ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1212/2023 от 27.07.2023 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Судья: Апокин Д.В. дело № 33-6321/2023

(№ 2-1212/2023)

УИД: 64RS0047-01-2023-000823-53

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27.07.2023 г. г. Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Гладченко А.Н.,

судей Бартенева Ю.И., Брандт И.С.,

при ведении протокола помощником судьи Молодых Л.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Саратовский государственный медицинский университет имени В.И. Разумовского» Министерства здравоохранения Российской Федерации к Белоусовой (Тимченко) М.В. о взыскании штрафа по договору о целевом обучении, судебных расходов

по апелляционной жалобе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Министерства здравоохранения Российской Федерации на решение Октябрьского районного суда г. Саратова от 10.05.2023 г., которым в удовлетворении исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Гладченко А.Н., объяснения представителя истца Шангай Е.П., поддержавшей доводы жалобы, представителя истца Савчук Е.А., возражавшего по доводам жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия

установила:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского» Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее ФГБОУВО «СГМУ им. В.И. Разумовского» Минздрава России) обратилось в суд с исковыми требованиями к Белоусовой (Тимченко) М.В. о взыскании штрафа по договору о целевом обучении, судебных расходов.

Требования мотивировало тем, что 22.07.2019 г. между министерством здравоохранения Саратовской области, Белоусовой М.В., ГУЗ «Областная клиническая больница» и ФГБОУВО «СГМУ им. В.И. Разумовского» Минздрава России заключен договор о целевом обучении по образовательной программе высшего образования при поступлении на обучение в пределах установленной квоты приема на целевое обучение.

Согласно Разделу I, II Договора Белоусова М.В. приняла на себя обязательство освоить образовательную программу высшего образования 31.08.02 «Анестезиология-реаниматология» в соответствии с характеристиками освоения образовательной программы, определенными разделом II Договора, и осуществить трудовую деятельность в соответствии с полученной квалификацией на условиях настоящего договора. Белоусова М.В. поступала на целевое обучение в пределах установленной квоты приема на целевое обучение по указанной образовательной программе высшего образования очной формы обучения в ФГБОУВО «СГМУ им. В.И. Разумовского» Минздрава России.

Согласно пп. «б», пп. «в» п. 5.1 раздела V Договора соответственно Белоусова М.В. приняла на себя обязательство заключить трудовой договор и осуществить трудовую деятельность на условиях, установленных разделом III Договора, в соответствии с полученной квалификацией на условиях Договора.

Приказом от 16.08.2019 г. -О Белоусова М.В. зачислена в число ординаторов с 01.09.2019 г. Приказом от 30.08.2021 г. -об Белоусова М.В. отчислена из числа ординаторов с 31.08.2021 г. в связи с окончанием обучения и не исполнила предусмотренную договором обязанность по отработке согласованного срока по полученной специальности. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2019 г. № 302 «О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования и признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2013 г. № 1076» в связи с неисполнением обязанности по заключению трудового договора Белоусова М.В. должна возместить учебному учреждению штраф. С учетом срока обучения Белоусовой М.В. нормативные финансовые затраты истца составляют 284 945 руб. 30 коп.

29.12.2021 г. в адрес ответчика направлено требование от 24.12.2021 г. об оплате штрафа за неисполнение обязательства по осуществлению трудовой деятельности в размере 284 945 руб. 30 коп., которое в добровольном порядке в установленные законом сроки не исполнено.

Руководствуясь положениями ст.ст. 309, 310 ГК РФ, Положением о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2019 г. № 302 «О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2013 г. № 1076», истец просил взыскать с Белоусовой (Тимченко) М.В. в пользу ФГБОУВО «СГМУ им. В.И. Разумовского» Минздрава России штраф за неисполнение обязательства по осуществлению трудовой деятельности в размере 284 945 руб. 30 коп., расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 049 руб.

Решением Октябрьского районного суда г. Саратова от 10.05.2023 г. в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе ФГБОУВО «СГМУ им. В.И. Разумовского» Минздрава России просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, указывая на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Автор жалобы обращает внимание на то, что к рассматриваемому спору не применимы положения трудового законодательства об ученическом договоре, поскольку обучение ответчик проходил на основании договора о целевом обучении и неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе, в соответствии с ч. 6 ст. 71.1 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Данной нормой права предусмотрено, что в случаях неисполнения гражданином обязательств по осуществлению трудовой деятельности в течение трех лет гражданин, принятый на целевое обучение, выплачивает организации, осуществляющей образовательную деятельность, в которой обучался гражданин, штраф в размере расходов, федерального бюджета. Нормативно финансовые затраты на обучение Белоусовой М.В. составили 284 945 руб. 30 коп. Данные затраты подлежат возмещению за счет ответчика.

От ответчика Белоусовой (Тимченко) М.В. на доводы апелляционной жалобы поступили возражения, в которых просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Иные лица, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела ходатайств в апелляционную инстанцию не представили, о причинах неявки не сообщили. Информация о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела размещена на официальном сайте Саратовского областного суда (http://oblsud.sar.sudrf.ru) (раздел судебное делопроизводство). При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда, согласно требованиям ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и из материалов дела следует, что 22.07.2019 г. между Министерством здравоохранения Саратовской области, Белоусовой М.В., ГУЗ «Областная клиническая больница» и ФГБОУВО «СГМУ им. В.И. Разумовского» Минздрава России заключен договор № 3 о целевом обучении по образовательной программе высшего образования при поступлении на обучение в пределах установленной квоты приема на целевое обучение (л.д. 21-25).

Из разделов I, II Договора следует, что Белоусова М.В. приняла на себя обязанность освоить образовательную программу высшего образования 31.08.02 «Анестезиология-реаниматология» в соответствии с характеристиками освоения образовательной программы, определенными разделом II Договора и осуществить трудовую деятельность в соответствии с полученной квалификацией на условиях настоящего договора. Белоусова М.В. поступает на целевое обучение в пределах установленной квоты приема на целевое обучение по образовательной программе высшего образования по направлению подготовки 31.08.02 «Анестезиология-реаниматология» очной формы обучения в ФГБОУВО «СГМУ им. В.И. Разумовского».

Подпунктами «б» и «в» п. 5.1 раздела V Договора соответственно предусмотрена обязанность Белоусовой М.В. заключить трудовой договор и осуществить трудовую деятельность на условиях, установленных разделом III Договора, в соответствии с полученной квалификацией на условиях Договора.

Разделом VIII Договора предусмотрено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по договору стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно п. 30 Положения о целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2019 г. № 302 «О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2013 г. № 1076», действовавшего на момент заключения договора о целевом приеме, если Гражданин отчислен из организации, осуществляющей образовательную деятельность, в которой он обучался в соответствии с договором о целевом обучении (за исключением отчисления в порядке перевода), или освоил образовательную программу и не приступил к осуществлению трудовой деятельности в соответствии с договором о целевом обучении, или освоил образовательную программу и не прошел аккредитацию специалиста до истечения срока прохождения аккредитации специалиста, или трудовой договор расторгнут по инициативе гражданина (по собственному желанию) в соответствии со ст. 80 ТК РФ до истечения срока, указанного в абз. 3 подп. «б» п. 3 настоящего Положения, договор о целевом обучении расторгается, заказчик освобождается от ответственности за неисполнение обязательств по договору о целевом обучении, гражданин несет ответственность за неисполнение обязательства по договору о целевом обучении.

Анализируя положения указанного договора, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заключенный между сторонами договор от 22.07.2019 г. является ученическим, регулируется нормами трудового законодательства, которые не предусматривают взыскание штрафных санкций за нарушение условий договора.

Приказом от 16.08.2019 г. -О Белоусова М.В. зачислена в число ординаторов с 01.09.2019 г.

31.08.2021 г. на основании приказа от 30.08.2021 г. -об Белоусова М.В. отчислена из числа ординаторов в связи с окончанием обучения.

29.12.2021 г. ФГБОУВО «СГМУ им. В.И. Разумовского» Минздрава России Белоусовой М.В. направлено требование от 24.12.2021 г. об оплате штрафа за неисполнение обязательства по осуществлению трудовой деятельности в размере 284 945 руб. 30 коп. Штраф ответчиком не оплачен.

Судом первой инстанции установлено, что 25.08.2021 г. между ГУЗ «Областная клиническая больница» и Белоусовой М.В. заключено соглашение о расторжении договора , которое согласовано с министерством здравоохранения Саратовской области.

По условиям указанного соглашения, стороны пришли к соглашению расторгнуть договор о целевом обучении по образовательной программе высшего образования при поступлении на обучение в пределах установленной квоты приема на обучение от 22.07.2019 г. и Белоусова М.В. обязалась выплатить работодателю ГУЗ «ОКБ» денежные средств в размере 200 000 руб., а также расходы, связанные с предоставлением мер поддержки гражданину (стипендия), в размере 34 792 руб.

В подтверждение данных обстоятельств ответчиком в суд первой инстанции представлены квитанции № 639, № 635 от 25 и 26.08.2021 г. о возмещении выплат по договору о целевом обучении № 3 от 22.07.2019 г. ГУЗ «Областная клиническая больница». Представитель третьего лица ГУЗ «Областная клиническая больница» в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции подтвердила, что ответчик выплатила штраф 200 000 руб. и расходы на выплату стипендии в размере 34 792 руб.

Судом также установлено, что с учетом положений Постановления Правительства Российской Федерации от 26.06.2015 г. № 640 «О Порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания», а также государственными заданиями и Соглашениями о предоставлении субсидии из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) за 2018-2021 гг. общий размер штрафа составил 284 945 руб. 30 коп.

Информация о размере субсидии на финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в разрезе государственных услуг и работ содержится в Приложении № 3 к указанным выше Соглашениям (дополнительным соглашениям к ним) о предоставлении субсидии из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ).

Получение ФГБОУВО «СГМУ им. В.И. Разумовского» Минздрава России из федерального бюджета субсидии на выполнение государственного задания подтверждается платежными поручениями.

16.08.2019 г. Белоусова М.В. зачислена на обучение в ФГБОУВО «СГМУ им. В.И. Разумовского» Минздрава России в рамках контрольных цифр приема на целевое обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и 30.08.2021 г. окончила обучение с получением диплома об окончании ординатуры. На обучение ответчика ежегодно осуществлялось финансирование из федерального бюджета по договору о целевом обучении по образовательной программе высшего образования.

Отказывая в удовлетворении требований истца о взыскании штрафа, суд первой инстанции исходил из того, что заключенный договор является ученическим, регулируется нормами трудового законодательства, которые не предусматривают взыскание штрафных санкций за нарушение условий договора.

Судебная коллегия считает возможным согласиться с данными выводами суда первой инстанции, при этом полагает необходимым указать на следующее.

Отношения по целевому обучению регулируются ст. 56 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ), в соответствии с которой организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, вправе проводить целевой прием в пределах установленных ими в соответствии со ст. 100 настоящего Федерального закона контрольных цифр приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Квота целевого приема для получения высшего образования в объеме установленных на очередной год контрольных цифр приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по каждому уровню высшего образования, каждой специальности и каждому направлению подготовки ежегодно устанавливается учредителями организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования.

Целевой прием проводится в рамках установленной квоты на основе договора о целевом приеме, заключаемого соответствующей организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с заключившими договор о целевом обучении с гражданином федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, государственным (муниципальным) учреждением, унитарным предприятием, государственной корпорацией, государственной компанией или хозяйственным обществом, в уставном капитале которого присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Право на обучение на условиях целевого приема для получения высшего образования имеют граждане, которые заключили договор о целевом обучении с органом или организацией, указанными в ч. 3 настоящей статьи, и приняты на целевые места по конкурсу, проводимому в рамках квоты целевого приема в соответствии с порядком приема, установленным в соответствии с ч. 8 ст. 55 настоящего Федерального закона.

Согласно ст. 71.1 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ квота приема на целевое обучение по специальностям, направлениям подготовки высшего образования устанавливается с учетом потребностей экономики в квалифицированных кадрах и отраслевых особенностей. В случаях неисполнения заказчиком целевого обучения обязательства по трудоустройству гражданина, принятого на целевое обучение в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, а гражданином обязательства по осуществлению трудовой деятельности в течение трех лет наряду с ответственностью, предусмотренной ч. ч. 5 и 6 ст. 56 настоящего Федерального закона, заказчик целевого обучения или гражданин, принятый на целевое обучение в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, выплачивает организации, осуществляющей образовательную деятельность, в которой обучался гражданин, штраф в размере расходов федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, осуществленных на обучение гражданина, который направляется на финансовое обеспечение образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования. Порядок выплаты указанного штрафа, порядок и основания освобождения сторон договора о целевом обучении от его выплаты, порядок определения его размера и направления на финансовое обеспечение образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования, осуществляемой за счет средств федерального бюджета, устанавливаются Правительством Российской Федерации в положении о целевом обучении, а за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Согласно п. 53 постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2019 г. № 302 «О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2013 г. № 1076» (действовавшего до 01.01.2021 г.), в случаях неисполнения гражданином, принятым на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в пределах квоты, установленной Правительством Российской Федерации, обязательства по осуществлению трудовой деятельности в течение 3 лет, гражданин выплачивает штраф в размере расходов федерального бюджета, осуществленных на обучение гражданина в организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования за счет средств федерального бюджета (далее - штраф).

В силу п. 54 указанного постановления, штраф выплачивается организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования за счет средств федерального бюджета, в которой гражданин обучался в соответствии с договором о целевом обучении (далее - получатель штрафа).

Размер штрафа определяется получателем штрафа в соответствии со следующими условиями: если гражданин не исполнил обязательства по осуществлению трудовой деятельности в связи с незавершением освоения образовательной программы на условиях договора о целевом обучении, размер штрафа определяется в соответствии с нормативными затратами пропорционально доле, которую составляет период фактического обучения по образовательной программе (дней) от срока обучения по образовательной программе, установленного федеральным государственным образовательным стандартом (с учетом формы обучения и иных условий, установленных федеральным государственным образовательным стандартом).

Как указано в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2002 г., утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 10.07.2002 г., отношения, складывающиеся между гражданами и образовательными учреждениями, по обучению регулируются Законом Российской Федерации от 10.07.1992 г. «Об образовании» (в редакции от 13.01.1996 г. с последующими изменениями и дополнениями), Федеральным законом от 22.08.1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (с последующими изменениями и дополнениями) и гл. 39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг».

Согласно ч. 1 ст. 198 ТК РФ работодатель - юридическое лицо (организация) имеет право заключить с лицом, ищущим работу, ученический договор на профессиональное обучение, а с работником данной организации - ученический договор на профессиональное обучение или переобучение без отрыва или с отрывом от работы. По смыслу указанной правовой нормы, с работниками организации, поступающими на профессиональное обучение с последующей работой в данной организации по полученной профессии (специальности), заключается дополнительный к трудовому ученический договор, регулируемый нормами Трудового кодекса Российской Федерации и иными актами, содержащими нормы трудового права.

Заключая договор второго вида, работодатель вступает с учеником в отношения по профессиональному обучению (подготовке и переподготовке работников).

Отношения по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации у данного работодателя классифицируются в ст. 1 ТК РФ как отношения, непосредственно связанные с трудовыми, и регулируются нормами Трудового кодекса Российской Федерации, других актов, содержащих нормы трудового права.

Целью ученического договора, которую преследует работодатель, является подготовка кадров для производства. Цель договора возмездного оказания услуг заключается в том, что исполнитель, выполняя задание заказчика, получает вознаграждение за оказанные услуги (п. 1 ст. 779 ГК РФ). По ученическому договору работодатель самостоятельно определяет необходимость профессиональной подготовки кадров для собственных нужд, за свой счет организует обучение. То есть не обучающийся заказывает и оплачивает обучение, что было бы характерно для гражданско-правовых отношений. Результатом обучения является не оказанная услуга, а возникающие впоследствии трудовые отношения, именно поэтому природа ученического договора определяется как договор в рамках предмета трудового права.

Как следует из договора о целевом обучении, в случае если гражданин, освоивший образовательную программу в соответствии с настоящим договором, отказался от выполнения обязательств по трудоустройству в связи с обстоятельствами, не предусмотренными Положением о целевом обучении, у него возникает обязанность выплатить работодателю денежные средства путем перечисления на расчетный счет, либо внесения наличным платежом суммы в размере 200 000 руб. единовременно и меры поддержки доплаты к стипендии (п. 5.2, 6.1 договора).

Как следует из материалов дела, 25 и 26.08.2021 г. Белоусова М.В. на расчетный счет ГУЗ «Областная клиническая больница» перечислила 234 792 руб. (200 000 руб. штраф, предусмотренный договором о целевом обучении, и 34 792 руб. ежемесячные доплаты к стипендии).

В суде первой инстанции установлено, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2015 г. № 640 «О Порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» объем финансового обеспечения выполнения государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг и исходя из объемов государственных услуг, утвержденных государственным заданием.

В соответствии с установленными базовыми нормативами затрат в процессе оказания государственной услуги по реализации образовательных программ высшего образования, средства, полученные федеральным государственным учреждением на основании соглашения о предоставлении субсидии расходуются по следующим направлениям: затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда профессорско-преподавательского состава и прочих работников образовательной организации, связанных с оказанием государственной услуги, обязательные страховые взносы в Пенсионный фонд РФ; Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и прочие обязательные взносы; расходы на приобретение материальных запасов и оборудования, используемого в учебном процессе для отработки практических навыков обучающихся; затраты на приобретение учебной литературы, периодических печатных изданий, электронных библиотечных систем, используемых в процессе оказания образовательной услуги; затраты на повышение квалификации профессорско-преподавательского состава; затраты на проведение периодических медицинских осмотров; затраты на коммунальные услуги, на содержание зданий, сооружений и оборудования, используемых в процессе оказания образовательной услуги; затраты на приобретение услуг связи, включая интернет, транспортные услуги, включая проезд профессорско-преподавательского состава до места повышения квалификации и прочие аналогичные расходы; затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда прочих работников образовательной организации.

Финансовое обеспечение выполнения государственного задания федеральным бюджетным или автономным учреждением осуществляется путем предоставления бюджетному учреждению субсидии в соответствии с Соглашениями о предоставлении субсидии из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) сумма финансирования: в 2019 г. - 39 311 320 руб., в 2020 г. - 54 737 099,96 руб., в 2021 г. - 66 058 600 руб.

Финансирование на выполнение государственного задания в 2019 г. осуществлялось в соответствии с Соглашением о предоставлении субсидии из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) от 22.01.2019 г. № 056-03-2019-130, дополнительного соглашения от 26.08.2019 г. к Соглашению о предоставлении субсидии из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) от 22.01.2019 г. .

Сумма финансирования в 2019 г. по направлению подготовки высшего образования – ординатуре составила 39 311 320,00 руб.

В соответствии с Государственным заданием от 27.12.2018 г. численность обучающихся по программе высшего образования - программе ординатуры в 2019 г. составляет 317 человек. Размер финансирования на 1 (одного) обучающегося в 2019 г., таким образом, составляет 124 010,62 (сто двадцать четыре тысячи десять) руб. 62 коп.: 39 311 320,00 руб.: 317 человек = 124 010,62 руб.

При расчете суммы штрафа учитывается объем финансирования в соответствии с соглашением о предоставлении образовательному учреждению субсидии из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (базовых нормативных затрат на оказание государственных услуг, определяемых Министерством здравоохранения РФ, с учетом применяемых значений корректирующих коэффициентов к базовым нормативам затрат) на соответствующий год и период (количество месяцев и дней) оказания образовательной услуги в соответствующий период обучения.

Годовой объем финансирования (базовые нормативы затрат с учетом значений корректирующих коэффициентов) по программе подготовки высшего образования – программе ординатуры в 2019 г. составил 124 010,62 руб. 62 коп. на единицу государственной услуги. Стоимость одного дня обучения рассчитана путем деления годового объема финансирования (124 010,62 руб.) на количество дней (365 дней) и составляет 339,75 руб.

В 2019 г. количество фактических учебных дней за период с 01.09 2019 г. по 31.12.2019 г. составило 122 дня, при стоимости одного дня обучения 339,75 руб., стоимость подготовки за 2019 г. (размер штрафа за 2019 г.) равна 41 450,13 руб. (122 х 339,75 = 41 450,13 рублей).

Финансирование на выполнение государственного задания в 2020 году осуществлялось в соответствии с Соглашением о предоставлении субсидии из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) от 17.01.2021 г. и дополнительного соглашения от 25.12.2020 г. к Соглашению о предоставлении субсидии из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) от 17.01.2021 г. .

Сумма финансирования в 2020 г. по направлению подготовки высшего образования – ординатуре составила 54 737 099,96 руб.

В соответствии с Государственным заданием от 25.12.2019 г. численность обучающихся в 2020 г. по программе высшего образования - программе ординатуры составляет 393 человека. Размер финансирования на 1 (одного) обучающегося в 2020 г., таким образом, составляет 139 280,15 руб.: 54 737 099,96 руб. : 393 человек = 139 280,15 руб.

При расчете суммы штрафа учитывается объем финансирования в соответствии с соглашением о предоставлении образовательному учреждению субсидии из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (базовых нормативных затрат на оказание государственных услуг, определяемых Министерством здравоохранения РФ, с учетом применяемых значений корректирующих коэффициентов к базовым нормативам затрат) на соответствующий год и период (количество месяцев и дней) оказания образовательной услуги в соответствующий период обучения.

Годовой объем финансирования (базовые нормативы затрат с учетом применяемых значений корректирующих коэффициентов к базовым нормативам затрат) по программе подготовки высшего образования – программе ординатуры, которую обучающийся осваивал в соответствии с договором о целевом обучении в 2020 г. составил 139 280,15 руб. на единицу государственной услуги. Стоимость одного дня обучения рассчитана путем деления годового объема финансирования в 2020 г. (139 280,15 руб.) на количество дней (304 дня) и составляет 458,16 руб.

За период с 01.01.2020 г. по 31.12.2020 г., количество учебных дней составило 304 дня, при стоимости одного дня обучения 458,16 руб., стоимость обучения (размер штрафа за 2020 г.) за этот период составит 139 280,64 руб. (304 дня х 458,16 рублей = 139 280,64 рубля).

Финансирование на выполнение государственного задания в 2021 г. осуществлялось в соответствии с Соглашением о предоставлении субсидии из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) от 13.01.2021 г. .

Сумма финансирования по направлению подготовки высшего образования – ординатуре в 2021 г. составила 66 058 600,00 руб.

В соответствии с Государственным заданием от 17.12.2020 г. численность обучающихся в 2021 г. по программе высшего образования – программе ординатуры составляет 422 человека. Размер финансирования на 1 (одного) обучающегося в 2021 г., таким образом, составляет 156 536,97 руб.: 66 058 600,00 рублей: 422 человека = 156 536,97 руб.

Годовой объем финансирования (базовые нормативы затрат с учетом применяемых значений корректирующих коэффициентов к базовым нормативам затрат) по программе подготовки высшего образования – программе ординатуры, которую обучающийся осваивал в соответствии с договором о целевом обучении в 2021 г. составил 156 536,97 руб. на единицу государственной услуги. Стоимость одного дня обучения в 2021 г. рассчитана путем деления годового объема финансирования (156 536,97 руб.) на количество дней (365 дней) и составляет 428,86 руб.

За период с 01.01.2021 г. по 30.08.2021 г., количество дней составило 243 дня, стоимость обучения (размер штрафа в 2021 году) за этот период составит 104 215,02 руб. (243 дня х 428,86 руб. = 104 215,02 руб.).

С учетом изложенного общий размер штрафа составил 284 945,30 руб.

Информация о размере субсидии на финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в разрезе государственных услуг и работ содержится в Приложении № 3 к указанным выше Соглашениям (дополнительным соглашениям к ним) о предоставлении субсидии из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ).

Получение ФГБОУВО «СГМУ им. В.И. Разумовского» Минздрава России из федерального бюджета субсидии на выполнение государственного задания подтверждается платежными поручениями (л.д. 73-96).

Годовой объем финансирования на одного обучающегося по программе подготовки высшего образования – программе ординатуры, в том числе в рамках квоты на целевое обучение осуществляется в соответствии с утвержденным Министерством здравоохранения Российской Федерации количеством мест для приема на целевое обучение по специальностям, направлениям за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета без указания личных данных обучающихся, так как в момент утверждения контрольных цифр приема на целевое обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета отсутствует информация о том, кто именно поступит на целевое обучение.

16.08.2019 г. Белоусова М.В. зачислена на обучение в ФГБОУВО «СГМУ им. В.И. Разумовского» Минздрава России в рамках контрольных цифр приема на целевое обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и 31.08.2021 г. окончила обучение с получением диплома об окончании ординатуры.

Установлено, что на обучение Белоусовой М.В. по договору о целевом обучении по образовательной программе высшего образования при поступлении на обучение в пределах установленной квоты приема на целевое обучение ежегодно осуществлялось финансирование из федерального бюджета.

С учетом приведенных норм права и исследовав порядок расчета заявленной истцом ко взысканию денежной суммы, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявленный штраф (как расходы, связанные с обучением), является мерой гражданско-правовой ответственности за нарушение обязательств по трудоустройству в соответствии с условиями договора о целевом обучении.

При этом судебная коллегия учитывает, что порядок расчета штрафа, исходя из произведенных затрат на обучение, не свидетельствует о том, что данный штраф следует расценивать как убытки, причиненные образовательному учреждению, подлежащие обязательному возмещению гражданином, поскольку в силу п. 60 постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2019 г. № 302 «О целевом обучении по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2013 г. № 1076», получатель штрафа направляет средства, полученные от выплаты штрафа, на финансовое обеспечение своей образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования, направления расходования (использования) указанных средств определяются получателем штрафа самостоятельно.

В ходе рассмотрения дела достоверно установлено, что в связи с отказом от трудоустройства в ГУЗ «ОКБ» Белоусовой М.В. в установленный договором срок выплачены денежные средства по договору на целевое обучение, названные штрафом, а также возмещены затраты, связанные с выплатой доплата к стипендии.

Учитывая, что взысканный штраф будет расходоваться исключительно по усмотрению образовательной организации (истца), не подлежит возврату в бюджет в качестве неизрасходованных денежных средств, выделенных в пределах квоты на бесплатное обучение граждан, судебная коллегия приходит об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и соглашается с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований.

Довод жалобы о необходимости применения к рассматриваемому спору судебной практики по аналогичному спору судебной коллегией признается несостоятельным, поскольку, вынесение судебного решения по другому гражданскому делу с участием других сторон не является преюдициальным.

Иных доводов, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит. Ее содержание по существу повторяет позицию истца в суде первой инстанции, содержит иную трактовку существа спорных правоотношений и норм материального права их регулирующих, что основанием для отмены либо изменения решения суда не является.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Саратова от 10.05.2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 03.08.2023 г.

Председательствующий

Судьи