ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1089/20 от 13.10.2020 Смоленского областного суда (Смоленская область)

Судья Кубрикова М.Е. Дело № 33 –2920/2020

№ 2-1089/2020

67RS0001-01-2019-001848-53

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 октября 2020 г. г. Смоленск

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего (судьи) - Коржакова И.П.,

судей: - Коженовой Т.В., Филенковой С.В.,

при секретаре (помощнике судьи) - Потапченко С.И.,

при участии представителя истца Департамента экономического развития Смоленской области – ФИО1, представителя ответчика ФИО2 – ФИО3,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента экономического развития Смоленской области к ФИО2 о взыскании предоставленной по договору субсидии,

по апелляционной жалобе ФИО2, поданной его представителем ФИО4 ФИО12 на решение Заднепровского районного суда города Смоленска от 17 июля 2020 г.

Заслушав доклад судьи Коржакова И.П., объяснения представителя ответчика ФИО2 – ФИО3, возражения представителя истца Департамента экономического развития Смоленской области – ФИО1,

установила:

Департамент экономического развития Смоленской области обратился в суд с иском к ФИО2 о взыскании предоставленной по договору субсидии в размере <данные изъяты> рублей, указав, что (дата) между Департаментом экономического развития, инвестиций, внешнеэкономической деятельности и предпринимательства Смоленской области и индивидуальным предпринимателем ФИО2 был заключен договор о предоставлении субъекту малого и среднего предпринимательства субсидии на создание собственного бизнеса, на расчетный счет ответчика перечислена субсидия в размере <данные изъяты> рублей. Однако ответчик предусмотренные договором обязанности не исполнил, в связи с чем (дата) в адрес ответчика направлено уведомление о расторжении договора с указанием возвратить в добровольном порядке полученную субсидию. Требование не исполнено.

Представитель истца по доверенности ФИО1 исковые требования поддержал в полном объеме.

Ответчик ФИО2 в судебное заседание суда первой инстанции не явился, обеспечил явку своего представителя по доверенности ФИО4, который возражал против иска, в том числе в связи с пропуском срока исковой давности.

Решением Заднепровского районного суда города Смоленска от 17 июля 2020 г. исковые требования Департамента экономического развития Смоленской области удовлетворены. В решении постановлено: взыскать со ФИО2 в пользу Департамента экономического развития Смоленской области сумму предоставленной субсидии по договору от (дата) в размере <данные изъяты> рублей.

Взыскать со ФИО2 в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме <данные изъяты> рублей.

В апелляционной жалобе ФИО2, поданной представителем ФИО4, ставится вопрос об отмене решения и принятия нового об отказе в иске.

В обоснование жалобы указывает на то, что вся необходимая документация предоставлялась им своевременно и нарочно. Он использовал предоставленные денежные средства по целевому назначению и цели, обозначенные в договоре о предоставлении субсидии, фактически достигнуты, бюджетные средства истрачены по целевому назначению.

Также, полагает, что суд неверно исчислил срок исковой давности, применяемый к данным правоотношениям. Считает, что срок исковой давности следует исчислять с (дата) в связи с чем срок исковой давности истек (дата)

На апелляционную жалобу Департаментом экономического развития Смоленской области представлены возражения, в которых просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения.

В обоснование возражений, указывает на то, что в связи с невыполнением ответчиком п.п. 3.3.6 п. 3.3 на основании пункта 8.3 и пункта 8.4 Договора ответчику по юридическому адресу (дата) направлялось уведомление о расторжении договора о предоставлении субъекту малого предпринимательства субсидии на создание собственного бизнеса в одностороннем порядке, в соответствии с которым ему надлежало в добровольном порядке возвратить полученную субсидию в сумме <данные изъяты> рублей в связи с неисполнением обязательств по предоставлению отчетности. Указанные в уведомлении денежные средства ответчиком не возвращены.

В соответствии с пунктом 6 постановления Администрации Смоленской области от 24 августа 2009 г. № 496 «Об утверждении положения о целях и условиях предоставления и расходования субсидий на создание собственного бизнеса, предоставляемых субъектам малого предпринимательства, осуществляющим свою деятельность менее одного года, категориях субъектов малого предпринимательства, имеющих право на получение указанных субсидий», субъект малого предпринимательства представляет в уполномоченный орган отчетность о расходовании субсидии. Форма, порядок и сроки предоставления указанной отчетности, а также формы контроля за целевым использованием субсидии устанавливаются уполномоченным органом.

Пунктом 7 постановления предусмотрено, что возврат субсидии в случае нарушения условий, установленных при ее предоставлении, производится субъектами малого предпринимательства добровольно. При отказе от добровольного возврата субсидий их возврат производится в судебном порядке в соответствии с федеральным законодательством.

Также указывает на то, что согласно сведениям Департамента от (дата) исх. в автоматизированной системе электронного документооборота (дата) отсутствует информация о регистрации входящей корреспонденции в отношении ИП ФИО2, то есть отчетность ответчика в адрес Департамента не поступала.

Считает, что ссылка ответчика в апелляционной жалобе на пропуск истцом срока исковой давности несостоятельна.

Ссылается на то, что срок действия договора от (дата) . определен в пункте 7.1 – до выполнения сторонами своих обязательств.

Согласно пункту 3.3.8 Договора ответчик в случае расторжения договора обязан возвратить в бюджет Смоленской области полную сумму предоставленной субсидии в течение 10 рабочих дней со дня расторжения настоящего договора.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 17 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (в редакции на момент заключения договора) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

В силу статьи 28 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система Российской Федерации основана, в частности, на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

Согласно подпункта 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

В силу подпункта 2, 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Таким образом, государственному органу субъекта РФ предоставлено право самостоятельно устанавливать порядок и условия предоставления субсидий за счет средств областного бюджета, а также средств, поступивших в областной бюджет из федерального бюджета на создание собственного бизнеса.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, в целях реализации долгосрочной областной целевой программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Смоленской области» на 2009-2012 г.г., утвержденной постановлением Администрации Смоленской области от 2 октября 2008 г. № 525, Постановлением Администрации Смоленской области от 24 августа 2009 г. № 496 (в ред. от 22 февраля 2012 г.) утверждено Положение о целях и условиях предоставления и расходования субсидий на создание собственного бизнеса, предоставляемых субъектам малого предпринимательства, осуществляющим свою деятельность менее одного года, категориях субъектов малого предпринимательства, имеющих право на получение указанных субсидий.

Согласно пунктов 6, 7 Положения субъект малого предпринимательства представляет в уполномоченный орган отчетность о расходовании субсидии. Форма, порядок и сроки представления указанной отчетности, а также формы контроля за целевым использованием субсидии устанавливаются уполномоченным органом. Возврат субсидии в случае нарушения условий, установленных при ее предоставлении, производится субъектами малого предпринимательства добровольно. При отказе от добровольного возврата субсидий их возврат производится в судебном порядке в соответствии с федеральным законодательством.

В силу статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

Из анализа вышеприведенных норм следует, что субсидии предоставляются безвозвратно, однако это правило не действует в случае нарушения условий, установленных для предоставления субсидий. Таким образом, возврат субсидий возможен в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.

Судом первой инстанции установлено, что (дата) между Департаментом экономического развития, инвестиций, внешнеэкономической деятельности и предпринимательства Смоленской области (переименован в Департамент экономического развития Смоленской области, т. 1 л.д. 2-3) и индивидуальным предпринимателем ФИО2 был заключен договор о предоставлении субъекту малого и среднего предпринимательства субсидии на создание собственного бизнеса (т. 1 л.д. 7-14).

(дата) Департамент экономического развития, инвестиций, внешнеэкономической деятельности и предпринимательства Смоленской области (далее также – Департамент) представил индивидуальному предпринимателю ФИО2 субсидию по вышеуказанному договору в размере <данные изъяты> рублей, что подтверждается копией платежного поручения от (дата) (т. 1 л.д. 15).

(дата) Департаментом направлено уведомление в адрес ответчика о расторжении данного договора ввиду неисполнения обязательств, предусмотренных пунктом 3.3 Договора, с требованием о возврате полученной субсидии в сумме <данные изъяты> рублей (т. 1 л.д. 16-18). Требование не исполнено.

(дата) . ответчик прекратил статус предпринимателя (л.д.19, т.1).

Обращаясь в суд с иском к ответчику о возврате выделенной суммы субсидии, истец ссылался на то, что ответчиком условия договора по предоставлению отчетности в Департамент один раз в год по форме, прилагаемой к настоящему Договору (приложение № 2 «Анкета получателя поддержки») не позднее 15 апреля года следующего за отчетным, не выполнены.

Удовлетворяя требования истца и взыскивая с ответчика денежные средства в счет возврата субсидии, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст.309-310 ГК РФ, вышеназванными нормативными актами, исходил из того, что ответчиком не представлено доказательств невозможности исполнения обязательств по Договору в части предоставления отчета по форме, прилагаемой к договору – приложение № 2 «Анкета получателя поддержки» (п. 3.3.6 Договора).

Суд указал, что в соответствии с пунктом 3.3 указанного Договора ответчик обязался: осуществлять реализацию бизнес-проекта по виду экономической деятельности и в сроки, указанные в бизнес-проекте, обеспечить выполнение экономических показателей реализации бизнес-проекта (пункт 3.3.1); в срок до (дата) предоставить документы, подтверждающие целевое использование средств (пункт 3.3.2); обеспечить в срок с (дата) выполнение комплекса мероприятий, предусмотренных бизнес-проектом, а также соблюдение экономических показателей (пункт 3.3.3); сохранить общее количество рабочих мест на период реализации бизнес-проекта (пункт 3.3.4); сохранить неизменным долевое участие учредителей, относящихся к приоритетным целевым группам (пункт 3.3.5); в течение срока реализации бизнес-проекта, предоставлять отчетность в Департамент один раз в год по форме, прилагаемой к настоящему договору, но не позднее 15 апреля, года следующего за отчетным периодом (пункт 3.3.6); предоставлять по первому требованию Департамента или уполномоченного им лица в течение 3-х дней всю запрашиваемую (расчетную, финансовую и пр.) документацию для подтверждения показателей, указанных в отчетах Получателя о реализации бизнес - проекта (пункт 3.3.7); в случае расторжения договора возвратить в бюджет Смоленской области полную сумму предоставленной субсидии в течение 10-ти рабочих дней со дня расторжения настоящего договора (пункт 3.3.8).

Сведений о том, что ответчиком исполнены обязательства, предусмотренные условиями договора, в том числе п. 3.3.6 Договора, не представлено.

Согласно пункта 5.1 договора стороны несут ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств по настоящему договору в соответствии с действующим федеральным и областным законодательством.

Неисполнение ответчиком условий договора расценено судом как нарушение обязательств, достаточное для взыскания с ответчика полученных из бюджета денежных средств.

Ссылку ответчика на пропуск истцом срока исковой давности суд посчитал несостоятельной, поскольку условиями договора от (дата) предусмотрены обязательства получателя субсидии, как с определенным сроком исполнения, так и без определения сроков исполнения; сторонами согласованы условия расторжения договора, а также сроки возврата субсидии.

Суд отметил, что согласно пункта 7.1 Договора он вступает в силу с момента его подписания и действует до завершения расчетов и выполнения сторонами своих обязательств. В соответствии с пунктом 8.4 договор считается расторгнутым по истечении семи календарных дней с даты получения письменного уведомления Департамента о расторжении договора. При этом обязательства получателя возвратить полученные средства в бюджет Смоленской области в сумме, указанной в п.п. 3.3.1 договора, сохраняются после расторжения договора и действуют до их исполнения получателем.

Согласно п. 3.3.8 в случае расторжения Договора получатель обязуется возвратить в бюджет Смоленской области полную сумму предоставленной субсидии в течение 10 рабочих дней со дня расторжения договора.

Учитывая условия пункта 8.4 Договора, статьи 165.1 ГК РФ, суд первой инстанции определил срок исковой давности, поскольку согласно материалам дела уведомление о расторжении договора, направленное по известному истцу месту регистрации ответчика, возвращено в адрес истца по истечении срока хранения (дата) (т. 1 л.д. 16-18), Договор является расторгнутым с (дата) ((дата) плюс 7 календарных дней); срок исковой давности надлежит исчислять с (дата) ((дата) . + 10 рабочих дней), исходя из пункта 3.3.8 договора. Настоящий иск подан (дата) (т. 1 л.д. 2), то есть в пределах срока исковой давности.

Суд не принял во внимание доводы стороны ответчика о том, что вся необходимая документация им предоставлялась в Департамент своевременно и нарочно, поскольку согласно сведениям Департамента от (дата) исх. в автоматизированной системе электронного документаоборота (дата) отсутствует информация о регистрации входящей корреспонденции в отношении ИП ФИО2 Также суд оставил без внимания налоговую декларацию ответчика за (дата) согласно которой все показатели, кроме рабочих мест, выполнены ответчиком.

Неисполнение ответчиком условий договора расценено судом как нарушение обязательств, достаточное для взыскания с ответчика полученных из бюджета денежных средств.

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции в отношении срока исковой давности несостоятельными, так как истцом пропущен срок исковой давности.

Ответчиком в жалобе указано начало течения срока с (дата) ((дата) . плюс 12 календарных дней) исходя из положений п.8.4, 3.3.8 договора, учитывая, что с января (дата) поддержку деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также контроль за реализацией проектов, представленных субъектами малого и среднего предпринимательства Смоленской области осуществляет Департамент инвестиционного развития Смоленской области (л.д.128, т.2), который знал с указанной даты о положении дел ответчика, но никаких действий не предпринимал.

В то же время в суде апелляционной инстанции представитель ответчика отметила начало течения срока исковой давности с момента окончания срока предоставления отчетности.

В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 43 от 29 сентября 2015 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.

Договор о предоставлении субсидии был заключен на срок с (дата) в течение которого ответчик обязался обеспечить выполнение комплекса мероприятий, предусмотренных бизнес-проектом, а также соблюдение экономических показателей (п.3.3).

В соответствии с п.3.3.6 Договора в течение срока реализации бизнес-проекта ответчик обязался предоставлять отчетность в Департамент один раз в год по форме, прилагаемой к Договору, но не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

Поэтому истец должен был узнать о том, что ответчик не выполнил условия Договора ввиду не предоставления отчета в соответствии с пунктом 3.3.6 Договора не позднее (дата) и в случае невозврата ответчиком денежных средств в добровольном порядке, обратиться в суд не позднее (дата)

Поскольку исковое заявление истцом было подано только (дата) срок исковой давности является пропущенным.

То обстоятельство, что в договоре указано, что Договор вступает в силу с момента подписания и действует до завершения расчетов и выполнения сторонами своих обязательств (п.7.1) и что договор считается расторгнутым по истечении 7 (семи) календарных дней с даты получения Получателем письменного уведомления Департамента о расторжении договора, а обязательства Получателя возвратить полученные средства в бюджет Смоленской области в сумме, указанной в п.3.1.1 договора сохраняются после расторжения договора и действуют до их исполнения получателем (п.8.4 Договора), не указывают на то, что срок исковой давности не пропущен. Истцом не учтено, что сторонами четко определен срок выполнения обязательств по договору с (дата) Поскольку обязательства по нему не выполнены, течение срока началось с даты, указанной выше.

Таким образом, внутри указанного договора имелось обязательство Получателя, которое не исполнено надлежащим образом, права Департамента были нарушены, соответственно потек срок для восстановления нарушенного права Департамента, что не связано непосредственно с расторжением договора.

Аналогичная позиция высказана в определении Верховного Суда Российской Федерации от 13 мая 2019 г. №5-КГ19-61.

С учетом изложенного, по мнению судебной коллегии, постановленное по делу решение районного суда следует отменить ввиду ошибочного применения норм материального права (п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ), принять новое решение об отказе в иске ввиду истечения срока исковой давности.

Так как в иске надлежит отказать, не подлежит взысканию госпошлина в бюджет (ст.103 ГПК РФ).

Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Заднепровского районного суда города Смоленска от 17 июля 2020 г. отменить, принять по делу новое решение, в соответствии с которым в удовлетворении иска Департамента экономического развития Смоленской области к ФИО2 ФИО13 о взыскании со ФИО2 в пользу Департамента экономического развития Смоленской области суммы предоставленной субсидии по договору 2 от (дата) в размере <данные изъяты> рублей, отказать.

Председательствующий

Судьи