Судья Шелепова Е.В. Дело № 33-2571/2021, 2-1107/2020
Апелляционное определение
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Киселевой С.Н. судей Орловой А.И., Некрасовой А.С. при помощнике судьи Мезенцевой Е.А. рассмотрела в открытом судебном заседании 10 марта 2021 года гражданское дело по иску прокурора г. Верхней Пышмы, действующего в интересах Российской Федерации в лице Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, к обществу с ограниченной ответственностью «Среднеуральское поисковое бюро» о признании незаконными действий по прокладке канав, взыскании ущерба
по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Среднеуральское поисковое бюро» на решение Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 16 ноября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Орловой А.И., объяснения представителей ООО «Среднеуральское поисковое бюро» ФИО1, ФИО2, поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения прокурора Истоминой И.В., объяснения представителя Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области ФИО3, объяснения представителя ГКУ СО «Березовское лесничество» ФИО4, просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Верхней Пышмы, действуя в интересах РФ в лице Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, обратился в суд с иском к ООО «Среднеуральское поисковое бюро» о признании незаконными действий по прокладке канав, взыскании ущерба.
В обоснование иска указано, что по результатам проверки, проведенной по факту нарушений лесного законодательства, установлено, что ООО «Среднеуральское поисковое бюро» осуществляет геологическое изучение и добычу золота на земельном участке, ...». Приказом Министерства природных ресурсов Свердловской области от 20 мая 2019 года № 791 ООО «Среднеуральское поисковое бюро» разрешено выполнение работ по геологическому изучению недр без вырубки лесных насаждений (<адрес>) сроком до 15 октября 2024 года, в границах земель лесного фонда, в том числе на земельном участке с кадастровым номером <№>. 06 августа 2019 года между Министерством природных ресурсов Свердловской области и ООО «Среднеуральское поисковое бюро» заключен договор аренды лесного участка с целью осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых № 117/19-з, в соответствии с которым в пользование ООО «Среднеуральское поисковое бюро» предоставлен лесной участок, площадью 32,1595 га, расположенный по адресу: <адрес> состоящий из части земельного (лесного) участка с учетным кадастровым номером <№>. Срок договора аренды установлен до 24 октября 2024 года. Согласно проекту освоения лесов на лесном участке в кварталах: <адрес>, Березовского лесничества переданном в аренду по договору от 06 августа 2019 года № 117/19-з в квартале <адрес> запроектировано устройство водоотводных канав, площадью 0,1 га в период с 2019 по 2024 годы. В ходе проверки установлено, что в квартале <адрес> размещены канавы, что привело к повреждению почв на площади 3013 кв.м., уничтожению лесных культур, лесосеменных и маточных плантаций, молодняка естественного происхождения и подроста на площади 684 кв.м. Кроме того, указанные канавы размещены за пределами земельного участка площадью 32,1595 га, предоставленного ООО «Среднеуральское поисковое бюро» на основании договора аренды 06 августа 2019 года № 117/19-з. Уточнив исковые требования, просили признать незаконными действия ООО «Среднеуральское поисковое бюро» в отношении лесного участка, расположенного в границах <адрес> по прокладке канав. Взыскать с ООО «Среднеуральское поисковое бюро» в пользу Российской Федерации в лице Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области причиненный ущерб в размере 3661300 рублей.
В судебном заседании помощник прокурора г. Верхней Пышмы ФИО5 требования и доводы искового заявления поддержала.
В судебном заседании представитель Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области ФИО6 требования и доводы искового заявления поддержал.
В судебном заседании представители ООО «Среднеуральское поисковое бюро» ФИО1, ФИО2 исковые требования не признали, указали на то, что земельное законодательство не может применяться к правоотношениям по использованию лесных участков. Министерством природных ресурсов и экологии СО нарушен порядок направления уведомления о прекращении разрешения на осуществление деятельности. ООО «Среднеуральское поисковое бюро» разработан проект, согласно которому при геологическом изучении может быть нарушен почвенный покров.
В судебном заседании представители третьего лица ГКУ СО «Березовское лесничество» ФИО4, ФИО7 считали заявленные исковые требования законными и обоснованными.
