ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1577/19 от 22.12.2020 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу Дело №33-4120/2020

Судья Беспечанский П.А.

(дело в суде первой инстанции №2-1577/2019,

УИД 27RS0003-01-2019-004566-68)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего Процкой Т.В.

судей Кардаша В.В., Комковой С.В.

при секретаре Воложанине С.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 22 декабря 2020 года гражданское дело по искам заместителя военного прокурора гарнизона Дровяная в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о понуждении к совершению определенных действий

по апелляционным жалобам представителя Министерства обороны РФ Лебедева С.Г., представителя ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России Божко Е.С.

на решение Читинского районного суда Забайкальского края от 19 декабря 2019 года, которым постановлено:

исковые заявления удовлетворить.

Обязать Министерство обороны Российской Федерации выделить лимиты бюджетных средств на 2020 год на текущий и капитальный ремонт котельных , и их тепловых сетей, расположенных в военном городке <адрес>

Обязать ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации выполнить текущий ремонт на котельных , и их тепловых сетях в объеме определенном актом общего весеннего осмотра от 26.03.2019 г. и ведомостью дефектов от 27.03.2019 г. в течение 4 месяцев со дня вступления решения в законную силу

Обязать ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации выполнить капитальный ремонт на котельных , и их тепловых сетях в объеме определенном актом общего весеннего осмотра от 26.03.2019 г. и ведомостью дефектов от 27.03.2019 г. в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Заслушав доклад судьи Процкой Т.В., судебная коллегия

установила:

Обращаясь в суд с названными исками в интересах неопределенного круга лиц, заместитель военного прокурора гарнизона Дровяная ссылался на результаты проведенной прокуратурой контрольной проверки исполнения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при предоставлении коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации. Установлено, что на территории военного городка <адрес> расположена угольная котельная и ее тепловые сети, 1968 года постройки, угольная котельная и ее тепловые сети, 1984 года постройки, обеспечивающие тепловой энергией объекты военной инфраструктуры. Согласно результатам ежегодных осенних (весенних) осмотров котельных , за 2017-2019 годы надлежало провести работы по текущему и капитальному ремонту в зданиях котельных, на их оборудовании и тепловых сетях, однако до настоящего времени работы не проведены, что создает угрозу возникновения частых аварийных ситуаций и прекращение поставки тепловой энергии на объекты военной инфраструктуры. С 2017 года котельные , и их тепловые сети закреплены на праве оперативного управления за ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России. В 2018 году в Устав учреждения внесены изменения, связанные с расширением перечня видов деятельности, включением мероприятий по выполнению работ по капитальному ремонту объектов, находящихся в оперативном управлении или предоставленных в безвозмездное пользование. Просил возложить на Министерство обороны Российской Федерации обязанность выделить лимиты бюджетных средств на 2019-2020 годы на текущий и капитальный ремонт котельных , и их тепловых сетей, расположенных в военном городке <адрес>; возложить на ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России обязанность в течение 4 месяцев со дня вступления решения в законную силу выполнить текущий ремонт на котельных , и их тепловых сетях в объеме, определенном актом общего весеннего осмотра от 26 марта 2019 года и ведомостью дефектов от 27 марта 2019 года; возложить на ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу выполнить капитальный ремонт на котельных , и их тепловых сетях в объеме, определенном актом общего весеннего осмотра от 26 марта 2019 года и ведомостью дефектов от 27 марта 2019 года (т. 1, л.д. 2-7, 143-148).

Определением суда от 16 декабря 2019 года гражданские дела объединены в одно производство (т. 2, л.д. 39-40).

Судом постановлено приведенное выше решение (т. 2, л.д. 71-77).

Определением суда от 7 мая 2020 года представителю Министерства обороны РФ Лебедеву С.Г., представителю ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России Божко Е.С. восстановлен срок на апелляционное обжалование (т. 2, л.д. 139).

В апелляционной жалобе представитель Министерства обороны РФ Лебедев С.Г. выражает несогласие с решением суда, считает его принятым с нарушением норм материального и процессуального права. Министерство осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы. Вопрос о признании объектов недвижимости нуждающимся в проведении ремонта относится к исключительной компетенции Министерства и не может разрешаться судом, военный прокурор не вправе вмешиваться в административно-хозяйственную деятельность органов военного управления. Дела об оспаривании решений, действий (бездействий) органов военного управления рассматриваются в порядке административного судопроизводства. Процедура проведения капитального ремонта содержит ряд этапов и ограничений, организация и проведение процедур с учетом требований законодательства составляет длительный промежуток времени. Заключение государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту возможно лишь при наличии выделенных лимитов бюджетных обязательств. Лимиты бюджетных обязательств по статьям капитального ремонта на 2020 год распределены в полном объеме и направлены на исполнение обязательств Министерства по ранее заключенным государственным контрактам, планы текущего и капитального ремонта на 2020 год сформированы и утверждены в 2019 году. Для включения объекта в титул капитального ремонта необходимо проведение технического обследования объекта специализированными организациями, на основании которого уполномоченными органами военного управления принимается решение о целесообразности проведения капитального ремонта. Выполнение работ по капитальному ремонту возможно лишь после определения стоимости работ. Для установления состава и объема работ, определения действительного технического состояния зданий Министерству необходимо заключить государственный контракт на выполнение работ по обследованию объекта, по результатам которого составляется техническое заключение и на основании него – государственный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту. Объекты, подлежащие капитальному ремонту, определяются на основании порядка проведения весенних (осенних) осмотров объектов военных городков, формирования плана капитального ремонта и заявочного плана капитального ремонта на соответствующий год. После составления актов осмотра, дефектных ведомостей и подтверждения характера работ определяется стоимость подлежащих выполнению работ. Определяется перечень объектов, по которым необходимо проведение ремонта, формируется и согласовывается заявка, обобщаются сведения, разрабатывается, утверждается заявочный план, который направляется в Департамент строительства Министерства обороны России для принятия решения о включении объектов в титул капитального ремонта на соответствующий год, то есть для проведения капитального ремонта необходимо направление в установленном порядке заявки от заинтересованных лиц. Виды работ, относящихся к текущему и капитальному ремонту, определены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года №170. Вопрос о признании объектов нуждающимися в проведении капитального ремонта относится к исключительной компетенции Министерства обороны России. Ссылаясь на Положение о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года №1082, Федеральный закон от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», приказ Министра обороны РФ от 2 марта 2017 года №155 «О создании ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России путем изменения типа, основных целей деятельности и переименования государственного учреждения Жилищно-эксплуатационная контора №21 Жилищно-коммунального отдела Квартирно-эксплуатационного управления города Москвы», Положение о филиале №4 ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО, Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 8 августа 2012 года №808, Закон РФ от 7 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей», статьи 309, 310, пункт 3 статьи 401 ГК РФ, указывает, что содержание (эксплуатация) объектов военной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг возложены на ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России. Просит решение районного суда отменить (т. 2, л.д. 109-117).

В апелляционной жалобе представитель ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России Божко Е.С. выражает несогласие с решением суда. На основании приказа Министра обороны РФ от 2 марта 2017 года №155 создано ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, основной деятельностью которого является содержание объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации. Учреждение выполняет государственное задание, сформированное и утвержденное учредителем – Министерством обороны РФ, в соответствии с предусмотренными Уставом основными видами деятельности. Цель ЖКС №9 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по Восточному военному округу – качественное и своевременное оказание коммунальных услуг в целях реализации полномочий Министерства обороны РФ в сфере жилищно-коммунального хозяйства, содержание и эксплуатация объектов теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и объектов казарменно-жилищного фонда, техническое обслуживание оборудования, содержание переданного имущества. Исходя из этого ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России осуществляет деятельность по содержанию объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации в рамках государственного задания. Ссылаясь на пункты 3, 11, 12, 14 Устава ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, указывает, что учреждение занимается обслуживанием, то есть текущим содержанием казарменно-жилищного фонда, коммунальных сооружений и инженерных сетей воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ. То есть осуществление работ по текущему и капитальному ремонту объектов Вооруженных Сил Российской Федерации в полномочия учреждения не включены. Для организации эксплуатации объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах РФ предназначен Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации. Объекты находятся на эксплуатационном обслуживании учреждения, которое предполагает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии всех систем здания в целях нормального функционирования здания и его инженерных сетей, и не предполагает проведение капитального и текущего ремонта, поэтому требование о проведении ремонта неисполнимо и удовлетворению не подлежит. Истец заявил требование о выделении лимитов бюджетных средств на 2020 год на проведение капитального ремонта, требование о финансировании работ текущего характера не заявлялось. Без финансирования работ обязанным лицом (собственником) их выполнение становится невозможным. В случае проведения работ капитального характера выполнение работ по текущему ремонту становится нецелесообразным, поскольку при проведении капитального ремонта одновременно устанавливается вспомогательное оборудование и приборы, которые в гарантированный изготовителем период не должны подвергаться текущему ремонту. Заявляя к учреждению требование о проведении работ, финансирование которых должно быть обеспечено за счет Министерства обороны РФ, истец лишает Министерство обороны РФ права на выбор иного исполнителя данных работ, выбор которого может быть осуществлен в рамках законодательства о порядке проведения закупок для государственных нужд. Просит решение районного суда отменить (т. 2, л.д. 81-86).

В возражениях на апелляционные жалобы помощник военного прокурора гарнизона Дровяная Зотов А.Г. просит решение районного суда оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя Министерства обороны РФ Лебедева С.Г., представителя ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России Божко Е.С. – без удовлетворения (т. 2, л.д. 128-131, 174-176).

В суд апелляционной инстанции стороны не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. На основании части 3 статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие названных лиц.

Проверив материалы дела, заслушав прокурора Зотова А.Г., обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на апелляционные жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, на территории военного городка <адрес> расположена угольная котельная и ее тепловые сети, построенные и введенные в эксплуатацию в 1968 году, угольная котельная и ее тепловые сети, построенные и введенные в эксплуатацию в 1984 году. Приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 12 апреля 2017 года вышеназванное недвижимое имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, закреплено на праве оперативного управления за ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (т. 1, л.д.30-34, 171-187).

Из актов весенних (осенних) осмотров котельных, ведомостей дефектов с подсчетом работ по капитальному и текущему ремонту, актов гидравлического испытания на плотность оборудования котельной за 2017-2019 годы, перечня объектов теплового хозяйства, требующих проведения мероприятий капитального характера в 2018 году, в 2019 году по ЖЭ(К)О №7 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО от 2017 года, от 2018 года, акта проверки готовности объектов теплоснабжения к работе в осенне-зимний период 2017-2018 годов от 17 сентября 2017 года, акта проверки хода работ по подготовке объектов теплосетевого хозяйства к отопительному периоду 2018-2019 годов, следует, что угольная котельная и ее тепловые сети, угольная котельная и ее тепловые сети, расположенные на территории военного городка <адрес>, требуют проведения текущего и капитального ремонта (т. 1, л.д.35-42, 177-183, 186, т.2, л.д.177-248, т.3, л.д.1-64).

28 ноября 2018 года заместителем военного прокурора гарнизона Дровяная в адрес начальника жилищно-эксплуатационного отдела №7 (г.Чита) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по Восточному военному округу вынесено представление об устранении нарушений закона, в котором, в числе прочего, указано на необходимость обеспечить проведение текущего и капитального ремонта котельных , в <адрес> (т. 1, л.д.8-11, 149-152).

В ответе на вышеназванное представление врио начальника жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела №7 (г.Чита) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по Восточному военному округу сообщил, что указанные в представлении котельные включены в заявочный план капитального ремонта на 2019 год, который направлен в филиал ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по Восточному военному округу для обобщения по ВВО, согласования с Управлением ЭСиОКУ по ВВО и утверждения у Командующего Войсками ВВО. На основании утвержденного плана и имеющихся лимитов бюджетных средств на уровне Департамента строительства МО РФ решается вопрос о заключении государственных контрактов на капитальный ремонт объектов КЖ (т. 1, л.д.12-13, 153-154).

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные военным прокурором требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 12, 210, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 3, 20 Федерального закона от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении», Правилами оценки готовности к отопительному периоду, утвержденными приказом Минэнерго России от 12 марта 2013 года №103, Положением о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений, утвержденным постановлением Госстроя СССР от 29 декабря 1973 года №279, Уставом ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, и верно определил, что обязанность по проведению текущего и капитального ремонта котельной должна быть возложена на ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, а на Министерство обороны Российской Федерации должна быть возложена обязанность по выделению лимитов бюджетных средств на текущий и капитальный ремонт котельной и её тепловых сетей.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, которые подробно мотивированы, основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, содержанию доказательств, собранных и исследованных судом в соответствии со статьями 56, 67 ГПК РФ.

Доводы апелляционной жалобы представителя ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России Божко Е.С. о том, что на основании приказа Министра обороны РФ от 2 марта 2017 года №155 создано ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, основной деятельностью которого является содержание объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации; учреждение выполняет государственное задание, сформированное и утвержденное учредителем – Министерством обороны РФ, в соответствии с предусмотренными Уставом основными видами деятельности; цель ЖКС №9 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по Восточному военному округу – качественное и своевременное оказание коммунальных услуг в целях реализации полномочий Министерства обороны РФ в сфере жилищно-коммунального хозяйства, содержание и эксплуатация объектов теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и объектов казарменно-жилищного фонда, техническое обслуживание оборудования, содержание переданного имущества; исходя из этого ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России осуществляет деятельность по содержанию объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации в рамках государственного задания; аргументы со ссылками на пункты 3, 11, 12, 14 Устава ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, о том, что учреждение занимается обслуживанием, то есть текущим содержанием казарменно-жилищного фонда, коммунальных сооружений и инженерных сетей воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ, то есть осуществление работ по текущему и капитальному ремонту объектов Вооруженных Сил Российской Федерации в полномочия учреждения не включены; для организации эксплуатации объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах РФ предназначен Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации; объекты находятся на эксплуатационном обслуживании учреждения, которое предполагает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии всех систем здания в целях нормального функционирования здания и его инженерных сетей, и не предполагает проведение капитального и текущего ремонта, поэтому требование о проведении ремонта неисполнимо и удовлетворению не подлежит, заявляя к учреждению требование о проведении работ, финансирование которых должно быть обеспечено за счет Министерства обороны РФ, истец лишает Министерство обороны РФ права на выбор иного исполнителя данных работ, выбор которого может быть осуществлен в рамках законодательства о порядке проведения закупок для государственных нужд, не могут быть приняты.

В соответствии с пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 марта 2017 года №155 создано ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (далее – Учреждение) путем изменения типа, основных целей деятельности и переименования существующего государственного учреждения Жилищно-эксплуатационная контора №21 Жилищно-коммунального отдела Квартирно-эксплуатационного управления города Москвы (пункт 1). Установлено, что функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет Министерство обороны Российской Федерации (пункт 2). Основной целью деятельности Учреждения определено содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации (пункт 3). Директору Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации приказано в установленном порядке закрепить на праве оперативного управления за Учреждением недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество, необходимое для осуществления им основной деятельности (пункт 6) (т.1 л.д.14-16, 155-157, т. 2, л.д. 64-65)

Устав ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России утвержден приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 3 марта 2017 года №607 (т.1 л.д.17-25, 158-167, т. 2, л.д. 57-63).

Приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 30 июля 2018 года №2025 в Устав ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России внесены изменения (т.1 л.д. 26-28, 168-170).

Пунктом 21 Устава ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в новой редакции установлено, что Учреждение обеспечивает содержание (эксплуатацию): проектирование, капитальный и текущий ремонт, реконструкцию недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления и предоставленного в безвозмездное пользование (т.1 л.д. 26-28, 168-170).

Таким образом, обязанность по проведению текущего и капитального ремонта недвижимого имущества, закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления, возложена на ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России.

Доводы апелляционной жалобы представителя ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России Божко Е.С. о том, что истец заявил требование о выделении лимитов бюджетных средств на 2020 год на проведение капитального ремонта, требование о финансировании работ текущего характера не заявлялось, без финансирования работ обязанным лицом (собственником) их выполнение становится невозможным, отклоняются за необоснованностью, поскольку истец просил возложить на Министерство обороны Российской Федерации обязанность выделить лимиты бюджетных средств на 2019-2020 годы на текущий и капитальный ремонт котельных , и их тепловых сетей, расположенных в военном городке <адрес>, и данное требование судом удовлетворено.

Ссылки в апелляционной жалобе представителя ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России Божко Е.С. на то, что в случае проведения работ капитального характера выполнение работ по текущему ремонту становится нецелесообразным, поскольку при проведении капитального ремонта одновременно устанавливается вспомогательное оборудование и приборы, которые в гарантированный изготовителем период не должны подвергаться текущему ремонту, не могут быть приняты, так как проведение капитального ремонта не исключает проведение текущего ремонта, состав данных работ является различным, заявитель не привел конкретных пунктов, где бы работы дублировали друг друга.

Доводы представителя Министерства обороны РФ Лебедева С.Г. со ссылками на Положение о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года №1082, Федеральный закон от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», приказ Министра обороны РФ от 2 марта 2017 года №155 «О создании ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России путем изменения типа, основных целей деятельности и переименования государственного учреждения Жилищно-эксплуатационная контора №21 Жилищно-коммунального отдела Квартирно-эксплуатационного управления города Москвы», Положение о филиале №4 ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО, Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 8 августа 2012 года №808, Закон РФ от 7 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей», статьи 309, 310, пункт 3 статьи 401 ГК РФ, о том, что содержание (эксплуатация) объектов военной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг возложены на ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, не могут быть приняты.

Суд первой инстанции обоснованно возложил на Минобороны России обязанность по выделению лимитов бюджетных средств на текущий и капитальный ремонт котельных и их тепловых сетей.

В силу пункта 1 статьи 209, статьи 210 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно статье 214 ГК РФ федеральной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 ГК РФ. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года №61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 29 декабря 2008 года №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности (далее – имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций).

В соответствии с подпунктом 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года №1082, Министерство обороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами.

В силу указанных норм Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.

Закрепление собственником объектов военной и социальной инфраструктуры в интересах Вооруженных Сил РФ за ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России не исключает ответственность собственника имущества по его надлежащему содержанию, в том числе путем осуществления финансирования расходов на проведение его ремонта.

Аргументы апелляционной жалобы представителя Министерства обороны РФ Лебедева С.Г. о том, что Министерство осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы; вопрос о признании объектов недвижимости нуждающимся в проведении ремонта относится к исключительной компетенции Министерства и не может разрешаться судом, военный прокурор не вправе вмешиваться в административно-хозяйственную деятельность органов военного управления; дела об оспаривании решений, действий (бездействий) органов военного управления рассматриваются в порядке административного судопроизводства; процедура проведения капитального ремонта содержит ряд этапов и ограничений, организация и проведение процедур с учетом требований законодательства составляет длительный промежуток времени; заключение государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту возможно лишь при наличии выделенных лимитов бюджетных обязательств; лимиты бюджетных обязательств по статьям капитального ремонта на 2020 год распределены в полном объеме и направлены на исполнение обязательств Министерства по ранее заключенным государственным контрактам, планы текущего и капитального ремонта на 2020 год сформированы и утверждены в 2019 году; для включения объекта в титул капитального ремонта необходимо проведение технического обследования объекта специализированными организациями, на основании которого уполномоченными органами военного управления принимается решение о целесообразности проведения капитального ремонта; выполнение работ по капитальному ремонту возможно лишь после определения стоимости работ; для установления состава и объема работ, определения действительного технического состояния зданий Министерству необходимо заключить государственный контракт на выполнение работ по обследованию объекта, по результатам которого составляется техническое заключение и на основании него – государственный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту; объекты, подлежащие капитальному ремонту, определяются на основании порядка проведения весенних (осенних) осмотров объектов военных городков, формирования плана капитального ремонта и заявочного плана капитального ремонта на соответствующий год; после составления актов осмотра, дефектных ведомостей и подтверждения характера работ определяется стоимость подлежащих выполнению работ, определяется перечень объектов, по которым необходимо проведение ремонта, формируется и согласовывается заявка, обобщаются сведения, разрабатывается, утверждается заявочный план, который направляется в Департамент строительства Министерства обороны России для принятия решения о включении объектов в титул капитального ремонта на соответствующий год, то есть для проведения капитального ремонта необходимо направление в установленном порядке заявки от заинтересованных лиц; виды работ, относящихся к текущему и капитальному ремонту, определены в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года №170; вопрос о признании объектов нуждающимися в проведении капитального ремонта относится к исключительной компетенции Министерства обороны России, отклоняются судебной коллегией за необоснованностью.

Несвоевременное устранение выявленных недостатков, неисполнение ответчиком своих обязанностей по содержанию имущества, в результате чего имеется угроза жизни и здоровью неопределенного круга лиц, и такая которая должна быть устранена.

Наличие или отсутствие выделенных лимитов бюджетных обязательств основанием для отказа в удовлетворении иска являться не может. Котельные находится в аварийном состоянии с 2017 года, в случае предоставления дополнительного времени для включения объектов недвижимости в титул капитального ремонта устранение выявленных нарушений будет отсрочено на длительный период времени, что приведет к еще более значительным разрушениям котельных и сохранению опасности для жизни и здоровья неопределенного круга лиц.

При этом необходимая процедура согласования и утверждения проведения ремонта может быть соблюдена Министерством обороны РФ и при наличии судебного акта, так как собственник может возложить соответствующие обязанности на учреждения, ответственные за определенный этап процедуры, в рамках исполнения данного решения.

В силу статей 21, 26 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора, в числе прочего, является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, соблюдение прав и свобод человека и гражданина, органами военного управления.

Статьей 35 Федерального закона №2202-1 предусмотрено, что прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Таким образом, обращение военного прокурора в суд с настоящим иском не может быть квалифицировано как вмешательство в деятельность органов военного управления. В связи с неисполнением ответчиком своих обязанностей по содержанию имущества, что представляет угрозу жизни и здоровью граждан, прокурор вправе обратиться в суд.

Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами (часть 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ)).

Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

К административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику (абзац четвертый пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации».

Задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду, мирному урегулированию споров (статья 2 ГПК РФ).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

Исковые требования связаны с обязанием ответчиков к осуществлению хозяйственных работ, защитой прав неопределенного круга лиц, поэтому дело обоснованно рассмотрено в порядке гражданского судопроизводства.

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционных жалоб не имеется.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Читинского районного суда Забайкальского края от 19 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя Министерства обороны РФ Лебедева С.Г., представителя ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России Божко Е.С. – без удовлетворения.

Председательствующий: Т.В.Процкая

Судьи: В.В.Кардаш

С.В.Комкова