Судья Щиголева Ю.В. Дело № 33-5753/2021 (№2-141/2021)
22RS0068-01-2020-004373-59
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Барнаул 10 августа 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Медведева А.А.,
судей Шторхуновой М.В., Назаровой Л.В.,
при секретаре Колесниченко Е.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы истца М.О.В., ответчика Комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула
на решение Центрального районного суда г.Барнаула от 17 февраля 2021 года по гражданскому делу
по иску М.О.В. к Комитету жилищно-коммунального хозяйства г. Барнаула о выкупе жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Назаровой Л.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
М.О.В. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, на основании договора дарения от 04.02.2020 г.
Заключением межведомственной комиссии от 21.09.2016 г. №39 указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу, в связи с чем собственникам были направлены уведомления.
Распоряжением администрации г. Барнаула от 29.09.2016 г. №226-р многоквартирный <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Собственникам помещений установлен срок выполнения работ по сносу дома до 21.09.2017 г.
В установленный срок снос дома не произведен, жильцы не расселены. Администрацией г. Барнаула принято постановление от 30.10.2017 г. №2183 об изъятии земельного участка и жилых помещений для муниципальных нужд.
До настоящего времени выкуп жилого помещения у М.О.В. не произведен.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец, с учетом уточнения исковых требований, просила изъять земельный участок и жилое помещение по адресу: <адрес>, путем выкуп, возложить обязанность на ответчика выплатить истцу выкупную стоимость жилого помещения в размере 1 948 410,24 руб., расходы на переезд 6 600 руб. в течение трех месяцев с момента вступления решения в законную силу, прекратить право собственности М.О.В. на указанную квартиру после выплаты возмещения в полном объеме, и признать право муниципальной собственности г. Барнаула на изымаемое жилое помещение.
Решением Центрального районного суда г.Барнаула от 17 февраля 2021 года исковые требования удовлетворены частично, постановлено:
изъять путем выкупа принадлежащее М.О.В. жилое помещение по адресу: <адрес>,
возложить обязанность на Комитет жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула выплатить М.О.В. возмещение за изымаемое жилое помещение по адресу: <адрес>, в сумме 1 514 018,97 руб., расходы в связи с переездом 6 600 руб. в течение 3 (трех) месяцев после вступления решения суда в законную силу,
прекратить право собственности М.О.В. на жилое помещение по адресу: <адрес>, после выплаты возмещения в полном объеме,
признать право муниципальной собственности муниципального образования городской округ г. Барнаула на жилое помещение по адресу: <адрес>, после выплаты возмещения в полном объеме,
взыскать с Комитета жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула в пользу М.О.В. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе истец М.О.В., просит решение суда изменить, настаивает, что площадь, необходимая для определения возмещения, должна включать вспомогательные помещения данного помещения и составить 30,1 кв.м, поскольку комната, изначально не имеющая санузла и иных помещений для бытовых нужд, не может расцениваться как квартира, в результате стоимость возмещения за изымаемое жилое помещение должна составлять 938080,65 рубля, а размер возмещения за непроизведенный капитальный ремонт - 677946,82 рубля, а всего - 1 616 027,47 рубля.
В апелляционной жалобе ответчик Комитет жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула (далее - Комитет ЖКХ г.Барнаула) просит решение суда отменить, в иске отказать. В обоснование доводов ссылается на постановление Правительства Алтайского края от 01.04.2019 № 106, которым утверждена краевая адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2019-2025 годы» (далее - Программа), в которую включен многоквартирный дом по <адрес>, переселение запланировано до 01.09.2025, поэтому обращение истца в суд с настоящим иском полагает преждевременным, права истца не нарушенными. Не согласен с выводом суда о неприменении по данному делу положений п.8.2. ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку истец приобрела право на спорное жилое помещение по договору дарения 04 февраля 2020 года, то есть после признания дома аварийным. Также полагает, что в размер возмещения за изымаемою недвижимость необоснованно включены расходы на переезд в размере 6 600 рублей, так как истец фактически их не понесла. В связи с этим, размер возмещения должен быть уменьшен, право на компенсацию за непроизведенный капитальный ремонт истец не имеет.
В судебном заседании апелляционной инстанции М.О.В. и ее представитель настаивали на удовлетворении своей жалобы, уточнив, что по делу следует учесть иной порядок расчетов суммы возмещения, при котором должна приниматься во внимание общая площадь жилых помещений в доме, в результате чего сумма возмещения должна быть выше, указанной первоначально в апелляционной жалобе. Возражали против жалобы ответчика.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом. Информация о времени и месте рассмотрения дела публично размещена на официальном сайте Алтайского краевого суда в сети интернет. Об уважительных причинах своей неявки не сообщили, об отложении разбирательства по делу не просили. С учетом положений ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, на основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила о рассмотрении дела при данной явке.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в соответствии с ч. 1 ст. 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - ГПК РФ) в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив данные доводы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством (часть 4 статьи 32 ЖК РФ).
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 6 статьи 32 ЖК РФ).
При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду (часть 7 статьи 32 ЖК РФ).
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).
В соответствии с частью 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в разделе 2 Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2014 (далее – Обзор судебной практики от 29.04.2014), выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным частью 7 статьи 32 ЖК РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт, расходы на переезд, оплату услуг агентства недвижимости по подбору жилого помещения, оформление договора купли-продажи иного жилого помещения. При возникновении спора о размере выкупной цены рыночная стоимость жилого помещения должна быть установлена по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Статьей 16 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрено, что за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, если он не был произведен им до приватизации гражданином жилого помещения в доме, требующем капитального ремонта.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2012 года, невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, является основанием для предъявления собственником жилого помещения требований о включении сумм компенсаций за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого помещения на основании части 7 статьи 32 ЖК РФ.
Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Закон о Фонде содействия реформированию ЖКХ) установлены правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан.
Согласно пункту 3 статьи 2 данного Закона под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 ЖК РФ. Статьей 16 указанного Закона предусмотрено, что региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 01.01.2019, она утверждается на период до 01.09.2025.
Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.
Средства Фонда, средства долевого финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов могут расходоваться в том числе на выплату гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии с частью 7 статьи 32 ЖК РФ.
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ во исполнение федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» национального проекта «Жилье и городская среда» постановлением Правительства Алтайского края №106 от 01.04.2019 утверждена краевая адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2019 - 2025 годы».
Целью Программы является создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан путем устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда.
Согласно части 4 Программы, реализация мероприятий проводится в том числе посредством выплат лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения, в соответствии со статьей 32 ЖК РФ.
Размер возмещения за изымаемое жилое помещение в аварийном многоквартирном доме, выплачиваемого гражданину, являющемуся собственником такого помещения, определяется в соответствии с частью 7 статьи 32 ЖК РФ и Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (пункт 5.1 Программы).
Частью 7 Программы предусмотрены способы переселения граждан из жилых помещений:
предоставление жилых помещений взамен изымаемых путем заключения договоров мены;
предоставление гражданам других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в связи с выселением в порядке, установленном статьями 86 и 89 Жилищного кодекса Российской Федерации;
выплата лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемое жилое помещение, в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики от 29.04.2014, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Закона о Фонде содействия реформированию ЖКХ имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп. В этом случае собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников при переселении из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями части 8 статьи 32 ЖК РФ и не может ограничивать право собственников на выплату выкупной стоимости до истечения установленного Программой срока при отсутствии намерения получить другое помещение взамен аварийного.
Иное предполагало бы, что сам факт включения аварийного дома в Программу является отсрочкой по всем обязательствам перед собственниками, что не отвечает целям реализации адресной программы.
Кроме того, из положений статьи 32 ЖК РФ не следует, что срок исполнения органом местного самоуправлением обязанности по выкупу жилья должен быть установлен правительственной программой.
Закон связывает возникновение данного обязательства исключительно с фактом признания дома аварийным и подлежащим сносу и принятием органом местного самоуправления решения об изъятии имущества для муниципальных нужд.
Судом установлены следующие фактические обстоятельства.
Истец М.О.В. на основании договора дарения от 04 февраля 2020 года является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Право собственности зарегистрировано в установленном порядке.
Согласно выписке из ЕГРН на <адрес>, площадь данного жилого помещения составляет 28,2 кв.м.
Заключением Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда № 39 от 21.09.2016 многоквартирный дом по <адрес> в <адрес> признан непригодным для проживания.
Распоряжением администрации г. Барнаула №226-р от 29.09.2016 многоквартирный <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Собственникам помещений установлен срок выполнения работ по сносу дома до 21.09.2017.
В установленный срок снос дома не произведен, жильцы не расселены.