Решением Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 16 ноября 2020 года исковые требования прокурора г. Верхней Пышмы, действующего в интересах РФ в лице Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, удовлетворены. Признаны незаконными действия ООО «Среднеуральское поисковое бюро» в отношении лесного участка, расположенного в границах <адрес> по прокладке канав. Взыскан с ООО «Среднеуральское поисковое бюро» в пользу Российской Федерации в лице Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области причиненный ущерб в размере 3661300 рублей. Взыскана с ООО «Среднеуральское поисковое бюро» в доход местного бюджета государственная пошлина 26506 рублей 50 копеек.
В апелляционной жалобе ООО «Среднеуральское поисковое бюро» просит решение суда отменить, ссылаясь на неправомерность выводов суда о том, что разрешение на выполнение работ по геологическому изучению недр без вырубки лесных насаждений на землях лесного фонда сроком до 15 октября 2024 года прекратило свое действие 06 августа 2019 года в связи с предоставлением ООО «Среднеуральское поисковое бюро» земельного участка на основании договора аренды от 06 августа 2019 года № 118/19-з для заготовки древесины на срок до 24 октября 2024 года; удовлетворяя исковые требования, суд не указал нарушение какой нормы лесного законодательства допущено действиями ООО «Среднеуральское поисковое бюро»; в решении суда не отражены возражения ООО «Среднеуральское поисковое бюро» относительно заявленных исковых требований; суд не привел мотивы, на основании которых не принял во внимание доказательства, представленные со стороны ООО «Среднеуральское поисковое бюро»; к спорным правоотношениям положения пункта 2 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации применению не подлежат; ООО «Среднеуральское поисковое бюро» на законных основаниях осуществляло проходку геологических канав в границах <адрес> на основании разрешения; судом не учтено, что ООО «Среднеуральское поисковое бюро» утвержден «Проект на проведение разведочных работ в пределах месторождения рудного ...» и оценочных работ на его флангах в ГО Верхняя Пышма Свердловской области», на который получено положительное экспертное заключение ФГКУ «Росгеолэкспертиза» № 122-02-06/2019 от 09 августа 2019 года, в соответствии с которым осуществлялась проходка геологоразведочных канав; судом неправомерно не принято во внимание разрешение № 1 от 08 февраля 2016 года, выданное ООО «Среднеуральское поисковое бюро»; на отсутствие доказательств причинения ущерба лесному фонду со стороны ООО «Среднеуральское поисковое бюро».
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации причиненный ущерб подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии с частью 1 статьи 77 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Согласно частям 1, 4 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, осуществляется добровольно или в судебном порядке.
Особенности возмещения вреда, включая таксы и методики определения размера возмещения такого вреда, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2018 года № 1730 установлен порядок возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, включая таксы и методику возмещения вреда.
Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, признавая незаконными действия ООО «Среднеуральское поисковое бюро» по прокладке канав и взыскивая с ответчика ущерб в размере 3661300 рублей, суд указал на то, что канавы размещены за пределами земельного участка, предоставленного ООО «Среднеуральское поисковое бюро» на основании договоров аренды, и ответчиком повреждены лесные почвы, уничтожены лесные культуры, лесосеменные и маточные плантации, молодняк естественного происхождения и подрост на земельном участке, который в пользование ООО «Среднеуральское поисковое бюро» не передан, при этом суд исходил также из прекращения действия ранее выданного разрешения на использование земельного участка в связи с предоставлением лесного участка ответчику в аренду.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда, поскольку они постановлены без учета требований действующих норм материального права, не соответствуют обстоятельствам дела и не подтверждены доказательствами.
Как видно из материалов дела, на основании лицензии на пользование недрами СВЕ 03304 БР от 12 декабря 2012 года ООО «Среднеуральское поисковое бюро» осуществляет геологическое изучение и добычу золота на <адрес>, дата окончания действия лицензии 15 октября 2024 года (л.д. 222-240 т. 1). ООО «Среднеуральское поисковое бюро» утвержден Проект на проведение разведочных работ в пределах месторождения рудного золота «...» и оценочных работ на его флангах в ГО Верхняя Пышма Свердловской области (л.д. 1-4 т. 2), на который получено положительное экспертное заключение ФГКУ «Росгеолэкспертиза» № 122-02-06/2019 от 09 августа 2019 года (л.д. 241-249 т. 1). Приказом департамента Лесного хозяйства Свердловской области от 05 февраля 2016 года № 132 ООО «Среднеуральское поисковое бюро» разрешено выполнение работ по геологическому изучению недр (<адрес> без проведения рубок лесных насаждений, строительства объектов капитального строительства сроком до <дата> на землях лесного фонда, включенных в границы <адрес> 1844,7 га, в том числе, в квартале <адрес> (л.д. 210-218 т. 1). Приказом Министерства природных ресурсов Свердловской области от 20 мая 2019 года № 791 ООО «Среднеуральское поисковое бюро» разрешено выполнение работ по геологическому изучению недр без вырубки лесных насаждений (для геологического изучения золота на <адрес>) сроком до 15 октября 2024 года в границах земель лесного фонда, общей площадью 2396,23 га, в том числе в квартале <адрес> (л.д. 23-28 т. 1). В соответствии с пунктом 4 указанного Приказа действие разрешения на использование земельного участка прекращается со дня предоставления земельного участка, указанного в пункте 1 приказа, гражданину или юридическому лицу. 06 августа 2019 года между Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области и ООО «Среднеуральское поисковое бюро» заключен договор аренды лесного участка с целью осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых № 117/19-з. На основании данного договора ООО «Среднеуральское поисковое бюро» предоставлен во временное пользование лесной участок, площадью – 32,1595 га, расположенный по адресу: <адрес>, зарегистрированный в государственном лесном реестре с номером учетной записи 000105-2019-08; категория защищенности – эксплуатационные леса; вид разрешенного использования – осуществление геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, срок договора аренды до 24 октября 2024 года (л.д. 29-52 т. 1). Письмом от 07 августа 2019 года № 12-05-30/13137 в адрес ООО «Среднеуральское поисковое бюро» Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области направлено уведомление о прекращении в соответствии с пунктом 4 приказа от 20 мая 2019 года № 791 с 06 августа 2019 года действия разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр без вырубки лесных насаждений от 20 мая 2019 года в связи с предоставлением данного лесного участка в аренду ООО «Среднеуральское поисковое бюро» (л.д. 84 т. 2).
Из материалов дела также следует, что 20 марта 2020 года лесничим Мостовского участка лесничества ГКУ СО «Березовское лесничество» государственным лесным инспектором Свердловской области ( / / )9 составлен акт о лесонарушении, согласно которому на территории лесного участка, расположенного в границах Березовского <адрес> установлено нарушение требований лесного законодательства со стороны ООО «Среднеуральское поисковое бюро»: самовольное снятие, уничтожение или порча почв, нахождение транспортных средств и механизмов кроме специального назначения в защитных лесах вне отведенных мест, их движение вне существующих лесных дорог, уничтожение или повреждение лесных культур, лесосеменных и маточных плантаций, молодняка естественного происхождения и подроста (л.д. 10,11 т. 1). В связи с указанным нарушением лесного законодательства составлена справка-расчет размера вреда, причиненного лесам (л.д. 12-14 т. 1). Актом проверки соблюдения федерального законодательства помощника прокурора г. Верхней Пышмы от 19 марта 2020 года установлено, что согласно проекту освоения лесов на лесном участке в квартал: <адрес> за пределами земельного участка площадью 32,1595 га, предоставленного ООО «Среднеуральское поисковое бюро» по договору аренды, в связи с чем имеются основания для возмещения ущерба, причиненного окружающей среде (л.д. 8,9 т. 2).
На основании результатов проверки прокурором г. Верхней Пышмы заявлены к ООО «Среднеуральское поисковое бюро» настоящие исковые требования, в том числе, о возмещении указанного ущерба в размере, определенном в окончательном виде в справке-расчете от 29 сентября 2020 года (л.д. 10,11 т. 2).
В соответствии с частью 2 статьи 6 Закона Российской Федерации от 2 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых.
В силу части 1 статьи 7 Закона «О недрах» в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.
Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией (части 4 статьи 7 Закона «О недрах»).
Согласно частям 1, 3 статьи 11 Закона «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
В соответствии с частью 4 статьи 36.1 Закона «О недрах» работы по региональному геологическому изучению недр, геологическому изучению недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведке месторождений полезных ископаемых, осуществляемые за счет государственных средств и средств пользователей недр, проводятся в соответствии с утвержденной проектной документацией, экспертиза которой организуется федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами и проводится государственным учреждением, находящимся в ведении федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа, за счет средств заявителей.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых.
Земли, которые использовались для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, подлежат рекультивации (часть 6 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 11 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов может быть в виде осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых.
В соответствии с частью 1 статьи 43 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с установлением или без установления сервитута.
Согласно части 3 статьи 43 Лесного кодекса Российской Федерации допускается использование лесов в целях осуществления геологического изучения недр без предоставления лесного участка, установления сервитута, если выполнение работ в указанных целях не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений или строительство объектов капитального строительства.
В случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, использование лесов осуществляется на основании разрешений органов государственной власти, органов местного самоуправления в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса (часть 4 статьи 43 Лесного кодекса Российской Федерации).
Правила использования лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых и перечень случаев использования лесов в указанных целях без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 6 статьи 43 Лесного кодекса Российской Федерации).
Требования к использованию лесов при осуществлении геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых до 01 января 2021 года определялись Порядком использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, утвержденным приказом Рослесхоза от 27 декабря 2010 года № 515.
В силу пункта 3 указанного Порядка на основании разрешений органов государственной власти, органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации, допускается выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка, если выполнение таких работ не влечет за собой проведение рубок лесных насаждений.
Использование лесных участков для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации и лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка) (пункт 6 Порядка).
При использовании лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых на землях лесного фонда допускается строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, в соответствии со статьей 21 Лесного кодекса Российской Федерации (пункт 7).
В целях размещения объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр, разработкой месторождений полезных ископаемых, используются, прежде всего, нелесные земли, а при отсутствии на лесном участке таких земель - участки невозобновившихся вырубок, гарей, пустырей, прогалины, а также площади, на которых произрастают низкополнотные и наименее ценные лесные насаждения. Использование иных лесных участков для указанных целей допускается в случае отсутствия других вариантов возможного размещения объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр, разработкой месторождений полезных ископаемых (пункт 9).
Земли, нарушенные или загрязненные при использовании лесов в целях выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, подлежат рекультивации после завершения работ в соответствии с проектом рекультивации (пункт 20).
Из приведенных выше положений законодательства следует, что для выполнения работ по геологическому изучению недр и для разработки месторождений полезных ископаемых пользователь недр, действующий на основании соответствующей лицензии в соответствии с утвержденной проектной документацией с положительным заключением экспертизы, организуемой органами управления государственным фондом недр, может осуществлять использование лесных участков без их предоставления на основании разрешений органов государственной власти или органов местного самоуправления.
Признавая действия ответчика по прокладке канав на лесном участке незаконными, суд исходил из того, что канавы размещены за пределами земельного участка, предоставленного ООО «Среднеуральское поисковое бюро» на основании договора аренды.
Между тем, ООО «Среднеуральское поисковое бюро» осуществляет геологическое изучение и добычу полезных ископаемых на основании лицензии на пользование недрами СВЕ 03304 БР от 12 декабря 2012 года и использует лесной участок на основании разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр.
Суд указал на прекращение действия разрешения № 9 на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без вырубки лесных насаждений от 20 мая 2019 года, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Свердловской области от 20 мая 2019 года № 791 в связи с заключением договора аренды лесного участка с целью осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых от 06 августа 2019 года № 117/19-з, о чем ответчик был уведомлен Письмом от 07 августа 2019 года № 12-05-30/13137.
При этом судом не дана оценка наличию разрешения № 1 на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда (<адрес>) от 08 февраля 2016 года, утвержденного приказом департамента Лесного хозяйства Свердловской области от 05 февраля 2016 года № 132, которым ООО «Среднеуральское поисковое бюро» разрешено выполнение работ по геологическому изучению недр <адрес> без проведения рубок лесных насаждений, строительства объектов капитального строительства сроком до 15 октября 2024 года на землях лесного фонда, включенных в границы <адрес>, где и были осуществлены работы по прокладке канав. Каких-либо данных о прекращении действия данного разрешения материалы дела не содержат, ответчик о прекращении действия указанного разрешения не уведомлялся, доказательства иного в ходе рассмотрения дела не представлены.
Доводы стороны истца о том, что разрешение № 1 от 08 февраля 2016 года также прекратило свое действие в связи с заключением с ООО «Среднеуральское поисковое бюро» договора аренды лесного участка от 06 августа 2019 года № 117/19-з, не могут быть признаны состоятельными. Земельный участок, переданный ответчику по договору аренды, составляет лишь небольшую часть земельного участка, использование которого разрешено ООО «Среднеуральское поисковое бюро» на основании разрешения № 1 от 08 февраля 2016 года, в отличие от приказа Министерства природных ресурсов Свердловской области от 20 мая 2019 года № 791 о выдаче разрешения № 9 от 20 мая 2019 года приказ департамента Лесного хозяйства Свердловской области от 05 февраля 2016 года № 132 о выдаче разрешения № 1 от 08 февраля 2016 года не содержит условий о прекращении его действия предоставлением земельного участка гражданину или юридическому лицу, о прекращении действия разрешения уполномоченными органами ответчик не уведомлялся, в связи с чем основания полагать, что разрешение № 1 от 08 февраля 2016 года прекратило свое действие не имеется.
Доводы представителя Министерства природных ресурсов Свердловской области о том, что действие разрешения № 1 от 08 февраля 2016 года прекратилось в связи с выдачей разрешения № 9 от 20 мая 2019 года, также не могут быть признаны состоятельными, поскольку автоматическое прекращение действия разрешения, выдаваемого на основании заявления пользователя, никаким нормативным актом не предусмотрено, лесной участок, использование которого разрешено ответчику на основании разрешения 2016 года, не идентичен лесному участку, использование которого разрешено разрешением от 20 мая 2019 года, волеизъявление на прекращение действия данного разрешения участники правоотношений не выразили, и у ООО «Среднеуральское поисковое бюро» отсутствовали какие-либо основания предполагать, что разрешение прекратило свое действие.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что на момент прокладки канав на лесном участке в квартале <адрес> ООО «Среднеуральское поисковое бюро» вправе было использовать данный лесной участок на основании продолжавшего действовать разрешения № 1 на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда (геологическое изучение золота на <адрес> от 08 февраля 2016 года, утвержденного приказом департамента Лесного хозяйства Свердловской области от 05 февраля 2016 года № 132.
Приходя к выводу о продолжении действия разрешения № 1 от 08 февраля 2016 года, судебная коллегия также учитывает, что взаимоотношения государства и бизнеса основываются, в том числе, на принципе доверия к закону и действиям публичной власти. Данный принцип предполагает правовую определенность. Участники правоотношений должны обладать возможностью в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет реализовано. Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной, в Постановлении от 15 февраля 2019 года N 10-П, доверие к закону и действиям государства основываются на разумной стабильности регулирования, предполагающего адекватные условия изменения правового статуса участников длящихся правоотношений. Участники правоотношений должны в разумных пределах иметь возможность предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в устойчивости своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты. Принцип поддержания доверия к действиям государства вытекает из конституционных принципов юридического равенства и справедливости в правовом демократическом государстве, поскольку они требуют не только правовой определенности, но и предсказуемости правового регулирования (постановления от 19 апреля 2018 года N 16-П, от 20 июля 2018 года N 34-П, от 28 февраля 2019 года N 13-П, от 2 июля 2020 года N 32-П). Получив от органа государственной власти в установленном действующим законодательством порядке разрешение на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда сроком действия до 15 октября 2024 года, действуя добросовестно, ООО «Среднеуральское поисковое бюро» вправе рассчитывать на возможность реализации полученного права в течение всего периода, на которое оно предоставлено, тем более, в отсутствии информации от уполномоченного органа о прекращении действия разрешения. Действуя добросовестно и разумно у ООО «Среднеуральское поисковое бюро» отсутствовали основания предполагать, что разрешение № 1 от 08 февраля 2016 года прекратило свое действие.
Принимая во внимание, что разрешение № 1 от 08 февраля 2016 года продолжало действовать на момент прокладки канавы, суд апелляционной инстанции полагает возможным не входить в исследование вопроса о законности (незаконности) уведомления Министерства природных ресурсов Свердловской области о прекращении действия разрешения № 9 от 20 мая 2019 года в связи с заключением договора аренды с ответчиком на земельный участок, площадь которого существенно меньше площади земельного участка, использование которого разрешено на основании разрешения, поскольку на существо настоящего спора выяснение данного обстоятельства не повлияет.
Материалами дела подтверждается, что использование лесного участка без его предоставления на основании разрешения № 1 от 08 февраля 2016 года осуществлялось ответчиком в соответствии с Проектом на проведение разведочных работ в пределах месторождения рудного золота <адрес>» и оценочных работ на его флангах в ГО Верхняя Пышма Свердловской области. Данный проект предусматривает, в том числе, проведение горных работ путем проходки и засыпки канав (л.д. 1-4 т. 2), данные работы рекомендованы к выполнению экспертным заключением ФГКУ «Росгеолэкспертиза» № 122-02-06/2019 от 09 августа 2019 года (л.д. 248,249 т. 1). При этом проектом предусмотрены мероприятия по предотвращению и снижению возможного негативного воздействия при производстве геологоразведочных работ, в том числе, рекультивация земель (л.д. 3 т. 2).
Поскольку ООО «Среднеуральское поисковое бюро» имеет лицензию на пользование недрами, использование лесного участка при прокладке канав в квартале <адрес> осуществлялось ответчиком на основании разрешения № 1 от 08 февраля 2016 года в соответствии с проектной документацией, получившей положительное заключение экспертизы, и предусматривающей совершение таких действий, у суда отсутствовали основания для признания незаконными в целом действий ООО «Среднеуральское поисковое бюро» по прокладке канав.
С учетом изложенного, решение суда в данной части не может быть признано законным и подлежит отмене с принятием по делу в этой части нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Истцом заявлено о возмещения вреда, причиненного лесам вследствие нарушения ООО «Среднеуральское поисковое бюро» лесного законодательства, выразившегося в самовольном снятии, уничтожении и порче почв на площади 3963 кв.м., сумма ущерба составила 3637535 рублей, а также в уничтожении или повреждении лесных культур, лесосеменных и маточных плантаций молодняка естественного происхождения и подроста на площади 684 кв.м., сумма ущерба согласно расчету составила 23765 рублей (л.д. 10,11 т. 2).
Как установлено судом апелляционной инстанции, повреждение почв осуществлялась ответчиком не самовольно, а в рамках выполнения работ по геологическому изучению недр, возмещение причиненного при этом вреда предусматривается проектной документацией и будет осуществлено ООО «Среднеуральское поисковое бюро» в ходе исполнения предусмотренных ею работ.
При таких обстоятельствах поскольку действия ООО «Среднеуральское поисковое бюро» в данной части являются правомерными, отсутствуют основания для возложения на ответчика обязанности по возмещению вреда в размере 3637535 рублей.
В части причинения вреда уничтожением или повреждением лесных культур, лесосеменных и маточных плантаций молодняка естественного происхождения и подроста на площади 684 кв.м., судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Истец указывает на то, что в ходе проведения работ по прокладке канав в зоне работ оказался лесной участок, занятый лесными культурами, площадью 684 кв.м., в связи с чем работы привели к уничтожению лесопосадочных культур находящихся на указанном лесном участке.
Доводы истца подтверждаются актом о лесонарушении № 12 от 20 марта 2020 года (л.д. 10-13 т.1), лесоустроительным планшетом (л.д. 16 т. 1), скриншотом ГИС «Лесные ресурсы», скриншотом SASPlanet с координатами лесокультурного столба, картой-схемой расположения места совершения лесонарушения, фото квартального столба (л.д. 87-95 т. 2).
С учетом вышеизложенного, не могут быть признаны состоятельными доводы апелляционной жалобы ответчика том, что истец не доказал данные о площади уничтожения лесных культур, ответчиком доказательства иного не представлены, приведенные выше доказательства ничем не опровергнуты.
В силу части 3 статьи 43 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов в целях осуществления геологического изучения недр без предоставления лесного участка осуществляется без проведения рубок лесных насаждений.
Кроме того, использование лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр и для разработки месторождений полезных ископаемых должно осуществляться наиболее щадящим способом с минимизированием негативных последствий от такой деятельности. Так, в силу пункта 9 Порядка использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, в целях размещения объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр, разработкой месторождений полезных ископаемых, используются, прежде всего, нелесные земли, а при отсутствии на лесном участке таких земель - участки невозобновившихся вырубок, гарей, пустырей, прогалины, а также площади, на которых произрастают низкополнотные и наименее ценные лесные насаждения, использование иных лесных участков для указанных целей допускается в случае отсутствия других вариантов возможного размещения объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр, разработкой месторождений полезных ископаемых.
На обеспечение исполнения указанных условий и контроль за исполнением пользователем положений части 3 статьи 43 Лесного кодекса Российской Федерации направлено, в частности, возложение в разрешениях на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда обязанностей на лесничества по проверке (обозначению) наличия визиров, обозначающих границы лесного участка, и составлению акта освидетельствования земельного участка.
Из пояснений в суде апелляционной инстанции представителя ГКУ СО «Березовское лесничество» следует, что именно при выходе на местность и составлении акта освидетельствования земельного участка устанавливается, что на территории, на которой будет производится геологоразведка, отсутствуют посадки лесных культур.
В суде апелляционной инстанции ответчиком не оспаривался тот факт, что до начала работ наличие визиров, обозначающих границы лесного участка, ГКУ СО «Березовское лесничество» не проверялось, акт освидетельствования земельного участка не составлялся.
Доводы ООО «Среднеуральское поисковое бюро» о том, что данная обязанность возложена на лесничество, не могут быть приняты во внимание, поскольку указанная обязанность могла быть исполнена лесничеством только после обращения пользователя и информирования им о предстоящих работах, именно поэтому указанная обязанность лесничества прописана в самом разрешении, выданном ООО «Среднеуральское поисковое бюро». Ответчиком не оспаривалось, что в лесничество для выезда последним на лесной участок и составления акта освидетельствования земельного участка ООО «Среднеуральское поисковое бюро» не обращалось.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия не может признать состоятельными доводы ответчика о том, что какие-либо лесные культуры на земельном участке не находились и соответственно ответчиком они не уничтожались и не повреждались, поскольку какими-либо доказательствами эти доводы не подтверждены, принимая во внимание, что на начало работ лесной участок как это предусмотрено разрешением обследован не был, отсутствие на нем лесных насаждений ничем не зафиксировано, а имеющимися в деле доказательствами подтверждается отнесение части участка, на котором проложены канавы, к лесному участку, занятому лесными культурами.
Поскольку ответчик вправе использовать земельный участок без вырубки лесных насаждений, ООО «Среднеуральское поисковое бюро» частично осуществлены работы на лесном участке, занятом лесными культурами, отсутствие повреждений лесных культур ответчик ничем не подтвердил, судебная коллегия полагает, что имеются основания для возмещения ответчиком ущерба, причиненного в связи с уничтожением или повреждением лесных культур, лесосеменных и маточных плантаций молодняка естественного происхождения и подроста на площади 684 кв.м.
Исходя из вышеизложенного, решение суда в части возмещения ущерба подлежит изменению, с ООО «Среднеуральское поисковое бюро» в пользу Российской Федерации в лице Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области подлежит взысканию ущерб в размере 23765 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит изменению решение суда и в части возмещения расходов по оплате государственной пошлины, пропорционально удовлетворенной части исковых требований с ООО «Среднеуральское поисковое бюро» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 172 рубля 30 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 16 ноября 2020 года в части удовлетворения исковых требований прокурора г. Верхняя Пышма, действующего в интересах Российской Федерации в лице Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области к обществу с ограниченной ответственностью «Среднеуральское поисковое бюро» в части признания незаконными действий общества с ограниченной ответственностью «Среднеуральское поисковое бюро» в отношении лесного участка, расположенного в границах Березовского лесничества Мостовского участкового лесничества Мостовского участка в квартале 34 (выделы 20,21) по прокладке канав отменить, принять по делу в этой части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
В остальной части решение суда изменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Среднеуральское поисковое бюро» в пользу Российской Федерации в лице Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области причиненный ущерб в размере 23765 рублей.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Среднеуральское поисковое бюро» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 172 рубля 30 копеек.
Председательствующий: С.Н. Киселева
Судьи: А.И. Орлова
А.С. Некрасова