ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1103/2021УИД260003-01-2021-000767-76 от 24.08.2021 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Кузнецова Н.М.

Дело 33а-1182/2021№ 2-1103/2021УИД 26RS0003-01-2021-000767-76

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Ставрополь 24 августа 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Шишовой В.Ю.,

судей Кострицкого В.А. и Пшеничной Ж.А.,

при секретаре судебного заседания Матвиенко В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя администрации г. Ставрополя Каленика И.С. на решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 07 апреля 2021 года

по исковому заявлению Тутовой Галины Михайловны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Мудренко К.П., Мудренко П.П., Тутовой М.К., Тутова Кирилла Константиновича к администрации г. Ставрополя, комитету по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя о признании незаконным постановления и обязании устранить допущенное нарушение,

заслушав доклад судьи Шишовой В.Ю.,

установила:

Тутова Г.М., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Мудренко К.П., Мудренко П.П., Тутовой М.К., также Тутов К.К. обратились в суд с административным иском к администрации г. Ставрополя, комитету по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя о признании незаконным постановления и обязании устранить допущенное нарушение.

Тутова Г.М., Тутов К.К. просили признать незаконным постановление администрации г. Ставрополя от 19 января 2021 г. №63 об отказе семье Тутовой Г.М., <…> года рождения, составом семьи из пяти человек в признании нуждающейся в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе», муниципальной программы «Обеспечение жильем население города Ставрополя»; возложить на администрацию города Ставрополя обязанность повторно рассмотреть заявление от 03 ноября 2020 г. Тутовой Г.М. о признании ее семьи составом из пяти человек нуждающимися в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения города Ставрополя».

Определением суда от 11 марта 2021 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечен комитет по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя (далее – КУМИ г. Ставрополя).

Решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 07 апреля 2021 года исковые требования Тутовой Галины Михайловны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Мудренко К.П., Мудренко П.П., Тутовой М.К., Тутова Кирилла Константиновича к администрации г. Ставрополя, комитету по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя удовлетворены.

Признано незаконным и подлежащим отмене постановление администрации г. Ставрополя от 19 января 2021 г. №63 об отказе семье Тутовой Г.М., <…> года рождения, составом из пяти человек в признании нуждающейся в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» муниципальной программы «Обеспечение жильем население города Ставрополя».

На администрацию г. Ставрополя и КУМИ г. Ставрополя возложена обязанность повторно рассмотреть заявление от 03 ноября 2020 года Тутовой Галины Михайловны о признании ее семьи составом из пяти человек нуждающимися в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения города Ставрополя».

В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации г. Ставрополя Каленик И.С. считает решение суда незаконным, необоснованным, принятым с нарушениями норм материального и процессуального права и подлежащим отмене.

Считает, что суд первой инстанции неправильно определил юридически значимые обстоятельства дела и не принял во внимание, что при обращении с заявлением о предоставлении муниципальной услуги истица не предоставила полный пакет требуемых законом документов. В частности, Тутова Г.М. не предоставила решение суда с указанием сведений об определении места жительства детей – Мудренко К.П. и Мудренко П.П. или нотариально заверенное соглашение родителей об определении места жительства детей (при раздельном проживании родителей), предусмотренные Регламентом.

Таким образом, оспариваемое постановление принято в соответствии с действующим законодательством и не подлежит признанию незаконным.

Не соглашается с выводом суда о нарушении прав и интересов истицы Тутовой Г.М., так как она не лишена права повторно обратиться в орган местного самоуправления, предоставив полный пакет документов, который позволит администрации установить, являлась ли семья Тутовой Г.М. нуждающейся в жилом помещении за 5 лет, предшествующих дате подачи заявления, а также определить уровень обеспеченности членов семьи истца общей площадью жилого помещения, исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений, принадлежащих членам семьи.

Просит решение отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Тутовой Г.М. отказать в полном объеме.

В возражениях на апелляционную жалобу Тутова Г.М., Тутов К.К. просят решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 01 июля 2021 года гражданское дело по исковому заявлению Тутовой Галины Михайловны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Мудренко К.П., Мудренко П.П., Тутовой М.К., Тутова Кирилла Константиновича к администрации г. Ставрополя, комитету по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя о признании незаконным решения органа местного самоуправления и обязании устранить допущенное нарушение передано на рассмотрение в судебную коллегию по административным делам Ставропольского краевого суда.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав представителя административных ответчиков администрации г. Ставрополя и КУМИ г. Ставрополя Колягина Д.И., действующего по доверенностям, поддержавшего доводы и требования апелляционной жалобы в полном объеме, а также административных истцов Тутова К.К. и Тутову Г.М., полагавших решение законным и обоснованным, проверив оспариваемое решение в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для отмены или изменения вынесенного по делу решения в связи со следующим.

Согласно части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судом первой инстанции по настоящему административному делу не допущено.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс РФ), а также иными способами, предусмотренными законом. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца; при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права, административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 Кодекса административного судопроизводства РФ).

Следовательно, обстоятельствами, имеющими значение для настоящего дела применительно к требованиям Тутовой Г.М. и Тутова К.К., оспаривающих постановление администрации города Ставрополя об отказе в признании молодой семьи, состоящей из пяти человек, нуждающейся в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» муниципальной программы «Обеспечение жильем население города Ставрополя», является установление совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административных истцов.

Суд первой инстанции, установив фактические обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку, правильно применив нормы действующего законодательства к возникшим по настоящему административному спору правоотношениям.

Как установлено судом и подтверждается материалами административного дела, в период с 08 июля 2009 года по 24 июня 2014 года истица Тутова (Мудренко) Галина Михайловна состояла в зарегистрированном браке с Мудренко Павлом Николаевичем. Брак расторгнут на основании решения мирового суда судебного участка № 180 Новокубанского района Краснодарского края, в подтверждение чего в дело предоставлена копия свидетельства о расторжении брака, выданного отделом ЗАГС Краснодарского края РФ от 15 июля 2014 г. (л.д. 13).

В период нахождения в браке с Мудренко П.Н. у них родились двое детей: Мудренко Кирилл Павлович, <…> года рождения и Мудренко Павел Павлович, <…> года рождения (л.д. 11-12).

31 августа 2018 г. истица вступила в брак с Тутовым Кириллом Константиновичем, в подтверждение чего в дело предоставлена копия свидетельства о заключении брака <…>, выданного отделом ЗАГС управления записи актов гражданского состояния СК по городу Ставрополю. После заключения брака истице присвоена фамилия Тутова (л.д. 15).

<…> у Тутовой Г.М. и Тутова К.К. родилась дочь Тутова Мирослава Кирилловна (л.д. 16).

Таким образом, в настоящее время семья истцов состоит из 5 человек: Тутов Кирилл Константинович, Тутова (Мудренко) Галина Михайловна, Мудренко Кирилл, Мудренко Павел, Тутова Мирослава, которые проживают в квартире № <…> по улице <…>. Тутов К.К. проживает в квартире № <…>.

11 ноября 2020 г. в КУМИ г. Ставрополя из МКУ «МФЦ в г. Ставрополе» поступили заявление и документы от Тутовой Г.М. о признании ее семьи нуждающейся в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения города Ставрополя».

Постановлением администрации г. Ставрополя № 63 от 19 января 2021 г. Тутовой Г.М. отказано в признании ее молодой семьи нуждающейся в жилом помещении для участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения города Ставрополя» (л.д. 20).

В адрес административного истца направлено уведомление от 19 января 2021 г. № <…>об отказе в признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении для участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения города Ставрополя», согласно которому основанием для отказа является отсутствие документов, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя. В частности, в уведомлении указано, что Тутовой Г.М. не предоставлено решение суда об определении места жительства несовершеннолетних детей Мудренко К.П., Мудренко П.П. или согласие родителей об определении места жительства несовершеннолетних детей (при раздельном проживании родителей).

Считая постановление органа местного самоуправления незаконным и нарушающим ее права на получение мер социальной поддержки, Тутова Г.М. и Тутов К.К. обратились в суд за защитой нарушенного права.

Удовлетворяя заявленные административными истцами требования, суд первой инстанции указал, что Тутова Г.М., обращаясь с заявлением о предоставлении муниципальной услуги «признание граждан нуждающимися в жилых помещениях для участия в муниципальной программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения города Ставрополя», предоставила полный пакет документов, предусмотренных действующим законодательством по состоянию на момент подачи заявления.

При этом суд исходил из того, что администрация неправомерно потребовала от истицы предоставления решения суда с указанием сведений об определении места жительства детей от первого брака Мудренко Кирилла и Мудренко Павла, или нотариально заверенного соглашения родителей об определении места жительства детей (при раздельном проживании родителей), т.е. документов, которые не являются обязательными и подлежат предоставлению только при их наличии.

В этой связи отказ истице в признании ее молодой семьи нуждающейся в жилом помещении является незаконным и нарушает право на улучшение жилищных условий.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции и с их правовым обоснованием, поскольку они основаны на верной оценке юридически значимых обстоятельств дела и на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений (пункт 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Оказание государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодых семей с использованием субсидии для приобретения или строительства жилых помещений на 2011 - 2015, 2015 - 2020 годы осуществлялось в рамках подпрограммы "Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050.

Реализация мероприятий по обеспечению жильем молодых семей на территории Ставропольского края осуществляется в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1710, государственной программы Ставропольского края "Об утверждении государственной программы Ставропольского края "Развитие градостроительства, строительства и архитектуры", утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 29 декабря 2018 года N 625-п, муниципальной программы "Обеспечение жильем населения города Ставрополя", утвержденной постановлением администрации г. Ставрополя от 15 ноября 2019 года N 3256.

В силу требований части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс РФ) принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

В силу статьи 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган.

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам.

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган.

В соответствии со статьей 54 Жилищного кодекса РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается, в том числе в случае, если не представлены предусмотренные 4 статьи 52 Жилищного кодекса РФ документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя (пункт 1 части 1).

Административный регламент администрации города Ставрополя по предоставлению муниципальной услуги "Признание граждан нуждающимися в жилых помещениях для участия в муниципальной программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе" (далее по тексту –Административный регламент) утвержден постановлением администрации г. Ставрополя от 20 марта 2020 года N 384.

Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Ставропольского края, муниципальными правовыми актами города Ставрополя для предоставления услуги, подлежащих представлению заявителем, порядок их представления (бланки, формы обращений, заявлений и иных документов, подаваемых заявителем в связи с предоставлением услуги), приведен в пункте 14 Административного регламента.

В соответствии с указанной нормой в целях получения услуги заявителем подается заявление о признании молодой семьи нуждающейся в жилом помещении для участия в муниципальной программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе" (далее - заявление о предоставлении услуги) по форме, являющейся приложением 2 к Порядку формирования органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края списков участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы по муниципальному образованию Ставропольского края", утвержденному приказом министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края от 02 марта 2016 г. N 55-о/д (далее - Порядок), с приложением следующих документов:

1. Документ, удостоверяющий личность заявителя и всех членов его семьи, а также личность представителя заявителя, в случае если с заявлением о предоставлении услуги обращается представитель заявителя;

2. Доверенность, подтверждающая наличие полномочий на совершение действий, связанных с решением вопроса о признании молодой семьи заявителя нуждающейся в жилом помещении, в случае если с заявлением о предоставлении услуги обращается представитель заявителя;

3. Свидетельство о заключении брака заявителя (при наличии);

4. Свидетельство о расторжении брака заявителя (при наличии);

5. Решение суда с указанием сведений об определении места жительства ребенка заявителя или нотариально заверенное соглашение родителей об определении места жительства ребенка заявителя (при раздельном проживании родителей) (при наличии);

6. Правоустанавливающие документы на жилое(ые) помещение(я), которое(ые) принадлежит(ат) заявителю и (или) членам его семьи на праве собственности (в случае если права на него (них) не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости);

7. Домовая книга или выписка из похозяйственной книги по месту(ам) постоянного проживания заявителя и членов его семьи за пять лет, предшествующих дате подачи заявления о предоставлении услуги (при наличии), или справка, выданная Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Ставрополю, с указанием периодов регистрации заявителя и членов его семьи за пять лет, предшествующих дате подачи заявления (в случае если собственником(ами) является(ются) заявитель и (или) члены его семьи, которые им(и) вселены в качестве членов семьи).

Удовлетворяя административные исковые требования Тутовой Г.М. и Тутова К.К., суд правильно указал, что администрация г. Ставрополя необоснованно потребовала от истцов документы, предоставление которых не является обязательным.

Из буквального прочтения подпункта 8 пункта 14 Административного регламента следует, что решение суда с указанием сведений об определении места жительства ребенка или нотариально заверенное соглашение родителей об определении места жительства ребенка (при раздельном проживании родителей) подлежат предоставлению только при их наличии.

Судом установлено, что несовершеннолетние дети Мудренко К.П., <…> года рождения и Мудренко П.П., <…> года рождения (дети от первого брака истицы) проживают с матерью Тутовой Г.М. и Тутовым К.К. Отец детей и бывший супруг Тутовой Г.М. - Мудренко П.Н., <…> года рождения на основании постановления от 28 декабря 2020 г. является должником по алиментным обязательствам на сумму <…>рублей, находится в исполнительном розыске, судьбой детей не интересуется.

В судебном заседании в суде апелляционной инстанции административный истец Тутовой Г.М. подтвердила, что соглашение о месте проживания детей с бывшим супругом не заключалось, судебное решение они получить не могут, так как место жительства Мудренко П.Н. не известно.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие ограничения в правах лиц, принадлежащих к одной категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях); различия в объеме прав граждан допустимы только в том случае, если они объективно оправданны, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (постановления от 24 мая 2001 года N 8-П, от 3 июня 2004 года N 11-П, от 15 июня 2006 года N 6-П, от 5 апреля 2007 года N 5-П, от 10 ноября 2009 года N 17-П и от 24 октября 2012 года N 23-П; определения от 4 декабря 2003 года N 415-О, от 27 июня 2005 года N 231-О и от 1 декабря 2005 года N 428-О).

Принимая во внимание установленные судом юридически значимые по делу обстоятельства, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о незаконности оспариваемого постановления администрации г. Ставрополя. Отказ в предоставлении муниципальной услуги, основанный на истребовании документов, которые подлежат подаче только при их наличии, не основан на нормах действующего законодательства и безусловно нарушает права и охраняемые законом интересы молодой семьи Тутовых на предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы.

При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости удовлетворения требований административных истцов, поскольку эти выводы основаны на правильном применении норм действующего законодательства к возникшим по делу правоотношениям, сделаны на основании всестороннего исследования представленных сторонами доказательств по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ – с точки зрения относимости, допустимости, достаточности каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности и взаимной связи.

Доводы апелляционной жалобы стороны административного ответчика о том, что орган местного самоуправления лишен возможности установить, являлась ли семья Тутовой Г.М. нуждающейся в жилом помещении за 5 лет, предшествующих дате подачи заявления, а также определить уровень обеспеченности членов семьи истца общей площадью жилого помещения, исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений, принадлежащих членам семьи, не влекут отмену вынесенного по делу решения в силу несостоятельности.

Процессуальное законодательство предусматривает, что удовлетворяя требования административного истца, суд должен указать на способ восстановления нарушенного права, что подразумевает необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.

При разрешении дела суд применяет материальную норму к спорному правоотношению и в решении указывает, какие конкретно действия орган власти должен произвести, с тем чтобы решение суда не вызывало затруднений при исполнении (абзац 2 пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении").

Удовлетворив требования Тутовой Г.М. и Тутова К.К., суд правомерно возложил на административных ответчиков обязанность по устранению допущенных нарушений права истцов путем повторного рассмотрения заявления от 03 ноября 2020 года о признании молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях для участия в муниципальной программе "Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе". Таким образом, администрация имеет как право, так и возможность провести проверку и определить уровень обеспеченности членов семьи Тутовых.

Разрешая возникший по настоящему делу спор, суд правильно определил имеющие значение для дела обстоятельства, с достаточной полнотой мотивировал свою позицию, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.

Выводы суда первой инстанции последовательны, исчерпывающи, сделаны на основании всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела и представленных доказательств, которым дана надлежащая правовая оценка с учетом требований действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения.

В целом доводы жалобы направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и доказательств по делу, однако, оснований для переоценки совокупности исследованных судом доказательств судебная коллегия не усматривает.

При вынесении решения судом не допущено нарушений норм материального права или процессуального закона, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в качестве оснований для отмены судебного акта.

Руководствуясь статьями 307, 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 07 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного ответчика администрации г. Ставрополя Каленик И.С. - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Пятый кассационной суд общей юрисдикции путем подачи через суд первой инстанции кассационной жалобы (представления) в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 26 августа 2021 года.

Председательствующий

Судьи