УИД 29RS0024-01-2021-003207-07
Строка 2.033, г/п 0 руб.
Судья Беляева Н. С. | ||
Докладчик Сафонов Р. С. | Дело № 33-1975/2022 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего Хмара Е. И.,
судей Бланару Е. М., Сафонова Р. С.,
при секретаре Русиновой К. Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело № 2-1779/2021 по иску ФИО1 к войсковой части 90384, федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» о признании приказов о привлечении к дисциплинарной ответственности и увольнении незаконными, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула с апелляционной жалобой представителя федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» на решение Соломбальского районного суда города Архангельска от 18 ноября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Сафонова Р. С., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к войсковой части 90384, федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» (далее – ФКУ «ОСК Северного флота») о признании незаконным приказа, восстановлении на работе, возложении обязанности внести изменения в трудовую книжку об отмене приказа об увольнении, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, расходов на оплату услуг представителя.
В обоснование заявленных требований указал, что с апреля 2021 года по 6 августа 2021 года являлся работником войсковой части 90384, работал в должности матроса-моториста 2 класса на рейдовом рабочем катере «БЛ-820». Приказом командира войсковой части 90384 от ДД.ММ.ГГГГ№ он уволен с должности за неоднократное неисполнение без уважительных причин трудовых обязанностей по пункту 5 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации. В указанном приказе работодатель ссылается на приказы от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, на основании которых он ранее был привлечён к дисциплинарной ответственности. Полагал, что работодателем увольнение произведено с нарушением действующего законодательства. Просил признать незаконным приказ от ДД.ММ.ГГГГ№, восстановить его на работе в должности машиниста 2 класса, обязать внести изменения в трудовую книжку об отмене приказа об увольнении от ДД.ММ.ГГГГ№, взыскать заработную плату за время вынужденного прогула с 6 августа 2021 года по день восстановления на работе, расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 рублей.
В ходе судебного разбирательства истец увеличил исковые требования, просил признать незаконными приказы от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, восстановить его на работе в должности машиниста 2 класса, обязать ответчика внести изменения в трудовую книжку об отмене приказа об увольнении от ДД.ММ.ГГГГ№, взыскать заработную плату за время вынужденного прогула за период с 6 августа 2021 года по 15 октября 2021 года в размере 54 953 рубля 50 копеек, за период с 16 октября 2021 года по день восстановления на рабочем месте, взыскать расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 рублей.
В судебном заседании суда первой инстанции истец ФИО1, его представитель ФИО2 исковые требования поддержали.
Представитель ответчика войсковой части 90384 ФИО3 с исковыми требованиями не согласился, указав, что увольнение произведено законно и обоснованно.
Представитель третьего лица военной прокуратуры Северодвинского гарнизона ФИО4 в судебном заседании полагал, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Представитель ответчика ФКУ «ОСК Северного флота», извещённый надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
В соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика ФКУ «ОСК Северного флота».
Решением Соломбальского районного суда города Архангельска от 18 ноября 2021 года исковые требования ФИО1 к войсковой части 90384, ФКУ «ОСК Северного флота» о признании приказов о привлечении к дисциплинарной ответственности и увольнении незаконными, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула удовлетворены, признаны незаконными приказы командира войсковой части 90384 от ДД.ММ.ГГГГ№ «О наказании виновных лиц», от ДД.ММ.ГГГГ№ «О привлечении к дисциплинарной ответственности моториста (машиниста) 2 класса рейдового рабочего катера БЛ-820 (зав. №) гидрографической партии ФИО1», от ДД.ММ.ГГГГ№ об увольнении работника ФИО1 моториста (машиниста) 2 класса рейдового рабочего катера БЛ-820 (зав. №) гидрографической партии по пункту 5 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (в связи с неоднократным неисполнением работником без уважительных причин трудовых обязанностей при наличии у него дисциплинарного взыскания); ФИО1 восстановлен на работе в войсковой части 90384 в должности моториста (машиниста) 2 класса рейдового рабочего катера гидрографической партии с 7 августа 2021 года, на войсковую часть 90384 возложена обязанность внести сведения в трудовую книжку ФИО1 об отмене приказа об увольнении от ДД.ММ.ГГГГ№, с войсковой части 90384 за счёт ФКУ «ОСК Северного флота» в пользу ФИО1 взысканы средний заработок за время вынужденного прогула с 7 августа 2021 года по 18 ноября 2021 года в размере 71 868 рублей 50 копеек, расходы на оплату услуг представителя в размере 12 000 рублей.
С данным решением в части взыскания с войсковой части 90384 за счёт средств ФКУ «ОСК Северного флота» в пользу ФИО1 среднего заработка за время вынужденного прогула в размере 71 868 рублей 50 копеек не согласился представитель ФКУ «ОСК Северного флота» ФИО5, в поданной апелляционной жалобе он просит решение в указанной части отменить, принять по делу новое решение.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на нарушение судом норм материального права.
Указывает, что система оплаты труда гражданского персонала войсковой части 90384 регламентируется приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 года № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооружённых Сил Российской Федерации». Из анализа норм данного приказа следует, что в указанной системе оплаты труда не предусмотрено в числе обязательных выплат стимулирующего характера дополнительного материального стимулирования гражданского персонала воинских частей, установленного приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации». Ссылаясь на письмо Федеральной службы по труду и занятости от 23 октября 2007 года № 4319-6-1 и определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2014 года по делам № 22-КГ14-5 и № 22-КГ14-6, полагает, что указанные выплаты не являются обязательными, не входят в систему оплаты труда гражданского персонала воинских частей и не подлежат включению в расчёт среднего заработка.
Отмечает, что в ходе судебного разбирательства ФКУ «ОСК Северного флота» представлен расчёт среднего заработка истца для взыскания заработной платы за время вынужденного прогула, в котором учтена вся выплаченная истцу заработная плата без учёта дополнительного материального стимулирования гражданского персонала воинских частей, установленного приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации». Считает, что в нарушение норм процессуального законодательства в решении не указаны закон и мотивы, которыми руководствовался суд, не принимая представленный ФКУ «ОСК Северного флота» расчёт.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец ФИО1, его представитель ФИО2 относительно доводов апелляционной жалобы возражали.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
В соответствии с частью третьей статьи 167, частью первой статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части, изучив материалы дела, заслушав истца ФИО1, его представителя ФИО2, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что 5 апреля 2021 года между ФИО1 и войсковой частью 90384 заключён трудовой договор №, в соответствии с которым истец принят на работу в войсковую часть 90384 на должность матроса-моториста 2 класса. Согласно выписке из приказа командира войсковой части 90384 ФИО1 приняли на должность моториста (машиниста) 2 класса рейдового рабочего катера гидрографической партии.
3 августа 2021 года командир войсковой части 90384 издал приказ № «О наказании виновных лиц», которым истцу объявлено замечание за нарушение регламента использования сотовой связи в войсковой части 90384.
4 августа 2021 года командир войсковой части 90384 издал приказ № «О привлечении к дисциплинарной ответственности моториста (машиниста) 2 класса рейдового рабочего катера БЛ-820 (зав. №) гидрографической партии ФИО1», которым истцу объявлен выговор за отсутствие на рабочем месте без уважительной причины в период с 9 часов 30 минут до 10 часов 23 минут 3 августа 2021 года.
6 августа 2021 года командир войсковой части 90384 издал приказ № об увольнении работника ФИО1, моториста (машиниста) 2 класса рейдового рабочего катера БЛ-820 (зав. №) гидрографической партии, по пункту 5 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (в связи с неоднократным неисполнением работником без уважительных причин трудовых обязанностей при наличии у него дисциплинарного взыскания).
Разрешая заявленные требования в части признании приказов о привлечении к дисциплинарной ответственности и увольнении незаконными, суд первой инстанции пришёл к выводам о недоказанности факта нарушения истцом трудовой дисциплины и о несоблюдении ответчиком процедуры привлечения истца к дисциплинарной ответственности, установленной статьёй 193 Трудового кодекса Российской Федерации, в связи с чем признал незаконными приказы командира войсковой части 90384 от 3 августа 2021 года № «О наказании виновных лиц», от 4 августа 2021 года № «О привлечении к дисциплинарной ответственности моториста (машиниста) 2 класса рейдового рабочего катера БЛ-820 (зав. №) гидрографической партии ФИО1». Учитывая, что указанные приказы признаны незаконными, при применении в отношении истца дисциплинарного взыскания за отсутствие на рабочем месте 5 августа 2021 года и его увольнении в связи с неоднократным неисполнением работником без уважительных причин трудовых обязанностей при наличии у него дисциплинарного взыскания работодателем нарушен порядок привлечения к дисциплинарной ответственности, в частности, не запрошены письменные объяснения, приказ об увольнении издан без учёта срока, установленного статьёй 193 Трудового кодекса Российской Федерации для составления работником письменных объяснений, судом первой инстанции признан незаконным приказ от 6 августа 2021 года № об увольнении работника ФИО1, моториста (машиниста) 2 класса рейдового рабочего катера БЛ-820 (зав. №) гидрографической партии, по пункту 5 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (в связи с неоднократным неисполнением работником без уважительных причин трудовых обязанностей при наличии у него дисциплинарного взыскания), ФИО1 восстановлен на работе в войсковой части 90384 в должности моториста (машиниста) 2 класса рейдового рабочего катера гидрографической партии с 7 августа 2021 года.
Сторонами решение суда в указанной части, а также в части распределения судебных издержек не оспаривается, а потому в соответствии с положениями частей первой и второй статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая отсутствие оснований для выхода за пределы доводов апелляционной жалобы, законность и обоснованность решения в указанной части судебной коллегией не проверяется.
Удовлетворяя исковые требования ФИО1 о восстановлении на работе, суд первой инстанции пришёл к выводу о необходимости взыскания в пользу истца среднего заработка за время вынужденного прогула за период с 7 августа 2021 года по 18 ноября 2021 года в размере 71 868 рублей 50 копеек.
Проверяя законность и обоснованность решения в части взыскания с войсковой части 90384 за счёт средств ФКУ «ОСК Северного флота» в пользу истца среднего заработка за время вынужденного прогула, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части первой статьи 132 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим кодексом.
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (части первая и вторая статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьёй 139 Трудового кодекса Российской Федерации для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим кодексом, устанавливается единый порядок её исчисления.
Для расчёта средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.
При любом режиме работы расчёт средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).
Особенности порядка исчисления средней заработной платы устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации.
Абзацами четвёртым и пятым пункта 9 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года № 922, предусмотрено, что средний заработок работника определяется путём умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате. Средний дневной заработок, кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска, исчисляется путём деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчётном периоде, включая премии и вознаграждения, учитываемые в соответствии с пунктом 15 настоящего положения, на количество фактически отработанных в этот период дней.
При определении размера среднего дневного заработка истца судом приняты за основу данные о заработной плате истца, указанные в справке филиала ФКУ «ОСК Северного флота» «3 финансово-экономическая служба» от 1 сентября 2021 года № 1711. Взяв за основу указанную справку, суд определил средний дневной заработок истца в размере 984 рубля 50 копеек, а средний заработок истца за время вынужденного прогула – в размере 71 868 рублей 50 копеек.
Судебная коллегия в полной мере не может согласиться с такими выводами суда, поскольку судом неправильно применены нормы материального права.
Из материалов дела усматривается, что оплата труда истца производилась в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 года № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооружённых Сил Российской Федерации».
В приложении № 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 года № 545 предусмотрено, что выплаты компенсационного и стимулирующего характера, их условия, размеры и порядок выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством, нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, а также с настоящим приложением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.
В соответствии с разделом III приложения № 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 года № 545 гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются следующие виды выплат стимулирующего характера: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы (пункты 24, 25, 67-70, 76, 79, 80, 82 и 83 настоящего приложения); выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет (пункты 26-37 настоящего приложения); премиальные выплаты по итогам работы (пункты 38-54 настоящего приложения). Указанный перечень выплат стимулирующего характера гражданскому персоналу воинских частей и организаций является исчерпывающим.
Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года № 1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов» установлено, что в целях повышения эффективного использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных органов и обеспечения качественного выполнения возложенных на указанные органы функций и задач при сокращении численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала в соответствии с настоящим Указом размеры фондов оплаты труда и средств федерального бюджета на денежное довольствие, исчисленные на 1 января 2007 года (для федеральных государственных органов на 1 января 2017 года) в соответствии с пунктом 4 настоящего Указа, сохраняются на очередной и последующие годы. Средства фондов оплаты труда работников и гражданского персонала, а также средства федерального бюджета на денежное довольствие военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава, исчисленные и сохранённые в соответствии с пунктами 4 и 5 настоящего Указа, остаются в распоряжении руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти или федеральных государственных органов и могут использоваться ими, среди прочего, на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданскому персоналу премий по результатам службы (работы).
Во исполнение данного Указа Министром обороны Российской Федерации издан приказ от 26 июля 2010 года № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации», которым утверждён Порядок определения и расходования объёмов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации (далее – Порядок).
Согласно пункту 1 указанного Порядка дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведённых на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооружённых Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооружённых Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооружённых Сил.
Пункт 2 Порядка предусматривает, что расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счёт экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооружённых Сил Российской Федерации в пределах доводимых Министерству обороны Российской Федерации на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.
Из приведённых выше норм следует, что дополнительное материальное стимулирование, установленное приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации», не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, и осуществляется только за счёт высвободившихся в результате сокращения численности работников, то есть за счёт экономии, бюджетных средств в пределах доводимых на указанные цели Министерством обороны Российской Федерации лимитов.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в письме Федеральной службы по труду и занятости от 23 октября 2007 года № 4319-6-1, согласно пункту 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2003 года № 213, для расчёта среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат, к которым, в частности, относятся премии и вознаграждения, включая единовременные вознаграждения. При исчислении средней заработной платы работодатель может учесть все начисленные в расчётном периоде премии, предусмотренные системой оплаты труда и закреплённые в положении об оплате труда или положении о премировании. Исключение составляют премии, выплачиваемые в организации вне системы оплаты труда (разовые премии), например, к юбилейным датам, праздникам, за выполнение срочной работы вне должностных обязанностей и т. д. Учитывать их при исчислении средней заработной платы оснований нет.
Данный вывод корреспондирует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 4 апреля 2014 года № 22-КГ14-5 и № 22-КГ14-6.
Поскольку расчётными листками по заработной плате подтверждается, что истцу за период его работы в войсковой части 90384 выплачивалось дополнительное материальное стимулирование, установленное приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации», суммы указанного дополнительного материального стимулирования не подлежат включению в расчёт его среднего заработка за время вынужденного прогула.
На основании изложенного, судебная коллегия находит доводы апелляционной жалобы представителя ответчика ФКУ «ОСК Северного флота» в данной части заслуживающими внимания.
Стороной ответчика в материалы дела в ходе судебного разбирательства представлен расчёт среднего заработка истца для взыскания заработной платы за время вынужденного прогула, в котором учтена вся выплаченная ему заработная плата без учёта дополнительного материального стимулирования гражданского персонала воинских частей, установленного приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации».
При таких обстоятельствах составленный ответчиком расчёт среднего заработка истца для взыскания заработной платы за время вынужденного прогула, в соответствии с которым среднедневной заработок истца составил 850 рублей 35 копеек, следует признать верным.
Судебная коллегия полагает, что в пользу истца подлежит взысканию средний заработок за время вынужденного прогула за период с 7 августа 2021 года по 18 ноября 2021 года в размере 62 075 рублей 55 копеек (850 рублей 35 копеек ? 73 дня).
В соответствии с частью первой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Поскольку судом первой инстанции при вынесении решения допущено нарушение норм материального права, обжалуемое решение подлежит изменению в части размера подлежащего взысканию среднего заработка за время вынужденного прогула с 7 августа 2021 года по 18 ноября 2021 года с вынесением нового решения.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Соломбальского районного суда города Архангельска от 18 ноября 2021 года изменить в части размера среднего заработка за время вынужденного прогула с 7 августа 2021 года по 18 ноября 2021 года, подлежащего взысканию с войсковой части 90384 за счёт средств федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» в пользу ФИО1, принять по делу в указанной части новое решение, которым взыскать с войсковой части 90384 за счёт средств федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» в пользу ФИО1 средний заработок за время вынужденного прогула с 7 августа 2021 года по 18 ноября 2021 года в размере 62 075 рублей 55 копеек.
В остальной части решение Соломбальского районного суда города Архангельска от 18 ноября 2021 года оставить без изменения.
Председательствующий Е. И. Хмара
Судьи Е. М. Бланару
Р. С. Сафонов