ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1404/2021 от 31.03.2022 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

Судья Милошенко Н.В. Дело № 2-1404/2021

(суд первой инстанции)

Дело № 33-942/2022

(суд апелляционной инстанции)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

31 марта 2022 года г. Севастополь

Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда, в составе:

председательствующего судьи – Григоровой Ж.В.,

судей: Устинова О.И., Козуб Е.В.,

при секретаре – Дубравской А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Местной администрации города Инкерман на решение Балаклавского районного суда г. Севастополя от 17 ноября 2021 года по гражданскому делу по иску прокурора Балаклавского района г. Севастополя в интересах неопределенного круга лиц к Местной администрации города Инкермана, третьи лица: Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Департамент городского хозяйства города Севастополя о признании права муниципальной собственности на объекты недвижимости, обязании совершить определенные действия, заслушав доклад судьи Устинова О.И.,

установила:

прокурор Балаклавского района г. Севастополя обратился в суд с иском, в котором просил признать право муниципальной собственности города Инкермана внутригородского муниципального образования г. Севастополя на следующие объекты, приобретенные на основании муниципальных контрактов:

- спортивные площадки, расположенные в районе сквера у клуба <адрес>, сквера по <адрес> (за спортивной площадкой), сквера у клуба по <адрес> в пос. ГРЭС, сквера у клуба по <адрес> (муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ);

- спортивные и детские площадки по <адрес> и <адрес> (муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ);

- спортивные и детские игровые площадки по <адрес> в районе домов 2, 4, 6 (муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ).

Обязать Местную администрацию <адрес> внутригородского муниципального образования <адрес> включить вышеуказанные спортивные и детские игровые площадки в реестр объектов муниципальной собственности.

Заявленные требования мотивированы тем, что в 2020 году истцом проведена проверка соблюдения Местной администрацией города Инкермана (далее – Местная администрация) требований законодательства при реализации соглашений о предоставлении субвенций бюджету внутригородского муниципального образования для реализации отдельных полномочий. Истцом, в ходе проведения проверки установлено бездействие ответчике в виде непринятие мер по содержанию спортивных и детских игровых площадок, а также поддержанию их исправного состояния, что создает опасность жизни и здоровью граждан. Выявленные прокуратурой района нарушения являются основанием для обращения с иском в суд, в защиту неопределенного круга лиц о признании права муниципальной собственности на указанное имущество и обязании Местной администрации включить его в реестр объектов муниципальной собственности.

Решением Балаклавского районного суда г. Севастополя от 17 ноября 2021 года исковые требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение суда отменить.

Указывает, что объекты (детские и спортивные площадки), которые являются предметом иска, из федеральной собственности в муниципальную собственность не передавались, техническая документация, паспорта, сертификаты также не передавались, акт приема-передачи объектов не составлялся и не подписывался.

Передача земельных участков без государственной регистрации и кадастрового учета в муниципальную собственность законодательством не предусмотрена.

Элементы, расположенные на детских и спортивных площадках (комплексах), не могут быть приняты в муниципальную собственность, как имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, так как согласно статьям 9, 10 Закона города Севастополя от 3 декабря 2014 года № 103-ЗС «О местном самоуправлении в городе Севастополе» содержание, обустройство детских и спортивных площадок (комплексов) не отнесено к вопросам местного значения органов местного самоуправления в городе Севастополе.

Принять элементы, расположенные на спортивных и детских площадках в муниципальную собственность как имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий и включить их в реестр муниципального имущества не представляется возможным, поскольку порядок определения перечня подлежащих передаче в пользование либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, определяется Правительством Севастополя (статья 6 Закона города Севастополя от 29 декабря 2016 года № 314-ЗС «О наделении органов местного самоуправления в городе Севастополе отдельными государственными полномочиями города Севастополя», вместе с тем нормативно правовой акт города Севастополя, регулирующий данный вопрос, в настоящее время еще не принят.

Кроме того, детские и спортивные площадки не являются объектами капитального строительства, земельный участок под ними не сформирован, границы не определены, государственный кадастровый учет не производился, в связи с чем право собственности на данные сооружения как самостоятельный объект недвижимости не может возникнуть и они не могут быть включены в реестр как объекты недвижимости, поскольку таковыми не являются.

В настоящее время спортивные и детские площадки не отнесены к категории особо ценное недвижимое имуществ, закрепленного за автономными и бюджетными муниципальными учреждениями, в связи с чем не могут быть включены в реестр муниципального имущества.

Ответчик полагает, что включение в реестр муниципального имущества, указанных объектов, возможно исключительно при исполнении Департаментом городского хозяйства города Севастополя требований действующего законодательства по юридическому оформлению, указанных объектов с целью передачи их в муниципальную собственность или при условии издания соответствующего нормативного правового акта, который будет предусматривать соответствующие полномочия и дополнительное выделение бюджетных средств на юридическое оформление и содержание в дальнейшем указанных объектов ответчиком.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель Местной администрации города Инкермана – Дремова О.А., доводы апелляционной жалобы поддержала, просила удовлетворить.

Прокурор Махиня В.В. относительно доводов апелляционной жалобы возражала, просила оставить ее без удовлетворения.

Представители Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Департамента городского хозяйства города Севастополя в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом в соответствии с правилами статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

С учетом мнения стороны апеллянта, прокурора, в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Судебная коллегия, выслушав мнение представителя ответчика, прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов жалобы, приходит к следующему.

Судом установлено, что прокуратурой Балаклавского района г. Севастополя в 2020 году проведена проверка соблюдения Местной администрацией города Инкермана требований законодательства при реализации соглашений о предоставлении субвенций бюджету внутригородского муниципального образования для реализации отдельных полномочий.

Законом города Севастополя от 26.12.2017 № 393-СЗ «О бюджете города Севастополя на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» предусмотрено финансирование расходов местных бюджетов муниципальных образований в связи с реализацией в 2018 году органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий города Севастополя.

Департаментом городского хозяйства города Севастополя с Местной администрацией 31.03.2017 заключено соглашение № 10 о предоставлении субвенции бюджету внутригородского муниципального образования для реализации отельных государственных полномочий города Севастополя в соответствии с Законом города Севастополя от 29.12.2016 № 314-СЗ.

Предметом названного соглашения является предоставление Департаментом городского хозяйства города Севастополя в 2018 году из средств бюджета города Севастополя бюджету внутригородского муниципального образования субвенции, которая представляет собой целевые денежные средства, направляемые на реализацию отдельных государственных полномочий по выполнению мероприятий, предусмотренных статьей 1 Закона города Севастополя от 29.12.2016 № 314-СЗ (пункт1.2 соглашения).

Размер предоставляемой субвенции составляет 18 млн. 175.500 рублей (пункт 1.7 соглашения).

Условиями соглашения и последующих дополнений определен размер финансирования расходов Местной администрации по обустройству и содержанию спортивных и детских игровых площадок в 2018 году.

С целью реализации предоставленных отдельных полномочий и обеспечения социально-экономического развития города Инкермана Местной администрацией за счет средств субвенции в 2018 году заключены следующие муниципальные контракты по обустройству и содержанию детских игровых и спортивных площадок:

- муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный с ООО «Наша Семья», о выполнении работ по обустройству спортивных площадок общей стоимостью 443.000 рублей, расположенных по следующим адресам: сквер у клуба <адрес>, сквер <адрес> (за спортивной площадкой), сквер у клуба по <адрес> в пос. ГРЭС, сквер у клуба по <адрес>;

- муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный с ООО «Наша Семья», о выполнении работ по обустройству спортивных и детских площадок, стоимостью 111.000 рублей по <адрес> и <адрес>;

- муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный с индивидуальным предпринимателем Грушковым Ю.В., о выполнении работ по обустройству спортивных и детских игровых площадок стоимостью 892.000 рублей по <адрес> в районе домов 2, 4, 6.

Руководствуясь положениями Закона города Севастополя от 29 декабря 2016 года № 314-ЗС, статьями 35, 37 Закона города Севастополя от 30 декабря 2014 года № 102-ЗС, статей 62, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации, установив, что указанные спортивные и детские игровые площадки, обустроенные в рамках реализации отдельных государственных полномочий с целью удовлетворения социально-бытовых потребностей жителей муниципального округа и создания комфортной инфраструктуры города Инкермана, пришел к выводу, что в силу части 3 статьи 35 Закона города Севастополя от 30.12.2014 № 102-ЗС «О местном самоуправлении в городе Севастополе» указанные спортивные и детские игровые площадки могут находиться в муниципальной собственности.

При этом дав оценку заключенным Местной администрацией договорам о выполнении работ по обустройству спортивных и детских площадок с предприятием подрядчиком, руководствуясь положениями статей 218, 224, 720, 763 Гражданского кодекса Российской Федерации пришел к выводу, что данные договора являются основанием приобретения заказчиком права муниципальной собственности на завершенные и переданные в установленном порядке результаты работ.

В соответствии с частью 5 статьи 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, пункта 2 Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 августа 2011 года № 424, пункта 2.1 Положения о ведении реестра объектов муниципальной собственности, утвержденного решением Инкерманского городского Совета от 30 ноября 2016 года № 03/07 объекты муниципальной собственности подлежат включению в реестр муниципального имущества.

Поскольку прокуратурой района установлено, что в нарушение вышеуказанных требований законодательства Местной администрацией не обеспечено включение в реестр муниципальной собственности спортивных и детских игровых площадок, расположенных по адресам: сквер у клуба <адрес>, сквер <адрес> (за спортивной площадкой), сквер у клуба по <адрес> в пос. ГРЭС, сквер у клуба по <адрес> в районе домов 2, 4, 6, по <адрес> и <адрес>, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований также и в этой части.

При этом судом первой инстанции отмечено, что отсутствие данного имущества в реестре муниципальной собственности исключает финансирование за счет средств местного бюджета расходов по его содержанию и обеспечению безопасного технического состояния, а оспариванием ответчиком возникновение права муниципальной собственности на него, свидетельствует об уклонении от несения расходов по его содержанию и при непринятии мер по содержанию, а также поддержанию их исправного состояния создает опасность жизни и здоровью граждан.

Судебная коллегия с данными выводами соглашается. Судом правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по делу, установлены юридически значимые обстоятельства, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка в их совокупности.

Из содержания статьи 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, в том числе для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры.

В силу пунктов 12 и 14 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры; обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения;

Указанные в иске детские и спортивные площадки расположены в границах соответствующего публично-правового образования.

Местной администрацией с предприятиями – подрядчиками заключены договора о выполнении работ по обустройству спортивных и детских игровых площадок. Возникшие правоотношения регулируются положениями главы 7 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии частью 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации на основании государственного или муниципального контракта о выполнении подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

Таким образом, названные договоры о выполнении работ по обустройству спортивных и детских игровых площадок, заключенные Местной администрацией с предприятиями – подрядчиками, в соответствии со статьями 218, 224, 720, 763 Гражданского кодекса Российской Федерации являются основанием обретения заказчиком права муниципальной собственности на завершенные и переданные в установленном порядке результаты работ, в связи с чем данные объекты подлежат включению в реестр объектов муниципальной собственности для возможности осуществления содержания детских и спортивных площадок.

Доводы апелляционной жалобы о том, что указанные в иске объекты не являются объектами недвижимости, земельный участок под ними не сформирован, не поставлен на кадастровый учет, в связи с чем они не могут быть включены в реестр как объекты недвижимости, поскольку таковыми не являются, судебной коллегией отклоняются в силу следующего.

Основания и порядок приобретения прав на отдельные объекты из числа имущества общего пользования определяются земельным и гражданским законодательством. Учитывая принадлежность соответствующих объектов к недвижимым вещам, права на них согласно пункту 2 статьи 8.1, статье 219, пункту 2 статьи 223 и пункту 1 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 2 статьи 4 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» подлежат государственной регистрации и возникают с момента такой регистрации. В силу приведенных законоположений государственная регистрация прав на данные объекты завершает юридический состав, влекущий возникновение прав на объект недвижимости.

В силу изложенного выше, судебная коллегия полагает, что обстоятельства дела исследованы судом первой инстанции с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана правовая оценка, которая сомнений в своей правильности не вызывает. Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену либо изменение обжалуемого решения, не усматривается.

Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию Местной администрации города Инкермана, приведенную в суде первой инстанции, по существу аналогичны тем доводам, которые являлись предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую оценку, и сводятся к выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств по делу. Оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств судебная коллегия не усматривает, в связи с чем доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как необоснованные.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Балаклавского районного суда г. Севастополя от 17 ноября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Местной администрации города Инкермана – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в кассационном порядке.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 1 апреля 2022 года.

Председательствующий судья Ж.В. Григорова

Судьи: О.И. Устинов

Е.В. Козуб