30.10.2017 администрацией г. Барнаула принято постановление №2183 об изъятии у собственников многоквартирного <адрес> земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 22:63:020521:844, площадью 1685 кв.м. и жилых помещений в доме, в том числе квартиры №***, для муниципальных нужд.
Согласно краевой адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2019 – 2025 годы, утвержденной Постановлением Правительства Алтайского края №106 от 01.04.2019, жилой <адрес>, 1951 года постройки, включен в Перечень домов, признанных аварийными до 2017 года. Определена планируемая дата окончания переселения – до 01.09.2025.
Из материалов дела следует, что до настоящего времени право собственности истца на квартиру №*** в доме не прекращено, переселение из аварийного жилого помещения, выплата возмещения ответчиком не произведены. Собственник аварийного жилого помещения в качестве способа обеспечения жилищных прав выбрал выплату возмещения стоимости жилого помещения. Соглашения о предоставлении взамен аварийного другого помещения между истцом и ответчиком не достигнуто.
На основании ст. 2, 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», ст. 32, 86, 88 ЖК РФ, ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, применив разъяснения, изложенные в «Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014) суд пришел к выводу, что включение жилых помещений в региональную адресную программу расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников при переселении из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями ч. 8 ст. 32 ЖК РФ и не могут ограничивать право собственников на выплату выкупной стоимости, до истечения установленного программой срока, при отсутствии намерения получить другое помещение взамен аварийного. При этом из положений ст. 32 ЖК РФ не следует, что срок исполнения органом местного самоуправлением обязанности по выкупу жилья должен быть установлен правительственной программой.
В соответствии с заключением судебной экспертизы ФБУ «Алтайская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации» №1860/6-2 от 29.10.2020 установлено, что учитывая категорию технического состояния строительной конструкции дома (недопустимое), характеризующаяся снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, жилое помещение *** и помещения общего пользования дома, расположенного по адресу: <адрес>, не отвечают требованиям Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», при котором существует опасность для пребывания людей, эксплуатация возможна лишь при проведении охранных мероприятий.
Таким образом, жилой <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу заключением межведомственной комиссии 21.09.2016, включен в адресную программу по переселению только по истечении более 3 лет - 01.04.2019, срок переселения запланирован до 01.09.2025, то есть спустя 9 лет с момента признания дома аварийным.
Признав, что проживание в аварийном жилом помещении невозможно, поскольку оно создает опасность для жизни и здоровья истца, установленные краевой адресной программой сроки переселения из аварийного дома чрезмерно длительны, суд не признал факт включения аварийного дома в краевую адресную программу, основанием для отказа в иске М.О.В., отклонив доводы ответчика о его преждевременности.
Судебная коллегия с указанными выводами суда соглашается, отклоняя тем самым довод ответчика о преждевременности исковых требований М.О.В., поскольку включение дома в адресную программу по переселению из аварийного жилья на дату реализации истцом другого права, предоставленного законом и выбранного истцом, а именно на получение возмещения за изымаемое жилье, не влияет.
При разрешении спора суд также учел, что комната истцом приобретена по договору дарения 4 февраля 2020 года. Применив положения ч.3 ст. 35 Конституции Российской Федерации, суд пришел к выводу, что распространение положений ч.8.2 ст.32 ЖК РФ на правоотношения, в связи с изъятием жилого помещения, приобретенного после признания дома аварийным по безвозмездной сделке, не предусматривающей какую-либо оплату за приобретаемое помещение, привело бы к принудительному изъятию имущества без какого-либо возмещения собственнику, что противоречит конституционной норме. К гражданам, которые не понесли расходы на приобретение жилого помещения, не может быть применено ограничение по определению размера возмещения за изымаемое жилое помещение, установленное ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ.
При этом суд принял во внимание фактические обстоятельства по делу, а именно тот факт, что квартира до передачи ее в собственность истцу принадлежала её матери на основании договора купли-продажи от 25.12.2014. и изначально предназначалась для проживания истца, которая зарегистрирована в ней с 17.01.2015, то есть с момента приобретения родителями, фактически последующий договор дарения не изменил принадлежность объекта недвижимости членам одной семьи.
С учетом положений ст. 32 ЖК РФ, ст. 16 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» для установления рыночной стоимости комнаты, принадлежащей истцу, а также размера компенсации за не проведенный своевременно капитальный ремонт определением суда была назначена судебная экспертиза.
Согласно заключению судебной экспертизы ФБУ «Алтайская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации» №1860/6-2 от 29.10.2020
При этом техническое состояние конструктивных элементов по состоянию на 2017 год (66 лет эксплуатации) имел физический износ в размере 66%. На 2007 год физический износ конструктивных элементов и систем жилого дома составляет 56%. Техническое состояние конструктивных элементов на 2007 год оценивается как неудовлетворительное, то есть эксплуатация конструктивных элементов возможна лишь при условии значительного капитального ремонта. На дату проведения исследования с учетом признания дома аварийным на основании заключения специалиста строительно-технической экспертизы выполненного «СтройПроект» на 2016 год, состояние несущих конструктивных элементов аварийное, а несущий весьма ветхое. Ограниченное выполнение конструктивными элементами своих функций, эксплуатация возможна лишь по проведении охранных мероприятий или полной смены конструктивного элемента. Следовательно, невыполнение капитального ремонта на дату первой приватизации (2007 год) повлияло на снижение уровня надежности здания, повлекшего признание дома аварийным.
Рыночная стоимость комнаты, принадлежащей на праве собственности истцу, с учетом доли истцов в площади вспомогательных помещений (туалет, душ, коридоры и др.), стоимости доли в праве собственности на общее имущество в данном многоквартирном доме, включая земельный участок, на дату проведения экспертного исследования с учетом аварийности составляет 1 130 683,25 рубля.
Размер компенсации за не проведенный капитальный ремонт на дату первой приватизации в ценах на дату проведения исследования указан экспертом как 817 726,99 рубля.
Рыночная стоимость услуг по переезду из жилого помещения в пределах г.Барнаула с учетом работы грузчиков составляет: автотранспорт - 3 400 руб., грузчики – 3 200 руб.
Согласно заключению судебной экспертизы, поскольку в исследуемом жилом доме имеются жилые помещения и вспомогательные помещения, находящиеся за пределами жилых помещений и используемые для обслуживания более одного жилого помещения, то в соответствии с ч.1 ст. 7 ЖК РФ, по аналогии подлежат применению положения ст. 15, 16, 42 ЖК РФ, в общую площадь жилого помещения подлежат включению доля площади вспомогательных помещений жилого дома, используемых для обслуживания более одного жилого помещения. Таким образом, эксперт определил долю исследуемой комнаты от общей площади жилых помещений здания 3,79% = 28,2/743,5 х 100%, а также общую площадью вспомогательных помещений, приходящихся на квартиру истца 8,08 кв.м. = 213,4 х 3,79%/100%. Общая площадь комнаты с учетом вспомогательных помещений по выводам эксперта составила 36,28 кв.м. = 28,2 + 8,08.
При оценке данного доказательства суд учел, что согласно выписке из ЕГРН на <адрес>, площадь данного жилого помещения составляет 28,2 кв.м.
Из технического паспорта на дом по <адрес> от 02.06.2006 следует, что помещение *** представляет собой жилое помещение, включающее коридор 1,3 кв.м., жилую комнату 19,6 кв.м., кухню 4,1 кв.м., санузел совмещенный 3,0 кв.м., итого общая площадь 28 кв.м.
Согласно техническом паспорту на указанный многоквартирный дом, составленному на 02.03.2017, помещение ***, общей площадью 28,2 кв.м., включает коридор 1,3 кв.м., коридор 4,6 кв.м., жилую комнату 15,2 кв.м., кухню 4,2 кв.м., санузел совмещенный 2,9 кв.м., балкон. В доме имеются помещения туалета, душа, умывальника, которые находится в пользовании всех жильцов названого многоквартирного дома.
С учетом пояснений истца суд пришел к выводу, что фактически принадлежащее истцу жилое помещение – комната ***, переоборудовано до 2006 года в квартиру, отвечающую требованиям ч.3 ст. 16 ЖК РФ, в связи с чем распространение на жилое помещение истца правил определения площади, установленной для комнаты в коммунальной квартире необоснованно, поскольку спорное помещение таковым не является.
В связи с этим у эксперта истребован дополнительный расчет рыночной стоимости спорной квартиры и компенсации за не произведенный своевременно капитальный ремонт, выполненный без учета площади вспомогательных помещений, согласно которому рыночная стоимость жилого помещения – комнаты *** по адресу: <адрес> с учетом стоимости доли в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме, включая земельный участок, на дату экспертного исследования с учетом аварийности дома составляет 878 866 руб. руб. 25 коп., компенсация за не произведенный капитальный ремонт по состоянию на дату первой приватизации 2007г. составляет 635 152 руб. 72 коп.
Признав таковые результаты экспертных выводов верными, суд определил ко взысканию размер возмещения за изымаемое жилое помещение в сумме 1 514 018 руб. 97 коп., в том числе 878 866,25 руб. (рыночная стоимость) + 635 152,72 руб. (компенсация за капитальный ремонт), а также расходы на переезд (услуги грузчика и автотранспорт) с учетом объема заявленных требований в сумме 6 600 руб., возложив обязанность по выплате данных сумм на комитет ЖКХ г. Барнаула в течение трех месяцев с момента вступления решения в силу и обусловив прекращение права собственности истца на указанное жилое помещение и признание права муниципальной собственности на данное жилье. фактом производства оплаты. Соответственно удовлетворил исковые требования М.О.В. частично. Требования о возложении обязанности на ответчика изъять земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом, путем выкупа, суд посчитал основанием к основным требованиям, в связи с чем признал заявленными излишне.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами суда о наличии оснований для взыскания в пользу истца возмещения за жилое помещение, не соглашается с размером определенной судом компенсации за непроизведенный капитальный ремонт, поскольку принятый в итоге дополнительный расчет эксперта не соответствует положениям действующего жилищного законодательства.
При этом довод жалобы об общем размере помещения, который по мнению истца, должен быть учтен при расчете рыночной стоимости ее жилья, также отклоняется.
В силу части 5 статьи 15 ЖК РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Согласно статье 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната (часть 1).
Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (часть 2).
Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (часть 3).
Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире (часть 4).
Как указано выше согласно выписке из ЕГРН на жилое помещение *** по <адрес>, площадь данного жилого помещения составляет 28,2 кв.м. Указанное жилое помещение, как верно пришел к выводу суд, не является комнатой в коммунальной квартире в силу ч. 1 ст. 36, ч. 1 ст. 41, ч. 1, 2 ст. 42 ЖК РФ. Соответственно, вопреки доводам жалобы истца, расчет рыночной стоимости принадлежащего истцу жилого помещения следует производить из общей площади данного жилого помещения 28,2 кв.м.
Согласно техническому паспорту дома по состоянию на 02.03.2017, площадь дома 1 138,4 кв.м, общая площадь жилых помещений в доме 743,5 кв.м, в том числе жилая – 535,1 кв.м.
Здание многоквартирного дома двухэтажное коридорной системы (39 квартир и 50 жилых комнат).
Учитывая отсутствие сведений о наличии в спорном жилом доме общего имущества в виде обособленных помещений, которые могут быть оценены в качестве самостоятельных объектов, судебная коллегия полагает, что отдельно стоимость доли в общем имуществе (включая земельный участок) установлению не подлежала. Доля в праве на общее имущество не является самостоятельным объектом продажи (пункт 2 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации), следует судьбе жилого помещения, стоимость этой доли включается в рыночную стоимость помещения.
Поскольку ответчиком не оспаривается определенный экспертом размер компенсации за не проведенный своевременно капитальный ремонт (25 714 685,34 руб.) (Т.1 л.д.210 оборот) и определенная экспертом рыночная цена 1 кв.м аналогичного жилья (31 058,91 руб.) (Т.1 л.д.204 оборот), для установления которых требовались специальные познания, судебная коллегия считает возможным исходить из их размера, определенного экспертом в заключении.
В варианте №1 уточненного расчета эксперта рыночная стоимость жилого помещения - комнаты *** с учетом стоимости доли в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме, включая земельный участок, на дату экспертного исследования с учетом аварийности дома составляет 878866,25 рубля. (28,2 кв.м. х 31165,47 рубля =878866,25 рубля).
Размер компенсации за непроизведенный капитальный ремонт по состоянию на 2007 год (дата первой приватизации) в ценах на дату проведения исследования определен в сумме 635 152,72. (25 714 685,34 руб. х 2,47%), исходя из доли спорного жилого помещения на общее имущество собственника в многоквартирном доме 28,2% рассчитанной к общей площади жилого дома: 28,2 кв.м. х 100 / 1 138,4 кв.м, где 1 138,4 кв.м – площадь дома.
Вместе с тем, по смыслу части 1 статьи 37 ЖК РФ размер доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме пропорционален размеру общей площади помещения, находящегося в собственности, определяемого в пропорции к общей площади всех помещений, не входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, в соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 36 ЖК РФ, а не к общей площади жилого дома, как указано экспертом.
При таких обстоятельствах, в части учитываемой при определении рыночной стоимости изымаемого жилья доли истца в общем имуществе дополнительно представленный экспертом расчет не может быть принят во внимание при разрешении иска, поскольку не соответствует закону и установленным обстоятельствам.
Поскольку площадь всех жилых помещений в доме как указано выше, составляет 743,5 кв.м, доля истца в общем имуществе составит 3,79 % (28,2 х 100 / 743,5), что отражено в первоначальной судебной экспертизе (Т.1 л.д. 202 оборот).
Следовательно, размер компенсации за непроизведенный капитальный ремонт составит 974 586,57 руб. (25 714 685,34 руб. х 3,79/100).
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что решение суда в части определения размера компенсации за непроизведенный капитальный ремонт подлежит изменению.
Поскольку размер компенсации за жилое помещение верно определен как 878 866,25 рубля (что совпадает с дополнительным расчетом эксперта по варианту№1), размер компенсации за непроизведенный капитальный ремонт должен составлять 974 586,57 рубля, то сумма, подлежащая взысканию с ответчика составляет 1 853 452,82 рубля. Соответственно в данной части доводы апелляционной жалобы истца с учетом уточнений, указанных в суде апелляционной инстанции, заслуживают внимания.
Довод жалобы ответчика Комитета ЖКХ г. Барнаула о необоснованности возмещения истцу, приобретшему комнату по договору купли-продажи, стоимости не произведенного своевременно капитального ремонта дома, судебной коллегией отклоняется, в судебном решении мотивы отклонения данного довода раскрыты в полной мере.
Действительно, согласно ч. 8.2. ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются.
Данная часть 8.2 введена Федеральным законом от 27.12.2019 № 473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда», вступившим в силу со дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 28.12.2019). В свою очередь, часть 7 ст. 32 данным законом изменена путем включения в размер возмещения за изымаемое помещения рыночной стоимости земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Федеральный закон № 473-ФЗ не содержит особенностей применения данной нормы в зависимости от даты возникновения права собственности на изымаемое жилое помещение
Согласно части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Следовательно, по отношению к гражданам, которые не понесли расходы на приобретение жилого помещения, не может быть применено ограничение по определению размера возмещения за изымаемое жилое помещение стоимостью его приобретения, поскольку такового критерия в безвозмездном договоре нет, что вместе с тем не свидетельствует об отсутствии в принципе какой-либо стоимости данного имущества.
Поскольку порядок возмещения лицам, приобретшим право собственности по безвозмездным сделкам после признания дома аварийным, законом специально не урегулирован, а расширительное толкование нормы ч.8.2 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации может привести к нарушению прав истца, судебная коллегия приходит к выводу, что установление стоимости возмещения за изымаемое у нее имущество в размере, определенном судом на основании ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации в действующей редакции, в максимальной мере отвечает требованиям законности и справедливости, не нарушает прав собственника, защищаемых ст. 35 Конституции Российской Федерации.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда в части взыскания с Комитета ЖКХ г. Барнаула в пользу истца суммы за непроизведенный капитальный ремонт не усматривается.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о наличии оснований для взыскания в пользу истца стоимости услуг по переезду в общем размере 6600 рублей (грузчики – 3 200 руб., автотранспорт – 3 400 руб.)
Вопреки доводам жалобы Комитета ЖКХ г. Барнаула включение в состав возмещения истцу необходимых расходов услуг по переезду, соответствуют положениям ст. 15 ГК РФ и разъяснениям, содержащими в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года.
На основании ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке в том числе являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Комитета ЖКХ г. Барнаула удовлетворению не подлежит, апелляционная жалоба истца подлежит частичному удовлетворению, соответственно решение подлежит изменению в части суммы возмещения, подлежащей выплате истцу в связи с изъятием аварийного жилья.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г.Барнаула от 17 февраля 2021 года изменить.
Изложить абзац 3 резолютивной части решения в следующей редакции:
«Возложить обязанность на Комитет жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула выплатить М.О.В. возмещение за изымаемое жилое помещение по адресу: <адрес>, в общей сумме 1 853 452 рубля 82 копейки, а также расходы в связи с переездом 6 600 рублей в течение 3 (трех) месяцев после вступления решения суда в законную силу».
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи