№ 11-12111/2020 Судья Дуплякина А.А.
Дело № 2-1368/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 декабря 2020 года г.Челябинск
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Давыдовой В.Е.,
судей Чиньковой Н.В., Тетюева С.В.,
при секретаре Перепечиной В.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Хариной Е. В., Армяниновой А. А.ьевны, Армянинова В. Н., Голованова С. А., Гусева А. А., Дроновой Н. И., Дронова С. П., Заболотских О. А., Зарянкина Е. А., Зарянкиной О. И., Ильковой А. А.дровны, Казака И. С., Молодкиной М. А., Печеневой Е. А., Самарцевой Г. С., Сафронова С. А., Скалева И. Н., Скрипко Э. В., Совкова В. Н., Тимофеева И. В., Худяковой Е. С., Цибинова Д. В., Юдина А. А., Юхмина В. А. на решение Сосновского районного суда <адрес> от 17 августа 2020 года
по иску Хариной Е. В., Армяниновой А. А.ьевны, Армянинова В. Н., Голованова С. А., Гусева А. А., Дроновой Н. И., Дронова С. П., Заболотских О. А., Зарянкина Е. А., Зарянкиной О. И., Ильковой А. А.дровны, Казака И. С., Молодкиной М. А., Печеневой Е. А., Самарцевой Г. С., Сафронова С. А., Скалев И.Н., Скрипко Э. В., Совкова В. Н., Тимофеева И. В., Худяковой Е. С., Цибинова Д. В., Юдина А. А., Юхмина В. А. к администрации Краснопольского сельского поселения Сосновского муниципального района <адрес>, администрации Сосновского муниципального района <адрес> о возложении обязанности построить автомобильные дороги общего пользования местного значения.
Заслушав доклад судьи Чиньковой Н.В. по обстоятельствам дела и доводам апелляционной жалобы, объяснения истцов Ильковой А.А., Хариной Е.В., представителя истца Хариной Е.В. – Червяковой Ю.Г., поддержавших доводы апелляционной жалобы, пояснения представителей ответчиков администрации Краснопольского сельского поселения – Халиковой Э.Р., администрации Сосновского муниципального района Аюповой Г.И. о правомерности решения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Харина Е.В., Армянинова А.А., Армянинов В.Н., Голованов С.А., Гусев А.А., Дронова Н.И., Дронов С.П., Заболотских О.А., Зарянкин Е.А., Зарянкина О.И., Илькова А.А., Казак И.С., Молодкина М.А., Печенева Е.А., Самарцева Г.С., Сафронов С.А., Скалев С.Н., Скрипко Э.В., Совков В.Н., Тимофеев И.В., Худякова Е.С., Цибинов Д.В., Юдин А.А., Юхмин В.А. обратились в суд с иском к администрации Сосновского муниципального района <адрес>, администрации Краснопольского сельского поселения Сосновского муниципального района <адрес> об обязании в течении 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда построить автомобильные дороги общего пользования местного значения с твердым покрытием в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, действующими строительными нормами и правилами, по всей протяженности улиц <адрес> в <адрес>.
В обоснование исковых требований указано, что истцы являются собственниками жилых домов и земельных участков, расположенных на <адрес>, <адрес> в <адрес>. Указанные улицы представляют собой полевые дороги, имеющие грунтовое покрытие, проезд по ним затруднителен, а при неблагоприятных погодных условиях невозможен. На обращения истцов по факту отсутствия дорог органом местного самоуправления даны ответы об отсутствии финансирования. Бездействие ответчиков нарушает требования закона о безопасности дорожного движения, создает угрозу жизни, здоровью и имуществу истцов, ущемляет их права.
Истец Харина Е.В., ее представитель Червякова Ю.Г. в суде первой инстанции исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика администрации Краснопольского сельского поселения Сосновского муниципального района <адрес>Кукин А.А. в суде первой инстанции возражал против удовлетворения исковых требований.
Истцы Армянинова А.А., Армянинов В.Н., Голованов С.А., Гусев А.А., Дронова Н.И., Дронов С.П., Заболотских О.А., Зарянкин Е.А., Зарянкина О.И., Илькова А.А., Казак И.С., Молодкина М.А., Печенева Е.А., Самарцева Г.С., Сафронов С.А., Скалев С.Н., Скрипко Э.В., Совков В.Н., Тимофеев И.В., Худякова Е.С., Цибинов Д.В., Юдин А.А., Юхмин В.А., представитель ответчика администрации Сосновского муниципального района <адрес>, прокурор <адрес> в суде первой инстанции участия не приняли.
Суд первой инстанции принял решение, которым в удовлетворении иска отказал.
В апелляционной жалобе истцы полагают, что решение суда подлежит отмене. Указывают, что улицы представляют собой полевые дороги, проезд, в том числе, спецтехники, по ним затруднителен, подобные обстоятельства делают невозможным проживание на земельных участках и использование недвижимого имущества по прямому назначению. Считают, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в <адрес> относится к полномочиям администрации Краснопольского сельского поселения и администрации Сосновского муниципального района. Образованные более 10 лет назад земельные участки до сих пор проездами и дорогами не обеспечены. Бездействие местной администрации и органов местного самоуправления ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, поскольку не позволяет обеспечить проезд строительной техники, машин «Скорой помощи», пожарной техники, других аварийных и экстренных служб. Полагают, что незаконность действий ответчиков подтверждается ответом из прокуратуры <адрес>, полученным после вынесения решения суда. Ссылаясь на позиции Конституционного суда Российской Федерации относительно компетенции органов местного самоуправления и финансирования полномочий, считают, что заявленные требования должны быть удовлетворены. Отмечают, что в материалах дела отсутствует соглашение от 09 января 2019 года, на которое суд ссылается в решении, согласно которому администрации Краснопольского сельского поселения передана часть полномочий в области дорожной деятельности, за исключением деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, в связи с чем, не представляется возможным установить является ли администрация Краснопольского сельского поселения надлежащим ответчиком по делу. Ссылаются также на то, что в материалах дела имеется письмо администрации Сосновского муниципального района от 09 октября 2019 года, в котором указано, что организация дорожной деятельности в отношении автодорог местного значения осуществляется администрацией Краснопольского сельского поселения. Выражают несогласие с выводом суда о том, что администрация Краснопольского сельского поселения является ненадлежащим ответчиком по делу.
В возражениях на апелляционную жалобу администрация Сосновского муниципального района <адрес> считает решение суда законным и обоснованным, отмене не подлежащим.
Истцы Армянинова А.А., Армянинов В.Н., Голованов С.А., Гусев А.А., Дронова Н.И., Дронов С.П., Заболотских О.А., Зарянкин Е.А., Зарянкина О.И., Казак И.С., Молодкина М.А., Печенева Е.А., Самарцева Г.С., Сафронов С.А., Скалев С.Н., Скрипко Э.В., Совков В.Н., Тимофеев И.В., Худякова Е.С., Цибинов Д.В., Юдин А.А., Юхмин В.А., третье лицо прокурор <адрес> не приняли участия в суде апелляционной инстанции, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на официальном сайте Челябинского областного суда в сети Интернет. В связи с чем, на основании части 2.1 статьи 113, статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В Российской Федерации отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности регулирует Федеральный закон от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии со статьей 13 указанного выше Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В статье 1 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ дано определение дорожной деятельности, под которой понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно указанной выше статьи автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В силу пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района в целях обеспечения безопасности дорожного движения; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального района. Ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истцы являются собственниками жилых домов и земельных участков, расположенных на <адрес>, <адрес> в <адрес>.
