ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1565/2022 от 22.08.2022 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья Шамгунов А.И. УИД 16RS0049-01-2022-002099-19

Дело № 2-1565/2022

Дело № 33-10258/2022

Учет № 093г

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 августа 2022 года город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего Насретдиновой Д.М.,

судей Муртазина А.И., Новосельцева С.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гафуровой Ю.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Муртазина А.И. гражданское дело по апелляционному представлению и.о. прокурора города Набережные Челны на решение Ново-Савиновского районного суда города Казани Республики Татарстан от 31 марта 2022 года, которым отказано в удовлетворении заявления прокурора г. Набережные Челны в интересах ФИО1 к государственному казенному учреждению «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» об оспаривании решения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения прокурора Кириллова Э.В. в поддержку апелляционного представления, пояснения представителя ответчика ФИО2, возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор г. Набережные Челны в интересах ФИО1 обратился в суд с заявлением к ГКУ «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» об оспаривании решения. В обоснование указано, что ФИО1 обратился в прокуратуру с заявлением, в котором просил проверить обоснованность отказа Отделения Республиканского центра материальной помощи в г. Набережные Челны в выплате компенсации на оплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном жилом доме. В ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что ФИО1 является ветераном боевых действий, зарегистрирован в г. Набережные Челны, имеет право на льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах». 10 января 2020 г. семья ФИО1 заключила с некоммерческой организацией «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» договор социальной ипотеки, на условиях которого семье ФИО1 была предоставлена квартира по адресу: <адрес>. В настоящее время стоимость квартиры не выплачена, квартира ФИО1 или членам его семьи в собственность не передана, они являются нанимателями квартиры до полной уплаты взносов по договору социальной ипотеки. При этом в пункте 3.1.13 договора социальной ипотеки стороны договора согласовали обязанность ФИО1 вносить плату за коммунальные услуги по используемой квартире. ФИО1 для оформления компенсации на оплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном жилом доме обратился в Отделение Республиканского центра материальной помощи в г. Набережные Челны. В назначении и выплате этой компенсации ФИО1 было отказано со ссылкой на то, что он не является собственником квартиры, предоставленной по договору социальной ипотеки. По результатам проверки прокуратурой в адрес ГКУ «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» внесено представление об устранении нарушений законодательства о ветеранах, однако в удовлетворении представления было отказано со ссылкой на то, что оплата услуги «взнос на капитальный ремонт» не является обязательной для граждан, не являющихся собственниками жилых помещений. Прокурор г. Набережные Челны в заявлении ссылается на то, что в связи с имеющейся обязанностью ФИО1 по оплате взноса на капитальный ремонт по договору социальной ипотеки ФИО1 как ветеран боевых действий имеет право на компенсацию расходов на оплату взноса на капитальный ремонт в размере 50 процентов.

Прокурор г. Набережные Челны просил признать незаконным решение Отделения Республиканского центра материальной помощи в г. Набережные Челны от 2 августа 2021 г. об отказе ФИО1 в выплате компенсации расходов на оплату жилых помещений в размере 50 %, а именно взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном жилом доме как ветерану боевых действий и обязать ответчика выплачивать ФИО1 указанную компенсацию.

В судебном заседании помощник прокурора Анварова А.Н. поддержала заявление.

ФИО1 извещен о времени и месте судебного заседания, не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика ФИО2 требования прокурора не признала, просила в удовлетворении заявления отказать.

Суд в удовлетворении иска отказал.

В апелляционном представлении прокурор просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении иска, указывая на ненадлежащую оценку судом обстоятельств по делу и неправильное применение норм материального права, регулирующего спорные правоотношения. ФИО1 указанным договором социальной ипотеки №1650019524 фактически обязали оплачивать взнос на капитальный ремонт, при том, что он не является собственником квартиры. При этом права на получение субсидии-льготы на оплату взноса на капитальный ремонт, как ветерана боевых действий, лишили, указав, что собственником жилого помещения он не является.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Кириллов Э.В. апелляционное представление поддержал.

ФИО1 в суд апелляционной инстанции не явился, о дате и времени судебного заседания извещен.

Представитель ответчика ФИО2 с апелляционным представлением не согласилась, пояснив, что суд вынес обоснованное и законное решение.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации в плату за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном жилом доме включен взнос на капитальный ремонт.

В соответствии с частью 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.

В соответствии с частью 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации право на субсидии имеют граждане: 1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; 2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда; 3) члены жилищных кооперативов; 4) собственники жилых помещений.

Согласно части 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.

Согласно части 1 статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 13 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 13 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляется такая мера социальной поддержки как компенсация расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов, в том числе на взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади).

Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 марта 2006 г. № 126 «О предоставлении субсидий-льгот на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Татарстан» утверждено Положение о порядке и условиях предоставления субсидий-льгот на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Татарстан.

Согласно пункту 2.2.1 вышеуказанного Положения собственники помещений в многоквартирных домах, имеющие право на меры социальной поддержки по оплате ЖКУ в соответствии с законодательством, для получения субсидий-льгот предоставляют в отделение Республиканского центра материальной помощи (компенсационных выплат) по месту постоянного жительства копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости. Отделение Центра получает на основании межведомственных запросов, в том числе в электронной форме с использованием системы межведомственного информационного взаимодействия, сведения о праве собственности на жилое помещение, права на которое зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, для принятия решения о предоставлении субсидии-льготы.

Из материалов дела следует, что ФИО1 является ветераном боевых действий и имеет право на права и льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах».

<дата> г. между специализированной некоммерческой организацией - некоммерческая организация «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан», социально-ипотечного жилищного кооператива «Строим будущее», с одной стороны, и ФИО1, ФИО3, действующей за себя и своего несовершеннолетнего ребенка <данные изъяты> с другой стороны, был заключен договор социальной ипотеки.

К указанному договору социальной ипотеки сторонами этого договора был подписан протокол участия, выбора и передачи «Будущей собственной квартиры» от 5 февраля 2020 г.

Из содержания указанных выше договора социальной ипотеки и протокола от 5 февраля 2020 г. следует, что ФИО1, ФИО3 и несовершеннолетней <данные изъяты> была предоставлена квартира по адресу: <адрес>.

По договору социальной ипотеки от <дата> г. его участники (ФИО1, ФИО3) обязались осуществлять ежемесячные платежи по договору и после осуществления 100 % платежей получить в собственность вышеуказанную квартиру.

На время рассмотрения спора указанная выше квартира в собственность ФИО1 не перешла.

Согласно пункту 3.1.13 договора социальной ипотеки от 10 января 2020 г. участники социальной ипотеки (ФИО1, ФИО3) обязались в течение 7 календарных дней с момента подписания «протокола» заключить с эксплуатирующей организацией договор оказания жилищно-коммунальных услуг и вносить плату за жилищно-коммунальные услуги используемой квартиры, начиная с момента подписания «протокола» сторонами, в том числе взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

ФИО1 для оформления компенсации на оплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном жилом доме № <адрес> обратился с соответствующим заявлением в Отделение Республиканского центра материальной помощи в г. Набережные Челны.

Письмом заведующей Отделения Республиканского центра материальной помощи в г. Набережные Челны от 2 августа 2021 г. ФИО1 сообщено, что субсидия-льгота на оплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном жилом доме ему не может быть предоставлена, поскольку он не является собственником квартиры по адресу: <адрес> предоставление указанной льготы-субсидии не собственнику не предусмотрено.

ФИО1 обратился в прокуратуру г. Набережные Челны с заявлением, в котором выразил несогласие с отказом в предоставлении ему субсидии-льготы на оплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном жилом доме.

Прокурором г. Набережные Челны в адрес ГКУ «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» внесено представление об устранении нарушений законодательства о ветеранах.

Директором ГКУ «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» в удовлетворении представления прокурора г. Набережные Челны было отказано, что послужило основанием для обращения прокурора в суд с настоящим заявлением в интересах ФИО1

Разрешая данное дело, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявление удовлетворению не подлежит.

Судебная коллегия соглашается с таким выводом районного суда, как соответствующим обстоятельствам дела и требованиям закона.

Доводы апелляционного представления о том, что ФИО1 имеет право на компенсацию 50 % расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме независимо от наличия права собственности на квартиру, в которой проживает, не могут повлечь отмену обжалуемого судебного постановления.

В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. К договору, не предусмотренному законом или иными правовыми актами, при отсутствии признаков, указанных в пункте 3 настоящей статьи, правила об отдельных видах договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами, не применяются, что не исключает возможности применения правил об аналогии закона (пункт 1 статьи 6) к отдельным отношениям сторон по договору.

Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.

Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).

В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.

Как указано выше, в силу части 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.

Нормативными актами Республики Татарстан, регулирующими вопросы социальной ипотеки, а именно Законом РТ от 27 декабря 2004 г. №69 ЗРТ «О государственной поддержке развития жилищного строительства в Республике Татарстан», Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 13 июля 2020 г. №537 «Об утверждении порядка предоставления жилых помещений молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий в системе социальной ипотеки в Республики Татарстан», не предусмотрено возложение обязанности по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, на жильцов, не являющихся собственниками жилых помещений.

Обязанность ФИО1 по уплате взноса на капитальный ремонт предусмотрена только пунктом 3.1.13 договора социальной ипотеки от 10 января 2020 г., а не действующим законодательством.

То обстоятельство, что при заключении договора ФИО1 согласился уплачивать взнос на капитальный ремонт, еще не являясь собственником квартиры, не влечет за собой безусловное предоставление такой меры социальной поддержки как компенсация расходов на оплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме жилых помещений в размере 50 процентов.

Поскольку ФИО1, заключив договор социальной ипотеки, сам добровольно согласился уплачивать этот взнос на капитальный ремонт при отсутствии законодательно установленной обязанности, то решение ответчика об отказе в предоставлении такой меры социальной поддержки как компенсация расходов на оплату взноса на капитальный ремонт, является законным. Льготы-субсидии предоставляются соответствующим категориям граждан, которые обязаны нести расходы по оплате жилых помещений, в том числе на взнос на капитальный ремонт общего имущества, а не тем, кто принимает эти расходы на себя добровольно, заключая соответствующие договоры.

Доводы апелляционного представления прокурора сводятся к несогласию с решением суда по существу, выражают иную позицию заявителя на то, как должен быть разрешен спор, направлены на изменение законного и обоснованного решения суда. Однако данные доводы не имеют правового значения, они аналогичны тем, которыми прокурор обосновывал свою позицию в суде первой инстанции.

Решение суда, проверенное по доводам апелляционного представления, является законным и обоснованным, соответственно, отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ново-Савиновского районного суда города Казани Республики Татарстан от 31 марта 2022 года по данному делу оставить без изменения, апелляционное представление и.о. прокурора города Набережные Челны - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.

Мотивированное определение изготовлено в окончательной форме 29 августа 2022 года.

Председательствующий

Судьи

Определение18.09.2022