ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-128/2022 от 14.09.2022 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

УИД 91RS0014-01-2021-002607-11 Дело № 2-128/2022; 33-7836/2022

Председательствующий суда первой инстанции:судья-докладчик суда апелляционной инстанции:

Бурова А.В.Подобедова М.И.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 сентября 2022 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьисудей при секретаре

Подобедовой М.И. Басараба ФИО1 ФИО2 Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Керченского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Республики Крым к Обществу с ограниченной ответственностью «Крымгеопром», третьи лица – Южное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Администрация Багеровского сельского поселения Ленинского района Республики Крым, Администрация Ленинского района Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, о прекращении публичного сервитута, исключении сведений из ЕГРН, запрете деятельности по разработке и добыче песка,

по апелляционной жалобе Общества с ограниченной ответственностью «Крымгеопром» в лице генерального директора ФИО3 на решение Ленинского районного суда Республики Крым от 26 апреля 2022 года,

У С Т А Н О В И Л А:

28.09.2021 Керченский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Республики Крым обратился в Ленинский районный суд Республики Крым с исковым заявлением Обществу с ограниченной ответственностью «Крымгеопром», в котором с учетом уточнений просил: - прекратить публичный сервитут площадью 688 775 кв.м., установленный ООО «Крымгеопром» на основании постановления администрации Багеровского сельского поселения Ленинского района Республики Крым от 23.11.2020 № 348 «Об установлении публичного сервитута»; - исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о публичном сервитуте, установленном на основании постановления администрации Багеровского сельского поселения Ленинского района Республики Крым от 23.11.2020 № 348 «Об установлении публичного сервитута» и зарегистрированном под реестровым номером 90:07-6.537; - запретить ООО «Крымгеопром» осуществлять деятельность по разработке Восточно-Багеровского месторождения песков и добычу полезных ископаемых в границах горноотводного акта в следующих географических координатах: 1. X 5024190,39 Y 5365080,46 Z 50,98 Zh 35,0; 2. X 5024162,15 Y 5365587,25 Z 56,45 Zh 49,75; 3. X 5023976,68 Y 5365581,60 Z 58,60 Zh 48,20; 4. X 5023774,41 Y 5365962,65 Z 67,35 Zh 51,0; 5. X 5023755,90 Y 5365964,36 Z 67,92 Zh 51,20; 6. X 5023755,64 Y 5366042,40 Z 68,70 Zh 52,80; 7. X 5023727,66 Y 5366043,42 Z 68,90 Zh 52,30; 8. X 5023729,32 Y 5366100,71 Z 68,60 Zh 53,31; 9. X 5023661,67 Y 5366102,02 Z 69,85 Zh 52,70; 10. X 5023634,84 Y 5365961,72 Z 69,00 Zh 54,20; 11. X 5023577,90 Y 5365536,18 Z 63,74 Zh 45,0; 12. X 5023392,99 Y 5365539,63 Z 67,51 Zh 52,20; 13. X 5023390,14 Y 5365324,63 Z 66,61 Zh 50,85; 14. X 5023417,14 Y 5365099,54 Z 65,50 Zh 51,10; 15. X 5023403,49 Y 5364943,79 Z 60,85 Zh 45,30; 16. X 5023245,67 Y 5365089,57 Z 65,55 Zh 53,0; 17. X 5022932,01 Y 5365182,40 Z 76,0 Zh 55,25; 18. X 5023199,09 Y 5364764,57 Z 64,70 Zh 46,80, - до получения правоустанавливающих документов на земельный участок с видом разрешенного использования – земли промышленности и целевым назначением недропользование в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации.

Требования мотивированы тем, что в ходе проведения проверки нарушения порядка установления публичного сервитута.

На основании постановления администрации Багеровского сельского поселения Ленинского района Республики Крым от 23.11.2020 № 348 «Об установлении публичного сервитута» ООО «Крымгеопром» установлен публичный сервитут на земельный участок, площадью 688 775 кв.м., с видом разрешенного использования - недропользование, для размещения объекта недропользования и его неотъемлемых принадлежностей, в границах, установленных приложением № 3 к Лицензии.

По заявлению администрации Багеровского сельского поселения сельского поселения Ленинского района Республики Крым от 16.12.2020 № 141 сведения о публичном сервитуте внесены в Единый государственный реестр недвижимости с присвоением идентификационного реестрового номера 90:07-6.537.

Вместе с тем, в ходе проведенной проверки установлено, что размещение ООО «Крымгеопром» карьера в границах земельного участка, предоставленного на основании указанного публичного сервитута, в документах территориального планирования в качестве объектов государственного или местного значения не обозначено, правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, градостроительной документацией, утвержденными до 21.03.2014, а также государственными или региональными программами не предусмотрено; услуги неопределенному кругу лиц на условиях публичного договора ООО «Крымгеопром» не оказывает и не осуществляет деятельность и строительство из числа оснований, предусмотренных ст. 39.37 ЗК РФ.

Кроме того, испрашиваемый ООО «Крымгеопром» земельный участок для установления сервитута расположен на землях сельскохозяйственного назначения, на которых деятельность по осуществлению добычи полезных ископаемых запрещена.

При таких обстоятельствах, полагают, что правовые основания для установления публичного сервитута ООО «Крымгеопром» отсутствовали.

10.02.2021 Керченской межрайонной природоохранной прокуратурой на постановление администрации Багеровского сельского поселения Ленинского района Республики Крым от 23.11.2020 № 348 принесен протест, по результатам рассмотрения которого постановлением администрации Багеровского сельского поселения № 48 от 04.03.2021 вышеуказанное постановление от 23.11.2020г. № 348 отменено.

Несмотря на указанные обстоятельства, ответчиком начаты работы по разработке месторождения полезных ископаемых.

Ссылаясь на то, что допущенные нарушения требований природоохранного законодательства, которые влекут нарушение конституционных прав на благоприятную окружающую среду, прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с настоящим иском.

Решением Ленинского районного суда Республики Крым от 26 апреля 2022 года исковое заявление Керченского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Республики Крым удовлетворено.

Прекращен публичный сервитут площадью 688 775 кв.м., установленный для общества с ограниченной ответственностью «Крымгеопром» на основании постановления администрации Багеровского сельского поселения Ленинского района Республики Крым от 23.11.2020 № 348 «Об установлении публичного сервитута».

Исключено из Единого государственного реестра недвижимости сведения о публичном сервитуте, установленном на основании постановления администрации Багеровского сельского поселения Ленинского района Республики Крым от 23.11.2020 № 348 «Об установлении публичного сервитута» и зарегистрированном под реестровым номером 90:07-6.537.

Обществу с ограниченной ответственностью «Крымгеопром» запрещено осуществлять деятельность по разработке Восточно-Багеровского месторождения песков и добычу полезных ископаемых в границах горноотводного акта в следующих географических координатах: 1. X 5024190,39 Y 5365080,46 Z 50,98 Zh 35,0; 2. X 5024162,15 Y 5365587,25 Z 56,45 Zh 49,75; 3. X 5023976,68 Y 5365581,60 Z 58,60 Zh 48,20; 4. X 5023774,41 Y 5365962,65 Z 67,35 Zh 51,0; 5. X 5023755,90 Y 5365964,36 Z 67,92 Zh 51,20; 6. X 5023755,64 Y 5366042,40 Z 68,70 Zh 52,80; 7. X 5023727,66 Y 5366043,42 Z 68,90 Zh 52,30; 8. X 5023729,32 Y 5366100,71 Z 68,60 Zh 53,31; 9. X 5023661,67 Y 5366102,02 Z 69,85 Zh 52,70; 10. X 5023634,84 Y 5365961,72 Z 69,00 Zh 54,20; 11. X 5023577,90 Y 5365536,18 Z 63,74 Zh 45,0; 12. X 5023392,99 Y 5365539,63 Z 67,51 Zh 52,20; 13. X 5023390,14 Y 5365324,63 Z 66,61 Zh 50,85; 14. X 5023417,14 Y 5365099,54 Z 65,50 Zh 51,10; 15. X 5023403,49 Y 5364943,79 Z 60,85 Zh 45,30; 16. X 5023245,67 Y 5365089,57 Z 65,55 Zh 53,0; 17. X 5022932,01 Y 5365182,40 Z 76,0 Zh 55,25; 18. X 5023199,09 Y 5364764,57 Z 64,70 Zh 46,80, - до получения правоустанавливающих документов на земельный участок с видом разрешенного использования – земли промышленности и целевым назначением недропользование в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации.

Взыскана с общества с ограниченной ответственностью «Крымгеопром» госпошлина в местный бюджет в размере 12 000 рублей (двенадцать тысяч рублей).

Не согласившись с указанным постановлением, общество с ограниченной ответственностью «Крымгеопром» подало апелляционную жалобу, в которой просит решение от 26.04.2022 отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований Керченского межрайонного природоохранного прокурора в полном объеме. Обжалуемое решение считает вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. Полагают, что ответчик имеет законное право получить публичный сервитут для размещения объекта недропользования и его неотъемлемых принадлежностей на земельном участке 90:07:030501:242, несмотря на то, что данный участок расположен на землях сельскохозяйственного назначения. Оспариваемый публичный сервитут не нарушает ни прав неопределенного круга лиц, ни интересов Республики Крым.

В возражениях на апелляционную жалобу Керченский межрайонный природоохранный прокурор, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Помощник прокурора Шалева М.В., действующая на основании удостоверения, доводы апелляционной жалобы посчитала необоснованными и не подлежащими удовлетворению, просила оставить без изменения решение суда первой инстанции.

Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о дате и месте судебного заседания извещались надлежащим образом.

На основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при указанной явке.

Заслушав докладчика, пояснения прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, и возражений, в соответствии со статьей 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.

Из содержания положений статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует, что суд обязан разрешать дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, её субъектов и органов местного самоуправления.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации апелляционное производство как один из процессуальных способов пересмотра не вступивших в законную силу судебных постановлений, предполагает проверку законности и обоснованности решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства, если признает, что они не могли быть представлены стороной в суд первой инстанции; подтверждает указанные в обжалованном решении суда факты и правоотношения или устанавливает новые факты и правоотношения.

Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебном решении» № 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а так же тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Обжалуемое решение суда первой инстанции, по мнению судебной коллегии, соответствует изложенным требованиям.

Из материалов дела следует, что ООО «Крымгеопром» осуществляет в своей хозяйственной деятельности, в том числе добычу гравия, песка и глины, добычу полезных ископаемых (т.1 л.д. 18-43, 175-176; т. 2 л.д. 61-102).

ООО «Крымгеопром» выдана лицензия серии СИМ № 51714, вид лицензии ТЭ, на разведку и добычу песков Восточно-Багеровского месторождения Ленинского района Республики Крым сроком до 27.01.2031, которая 05.03.2020 зарегистрирована в Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Крым за №1708.

Согласно п. 3 лицензионного соглашения, заключенного 05.03.2020 между Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым и ООО «Крымгеопром», пользователь недр обязан оформить земельные, лесные участки, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, после утверждения проекта проведения указанных работ (т.1 л.д. 56-76).

На основании п.4 ст. 1, п.1 и пп.2 п.2 ст. 4 Закона Республики Крым №74-ЗРК от 15.09.2014г. «О размещении инженерных сооружений» и выданной Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым лицензии СИМ №51714 ТЭ на разведку и добычу песков Восточно-Багеровского месторождения Ленинского района Республики Крым 01.09.2020 ООО «Крымгеопром» обратилось в администрацию Багеровского сельского поселения Ленинского района Республики Крым с заявлением об установлении публичного сервитута в отношении земельного участка, площадью 688775 +/- 290 кв.м., расположенного по адресу: Республика Крым, Ленинский район, Багеровский сельский совет (в 6 км на северо-восток от с. Багерово), на срок до 27.01.2031г., цель установления сервитута – для размещения объекта недропользования и его неотъемлемых принадлежностей (т. 3 л.д. 32-33).

К указанному заявлению заявителем представлены в частности карта (план) по установлению зоны публичного сервитута, содержащая сведения о характерных точках границ объекта землеустройства в следующих координатах: 1. X 5024190,39 Y 5365080,46 ; 2. X 5024162,15 Y 5365587,25

3. X 5023976,68 Y 5365581,60; 4. X 5023774,41 Y 5365962,65; 5. X 5023755,90 Y 5365964,36; 6. X 5023755,64 Y 5366042,40; 7. X 5023727,66 Y 5366043,42; 8. X 5023729,32 Y 5366100,71; 9. X 5023661,67 Y 5366102,02; 10. X 5023634,84 Y 5365961,72; 11. X 5023577,90 Y 5365536,18; 12. X 5023392,99 Y 5365539,63; 13. X 5023390,14 Y 5365324,63; 14. X 5023417,14 Y 5365099,54; 15. X 5023403,49 Y 5364943,79; 16. X 5023245,67 Y 5365089,57; 17. X 5022932,01 Y 5365182,40; 18. X 5023199,09 Y 5364764,57 (т.2 л.д. 34-41).

Постановлением администрации Багеровского сельского поселения Ленинского района Республики Крым №348 от 23.11.2020 утверждены границы публичного сервитута на земельный участок для размещения объекта недропользования и его неотъемлемых принадлежностей с видом разрешенного использования – недропользование, согласно ВРИ (код 6.1) на кадастровом плане территории Багеровского сельского поселения, площадью 688775 +/- 290 кв.м., расположенного по адресу: Республика Крым, Ленинский район, Багеровский сельский совет.

Установлен публичный сервитут на срок действия лицензии на пользование недрами СИМ №51714 ТЭ до 27.01.2031 для размещения объекта недропользования и его неотъемлемых принадлежностей, расположенных по адресу: Республика Крым, Ленинский район, Багеровский сельский совет, обладатель публичного сервитута – ООО «Крымгеопром». Публичный сервитут считать установленным с момента внесения сведений в государственный кадастр недвижимости (т.2 л.д. 11-12).

09.02.2021 Керченским межрайонным природоохранным прокурором Республики Крым в адрес Главы администрации Багеровского сельского поселения Ленинского района Республики Крым принесен протест на постановление №348 от 23.11.2020 и представление об устранении нарушений требований природоохранного законодательства (т. 1 л.д. 162-163, 166-169).

Распоряжением администрации Багеровского сельского поселения Ленинского района Республики Крым №8 от 11.02.2021, в связи с нарушением требований земельного законодательства при установлении ООО «Крымгеопром» публичного сервитута для осуществления недропользования, объявлено дисциплинарное взыскание в виде замечания специалисту администрации, приняты меры для устранения допущенных нарушений (т.1 л.д. 171).

Постановлением администрации Багеровского сельского поселения Ленинского района Республики Крым №48 от 04.03.2021г. отменено постановлением №348 от 23.11.2020г. «Об установлении публичного сервитута» (т.1 л.д. 165).

Удовлетворяя исковые требования прокурора о прекращении публичного сервитута и исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о публичном сервитуте, суд первой инстанции исходил из неподтвержденности факта того, что месторождение полезных ископаемых является объектом местного значения, признаки, указывающие на то, что данная территория (участок недр местного значения) необходима для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и/или оказывает существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципального района, поселений, городских округов, а равно, что Общество привлечено к осуществлению таких функций, отсутствуют и судом не установлены. Цели установления публичного сервитута ООО «Крымгеопром» для добычи песков на территории Восточно-Багеровского месторождения полезных ископаемых не соответствуют положениям Закона Республики Крым от 15.09.2014г. №74-ЗРК, что являлось основанием для отказа в установлении публичного сервитута, в силу п. 2 ст. 7 данного Закона.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в виду следующего.

К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) о сервитуте и положения главы V.3 этого кодекса не применяются (статьи 23 и 39.37 ЗК РФ).

В силу пункта 2 статьи 23 ЗК РФ сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).

Применительно к публичным сервитутам в пункте 4 статьи 23 ЗК РФ и статье 39.37 ЗК РФ определены случаи, в которых устанавливаются публичные сервитуты.

Закон N 74-ЗРК определяет порядок размещения инженерных сооружений, имеющих государственное или местное значение, а также порядок ограниченного пользования земельными участками для иных общественно полезных целей.

Так, в силу части 1 статьи 4 Закона N 74-ЗРК публичный сервитут устанавливается на основании решения соответствующего органа местного самоуправления поселения (городского округа), а в случаях размещения объектов государственного значения, предусмотренных целевыми государственными программами, объединенной укрупненной схемой размещения объектов федерального и регионального значения на территории Республики Крым, градостроительной документацией, действующей до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ, и документами территориального планирования Республики Крым, утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации, - исполнительного органа государственной власти Республики Крым, уполномоченного Советом министров Республики Крым.

Под инженерными сооружениями, имеющими государственное или местное значение (далее - инженерные сооружения), в Законе N 74-ЗРК понимаются водопроводы и водозаборы, нефтепроводы, газопроводы и иные трубопроводы, линии электропередач, сооружения связи, линии теплоснабжения, канализация, объекты недропользования и им подобные сооружения, а также все прочие сооружения, неотрывно связанные с ними, которые:

1)указаны в документах территориального планирования в качестве объектов государственного или местного значения;

2)предусмотрены правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, градостроительной документацией, утвержденными до 21 марта 2014 года;

3)предусмотрены целевыми государственными или региональными программами;

4)необходимы для обеспечения услуг неопределенному кругу лиц на условиях публичного договора;

5)необходимы для обеспечения выполнения задач в области обороны Российской Федерации (статья 1 Закона N 74-ЗРК).

Под объектами местного значения пункт 20 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) понимает объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов.

Виды объектов местного значения муниципального района, поселения, городского округа в указанных в пункте 1 части 3 статьи 19 и пункте 1 части 5 статьи 23 настоящего Кодекса областях, подлежащих отображению на схеме территориального планирования муниципального района, генеральном плане поселения, генеральном плане городского округа, определяются законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на развитие муниципальных районов, поселений, городских округов.

Таким образом, из вышеприведенных норм права следует, что общая специфика публичных сервитутов заключается в том, что их установление обусловлено не интересами конкретного собственника земельного участка, а общественными интересами (социальными потребностями) и не связано непосредственно и исключительно с нуждами соседнего земельного участка.

По мнению судебной коллегии, судом первой инстанции обоснованно отмечено, что из Пояснительной записки к проекту Закона Республики Крым "О размещении инженерных сооружений" также усматривается, что необходимость его принятия связана с тем, что вхождение Республики Крым в состав Российской Федерации обусловило необходимость срочного строительства новых инженерных сетей и связанных с ними объектов, в том числе линий электропередачи, водовода питьевого водоснабжения и других объектов, необходимых для обеспечения жизнедеятельности населения республики, что требовало оперативного решения вопросов оформления прав на земельные участки.

В рассматриваемом случае материалы дела свидетельствуют об отсутствии таких целей.

Апелляционная инстанция исходит из того, что установленное статьями 2, 2.1, 2.2, 2.3 Закона N 2395-1 разграничение участков недр на федеральные, резервные и местного значения направлено на реализацию совместного владения, пользования и распоряжения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации недрами, а также разграничение полномочий органов Федеральной власти и субъектов Российской Федерации в сфере использования и охраны недр. Какие-либо признаки, указывающие на то, что данная территория (участок недр местного значения) необходима для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и/или оказывает существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципального районов, поселений, городских округов, а равно, что Общество привлечено к осуществлению таких функций, отсутствуют.

Более того, Закон N 68-ЗРК/2015, определяя виды объектов местного значения муниципального района, поселения, городского округа на территории Республики Крым, не упоминает объекты недропользования.

Действующие Правила землепользования и застройки муниципального образования не относят вышеуказанное месторождение полезных ископаемых к объектам местного значения, указывая, что названное месторождение находится в зоне с особыми условиями использования территории, а именно: месторождения твердых полезных ископаемых и углеводородного сырья.

Таким образом, учитывая, что рассматриваемое месторождение не относится к объектам местного значения, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что цели установления публичного сервитута ООО "Крымгеопром" для размещения объекта недропользования и его неотъемлемых принадлежностей, расположенных по адресу: Республика Крым, Ленинский район, Багеровский сельский совет не соответствовали целям, предусмотренным Законом N 74-ЗРК, что в силу прямого пункта 2 статьи 7 данного Закона является основанием для прекращения публичного сервитута.

Более того, судом первой инстанции обоснованно принято во внимание, что спорный публичный сервитут зарегистрирован в ЕГРН и расположен в пределах земельных участков с кадастровыми номерами , , , категории земель сельскохозяйственного назначения, для которых в целях недропользования действующим законодательством предусмотрен обязательный перевод земли в иную категорию.

Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости, земельный участок, расположенный по адресу: Республика Крым, Ленинский район, Багеровский сельский совет, за границами населенного пункта, площадью 65933 +/- 180 кв.м., имеет кадастровый номер – , статус записи об объекте недвижимости: сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные», категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования – сельскохозяйственное использование, сведения о правообладателе отсутствуют (т.2 л.д. 155-158).

Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости, земельный участок, расположенный по адресу: Республика Крым, Ленинский район, Багеровский сельский совет, за пределами населенного пункта, площадью 1952674 кв.м., имеет кадастровый номер – , статус записи об объекте недвижимости: сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные», категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования – сельскохозяйственное использование, сведения о правообладателе отсутствуют (т.2 л.д. 141-144).

Из сообщения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 11.02.2022г. следует, что запись кадастрового номера внесена в ЕГРН 11.01.2021г. как сведения о части земельного участка с кадастровым номером , площадью 616472 кв.м., на основании заявления администрации Багеровского сельского совета об установлении границ публичного сервитута.

В статье 1 Земельного кодекса Российской Федерации закреплены основные принципы земельного законодательства, среди которых названы приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества; деление земель по целевому назначению на категории; сочетание интересов общества и законных интересов граждан.

Согласно статье 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту.

Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей (часть 1 статьи 78 ЗК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 78 ЗК РФ использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства, реконструкции дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, и использование таких земельных участков и (или) земель для строительства, реконструкции, капитального или текущего ремонта, эксплуатации сооружений, указанных в пп. 1 ст. 39.37 ЗК РФ, на основании публичного сервитута осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.

В силу п. 4 ст. 78 ЗК РФ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с нуждами сельского хозяйства и сельскохозяйственным производством, за исключением строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов в соответствии с п. 2 настоящей статьи и осуществления деятельности, предусмотренной п. 3 настоящей статьи.

В части 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002г. № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в числе основных принципов оборота земель сельскохозяйственного назначения указано на сохранение их целевого использования.

Согласно п. 8 ст. 7 Федерального закона от 21.12.2004г. № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях.

Частью 2 статьи 5 Закона N 74-ЗРК установлено, что изменения категории земель и обслуживающего земельного участка и (или) его разрешенного использования для осуществления деятельности, для обеспечения которой установлен публичный сервитут, не требуется.

В силу пункта 3 статьи 7 указанного закона публичный сервитут не устанавливается, если деятельность, осуществляемая в соответствии с публичным сервитутом, повлечет долговременную невозможность использования всего обслуживающего земельного участка (три месяца - для земельных участков, предназначенных для жилищного, в том числе индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, дачного строительства, один год - для иных земельных участков).

Аналогичное правило предусмотрено подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.44 ЗК РФ, согласно которому в установлении публичного сервитута должно быть отказано, если осуществление деятельности, для обеспечения которой испрашивается публичный сервитут, а также вызванные указанной деятельностью ограничения прав на землю повлекут невозможность использования или существенное затруднение в использовании земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества в соответствии с их разрешенным использованием в течение более чем трех месяцев в отношении земельных участков, предназначенных для жилищного строительства, (в том числе индивидуального жилищного строительства), ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, или одного года в отношении иных земельных участков.

Таким образом, правовые основания для установления на земельных участках из земель сельскохозяйственного назначения, - публичного сервитута для целей недропользования изначально отсутствовали.

Довод ответчика о возможности такого использования на основании п. 11 ст. 23 ЗК РФ, ч. 2 ст. 5 Закона Республики Крым от 15.09.2014 №74-ЗРК, по мнению суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции, является несостоятельным, поскольку с учетом установленных по делу обстоятельств, указанные нормы в данном случае неприменимы.

Судом первой инстанции установлено, что на данный момент ответчиком проводятся работы по разработке месторождения полезных ископаемых, в том числе земляные работы с самовольным снятием и перемещением плодородного слоя сельскохозяйственных угодий, что установлено проведенной проверкой с привлечением специалистов Южного межрегионального Управления Россельхознадзора.

Постановлением и.о. заместителя начальника отдела земельного надзора Южного межрегионального Управления Россельхознадзора от 15.07.2021, оставленным без изменений решением Ленинского районного суда Республики Крым от 10.03.2022 по делу №12-2/2022, генеральный директор ООО «Крымгеопром» - ФИО3 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о начале работ по разработке месторождения полезных ископаемых, несмотря на то, что вид разрешенного использования и категория земельных участков, на которых установлен публичный сервитут, не изменены.

Из вышеуказанных нормативных положений следует, что земельный участок сельскохозяйственного назначения может быть использован для добычи полезных ископаемых лишь после перевода данного участка из указанной категории. До этого момента его правовой режим использования в силу статей 42, 78 Земельного кодекса Российской Федерации ограничен его целевым назначением.

Использование земель сельскохозяйственного назначения для целей, не установленных в статье 78 Земельного кодекса Российской Федерации, не допускается. Перечень способов использования земель сельскохозяйственного назначения без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий является исчерпывающим и не содержит возможности его расширительного толкования.

Таким образом, вопреки выводам суда апелляционной инстанции земельным законодательством не предусмотрено использование земель сельскохозяйственного назначения на период добычи полезных ископаемых без перевода данных земель в земли соответствующей категории, независимо от того, по какой причине этот перевод не произведен и или не может быть произведен.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается с доводом прокурора о том, что единственным способом защиты, соответствующим содержанию нарушенного права и характеру нарушения, является запрет на проведение работ, связанных с разработкой ООО «Крымгеопром» Восточно-Багеровского месторождения песков и добычу полезных ископаемых до получения правоустанавливающих документов на земельный участок с видом разрешенного использования – земли промышленности и целевым назначением недропользование в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации, полагая, что такой способ будет способствовать защите нарушенных земельных прав.

С учетом вышеизложенных положений закона и разъяснений относительно его применения, принимая во внимание фактические обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

В связи с установленными обстоятельствами дела, доводы апеллянта о том, что оспариваемый публичный сервитут не нарушает ни права неопределенного круга лиц, ни интересов Российской Федерации, не состоятельны.

С выводом суда первой инстанции соглашается и судебная коллегия, доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене или изменению решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.

При принятии по делу решения, суд первой инстанции правильно установил правоотношения сторон и обстоятельства, имеющие значение для дела, представленным доказательствам дал надлежащую правовую оценку, нормы материального права судом применены и истолкованы верно. При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, вынесенного с соблюдением норм материального и процессуального права.

Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Ленинского районного суда Республики Крым от 26 апреля 2022 года оставить без изменений, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Крымгеопром» в лице генерального директора ФИО3 – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через Ленинский районный суд Республики Крым.

Председательствующий судья: Подобедова М.И.

Судьи: Басараб Д.В.

ФИО4

Мотивированное апелляционное определение составлено 14.09.2022.