ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1831/2021 от 16.02.2022 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

В суде первой инстанции дело № 2-1831/2021

УИД 27RS0001-01-2021-001557-18

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Дело № 33а-938/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:

Председательствующего Казариковой О.В.

судей Карбовского С.Р., Савченко Е.А.

при секретаре Серченко И.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Хабаровске 16 февраля 2022 года дело по административному исковому заявлению Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к Министерству образования и науки Хабаровского края, министру Хлебниковой В.Г., начальнику управления профессионального образования Шадуя Е,В. о признании бездействия незаконным,

по апелляционной жалобе административного истца Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 12 апреля 2021 года.

Заслушав доклад судьи Казариковой О.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» обратилось в суд с административным иском к Министерству образования и науки Хабаровского края, министру Хлебниковой В.Г. о признании бездействия незаконным. В обоснование заявленных требований указал, что письмом от 28.11.2020 г. № 08531 организатор добровольческой деятельности обратился к органу государственной власти с предложением о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности и с запросом о предоставлении порядка взаимодействия. Ответ на предложение заявителю направлен 22.12.2020, что повлекло нарушение прав, свобод и законных интересов членов данного общественного объединения на принятие решения о взаимодействии в установленные законом сроки. Административным истцом оспаривается нарушение государственным органом сроков ответа на обращение. Просил признать бездействие Министерства образования и науки Хабаровского края и министра Хлебниковой В.Г., выразившееся в нарушении сроков принятия решения на предложения организатора добровольческой деятельности, незаконным.

Определением судьи от 11.03.2021 г. к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен заместитель министра – начальник управления профессионального образования Шадуя Е.В.

Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 12.04.2021 в удовлетворении административного иска Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» отказано.

В апелляционной жалобе Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» с постановленным по делу решением суда не согласно. Указывает на нарушение судом норм процессуального права, так, суд не направлял в адрес административного истца определение о принятии к производству и определение о назначении дела к судебному разбирательству. Административный истец не получил в разумные сроки возражение административного ответчика, в результате чего он был лишен права заявить необходимые процессуальные ходатайства. Административный истец был лишен права изложить суду свои доводы и представить подтверждающие доказательства. Просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение.

В возражениях на апелляционную жалобу Министерство образования и науки Хабаровского края просит решение районного суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Согласно части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из положений части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Вместе с тем такой необходимой совокупности по настоящему делу не имеется и судом первой инстанции установлено не было, что и явилось основанием для отказа в удовлетворении требований административного истца.

В силу статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом (часть 1). Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений (часть 2).

В соответствии с частью 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, предложение административного истца о взаимодействии от 28.11.2020 № 08531 получено и зарегистрировано в Министерстве образования и науки Хабаровского края 30.11.2020 (л.д. 75).

11.12.2020 на указанный в обращении административного истца адрес электронной почты Министерством образования и науки и Хабаровского края направлен запрос о дополнительной информации относительно условий проведения вебинара. Ответ на запрос получен не был.

22.12.2020 исх. № 10.1-15-16972 административным ответчиком в адрес Благотворительного регионального молодежного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» направлен мотивированный ответ, из которого следовало, что по причине отсутствия в предложении полной и конкретной информации, предусмотренной подпунктом «е» пункта 2 Общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2018 № 1425, принято решение об отказе в принятии предложения.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обращение административного истца рассмотрено, ответ на обращение дан в установленный срок, несогласие административного истца с отказом административного ответчика во взаимодействии, не свидетельствует о нарушении закона либо о бездействии административного ответчика.

Согласно статье 1 Федерального закона от 11.08.1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности» под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки, при том, что статьей 3 указанного Федерального закона установлено, что законодательство о благотворительной деятельности состоит из соответствующий положений Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, указанного Федерального закона и иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, которые не должны противоречить Федеральному закону № 135-ФЗ.

В силу положений статьи 17.2 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» организаторы добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческие (волонтерские) организации имеют право: получать поддержку органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуществлять взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Из содержания пунктов 2 и 3 Общих требований к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2018 № 1425 (далее - Общие требования к порядку взаимодействия), следует, что организатор добровольческой деятельности, добровольческая организация в целях осуществления взаимодействия направляют органам государственной власти, органам местного самоуправления, учреждениям и (или) организациям почтовым отправлением с описью вложения или в форме электронного документа через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» предложение о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности; орган государственной власти, орган местного самоуправления, учреждение и (или) организация по результатам рассмотрения предложения в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня его поступления, принимают решения либо о принятии предложения либо об отказе в принятии предложения с указанием причин, послуживших основанием для принятия такого решения; срок рассмотрения предложения может быть увеличен на 10 рабочих дней в случае, если необходимо запросить дополнительную информацию у организатора добровольческой деятельности, добровольческой организации.

Орган государственной власти, орган местного самоуправления, учреждение и (или) организация информируют организатора добровольческой деятельности, добровольческую организацию о принятом решении почтовым отправлением с описью вложения или в форме электронного документа через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» в соответствии со способом направления предложения в срок, не превышающий семи рабочих дней со дня истечения срока рассмотрения предложения (пункт 4 Общих требований к порядку взаимодействия).

Учитывая, что обращение административного истца получено и зарегистрировано Министерством образования и науки Хабаровского края 30.11.2020, а 11.12.2020 в адрес административного ответчика в форме электронного документа направлен запрос о предоставлении дополнительной информации относительно условий проведения вебинара, срок на рассмотрение обращения с учетом приведенных выше положений истекал 25.12.2020.

Материалами дела подтверждается направление 22.12.2020 исх. № 10.1-15-16972 Министерством образования и науки Российской Федерации ответа на обращение административного истца.

В связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу, что сроки рассмотрения обращения Благотворительного регионального молодежного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» административным ответчиком не нарушены.

Доводы апелляционной жалобы о нарушении норм процессуального права, выразившихся в не направлении в адрес административного истца определений о принятии к производству и назначении дела к судебному разбирательству, не влекут отмену решения суда первой инстанции, поскольку данные определения вынесены 11.03.2021 (л.д.1), 02.04.2021 (л.д.62), о чем стороны уведомлялись своевременно (л.д.39, 40).

Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.

Доводы апелляционной жалобы о том, что административный истец не получил в разумные сроки возражение административного ответчика, в результате чего он был лишен права заявить необходимые процессуальные ходатайства также не влекут отмену решения суда. Письменные возражения на административное исковое заявление доказательством по делу не являются, а направлены на изложение стороной своей правовой позиции по делу.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 12 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи