ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1632/2021 от 28.03.2022 Приморского краевого суда (Приморский край)

Судья Воробьев В.А. Дело № 33-256/22 (№ 2-1632/2021)

25RS0001-01-2021-000767-13

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28.03.2022АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 марта 2022 года город Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Дышлового И.В.

судей Ильиных Е.А., Шульга С.В.

при секретаре Гончаренко Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>», войсковой части 20293, Министерству обороны Российской Федерации о взыскании невыплаченных сумм заработной платы, компенсации морального вреда, по апелляционной жалобе ФКУ «УФО МО РФ по <адрес>» на решение Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым исковые требования удовлетворены. Взыскано с Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>» в пользу ФИО1 задолженность по оплате труда за период с февраля 2020 года по январь 2021 года в размере 59201,33 рубля, доплата отпуска за период с 3 августа по ДД.ММ.ГГГГ в размере 12 603, 98 рублей, компенсация морального вреда в размере 2000 рублей.

Заслушав доклад судьи Шульга С.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Измановский И.Г. в лице представителя по доверенности ФИО6 обратился в суд с названным иском, указав, что с февраля 2020 года по январь 2021 года он на основании приказов работодателя работал в ночное время, привлекался к работе в выходные и праздничные дни, однако оплата труда произведена работодателем не в полном объеме, а так же без компенсационных и стимулирующих надбавок. Измановский И.Г. является ...» войсковой части 20293, находящейся на финансовом обеспечении ФКУ Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по <адрес>». Согласно окончательного расчета произведенного с истцом за время работы ему не оплачена работа днем в количестве 59 часов, работа ночью в рабочие дни оплачена в размере 135% оклада, но компенсационные и стимулирующие надбавки применены только к 100%, работа ночью в выходные и нерабочие праздничные дни оплачена в размере 235% оклада, из которых 35% без компенсационных и стимулирующих надбавок, работа в выходные нерабочие праздничные дни была оплачена не в полном объеме, так же недоначисленная оплата труда не вошла в средний заработок для расчета оплаты отпусков. Сумма заработной платы за расчетный период, согласно расчету ответчика, составила: 170271,88 руб. Между тем в разница между фактически выплаченной и подлежащей выплате оплатой труда составила 57739,30 руб. С учетом уточнений просил взыскать с ответчика оплату труда за период с февраля 2020 года по январь 2021 года в размере 59 201,3 руб., компенсацию морального вреда в размере 2 000 рублей, доплату отпуска с 3 августа по ДД.ММ.ГГГГ в размере 12 603, 98 руб.

В судебном заседании представитель истца поддержала заявленные требования.

Измановский И.Г. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель ФКУ УФО МО РФ по ПК в судебное заседание не явилась, направила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, просила в удовлетворении требований отказать.

Представитель войсковой части 20293 в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени уведомлен надлежащим образом.

Судом постановлено указанное решение, с которым не согласился представитель ФКУ «УФО МО РФ по <адрес>», подал апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос об отмене судебного акта, как принятого с нарушением норм материального права и без учета фактических обстоятельств дела. Оспаривает все суммы, присужденные в пользу истца. Полагает неправомерным применение при расчете оплаты работы истца в ночное время компенсационных и стимулирующих выплат, поскольку данное противоречит нормам закона, регулирующим возникшие правоотношения. Поскольку доплата за работу в ночное время относится к выплатам компенсационного характера ввиду этого на указанную выплату не могут быть начислены иные выплаты компенсационного характера или стимулирующие выплаты, то есть доплата за работу в ночное время производится в размере 35% должностного оклада работника. Требования о взыскании неоплаченных часов работы за 2020 год, фактически являются требованиями о взыскании оплаты за сверхурочную работу, вместе с тем, доказательств о привлечении истца к выполнению работы за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, не представлено. Полагает, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований истца, поскольку на работников с ненормированным рабочим днем распространяются общие правила, касающиеся времени начала и окончания работы. Их переработки не считаются сверхурочными работами и не подлежат повышенной оплате. Истец имел право на получение дополнительных дней отдыха, вместе с тем, с данным требованием к работодателю не обращался. Не представлены приказы начальника об оплате сверхурочной работы истца, основания для оплаты отсутствуют. Полагал, что необоснованно взыскана доплата за отпуск, а также компенсация морального вреда. Считает, что суд первой инстанции неправомерно рассмотрел спор без привлечения в качестве ответчика работодателя истца, кроме того, не даны разъяснения по поводу каждой суммы и порядка ее расчета, взысканной в пользу истца. Поскольку требования о взыскании доплаты отпускных и компенсации морального вреда являются производными, то они также подлежат оставлению без удовлетворения. В связи с чем, просит решение суда первой инстанции отменить, требования ФИО1 оставить без удовлетворения.

Согласно п. 4 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального Кодекса РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

В соответствии с ч. 5 ст. 330 Гражданского процессуального Кодекса РФ при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.

Трудовые отношения, как следует из положений ч. 1 ст. 16 ТК РФ, возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

Сторонами трудовых отношений является работник и работодатель (ч. 1 ст. 20 ТК РФ).

Работодателем является физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры (ч. 4 ст. 20 ТК РФ).

Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (абзацы второй, шестой ч. 2 ст. 22 ТК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 381 ТК РФ индивидуальный трудовой спор - это неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Трудовой договор был заключен между войсковой частью 20293 и Измановским И.Г.

В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О представителях Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», представителем Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющим полномочия работодателя в отношении ФИО1, является войсковая часть 20293.

Учитывая изложенное, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ привлекла к участию в деле в качестве соответчика войсковую часть 20293 и постановила перейти к рассмотрению настоящего дела по правилам суда первой инстанции.

Протокольным определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство обороны Российской Федерации.

Истец, представители ответчиков Войсковой части 20293, ФКУ «УФО МО РФ по <адрес>», Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом. Причины не явки суду не известны, ходатайств об отложении или иных не поступало.

Информация о рассмотрении дела своевременно размещена на интернет сайте <адрес>вого суда.

Судебная коллегия на основании ст. 167 Гражданского процессуального Кодекса РФ считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, рассматривая дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда нельзя признать законным и обоснованным оно подлежит отмене с принятием нового решения.

В соответствии со ст. 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в ч. 1 настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества (ч.2 ст. 349 ТК РФ).

Согласно ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

Заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (ч. 1 ст. 129 ТК РФ).

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (ч. 4 ст. 129 ТК РФ).

Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (ч.1).

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ч.2).

Как следует из материалов дела, ФИО12 на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ заключенного с войсковой частью 20293 принят на должность ..., с должностным окладом в размере 7270 руб. 00, При этом ему установлены компенсационные выплаты за выслугу лет – 20%, Дальневосточная надбавка – 30%, районный коэффициент – 30%, вредные условия труда 12%. Стимулирующие выплаты премия 25% от оклада, ЕДВ за проработанный период. (л.д. 12-14).

Из п. 5 трудового договора следует, что истцу установлена нормальная продолжительность рабочего времени, при этом режим работы определяется правилами внутреннего трудового распорядка, действующим у работодателя, либо настоящим трудовым договором с 08:00 часов до 17:00 часов, обед с 12:00 часов до 13:00 часов.

В п. 5.3 трудового договора сторонами согласовано, что работнику предоставляется ежегодный отпуск продолжительностью 28 календарных дней (основной); 8 календарных дней (дополнительный за отдаленность в южных районах); дополнительный за вредные условия труда 14 календарных дней; до 7 дней (дополнительный за ненормированность рабочего времени),

Согласно ответа ФКУ «УФО МО РФ по <адрес>» на запрос судебной коллегии – войсковая часть 20293 состоит на финансовом обеспечении в Учреждении в соответствии с приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГДСП.

На основании приказов командира войсковой части 20293 за 2020 год гражданскому персоналу ФИО11 в том числе ФИО1за спорный период установлена выплата надбавки за работу в ночное время согласно приказа МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ, количество установленных приказами командира войсковой части 20293 часов рабочего времени подтверждается табелями учета рабочего времени ФИО1 за 2020 год и составляет (в феврале – 74 час., в марте – 124 час., в апреле – 120 час., в мае – 0 час.. в июне 56 ч., в июле-64 час., в августе 0 час., в сентябре – 0 час., в октябре – 66 час., в ноябре – 56 час., в декабре-64 час., в январе 8 час.), что вошло в общее количество отработанных часов за месяц.

Кроме того, в соответствии приказами командира войсковой части 2029ДД.ММ.ГГГГ год Измановским И.Г.в спорный период отработано праздничных 304 ч. Указанные часы оплачены ответчиком согласно приказа МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Обращаясь в суд с настоящим иском, представителем истца – ФИО6 указано, что ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>» при расчете заработной платы ФИО1 неправильно применяет положения 149, 151, 154 ТК РФ, приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан ФИО7, ФИО8 и других», поскольку в оплату труда в ночное время должны входить все предусмотренные для работника системой оплаты труда выплаты (морская надбавка – 100%, премия – 25%, надбавка за выслугу лет – 30%, за перевозку взрывоопасных веществ 25%,

Также указано, что указанные выплаты не вошли в расчет отпуска предоставленного ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст. 149 ТК РФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно ст. 154 ТК РФ каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время» установлен минимальный размер повышения оплаты труда за работу в ночное время (с 22 часов до 6 часов) в размере 20% часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы в ночное время.

Система оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации установлена приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» (далее – приказ от ДД.ММ.ГГГГ), которым утверждены условия размер и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ.

В соответствии с п. 2 Приложения к приказу от ДД.ММ.ГГГГ гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются виды выплат компенсационного характера:

выплаты гражданскому персоналу, занятому на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (пункты 4 - 10, 55 - 57, 61 - 66, 71 - 74, 77, 78 и 81 настоящего приложения);

выплаты гражданскому персоналу за работу в местностях с особыми климатическими условиями (пункты 11 и 12 настоящего приложения);

выплаты гражданскому персоналу за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных) (пункты 13 - 17, 58 - 60 и 75 настоящего приложения);

надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами (пункты 18 - 20 настоящего приложения).

Выплаты компенсационного характера, их условия, размеры и порядок выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, а также с настоящим приложением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Основанием для выплат компенсационного характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций (п. 3 Приложения к приказу от ДД.ММ.ГГГГ).

Гражданскому персоналу воинских частей и организаций, занятому на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, должностные оклады (тарифные ставки) повышаются:

на работах с вредными условиями труда 1 степени - на 4 процента;

на работах с вредными условиями труда 2 степени - на 8 процентов;

на работах с вредными условиями труда 3 и (или) 4 степеней - на 12 процентов;

на работах с опасными условиями труда - на 24 процента.

Должностные оклады (тарифные ставки) повышаются гражданскому персоналу, на рабочих местах которого условия труда по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда.

Повышение должностных окладов (тарифных ставок) гражданскому персоналу за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, установленное до вступления в силу настоящего приказа, сохраняется до проведения специальной оценки условий труда (п. 4 Приложения к приказу от ДД.ММ.ГГГГ).

Гражданскому персоналу воинских частей и организаций, имеющему право на повышение в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим приложением, должностные оклады (тарифные ставки) увеличиваются на размер повышения, то есть устанавливается новый должностной оклад (тарифная ставка). Если гражданский персонал имеет право на повышение одновременно по нескольким основаниям, должностной оклад (тарифная ставка) увеличивается на сумму процентов повышений (п.6 Приложения к приказу от ДД.ММ.ГГГГ).

Членам экипажей судов обеспечения, гражданскому персоналу за работу в особых условиях должностные оклады (тарифные ставки) повышаются за несение службы в составе дежурных сил поисково-спасательного обеспечения - на 15 процентов.

Указанное повышение производится членам экипажей судов обеспечения, привлекаемым к несению службы в составе дежурных сил поисково-спасательного обеспечения, на основании приказов руководителей воинских частей и организаций (п. 55 Приложения к приказу от ДД.ММ.ГГГГ).

Пунктом 17 Приложения к приказу от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что гражданскому персоналу воинских частей и организаций (за исключением специалистов и рабочих хлебозаводов и хлебопекарен) за каждый час работы в ночное время устанавливается доплата за работу в ночное время - 35 процентов часовой ставки (части должностного оклада (тарифной ставки) за час работы).

Из приведенного нормативно-правового регулирования оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил РФ следует, что оно предусматривает оплату работы членов экипажей судов обеспечения, выполняющих работу в ночное и сверхурочное время, в выходные и нерабочие дни, а также за работу за временно отсутствующего работника в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, посредством осуществления соответствующей компенсационной выплаты, размер которой соотнесен с должностным окладом работника.

В спорный период в 2020 году работа истца отличалась от нормальной, поскольку он привлекался к работе ночью в рабочие дни, ночью в выходные и нерабочие праздничные дни, привлекался к работе сверх нормальной продолжительности рабочего времени.

Заработная плата ФИО1 состоит из должностного оклада, компенсационных и стимулирующих выплат, согласно Приложения приказа от ДД.ММ.ГГГГ.

В состав компенсационных выплат входят:

- доплата за работу в ночное время – 35% (п. 17);

- морская надбавка – 100 % (пп.7 п. 57);

- районный коэффициент – 30% (приложение к приложению );

- надбавка за работу в <адрес>х Дальнего Востока – 30% (постановление ЦК КПСС, СМ СССР м ВЦСПС от ДД.ММ.ГГГГ);

- выплата за работу в особых условиях за фактическое время перевозки и (или) хранения взрывоопасных веществ и сжиженного газа в размере 25% (п. 68)

- выплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 153 ТК РФ)

В состав выплат стимулирующего характера входят:

- надбавка за выслугу лет – 20% (п. 26);

- ежемесячная премия (п. 38).

Измановский И.Г., заключив трудовой договор с войсковой частью, являющейся структурным подразделением Министерства обороны РФ, принял на себя соответствующие обязательства, согласившись на особые условия и специфику работы. Соглашения сторон не оспорены, система оплаты работодателя не противоречит действующему трудовому законодательству, является действующей и исполняется работодателем в полном объеме.

Представленными расчетными листками, приказами, табелями рабочего времени, отраженными в сводной таблице, представленной ответчиком, подтверждается, что оплата в спорный период произведена истцу в полном размере, в соответствии с условиями трудового договора, Приказа от ДД.ММ.ГГГГ, коллективного договора в/ч 20293.

Также судебная коллегия находит необоснованными требования, в части оплаты за работу в ночное время в нерабочие и праздничные дни, поскольку за работу в выходные и праздничные дни истцу отработанные часы оплачены в двойном размере с применением выплат компенсационного и стимулирующего характера (морской надбавки- 100%, надбавки за выслугу лет-20%, премии -25 %) пропорционально отработанного количества часов. В том числе начислена доплата за работу в ночные часы в размере 35 % часовой ставки за час работы, согласно первичных учетных документов.

С учетом установленных по делу обстоятельств и правоотношений сторон, а также подлежащих применению норм права, судебная коллегия приходит к выводу, что действующее нормативное регулирование оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации предусматривает оплату работы членов экипажей судов обеспечения, выполняющих работу в ночное время, посредством осуществления компенсационной выплаты как и других выплат, предусмотренных разделом 2 приложения к Приказу от ДД.ММ.ГГГГ. Доплата за работу в ночное время в соответствии с указанными нормативными актами является компенсацией за особые условия работы, размер которой производен от оклада. В соответствии с указанным Приказом от ДД.ММ.ГГГГ данная доплата не является надбавкой, повышающей должностной оклад.

Вопреки доводам истца, учитывая компенсационный характер доплаты за работу в ночное время начисление на данную компенсационную доплату иных компенсационных и стимулирующих выплат не соответствует нормативному регулированию оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и положениям трудового законодательства, фактически приведет к необоснованному увеличению размера иных компенсационных и стимулирующих выплат и повторному их начислению на уже оплаченные часы, в связи с чем исковые требования ФИО1 в указанной части удовлетворению не подлежат.

Судебная коллегия также находит заслуживающими внимания возражения ответчиков о необоснованности ссылки истца на постановление Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ-П, поскольку предметом правовой оценки конституционности положения трудового законодательства относительно доплаты за работу в ночное время в данном постановлении не являлись.

Между тем, приведенное законодательное регулирование, которое призвано не только компенсировать работнику отрицательные последствия отклонения условий его работы от нормальных, но и гарантировать эффективное осуществление им права на справедливую заработную плату, что отвечает целям трудового законодательства и согласуется с основными направлениями государственной политики в области охраны труда, ответчиками по настоящему делу, как указано выше, соблюдено, истцу в заявленные периоды работы в ночное время установлена повышенная оплата труда, как это предусмотрено действующим в заявленные периоды нормативным регулированием оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, сверх оклада, определенного с учетом работы в особых условиях труда, в соответствии с положениями п.17 приложения к Приказу , пп.6.6.4 Коллективного договора войсковой части 20293, ст. 154 ТК РФ, условиям трудового договора.

Не подлежат удовлетворению требования истца об оплате 59 часов сверх нормальной продолжительности рабочего времени за февраль, апрель-июнь, октябрь -ноябрь 2020 года в размере 15583руб. 26 коп., поскольку судебной коллегией установлено, что оплата труда произведена истцу в спорный период в соответствии с поступившими от командира войсковой части 20293 табелями учета рабочего времени и представленными приказами.

В соответствии с п. 5 приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей (гражданского персонала) судов обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации» продолжительность рабочего времени для членов экипажей (гражданского персонала) судов не должна превышать 40 часов в неделю (при 8-часовом рабочем дне) с двумя выходными днями, предоставляемыми в различные дни недели поочередно согласно графику смен (вахт).

Для членов экипажей судов устанавливается суммированный учет рабочего времени. Порядок ведения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка соединения (воинской части) по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом трудового коллектива исходя из конкретных условий работы судна и установленного графика вахт (работ), а также с учетом того, что максимальная продолжительность работы членов экипажей судов между двумя периодами отдыха на берегу (нахождения в отпуске, использования суммированных дней отдыха) не должна превышать 120 календарных дней. При выполнении работ в дальнем плавании продолжительность работы на судне для членов экипажа или отдельных его членов может быть увеличена до 150 календарных дней (п. 7 приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ Коллективного договора войсковой части 20293 истцу установлен суммированный учет рабочего времени.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О ежегодном дополнительном оплачиваемом отпуске работникам с ненормированным рабочим днем в воинских частях и организациях в Вооруженных Сил Российской Федерации» установлено, что для работников, выполнение трудовых функций которых выходит за пределы нормальной продолжительности рабочего времени, на основании перечня должностей работников с ненормированным рабочим днем, установленного коллективным договором, предусмотрено предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью не менее трех календарных дней за работу в условиях ненормированного рабочего дня. Компенсация переработки за пределами нормальной продолжительности рабочего времени как сверхурочной работы с письменного согласия работника осуществляется в случаях, если дополнительный отпуск не предоставлялся.

Как следует из трудового договора истцу установлен ненормированное рабочий день.

В п. 5.3 трудового договора сторонами согласовано, что работнику предоставляется ежегодный дополнительный отпуск за ненормированность рабочего времени до 7 дней.

В соответствии со ст. 101 ТК РФ ненормированный рабочий день - особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени.

Работник может привлекаться к выполнению своих трудовых функций как до начала рабочего дня (смены), так и после окончания рабочего дня (смены).

Прежняя редакция ст. 119 ТК РФ (до вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 90-ФЗ) предусматривала, что в случае, если работодатель не предоставляет дополнительные отпуска работнику с ненормированным рабочим днем, переработка сверх нормальной продолжительности рабочего времени с письменного согласия работника компенсируется как сверхурочная работа.

Однако с момента вступления в силу указанного Федерального закона единственной возможной компенсацией за работу в режиме ненормированного рабочего дня, предусмотренной Трудовым кодексом Российской Федерации, является предоставление работнику ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, продолжительность которого должна быть определена коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, но не может составлять менее трех календарных дней (ч. 1 ст. 119 ТК РФ).

Таким образом, ТК РФ не признает переработку при режиме ненормированного рабочего дня сверхурочной работой, при которой должны соблюдаться определенные гарантии (например, ограничение часов переработки, дополнительная оплата), а ст. 97 Кодекса, разграничивающая возможность переработки на два случая (для сверхурочной работы; для работ в условиях ненормированного рабочего времени), фактически это подтверждает.

В силу ст. 97 ТК РФ сверхурочная работа (ст. 99 ТК РФ) и работа на условиях ненормированного рабочего дня (ст. 101 ТК РФ) являются двумя разными видами работы за пределами установленной продолжительности рабочего времени. Приказы об оплате за сверхурочную работу работодателем не издавались.

Соответственно, за работу в режиме ненормированного рабочего дня предоставляется компенсация только в виде дополнительного отпуска, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка и не может быть менее трех календарных дней.

Как следует из материалов дела истцу за 2020 год в соответствии с приказом командира войсковой части 20293 от ДД.ММ.ГГГГ-гп предоставлялся отпуск за ненормированный рабочий день в количестве 7 дополнительных дней (т.1. д.<адрес>)

При таких обстоятельствах, с учетом установленного истцу ненормированного рабочего времени по соглашению сторон, правовых оснований для оплаты истцу работы за пределами нормальной продолжительности времени не имеется.

Также не подлежат удовлетворению требования в части взыскания праздничных часов, неоплаченных часов, ночных часов за указанный период с учетом компенсационной надбавки за хранение взрывчатых веществ -25 %.

Поскольку в соответствии в п. 68 Положения об оплате труда гражданского персонала и п. 57 Условий, размера и порядка осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера, для членов экипажей судов обеспечения предусмотрена выплата за работу в особых условиях за фактическое время перевозки или хранения взрывоопасных веществ и сжиженного газа в размере 25%.

В соответствии с представленными приказами командира войсковой части 20293 истцу выплачена надбавка за фактическое время перевозки и хранения взрывоопасных веществ за спорный период (приказы об установлении компенсационных выплат за фактическое время перевозки и хранения взрывоопасных веществ в размере 25% гражданскому персоналу СС «ФИО2 Белоусов» войсковой части 20293 от ДД.ММ.ГГГГ за февраль 2020; ДД.ММ.ГГГГ за март 2020; от ДД.ММ.ГГГГ за апрель 2020; от ДД.ММ.ГГГГ за май 2020; от ДД.ММ.ГГГГ за июнь 2020; от ДД.ММ.ГГГГ за июль2020; от ДД.ММ.ГГГГ за сентябрь 2020; от ДД.ММ.ГГГГ за октябрь 2020; от ДД.ММ.ГГГГ за ноябрь 2020; от ДД.ММ.ГГГГ за декабрь 2020; от ДД.ММ.ГГГГ за январь 2021), в связи с чем, также отсутствуют основания для удовлетворения указанных требований.

С учетом установленных по делу обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии нарушений трудовых прав истца, и того обстоятельства, что оплата труда произведена истцу в полном объеме, согласно отработанному времени, в соответствии с действующим трудовым законодательством и установленной системой оплаты труда у данного работодателя, суд приходит к выводу, что задолженность перед истцом по оплате труда отсутствует. Требования ФИО1 о взыскании в счет оплаты труда за период с февраля 2020 года по январь 2021 год в размере 59201,33 рублей подлежат оставлению без удовлетворения.

Поскольку истцу отказано в удовлетворении требования о взыскании оплаты труда, то не имеется оснований для удовлетворения производного требования о взыскании доплаты за отпуск в размере 12603,98 руб. (период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).

Рассматривая требование истца о компенсации морального вреда в размере 2 000 руб., судебная коллегия приходит к следующему.

Статьей 237 ТК РФ предусмотрена возможность компенсации работнику морального вреда, причиненного ему неправомерными действиями или бездействием работодателя, который возмещается в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Учитывая, что судом не установлено нарушений ответчиками трудовых прав истца, судебная коллегия считает необходимым отказать ФИО1 в удовлетворении исковых требований о компенсации морального вреда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ отменить. Принять по делу новое решение.

Исковые требования ФИО1 к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Приморскому краю», войсковой части 20293, Министерству обороны Российской Федерации о взыскании невыплаченных сумм заработной платы, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи