Дело № 2-146/2021 Председательствующий судья Шпырко Н.О.
32RS0029-01-2021-000146-23
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-3408/2021
г. Брянск 14 декабря 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего | ФИО2 |
судей областного суда | Ильюхиной О.Г., ФИО3 |
при секретаре | ФИО4 |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам ответчиков ФИО5, главы Суземского района Брянской области ФИО7 на решение Суземского районного суда Брянской области от 18 августа 2021 года по иску прокурора Суземского района Брянской области в защиту интересов неопределенного круга лиц, МО «Суземский муниципальный район Брянской области» к ФИО5 <данные изъяты>, администрации Суземского района Брянской области, главе Суземского района ФИО7 <данные изъяты> об оспаривании распоряжений главы администрации Суземского района Брянской области в части, взыскании незаконно полученных премий.
Заслушав доклад судьи Ильюхиной О.Г., пояснения ответчиков ФИО5, главы Суземского района Брянской области ФИО7, возражения прокурора гражданско-судебного отдела (на правах управления) прокуратуры Брянской области ФИО8, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Суземского района Брянской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц, муниципального образования «Суземский муниципальный район Брянской области» к ФИО5, администрации Суземского района Брянской области, главе Суземского района ФИО7 об оспаривании распоряжений главы администрации Суземского района Брянской области в части, взыскании незаконно полученных премий, указывая, что в ходе прокурорской проверки соблюдения законодательства о противодействии коррупции установлено неправомерное расходование средств бюджета Суземского муниципального района Брянской области на выплату премий главе администрации Суземского района ФИО5 за 2018 год, 2019 год, 9 месяцев 2020 года на общую сумму 83 679 руб. 24 коп.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточненных исковых требований, прокурор просил признать недействительными распоряжения главы администрации <адрес> в части премирования главы администрации <адрес> в размере 25%: от ДД.ММ.ГГГГ№-р, от ДД.ММ.ГГГГ№-р, от ДД.ММ.ГГГГ№-р, от ДД.ММ.ГГГГ№-р, от ДД.ММ.ГГГГ№-р, от ДД.ММ.ГГГГ№-р, от ДД.ММ.ГГГГ№-р, от ДД.ММ.ГГГГ№-р, от ДД.ММ.ГГГГ№-р, от ДД.ММ.ГГГГ№-р, от ДД.ММ.ГГГГ№-р, от ДД.ММ.ГГГГ№-р, от ДД.ММ.ГГГГ№-р, от ДД.ММ.ГГГГ№-р, от 25.03.2019 №-р, от ДД.ММ.ГГГГ№-р, от ДД.ММ.ГГГГ№а-р, от ДД.ММ.ГГГГ№-р, от ДД.ММ.ГГГГ№-р, от ДД.ММ.ГГГГ№-р, от ДД.ММ.ГГГГ№-р, от ДД.ММ.ГГГГ№-р, от ДД.ММ.ГГГГ№-р, от ДД.ММ.ГГГГ№-р, от ДД.ММ.ГГГГ№-р, от ДД.ММ.ГГГГ№-р, от ДД.ММ.ГГГГ№-р, от ДД.ММ.ГГГГ№-р, от ДД.ММ.ГГГГ№-р, от ДД.ММ.ГГГГ№-р, от ДД.ММ.ГГГГ№-р, от ДД.ММ.ГГГГ№-р, от ДД.ММ.ГГГГ№-р; признать частично недействительным распоряжение главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О ФИО1» в части установления с ДД.ММ.ГГГГ главе администрации <адрес>ФИО1 ежемесячной премии - 25% к должностному окладу; взыскать со ФИО6 в доход бюджета муниципального образования «Суземский муниципальный район» сумму незаконно полученных премий в размере 83 679 руб. 24 коп.
Решением Суземского районного суда Брянской области от 18.08.2021 исковые требования прокурора Суземского района Брянской области удовлетворены в полном объеме.
В апелляционных жалобах ответчики ФИО5, глава Суземского района Брянской области ФИО7 просят решение Суземского районного суда Брянской области от 18.08.2021 отменить, как принятое с нарушением норм материального права. В обоснование доводов жалобы указывают, что распоряжения о выплате ФИО5 премий были приняты при назначении его на должность главы администрации Суземского района Брянской области, в связи с чем последующего одобрения Советом народных депутатов выплаты ФИО5 ежемесячных премий не требовалось. Ссылаются, что решения о выплате премий принимались в соответствии с Положениями об оплате труда и распоряжениями главы района. Считают, что денежные средства, полученные по трудовому договору, не могут быть квалифицированы как неосновательное обогащение. Ссылаются, что ежемесячные премии входят в состав оплаты труда ФИО6 и являются частью его заработной платы.
В направленных в адрес суда возражениях старший помощник прокурора Суземского района Брянской области Потапова С.А. просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции ответчики ФИО5, глава Суземского района Брянской области ФИО7 поддержали доводы апелляционных жалоб, просили их удовлетворить.
Прокурор гражданско-судебного отдела (на правах управления) прокуратуры Брянской области ФИО8 полагала решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие иных участников процесса, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Проверив материалы дела в порядке части 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, обсудив их, заслушав пояснения ответчиков ФИО5, главы Суземского района Брянской области ФИО7, возражения прокурора гражданско-судебного отдела (на правах управления) прокуратуры Брянской области ФИО8, оценив представленные в материалы доказательства, в том числе приобщенные на основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в качестве новых доказательств - Положения об оплате труда муниципальных служащих муниципального образования «Суземский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№, судебная коллегия не находит оснований для отмены, либо изменения постановленного решения.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в соответствии со ст. 40 Устава муниципального образования «Суземский муниципальный район Брянской области» глава администрации назначается на должность Суземским районным Советом народных депутатов из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Контракт с главой администрации Суземского района заключается главой Суземского района.
В соответствии с решениями <адрес> Совета народных депутатов №, № главой <адрес> со ФИО6ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ были заключены контракты сроком на 5 лет.
В соответствии с указанными контрактами должность главы администрации является должностью муниципальной службы и отнесена к группе высших должностей муниципальной службы.
В соответствии с п. 9 указанных контрактов главе местной администрации устанавливается денежное содержание, в состав которого входят, в том числе премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с муниципальным правовым актом.
В 2018, 2019 и с января по сентябрь 2020 года выплата ежемесячной премии в размере 25% должностного оклада главы администрации производилась ФИО1 на основании принятых им распоряжений: от ДД.ММ.ГГГГ№-р, от ДД.ММ.ГГГГ№-р, от ДД.ММ.ГГГГ№-р, от ДД.ММ.ГГГГ№-р, от ДД.ММ.ГГГГ№-р, от ДД.ММ.ГГГГ№-р, от ДД.ММ.ГГГГ№-р, от ДД.ММ.ГГГГ№-р, от ДД.ММ.ГГГГ№-р, от ДД.ММ.ГГГГ№-р, отДД.ММ.ГГГГ№-р, от ДД.ММ.ГГГГ№-р, от ДД.ММ.ГГГГ№-р, от ДД.ММ.ГГГГ№-р, от ДД.ММ.ГГГГ№-р, от ДД.ММ.ГГГГ№-р, от ДД.ММ.ГГГГ№а-р, от ДД.ММ.ГГГГ№-р, от ДД.ММ.ГГГГ№-р, от ДД.ММ.ГГГГ№-р, от ДД.ММ.ГГГГ№-р, от ДД.ММ.ГГГГ№-р, от ДД.ММ.ГГГГ№-р, от ДД.ММ.ГГГГ№-р, от ДД.ММ.ГГГГ№-р, от ДД.ММ.ГГГГ№-р, от ДД.ММ.ГГГГ№-р, от ДД.ММ.ГГГГ№-р, от ДД.ММ.ГГГГ№-р, от ДД.ММ.ГГГГ№-р, от ДД.ММ.ГГГГ№-р, от ДД.ММ.ГГГГ№-р, от ДД.ММ.ГГГГ№-р.
Общая сумма выплаченной ФИО5 премии в указанный период составила 83 679 руб. 24 коп.
Удовлетворяя исковые требования в части оспаривания распоряжений и взыскания премий, суд первой инстанции, исходил из того, что действия главы администрации Суземского района ФИО5 по изданию распоряжений о премировании самого себя и последующее получение им на основании этих распоряжений денежных средств в размере 83 679 руб. 24 коп., являются коррупционным правонарушением. Удовлетворяя требования прокурора в части оспаривания распоряжения главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О ФИО1», которым установлена ежемесячная премия ФИО5 в размере 25%, суд исходил из того, что оно противоречит муниципальным правовым актам, определяющим порядок оплаты труда и премирования главы администрации <адрес>.
Судебная коллегия соглашается с решением суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится, в том числе установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления (пункт "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ).
Местное самоуправление в Российской Федерации - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (часть 2 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ).
Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (часть 1 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ).
Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ).
В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, в том числе находятся: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (пункты 2, 8, 9 части 10 статьи 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ).
Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (часть 11 статьи 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ).
Представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (часть 11.1 статьи 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ).
Правовой статус главы муниципального образования определен статьей 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ.
Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ).
Частью 4 статьи 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ определены полномочия главы муниципального образования.
Глава муниципального образования представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования; подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования; издает в пределах своих полномочий правовые акты; вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (пункты 1 - 5 части 4 статьи 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ).
Правовой статус главы местной администрации определен статьей 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ.
Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия (часть 1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ).
В силу части 6.1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ глава местной администрации, осуществляющий свои полномочия на основе контракта: подконтролен и подотчетен представительному органу муниципального образования; представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и деятельности местной администрации, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования; обеспечивает осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-З
«О муниципальной службе в <адрес>» к иным дополнительным выплатам относятся: премии за выполнение особо важных и сложных заданий; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда муниципальных служащих.
Структуру органов местного самоуправления муниципального образования «Суземский муниципальный район» составляют: представительный орган <адрес> Совет народных депутатов; глава <адрес>; местная администрация – администрация <адрес>; контрольно-счетный орган - контрольно-счетная палата <адрес> (статья 23 Устава муниципального образования «Суземский муниципальный район <адрес>» (далее Устав)).
К исключительной компетенции <адрес> Совета народных депутатов отнесено, в том числе: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; утверждение стратегии социально-экономического развития муниципального образования; определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; контроль за исполнением органами местного самоуправления, должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (пункты 2, 4, 5, 9 части 1 статьи 31 Устава).
<адрес> Совет народных депутатов заслушивает ежегодные отчеты главы <адрес>, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности администрации <адрес> и иных подведомственных главе района органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных районным Советом народных депутатов (пп. 11 п. 2 ст. 31 Устава).
<адрес> осуществляет следующие полномочия: издает в пределах своих полномочий правовые акты; вправе требовать созыва внеочередного заседания <адрес> Совета народных депутатов; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами <адрес>; созывает заседания <адрес> Совета народных депутатов; осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством, настоящим Уставом, <адрес> Совета и иными нормативными актами (пп. 3, 4, 5, 9, 20 п. 1 ст. 25 Устава)
Глава администрации <адрес>: от имени <адрес> приобретает и осуществляет имущественные и иные права и обязанности; подконтролен и подотчетен районному Совету народных депутатов; представляет <адрес>ному Совету народных депутатов ежегодные отчеты о своей деятельности и деятельности администрации, в том числе о решении вопросов, поставленных районным Советом народных депутатов; обеспечивает осуществление администрацией <адрес> полномочий по решению вопросов местного значения Суземской поселковой администрации – исполнительно-распорядительного органа муниципального образования «Суземское городское поселение Суземского муниципального района <адрес>» и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами <адрес>; осуществляет функции распорядителя бюджетных средств при исполнении местного бюджета Суземского муниципального района <адрес>, за исключением средств по расходам, связанным с деятельностью <адрес> Совета народных депутатов; осуществляет функции распорядителя бюджетных средств при исполнении местного бюджета Суземского городского поселения Суземского муниципального района <адрес>, за исключением средств по расходам, связанным с деятельностью Суземского поселкового Совета народных депутатов; осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, законами <адрес>, настоящим Уставом (пп. 1, 2, 3, 7, 8, 9, 16 п. 6 ст. 40 Устава).
На основании п. 7 Устава глава администрации района в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами <адрес>, Уставом Суземского муниципального района <адрес>, нормативными правовыми актами районного Совета издает постановления и распоряжения.
<адрес> Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено Положение об оплате труда главы администрации <адрес>.
Денежное содержание главы администрации <адрес> состоит из должностного оклада, а также ежемесячных и иных дополнительных выплат, к которым отнесены: ежемесячная надбавка к должностному окладу за классный чин; ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы; ежемесячное денежное поощрение; премия за выполнение особо важных и сложных заданий; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь (пункты 2, 3 Положения).
В соответствии с п. 3.4.1 Положения об оплате труда главы администрации <адрес>, утвержденного решением <адрес> Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№, премия по результатам работы выплачивается в размере 25% к должностному окладу при выполнении следующих условий: своевременное и качественное выполнение должностных обязанностей; отсутствие фактов нарушения трудовой дисциплины.
Распоряжением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ с ДД.ММ.ГГГГ главе администрации <адрес>ФИО1 установлена ежемесячная премия в размере 25%.
Согласно пункту 3.2.5 Положения об оплате труда муниципальных служащих муниципального образования «Суземский муниципальный район», утвержденного решением <адрес> Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшего в 2018 году, основанием для выплаты премии муниципальным служащим органов местного самоуправления муниципального образования «Суземский муниципальный район» является распоряжение представителя нанимателя (руководителя органа местного самоуправления, руководителя отраслевых (функциональных) органов, входящих в структуру администрации <адрес>, наделенных правом юридического лица).
Согласно пункту 2.5.1 Положения об оплате труда муниципальных служащих муниципального образования «Суземский муниципальный район», утвержденного решением <адрес> Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№ (начало действия ДД.ММ.ГГГГ), премии за выполнение особо важных и сложных заданий выплачиваются в соответствии с положением, утверждаемым руководителем органа местного самоуправления с учетом обеспечения задач и функций органа местного самоуправления, структурных подразделений администрации района, исполнения должностной инструкции (максимальный размер не ограничивается).
<адрес> Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ установлена ежемесячная премия в размере 25%.
В соответствии с пунктами 3 и 6 Положения о премировании главы администрации <адрес>, утвержденного постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ (начало действия ДД.ММ.ГГГГ), премия за выполнение особо важных и сложных заданий выплачивается ежемесячно в размере 25% должностного оклада главы администрации <адрес> в пределах фонда оплаты труда на соответствующий год при исполнении главой администрации перечисленных задач и функций органа местного самоуправления (администрации <адрес>).
Согласно пункту 7 указанного Положения премия выплачивается на основании распоряжения главы <адрес>.
Из приведенных положений закона, а также муниципальных правовых актов в их взаимосвязи следует, что премия за выполнение особо важных и сложных заданий главе администрации <адрес>, включена в число иных дополнительных выплат и по своей правовой природе является поощрительной выплатой, осуществление которой зависит от оценки результатов деятельности главы администрации <адрес> главой <адрес>.
Следовательно, принятие решения о выплате премии за выполнение особо важных и сложных заданий главе администрации <адрес> в размере 25% его должностного оклада относится к компетенции главы <адрес> с учетом объективной оценки деятельности и результатов работы главы администрации <адрес> за отдельные периоды работы, в частности за каждый месяц.
В силу части 9.1 статьи 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ глава местной администрации должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены, в том числе Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Аналогичные положения содержатся в п. 10 ст. 40 Устава муниципального образования.
Исходя из пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции - это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий, которая включает в себя меры по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции), по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией), по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (часть 2 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лицо, указанное в части 1 статьи 10 этого закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
Лицо, указанное в части 1 статьи 10 названного федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно (часть 2 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).
В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Согласно пп. 3 ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Оценив представленные доказательства, установив, что решения о премировании ФИО5 главой Суземского района не принимались, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что ФИО5 неправомерно осуществлено расходование средств местного бюджета муниципального образования на общую сумму 83 679 руб. 24 коп., чем нарушены интересы муниципального образования и неопределённого круга лиц в связи с тем, что указанные денежные средства могли быть использованы для решения вопросов местного значения. Недобросовестность главы администрации установлена материалами дела.
Поскольку распоряжение главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О ФИО1», которым установлена ежемесячная премия ФИО1 в размере 25% без оценки результатов его деятельности, противоречит приведенным выше положениям закона, а также муниципальным правовым актам, определяющим порядок оплаты труда и премирования главы администрации <адрес>, суд пришел к верному выводу о признании указанного распоряжения незаконным в части.
Доводы жалобы о наличии полномочий у главы администрации <адрес> по принятию решений о премировании в отношении себя со ссылкой на распоряжения главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№ «О ФИО1», которыми ФИО5 установлена ежемесячная премия в размере 25% к должностному окладу, подлежат отклонению, поскольку указанные распоряжения противоречат действующему законодательству, а также муниципальным правовым актам.
Кроме того, судебная коллегия учитывает, что глава Суземского района ФИО7, рассмотрев представление прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства в сфере противодействия коррупции, признал допущенные нарушения по выплате премий главой администрации Суземского района ФИО5 самому себе, с привлечением последнего к дисциплинарной ответственности (т. 1 л.д. 18).
Таким образом, главой района признан факт необоснованного принятия распоряжений о премировании главой администрации <адрес> в отношении себя.
По существу доводы апелляционных жалоб сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, к субъективной оценке представленных доказательств, не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судом при рассмотрении дела, влияли на обоснованность и законность судебного решения, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционных жалобах, судом не допущено.
Оснований для отмены обжалуемого решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 – 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Суземского районного суда Брянской области от 18 августа 2021 оставить без изменения, апелляционные жалобы ответчиков ФИО5, главы Суземского района Брянской области ФИО7 - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Первый кассационный суд общей юрисдикции через Суземский районный суд Брянской области в течение трех месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21 декабря 2021 года.
Председательствующий: | ФИО2 |
Судьи областного суда: | О.Г. Ильюхина ФИО3 |