ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-191/19 от 21.01.2019 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу дело № 33-26/2020 (33-5022/2019)

Судья Глазырина Н.В.

(дело в суде первой инстанции № 2-191/2019,

УИД 75RS0021-01-2019-000395-48)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Кожиной Е.А.

и судей краевого суда Процкой Т.В., Кардаша В.В.

при секретаре Ворониной Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 13 февраля 2020 года гражданское дело по иску ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации к Нескоромных О. Г. о взыскании задолженности за предоставленные жилищно-коммунальные услуги, пени,

по апелляционной жалобе ответчика Нескоромных О.Г.

на решение Улётовского районного суда Забайкальского края от 12 сентября 2019 года, которым постановлено:

Исковое заявление ФКБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ к Нескоромных О. Г. о взыскании задолженности за предоставленные жилищно-коммунальные услуги, пени удовлетворить частично.

Взыскать с Нескоромных О. Г. впользу ФКБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФзадолженность по оплате за жилищно-коммунальные услуги в сумме 60 428,83 руб.

Взыскать с Нескоромных О. Г. в доход местного бюджета расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2 012,86 руб.

Требования ФКБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ к Нескоромных О. Г. о взыскании пени в размере 11 575 руб. оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Кожиной Е.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России) обратилось в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что учреждение занимается поставкой, передачей тепловой энергии и теплоносителя, водоснабжением, транспортировкой и очисткой сточных вод, для специализированного жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации, собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, в том числе и в <адрес>, где проживает ответчик Нескоромных О.Г. ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России обязательства по предоставлению коммунальных услуг выполняет надлежащим образом. Ответчик оплату коммунальных услуг не производит, в связи с чем, у нее образовалась задолженность за период с 01.04.2017 по 31.05.2019 в размере 60 428,83 рублей, пени 11 575,09 рублей. Просил суд взыскать с ответчика в свою пользу задолженность за предоставленные жилищно-коммунальные услуги в размере 60 428,83 рублей, пени в размере 11 575,09 рублей (т.1 л.д.4-5).

Определением суда от 30 июля 2019 года к участию в деле в качестве третьих лиц не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора привлечены администрация городского округа ЗАТО п.Горный, МУП ЖКХ ГО ЗАТО п.Горный (т.1 л.д.36-39).

Судом постановлено приведенное выше решение (т.1 л.д.74-79).

В апелляционной жалобе и дополнениях к ней ответчик Нескоромных О.Г. просит решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать. Указывает, что не была надлежаще извещена о времени и месте рассмотрения дела, возврат почтовой корреспонденции в суд с отметкой «по иным обстоятельствам» не подтверждает факт того, что судебное извещение не было вручено ей по причине того, что она не явилась за его получением в учреждение почтовой связи. Ссылается на то, что судом не истребованы документы, подтверждающие наличие правоотношений между ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России и МУП ЖКХ ГО ЗАТО п.Горный, которое с января 2007г. осуществляет управление многоквартирным домом. Суд не учел, что жилое помещение нанимателем которого она является, не относится к специализированному жилищному фонду Министерства обороны Российской Федерации. Квартира по адресу: <адрес> является муниципальной собственностью, предоставлена истцу на условиях найма служебного помещения. Полномочия ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по оказанию коммунальных услуг и взиманию платы с ответчика, доказательствами не подтверждены. Указывает, что ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России выступает по отношению к администрации городского округа ЗАТО п.Горный в качестве ресурсоснабжающей организации. Ссылается на то, что обязана вносить плату за коммунальные услуги управляющей компании, а не истцу. Суд не учел, что ресурсоснабжающая организация не вправе предъявлять потребителям и взимать с них плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома. С 01.01.2017 затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, подлежат возмещению управляющей компанией. Таким образом, Нескоромных О.Г. не является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям. Судом в решении указано, что истцом ежемесячно выставлялись платежные документы на оплату коммунальных услуг, в связи с чем, с ответчика взыскана задолженность в размере 60 428,83 рублей. Одновременно суд пришел к противоречивому выводу об отказе во взыскании пени в связи с отсутствием доказательств своевременного направления ответчику платежных документов. Полагает расчет задолженности за коммунальные услуги, недопустимым доказательством, полученным с нарушением действующего законодательства. ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России необоснованно обрабатывает персональные данные ответчика и производит расчет стоимости коммунальных услуг. Кроме того, истцом не приведено доводов, по каким основаниям ее заявления к истцу о заключении договора на поставку коммунальных ресурсов оставлены без ответа. При этом истцом не берется во внимание, что ответчик является нанимателем жилого помещения по договору найма служебного жилого помещения и не является для истца абонентом по приобретению коммунальных услуг. Представленное истцом извещение о наличии задолженности по оплате за коммунальные услуги по состоянию на 31.05.2019 года, сформировано и распечатано 18.12.2019 года, доказательством ежемесячного уведомления ответчика о наличии задолженности, реквизитов и счетов оплаты не является. Ссылается на то, что в доме установлены бойлеры и общедомовые приборы учета. Расчет задолженности за предоставленные коммунальные услуги произведён без учета показателей коллективных (общедомовых) приборов учета, в связи с чем является незаконным. Утверждение истца о том, что лицевой счет передан ранее действующей РСО АО «ГУ ЖКХ», права распоряжения персональными данными ответчика для обращения в суд не подтверждает, так как ответчик не заключала договор и не являлась абонентом потребления коммунальных услуг ни для АО «ГУ ЖКХ», ни для ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ (т.1 л.д.90-92, 125-130, 182-183, т.2 л.д.1-4, 31-34).

В возражениях на апелляционную жалобу и дополнений в ней истец ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ, третье лицо администрация ГО ЗАТО п.Горный, третье лицо МУП ЖКХ ГО ЗАТО п.Горный полагают решение суда законным и обоснованным (т.1 л.д.102-103, 108-109, 112-114, 143-146, 216-218, т.2 л.д.26-27). В возражениях на дополнения к апелляционной жалобе ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ приведены расчеты задолженности (т.2 л.д. 35-41).

В суд апелляционной инстанции ответчик Нескоромных О.Г. не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие (т.2 л.д.34), третьи лица администрация ГО ЗАТО п.Горный, МУП ЖКХ ГО ЗАТО п.Горный своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежаще.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы на основании части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, возражений на апелляционную жалобу и дополнения к жалобе, заслушав представителя ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по доверенности Божко Е.С., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.

Доводы апелляционной жалобы о ненадлежащем извещении Нескоромных О.Г. о дате рассмотрения дела в суде первой инстанции, подлежат отклонению как необоснованные.

В силу части 1 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи, иными средствами связи и доставки, обеспечивающими фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

Материалами дела подтверждается, что о дате и времени судебного заседания, назначенного на 12.09.2019 с 10-00 часов, ответчик Нескоромных О.Г. была извещена судом заблаговременно 07.08.2019 (т.1 л.д.49) по месту регистрации <адрес> заказным письмом, имеющим почтовый идентификатор 67405032040119.

Согласно сведениям, размещенным на сайте Почты России и на почтовом конверте (т.1 л.д.52), указанное судебное извещение 10.08.2019 прибыло в место вручения, 13.08.2019 доставлялось адресату, однако в связи с неудачной попыткой вручения, 24.08.2019 почтовое отправление выслано обратно отправителю, с соблюдением истечения 7-дневного срока хранения для такого вида отправления (пункт 34 Правил оказания услуг почтовой связи, утв. Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234).

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пунктах 67 - 68 постановления Пленума от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.

Статья 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным законодательством не предусмотрено иное.

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что судом заблаговременно и надлежащим образом исполнена обязанность по извещению ответчика о рассмотрении дела по месту регистрации. Почтовое отправление суда не получено ответчиком по его вине, в связи с чем он самостоятельно несет все неблагоприятные последствия, связанные с этим.

Следовательно, судом первой инстанции дело рассмотрено при надлежащем извещении ответчика, нарушений норм процессуального права не допущено.

В соответствии с частью 1 статьи 100 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.

Частью 5 статьи 100 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к пользованию служебными жилыми помещениями по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частью 3 статьи 67 настоящего Кодекса, если иное не установлено другими федеральными законами.

Согласно пункту 5 части 3 статьи 67 Жилищного кодекса Российской наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно части 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.

Из материалов дела усматривается, что жилое помещение (квартира), расположенное по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности администрации городского округа ЗАТО п.Горный, на основании решения от 06.11.2008 предоставлено Нескоромных для временного проживания на время трудовых отношений с ОЕВД п.Горный, на условиях найма служебного жилого помещения.

21.03.2014 договор найма служебного жилого помещения был переоформлен, и заключен с Нескоромных О.Г. в связи с прохождением службы в ТП УФМС России по Забайкальскому краю в п.Горный (т. 1 л.д.206-215).

Управление указанным многоквартирным жилым домом с 25.03.2016 по настоящее время осуществляет управляющая компания МУП ЖКХ городского округа ЗАТО п.Горный. Поставку горячего и холодного водоснабжения, теплоснабжения, водоотведение с января 2017 года фактически оказывает ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России. Договор между данным учреждением и администрацией не заключен (т.1 л.д.57).

Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Нескоромных О.Г. не выполняет обязанности по внесению истцу платы за коммунальные услуги, в связи с чем, образовалась задолженность. Согласившись с представленным истцом расчетом задолженности, суд пришел к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика задолженности за коммунальные услуги в заявленном размере.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда о наличии оснований для взыскания с Нескоромных О.Г. в пользу ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России задолженности за коммунальные услуги.

Доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней о том, что истец является ресурсоснабжающей организаций и не вправе требовать от ответчика внесения платы за коммунальные услуги, поскольку таковая должна вноситься в управляющую компанию, в связи с чем, Нескоромных О.Г. является ненадлежащим ответчиком, подлежат отклонению.

В соответствии с частью 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации.

Исключение из этого правила было предусмотрено частью 7.1 статьи 155 ЖК РФ, утратившей силу 03.04.2018. Согласно данной норме, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.

Статьей 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая введена в действие с 03.04.2018, предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме (далее в настоящей статье - собственники и пользователи помещений в многоквартирном доме) предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в следующих случаях:

1) при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса;

2) при прекращении заключенных в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации, между управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (далее в настоящей статье - лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом) и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления соответствующей коммунальной услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме (далее также - договор ресурсоснабжения), договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами вследствие одностороннего отказа ресурсоснабжающей организации, регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами от исполнения договора ресурсоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по основанию, предусмотренному частью 2 настоящей статьи;

3) если между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами заключены договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги при изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.

Таким образом, по общему правилу, плата за коммунальные услуги нанимателями жилых помещений по договору социального найма вносится управляющей организации. Исключением из этого правила является случай, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о переходе на прямые расчеты с ресурсоснабжающей организацией. Кроме того, с 03.04.2018 предусмотрена возможность внесения оплаты за коммунальные услуги в ресурсоснабжающие организации на основании договоров, заключенных такими организациями с каждым собственником помещения в многоквартирном доме в указанных в законе случаях.

Согласно части 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

В силу части 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 157.2 настоящего Кодекса. Срок действия и другие условия указанных договоров, заключаемых в том числе в отношении приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса. Собственники помещений в многоквартирных домах не вправе отказываться от заключения договоров, указанных в части 1 статьи 157.2 и в части 2 статьи 164 настоящего Кодекса.

Таким образом, приобретение управляющей организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом, коммунальных ресурсов для последующего предоставления коммунальных услуг потребителям осуществляется на основании соответствующего договора с ресурсоснабжающей организацией. Отказ от заключения такого договора управляющей организацией не допускается.

В пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 №22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» разъяснено, что если управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного дома во исполнение решения общего собрания собственников помещений и из представленных доказательств следует, что наниматели (собственники) помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, а ресурсоснабжающая организация выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса, отношения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети, в связи с чем управляющая организация может быть признана выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг (пункт 1 статьи 162 ГК РФ).

Таким образом, юридически значимыми обстоятельствами для дела являлось выяснение вопросов о том, был ли заключен договор предоставления коммунальных услуг между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией, если нет, то по каким причинам, выставляет ли ресурсоснабжающая организация счета за поставку коммунальных ресурсов управляющей организацией, вносят ли наниматели (собственники) помещений плату за коммунальные услуги управляющей организации, принималось ли общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решение о переходе на прямые расчеты с ресурсоснабжающей организацией.

Согласно части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Поскольку судом первой инстанции указанное требование процессуального закона выполнено не было, соответствующие дополнительные доказательства могут быть в порядке статьи 327.1 гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исследованы и оценены судом апелляционной инстанции.

Так, из полученного по запросу судебной коллегии ответа директора МУП ЖКХ городского округа ЗАТО п.Горный от 25.12.2019 следует, что МУП ЖКХ городского округа ЗАТО п.Горный является управляющей организацией на территории ЗАТО п.Горный, в том числе и по адресу: <адрес>. В спорный период времени договор теплоснабжения между истцом и управляющей компанией не был заключен, собственники и наниматели помещений многоквартирных жилых домов в ЗАТО п.Горный не вносили плату за коммунальные услуги управляющей организации. Таким образом, отношения между управляющей компанией и истцом не могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети. Фактические договорные отношения сложились между истцом и ответчиком Нескоромных О.Г. в спорном жилом помещении по поставке коммунальных ресурсов. В данном случае МУП ЖКХ городского округа ЗАТО п.Горный исполнителем коммунальных услуг не является. Исполнителем коммунальной услуги является ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (т.1 л.д.203).

При этом, в ответе отсутствуют запрошенные судом сведения о том, принималось ли общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям.

Из пояснений представителя истца ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по доверенности Божко Е.С. в суде апелляционной инстанции следует, что договоры предоставления коммунальных услуг между истцом и МУП ЖКХ городского округа ЗАТО п.Горный не заключались, поскольку управляющая организация уклоняется от их подписания, какие-либо счета истец управляющей организации не выставляет. Из представленного суду письма директора МУП ЖКХ городского округа ЗАТО п.Горный от 18.12.2018 следует, что проекты договоров возвращены в ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России без рассмотрения (т.1 л.д.221).

Таким образом, судебная коллегия находит установленным тот факт, что договоры предоставления коммунальных услуг между истцом и управляющей организацией не заключались, МУП ЖКХ городского округа ЗАТО п.Горный уклоняется от заключения таких договоров. При этом, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России не выставляет управляющей организации счета за поставку коммунальных ресурсов, а наниматели и собственники помещений не вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации. Сведения о том, что общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принималось решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации, отсутствуют.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу, что управляющая компания МУП ЖКХ городского округа ЗАТО п.Горный, уклоняющаяся от заключения договора с ресурсоснабжающей компанией и не принимающая плату за коммунальные услуги от нанимателей и собственников помещений, не может быть признана выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг. Указанные действия управляющей компании не могут служить препятствием для получения ресурсоснабжающей компанией платы за фактически предоставленные коммунальные услуги, в том числе, путем предъявления требования о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг непосредственно к нанимателям и собственникам жилых помещений, которым они предоставлены.

При изложенных обстоятельствах, имеются основания для взыскания задолженности по оплате за оказанные коммунальные услуги с ответчика в пользу истца.

Вместе с тем, судебная коллегия находит заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы о том, что представленный истцом расчет задолженности является неверным.

Из расчета истца (т.1 л.д.13) установлено, и эти обстоятельства ответчиком в апелляционной жалобе не оспариваются, что при определении размера задолженности ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России учитывалась площадь жилого помещения 68,3 кв.м и количество проживающих 4 человека.

Между тем из детализированного расчета задолженности, представленного истцом в суд апелляционной инстанции (т.1 л.д.133) следует, что при начислении платы за коммунальные услуги истец необоснованно применяет нормативы потребления коммунальных услуг холодного и горячего водоснабжения, водоотведения с учетом повышающих коэффициентов, а также неверно производит расчет платы за горячее водоснабжение, которое осуществляется путем подогрева холодной воды.

Из расчетов истца следует, что применялись нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях на территории Забайкальского края, утвержденные приказом Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 01.11.2013 № 392. Так, применялись нормативы потребления с учетом повышающих коэффициентов: для холодной воды – 7,32 куб.м в месяц на 1 чел., для горячей воды – 4,89 куб.м в месяц на 1 чел., для водоотведения – 12,21 куб.м в месяц на 1 чел. Вместе с тем, приказом Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 22.08.2016 № 109-НПА в приказ Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 01.11.2013 № 392 внесены изменения, которыми исключены столбцы № 5 – 12 приложений № 1 – 36, содержащие нормативы с учетом повышающих коэффициентов.

Судебная коллегия отмечает, что при начислении ответчику платы за коммунальные услуги не подлежит применению повышающий коэффициент, установленный пунктом 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354). При этом, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.

Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на собственников зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу указанного Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, возложена обязанность до 01.01.2011 завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (часть 4 статьи 13). В отношении многоквартирных домов обязанность обеспечить оснащение жилых или нежилых помещений приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена возлагается Правилами № 354 (пункт 81).

Таким образом, действующее законодательство возлагает на собственника помещения в многоквартирном доме обязанность по оборудованию этого помещения приборами учета независимо от того, относится ли оно к государственному (муниципальному) или частному жилищному фонду, и независимо от того, использует ли собственник принадлежащее ему помещение для проживания или сдает это помещение внаем другим лицам.

Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что при расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 42 Правил №354 при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения №2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, которое не оснащено такими приборами учета, определяется по формуле 23(1) приложения №2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды с применением повышающего коэффициента.

Величина повышающего коэффициента в 2016 году принимается равной 1,4, а с 1 января 2017 года – 1,5. Этот коэффициент не применяется при наличии акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии, подтверждающего отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт.

Следовательно, применение повышающего коэффициента к нормативу потребления соответствующей коммунальной услуги обусловлено, во-первых, наличием предусмотренной действующим законодательством обязанности по оснащению помещения приборами учета используемых воды, электрической энергии, во-вторых, отсутствием в помещении таких приборов учета при наличии технической возможности их установки.

Поскольку законодательство обязанность по оснащению жилого помещения в многоквартирном доме возлагает на его собственника, то неблагоприятные имущественные последствия (применение повышающего коэффициента) за несовершение собственником действий по оборудованию жилых помещений индивидуальными приборами учета не могут быть возложены нанимателей, как лиц, неуправомоченных в силу закона на самостоятельное решение вопроса об оснащении помещений приборами учета и не несущих в силу закона обязанности по их установке.

Таким образом, повышающий коэффициент не может быть применен при начислении платы за коммунальные услуги Нескоромных О.Г., которая является нанимателем жилого помещения.

Кроме того, при расчете истцом платы за горячее водоснабжение дважды применена формула №4 приложения №2 к Правилам №354 (графы ГВС и ГВС-нагрев). Вместе с тем, материалами дела подтверждается и представителем истца не оспаривалось, что горячее водоснабжение квартиры, нанимателем которой является ответчик, осуществляется путем подогрева холодной воды с использованием водоподогревателя. Следовательно, при расчете платы за горячее водоснабжение (далее – ГВС), подлежит применению формула 23 приложения №2 к Правилам №354 (с применением двухкомпонентных тарифов на горячую воду).

Ввиду того, что представленный истцом расчет задолженности по оплате за коммунальные услуги является неверным, судебной коллегией произведен новый расчет.

Поскольку начисление платы за коммунальную услугу по отоплению в спорном жилом помещении осуществляется равномерно в течение календарного года, то размер платы за отопление производится по формуле 2(1) приложения №2 к Правилам №354 (произведение общей площади жилого помещения, норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, коэффициента периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению, а также тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации).

Приказом Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 05.11.2015 №209 для жилых помещений ЗАТО п.Горный с 01.07.2016 установлен норматив потребления коммунальной услуги по отоплению равным 0,0247 Гкал/кв. метр, а также коэффициент периодичности, составляющий 0,75.

Тарифы на отопление для населения городского округа ЗАТО п.Горный составляли: в период с 01.01.2017 по 30.06.2017 – 1 187,61 руб./Гкал, в период с 01.07.2017 по 30.06.2018 – 1 231,56 руб./Гкал, в период с 01.07.2018 по 31.12.2018 – 1 280,82 руб./Гкал, в период с 01.01.2019 по 30.06.2019 – 1 302,59 руб./Гкал (приказы Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 15.12.2016 №512-НПА, от 15.12.2017 №578-НПА, от 10.12.2018 №596-НПА).

Таким образом, размер платы за отопление составит:

с апреля 2017 года по июнь 2017 года - 1 500,60 рублей в месяц (68,3 кв.м ? 0,0185 Гкал/кв. метр (0,0247 Гкал/кв. метр ? коэффициент периодичности 0,75) ? 1 187,61 руб./Гкал);

с июля 2017 года по июнь 2018 года - 1 556,14 рублей в месяц (68,3 кв.м ? 0,0185 Гкал/кв. метр (0,0247 Гкал/кв. метр ? коэффициент периодичности 0,75) ? 1 231,56 руб./Гкал);

с июля 2018 года по декабрь 2018 года - 1 618,38 рублей в месяц (68,3 кв.м ? 0,0185 Гкал/кв. метр (0,0247 Гкал/кв. метр ? коэффициент периодичности 0,75) ? 1 280,82 руб./Гкал);

с января 2019 года по май 2019 года - 1 645,89 рублей в месяц (68,3 кв.м ? 0,0185 Гкал/кв. метр (0,0247 Гкал/кв. метр ? коэффициент периодичности 0,75) ? 1 302,59 руб./Гкал).

всего за период с 01.04.2017 по 31.05.2019 составит 41 115,21 рублей (1 500,60 рублей ? 3 мес. + 1 556,14 рублей ? 12 мес. + 1 618,38 рублей ? 6 мес. + 1 645,89 рублей ? 5 мес.).

Расчет платы за холодное водоснабжение и водоотведение производится по формуле 4 приложения №2 к Правилам №354 (произведение количества граждан, постоянно и временно проживающих жилом помещении, норматива потребления коммунальной услуги и тариф (цены) на коммунальный ресурс, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно приложению №4 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 01.11.2013 №392 для жилых помещений ЗАТО п.Горный установлены следующие нормативы потребления: холодной воды – 4,88 куб.м/месяц на 1 чел.; горячей воды – 3,26 куб.м/месяц на 1 чел., водоотведения – 8,14 куб.м/месяц на 1 чел.

Тарифы на питьевое водоснабжение для населения городского округа ЗАТО п.Горный составляли: в период с 01.01.2017 по 30.06.2017 – 5,15 руб./куб.м., в период с 01.07.2017 по 30.06.2018 – 5,34 руб./куб.м., в период с 01.07.2018 по 31.12.2018 – 5,56 руб./куб.м., в период с 01.01.2019 по 30.06.2019 – 5,65 руб./куб.м. (приказы Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 15.12.2016 №513-НПА, от 23.03.2018 №63-НПА, от 10.12.2018 №597-НПА).

Таким образом, размер платы за холодное водоснабжение составит:

с апреля 2017 года по июнь 2017 года - 100,53 рублей в месяц (4 чел. ? 4,88 куб.м/месяц на 1 чел. ? 5,15 руб./куб.м.);

с июля 2017 года по июнь 2018 года - 104,24 рублей в месяц (4 чел. ? 4,88 куб.м/месяц на 1 чел. ? 5,34 руб./куб.м.);

с июля 2018 года по декабрь 2018 года – 108,53 рублей в месяц (4 чел. ? 4,88 куб.м/месяц на 1 чел. ? 5,56 руб./куб.м.);

с января 2019 года по май 2019 года – 110,29 рублей в месяц (4 чел. ? 4,88 куб.м/месяц на 1 чел. ? 5,65 руб./куб.м.);

всего за период с 01.04.2017 по 31.05.2019 составит 2 755,10 рублей (100,53 рублей ? 3 мес. + 104,24 рублей ? 12 мес. + 108,53 рублей ? 6 мес. + 110,29 рублей ? 5 мес.).

Тарифы на водоотведение для населения городского округа ЗАТО п.Горный составляли: в период с 01.01.2017 по 30.06.2017 – 2,13 руб./куб.м., в период с 01.07.2017 по 30.06.2018 – 2,21 руб./куб.м., в период с 01.07.2018 по 31.12.2018 – 2,30 руб./куб.м., в период с 01.01.2019 по 30.06.2019 – 2,34 руб./куб.м. (приказы Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 15.12.2016 №513-НПА, от 23.03.2018 №63-НПА, от 10.12.2018 №597-НПА).

Таким образом, размер платы за водоотведение составит:

с апреля 2017 года по июнь 2017 года – 69,35 рублей в месяц (4 чел. ? 8,14 куб.м/месяц на 1 чел. ? 2,13 руб./куб.м.);

с июля 2017 года по июнь 2018 года -71,96 рублей в месяц (4 чел. ? 8,14 куб.м/месяц на 1 чел. ? 2,21 руб./куб.м.);

с июля 2018 года по декабрь 2018 года – 74,89 рублей в месяц (4 чел. ? 8,14 куб.м/месяц на 1 чел. ? 2,30 руб./куб.м.);

с января 2019 года по май 2019 года – 76,19 рублей в месяц (4 чел. ? 8,14 куб.м/месяц на 1 чел. ? 2,34 руб./куб.м.);

всего за период с 01.04.2017 по 31.05.2019 составит 1 901,86 рублей (69,35 рублей ? 3 мес. + 71,96 рублей ? 12 мес. + 74,89 рублей ? 6 мес. + 76,19 рублей ? 5 мес.).

Расчет платы за горячее водоснабжение производится по формуле 23 приложения №2 к Правилам №354:

,

где:

– объем потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенный по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении. При отсутствии приборов учета объем потребленной горячей воды определяется:

в жилом помещении – исходя из нормативов потребления горячей воды в жилом помещении и количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;

в нежилом помещении – из расчетного объема, определенного в соответствии с пунктом 43 Правил;

ТХВ – компонент на холодную воду или теплоноситель, являющийся составной частью установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение);

– объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении, рассчитывается как произведение и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению;

TТ/Э – компонент на тепловую энергию, являющийся составной частью установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение).

Согласно приложению №4 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 01.11.2013 №392 для жилых помещений ЗАТО п.Горный установлен норматив потребления горячей воды – 3,26 куб.м/месяц на 1 чел.

Компонент на холодную воду равен тарифам на питьевое водоснабжение, которые для населения городского округа ЗАТО п.Горный составляли: в период с 01.01.2017 по 30.06.2017 – 5,15 руб./куб.м., в период с 01.07.2017 по 30.06.2018 – 5,34 руб./куб.м., в период с 01.07.2018 по 31.12.2018 – 5,56 руб./куб.м., в период с 01.01.2019 по 30.06.2019 – 5,65 руб./куб.м. (приказы Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 15.12.2016 № 513-НПА, от 23.03.2018 № 63-НПА, от 10.12.2018 № 597-НПА).

Объем (количество) тепловой энергии используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, рассчитывается как произведение норматива потребления горячей воды (3,26 куб.м/месяц на 1 чел.) и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (согласно приложения к письму Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 16.01.2015 № 0690 для котельной № 55 ЗАТО п.Горный составляет 0,017432). Таким образом, объем (количество) тепловой энергии составит 0,05682832 (3,26 ? 0,017432 Гкал/куб.м).

Компонент на тепловую энергию равен тарифам на отопление, которые для населения городского округа ЗАТО п.Горный составляли: в период с 01.01.2017 по 30.06.2017 – 1 187,61 руб./Гкал, в период с 01.07.2017 по 30.06.2018 – 1 231,56 руб./Гкал, в период с 01.07.2018 по 31.12.2018 – 1 280,82 руб./Гкал, в период с 01.01.2019 по 30.06.2019 – 1 302,59 руб./Гкал (приказы Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 15.12.2016 №512-НПА, от 15.12.2017 № 578-НПА, от 10.12.2018 № 596-НПА).

Таким образом, размер платы за горячее водоснабжение составит:

с апреля 2017 года по июнь 2017 года - 134,65 рублей в месяц (3,26 куб.м/месяц на 1 чел ? 4 чел. ? 5,15 руб./куб.м. + 0,05682832 Гкал/куб.м ? 1 187,61 руб./Гкал);

с июля 2017 года по июнь 2018 года – 139,62 рублей в месяц (3,26 куб.м/месяц на 1 чел ? 4 чел. ? 5,34 руб./куб.м. + 0,05682832 Гкал/куб.м ? 1 231,56 руб./Гкал);

с июля 2018 года по декабрь 2018 года – 145,29 рублей в месяц (3,26 куб.м/месяц на 1 чел ? 4 чел. ? 5,56 руб./куб.м. + 0,05682832 Гкал/куб.м ? 1 280,82 руб./Гкал);

с января 2019 года по май 2019 года – 147,70 рублей в месяц (3,26 куб.м/месяц на 1 чел ?4 чел. ? 5,65 руб./куб.м. + 0,05682832 Гкал/куб.м ? 1 302,59 руб./Гкал);

всего за период с 01.04.2017 по 31.05.2019 составит 3 689,63 рублей (134,65 рублей ? 3 мес. + 139,62 рублей ? 12 мес. + 145,29 рублей ? 6 мес. + 147,70 рублей ? 5 мес.).

Общий размер задолженности за коммунальные услуги за период с 01.04.2017 по 31.05.2019 составит 49 461,80 рублей (41 115,21 рублей +2 755,10 рублей + 1 901,86 рублей + 3 689,63 рублей).

С учетом изложенного, решение суда подлежит изменению в части размера подлежащей взысканию суммы задолженности. С Нескоромных О.Г. в пользу ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России подлежит взысканию задолженность за коммунальные услуги за период с 01.04.2017 по 31.05.2019 в размере 49 461,80 рублей.

Ссылки в апелляционной жалобе на то, что жилое помещение, нанимателем которого на условиях служебного найма является ответчик, является муниципальной собственностью; Нескоромных О.Г. в адрес истца неоднократно направлялись заявления с требованием о заключении договора о предоставлении коммунальных услуг, которые оставлены без ответа; представленное истцом извещение о наличии задолженности по оплате за коммунальные услуги по состоянию на 31.05.2019 года, сформировано и распечатано 18.12.2019 года, доказательством ежемесячного уведомления ответчика о наличии задолженности не является; отсутствуют сведения о заключении договора между ответчиком и АО «ГУ ЖКХ», являвшимся ресурсоснабжающей организацией до истца, не свидетельствуют об отсутствии правовых оснований для отказа во взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг с ответчика.

Доводы апелляционной жалобы о том, что ресурсоснабжающая организация не вправе предъявлять потребителям и взимать с них плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома, поскольку с 01.01.2017 затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, подлежат возмещению управляющей компанией, выводов суда первой инстанции не опровергают. Из материалов дела следует, что истцом не предъявлялась ко взысканию плата за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Указание в жалобе на то, что истец необоснованно обрабатывает персональные данные ответчика и производит расчет стоимости коммунальных услуг, является необоснованным. Поскольку истец оказывает ответчику коммунальные услуги, то он вправе производить расчет платы за оказанные услуги, а также расчет задолженности по оплате таких услуг и требовать её взыскания в судебном порядке. Доказательств нарушения истцом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» ответчиком не представлено.

Ссылки в жалобе на то, что расчеты задолженности необоснованно произведены истцом без учета показаний общедомовых приборов учета, не могут быть приняты во внимание.

Из ответов директора МУП ЖКХ городского округа ЗАТО п.Горный от 31.01.2020 и главы ЗАТО п.Горный от 05.02.2020 судебной коллегией установлено, что в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, в декабре 2013 года установлены общедомовой прибор учёта холодного водоснабжения, теплоснабжения и водоподогреватель для горячего водоснабжения. Вместе с тем, сведений о вводе в эксплуатацию вышеназванных общедомовых приборов учета не представлено (т.2 л.д.18-20).

Статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.

В силу пункта 17 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, если иное не предусмотрено положениями настоящих Правил, включает: а) получение технических условий на проектирование узла учета; б) проектирование и установку приборов учета; в) ввод в эксплуатацию узла учета; г) эксплуатацию приборов учета, в том числе процедуру регулярного снятия показаний приборов учета и использование их для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя; д) поверку, ремонт и замену приборов учета.

Таким образом, применение общедомовых приборов учета при расчетах за энергетические ресурсы возможно только после ввода таких приборов в эксплуатацию в установленном законом порядке.

Поскольку в материалы дела не представлено доказательств того, что установленные в доме общедомовые приборы учета тепловой энергии и холодного водоснабжения были введены в эксплуатацию в соответствии с требованиями действующего законодательства, у истца не имелось оснований производить начисления по показаниям данных приборов учета.

Таким образом, оснований для отказа во взыскании с ответчика задолженности по оплате за коммунальные услуги по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Решение суда в части отказа в удовлетворении требований ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России о взыскании с ответчика пени сторонами не оспаривается, в связи с чем предметом проверки суда апелляционной инстанции не является.

Ввиду частичного изменения решения суда, обжалуемый судебный акт подлежит изменению в части размера взыскиваемой государственной пошлины.

Согласно части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина – в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

При подаче искового заявления ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России ходатайствовало об освобождении от уплаты государственной пошлины (т.1 л.д.6). Приняв к рассмотрению исковое заявление без уплаты госпошлины, суд фактически освободил истца от её уплаты. Таким образом, государственная пошлина, от уплаты которой был освобожден истец, подлежит взысканию с ответчика.

С учетом суммы удовлетворенных исковых требований (49 461,80 рублей), размер государственной пошлины в соответствии с требованиями подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации составит 1 683,85 рублей (800 рублей + 3% ? (49 461,80 рублей – 20 000 рублей)).

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Улётовского районного суда Забайкальского края от 12 сентября 2019 года в части удовлетворения иска ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ, в части взыскания государственной пошлины изменить.

Взыскать с Нескоромных О. Г. впользу ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФзадолженность по оплате за жилищно-коммунальные услуги в сумме 49 461,80 рублей.

Взыскать с Нескоромных О. Г. в доход местного бюджета госпошлину в сумме 1 683,85 рублей.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: