ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1841/2021 от 14.04.2022 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Дело № 2-1841/2021

№ 33-2619/2022

УИД 91RS0006-01-2021-002948-91

председательствующий в суде первой инстанции

судья – докладчик в суде апелляционной инстанции

Скисов А.Е.

Галимов А.И.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 апреля 2022 года г. Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего Галимова А.И.,

судей Корсаковой Ю.М., Чистяковой Т.И.,

при секретаре Немцуровой Э.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ибрагимовой Нурие Зубиеровны, Ибрагимова Эрлана Серверовича, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО4, ФИО2 к администрации Голубинского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым о признании постановлений незаконными, признании нуждающимися в улучшении жилищных условий и обязательстве совершить определенные действия, третье лицо – Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым,

по апелляционной жалобе Ибрагимовой Нурие Зубиеровны, Ибрагимова Эрлана Серверовича, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО4, ФИО2 на решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 20 декабря 2021 года,

установила:

Ибрагимова Н.З., Ибрагимов Э.С., действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО4, ФИО2 обратились в суд с иском к администрации Голубинского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым о признании постановлений незаконными, признании нуждающимися в улучшении жилищных условий и обязательстве совершить определенные действия.

Требования мотивированы тем, что с целью улучшения жилищных условий в рамках мероприятия ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации - «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в части предоставления молодым семьям социальных выплат и дополнительных социальных выплат на приобретение жилых помещений или создание объекта индивидуального жилищного строительства, семья Ибрагимовых обратились в администрацию Голубинского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым. По результатам рассмотрения обращения, 7 апреля 2021 года администрацией Голубинского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым вынесено постановление за № 91, которым семья Ибрагимовой Н.З. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. 17 апреля 2021 года постановлением Администрации Голубинского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым за №107 семья истцов была признана участниками целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального строительства в планируемом году.

Истцы указывают, что позже от ответчика получили письменное уведомление от 23 июня 2021 года за № 0217/187 о том, что их документы были направлены в Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, где были выявлены нарушения. На основании письма Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым от 11 июня 2021 года № 7502/01-01/1, ответчик постановлениями от 23 июня 2021 года № 172 и 173 отменил свои постановления от 7 апреля 2021 года № 91 и от 17 апреля 2021 года за № 107.

Заявители указывают, что семья Ибрагимовых на дату признания их нуждающимися и включения в список молодых семей-участников целевой программы соответствовала всем установленным законом требованиям, и оснований для исключения их из списка отсутствовали.

По этим основаниям истцы просили суд признать незаконными постановления администрации Голубинского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым от 23 июня 2021 года № 172 «Об отмене постановления администрации Голубинского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым от 7 апреля 2021 года № 91 «О признании семьи гражданки Ибрагимовой Н.З. нуждающимися в улучшении жилищных условий»; постановления администрации Голубинского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым от 23 июня 2021 года № 173 «Об отмене постановления администрации Голубинского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым от 17 апреля 2021 года №107 «О включении семьи гражданки Ибрагимовой Н.З. в список молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»; признать семью Ибрагимовой Н.З. нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязательстве ответчика восстановить семью Ибрагимовой Н.З. в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и в списках граждан - участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугам граждан Российской Федерации»; возложить на ответчика обязанность восстановить семью Ибрагимовой Н.З. в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в списках граждан, участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Решением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 20 декабря 2021 года в удовлетворении исковых требований Ибрагимовой Н.З., Ибрагимова Э.С., действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО4, ФИО2 отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Ибрагимова Н.З., Ибрагимов Э.С., действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО4, ФИО2 обратилась с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просят его отменить, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В заседание суда апелляционной инстанции представитель Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым не явился, о месте и времени рассмотрении дела извещены надлежащим образом, об отложении слушания дела не просили.

Ибрагимов Э.С. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, извещался надлежащим образом, конверт возвратился с отметкой «истек срок хранения».

Пленум Верховного Суда РФ в п.п. 63 - 68 постановления от 23 июня 2015 г. «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснил, что юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. Статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.

На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

В заседании суда апелляционной инстанции Ибрагимова Н.З., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО4, ФИО2, и ее представитель Гефтман А.В. апелляционную жалобу поддержали по изложенным в ней доводам в полном объеме и просили ее удовлетворить.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации Голубинского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым – Крапивин Р.В. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на ее необоснованность, полагал, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.

Заслушав доклад судьи, выслушав пояснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела, Ибрагимова Н.З. и Ибрагимов Э.С. с ДД.ММ.ГГГГ состоят в браке и имеют двух несовершеннолетних детей - ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 106-108).

Согласно выписок из похозяйственной книги от 5 апреля 2021 года, 27 июля 2021 года, ФИО1 в период с 29 октября 1992 года по 23 марта 2019 года и ее сын ФИО4 в период с 25 января 2018 года по 23 марта 2019 года значились зарегистрированными по адресу: <адрес>, в жилом доме, общей площадью 162,2 кв.м., принадлежащем отцу Ибрагимовой Н.З. - ФИО12 (л.д. 18, 94).

С 23 марта 2019 года по 18 января 2020 года Ибрагимова Н.З. и ее сын ФИО4, а Ибрагимов Э.С. с 16 сентября 2011 года по 18 января 2020 года были зарегистрированы по адресу: <адрес>, в доме площадью 108,5 кв.м., принадлежащем ФИО22 (третьему лицу), с которым не состоят в родственных связях (л.д. 93).

С 18 января 2020 года по настоящее время семья Ибрагимовых зарегистрирована по адресу: <адрес>, в доме площадью 81,9 кв.м., у третьего лица ФИО16 (л.д. 95).

17 марта 2021 года Ибрагимова Н.З. обратилась в администрацию Голубинского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым с заявлением о принятии ее семьи на учет граждан, нуждающихся в улучшение жилищных условий с помощью мер государственной поддержки по категории «молодая семья» (л.д. 63-66).

Постановлением администрации Голубинского сельского поселение Бахчисарайского района Республики Крым от 7 апреля 2021 года за № 91, семья Ибрагимовой Н.З. в составе семьи: мужа Ибрагимова Э.С., сына ФИО4, дочери ФИО2, признана нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д. 67).

Постановлением администрации Голубинского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым от 17 апреля 2021 года № 107, молодая семья Ибрагимовых в составе Ибрагимовой Н.З., Ибрагимова Э.С., ФИО4, ФИО2 была признана участниками мероприятия ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в планируемом году. Этим же постановлением семья Ибрагимовой Н.З. в составе ее, супруга – Ибрагимова Э.С., а также их малолетних детей: ФИО4, ФИО2 включена в список молодых семей – участников мероприятия ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в планируемом году (л.д. 74-75).

Как следует из разъяснений ФКУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 10 июня 2021 года, данных заместителю министра жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, поскольку до 23 марта 2019 года Ибрагимова Н.З. и ее сын ФИО4 были зарегистрированы и совместно проживали с родителями заявителя в жилом доме, общей площадью 162 кв.м., принадлежащей на праве собственности отцу заявителя, основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях отсутствовали. После 23 марта 2019 года заявитель с сыном выехали от родителей и зарегистрировались у третьего лица. Данные действия могут быть расценены как намеренное ухудшение заявителем своих жилищных условий. В этом случае к молодой семье должны быть применены нормы статьи 53 Жилищного кодекса РФ (л.д. 85-86).

В соответствии с письмом Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым от 11 июня 2021 года № 7502/01-01/1, решение о признании нуждающейся молодой семьи Ибрагимовой Н.З. принято администрацией в нарушение требований ЖК РФ, без учета граничных сроков установленных ст. 53 ЖК РФ. В данном письме указано, что включить в сводный список молодых семей - участников мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в 2022 году по Республике Крым молодую семью Ибрагимовой Н.З. не представляется возможным (л.д. 78-82).

Постановлением администрации Голубинского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым от 23 июня 2021 года № 172 на основании вышеуказанного письма Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым от 11 июня 2021 года и ст. 53 ЖК РФ постановление администрации Голубинского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым от 7 апреля 2021 года № 91 было отменено (л.д. 87).

Постановлением администрации Голубинского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым от 23 июня 2021 года № 173, было отменено постановление администрации Голубинского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым от 17 апреля 2021 года № 107, по аналогичным основаниям (л.д. 88).

Согласно сведений Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии от 29 марта 2021 года, сведения о зарегистрированных правах Ибрагимовой Н.З., Ибрагимова Э.С. и их детей ФИО4, ФИО2 в ЕГРН отсутствуют (л.д. 97-100).

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно положений ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных истцами требований, суд первой инстанции, сославшись на положения статей 30, 31, 51, 52, 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», правовых позиций, изложенных в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2007 года № 258-О-О, Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за январь - июль 2014 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 1 сентября 2014 года, исходил из того, что истцы намеренно ухудшили свои жилищные условия, изменив место жительства и снявшись с регистрационного учета по месту жительства отца Ибрагимовой Н.З., несмотря на наличие возможности и права пользования в качестве члена семьи собственника, а также наличие препятствий, установленных ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации (невозможность приема на учет ранее пяти лет со дня совершения данных действии), в связи с чем не нашел правовых оснований для удовлетворения их исковых требований.

Согласно требованиям части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

Из разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении» следует, что решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или права (часть 2 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Обжалуемое решение суда первой инстанции не соответствует вышеизложенным требованиям.

Судебная коллегия находит, что с выводами суда первой инстанции нельзя согласиться ввиду следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 40 и частью 1 статьи 45 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (части 2 и 3 статьи 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В частности, нуждающимися признаются граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения (пункт 1 части 1 статьи 51 ЖК РФ).

В соответствии с пунктом 6 части 1 и частью 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 были утверждены особенности реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», а также федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 годы, в рамках которой разработана подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», целью которой является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.

С 1 января 2018 года действие федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050, досрочно прекращено в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 года № 1243.

Реализация мероприятий указанной программы, в том числе предоставление социальных выплат на приобретение (строительство) жилья с 1 января 2018 года осуществляется в рамках основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 1710.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года № 1710 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» издано постановление Совета министров Республики Крым от 23 июня 2016 года № 272 «О некоторых вопросах предоставления молодым семьям социальных выплат и дополнительных социальных выплат на приобретение жилых помещений или создание объекта индивидуального жилищного строительства в рамках мероприятия ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (вместе с «Порядком и условиями признания молодой семьи имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства», «Порядком формирования органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым списка молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в планируемом году», «Порядком и условиями предоставления молодым семьям - участникам мероприятия ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» дополнительной социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства при рождении (усыновлении) одного ребенка», «Порядком отбора уполномоченных организаций на приобретение в интересах молодой семьи жилого помещения на первичном рынке жилья»).

В соответствии с постановлением Совета министров Республики Крым от 23 июня 2016 года № 272 утвержден порядок и условия признания молодой семьи имеющей достаточные доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства (Приложение №1).

Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья установлен Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат, являющимися приложением № 1 к Особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 (далее - Правила).

В соответствии с пунктами 6, 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных указанным постановлением, в редакции, действовавшей на момент включения семьи Ибрагимовой Н.З. в список молодых семей – участников мероприятия ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», участником программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы мероприятия ведомственной целевой программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 данных Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Аналогичные требования содержатся в Приложении № 1 к постановлению Совета министров Республики Крым от 23 июня 2016 года №272.

Одним из условий для участия молодой семьи (в том числе неполной) в мероприятиях ведомственной целевой программы является признание молодой семьи нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 Правил, согласно которому под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные для цели участия в мероприятиях ведомственной целевой программы органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Одним из установленных ст. 51 ЖК РФ оснований для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, является обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы для лиц, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

Вместе с тем, согласно абзацу второму п. 7 Правил при определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.

Таким образом, порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья регулируется специальным нормативным актом, который, в отличие от ст. 51 ЖК РФ, при определении уровня обеспеченности жилым помещением предусматривает необходимость учета только жилых помещений (части жилого помещения), занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма и (или) принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности, и не предусматривает необходимости учета жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи в качестве членов семьи собственника жилого помещений, не являющегося членом данной молодой семьи.

В соответствии с частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя, в частности, из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.

Судебная коллегия полагает, что требования статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации и разъяснений, изложенных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации, судом первой инстанции не учтены, факт совместного проживания Ибрагимовой Н.З. и членов ее семьи в жилом помещении, принадлежащем ее отцу в качестве юридически значимого обстоятельства судом не определялся и не устанавливался.

Вместе с тем, Ибрагимова Н.З. поясняла суду, что по адресу регистрации она с сыном не проживала, регистрация носила формальный характер, фактически проживала с 2016 года со своим мужем – Ибрагимовым Э.С. и детьми в съемном жилом помещении по адресу: <адрес>.

Материалы дела не содержат бесспорных доказательств того, что истец Ибрагимова Н.З. и ее сын, будучи зарегистрированными в жилом помещении, принадлежащем ее отцу ФИО12, фактически проживали с ним, равно как и вели с ним общее хозяйство, совместный бюджет, общие расходы на приобретение продуктов питания, имущество для совместного пользования.

Само по себе наличие родственных отношений между Ибраимовой Н.З. и ее отцом не свидетельствует о совместном проживании применительно к положениям статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В ходе рассмотрения настоящего дела судом апелляционной инстанции в соответствии с п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 июня 2021 года № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», были допрошены свидетели ФИО15, ФИО16, ФИО17

Из пояснений ФИО18, ФИО17, данных в суде апелляционной инстанции, следует, что семья ФИО20 с 2016 года постоянно проживают в жилом доме, расположенном по адресу: Республика <адрес>, который принадлежит ФИО16

Допрошенная в качестве свидетеля ФИО16 в суде апелляционной инстанции пояснила, что является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, с 2016 года сдает жилой дом семье Ибрагимовых, в котором они проживают постоянно.

Кроме того, судебная коллегия отмечает, что следует учитывать специфику такой категории нуждающихся в улучшении жилищных условий как молодые семьи, которые, в большинстве случаев, проживают со своими родителями, являющимися собственниками жилых помещений, и целью подпрограммы является предоставление им возможности приобрести отдельное жилье. В такой ситуации учет в целях определения нуждаемости молодой семьи жилых помещений, принадлежащих на праве собственности лицам, членами семьи которых они являются, не будет отвечать целям программы, в связи с чем Правилами для молодых семей и установлено такое исключение.

В связи с чем, площадь жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, и принадлежащая отцу Ибрагимовой Н.З. не подлежит учету при определении уровня обеспеченности молодой семьи общей площадью жилого помещения, поскольку доказательств тому, что указанное жилое помещение принадлежит членам молодой семьи на праве собственности или используется по договору социального найма (статья 60 ЖК РФ), как того требует абзац 2 пункта 7 вышеназванных Правил, суду не представлено, материалы дела не содержат.

Реализуя предоставленное статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации право на оценку доказательств по делу, и оценивая имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, учитывая показания свидетелей, судебная коллегия приходит к выводу, что семья Ибрагимовых с момента регистрации брака (в 2016 году) проживает по адресу: <адрес>. В жилом доме по адресу: <адрес>, истица Ибрагимова Н.З. с 2016 года не проживает, не является членом семьи своих родителей ФИО23, а последние не являются членами молодой семьи.

Кроме того, в соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», а также пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713 «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию», регистрационный учет по месту жительства и по месту пребывания вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.

Исходя из изложенного, институт регистрационного учета носит уведомительный характер, обладает регулятивными и охранительными функциями, позволяет гражданину как осуществлять беспрепятственно гражданские права и свободы во всех случаях, когда их осуществление невозможно без регистрационного учета (осуществление права на совершение гражданско-правовых сделок, права избираться и быть избранным, права на защиту чести и достоинства и т.д.), так и нести обязанности перед другими гражданами, государством и обществом.

Регистрация или отсутствие таковой в соответствии с указанными нормативными правовыми актами не могут служить основанием для ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Между тем, один лишь факт регистрации Ибрагимовой Н.З. и ее сына ФИО4 по адресу: <адрес>, в доме, принадлежащей на праве собственности отцу Ибрагимовой Н.З. - ФИО12, без учета иных обстоятельств, имеющих существенное значение, не может являться основанием для отказа в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий либо снятии с такого учета.

Таким образом, несмотря на наличие регистрации по месту жительства своего отца, фактически Ибрагимова Н.З. и члены ее семьи по вышеуказанному адресу с 2016 года не проживали, в связи с чем оспариваемые решения органа местного самоуправления, основанные лишь на том, что она значилась зарегистрированной в жилом доме, принадлежащем на праве собственности ее отцу, не основаны на законе.

Судебная коллегия также учитывает, что молодая семья из состава четырех человек: Ибрагимовой Н.З., ее супруга Ибрагимова Э.С., сына ФИО4, дочери ФИО2 была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий (л.д. 67), а также включена в список молодых семей – участников мероприятия ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в планируемом году (л.д. 74-75), ни у кого из членов семьи Ибрагимовой Н.З. жилых помещений (части жилого помещения) на праве собственности или по договору социального найма не имеется, в связи с чем оснований для их снятия с учета на получение социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в связи с утратой оснований, дающих право на ее получение, у ответчика не имелось.

Каких-либо доказательств, подтверждающих наличие оснований для снятия заявителя с учета, предусмотренных действующим законодательством, ответчиком, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, не представлено.

В связи с чем, мотивы отказа в оспариваемом решении со ссылкой на намеренное ухудшение истцами своих жилищных условий признаются судебной коллегией несостоятельными и противоречащими приведенными выше положениями законодательства, регулирующими спорные правоотношения.

При таких обстоятельствах, постановления администрации Голубинского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым от 23 июня 2021 года № 172 «Об отмене постановления администрации Голубинского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым от 7 апреля 2021 года № 91 и от 23 июня 2021 года № 173 «Об отмене постановления администрации Голубинского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым от 17 апреля 2021 года №107 являются незаконными и подлежат отмене с возложением на ответчика обязанности устранить нарушения прав истцов путем восстановления молодой семьи Ибрагимовых в составе участников программы ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в прежней очередности с датой постановки на учет 17 апреля 2021 года.

Удовлетворяя требования в данной части, по мнению судебной коллегии, будет достаточно для восстановления нарушенных прав истцов.

Иные требования истцов в части возложения на ответчика обязанности о признании семьи Ибрагимовой Н.З. нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в ведомственной целевой программе «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугам граждан Российской Федерации», по мнению судебной коллегии, являются излишне заявленными и удовлетворению не подлежат, поскольку, судебный орган не может подменять собой компетенцию уполномоченного органа по вопросам, отнесенным к их полномочиям.

На основании пункта 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниям для отмены решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Принимая во внимание вышеизложенное, постановленное по делу решение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решения о частичном удовлетворении заявленных требований истцов.

Руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

определила:

решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 20 декабря 2021 года отменить, принять по делу новое решение.

Исковые требования Ибрагимовой Нурие Зубиеровны, Ибрагимова Эрлана Серверовича, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО4, ФИО2 к администрации Голубинского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым о признании постановлений незаконными, признании нуждающимися в улучшении жилищных условий и обязательстве совершить определенные действия, третье лицо – Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым удовлетворить частично.

Признать незаконными постановление администрации Голубинского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым от 23 июня 2021 года № 172 «Об отмене постановления администрации Голубинского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым от 7 апреля 2021 года № 91 «О признании семьи гражданки Ибрагимовой Нурие Зубиеровны нуждающимися в улучшении жилищных условий», постановление администрации Голубинского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым от 23 июня 2021 года № 173 «Об отмене постановления администрации Голубинского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым от 17 апреля 2021 года №107 «О включении семьи гражданки Ибрагимовой Нурие Зубиеровны в список молодых семей - участников мероприятия ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в планируемом году».

Возложить на администрацию Голубинского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым обязанность восстановить Ибрагимову Нурие Зубиеровну с составом семьи четыре человека, включая супруга Ибрагимова Эрлана Серверовича и несовершеннолетних детей ФИО4, ФИО2 в составе участников программы ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в прежней очередности с датой постановки на учет 17 апреля 2021 года.

В удовлетворении остальной части исковых требований Ибрагимовой Нурие Зубиеровны, Ибрагимова Эрлана Серверовича, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО4, ФИО2, отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции (город Краснодар) через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 21 апреля 2022 года

Председательствующий:

Судьи: