ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1609/19 от 28.05.2020 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Судья Губаева З.Н. дело № 2-1609/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 11-3918/2020

28 мая 2020 года г. Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Скрябиной С.В.,

судей Андрусенко И.Д., Мокроусовой Л.Н.,

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи Веккер Ю.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Шабельник Натальи Александровны на решение Металлургического районного суда г. Челябинска от 15 июля 2019 года по иску Шабельник Натальи Александровны к Металлургическому управлению социальной защиты населения Администрации г. Челябинска о возложении обязанности по перерасчету субсидии, взыскании штрафа, компенсации морального вреда.

Заслушав доклад судьи Андрусенко И.Д. об обстоятельствах дела, доводах, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы, объяснения истца Шабельник Н.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Металлургического управления социальной защиты населения Администрации г. Челябинска Черниязовой Ю.З., действующей на основании доверенности и возражавшей относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Шабельник Наталья Александровна обратилась в суд с иском к Металлургическому управлению социальной защиты населения Администрации г. Челябинска (далее – Металлургическое УСЗН) о возложении обязанности произвести перерасчет совокупного дохода её семьи с целью правильного расчета субсидии для оплаты услуг ЖКХ, взыскании денежной компенсации морального вреда, штрафа в размере 100 % за неправильный умышленный расчет.

В обоснование иска указала, что ДД.ММ.ГГГГ ею были предоставлены в Металлургическое УСЗН копии документов, а также копии квитанций и справки из организаций о доходе сына за шесть месяцев работы: в АО «<данные изъяты>» - <данные изъяты> руб. (с ДД.ММ.ГГГГ), в Контакт-центре «<данные изъяты>» - <данные изъяты> руб. (ДД.ММ.ГГГГ пособие по безработице с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> руб., а также документы о полученном пособии по безработице с ДД.ММ.ГГГГ года в сумме <данные изъяты> руб. В ДД.ММ.ГГГГ года явка в ЦЗН была назначена на ДД.ММ.ГГГГ, поэтому 3 дня перешло на март, следовательно, в феврале пособие составило <данные изъяты> руб. По представленным справкам совокупный доход семьи из двух человек за шесть месяцев составил <данные изъяты> руб., в месяц - <данные изъяты> руб. По расчету ответчика совокупный доход её семьи в месяц составил <данные изъяты> руб., следовательно, за шесть месяцев - <данные изъяты> руб., что больше фактического дохода на <данные изъяты> руб.

Истец Шабельник Н.А. в судебном заседании суда первой инстанции настаивала на удовлетворении иска.

Представитель ответчика Металлургического УСЗН по доверенности Ротанова З.Б. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, полагая произведенный управлением расчет совокупного дохода семьи истца правильным.

Решением суда в удовлетворении исковых требований Шабельник Н.А. отказано.

В апелляционной жалобе истец Шабельник Н.А. просит решение суда отменить. В обоснование доводов жалобы указывает, что судом ошибочно рассчитана субсидия с ДД.ММ.ГГГГ года по предоставленным справкам в Металлургическое УСЗН и неверному толкованию норм права. Кроме того, судом не взыскан моральный вред, так как судом не принят во внимание тот факт, что оплата за ЖКХ производилась из средств пособия по безработице, то есть из единственного источника дохода, что означает нерациональное питание, недостаток фруктов, овощей и других продуктов питания, а также не принят во внимание тот факт, что из-за умышленного неверного расчета субсидии она испытывала морально-нравственные переживания и вынуждена была обращаться в прокуратуру.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика Металлургического УСЗН просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 28 октября 2019 года решение Металлургического районного суда г. Челябинска от 15 июля 2019 года отменено, по делу вынесено новое решение о возложении обязанности на Металлургическое управление социальной защиты населения Администрации г. Челябинска произвести перерасчет субсидии Шабельник Н.А., взыскании с Металлургического управления социальной защиты населения Администрации г. Челябинска в пользу Шабельник Н.А. субсидии в размере <данные изъяты><данные изъяты> копеек, компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 04 февраля 2020 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 28 октября 2019 года отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы, заслушав объяснения истца и представителя ответчика, исследовав приобщенные в суде апелляционной инстанции дополнительные (новые) доказательства, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Российской Федерацией как социальным государством при реализации гражданами права на жилище устанавливаются гарантии социальной поддержки.

К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг).

В соответствии со статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Право на субсидии имеют пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений (часть 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Субсидии предоставляются указанным гражданам с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (часть 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

В соответствии с пп. «д» пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» для получения субсидии граждане представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением следующих документов подтверждающих доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии.

