ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1250/2022УИД430001-01-2022-000415-53 от 26.07.2022 Кировского областного суда (Кировская область)

КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 26 июля 2022 г. по делу №33-3162/2022

Судья Шамрикова В.Н. Дело №2-1250/2022 УИД 43RS0001-01-2022-000415-53

Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего судьи Дубровиной И.Л.,

судей Костицыной О.М., Митяниной И.Л.

при секретаре Жёлтиковой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 26 июля 2022 года дело по апелляционной жалобе Соколова С.В. на решение Ленинского районного суда г. Кирова от 17 марта 2022 года, которым постановлено:

Соколову С.В. в иске к УФСИН России по Кировской области об обязании предоставить социальную услугу в виде выплаты единовременного денежного пособия отказать.

Заслушав доклад судьи Костицыной О.М., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Соколов С.В. обратился в суд с иском к УФСИН России по Кировской области о возложении обязанности предоставить социальную услугу в виде выплаты единовременного денежного пособия по выпуску из образовательного учреждения. В обоснование требований указал, что с 2004 года является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Приговором Заволжского районного суд г. Ярославля от 15.12.2016 он был осужден к 10 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима. С 28.05.2017 истец отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-29 ОУХД УФСИН России по Кировской области. В период отбывания наказания он обучался в Федеральном казенном профессиональном образовательном учреждении №182 ФСИН России по профессиям станочник-распиловщик, рамщик, стропальщик. По окончании обучения единовременную денежную выплату, предусмотренную статьей 6 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителелей», он не получил. Ответчик сообщил ему, что на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных казенных профессиональных образовательных учреждениях ФСИН России, указанные дополнительные гарантии не распространяются, так как такие лица имеют иной правовой статус. Считая свои права нарушенными, Соколов С.В. обратился с настоящим иском.

Решением Ленинского районного суда г. Кирова от 17.03.2022 в удовлетворении исковых требований Соколову С.В. отказано.

В апелляционной жалобе Соколов С.В. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование жалобы ссылается на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неверное применение норм материального и процессуального права. Приводит доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении, в частности, указывает, что он является осужденным из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ранее он проходил обучение в образовательном учреждении, однако окончить его не смог, в связи с чем, предусмотренное ст. 6 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» единовременное денежное пособие не получил. В период отбывания наказания в ФКУ ИК-29 ОУХД УФСИН России по Кировской области он окончил обучение в Федеральном казенном профессиональном образовательном учреждении №182 ФСИН России по профессиям станочник-распиловщик, рамщик и стропальщик. Считает, что каких-либо достоверных доказательств запрета на выплату единовременного денежного пособия в связи с окончанием обучения в федеральных профессиональных образовательных учреждениях ФСИН России, ответчиком суду не представлено, в связи с чем, отказ в выплате единовременного денежного пособия не основан на законе.

Представителем УФСИН России по Кировской области Филатовым Д.А. представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых указано на необоснованность изложенных в ней доводов и законность решения суда.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель УФСИН России по Кировской области Исупов С.В. с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Соколов С.В. отбывает наказание в ФКУ ИК-29 ОУХД УФСИН России по Кировской области, о времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом извещен. Ходатайств об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи в порядке ст. 155.1 ГПК РФ не заявил. На основании ст. ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца.

Заслушав представителя УФСИН России по Кировской области Исупова С.В., обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения по правилам абз. 1 ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Соколов С.В., <дата> года рождения, являлся лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Приговором Заволжского районного суда г. Ярославля от 15.12.2016 Соколов С.В. осужден за совершение преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, п. «г» ч. 4 ст. 228.1 УК РФ, к наказанию в виде 10 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима. Срок отбывания наказания постановлено исчислять с 15.12.2016. В срок отбытия наказания зачтено время содержания под стражей по настоящему делу с 05.05.2016 по 14.12.2016 включительно.

С 28.05.2017 Соколов С.В. отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-29 ОУХД УФСИН России по Кировской области.

В период отбывания наказания Соколов С.В. обучался в Федеральном казенном профессиональном образовательном учреждении №182 по профессиям станочник-распиловщик, рамщик, стропальщик, а именно:

по сетевой форме обучения по профессии «Станочник-распиловщик» в период с 19.11.2018 по 12.12.2018. Основание: протокол от 12.12.2018. По окончании обучения выдано свидетельство об уровне квалификации , присвоена квалификация «Станочник-распиловщик 2 разряда»;

по основной форме обучения по профессии «Рамщик» в период с 01.02.2019 по 25.06.2019. Основание: протокол от 25.06.2019. По окончании обучения выдано свидетельство о профессии рабочего , присвоена квалификация «Рамщик, 3 разряд»;

по программе профессионального обучения по профессии «Стропальщик». Основание: протокол от 25.01.2021. По окончании обучения выдано свидетельство о профессии рабочего , присвоена квалификация «Стропальщик, 2 разряд».

По окончании обучения истец обратился к Уполномоченному по правам ребенка в Кировской области и в прокуратуру Кировской области по вопросу выплаты единовременного денежного пособия, предусмотренного статьей 6 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

По информации, полученной в ходе рассмотрения обращения Соколова С.В., из аппарата Уполномоченного по правам ребенка в Ярославской области от 11.08.2021 в период с 2010 по 2012 г.г. во время обучения в государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования Ярославской области Пошехонском сельскохозяйственном техникуме Соколову С.В. были произведены следующие выплаты: ежемесячная государственная социальная стипендия, на ежегодное обеспечение одеждой, обувью и мягким инвентарем, единовременная компенсация на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей, ежемесячное пособие на личные расходы, ежемесячная компенсация расходов на транспортное обслуживание в соответствии с предоставляемыми документами. В период обучения с 2014 по 2016 г.г. в государственном профессиональном образовательном учреждении Ярославской области Рыбинском колледже городской инфраструктуры (до 01 января 2015 года - ГОУ НПО ЯО профессиональный лицей №25) Соколову С.В. были произведены следующие выплаты: ежемесячная государственная социальная стипендия, на ежегодное обеспечение одеждой, обувью и мягким инвентарем, единовременная компенсация на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей, ежемесячное пособие на личные расходы. Таким образом, в соответствии с федеральным и региональным законодательством, регламентирующим предоставление мер социальной поддержки обучающимся в профессиональных образовательных организациях из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих или единственного родителя, Соколову С.В. в периоды его обучения в вышеуказанных профессиональных образовательных организациях выплаты произведены своевременно и в полном объеме. В соответствии со статьями 64, 75 Закона Ярославской области от 19.12.2008 №65-З «Социальный кодекс Ярославской области» социальные услуги по обеспечению имуществом и выплате единовременного денежного пособия предоставляются выпускникам, обучавшимся по основным образовательным программам при выпуске из образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Ярославской области. Данные социальные услуги Соколову С.В. не предоставлялись, поскольку он не завершил обучение ни в одном из вышеуказанных профессиональных образовательных организаций региона.

По информации министра образования Кировской области Р. от 22.07.2021 дополнительные гарантии для детей-сирот и лиц из их числа, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях, являются в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» расходными обязательствами Российской Федерации. Поскольку Соколов С.В., <дата> года рождения, закончил федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение №182 при ФКУ ИК-29 ОУХД УФСИН России по Кировской области, предоставление предусмотренных федеральным законодательством дополнительных социальных гарантий Соколову С.В. - выпускнику федеральной государственной образовательной организации, за счет средств областного бюджета не предоставляется возможным.

По информации Управления организации производственной деятельности и трудовой адаптации осужденных ФСИН России от 09.08.2016 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся в федеральных казенных профессиональных образовательных учреждениях ФСИН России, являются осужденными, отбывающие наказание в виде лишения свободы. На них распространяются нормы питания и материально-бытового обеспечения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2005 №205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов Федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время». В соответствии со статьей 181 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные, освобождаемые от отбывания наказания, обеспечиваются проездными билетами по кратчайшему маршруту следования либо деньгами для оплаты проезда к месту жительства. В тех случаях, когда освобождаемые инвалиды и лица престарелого возраста, а также несовершеннолетние осужденные, не имеющие родителей, следуют в дома инвалидов или престарелых, в интернаты или к попечителям, они обеспечиваются билетами до места нахождения указанных учреждений или места жительства попечителей. Обеспечение продуктами питания, одеждой, выдача единовременного денежного пособия, а также оплата проезда освобождаемых осужденных производятся администрацией учреждения, исполняющего наказание, в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 24.10.1997 №1358 «О порядке обеспечения продуктами питания или деньгами на время проезда к месту жительства осужденных, освобождаемых от отбывания наказания» и от 25.12.2006 №800 «О размере единовременного денежного пособия, которое может быть выдано осужденным, освобождаемым из мест лишения свободы». Таким образом, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, отбывающие наказание в виде лишения свободы, и являющиеся выпускниками федеральных казенных профессиональных образовательных учреждений ФСИН России имеют иной правовой статус, и дополнительные гарантии, предусмотренные статьей 6 Федерального закона №159-ФЗ, на них не распространяются.

Согласно ответу УФСИН России по Кировской области от 20.10.2021 на обращение Соколова С.В., поступившее из Камской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, дополнительные гарантии, предусмотренные статьей 6 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных казенных профессиональных образовательных учреждениях ФСИН России, не распространяются, так как указанные лица являются осужденными, отбывающими наказание в виде лишения свободы, и имеют иной правовой статус. Выплат единовременных денежных пособий, связанных с окончанием обучения в федеральных казанных профессиональных образовательных учреждениях ФСИН России, действующим законодательством не предусмотрено.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. ст. 10, 99, 108 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и исходил из того, что дополнительные гарантии, предусмотренные статьей 6 Федерального закона №159-ФЗ, на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных казенных профессиональных образовательных учреждениях ФСИН России, не распространяются, так как указанные лица являются осужденными, отбывающими наказание в виде лишения свободы, и имеют иной правовой статус; выплата единовременного денежного пособия, связанного с окончанием обучения в федеральных казенных профессиональных учреждениях ФСИН России действующим уголовно-исполнительным законодательством не предусмотрена, в связи с чем, оснований для возложения обязанности обеспечить Соколова С.В. единовременным денежным пособием по окончании образовательного учреждения ФСИН России не имеется.

Судебная коллегия соглашается с окончательными выводами суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для выплаты единовременного денежного пособия и отклоняет доводы апелляционной жалобы в силу следующего.

В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов в том числе социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).

Правоотношения в указанной сфере на федеральном уровне урегулированы, в том числе Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статьей 3 которого определено, что законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, данного Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Статьей 5 указанного Федерального закона предусмотрено, что законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 7 статьи 6 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» выпускники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, в которых они обучались и воспитывались за счет средств федерального бюджета, выпускники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обучавшиеся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета, за исключением обучавшихся в федеральных государственных образовательных организациях, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, а также продолжающих обучение по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета, - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обеспечиваются за счет средств организаций, в которых они обучались и воспитывались, бесплатным комплектом одежды, обуви, мягким инвентарем и оборудованием по нормам и в порядке, которые утверждены Правительством Российской Федерации, и единовременным денежным пособием в размере не менее чем пятьсот рублей.

По желанию выпускника ему может быть выдана денежная компенсация в размере, необходимом для приобретения указанных одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования, или такая компенсация может быть перечислена на счет или счета, открытые на имя выпускника в банке или банках, при условии, что указанные денежные средства, включая капитализированные (причисленные) проценты на их сумму, застрахованы в системе обязательного страхования вкладов в банках Российской Федерации и суммарный размер денежных средств, находящихся на счете или счетах в одном банке, не превышает предусмотренный Федеральным законом от 23.12.2003 №177-ФЗ «О страховании вкладов в банках Российской Федерации» размер возмещения по вкладам.

Выпускники федеральных государственных образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств федерального бюджета, обеспечиваются бесплатным комплектом одежды, обуви, мягким инвентарем, оборудованием либо по желанию выпускника денежной компенсацией и единовременным денежным пособием по нормам и в порядке, которые установлены федеральным государственным органом, в ведении которого находятся соответствующие образовательные организации.

Выпускники организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, в которых они обучались и воспитывались за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, выпускники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обучавшиеся по очной форме обучения по указанным в абзаце первом пункта 3 настоящей статьи образовательным программам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме обучения по указанным в абзаце первом пункта 3 настоящей статьи образовательным программам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, обеспечиваются бесплатным комплектом одежды, обуви, мягким инвентарем, оборудованием и единовременным денежным пособием в размере и в порядке, которые утверждены законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Предусмотренные настоящим пунктом дополнительные гарантии по социальной поддержке не предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, в случае, если указанные гарантии уже были им предоставлены за счет средств организации, где они ранее обучались и (или) воспитывались.

Таким образом, вышеназванной нормой федерального закона определена конкретная категория выпускников, имеющих право на перечисленное в этой статье дополнительное социальное обеспечение при выпуске из указанных образовательных организаций.

Согласно части 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации устанавливаются общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации; порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных (часть вторая статьи 2 УИК Российской Федерации), к которым относится общественно полезный труд (часть вторая статьи 9 того же Кодекса), не имеющий основной целью получение трудового дохода (заработка), профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии (специальности), по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него, учитываемое при определении степени их исправления (ст. 108 УИК РФ).

В соответствии с частью 3 статьи 108 УИК РФ отношение осужденных к получению начального профессионального образования и профессиональному обучению учитывается при определении степени их исправления.

С учетом имеющихся возможностей администрация исправительного учреждения обязана оказывать содействие осужденным в получении высшего профессионального образования (ч. 4 ст. 108 УИК РФ).

Осуществление государством обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения тех категорий граждан, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию.

В статье 99 Уголовно-исполнительного кодекса РФ установлены гарантии материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, минимальные нормы которого устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Частью 5 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса РФ предусмотрено, что осужденным, относящимся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получающим общее образование, среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих или проходящим профессиональное обучение за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, получающим высшее образование в образовательных организациях высшего образования по заочной форме обучения, осужденным, относящимся к категории лиц, потерявших в период обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих обоих родителей или единственного родителя, питание, одежда, коммунально-бытовые услуги и индивидуальные средства гигиены предоставляются бесплатно.

Таким образом, уголовно-исполнительным законодательством не предусмотрена выплата единовременного денежного пособия по окончании профессионального образовательного учреждения ФСИН России.

Кроме того, судебная коллегия считает необходимым отметить, что в соответствии с абзацами 2 и 3 статьи 1 Федерального закона №159-ФЗ к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, а также лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.

Согласно абзацу 4 ст. 1 Федерального закона №159-ФЗ к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Лицами, потерявшими в период обучения обоих родителей или единственного родителя, в силу положений абзаца 5 ст. 1 Федерального закона №159-ФЗ являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых в период их обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих умерли оба родителя или единственный родитель.

Таким образом, определенные пунктом 7 ст. 6 названного Федерального закона конкретные категории выпускников, возраст которых не превышает 23 лет, имеют право на указанное в этой норме дополнительное социальное обеспечение при их выпуске из образовательной организации.

Каких-либо исключений относительно возраста перечисленной категории лиц ни пункт 7 статьи 6, ни какая-либо другая норма вышеназванного Федерального закона не содержит.

Федеральный законодатель предусмотрел возможность получения вышеперечисленных гарантий указанными в абзаце 2 пункта 3 ст. 6 Федерального закона №159-ФЗ лицами после достижения ими возраста 23 лет лишь в период их обучения.

Возможности получения указанного обеспечения после достижения данными лицами возраста 23 лет абзац 4 пункта 7 ст. 6 Федерального закона №159-ФЗ не предусматривает.

На момент окончания обучения (12.12.2018) Соколову С.В. исполнилось 26 лет, в связи с чем он не относился к категории выпускников, имеющих право на дополнительное социальное обеспечение при выпуске из образовательной организации.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА :

решение Ленинского районного суда г. Кирова от 17 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 28.07.2022г.

Определение15.08.2022