ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-195/2016 от 21.02.2017 Брянского областного суда (Брянская область)

Дело № 2-195/2016 Председательствующий судья – Петряков А.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 33-934/2017

гор. Брянск 21 февраля 2017 года

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего Киселевой Е.А.,

судей Кулешовой Е.В., Катасоновой С.В.

при секретаре Пешей Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца Управления лесами Брянской области ФИО1 на решение Брянского районного суда Брянской области от 03 ноября 2016 года по иску ГКУ Управление лесами Брянской области к ИП ФИО2, ФИО3, ООО «Брянскгеология» об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, сносе строений, приведение в состояние, пригодное для ведения лесного хозяйства, взыскания неосновательного обогащения, земельного участка от строений, металлического забора, мусора, встречному иску ИП ФИО2 к ГКУ Управление лесами <адрес> об установлении сервитута.

Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.В., объяснения представителя истца Управления лесами Брянской области и третьего лица ГКУ Брянской области «Брянское лесничество» ФИО1, возражения представителя ответчика ФИО5 ФИО4, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ГКУ Управление лесами Брянской области обратилось в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что 23.08.2013 года осуществлена процедура государственного кадастрового учёта земельного участка сформированного из категории земель - земли лесного фонда общей площадью 3 20 994 кв.м. +/-9 915 кв.м., с присвоением последнему государственного кадастрового учётного номера .

Сотрудниками ГКУ Брянской области «Брянское лесничество», с февраля по октябрь 2015 года, в рамках осуществления функций по государственному лесному надзору, контроля за соблюдением норм лесного законодательства были выявлены факты самовольного занятия части указанного земельного участка общей площадью 866 кв.м., в том числе путём возведения строений и захламлением последнего строительным и бытовым мусором.

Так же установлено, что на землях лесного фонда (в выделе 8,9 квартала 51 Снежетьского участкового лесничества (бывший 18 квартал Снежетьского лесничества) расположены комплекс трансформаторной подстанции и частично водопроводная сеть, которые были проведены для обслуживания предприятия, принадлежащего ИП ФИО5

Данные объекты недвижимого имущества относятся к линейным объектам, которые относятся к объектам капитального строительства, в установленном порядке ИП ФИО5 не зарегистрированы, являются самовольными постройками, поскольку разрешенное использование указанного земельного участка не допускает строительства на нем таких объектов.

По уточненным требованиям ГКУ Управление лесами Брянской области просило истребовать из чужого незаконного владения ИП ФИО5 часть земельного участка с кадастровым номером , занятую объектами водопроводной сети с кадастровым номером и технологическим комплексом ТП с кадастровым номером ; обязать ИП ФИО5 в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу демонтировать водопроводную сеть с кадастровым номером и технологический комплекс ТП с кадастровым номером .

В судебном заседании представитель Управления лесами Брянской области ФИО6 уточненные исковые требования поддержал. С встречным иском ИП ФИО5 об установлении сервитута не согласился.

Представитель ГКУ «Брянское лесничество» ФИО1 поддержал исковые требования.

Ответчик ИП ФИО5, его представитель ФИО4 с иском не согласились. Предъявили встречный иск об установлении сервитута. Свои требования обосновали тем, что ИП ФИО5 является собственником трансформаторной подстанции площадью застройки 7,5 кв.м., сетей электроснабжения, одной опоры линии электропередач, водопроводной сети. Установление сервитута обусловлено необходимостью внесения правовой определенности в отношения собственников соседних земельных участков.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебное заседание не явились, о месте и времени проведения судебного заседания извещены.

Решением Брянского районного суда Брянской области от 03 ноября 2016 года в удовлетворении исковых требований ГКУ Управление лесами Брянской области отказано.

Встречный иск ИП ФИО5 оставлен без рассмотрения.

В апелляционной жалобе представитель истца Управления лесами Брянской области ФИО1 просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, с принятием нового решения об удовлетворении иска.

Указывает на то, что спорные объекты возведены на земельном участке с кадастровым номером в2001, 2004 годах, однако допуск и подключение энергоустановки разрешены в квартале 18 Снежетьского лесничества, который является адресом ГУП ДРСУ №5, расположенного на земельном участке, который исключен из земель лесного фонда и перешел во владение сорокового В.Н.

Считают, что ответчиком для ввода в эксплуатацию спорных объектов не представлены проект рекультивации земель и разрешение территориального органа исполнительной власти субъекта РФ в соответствии со ст.ст.46, 47 ЛК 1997 г.

В принесенных возражениях ИП ФИО5 просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Лица участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции ответчики ФИО5, ФИО3, ООО «Брянскгеология», третьи лица ФИО7, ООО «БрянскЭлектро» в лице филиала ООО «БрянскЭнерго», Территориальное управление Росимущества по Брянской области, ООО «Брянскоблэлектро» не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, заслушав представителя истца Управления лесами Брянской области и третьего лица ГКУ Брянской области «Брянское лесничество» ФИО1, возражения представителя ответчика ФИО5 ФИО4, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 23.08.2013 г. осуществлена процедура государственного кадастрового учета земельного участка сформированного из категории земель земли лесного фонда, разрешенное использование: для лесохозяйственного производства, общей площадью 320 994 кв.м. +/-9 915 кв.м. с присвоением ему кадастрового номера .

По сведениям ГКН спорный земельный участок образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером , являющегося субъектом субъективного права собственности публичного собственника РФ.

В едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют регистрационные записи о возникновении или наличии сведений о правах на указанный земельный участок.

Сотрудниками ГКУ Брянской области «Брянское лесничество» в рамках осуществления функций по государственному лесному надзору, контроля за соблюдением норм лесного законодательства были выявлены факты самовольного занятия части земельного участка с кадастровым номером общей площадью 866 кв.м., в выделе 8, 9 квартала 51 Снежетьского участкового лесничества около <адрес> вал, <адрес>, в том числе возведением строений и захламлением последнего строительным и бытовым мусором.

Постановлением управления лесами Брянской области от 02 апреля 2015 г. ФИО5 привлечен к административной ответственности в виде штрафа по ст.7.9 КоАП РФ.

22.05.2002 г. между Фондом имущества Брянской области и ИП ФИО5 заключен договор купли-продажи не завершенного строительством комплекса зданий производственной базы ГУП «Дорожно-ремонтное управление № 5» на площади 18423 м., расположенный по адресу: <адрес>.

Указанный не завершенный строительством комплекс зданий производственной базы площадью застройки 414, 9 кв.м. передан по акту приема-передачи ФИО5 31.05.2002 г.

На основании постановления администрации Брянского района № 1120 от 02.09.2002 г. и акта согласования границ земельного участка от ГУП ДРСУ №5 к ФИО5 перешло право пользования земельным участком площадью 18423 кв.м., расположенным по адресу: <адрес>.

В соответствии с распоряжением Главы администрации Брянского района от 02.10.2001 г. № 757р ИП ФИО5 обратился к директору Лесопаркового лесхоза ФИО8 с письмом, в котором просил согласовать границы земельного участка, расположенного под не завершенным строительством комплексом зданий производственной базы ГУП «Дорожно-ремонтное управление № 5».

Директором Лесопаркового лесхоза ФИО8 границы указанного земельного участка были согласованы, что подтверждается актом выбора земельного участка и актом согласования. Границы земельного участка, исключенного из земель лесного фонда были согласованы на основании материалов лесоустройства и с учетом объектов, расположенных на территории не завершенного строительством - комплекса зданий производственной базы, что подтверждается выкопировкой из плана лесонасаждений Снежетьского лесничества Лесопаркового лесхоза.

В соответствии со свидетельством о госрегистрации права от 27.06.2005 г. ФИО5 является собственником земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 11077+/-184 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

На данном земельном участке расположены здания и сооружения, принадлежащие ФИО5 на праве собственности. Для обеспечения надлежащего функционирования зданий и сооружений ФИО5 используется технологический комплекс и инженерные сооружения в составе трансформаторной подстанции с сетями электроснабжения, сеть водоснабжения.

В соответствии с техническими условиями №8554 от 06.06.2001 г. и проектной документацией ГУП ДРСУ №5 в октябре 2002 года введена в эксплуатацию трансформаторная подстанция, расположенная в 18 квартале Снежетьского лесничества.

От указанной трансформаторной подстанции была проложена подземная кабельная линия напряжением 380В для обеспечения электроэнергией принадлежащих ФИО5 на праве собственности объектов недвижимости, расположенных по адресу: <адрес>, Водопроводная сеть имеет своей целью обеспечение водой принадлежащих ФИО5 зданий.

Поскольку строительство инженерных сооружений, в том числе места подключения к центральной линии электропередач и центральной водопроводной сети осуществляется в строго определенных точках, названные инженерные сооружения частично расположены за пределами земельного участка ФИО5 с кадастровым номером по адресу <адрес>.

Разрешением от 17.03.2014 г. отдела архитектуры Администрации Брянского района была введена в эксплуатацию водопроводная сеть.

Названные инженерные сооружения поставлены на технический и кадастровый учет.

