ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1946/2021 от 08.10.2021 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 33-6848/2021

В суде первой инстанции дело слушал судья Файзуллина И.Г. (Дело № 2-1946/2021 ~ М-1252/2021; УИД 27RS0007-01-2021-001990-50)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

08 октября 2021 года город Хабаровск

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:

Председательствующего Сосновского А.В.,

судей Хуснутдиновой И.И., Железовского С.И.,

при секретаре Пащенко Я.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя ответчика Управления жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края на решение Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 04 мая 2021 года по гражданскому делу по исковому заявлению Новиковой В.П. к Управлению жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края о взыскании расходов, связанных из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей к новому месту жительства и взыскании судебных расходов,

Заслушав доклад судьи Хуснутдиновой И.И., судебная коллегия,

у с т а н о в и л а:

Новикова В.П. обратилась в суд с иском к Управлению жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края о взыскании расходов, связанных из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей к новому месту жительства и взыскании судебных расходов, ссылаясь на то, что она постоянно проживала в г. Комсомольске-на-Амуре, была зарегистрирована по адресу: <адрес>. В период с 16.05.2018 она состояла в трудовых отношениях с ответчиком; 31.07.2020 уволена по собственному желанию. 13.08.2020 вместе с несовершеннолетним сыном ФИО1 выехала из г. Комсомольска-на-Амуре до г. Хабаровска; 14.08.2020 авиарейсом Хабаровск – Москва - Ростов-на-Дону на постоянное место жительство в г. Ростов-на-Дону. Общий размер расходов на переезд и провоз багажа из местности приравненной к районам Крайнего Севера на постоянное место жительство в г. Ростов-на-Дону составил 94 716,20 руб. 08.09.2020 она направила в адрес ответчика заявление о компенсации расходов, которое оставлено без удовлетворения. С данным решением не согласна, считает его незаконным и необоснованным. Просила суд взыскать с ответчика в ее пользу расходы, понесенные в связи с переездом из местности, приравненной к районам Крайнего Севера к новому месту жительства в размере 94 716,20 руб.; расходы на оплату услуг представителя – 10 000 руб.

Решением Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 04 мая 2021 года исковые требования Новиковой В.П. удовлетворены, судом постановлено:

Взыскать с Управления жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в пользу ФИО2 расходы, связанных с выездом из местности, приравненной к районам Крайнего Севера, в размере 94 716,20 руб., судебные расходы в размере 10 000 руб.

Взыскать с Управления жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в доход соответствующего бюджета согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, государственную пошлину в размере 3 04,47 руб.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Управления жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, ссылаясь на то, что действующее у ответчика Положение предусматривает возможность предоставления компенсации расходов по переезду к новому месту жительства исключительно для лиц и членов их семьи, прибывших по письменному приглашению организации. Абзацем 2 пункта 3.1 Положения предусмотрено, что не подлежат возмещению расходы, связанные с оплатой стоимости проезда к новому месту жительства в другую местность, а также стоимости провоза багажа, в случае увольнения работника по собственному желанию до истечения срока трудового договора, а при отсутствии определенного срока - до истечения трех лет работы в организации. Трехлетний срок работы истца в Управлении, предусмотренный Положением, не истек. При таких обстоятельствах у суда отсутствовали законные основания для удовлетворения заявленных требований.

Письменных возражений относительно доводов апелляционной жалобы от участников процесса не поступило.

В заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, о явке были извещены по правилам ст.113 ГПК РФ, сведений об уважительности причин своей неявки суду апелляционной инстанции не представили, ответчик по заявлению просил о рассмотрении дела в его отсутствие, истец ходатайств об отложении слушания дела не заявляла, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке ч. 3 ст.167 ГПК РФ, ст.165.1 ГК РФ, в отсутствие не явившихся лиц, уведомленных надлежащим образом и своевременно о месте и времени рассмотрения дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражений относительно доводов апелляционной жалобы.

Проверив законность и обоснованность постановленного решения, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО2 в период с 16.05.2018 по 31.07.2020 состоял в трудовых отношениях с ответчиком.

Представительным органом местного самоуправления г. Комсомольска-на-Амуре – Комсомольской-на-Амуре городской Думой 05.10.2011. принято решение № 59 «О размере, условиях и порядке компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим в организациях, финансируемых за счет средств местного бюджета», которым утверждено соответствующее Положение.

Согласно п. п. 3.1-3.2 указанного Положения работнику, выезжающему к новому месту жительства в другую местность, в связи с расторжением трудового договора, заключенного с организацией, пригласившей его на работу, и членам его семьи компенсация расходов, связанных с оплатой стоимости проезда, а также стоимости провоза багажа осуществляется в размерах, предусмотренных п.п. 2.2 - 2.5 настоящего Положения. Не подлежат возмещению расходы, связанные с оплатой стоимости проезда к новому месту жительства в другую местность, а также стоимости провоза багажа, в случае увольнения работника за виновные действия (п.п. 5 - 11 ст. 81 ТК РФ), а также увольнения по собственному желанию до истечения срока трудового договора, а при отсутствии определенного срока - до истечения трех лет работы в организации, за исключением случаев, указанных в п. 2.11 настоящего Положения. Работнику, выезжающему к новому месту жительства в другую местность, компенсация расходов, связанных с оплатой стоимости проезда, а также стоимости провоза багажа производится не позднее чем за три дня до выезда в размере 50 процентов стоимости проезда и стоимости провоза багажа на основании соответствующего приказа по организации согласно письменному заявлению работника, направленного работодателю, о компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к новому месту жительства в другую местность, представленным копиям билетов или справке о стоимости проезда, выданной транспортной организацией, а также копий документов, подтверждающих степень родства. Согласно п.п. 2.2-2.3 компенсация расходов, связанных с оплатой стоимости проезда, а также стоимости провоза багажа осуществляется в следующих размерах: расходы по проезду работника и членов его семьи, включая страховой взнос на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте, оплату услуг по оформлению проездных документов, расходы за пользование в поездах постельными принадлежностями, - в размере фактических расходов, подтвержденных оригиналами проездных документов, но не выше стоимости проезда: железнодорожным транспортом - в купейном вагоне скорого фирменного поезда; водным транспортом - в каюте II категории речного судна всех линий сообщения; воздушным транспортом - в салоне экономического класса; автомобильным транспортом - в автотранспортном средстве общего пользования (кроме такси); расходы по провозу багажа в количестве не более пяти тонн на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозки железнодорожным транспортом.

Для других категорий работников, не приглашенных письменно на работу, гарантии и компенсации, связанные с переездом, не предусмотрены.

13.08.2020 ФИО2 совместно со своим несовершеннолетним сыном ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, выехала на постоянное место жительства в г. Ростов-на-Дону, затратив на переезд и провоз багажа к новому месту жительства 94 716,20 руб.

До августа 2020 ФИО2 проживала, работала и была зарегистрирована в г. Комсомольске-на-Амуре.

15.09.2020 истец и ее несовершеннолетний сын зарегистрировались по месту жительства по адресу: <адрес>.

Таким образом, истец и ее несовершеннолетний сын выехали из г. Комсомольска-на-Амуре, местности, приравненной к районам Крайнего Севера, на постоянное место жительства в г. Ростов-на-Дону, который не находится в особой климатической зоне.

08.09.2020 ФИО2 обратилась к ответчику с заявлением о компенсации расходов, связанных с переездом в размере 94 716,20 руб., в удовлетворении которого отказано.

Разрешая спор и принимая решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, правильно руководствовался ст.ст.1,2,17,18 Конституции РФ, ст.ст.313,326 ТК РФ, ст.1,3,4,35 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и обоснованно исходил из того, что Положение, утвержденное Решением № 59 Комсомольской-на-Амуре городской Думы от 05.10.2011, в части компенсации стоимости переезда к новому месту жительства только работнику, выезжающему к новому месту жительства в другую местность, в связи с расторжением трудового договора, заключенного с организацией, пригласившей его на работу, противоречит вышеуказанным нормам права, в соответствии с которыми правом на компенсацию расходов, связанных с переездом к новому месту жительства обладают все лица, проживающие и работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от времени и основания возникновения трудовых отношений.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается. Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана верная юридическая оценка.

В соответствии со ст. 313 ТК РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются указанным Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей.

К числу гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, относится законодательное закрепление правил о компенсации расходов, связанных с переездом на новое место жительства лицам, заключившим трудовые договоры о работе в таких районах.

Город Комсомольск-на-Амуре относятся к районам, приравненным к районам Крайнего Севера, согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029.

В соответствии со ст. 326 ТК РФ размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, заключившим трудовые договоры о работе в государственных органах субъектов Российской Федерации, территориальных фондах обязательного медицинского страхования, государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, и работникам указанных органов, фондов, учреждений устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, лицам, заключившим трудовые договоры о работе в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, и работникам указанных органов, фондов, учреждений - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, лицам, заключившим трудовые договоры о работе у других работодателей, и работникам данных работодателей - коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.

Специальным законом, устанавливающим гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера, является Закон Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-I "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".

Согласно положениям ч. 1 ст. 1 Закон Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-I "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливаются федеральными законами, в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, - законами субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, - муниципальными правовыми актами, в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, - работодателем, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.

В соответствии со ст. ст. 3 и 4 указанного Закона, гарантии и компенсации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и являющихся работниками организаций, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Гарантии и компенсации, установленные для лиц, работающих в организациях, финансируемых за счёт местных бюджетов, являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии со ст. 35 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» работнику организации, финансируемой из федерального бюджета, и членам его семьи в случае переезда к новому месту жительства в другую местность в связи с расторжением трудового договора по любым основаниям, за исключением увольнения за виновные действия, оплачивается стоимость проезда по фактическим расходам и стоимость провоза багажа из расчёта не свыше пяти тонн на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозок железнодорожным транспортом.

Размер, условия, и порядок компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим в организациях финансируемых из местных бюджетов,- устанавливается органами местного самоуправления.

Представительным органом местного самоуправления г. Комсомольска-на-Амуре – Комсомольской-на-Амуре городской Думой 05.10.2011. принято решение № 59 «О размере, условиях и порядке компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим в организациях, финансируемых за счет средств местного бюджета», которым утверждено соответствующее Положение.

Однако, данное Положение распространяется только на лиц, работающих в организации, прибывших в муниципальное образование городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре» по письменному приглашению организации и заключившим с ней трудовой договор. На иных лиц, в том числе на истицу ФИО2 данное Положение не распространяется. В связи с этим доводы ответчика о том, что ФИО2 не отработала положенный срок, установленный данным Положением, являются необоснованными.

Закрепляя за лицами, работающими у работодателей, финансируемых из местных бюджетов, и расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, право на компенсации расходов, связанных с переездом, законодатель предоставил органам местного самоуправления полномочия по определению размера, условий и порядка компенсации данных расходов.

При этом следует отметить, что закрепленное положениями ст. 5 ТК РФ вышеуказанное право органов местного самоуправления принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, не является безусловным, а ограничено тем, что данные нормативные акты принимаются органами местного самоуправления в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

По смыслу положений ст. ст. 4, 35 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и ст. 326 ТК РФ, правом на компенсацию расходов, связанных с переездом к новому месту жительства, обладают все лица, проживающие и работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Поскольку орган местного самоуправления не воспользовался своими полномочиями по определению размера, условий и порядка компенсации данных расходов, связанных с переездом, для иных лиц, не приглашенных письменно на работу, к которым относится и истец ФИО2, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования в полном объеме.

Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были бы предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения. Все доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции, им в решении суда дана надлежащая правовая оценка.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, вынесенного с соблюдением норм материального и процессуального права.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 04 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Управления жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: