), 26-мм сигнальными патронами различных огней (75 штук), 30-мм реактивными сигнальными патронами различных огней типа РПС (50 штук), радарами для измерения скорости маломерного судна (3 штуки).

Решением Индустриального районного суда г. Хабаровска от 25 марта 2021 года требования Хабаровского транспортного прокурора удовлетворены.

На Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю возложена обязанность в течение 12 месяцев с момента вступления решения в законную силу обеспечить инспекторское отделение государственной инспекции по маломерным судам (по Нанайскому району) Центра Государственной инспекции по маломерным судам (Управления) Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю оснащением в виде: биноклей типа БН-12 (3 штуки), барометр (1 штука), 26-мм сигнальными пистолетами (3 штуки), 26-мм сигнальными патронами различных огней (75 штук), 30-мм реактивными сигнальными патронами различных огней типа РПС (50 штук), радарами для измерения скорости маломерного судна (3 штуки).

В апелляционной жалобе представитель Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю ФИО1 с постановленным по делу решением не согласна, считает его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что в ходе рассмотрения дела не проверены сведения о наличии в Инспекторском отделении оборудования более современного, по сравнению с оборудованием, предусмотренным приказом МЧС России от 09 августа 2005 года № 618. Транспортным прокурором не представлено доказательств наличие случаев причинения вреда жизни и здоровью вследствие не полного обеспечения Инспекторского отделения указанным оборудованием. Кроме того, с изданием приказа МЧС России от 29 декабря 2020 года № 1025 меняется порядок оснащения оборудованием Центра ГИМС, то есть не на основании приказа МЧС России от 09 августа 2005 года № 618, а на основании подлежащего утверждению до 01 июля 2021 года в соответствие с приказом МЧС России от 29 декабря 2020 года № 1025 табеля оснащенности Главного Управления. Указанное транспортным прокурором оборудование не будет заявлено при составлении нового табеля, поскольку оно неактуально и неприменимо при осуществлении контрольно-надзорной деятельности. Полагает, что исполнение решения суда по настоящему делу приведет к нецелевому использованию бюджетных средств РФ. К тому же, Центр ГИМС (Управление) ГУ МЧС России по Хабаровскому краю создан с 01.07.2019 как структурное подразделение в составе ГУ МЧС России по Хабаровскому краю с целью исполнения государственной функции и не является самостоятельным юридическим лицом. Просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Возражений на апелляционную жалобу не поступало.

Определением судьи Хабаровского краевого суда от 09 июня 2021 года настоящее дело передано в судебную коллегию по административным делам Хабаровского краевого суда в порядке административного судопроизводства.

В суде апелляционной инстанции представитель административного ответчика ГУ МЧС России по Хабаровскому краю доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.

Старший помощник Дальневосточного транспортного прокурора Барсукова Е.С. полагала доводы жалобы необоснованными, решение постановленное с соблюдением норм материального и процессуального права.

Согласно ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Из материалов дела следует, что транспортной прокуратурой при проведении проверки и анализа исполнения законодательства о безопасности плавания на водных объектах при эксплуатации маломерных судов и осуществления контроля за ними, установлено, что инспекторское отделение государственной инспекции по маломерным судам (по Нанайскому району) Центра Государственной инспекции по маломерным судам (Управления) Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю не оснащено вспомогательным оборудованием в соответствии с Типовыми нормами обеспечения ГИМС МЧС России, утвержденными Приказом МЧС России от 09.08.2005 № 618.

Установив, что инспекторское отделение государственной инспекции по маломерным судам (по Нанайскому району) Центра Государственной инспекции по маломерным судам (Управления) Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю является структурным подразделением Центра ГИМС (Управления) Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю, непосредственно осуществляющие деятельность по техническому освидетельствованию маломерных судов, не оснащены вспомогательным оборудованием в соответствии с Типовыми нормами обеспечения ГИМС МЧС России, утвержденных Приказом МЧС России от 09.08.2005 № 618, суд первой инстанции удовлетворил заявленные прокурором требования.

Удовлетворяя заявленные требования Хабаровского транспортного прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что отсутствие в инспекторском отделении государственной инспекции по маломерным судам (по Нанайскому району) Центра Государственной инспекции по маломерным судам (Управления) Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю оборудования, предусмотренного Типовым нормам обеспечения Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, утвержденным приказом МЧС России от 09.08.2005 № 618 не позволяет в полной мере осуществлять функции по обеспечению безопасности людей и охраны жизни людей на водных объектах.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, оснований к отмене решения по доводам апелляционной жалобы не усматривает.

Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом решении, и их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.

Положение «О Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», согласно п.1 которого Государственная инспекция по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий входит в систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

В систему Государственной инспекции по маломерным судам входят структурные подразделения центрального аппарата МЧС России, территориальные органы Государственной инспекции по маломерным судам в составе территориальных органов МЧС России, государственные инспекторы по маломерным судам, а также соответствующие подразделения и организации МЧС России.

В силу п.4 Положения определены основные задачи Государственной инспекции по маломерным судам, к которым относится осуществление государственного и технического надзора за маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок и их пользованием во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации; обеспечение в пределах своей компетенции безопасности людей на водных объектах.

Согласно п.7 Правил государственного надзора за маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2013 года № 820, государственный надзор включает в себя надзор за маломерными судами, проверки документов, подтверждающих государственную регистрацию маломерного судна, право судоводителя управлять маломерным судном и годность маломерного судна к плаванию, применение мер административного воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

В целях реализации указанных полномочий приказом МЧС России от 09.08.2005 № 618 утверждены Типовые нормы обеспечения Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России.

Согласно пунктам 1, 3, 4, 5, 7 раздела 1 «Артиллерийское вооружение» Типовых норм каждое инспекторское отделение должно быть снабжено: биноклями типа БН-12 (3 шт.), 26-мм сигнальным пистолетом (3 шт.), 26-мм сигнальными патронами различных огней (75 шт.), 30-мм реактивными сигнальными патронами различных огней типа РПС (50 шт.), барометром (1 шт.). Кроме того, пунктом 4 раздела 10 «Навигационное оборудование» Типовых норм в каждом инспекторском отделении необходимо обеспечить нахождение радаров для измерения скорости маломерного судна (3 комплекта).

Приказом МЧС России от 29.12.2020 № 1025 утвержден типовой табель оснащенности главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъекту Российской Федерации (далее Типовой табель), в соответствии с которым начальникам главных управлений необходимо в срок до 1 июля 2021 года:

разработать на основании типового табеля и согласовать с заказывающими и довольствующими структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России проект табеля оснащенности соответствующего главного управления с учетом действующих норм материально-технического обеспечения в системе МЧС России;

утвердить табель оснащенности главного управления после согласования с заказывающими и довольствующими структурными подразделениями центрального аппарата МЧС России.

Таким образом, приказ МЧС России № 1025 от 29.12.2020 призван оптимизировать действующий порядок комплектования подразделений ГИМС.

Согласно ответу Управления безопасности людей на водных объектах МЧС России в адрес ГУ МЧС России по Хабаровскому краю от 25.05.2021 следует, что положения приказа № 618 от 09.08.2005 года являются действующими и техническая оснащенность центров ГИМС определяется строго в соответствии с данным приказом.

Доводы административного ответчика относительно того, что требования приказа № 618 не являются актуальными, он подлежит переработке, проводятся организационные мероприятия, в ходе которых порядок и условия оснащения центров ГИМС будут переработаны, достаточным основанием к отмене постановленного решения не является.

В настоящий момент техническая оснащенность центров ГИМС, а именно: отделения по Нанайскому району, требованиям данного приказа не соответствует.

Прокурор обязывает исполнить требования Положения (приказ № 618), обязать приобрести необходимое оборудование с учетом поставленных перед инспекторскими отделениями задач, и возложенных на них функций, и тем обстоятельством, что контроль осуществляется на водных объектах, где может возникнуть угроза жизни и здоровью как сотрудников отделения, так и неопределенного круга лиц.

Бинокль является основным наблюдательным оптическим прибором, предназначается для наблюдения за окружающей обстановкой, отыскания и изучения целей, измерения горизонтальных и вертикальных углов и корректирования действий.

Сигнальные пистолеты являются огнестрельным оружием, которые стреляют специальными патронами. Их прямым предназначением является подача сигналов о местоположении или передачи информации с использованием определённой цветовой комбинации зарядов.

Радар - радиотехническая система для обнаружения воздушных, морских и наземных объектов, а также для определения их дальности.

Барометр - прибор для измерения атмосферного давления.

Согласно представленным материалами в центре имеются в эксплуатации две лодки, какого-либо иного оборудования, которое необходимо инспекторам в работе, также которое применяется в случае чрезвычайной ситуации, в центре отсутствует.

Отделение ГИМС по Нанайскому району не оснащено приборами, биноклями, сигнальными патронами, радаром в соответствии с требованиями Положения, что следует из материалов дела и не оспаривается административным ответчиком по делу.

Довод представителя административного ответчика о том, что указанные приборы не нужны, и нет необходимости их приобретать, так как порядок оснащенности будет меняться, представляется сомнительным. Оснащение вышеуказанными оборудованиями и приборами носит не рекомендательный, а обязательный характер даже при наличии другого оборудования или в случае неполной комплектации оборудованием.

Несостоятельным является и довод о том, что решением коллегии МЧС России от 17.02.2021 № 1/1 приказ МЧС России от 09.08.2005 № 618 должен быть переработан до 25.12.2021, и вследствие этого приказ №618 может не исполняться.

Решения коллегии МЧС России являются организационно- распорядительными документами, определяющими общие мероприятия и сроки их исполнения, правом нормотворчества коллегия не наделена.

Таким образом, Главное управление МЧС России по Хабаровскому краю обязано обеспечить инспекторское отделение по Нанайскому району приборами и оборудованием, необходимым для осуществления возложенных функций.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, считает их обоснованными.

Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, а также на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения. Доказательства, положенные судом первой инстанции в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают.

В целом апелляционная жалоба сводится к несогласию с решением суда, повторяет доводы и правовую позицию административного ответчика, которая являлась предметом рассмотрения суда первой инстанции и получила надлежащую правовую оценку. Основания для иной оценки и иного применения норм материального и процессуального права у суда апелляционной инстанции в данном случае отсутствуют.

Апелляционная жалоба не содержит обоснованных доводов о допущенных судом первой инстанций нарушений норм процессуального права, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, являющихся основанием для отмены или изменения решения суда, которые судебной коллегией также не установлены, в связи с чем, решение суда следует признать законным и обоснованным.

Руководствуясь статьями 309 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Индустриального районного суда г.Хабаровска от 25 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю ФИО1 – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Председательствующий И.А. Коноплева

Судьи Е.А. Савченко

В.В. Чуешкова