Харина Е.В. является собственником земельного участка по адресу: <адрес>, участок по генплану № на основании договора купли-продажи от 14 мая 2019 года, право собственности зарегистрировано 20 мая 2019 года;
Армянинова А.А. является собственником земельного участка по адресу: <адрес>, участок по генплану № на основании договора купли-продажи от 31 августа 2017 года, право собственности зарегистрировано 05 сентября 2017 года;
Армянинов В.Н. является собственником земельного участка по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи от 18 сентября 2014 года, право собственности зарегистрировано 18 сентября 2014 года;
Голованов С.А. является собственником земельного участка по адресу: <адрес>, участок по генплану № на основании договора купли-продажи от 27 ноября 2012 года, соглашения от 26 мая 2016 года, право собственности зарегистрировано 01 июня 2016 года;
Гусев А.А. является собственником земельного участка по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи от 23 июня 2009 года;
Дронова Н.И., Дронов С.П. являются собственниками земельного участка по адресу: <адрес>, участок по генплану № на основании договора купли-продажи от 22 июня 2011 года, право собственности зарегистрировано 05 июля 2011 года;
Заболотских О.А. является собственником земельного участка по адресу: <адрес>, участок по генплану № на основании постановления Главы Краснопольского сельского поселения <адрес> №№ от 20 сентября 2005 года о передаче земельного участка в собственность под строительство индивидуального жилого дома;
Зарянкин Е.А., Зарянкина О.И. являются собственниками жилого дома по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи от 21 сентября 2018 года, право собственности зарегистрировано 25 сентября 2018 года;
Илькова А.А. является собственником земельного участка по адресу: <адрес>, участок по генплану №а, право собственности зарегистрировано 29 июля 2016 года;
Казак И.С. является собственником земельного участка по адресу: <адрес>, участок по генплану № на основании договора купли-продажи земельного участка №-зем от 21 июля 2014 года;
Молодкина М.А., Цибинов Д.В. являются собственниками жилого дома и земельного участка по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи от 21 сентября 2018 года, право собственности зарегистрировано 25 сентября 2018 года;
Печенева Е.А. является собственником доли в праве на жилой дом и земельный участок по адресу: <адрес> на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 19 декабря 2018 года, право собственности зарегистрировано 12 апреля 2019 года;
Самарцева Г.С. является собственником жилого дома по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи земельного участка и объекта незавершенного строительства от 24 мая 2017 года, право собственности зарегистрировано 08 июня 2017 года;
Сафронов С.А. является собственником земельного участка по адресу: <адрес>, участок по генплану № на основании постановления главы Администрации Сосновского муниципального района <адрес>№ от 23 августа 2011 года, договора купли-продажи земельного участка 1569/2011-зем от 23 августа 2011 года;
Скалев С.Н. является собственником жилого дома по адресу: <адрес>, право собственности зарегистрировано 28 февраля 2018 года;
Скрипко Э.В. является собственником земельного участка по адресу: <адрес>, участок по генплану № на основании постановления администрации Сосновского муниципального района <адрес>№ от 31 декабря 2009 года, право собственности зарегистрировано 10 апреля 2012 года;
Совков В.Н. является собственником земельного участка по адресу: <адрес>, участок по генплану № на основании договора купли-продажи от 06 марта 2014 года, право собственности зарегистрировано 13 марта 2014 года;
Тимофеев И.В. является собственником земельного участка по адресу: <адрес>, участок по генплану № на основании договора купли-продажи от 05 ноября 2014 года, право собственности зарегистрировано 06 марта 2015 года;
Худякова Е.С. является собственником жилого дома по адресу: <адрес> (участок по генплану №), право собственности зарегистрировано 19 ноября 2019 года;
Юдин А.А. является собственником жилого дома по адресу: <адрес>, право собственности зарегистрировано 31 января 2019 года;
Юхмин В.А. является собственником земельного участка по адресу: <адрес>, участок по генплану № на основании договора купли-продажи от 03 апреля 2014 года, право собственности зарегистрировано 07 апреля 2014 года (том 1 л.д. 29-74).
Согласно перечню автомобильных дорог общего пользования местного значения Краснопольского сельского поселения, утвержденного постановлением от 30 декабря 2019 года № 314, в <адрес> имеются грунтовые автомобильные дороги по <адрес>, Омская, Раздольная (том 3 л.д. 40).
Обратившись в суд с настоящим иском о возложении на органы местного самоуправления обязанности построить автомобильные дороги, истцы указали, что улицы, на которых расположены принадлежащие им земельные участки и жилые дома (<адрес>), представляют собой полевые дороги, имеющие грунтовое покрытие. Проезд по таким дорогам затруднителен, при неблагоприятных погодных условиях становится невозможным, поскольку дорогу размывает и подтопляет (том 1 л.д. 18, 19). В связи с данной ситуацией истцы неоднократно обращались в различные органы, однако вопрос строительства дорог не разрешен.
Из ответов на обращение истцов Хариной Е.В. и Ильковой А.А. администрацией Сосновского муниципального района <адрес> в письмах от 16 ноября 2018 года № 6591, от 09 октября 2019 года № 8752, от 14 октября 2019 года № 8829, от 16 апреля 2020 года № 953 следует, что осуществление полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется администрацией Краснопольского сельского поселения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых администрацией Сосновского муниципального района. Для ремонта дорог в <адрес> требуется проектно-сметная документация, положительное заключение государственной экспертизы по конкретной дороге и землеотведение. При наличии указанных документов объект дорожного строительства включается в заявку на получение субсидий из бюджета <адрес> для выполнения строительно-монтажных работ. Для строительства проектно-изыскательских работ, строительства и ремонта дорог в бюджете Сосновского муниципального района собственных средств нет. В случае определения дополнительного источника финансирования будет рассмотрена возможность их направления на проведение указанных работ (том 1 л.д. 23, 24, 25, 26).
Ответ аналогичного содержания на обращение Хариной Е.В. дан и Министерством дорожного хозяйства и транспорта <адрес> (л.д. 58 том 2).
В соответствии с Уставом Сосновского муниципального района <адрес>, к вопросам местного значения муниципального района отнесены составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (том 2 л.д. 194-221).
09 января 2019 года между администрацией Краснопольского сельского поселения Сосновского муниципального района и администрацией Сосновского муниципального района <адрес> заключено соглашение №, согласно пункту 1.2 которого администрация Сосновского муниципального района <адрес> передает администрации Краснопольского сельского поселения Сосновского муниципального района полномочия по вопросу организации в границах населенных пунктов Краснопольского сельского поселения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Передача осуществления полномочий осуществляется за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Сосновского муниципального района в бюджет Краснопольского сельского поселения (п. 2.1).
При этом как следует, из приложений к указанному соглашению, денежные средства предоставлялись администрации Краснопольского сельского поселения Сосновского муниципального района на обустройство пешеходного перехода в <адрес><адрес>, на ямочный ремонт дорог (том 3 л.д. 43-56).
09 января 2020 года между администрацией Краснопольского сельского поселения Сосновского муниципального района и администрацией Сосновского муниципального района <адрес> заключено соглашение №, согласно пункту 1.2 которого администрация Сосновского муниципального района <адрес> передает администрации Краснопольского сельского поселения Сосновского муниципального района полномочия по вопросу организации в границах населенных пунктов Краснопольского сельского поселения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (за исключением деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог), обеспечение безопасности на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельского поселения (том 3 л.д. 6-11).
Таким образом, полномочиями по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог местного значения наделена администрация Сосновского муниципального района <адрес>.
Суд первой инстанции, придя к выводу о том, что деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог отнесена к ведению администрации района, счел, что оснований для возложения на администрацию Краснопольского сельского поселения Сосновского муниципального района <адрес> обязанности построить автомобильные дороги не имеется, в удовлетворении иска к указанному ответчику отказал.
Отказывая в удовлетворении исковых требований к администрации <адрес>, суд исходил из того, что возложение на администрацию <адрес> вышеуказанной обязанности, является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения, в пределах предоставленных законодательством полномочий, в том числе в рамках осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
У судебной коллегии нет оснований не соглашаться с указанными выводами, поскольку они основаны на правильно установленных обстоятельствах, а также собранных по делу доказательствах, которым дана правильная и надлежащая оценка в соответствии с положениями статьями 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы истцов о несогласии с решением суда, ссылки на необходимость возложения на ответчиков обязанности по строительству автомобильной дороги в поселке <адрес> подлежат отклонению судебной коллегией.
В соответствии с подпунктами 1 и 5 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу положений статьи 14 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основании документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ.
В соответствии с частями 4, 5 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации реализация схемы территориального планирования муниципального района осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами, утвержденными местной администрацией муниципального района и реализуемыми за счет средств местного бюджета, или нормативными правовыми актами местной администрации муниципального района, или в установленном местной администрацией муниципального района порядке решениями главных распорядителей средств местного бюджета, или инвестиционными программами организаций коммунального комплекса. Реализация генерального плана поселения, генерального плана городского округа осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами, утвержденными местной администрацией поселения, местной администрацией городского округа и реализуемыми за счет средств местного бюджета, или нормативными правовыми актами местной администрации поселения, местной администрации городского округа, или в установленном местной администрацией поселения, местной администрацией городского округа порядке решениями главных распорядителей средств местного бюджета, программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программами комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов и (при наличии) инвестиционными программами организаций коммунального комплекса.
Как следует из части 5 статьи 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Постановлением администрации Сосновского муниципального района <адрес>№ от 29 июня 2017 года «О районной программе «Развитие сети автомобильных дорог в Сосновском муниципальном районе на 2017-2022 годы» утверждена районная программа «Развитие сети автомобильных дорог в Сосновском муниципальном районе на 2017-2022 годы».
Постановлением администрации Сосновского муниципального района <адрес>№ от 29 сентября 2020 года «О внесении изменений в постановление администрации Сосновского муниципального района <адрес> от 29 июня 2017 года №» утверждены изменения в программу «Развитие сети автомобильных дорог в Сосновском муниципальном районе на 2017-2022 годы» (том 2 л.д. 222).
Перечнем мероприятий Программы «Развитие сети автомобильных дорог в Сосновском муниципальном районе на 2017-2022 годы», с учетом указанных изменений, не предусмотрено строительство автомобильных дорог на <адрес>, <адрес> в <адрес> (том 2 л.д. 222-235).
Из выше изложенного следует, что строительство автомобильных дорог предполагает соблюдение последовательности определенных этапов, возможно только в рамках разработанной компетентными органами программы, на выполнение мероприятий которой в бюджете планируются соответствующие расходы.
Из ответа администрации Краснопольского сельского поселения на запрос судебной коллегии следует, что <адрес>, <адрес> в <адрес> в летнее время по необходимости грейдируются, в зимнее время – очищаются от снега, в подтверждение чего представлены копии договоров на выполнение работ по чистке снега, путевой лист (том 3 л.д. 57-69).
Указанные обстоятельства не оспаривались в суде апелляционной инстанции истцами Хариной Е.В. и Ильковой А.А.
Решением Совета депутатов Краснопольского сельского поселения Сосновского муниципального района <адрес>№ от 23 декабря 2019 года утвержден перечень земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования «Краснопольское сельское поселение», передаваемых в собственность «Сосновский муниципальный район», предназначенных для размещения автомобильных дорог местного значения, в том числе земельные участки, представляющие собой часть автомобильной дороги по <адрес> в д. <адрес> (земельные участки с КН №,№,№) (л.д. 1, 21 том3).
Проанализировав обстоятельства настоящего дела и доказательства, представленные в материалы дела, судебная коллегия, вопреки доводам апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований полагать, что администрация Сосновского муниципального района при выполнении своих полномочий в области организации дорожной деятельности в отношении дорог местного значения в границах населенного пункта <адрес> бездействовала или действовала неправомерно, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.
Несогласие истцов с выводом суда первой инстанции о вмешательстве в компетенцию ответчика заявленными требованиями, не свидетельствует об их ошибочности.
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (статья 12 Конституции Российской Федерации).
Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (статья 130 Конституции Российской Федерации). В силу части первой статья 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
Соблюдение органом местного самоуправления последовательности запланированных действий по поэтапному осуществлению дорожного строительства в населенном пункте с учетом очередности такого обеспечения отдельных территорий в границах сельского поселения и муниципального района согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, тогда как суд как орган судебной власти в рассматриваемом случае не вправе решать вопросы, относящиеся к компетенции органов местного самоуправления, и предопределять исход решения таких вопросов вне очереди (внепланово), к чему могло бы привести судебное решение об удовлетворении заявленных требований истцов.
Из установленных судом обстоятельств, подтвержденных письменными материалами дела, не следует, что орган местного самоуправления незаконно бездействует, следовательно, вопреки доводам апелляционной жалобы, правовые основания для судебного вмешательства и удовлетворения заявленных требований в настоящем случае отсутствуют.
Возложение в судебном порядке на органы местного самоуправления обязанностей по решению вопросов местного значения, для реализации которых законодателем предусмотрена конкретная процедура, противоречит принципиальным положениям ч. 2 ст. 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которым местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
При установленных выше обстоятельствах, ссылки истцов в апелляционной жалобе о том, что образованные более 10 лет назад земельные участки до сих пор проездами и дорогами не обеспечены, о том, что улицы представляют собой полевые дороги, и проезд по ним затруднителен, утверждения о том, что отсутствие дороги не позволяет обеспечить проезд строительной техники, машин «Скорой помощи», пожарной техники, других аварийных и экстренных служб, не влекут отмены решения суда, выводов суда не опровергают.
Указания на наличие в материалах дела письма администрации Сосновского муниципального района от 09 октября 2019 года, в котором указано, что организация дорожной деятельности в отношении автодорог местного значения осуществляется администрацией Краснопольского сельского поселения, подлежат отклонению по аналогичным, указанным выше, основаниям.
Утверждения о том, что незаконность действий ответчиков подтверждается ответом прокуратуры <адрес> являются не состоятельными.
Как усматривается из указанного ответа, должностными лицами прокуратуры в ходе проверки установлено, что органом местного самоуправления не решен вопрос о постановке на кадастровый учет земельных участков, занятых дорогами местного значения в д. <адрес> сельского поселения, не произведены работы по межеванию указанных земельных участков, в связи с чем, направлено представление в адрес Главы Сосновского муниципального района. Оснований для принятия дополнительных мер прокурорского реагирования не установлено (том 2 л.д. 143).
Таким образом, из указанного ответа не следует, что имеются основания для возложения на ответчиков обязанности по строительству автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства. Доводов, влекущих отмену решения суда, апелляционная жалоба не содержит. Решение суда законно и обоснованно, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сосновского районного суда <адрес> от 17 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Хариной Е. В., Армяниновой А. А.ьевны, Армянинова В. Н., Голованова С. А., Гусева А. А., Дроновой Н. И., Дронова С. П., Заболотских О. А., Зарянкина Е. А., Зарянкиной О. И., Ильковой А. А.дровны, Казака И. С., Молодкиной М. А., Печеневой Е. А., Самарцевой Г. С., Сафронова С. А., Скалёва Игоря Николаевича, Скрипко Э. В., Совкова В. Н., Тимофеева И. В., Худяковой Е. С., Цибинова Д. В., Юдина А. А., Юхмина В. А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи