ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1664/20 от 18.05.2021 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу Дело №33-1643/2021

судья Беспечанский П.А. 1 инст. №2-1664/2020

75RS0003-01-2020-004081-84

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего Кожиной Е.А.,

судей Трифонова В.А., Комковой С.В.,

при секретаре Печеревиной О.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 18 мая 2021 года гражданское дело по иску Военного прокурора Борзинского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, филиалу ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу о понуждении к действиям,

по апелляционной жалобе представителя ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации Божко Е.С.

на решение Читинского районного суда Забайкальского края от 10 ноября 2020 года, которым постановлено:

«Исковые требования удовлетворить.

Возложить на Министерство обороны Российской Федерации обязанность выделить лимиты бюджетных средств на 2021 год на капитальный ремонт котельной инв. и ее тепловых сетей, расположенных в военном городке <адрес>, связанный с: устройством ограждения, ремонтов бетонных полов, ремонтов несущих конструкций (стен), устройством кровли, заменой системы электроснабжения и освещения, заменой 2-х котлов Е 1/19, 2-х котлов КВр-0,8 оур, монтажом котла КВр-0,8 оур, сменой дутьевого вентилятора ДВ-2,7, сменой установки ХВО ВПУ-2,5 в сборе, заменой подпиточного насоса, заменой металлического трубопровода для подачи пара и ГВС Ф-50 мм и Ф-20мм, заменой вентиля флянцевого Ф-50мм, заменой вентилей муфтовых Ф-50мм и Ф-20мм, заменой электрооборудования и силовых кабелей, установкой автоматической пожарной сигнализации и системы автоматического пожаротушения, частичной заменой тепловой сети (металлическая труба Ф-150мм), заменой 2-х задвижек тепловой сети Ф-150мм, заменой отвода тепловой сети, устройством площадки для хранения твердого топлива и устройством площадки для хранения золошлаков.

Возложить на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить капитальный ремонт на котельной <адрес> и ее тепловых сетях, в объеме определённом актом весеннего осмотра и ведомостью дефектов от 2020 г., оформленными должностными лицами производственного участка службы , утвержденными командованием в/ч ».

Заслушав доклад судьи Комковой С.В., судебная коллегия

установила:

Прокурор Борзинского гарнизона обратился в суд с вышеуказанным иском, указав, что военной прокуратурой Борзинского гарнизона проведена проверка исполнения требований законодательства в сферах жилищно-коммунального хозяйства при предоставлении коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил РФ, в ходе проверки установлено, что на территории военного городка <адрес> расположена котельная и ее тепловые сети 1982 г. постройки, введенные в эксплуатацию в указанный год, обеспечивающие тепловой энергией объекты военной инфраструктуры, дислоцированные в названном военном городке. Согласно результатам осеннего и весеннего осмотров котельной проведенных в 2019-2020 г.г., данная котельная, её оборудование и тепловые сети требуют проведения капитального ремонта, связанного с: устройством ограждения, ремонтов бетонных полов, ремонтов несущих конструкций (стен), устройством кровли, заменой системы электроснабжения и освещения, заменой 2-х котлов У 1/19, 2-х котлов КВр-0,8 оур, монтажом котла КВр-0,8 оур, сменой дутьевого вентилятора ДВ-2,7, сменой установки ХВО ВПУ-2,5 в сборе, заменой подпиточного насоса, заменой металлического трубопровода для подачи пара и ГВС Ф 50 мм и Ф-20мм, заменой вентиля флянцевого Ф-50мм, заменой вентилей муфтовых Ф-50мм и Ф-20мм, заменой электрооборудования и силовых кабелей, установкой автоматической пожарной сигнализации и системы автоматического пожаротушения, частичной заменой тепловой сети (металлическая труба Ф-150мм), заменой 2-х задвижек тепловой сети Ф-150мм, заменой отвода тепловой сети, устройством площадки для хранения твердого топлива и устройством площадки для хранения золошлаков. Результаты проверки отражены в соответствующих актах осенних и весенних осмотров и ведомостях дефектов. При подготовке к отопительному сезону 2019-2020 г.г. ремонтные работы, отраженные в актах, не проводились, до настоящего времени не проведены. Просил суд возложить на Министерство обороны Российской Федерации обязанность выделить лимиты бюджетных средств на 2021 год на капитальный ремонт котельной и ее тепловых сетей, расположенных в военном городке г. связанный с: устройством ограждения, ремонтов бетонных полов, ремонтов несущих конструкций (стен), устройством кровли, заменой системы электроснабжения и освещения, заменой 2-х котлов У 1/19, 2-х котлов КВр-0,8 оур, монтажом котла КВр-0,8 оур, сменой дутьевого вентилятора ДВ-2,7, сменой установки ХВО ВПУ-2,5 в сборе, заменой подпиточного насоса, заменой металлического трубопровода для подачи пара и ГВС Ф 50 мм и Ф-20мм, заменой вентиля флянцевого Ф-50мм, заменой вентилей муфтовых Ф-50мм и Ф-20мм, заменой электрооборудования и силовых кабелей, установкой автоматической пожарной сигнализации и системы автоматического пожаротушения, частичной заменой тепловой сети (металлическая труба Ф-150мм), заменой 2-х задвижек тепловой сети Ф-150мм, заменой отвода тепловой сети, устройством площадки для хранения твердого топлива и устройством площадки для хранения золошлаков. Возложить на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу выполнить капитальный ремонт котельной и ее тепловых сетей, в объеме, определенном актом весеннего осмотра и ведомостью дефектов от 2020 г., оформленными должностными лицами производственного участка службы , утвержденными командованием в/ч . (т. 1, л.д. 5-9).

Судом постановлено приведенное выше решение (181-183).

Определением Забайкальского краевого суда от 13 апреля 2021 г. удовлетворена частная жалоба представителя ответчика ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны России Божко Е.С. о возвращении апелляционной жалобы (т.2, л.д.66-69).

В апелляционной жалобе представитель ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России Божко Е.С. выражает несогласие с решением суда. На основании приказа Министра обороны РФ от 2 марта 2017 года №155 создано ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, основной деятельностью которого является содержание объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации. Учреждение выполняет государственное задание, сформированное и утвержденное учредителем – Министерством обороны РФ в соответствии с предусмотренными Уставом основными видами деятельности. Цель ЖКС №9 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по Восточному военному округу – качественное и своевременное оказание коммунальных услуг в целях реализации полномочий Министерства обороны РФ в сфере жилищно-коммунального хозяйства, содержание и эксплуатация объектов теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и объектов казарменно-жилищного фонда, техническое обслуживание оборудования, содержание переданного имущества. Исходя из этого ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России осуществляет деятельность по содержанию объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации в рамках государственного задания. Ссылаясь на пункты 3, 11, 12, 14 Устава ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, указывает, что учреждение занимается обслуживанием, то есть текущим содержанием казарменно-жилищного фонда, коммунальных сооружений и инженерных сетей воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ. Осуществление работ по текущему и капитальному ремонту объектов Вооруженных Сил Российской Федерации в полномочия учреждения не включены. Для организации эксплуатации объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах РФ предназначен Д. эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации. Объекты находятся на эксплуатационном обслуживании учреждения, которое предполагает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии всех систем здания в целях нормального функционирования здания и его инженерных сетей, и не предполагает проведение капитального и текущего ремонта, поэтому требование о проведении ремонта неисполнимо и удовлетворению не подлежит. Истец не заявил требование о финансировании работ текущего характера. Без финансирования работ обязанным лицом (собственником) их выполнение становится невозможным. Заявляя к учреждению требование о проведении работ, финансирование которых должно быть обеспечено за счет Министерства обороны РФ, истец лишает Министерство обороны РФ права на выбор иного исполнителя данных работ, выбор которого может быть осуществлен в рамках законодательства о порядке проведения закупок для государственных нужд. Не согласна с вынесенным решением суда в части установления срока его исполнения – 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Судом не учтен срок исполнения Министерства обороны РФ выделения лимитов бюджетных средств на 2021 г. на капитальный ремонт котельной и ее тепловых сетей и срока фактического получения денежных средств ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации, филиалу «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации (л.д. 185-187).

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В суд апелляционной инстанции представитель Министерства обороны РФ не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, об отложении не просили.

Руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В силу части 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на них, выслушав объяснения представителя ответчика ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ Степанова В.С., полагавшего необходимым решение отменить, апелляционную жалобу ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ удовлетворить, помощника прокурора, полагавшего необходимым оставить решение без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

В силу пункта 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Статьей 210 ГК РФ предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно статье 214 ГК РФ федеральной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296 ГК РФ).

Согласно пункту 12 статьи 1, статьи 2 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Организация обороны включает, в том числе строительство, подготовку и поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также планирование их применения.

Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности (далее - имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций) (пункт 1 постановления Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом»).

В соответствии с подпунктом 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1082, Министерство обороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами.

В силу указанных норм Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений. Министерство обороны Российской Федерации несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

В соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 г. N 155 было создано Федеральное Государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации. Основной целью деятельности данного Учреждения является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 21 Устава ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление», утвержденного приказом Д. Д. имущественных отношений МО РФ N 607 от 03.03.2017, Учреждение в отношении закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленным законодательством РФ.

Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что согласно актов осмотра системы теплоснабжения от 2019 г., 2020 г., ведомостью дефектов с подсчетом работ по ремонту котельной тепловых сетей от 2019,2020 г.г. указанной котельной и ее тепловым сетям необходим ремонт, связанный с: устройством ограждения, ремонтов бетонных полов, ремонтов несущих конструкций (стен), устройством кровли, заменой системы электроснабжения и освещения, заменой 2-х котлов Е 1/19, 2-х котлов КВр-0,8 оур, монтажом котла КВр-0,8 оур, сменой дутьевого вентилятора ДВ-2,7, сменой установки ХВО ВПУ-2,5 в сборе, заменой подпиточного насоса, заменой металлического трубопровода для подачи пара и ГВС Ф-50 мм и Ф-20мм, заменой вентиля флянцевого Ф-50мм, заменой вентилей муфтовых Ф-50мм и Ф-20мм, заменой электрооборудования и силовых кабелей, установкой автоматической пожарной сигнализации и системы автоматического пожаротушения, частичной заменой тепловой сети (металлическая труба Ф-150мм), заменой 2-х задвижек тепловой сети Ф-150мм, заменой отвода тепловой сети, устройством площадки для хранения твердого топлива и устройством площадки для хранения золошлаков (т.1, л.д.14-43).

Приказом Директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ от 12.04.2017 №1141 вышеназванное недвижимое имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, закреплено на праве оперативного управления за ФГБУ «ЦЖКУ» МО России (т.1, л.д.10).

Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, указал, что законом именно на ФГБУ «ЦЖКУ» МО России возложена обязанность по проведению капитального ремонта котельной и ее тепловых сетей и на день вынесения решения суда указанная обязанность не выполнена.

Судебная коллегия полагает возможным согласиться с указанным выводом суда первой инстанции.

Возлагая обязанность по ремонту на ответчика в лице ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, суд правильно исходил из того, что именно ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ в соответствии с Положением о ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ (по ВВО), утвержденным 30 июля 2018 года, обеспечивает и содержание (эксплуатацию): проектирование, капитальный и текущий ремонт, реконструкцию недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления и предоставленного в безвозмездное пользование и капитальный, текущий ремонт закрепленных на праве оперативного управления и предоставленных в безвозмездное пользование объектов материально-технической базы, оборудования и инженерных сетей, обеспечивающих их функционирование, а также капитальный ремонт общего имущества, отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем в многоквартирных домах закрытых военных городков).

В силу подп.33 п.10 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 №1082, положений ст.210 ГК РФ Министерства Обороны РФ несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе обязанность по проведению текущего и капитального ремонта объектов недвижимости.

Оснований оспаривать этот вывод суда не имеется, так как обязанность возложена на соответствующий орган в соответствии с его правомочиями, закрепленными в локальных нормативных актах.

Закрепление собственником объектов военной и социальной инфраструктуры в интересах Вооруженных Сил России за ФГБУ «ЦЖКУ» не исключает обязанность собственника имущества по его надлежащему содержанию.

Согласно положения абзаца 1 статьи 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации позволяют получателям бюджетных средств получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся – МО РФ соответственно. Деятельность учреждения, за которым закреплено имущество, в пределах целей своей деятельности ограничена исключительно решениями и заданиями собственника имущества с учетом назначения этого имущества.

Довод жалобы о том, что истец не заявил требование о финансировании запрашиваемых работ, судебной коллегией отклоняется, так как решением суда на Министерство обороны России возложена обязанность выделить лимиты бюджетных средств на 2021 год на капитальный ремонт котельной инв. и ее тепловых сетей, расположенных в военном городке <адрес>.

Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика ФГБУ «ЦЖКУ» о том, что осуществление работ по текущему и капитальному ремонту объектов Вооруженных Сил Российской Федерации не входит в полномочия учреждения, которое выполняет лишь текущее содержание и эксплуатационное обслуживание объектов военной и социальной инфраструктуры, а также предоставление коммунальных услуг, ФГБУ «ЦЖКУ» не имеет полномочий и возможности по выполнению капитального ремонта, являются необоснованными. В соответствии с пунктом 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 марта 2017 года № 155 создано ФГБУ «ЦЖКУ» путем изменения типа, основных целей деятельности и переименования существующего государственного учреждения «Жилищно-эксплуатационная контора Жилищно-коммунального отдела Квартирно-эксплуатационного управления города Москвы» (пункт 1). Установлено, что функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет МО РФ (пункт 2). Основной целью деятельности ФГБУ «ЦЖКУ» определено содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации (пункт 3). Директору Департамента имущественных отношений МО РФ приказано в установленном порядке закрепить на праве оперативного управления за Учреждением недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество, необходимое для осуществления им основной деятельности (пункт 6).

Устав ФГБУ «ЦЖКУ» утвержден приказом директора Департамента имущественных отношений МО РФ от 3 марта 2017 года № 607. Уставом ФГБУ «ЦЖКУ» установлено, что Учреждение обеспечивает содержание (эксплуатацию): проектирование, капитальный и текущий ремонт, реконструкцию недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления и предоставленного в безвозмездное пользование.

Таким образом, обязанность по проведению капитального ремонта котельной инв. и ее тепловых сетей, расположенных в военном городке <адрес> возложена на ФГБУ «ЦЖКУ».

Из подведомственных нормативных актов, норм действующего законодательства, представленных доказательств, обязанность по проведению капитального и текущего ремонта возложена на ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ в соответствии с его деятельностью и полномочиями, и доводы жалобы о том, что для организации эксплуатации объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах РФ предназначен Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации, объекты находятся на эксплуатационном обслуживании данного учреждения, которое предполагает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии всех систем здания в целях нормального функционирования здания и его инженерных сетей, и не предполагает проведение капитального и текущего ремонта, отклоняются, так как обязанность по проведению капитального и текущего ремонта возложена на ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ в соответствии с его деятельностью и полномочиями.

Довод жалобы о несогласии с вынесенным решением суда в части установления срока его исполнения – 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, суд не учел срок исполнения Министерства обороны РФ выделения лимитов бюджетных средств на 2021 г., срок фактического получения денежных средств ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны Российской Федерации, судебной коллегией отклоняется за необоснованностью. Ответчик не лишен права обращения с отсрочкой исполнения решения суда.

С учётом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Читинского районного суда Забайкальского края от 10 ноября 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу–без удовлетворения.

Председательствующий: Е.А.Кожина

Судьи: В.А.Трифонов

С.В.Комкова