Пунктом 32 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761, предусмотрено, что совокупный доход семьи для предоставления субсидии определяется за 6 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии.

В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 03 июня 2011 года № 107-ФЗ «Об исчислении времени» календарный месяц - период времени продолжительностью от двадцати восьми до тридцати одного календарного дня. Календарный месяц имеет наименование и порядковый номер в календарном году.

Согласно пунктам 37-40 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг среднемесячный доход каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина определяется путем деления суммы его доходов, полученных в течение расчетного периода, на количество месяцев этого расчетного периода, в течение которых он имел данные доходы.

Среднемесячный совокупный доход семьи в расчетном периоде равен сумме среднемесячных доходов всех членов семьи.

Среднедушевой доход семьи в расчетном периоде исчисляется путем деления среднемесячного совокупного дохода семьи на количество членов семьи.

Совокупный доход семьи, учитываемый при расчете размера субсидии, равен произведению среднедушевого дохода семьи в расчетном периоде на количество лиц, входящих в состав семьи заявителя (получателя субсидии).

Судом установлено и следует из материалов дела, что Шабельник Н.А. является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, в котором зарегистрирована и проживает с сыном ФИО6

ДД.ММ.ГГГГ Шабельник Н.А. обратилась в Металлургическое УСЗН с заявлением о назначении субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Распоряжением Металлургического УСЗН Администрации г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ Шабельник Н.А. назначена субсидия в размере <данные изъяты> руб., при расчете совокупного дохода семьи были учтены доходы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку Шабельник Н.А. в указанный период состояла на учете в качестве безработной, сумма её дохода за 6 месяцев составила 41 <данные изъяты> руб., среднемесячный размер ее дохода составил <данные изъяты>

Доходы сына истца, ФИО6, за расчетный период поступали с места работы и службы занятости. К учету была принята заработная плата ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб. в АО «<данные изъяты>», пособие по безработице в размере <данные изъяты> руб. за период регистрации его в службе занятости с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Разрешая возникший спор и отказывая Шабельник Н.А. в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что при расчете совокупного дохода семьи ответчиком были учтены доходы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в ДД.ММ.ГГГГ года ФИО6 отработал по несколько дней в каждом месяце, в связи с чем они не могли быть приняты в расчет.

Установив, что в расчетный период заработная плата ФИО6 выплачивалась за полностью отработанный месяц - ДД.ММ.ГГГГ года в АО «<данные изъяты>» и ДД.ММ.ГГГГ года (период нахождения на учете в качестве безработного в службе занятости), суд пришел к выводу о том, что среднемесячный доход подлежал исчислению исходя из размера полученного дохода за два полных месяца, разделенного на два месяца.

Судебная коллегия полагает указанные выводы суда первой инстанции правильными, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела, совокупности исследованных судом доказательств и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Доводы апелляционной жалобы истца о том, что судом ошибочно рассчитана субсидия с ДД.ММ.ГГГГ года по предоставленным справкам в управление социальный защиты и неверному толкованию норм права, отклоняются в связи со следующим.

Как было приведено выше, пунктом 32 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрено, что совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии определяется за 6 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии. Данный период именуется расчетным.

Среднемесячный доход каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина определяется путем деления суммы его доходов, полученных в течение расчетного периода, на количество месяцев этого расчетного периода, в течение которых он имел данные доходы (пункт 37 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг).

Из буквального толкования пункта 37 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг следует, что полученный доход подлежит делению не на количество месяцев расчетного периода, равного 6 месяцам, а на то количество месяцев, в течение которых лицо имело доходы.

Так, для расчета среднемесячного дохода ФИО6 из шести последних календарных месяцев (период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии, в расчет ответчиком был учтен доход за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (календарный месяц) в размере <данные изъяты> руб. на основании справки АО «<данные изъяты>» № б/н от ДД.ММ.ГГГГ.

Исходя из приведенных положений пункта 37 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг ответчиком обоснованно не приняты в расчет доходы ФИО6ДД.ММ.ГГГГ года, поскольку периоды работы в указанных месяцах не составляют календарный месяц. Так, в ДД.ММ.ГГГГ года период работы составил 10 рабочих дней, ДД.ММ.ГГГГ года – 8 рабочих дней, в ДД.ММ.ГГГГ года – 16 рабочих дней.

Поскольку на момент обращения Шабельник Н.А. с заявлением - ДД.ММ.ГГГГФИО6 состоял на учете в качестве безработного, то для принятия решения о назначении субсидии и определения ее размера ответчиком обоснованно для расчета среднемесячного дохода было учтено пособие по безработице ДД.ММ.ГГГГ года в размере <данные изъяты> руб. на основании справки ОКУ ЦЗН г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ.

Соответственно, среднемесячный доход ФИО6 составил <данные изъяты>), среднемесячный совокупный доход семьи в расчетном периоде составил <данные изъяты>), а среднедушевой доход семьи в расчетном периоде - 11 075,24 руб., что превышает прожиточный минимум, который на момент обращения ФИО1 составлял <данные изъяты> руб.

Таким образом, Металлургическим УСЗН обоснованно произведен расчет субсидии в соответствии с пунктом 23 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, согласно которому при среднедушевом доходе семьи равном или выше прожиточного минимума, установленного органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, размер субсидии определяется по формуле:

где:

С1 - размер субсидии (в рублях);

ССЖКУр - размер установленного для муниципального образования регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи для семей разной численности (в рублях);

n - количество лиц, входящих в состав семьи заявителя, определяемых в соответствии с пунктом 18 настоящих Правил;

МДДр - региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (в процентах);

Д - совокупный доход семьи (в рублях), исчисленный в порядке, установленном пунктом 40 настоящих Правил.

Кроме того, в силу пункта 20 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

В соответствии с пунктом 21 приведенных выше Правил размеры региональных стандартов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В пункте 1 постановления Правительства Челябинской области от 12 апреля 2006 года № 61-П определено, что субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в порядке и на условиях, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».

Для исчисления размера субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг постановлениями Правительства Челябинской области утверждаются региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг по Челябинской области на соответствующий год.

Постановлением Правительства Челябинской области от 20 июля 2016 года № 351-П установлены региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и региональные стандарты максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Так, на момент обращения Шабельник Н.А. с заявлением в Металлургическое УСЗН – ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с постановлением Правительства Челябинской области от 18 апреля 2018 года №150-П «О региональных стандартах стоимости жилищно-коммунальных услуг по Челябинской области на 2018 год» размер установленного для муниципального образования регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи для семей разной численности составил 2 670,98 руб., региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в соответствии с постановлением Правительства Челябинской области от 20 июля 2016 года № 351-П – 22 %.

Соответственно, размер субсидии составил <данные изъяты> руб., из расчета <данные изъяты>

Таким образом, Металлургическим УСЗН обоснованно была назначена Шабельник Н.А. субсидия в размере <данные изъяты> руб. ежемесячно в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Правительства Челябинской области от 28 мая 2019 года № 225-П ««О региональных стандартах стоимости жилищно-коммунальных услуг по Челябинской области на 2019 год» с 01 января 2019 года изменен стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг по Челябинской области, который составил: в отопительный период – 2 804,28 руб., в межотопительный период с 01 июня 2019 года – 1 530,83 руб., за период с 01 мая 2019 года по 31 мая 2019 года стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг составит 1695,15 руб. из расчета: (2804,28/31)*4 дня (отопительного периода) +(1530,83/31)*27 дней (межотопительного периода).

Исходя из Стандарта отопительного периода размер субсидии Шабельник Н.А. ДД.ММ.ГГГГ года составил <данные изъяты> руб. (<данные изъяты>.).

С учетом ранее выплаченной субсидии за указанный период в размере <данные изъяты> руб. в месяц, размер доплаты составил <данные изъяты> руб. (<данные изъяты>.).

В связи с окончанием отопительного периода – ДД.ММ.ГГГГ размер субсидии Шабельник Н.А. ДД.ММ.ГГГГ составил <данные изъяты> руб. (С = <данные изъяты>). Размер субсидии в межотопительный период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ также составил <данные изъяты> руб. (<данные изъяты>

Таким образом, Шабельник Н.А. была предоставлена субсидия на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб. в месяц (<данные изъяты> руб.), так как расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышали величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ размер субсидии Шабельник Н.А. составил <данные изъяты> руб.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения иска у суда первой инстанции не имелось.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не взыскан моральный вред, не являются основанием к отмене решения суда, поскольку действиями ответчика не были нарушены имущественные либо личные неимущественные права Шабельник Н.А.

Выводы суда соответствуют установленным фактическим обстоятельствам по делу, подтверждаются доказательствами, которым судом дана оценка по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаны на нормах материального права, подлежащих применению при разрешении возникшего спора.

При вынесении решения судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального либо процессуального права.

Изложенные в апелляционной жалобе доводы основаны на ошибочном понимании норм материального права, в связи с чем основанием для отмены решения суда являться не могут.

Руководствуясь ст. ст. 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Металлургического районного суда г. Челябинска от 15 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шабельник Натальи Александровны – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: