ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-116/20 от 10.06.2021 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья Афанасьева Т.В.

Судья-докладчик Кулакова С.А. по делу № 33-3744/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 июня 2021 года г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Горбачук Л.В.,

судей Шабалиной В.О., Кулаковой С.А.,

при секретаре Рец Д.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании

гражданское дело № 2-116/2020 по иску Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Ертуханов В.Г. об истребовании земельных участков из чужого незаконного владения, о возложении обязанности освободить земельные участки, привести земельные участки в первоначальное состояние

по апелляционным жалобам третьего лица Никитин К.Б., ответчика Ертуханов В.Г.

на решение Ольхонского районного суда Иркутской области от 14 сентября 2020 года,

УСТАНОВИЛА:

в обоснование требований истец Ольхонский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации, указал, что земельные участки с кадастровыми номерами Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят принадлежат на праве собственности Ертуханов В.Г. Право собственности зарегистрировано на основании договоров купли-продажи с Никитин К.Б. По данным ЕГРН, земельные участки относятся к категории земель: земли населенных пунктов, имеют разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, границы установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства. Земельные участки с кадастровыми номерами Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят образованы путем перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят на основании соглашения о перераспределении земельных участков от 25.12.2018. Ранее указанные земельные участки предоставлялись в собственность Никитин К.Б. на основании распоряжения главы Хужирской поселковой администрации Иркутской области от 18.12.1996 Номер изъят, распоряжения главы Хужирского муниципального образования Ольхонского района от 14.05.2012 Номер изъят.

Спорные земельные участки расположены в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории и в водоохранной зоне озера Байкал, земельный участок с кадастровым Номер изъят также расположен в прибрежной защитной полосе.

Спорные земельные участки являются смежными, огорожены единым забором, свободный доступ третьих лиц ограничен, на обследуемой территории расположено 15 строений, ведется строительство коллективных средств размещения. Разрешения на строительство выданы неуполномоченным органом - администрацией Хужирского муниципального образования, Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации разрешения на строительство объектов не выдавались. Государственная экологическая экспертиза проектной документации расположенных на земельных участках строений не проводилась.

Предоставление неуполномоченным лицом земельных участков и в последующем их продажа является нарушением земельного законодательства и противоречит установленным Федеральным законом от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» принципам, приводит к нарушению установленного режима хозяйственной и иной деятельности на Байкальской природной территории.

Просил суд, с учетом уточнений, истребовать в федеральную собственность земельные участки с кадастровыми номерами Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят по адресу: <адрес изъят> из чужого незаконного владения Ертуханов В.Г.

Возложить обязанность на Ертуханов В.Г. освободить земельный участок с кадастровым номером Номер изъят от строения площадью 116,65 кв.м, имеющего координаты Номер изъят, строения площадью 2,46 кв.м, имеющего координаты Номер изъят, и части строения площадью 78,96 кв.м, имеющего координаты Номер изъят в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Возложить обязанность на Ертуханов В.Г. освободить земельный участок с кадастровым номером Номер изъят от строения площадью 198,46 кв.м, имеющего координаты Номер изъят, строения площадью 198,18 кв.м, имеющего координаты Номер изъят, строения площадью 486,53 к.м, имеющего координаты Номер изъят в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Возложить обязанность на Ертуханов В.Г. снести самовольные постройки площадью 1271,19 кв.м, имеющие координаты Номер изъят, площадью 116,82 кв.м, имеющую координаты Номер изъят, расположенные на земельном участке с кадастровым номером Номер изъят, освободить земельный участок с кадастровым Номер изъят от части строения площадью 78,96 кв.м, имеющего координаты Номер изъят в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Возложить обязанность на Ертуханов В.Г. снести самовольные постройки площадью 144,91 кв.м, имеющую координаты Номер изъят, площадью 116,66 кв.м, имеющую координаты Номер изъят, площадью 292,87 кв.м, имеющую координаты Номер изъят, площадью 562,65 кв.м, имеющую координаты Номер изъят, площадью 351,39 кв.м, имеющую координаты Номер изъят, расположенные на земельном участке с кадастровым Номер изъят, в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Возложить обязанность на Ертуханов В.Г. освободить земельный участок с кадастровым Номер изъят от строения площадью 172,02 кв.м, имеющего координаты Номер изъят, строения площадью 171,09 кв.м, имеющего координаты Номер изъят в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Возложить обязанность на Ертуханов В.Г. привести земельные участки с кадастровыми номерами Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят после их освобождения, в первоначальное состояние.

Определением от 17.06.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Никитин К.Б..

Решением Ольхонского районного суда Иркутской области от 14.09.2020 исковые требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе третье лицо Никитин К.Б. просит решение отменить и прекратить производство по делу, мотивируя тем, что в нарушение ст. 198 ГПК РФ суд не дал правовую оценку письменным возражениям третьего лица. В нарушение ст. 61 ГПК РФ суд ссылается на наличие судебной практики в качестве доказательства факта отнесения спорных земельных участков к территории национального парка, однако в данном случае данная норма не применима, так как стороны по делам не совпадают. Судом не установлены имеющие значение для дела обстоятельства, связанные с установлением факта добросовестности приобретателя, выбытия имущества из владения собственника помимо его воли. Суд не учел, что выбытие имущества из владения собственника, Российской Федерации, произошло по его воле. Считает, что истцом пропущен срок исковой давности для защиты нарушенного права, который подлежит исчислению с 10.07.2015, с момента регистрации земельных участков в собственность третьего лица.

В письменных возражениях Ольхонский межрайонный природоохранный прокурор Петров В.В., представитель третьего лица – территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области – Тарнуева В.В. просят решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В письменном отзыве на апелляционную жалобу ответчик Ертуханов В.Г. поддержал доводы апелляционной жалобы третьего лица, просил об отмене решения.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Ертуханов В.Г. – Кузьмин Е.И. просит решение суда отменить, рассмотреть дело по правилам первой инстанции, мотивируя тем, что ответчик надлежаще о судебном заседании не извещен. Истец не доказал право собственности на истребуемое имущество, не установлено, каким образом произошло выбытие спорных земельных участков из собственности Российской Федерации. Уполномоченный на распоряжение собственностью Российской Федерации, орган не представил объяснений причин длительного необращения за защитой права. Документы-основания предоставления земельных участков в собственность первоначального собственника – распоряжение от 18.12.1996, распоряжение от 14.05.2012 юридическую силу не утратили, не признаны недействительными. Является несостоятельной ссылка в решении суда на Постановление Правительства Российской Федерации от 30.08.2001 № 643 «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории», поскольку не свидетельствует о запрете на индивидуальное жилищное строительство в данной природной зоне для ведения личного дачного хозяйства. Суд не установил, относятся ли спорные земельные участки к землям, ограниченным в обороте. Суд не установил, связано ли строительство с функционированием, созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристско-рекреационного типа, либо с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности уже существующих промышленных, жилых, рекреационных объектов; относится ли спорный участок к незатронутым территориям. Кроме того, Постановление Правительства Российской Федерации от 30.08.2001 № 643 с 01.01.2021 утратило силу, новый перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2399.

В дополнениях к апелляционной жалобе представитель ответчика Ертуханов В.Г. – Кузьмин Е.И. просит решение суда отменить, мотивируя тем, что суд не учел, что 02.07.2013 принято решение Думы Хужирского муниципального образования – городского поселения Ольхонского района Иркутской области Номер изъят «Об утверждении генерального плана Хужирского муниципального образования – городского поселения». Указанное решение признано недействующим решением Иркутского областного суда от 04.12.2019, вступившим в законную силу 06.11.2020, то есть до принятия обжалуемого по настоящему делу решения.

Суд не оценивал обстоятельства нахождения спорных земельных участков в границах населенного пункта п. Хужир. Суд не учел, что спорные земельные участки изначально сформированы в границах п. Хужир, на протяжении всего периода времени нахождения земельных участков с собственности физических лиц властные полномочия осуществлялись органами местного самоуправления, администрацией Хужирского муниципального образования ответчику Ертуханов В.Г. выданы разрешения на строительство.

По мнению ответчика, прокурор не мог не знать, что в соответствии с п. 3 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по вопросам экологического развития Байкальской природной территории 04.08.2017 № Пр-1602 Правительства Иркутской области предоставило субсидии на актуализацию генеральных планов и постановку границ населенных пунктов на государственный кадастровый учет. Хужирское муниципальное образование является одним из получателей такой субсидии и на момент рассмотрения дела должно осуществлять действия по актуализации генерального плана.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу и дополнениях к ней ответчика истец Ольхонский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов Российской Федерации просит решение суда оставить без изменения.

Определением от 01.06.2021 судебная коллегия перешла к рассмотрению данного гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель истца Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора - старший помощник Байкальского межрегионального природоохранного прокурора по обеспечению прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Мальханова Е.В. исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.

В судебном заседании представитель ответчика Ертуханов В.Г. – Кузьмин Е.И. исковые требования не признал, заявил о пропуске истцом срока исковой давности по доводам, изложенным в письменном отзыве.

В судебном заседании иные лица, участвующие в деле, извещенные о рассмотрении дела, отсутствовали.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав доклад судьи Кулаковой С.А., изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае являются рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

В соответствии с ч. 5 ст. 330 ГПК РФ при наличии оснований, предусмотренных ч. 4 настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой. О переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции выносится определение с указанием действий, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроков их совершения.

Из материалов дела следует, что в нарушение ст. 167 ГПК РФ судом первой инстанции гражданское дело рассмотрено в отсутствие ответчика Ертуханов В.Г., не извещенного надлежащим образом о судебном заседании, назначенном на 14.09.2020.

В этой связи судебная коллегия приходит к выводу о наличии безусловного основания к отмене обжалуемого решения по мотиву нарушения судом норм процессуального закона.

Разрешая исковые требования, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

В соответствии с п. 2 ст. 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Частью 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации определены земельные участки, ограниченные в обороте, находящиеся в государственной и муниципальной собственности. В частности, согласно п. 2 ч. 5 указанной статьи земельные участки, занятые объектами, включенными в Список всемирного наследия, ограничены в обороте.

В 1972 году ЮНЕСКО приняла Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия (вступила в силу в 1975 году). СССР ратифицировал Конвенцию 09.03.1988. Государства, на территории которых расположены объекты Всемирного наследия, берут на себя обязательства по их сохранению.

Озеро Байкал включено в Список объектов всемирного наследия в 1996 году на 20-ой сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО. Согласно преамбуле Федерального закона от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» озеро Байкал является объектом всемирного наследия.

В 1996 году Решением XX Сессии Комитета ЮНЕСКО по всемирному наследию озеро Байкал включено в Список участков всемирного природного наследия. 05.12.1996 на XX сессии Комитета по всемирному наследию ЮНЕСКО в Мериде (Мексика) утверждены границы Участка всемирного природного наследия «Озеро Байкал» (№ 754). Комитет по Всемирному наследию ЮНЕСКО «принял к сведению тот факт, что границы Участка мирового наследия изменены по сравнению с предложенными первоначально, и теперь включают «центральную зону» согласно определению, данному в Законе о Байкале; в участок не включены пять урбанизированных промышленно развитых территорий (Байкальск, Слюдянка, Култук, Бабушкин, Северобайкальск).

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» (далее по тексту Закон № 94-ФЗ) Байкальская природная территория - территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него.

На Байкальской природной территории выделяются следующие экологические зоны: центральная экологическая зона - территория, которая включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону, а также особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал; буферная экологическая зона - территория за пределами центральной экологической зоны, включающая в себя водосборную площадь озера Байкал в пределах территории Российской Федерации; экологическая зона атмосферного влияния - территория вне водосборной площади озера Байкал в пределах территории Российской Федерации шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него, на которой расположены хозяйственные объекты, деятельность которых оказывает негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал (ч. 2 ст. 2 Закона № 94-ФЗ).

Статьей 5 Закона № 94-ФЗ в целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал на Байкальской природной территории установлен особый режим хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой в соответствии с принципами приоритета видов деятельности, не приводящих к нарушению уникальной экологической системы озера Байкал и природных ландшафтов его водоохранной зоны; учета комплексности воздействия хозяйственной и иной деятельности на уникальную экологическую систему озера Байкал; сбалансированности решения социально-экономических задач и задач охраны уникальной экологической системы озера Байкал на принципах устойчивого развития; обязательности государственной экологической экспертизы.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 ЗК РФ Правительство Российской Федерации принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных земельным кодексом, федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, регулирующими земельные отношения.

Частью 3 статьи 6 Закона № 94-ФЗ Правительству Российской Федерации предоставлены полномочия по определению видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2399 утвержден перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, в числе которых строительство объектов капитального строительства (или их частей), функционирование которых не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального и регионального значения, туристско-рекреационных особых экономических зон, на территориях: а) расположенных за границами населенных пунктов и в границах водоохранных зон озера Байкал и водных объектов, имеющих постоянную или временную связь с озером Байкал, за исключением: объектов капитального строительства «Укрупненный инвестиционный проект «Национальный гелиогеофизический комплекс Российской академии наук»; объектов водоснабжения, водоотведения и электросетевого хозяйства; линейных объектов связи; селезащитных и иных гидротехнических сооружений, предназначенных для защиты от наводнений, разрушения берегов и дна, ограждающих хранилища жидких отходов и (или) предназначенных для предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов; б) расположенных за границами населенных пунктов и за границами водоохранных зон озера Байкал и водных объектов, имеющих постоянную или временную связь с озером Байкал, за исключением: объектов, указанных во 2-5 абзацах подп. «а» настоящего пункта; объектов, указанных в подп.подп. «а», «б», «г», «д» - «и» и «р» п. 12 настоящего перечня; мест погребения; объектов сельскохозяйственного производства и производства пищевых продуктов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, отнесенных к объектам II - IV категорий в соответствии со ст. 4.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды»; объектов, необходимых для осуществления видов деятельности, разрешенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 № 1641-р утверждены границы Байкальской природной территории и ее экологических зон.

В соответствии с п. 4 ст. 27 ЗК РФ, регулирующей ограничения оборотоспособности земельных участков, из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами: 1) государственными природными заповедниками и национальными парками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

В соответствии с п. 1 ст. 95 ЗК РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов.

В соответствии с п. 3 ст. 95 ЗК РФ земли на землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.

Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий (п. 4 ст. 95 ЗК РФ).

Земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников не подлежат приватизации. Земельные участки в границах национальных парков не подлежат приватизации, кроме случаев, предусмотренных ФЗ от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков (п. 6 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п. 7 ст. 95 ЗК РФ на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются: 1) предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства за пределами населенных пунктов, включенных в состав особо охраняемых природных территорий; 2) строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций в границах особо охраняемых природных территорий в случаях, установленных федеральным законом (в случае зонирования особо охраняемой природной территории - в границах ее функциональных зон, режим которых, установленный в соответствии с федеральным законом, запрещает размещение соответствующих объектов), а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами; 3) движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог; 4) иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами.

В соответствии со ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.

В соответствии с п. 1 ст. 302 ГК РФ, если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.

Как разъяснено в п. 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», по смыслу п. 1 ст. 302 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения независимо от возражения ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, если докажет факт выбытия имущества из его владения или владения лица, которому оно было передано собственником, помимо их воли.

Недействительность сделки, во исполнение которой передано имущество, не свидетельствует сама по себе о его выбытии из владения передавшего это имущество лица помимо его воли. Судам необходимо устанавливать, была ли воля собственника на передачу владения иному лицу.

Как разъяснено в п. 35 постановления от 29.04.2010 № 10/22, если имущество приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе обратиться с иском об истребовании имущества из незаконного владения приобретателя (ст.ст. 301, 302 ГК РФ). Когда в такой ситуации предъявлен иск о признании недействительными сделок по отчуждению имущества, суду при рассмотрении дела следует иметь в виду правила, установленные ст.ст. 301, 302 ГК РФ.

Как следует из материалов дела, судебной коллегий установлено, что распоряжением главы Хужирской поселковой администрации Ольхонского района Иркутской области от 18.12.1996 Номер изъят по результатам рассмотрения заявлений граждан о предоставлении земельных участков для сенокошения, пашни, предоставлены в собственность гражданам земельные участки для сенокошения и пашни в целях развития личного подсобного хозяйства из земель, находящихся в ведении Хужирской поселковой администрации согласно приложенному списку (л.д. 46, т. I).

Распоряжением администрации Хужирского муниципального образования от 14.05.2012 Номер изъят присвоены земельным участкам Никитин К.Б. следующие адреса:

площадью 1010 кв.м, адрес: <адрес изъят>;

площадью 1064 кв.м: <адрес изъят>;

площадью 1091 кв.м: <адрес изъят>;

площадью 6951 кв.м: <адрес изъят>;

площадью 9884 кв.м: <адрес изъят>.

Право собственности Никитин К.Б. на земельный участок с кадастровым Номер изъят, площадью 9884 кв.м (земли населенных пунктов, для ведения личного подсобного хозяйства) зарегистрировано на основании распоряжения главы Хужирской поселковой администрации от 18.12.1996 Номер изъят, распоряжения главы Хужирского муниципального образования Ольхонского района от 14.05.2012 Номер изъят (свидетельство о государственной регистрации права от 30.07.2012 Номер изъят).

Распоряжением администрации Хужирского муниципального образования от 27.02.2015 Номер изъят в связи с инвентаризацией адресного хозяйства в населенных пунктах администрации Хужирского муниципального образования и приведением его в соответствие присвоены адреса десяти земельным участкам Никитин К.Б.: Номер изъят<адрес изъят>;

Номер изъят<адрес изъят>;

Номер изъят<адрес изъят>;

Номер изъят<адрес изъят>;

Номер изъят<адрес изъят>;

Номер изъят<адрес изъят>;

Номер изъят<адрес изъят>;

Номер изъят<адрес изъят>;

Номер изъят<адрес изъят> А;

Номер изъят<адрес изъят>

21.03.2017 Никитин К.Б., продавец, и Ертуханов В.Г., покупатель, заключили договор купли-продажи, по условиям которого продавец обязуется передать в собственность покупателя, а покупатель принять и оплатить земельный участок, обладающий следующими характеристиками: местонахождение: <адрес изъят>, площадью 1014 кв.м, кадастровый Номер изъят, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства.

Земельный участок принадлежит продавцу на праве собственности (свидетельство о государственной регистрации права от 10.07.2015).

Цена земельного участка – 200000 руб. (л.д. 48, т. I).

21.03.2017 подписан акт приема-передачи (л.д. 51, т. I).

21.03.2017 Никитин К.Б. и Ертуханов В.Г. заключили договор купли-продажи земельного участка со следующими характеристиками: местонахождение: <адрес изъят>, площадью 1001 кв.м, кадастровый Номер изъят, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства.

Земельный участок принадлежит продавцу на праве собственности (свидетельство о государственной регистрации права от 10.07.2015).

Цена земельного участка – 200000 руб. (л.д. 50, т. I).

21.03.2017 подписан акт приема-передачи (л.д. 49, т. I).

21.03.2017 Никитин К.Б. и Ертуханов В.Г. заключили договор купли-продажи земельного участка со следующими характеристиками: местонахождение: <адрес изъят>, площадью 1000 кв.м, кадастровый Номер изъят, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства.

Земельный участок принадлежит продавцу на праве собственности (свидетельство о государственной регистрации права от 10.07.2015).

Цена земельного участка – 200000 руб. (л.д. 53, т. I).

21.03.2017 подписан акт приема-передачи (л.д. 54, т. I).

21.03.2017 Никитин К.Б. и Ертуханов В.Г. заключили договор купли-продажи земельного участка со следующими характеристиками: местонахождение: <адрес изъят>, площадью 1033 кв.м, кадастровый Номер изъят, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства.

Земельный участок принадлежит продавцу на праве собственности (свидетельство о государственной регистрации права от 10.07.2015).

Цена земельного участка – 200000 руб. (л.д. 55, т. I).

21.03.2017 подписан акт приема-передачи (л.д. 56, т. I).

21.03.2017 Никитин К.Б. и Ертуханов В.Г. заключили договор купли-продажи земельного участка со следующими характеристиками: местонахождение участка: <адрес изъят>, площадью 766 кв.м, кадастровый Номер изъят, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства.

Земельный участок принадлежит продавцу на праве собственности (свидетельство о государственной регистрации права от 10.07.2015).

Цена земельного участка – 180000 руб. (л.д. 57, т. I).

21.03.2017 подписан акт приема-передачи (л.д. 58, т. I).

29.11.2017 Никитин К.Б. и Ертуханов В.Г. заключили договор купли-продажи земельного участка со следующими характеристиками: местонахождение: <адрес изъят>, площадью 464 кв.м, кадастровый Номер изъят, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства.

Земельный участок принадлежит продавцу на праве собственности (свидетельство о государственной регистрации права от 10.07.2015).

Цена земельного участка – 194600 руб. (л.д. 59, т. I).

29.11.2017 Никитин К.Б. и Ертуханов В.Г. заключили договор купли-продажи земельного участка со следующими характеристиками: местонахождение: <адрес изъят>, площадью 868 кв.м, кадастровый Номер изъят, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства.

Земельный участок принадлежит продавцу на праве собственности (свидетельство о государственной регистрации права от 10.07.2015).

Цена земельного участка – 200000 руб. (л.д. 60, т. I).

29.11.2017 подписан акт приема-передачи (л.д. 61, т. I).

25.04.2018 Никитин К.Б. и Ертуханов В.Г. заключили договор купли-продажи земельного участка со следующими характеристиками: местонахождение: <адрес изъят>, площадью 4374 кв.м, кадастровый номер – Номер изъят.

Земельный участок принадлежит продавцу на праве собственности на основании распоряжения главы Хужирской поселковой администрации Иркутской области от 18.12.1996 Номер изъят, распоряжения главы Хужирского муниципального образования Ольхонского района от 14.05.2012 Номер изъят.

Цена земельного участка – 860000 руб. (п. 3.1 договора) (л.д. 62, т. I).

25.12.2018 Ертуханов В.Г., с одной стороны, ФИО1, ФИО2, с другой, заключили соглашение о перераспределении земельных участков.

По условиям соглашения о перераспределении земельных участков, на момент его подписания Ертуханов В.Г. принадлежат на праве собственности следующие земельные участки: Номер изъят, пер<адрес изъят>, площадью 868 кв.м; Номер изъят, <адрес изъят>, площадью 766 кв.м; Номер изъят, <адрес изъят>, площадью 4374 кв.м; Номер изъят, <адрес изъят>, площадью 3917 кв.м; Номер изъят, <адрес изъят>, площадью 805 кв.м;

на момент подписания соглашения ФИО1, ФИО2 принадлежат по 1/2 доли земельного участка с кадастровым Номер изъят, <адрес изъят>, площадью 1003 кв.м.

На основании соглашения о перераспределении в собственность Ертуханов В.Г. передается четыре земельных участка в <адрес изъят>, площадью 2111 кв. м (ЗУ 1), 4049 кв.м (ЗУ 2); площадью 3520 кв.м (ЗУ 3); площадью 1293 кв. м (ЗУ 4), а в собственность ФИО1, ФИО2 – по 1/2 доли земельного участка площадью 760 кв.м (ЗУ 5).

По данным Единого государственного реестра недвижимости, земельный участок с кадастровым Номер изъят, дата присвоения кадастрового номера – 01.10.2018, адрес: <адрес изъят>, площадь 595 +/- 9 кв.м, образован из объекта с кадастровым Номер изъят, категория земель – земли населенных пунктов, виды разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства; земельный участок частично расположен в границах зоны с реестровым Номер изъят от 28.12.2017, дата решения – 27.11.2006, номер решения: Номер изъят, наименование ОГВ/ОМСУ: Правительство Российской Федерации; земельный участок частично расположен в границах зоны с реестровым Номер изъят от 05.05.2016, индивидуальное обозначение: б/н, дата решения 05.03.2015, номер решения – Номер изъят, наименование ОГВ/ОМСУ: Правительство Российской Федерации; правообладатель Ертуханов В.Г. (собственность 01.10.2018).

По данным ЕГРН, земельный участок с кадастровым Номер изъят, дата присвоения – 24.01.2019, адрес: <адрес изъят>, площадь 2111 +/- 16 кв.м, образован из объектов с кадастровыми номерами Номер изъят; Номер изъят; Номер изъят; Номер изъят; Номер изъят; Номер изъят; категория земель – земли населенных пунктов, виды разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства; земельный участок частично расположен в границах зоны с реестровым номером Номер изъят от 28.12.2017, дата решения – 27.11.2006, номер решения: Номер изъят, наименование ОГВ/ОМСУ: Правительство Российской Федерации; земельный участок частично расположен в границах зоны с реестровым номером Номер изъят от 05.05.2016, индивидуальное обозначение: б/н, дата решения 05.03.2015, номер решения – 368-р, наименование ОГВ/ОМСУ: Правительство Российской Федерации; земельный участок частично расположен в границах зоны с реестровым номером Номер изъят от 01.07.2016, индивидуальное обозначение: Иркутская область, Ольхонский муниципальный район, озеро Байкал б/н, дата решения 18.12.2015, номер решения: Номер изъят, наименование ОГВ/ОМСУ: Енисейское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов; правообладатель Ертуханов В.Г. (собственность 24.01.2019).

По данным ЕГРН, земельный участок с кадастровым Номер изъят, дата присвоения– 24.01.2019, адрес: <адрес изъят>, площадь 4049 +/- 22 кв.м, образован из объектов с кадастровыми номерами Номер изъят; Номер изъят; Номер изъят; Номер изъят; Номер изъят; Номер изъят; категория земель – земли населенных пунктов, виды разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства; земельный участок частично расположен в границах зоны с реестровым номером Номер изъят от 28.12.2017, дата решения – 27.11.2006, номер решения: Номер изъят, наименование ОГВ/ОМСУ: Правительство Российской Федерации; земельный участок частично расположен в границах зоны с реестровым номером Номер изъят от 05.05.2016, индивидуальное обозначение: б/н, дата решения 05.03.2015, номер решения – Номер изъят, наименование ОГВ/ОМСУ: Правительство Российской Федерации; земельный участок частично расположен в границах зоны с реестровым номером Номер изъят от 01.07.2016, индивидуальное обозначение: Иркутская область, Ольхонский муниципальный район, озеро Байкал б/н, дата решения 18.12.2015, номер решения: Номер изъят, наименование ОГВ/ОМСУ: Енисейское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов; правообладатель Ертуханов В.Г. (собственность 24.01.2019); сведения об ограничениях – предусмотренные ст.ст. 56, 56.1 ЗК РФ, с 24.01.2019, приказ от 18.12.2015 № 251 «Об установлении границ прибрежной защитной полосы озера Байкал на территории Иркутской области и Республики Бурятия».

По данным ЕГРН, земельный участок с кадастровым Номер изъят, дата присвоения– 24.01.2019, адрес: <адрес изъят>, площадь 3520 +/- 21 кв.м, образован из объектов с кадастровыми номерами Номер изъят; Номер изъят; Номер изъят; Номер изъят; Номер изъят; Номер изъят; категория земель – земли населенных пунктов, виды разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства; земельный участок частично расположен в границах зоны с реестровым номером Номер изъят от 28.12.2017, дата решения – 27.11.2006, номер решения: Номер изъят, наименование ОГВ/ОМСУ: Правительство Российской Федерации; земельный участок частично расположен в границах зоны с реестровым номером 38:00-6.143 от Дата изъята , индивидуальное обозначение: б/н, дата решения 05.03.2015, номер решения – Номер изъят, наименование ОГВ/ОМСУ: Правительство Российской Федерации; земельный участок частично расположен в границах зоны с реестровым номером Номер изъят от 01.07.2016, индивидуальное обозначение: Иркутская область, Ольхонский муниципальный район, озеро Байкал б/н, дата решения 18.12.2015, номер решения: Номер изъят, наименование ОГВ/ОМСУ: Енисейское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов; правообладатель Ертуханов В.Г. (собственность 24.01.2019); сведения об ограничениях – предусмотренные ст.ст. 56, 56.1 ЗК РФ, с 24.01.2019, приказ от 18.12.2015 № 251 «Об установлении границ прибрежной защитной полосы озера Байкал на территории Иркутской области и Республики Бурятия».

По данным ЕГРН, земельный участок с кадастровым Номер изъят, дата присвоения– 24.01.2019, адрес: <адрес изъят>, площадь 1293 +/- 13 кв.м, образован из объектов с кадастровыми номерами Номер изъят; Номер изъят; Номер изъят; Номер изъят; Номер изъят; Номер изъят; категория земель – земли населенных пунктов, виды разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства; земельный участок частично расположен в границах зоны с реестровым номером Номер изъят от 28.12.2017, дата решения – 27.11.2006, номер решения: Номер изъят, наименование ОГВ/ОМСУ: Правительство Российской Федерации; земельный участок частично расположен в границах зоны с реестровым номером Номер изъят от 05.05.2016, индивидуальное обозначение: б/н, дата решения 05.03.2015, номер решения – Номер изъят, наименование ОГВ/ОМСУ: Правительство Российской Федерации; правообладатель Ертуханов В.Г. (собственность 24.01.2019).

На основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 № 1641-р подготовлена карта Байкальской природной территории, на которой отображены границы Прибайкальского национального парка. При сопоставлении сведений публичной кадастровой карты о расположении спорных земельных участков и карты Байкальской природной территории, на которой отображены, в том числе граница Прибайкальского национального парка, подтверждается факт нахождения спорных земельных участков в границах Прибайкальского национального парка и центральной экологической зоны Байкальской природной территории.

Так, согласно выписке о зоне с особыми условиями использования территорий (л.д. 237-241, т. I) спорные земельные участки расположены в границах территории особо охраняемого природного объекта, в особо охраняемой природной территории – в Прибайкальском национальном парке.

Решение об установлении или изменении границ зон с особыми условиями использования территории принято на основании Постановления Совета Министров РСФСР «О создании Прибайкальского государственного природного национального парка в Иркутской области» от 13.02.1986 № 71; дата внесения сведений - 14.05.2020, изменения - 23.06.2020, 30.06.2020.

Анализируя установленные обстоятельства, принимая во внимание, что спорные земельные участки с кадастровыми номерами Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят находятся в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, расположены в границах особо охраняемой природной территории – Прибайкальской национальном парке, учитывая, что земли, на которых расположено озеро Байкал, включая центральную экологическую зону Байкальской природной территории, являются ограниченными в обороте и не предоставляются в частную собственность, судебная коллегия приходит к выводу о том, что спорные земельные участки, как расположенные в границах Прибайкальского национального парка, являются федеральной собственностью.

Поскольку вид разрешенного использования земельного участка установлен как «для ведения личного подсобного хозяйства», функционирование которого не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристско-рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов, судебная коллегия приходит к выводу, что земельный участок предоставлен в собственность в нарушение ст. 6 Закона № 94-ФЗ и действовавшего на момент предоставления земельных участков Постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2001 № 643.

Доводы ответчика и третьего лица о том, что факт нахождения спорных земельных участков в федеральной собственности не доказан, не могут быть приняты во внимание.

Так, Постановлением Совета Министров РСФСР от 13.02.1986 № 71 «О создании Прибайкальского национального парка в Иркутской области» на базе лесоохотничьего хозяйства «Байкал», Ольхонского и Голоустинского лесхозов образован Прибайкальский национальный парк, ему предоставлено в пользование 170000 га земель в границах лесоохотничьего хозяйства, 136000 га земель государственного фонда, а также 112 тыс. га земель сельскохозяйственных предприятий Госагропрома РСФСР без изъятия их из хозяйственной эксплуатации. Картографические границы определены Генеральной схемой Прибайкальского национального парка, подготовленной Росагропром РСФСР в 1989 году. Также в указанном году определено зонирование территории национального парка. Аналогичное текстовое описание границ утверждено в 1993 году заместителем руководителя Федеральной службы лесного хозяйства России. Согласно установленным границам остров Ольхон полностью входит в границы Прибайкальского национального парка.

С учетом границ Прибайкальского национального парка Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 № 1641-р утверждены границы Байкальской природной территории и ее экологических зон - центральной экологической зоны, буферной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния.

Изменение границ национального парка производится только уполномоченным лицом – Правительством Российской Федерации (п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.08.1993 № 769 «Об утверждении Положения о национальных природных парках Российской Федерации»).

До настоящего времени нормативные правовые акты, изменяющие установленные Постановлением Совета Министров РСФСР от 13.02.1986 № 71 границы, уполномоченными органами не принимались. Информация о границах существующих особо охраняемых природных территорий федерального значения размещена на информационном ресурсе http://oopt.kosmosnimki.ru в публичном доступе.

При формировании границ национального парка учтены научные исследования относительно наличия природной ценности территорий, входящей в состав национального парка.

Возможность установления судом факта отнесения спорных земельных участков к территории национального парка подтверждается позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях № 66-АПГ17-2, 66-АПГ17-3, 66-АПГ 17-4, 66-АПГ 17-5, в которых указано, что границы Прибайкальского национального парка установлены при его создании в 1986 году, какие-либо нормативные правовые акты, изменяющие ранее установленные границы, уполномоченными органами не принимались.

Отсутствие формирования земель ФГБУ «Прибайкальский национальный парк» с целью создания земельного участка, как объекта гражданских отношений, отсутствие кадастрового учета и государственной регистрации права на земли Прибайкальского национального парка, не меняет правовой статус и категорию этих земель, поскольку они включены в состав национального парка. Данная правовая позиция подтверждена Апелляционным Определением Верховного Суда Российской Федерации от 17.04.2018 № АПЛ18-131.

Судебная коллегия учитывает, что в соответствии с ч.ч. 1, 2 и 4 ст. 69 ФЗ от 13.07.2015 № 219-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» право собственности Российской Федерации на земли Прибайкальского национального парка, а значит и спорные земельные участки, признано в силу закона. В связи с чем регистрация права собственности на спорные земельные участки за ответчиком Ертуханов В.Г. факт нахождения спорных земель в федеральной собственности под сомнение не ставит.

Исследованными письменными доказательствами подтверждено, что спорные земельные участки предоставлены на основании распоряжения органа местного самоуправления главы Хужирской поселковой администрации от 18.12.1996 в собственность Никитин К.Б., впоследствии по договорам купли-продажи перешли в собственность ответчика Ертуханов В.Г. Земельные участки предоставлялись для сенокошения и пашни в целях развития личного подсобного хозяйства.

Учитывая, что границы Прибайкальского национального парка определены при его создании (13.02.1986), нормативных правовых актов, изменяющих установленные при его создании границы, не принималось, земельные участки в границах национального парка находятся в федеральной собственности или (в исключительных случаях) в собственности или пользовании других лиц, права которых возникли до создания национального парка, судебная коллегия приходит к выводу, что у органа местного самоуправления полномочия распоряжаться землями, расположенными в границах Прибайкальского национального парка, отсутствовали. В силу п. 1 ч. 5 ст. 27 ЗК РФ оснований для предоставления в частную собственность спорных земельных участков, как земель, ограниченных в обороте, у органа местного самоуправления не имелось.

Доводы стороны ответчика о том, что в связи с признанием недействительным генерального плана пос. Хужир в настоящее время решается вопрос о включении спорных земельных участков в границы населенного пункта, факт нахождения спорных земельных участков в границах особо охраняемой природной территории – Прибайкальского национального парка, в силу закона являющейся федеральной собственностью, не подлежащей передаче в частную собственность, не опровергают.

Данное обстоятельство явилось основанием для отказа в удовлетворении заявленного стороной ответчика ходатайства об отложении рассмотрения дела до декабря 2021 года в соответствии с утвержденным распоряжением Губернатора Иркутской области от 29.04.2021 № 137-р планом мероприятий (дорожная карта) исполнения п. 3 Перечня Поручения Президента Российской Федерации от 14.08.2017 № Пр-1602.

Судебная коллегия находит заслуживающими внимания доводы стороны истца о том, что включение или невключение спорных земельных участков в границы населенного пункта правового значения не имеет. Факт нахождения спорных земель в границах особо охраняемой природной территории федерального значения – Прибайкальского национального парка, под сомнение не ставит.

Учитывая, что границы Прибайкальского национального парка не изменялись с 1986 года, при этом земельные участки в 1996 году предоставлялись неуполномоченным лицом, при наличии прямого законодательного запрета предоставления в частную собственность земель особо охраняемых природных территорий, судебная коллегия приходит к выводу, что спорные земельные участки выбыли из владения собственника помимо его воли.

Доводы ответчика и третьего лица о добросовестности приобретения спорных земельных участков не могут быть приняты во внимание.

Судебная коллегия учитывает, что границы центральной экологической зоны определены 27.11.2006, на момент государственной регистрации прав на спорные земельные участки третьим лицом Никитин К.Б. в 2015 году и ответчиком Ертуханов В.Г. в 2018 году сведения о границах центральной экологической зоны являлись общедоступными, что свидетельствует об осведомленности ответчика и третьего лица об ограниченном обороте спорных земель.

При таких данных приобретение спорных земельных участков, расположенных в пределах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, в границах Прибайкальского национального парка, не может быть признано добросовестным, доводы истца о том, что третье лицо и ответчик добросовестными приобретателями не являются, заслуживают внимания.

При этом в силу п. 1 ст. 302 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда имущество выбыло из владения собственника помимо его воли, собственник вправе истребовать это имущество и у добросовестного приобретателя.

Принимая во внимание, что государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляет Минприроды России, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти», распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 № 2055-р, судебная коллегия приходит к выводу о том, что спорные земельные участки предоставлены неуполномоченным на то лицом помимо воли собственника.

Доводы стороны ответчика о том, что новым перечнем видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, разрешено строительство объектов капитального строительства, функционирование которых связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального и регионального значения (п. 13 Перечня, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2399), не могут быть приняты во внимание, исходя из следующего.

На момент предъявления исковых требований действующим правовым актом, устанавливающим виды деятельности, запрещенные в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, являлся перечень видов деятельности, запрещенных в указанной территории, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2001 № 643.

В соответствии с п. 13 действующего в настоящее время Перечня (утв.) в центральной экологической зоне Байкальской природной территории запрещено строительство объектов капитального строительства (или их частей), функционирование которых не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального и регионального значения, туристско-рекреационных особых экономических зон, на территориях расположенных за границами населенных пунктов и в границах водоохранных зон озера Байкал и водных объектов, имеющих постоянную или временную связь с озером Байкал.

Поскольку, по данным ЕГРН, вид разрешенного использования спорных земельных участков – для ведения личного подсобного хозяйства, оснований для применения п. 13 названного Перечня судебная коллегия не усматривает, находит заслуживающими внимания доводы стороны истца в этой части.

Оценивая доводы искового заявления о возложении обязанности на ответчика Ертуханов В.Г. освободить спорные земельные участки от расположенных на них строений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из заключения главного специалиста-эксперта отдела государственного земельного надзора Управления Росреестра по Иркутской области от 06.12.2019 по результатам участия в проверке Ольхонской межрайонной природоохранной прокуратуры, земельные участки с кадастровыми номерами Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят являются смежными, огорожены единым забором, свободный доступ третьих лиц ограничен.

На обследуемой территории расположено 15 строений: Номер изъят площадью 116,65 кв.м, Номер изъят площадью 172,02 кв.м, Номер изъят площадью 171,09 кв.м, Номер изъят площадью 144,91 кв.м, Номер изъят площадью 116,66 кв.м, Номер изъят площадью 198,46 кв.м, Номер изъят, площадью 292,87 кв.м, Номер изъят площадью 562,65 кв.м, Номер изъят площадью 198,18кв.м, Номер изъят площадью 486,53 кв.м, Номер изъят площадью 351,39 кв.м, Номер изъят площадью 1271,19 кв.м, Номер изъят площадью 116,82 кв.м, Номер изъят площадью 78,96 кв.м, Номер изъят площадью 2,46 кв.м.

На земельных участках с кадастровыми номерами Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят ведется строительство коллективных средств размещения.

Службой государственного строительного надзора Иркутской области по результатам участия в проверке Ольхонской межрайонной природоохранной прокуратуры 06.12.2019 осуществлен осмотр объектов капитального строительства по адресу: <адрес изъят>.

В соответствии с актом осмотра от 06.12.2019 расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами Номер изъят, Номер изъят строение Номер изъят площадью 1271,19 кв.м – двухэтажное недостроенное здание из металлоконструкций в виде буквы «Т»; строение Номер изъят площадью 144,91 кв.м, Номер изъят площадью 116,66 кв. м, Номер изъят площадью 292,87 кв.м, Номер изъят площадью 562,65 кв.м, Номер изъят площадью 116,82 кв.м – каркасно-щитовые дома; строение Номер изъят площадью 351,39 кв.м – бассейн, - являются объектами капитального строительства.

Согласно заключению межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории от 14.01.2020 по результатам участия в проверке, проводимой Ольхонской межрайонной природоохранной прокуратурой, на спорных земельных участках расположено 14 зданий, строений, фундамент данных зданий, строений ленточный, железобетонные столбы заглублены в землю, зафиксированы нарушения в области обращения с отходами (выгребные ямы, места складирования твердых бытовых отходов), добычи подземных вод (скважина для добычи подземных вод).

По информации Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории заинтересованные лица о проведении государственной экологической экспертизы проектной документации на строения, расположенные на земельных участках с кадастровыми номерами Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, в Управление не обращались, государственная экологическая экспертиза не проводилась.

По информации государственного автономного учреждения «Экспертиза в строительстве Иркутской области», проектная документация в отношении строений, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, не поступала.

По информации ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» от 27.01.2020 Номер изъят, информация о выдаче Минприроды России разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию строений, расположенных на спорных земельных участках, не поступала.

По информации администрации Хужирского муниципального образования – администрации сельского поселения от 27.01.2020 Номер изъят, собственнику земельных участков с кадастровыми номерами Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят; Номер изъятЕртуханов В.Г. выданы разрешения на строительство жилых домов Номер изъят от 26.04.2017; Номер изъят от 17.04.2017, Номер изъят от 17.04.2017, Номер изъят от 26.04.2017, Номер изъят от 26.04.2017, Номер изъят от 23.03.2018. Вводы в эксплуатацию объектов застройки администрацией Хужирского муниципального образования не предоставлялись.

Опрошенный Ольхонским межрайонным природоохранным прокурором в рамках проверки 06.12.2019 ФИО3 показал, что строительство начато в 2017 году по адресу: <адрес изъят>. В настоящее время построено 8 домов для размещения туристов, ресторан, столовая, мангальная зона, бассейн. 8 домов предназначены для размещения туристов (55 номеров на двух человек). Кроме того, планируется строительство зимнего бассейна для круглогодичного использования, в настоящее время выполнены бетонные работы, остались работы по остеклению и отделочные работы. В жилых домиках и ресторане, в летних домиках проведено водоснабжение и водоотведение, электричество. Водоснабжение планируемой туристической базы осуществляется скважиной, размещенной на территории. Водоотведение осуществляется в 11 септиков. Строительный мусор складируется на территории земельного участка и вывозится по заявке по телефону. Планируемая дата открытия – лето 2020 года.

В соответствии с п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

В соответствии с п. 2 ст. 222 ГК РФ лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Использование самовольной постройки не допускается.

Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных п. 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.

В силу подп. 2 п. 7 ст. 95 ЗК РФ на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются строительство и эксплуатация жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с п. 2 ст. 6 Закона № 94-ФЗ на Байкальской природной территории запрещается строительство новых хозяйственных объектов, реконструкция действующих хозяйственных объектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации таких объектов.

В силу п. 7.1 ст. 11 ФЗ от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня является проектная документация объектов капитального строительства, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения, за исключением объектов социальной инфраструктуры, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, которые не относятся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I, II категорий и строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в населенных пунктах, указанных в ст. 3.1 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

В соответствии с подп. 4 п. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с ч.ч. 4-6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом», Государственную корпорацию по космической деятельности «Роскосмос». Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с ч.ч. 4-6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются следующие документы: 4) положительное заключение экспертизы проектной документации (в части соответствия проектной документации требованиям, указанным в п. 1 ч. 5 ст. 49 настоящего Кодекса), в соответствии с которой осуществляются строительство, реконструкция объекта капитального строительства, в том числе в случае, если данной проектной документацией предусмотрены строительство или реконструкция иных объектов капитального строительства, включая линейные объекты (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном ч. 12.1 ст. 48 настоящего Кодекса), если такая проектная документация подлежит экспертизе в соответствии со ст. 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных ч. 3.4 ст. 49 настоящего Кодекса, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных ч. 6 ст. 49 настоящего Кодекса.

Статьей 5 Закона № 94-ФЗ установлено, что в целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал на Байкальской природной территории устанавливается особый режим хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой в соответствии с принципами: приоритета видов деятельности, не приводящих к нарушению уникальной экологической системы озера Байкал и природных ландшафтов его водоохранной зоны; учета комплексности воздействия хозяйственной и иной деятельности на уникальную экологическую систему озера Байкал; сбалансированности решения социально-экономических задач и задач охраны уникальной экологической системы озера Байкал на принципах устойчивого развития; обязательности государственной экологической экспертизы.

Исследованными доказательствами подтверждено, что на спорных земельных участках, размещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, водоохраной зоне, прибрежной защитной полосе, в нарушение приведенных норм в отсутствие выданного уполномоченным органом (Минприроды России) разрешения на строительство, без положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации, осуществлено строительство объектов коллективного размещения туристов, бассейн.

Судебная коллегия учитывает, что постройки возведены на земельных участках, расположенных на территории Прибайкальского национального парка, то есть в границах особо охраняемой природной территории, на которой строительство, не связанное с созданием и развитием соответствующей территории, запрещено.

Так, в силу раздела III Положения «О Прибайкальском государственной природном национальном парке» (утв. решением Иркутского облисполкома от 22.07.1987 № 403) на территории Прибайкальского государственного природного национального парка устанавливается особый режим охраны и использования, в соответствии с задачами, поставленными перед парком, на всей его территории запрещается: промышленное и жилое строительство, не связанное с основой деятельностью и согласованное с его главным архитектором, сооружение дорог, трубопроводов, линий электропередач и прочих коммуникаций (п. 3.3), заготовка сена и выпас домашних животных за пределами специально отведенных зон хозяйственного пользования, предусмотренных для нужд местного населения (п. 3.6); все самостоятельные виды и формы отдыха, туризма, за пределами специально выделенных и оборудованных для этого территорий (п. 3.12).

При таких данных возведенные постройки, как созданные без получения необходимых согласований, разрешений, с нарушением градостроительных норм, на земельных участках, не подлежащих передаче в частную собственность, отвечают установленным ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации признакам самовольной постройки, подлежат сносу ответчиком за счет собственных средств.

Оценивая доводы о пропуске истцом срока исковой давности, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Как разъяснено в п.п. 4, 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», в силу п. 1 ст. 200 ГК РФ срок исковой давности по требованиям публично-правовых образований в лице уполномоченных органов исчисляется со дня, когда публично-правовое образование в лице таких органов узнало или должно было узнать о нарушении его прав, в частности, о передаче имущества другому лицу, совершении действий, свидетельствующих об использовании другим лицом спорного имущества, например, земельного участка, и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права;

по смыслу п. 1 ст. 200 ГК РФ при обращении в суд органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, когда такое право им предоставлено законом (ч. 1 ст. 45 и ч. 1 ст. 46 ГПК РФ, ч. 1 ст. 52 и ч.ч. 1 и 2 ст. 53, ст. 53.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление.

Как разъяснено в п. 57 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», течение срока исковой давности по искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о соответствующей записи в ЕГРП. При этом сама по себе запись в ЕГРП о праве или обременении недвижимого имущества не означает, что со дня ее внесения в ЕГРП лицо знало или должно было знать о нарушении права. Поскольку законом не установлено иное, к искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, применяется общий срок исковой давности, предусмотренный ст. 196 ГК РФ. Вместе с тем в силу абз. 5 ст. 208 ГК РФ в случаях, когда нарушение права истца путем внесения недостоверной записи в ЕГРП не связано с лишением владения, на иск, направленный на оспаривание зарегистрированного права, исковая давность не распространяется.

Таким образом, течение срока исковой давности по искам в защиту права государственной или муниципальной собственности начинается со дня, когда государство или муниципальное образование в лице уполномоченного органа узнало или должно было узнать о нарушении его прав как собственника имущества.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся охраны особо охраняемых природных территорий (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 № 1219), является Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

По информации Минприроды России от 15.06.2020 Номер изъят, Министерству стало известно о нарушении прав в связи с передачей администрацией Ольхонского районного муниципального образования расположенных в границах Прибайкальского национального парка земельных участков в собственность физических лиц с момента поступления искового заявления, то есть с 16.03.2020.

Судебная коллегия учитывает, что принадлежащие ответчику Ертуханов В.Г. земельные участки поставлены на кадастровый учет в 2018 (земельный участок с кадастровым Номер изъят, дата присвоения кадастрового номера – 01.10.2018, право собственности зарегистрировано 01.10.2018), в 2019 г.г. (земельные участки с кадастровыми номерами Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят дата присвоения кадастрового номера – 24.01.2019, право собственности зарегистрировано 24.01.2019).

Таким образом, спорные объекты гражданских прав возникли и введены в оборот в 2018 и в 2019 г.г. То обстоятельство, что спорные земельные участки образованы из земельных участков, предоставленных в 1996 году Никитин К.Б., право собственности которого зарегистрировано с 2015 году, о том, что уполномоченный орган узнал и должен был узнать о нарушении права собственности Российской Федерации ранее 2018 года, не свидетельствует.

Анализируя установленные обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу, что, несмотря на освоение спорных земельных участков, наличие на них капитальных и некапитальных строений, выдачу разрешений на строительство в 2017 году, данное обстоятельство о том, что уполномоченный на защиту права собственности Российской Федерации орган должен был узнать о нарушении прав Российской Федерации ранее 2018 года, не свидетельствует.

Более того, в судебном заседании стороной истца в обоснование отсутствия освоения спорных земельных участков до 2019 года представлены космоснимки Google Earth Pro, с датами съемки 21.07.2013,15.05.2016, 20.05.2019.

Принимая во внимание, что разрешение на строительство возведенных на земельных участках объектов выдавалось администрацией Хужирского муниципального образования, то есть неуполномоченным органом, а уполномоченный на охрану особо охраняемых природных территорий и государственную экологическую экспертизу строительства, в том числе в пределах центральной экологической зоны Байкальской природной территории и Прибайкальского национального парка, орган (Минприроды России) узнал о передаче спорных земель, расположенных в границах Прибайкальского национального парка, в собственность физических лиц в период нахождения дела в суде, 16.03.2020, судебная коллегия оснований для применения по заявлению ответчика срока исковой давности не усматривает.

Заслуживают внимания доводы истца о том, что до 14.05.2020 (дня установления границ особо охраняемой природной территории Прибайкальского национального парка) без проведения дополнительных проверочных мероприятий, изучения архивных документов и картографических материалов уполномоченные органы не могли знать о вхождении спорных земельных участков в границы Прибайкальского национального парка.

При таких данных, учитывая, что исковое заявление предъявлено в суд 12.02.2020, доводы ответчика о пропуске истцом срока исковой давности судебной коллегией не принимаются.

Анализируя установленные обстоятельства, судебная коллегия учитывает, что поводом для предъявления иска к Ертуханов В.Г. явился установленный в ходе прокурорской проверки факт осуществления строительства средств коллективного размещения на территории Прибайкальского национального парка.

Учитывая, что земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния, судебная коллегия не может не учитывать особенности предмета спора по данному гражданскому делу, вытекающие из особого правового регулирования охраны озера Байкал, являющегося не только уникальной экологической системой Российской Федерации, но и природным объектом всемирного наследия.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу исковые требования Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора, предъявленные в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, удовлетворить, истребовав спорные земельные участки из чужого незаконного владения ответчика Ертуханов В.Г., с возложением на ответчика обязанности по освобождению спорных земельных участков от размещенных на них объектов капитального и некапитального строительства.

В силу ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из госпошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Прокурор при предъявлении иска на основании ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты госпошлины, в связи с чем госпошлина 300 руб. подлежит взысканию с Ертуханов В.Г. в доход местного бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ольхонского районного суда Иркутской области от 14 сентября 2020 года по гражданскому делу № 2-116/2020 по иску Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Ертуханов В.Г. об истребовании земельных участков из чужого незаконного владения, о возложении обязанности освободить земельные участки, привести земельные участки в первоначальное состояние отменить полностью.

Принять по делу новое решение.

Исковые требования Ольхонского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц удовлетворить.

Истребовать в федеральную собственность земельные участки с кадастровыми номерами Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, расположенные по адресу: <адрес изъят>, из незаконного владения ответчика Ертуханов В.Г..

Возложить обязанность на ответчика Ертуханов В.Г. освободить земельный участок с кадастровым Номер изъят от строения площадью 116,65 кв. м, имеющего координаты Номер изъят, строения площадью 2,46 кв. м, имеющего координаты Номер изъят, и части строения площадью 78,96 кв. м, имеющего координаты Номер изъят, в течение трех месяцев с момента вступления судебного акта в законную силу.

Возложить обязанность на ответчика Ертуханов В.Г. освободить земельный участок с кадастровым Номер изъят от строения площадью 198,46 кв. м, имеющего координаты Номер изъят, строения площадью 198,18 кв. м, имеющего координаты Номер изъят, строения площадью 486,53 кв. м, имеющего координаты Номер изъят, в течение трех месяцев с момента вступления судебного акта в законную силу.

Возложить обязанность на ответчика Ертуханов В.Г. снести самовольные постройки: площадью 1271,19 кв. м, имеющую координаты Номер изъят, площадью 116,82 кв. м, имеющую координаты Номер изъят, - расположенные на земельном участке с кадастровым Номер изъят; освободить земельный участок с кадастровым Номер изъят от части строения площадью 78,96 кв. м, имеющего координаты Номер изъят, в течение трех месяцев с момента вступления судебного акта в законную силу.

Возложить обязанность на ответчика Ертуханов В.Г. снести самовольные постройки: площадью 144,91 кв. м, имеющую координаты Номер изъят, площадью 116,66 кв. м, имеющую координаты Номер изъят, площадью 292,87 кв. м, имеющую координаты Номер изъят, площадью 562,65 кв.м, имеющую координаты Номер изъят, площадью 351,39 кв. м, имеющую координаты Номер изъят, - расположенные на земельном участке с кадастровым Номер изъят, в течение трех месяцев с момента вступления судебного акта законную силу.

Возложить обязанность на ответчика Ертуханов В.Г. освободить земельный участок с кадастровым Номер изъят от строения площадью 172,02 кв. м, имеющего координаты Номер изъят, строения площадью 171,09 кв. м, имеющего координаты Номер изъят, в течение трех месяцев с момента вступления судебного акта в законную силу.

Возложить обязанность на ответчика Ертуханов В.Г. привести земельные участки с кадастровыми номерами Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят, Номер изъят после их освобождения в первоначальное состояние.

Взыскать с ответчика Ертуханов В.Г. в доход местного бюджета госпошлину 300 руб. (триста рублей).

Судья-председательствующий Л.В. Горбачук

Судьи В.О. Шабалина

С.А. Кулакова

Судья Афанасьева Т.В.

Судья-докладчик Кулакова С.А. по делу № 33-3744/2021