В настоящее время земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 450 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, сдан в аренду ФИО5 - ООО «Брянскгеология», что подтверждается договором аренды от 01.01.2015 г.ГКУ Управление лесами Брянской обратилось с иском к ИП ФИО5, ООО «Брянскгеология » об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, освобождении его от строений, металлического забора, мусора и приведении в состояние пригодное для ведения лесного хозяйства. Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции с учетом положений, установленных ст.ст.21, 25 ЛК РФ, исходил из того, что спорные объекты недвижимости возведены на земельном участке, принадлежащем ФИО5 в 2002-2004 гг., что подтверждается актами допуска (приемки) в эксплуатацию, разрешением на подключение, договором № 3294 на пользование электрической энергией от 04.11.2002 г., договором №407770 на оказание услуг по водоснабжению от 10.11.2004 г., письмом МУП «Брянский городской водоканал» от 03.12.2004 г. № 4071, т.е. до введения в действие ЛК РФ, данные обстоятельства свидетельствуют о соблюдении ФИО5 норм действовавшего на тот момент законодательства, в связи с чем пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска.Разрешая встречные исковые требования ФИО5 об установлении сервитута, суд первой инстанции исходил из того что представленный в качестве доказательства урегулирования досудебного спора ответ Управления лесами Брянской области от 2016 г. адресованный ООО «Бизнес-Парк», не имеет правового значения, поскольку доказательств досудебного урегулирования спора ФИО5 не представлено.Судебная коллегия соглашается с выводами суда в силу следующего.Статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами. В силу пункта 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.12.2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Согласно положениям статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда, границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности, а определение границ лесного участка категории земель лесного фонда, обороны и безопасности, поселений (населенных пунктов), особо охраняемых территорий осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству и землеустройству. В соответствии со статьей 4.2 Вводного закона к Лесному кодексу лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2015 года, признается юридически действительным (в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 365-ФЗ, от 12.12.2011 N 427-ФЗ). Пунктом 3 статьи 4.1. Вводного закона также предусмотрено, что государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса РФ, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса РФ. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра. Таким образом, при отсутствии государственного кадастрового учета земель государственного лесного фонда, земельный участок признается государственным лесным фондом по материалам лесоустройства. В обоснование заявленных требований Управления лесами Брянской области представлены: кадастровый паспорт на земельный участок, схема расположения земельного участка ГКУ БО «Брянское лесничество» (бывшее Снежетьское лесничество), заключение кадастрового инженера ФИО9 от 16.02.2015 г., в соответствии с которым границы земельного участка ФИО10 имеют пересечения с земельным участком Снежетьского лесничества в квартале 51, выдел, при этом площадь наложения составляет 866 кв.м. Согласно акту о натурном установлении границ земельного участка, составленного 14.04.2015 г. представителем ООО «Аксиома» ФИО11 земельный участок с кадастровым номером в точке 1 граничит с земельным участком с кадастровым номером по адресу: <адрес>. В точке 2 граничит с земельным участком с кадастровым номером по адресу: <адрес><адрес>, <адрес>. По точкам 2, 3, 4 5, 6 граничит с земельным участком по адресу <адрес> вал, участок расположен в 78 м. по направлению на юг от т.4. В соответствии с приложением к акту заключения №34 кадастрового инженера ФИО12 земельный участок , общей площадью 11077 кв.м., имеет пересечение с земельным участком лесничества, при этом площадь пересечения составляет 475 кв.м. Кроме того, такие пересечения имеют в соответствии с заключениями №19 и №31 земельные участки с кадастровыми номерами , площадь пересечения 413 кв.м. и с кадастровым номером площадь пересечения 2242 кв.м. Согласно межевому делу 2002 г. на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>), общей площадью 18423 кв.м., пользователь ФИО5, границы данного земельного участка согласованы Лесопарковым лесхозом, что подтверждается актом согласования границ земельного участка.Следовательно, при формировании земельного участка, принадлежащего ответчику, его границы были надлежащим образом согласованы со смежными землепользователями, в том числе с органом, в ведении которого находились земли лесного фонда.Анализируя имеющиеся доказательства апелляционная инстанция отмечает, что обосновывая иск об истребовании у ФИО5 земельного участка общей площадью 866 кв.м., истцом не представлено доказательств, что истребуемый земельный участок находится в пользовании ответчика, кроме того согласно представленных заключений кадастровых инженеров площади наложений земельный участков разнятся, а земельный участок с кадастровым номером имеет наложения с другими земельными участками, находящимися у иных землепользователей.При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что процессуальным истцом в лице Управления лесами Брянской области в нарушение ст. ст. 56, 57, 60 ГПК РФ не было представлено суду относимых, допустимых, достоверных и достаточных в своей совокупности и взаимосвязи доказательства того, что истребуемый земельный участок расположен на землях ФИО5

В части требований о демонтаже водопроводной сети и технологического комплекса, судебная коллегия исходит из следующего.

На земельном участке ФИО5 расположены здания и сооружения, принадлежащие ответчику на праве собственности, в том числе технологический комплекс и инженерные сооружения в составе трансформаторной подстанции с сетями электроснабжения, сеть водоснабжения.

В соответствии с техническими условиями №8554 от 06.06.2001 г. и проектной документацией ГУП ДРСУ №5 трансформаторная подстанция введена в эксплуатацию в октябре 2002 года.

Водопроводная сеть введена в эксплуатацию на основании разрешения отдела архитектуры Администрации Брянского района от 17.03.2014 г.

Фактически все объекты недвижимости возведены на земельном участке, принадлежащем ФИО5 в 2002-2004 гг.

Данные обстоятельства подтверждаются актами допуска (приемки) в эксплуатацию, разрешением на подключение, договором № 3294 на пользование электрической энергией от 04.11.2002 г., договором №407770 на оказание услуг по водоснабжению от 10.11.2004 г., письмом МУП «Брянский городской водоканал» от 03.12.2004 г. № 4071.

Поскольку спорная подстанция и водопроводная сеть построены в 2002-2004 гг. на земельном участке с кадастровым номером , принадлежащем ФИО5 с соблюдением строительных норм и правил, введены в эксплуатацию, судебная коллегия не усматривает оснований для их демонтажа.

Доводы жалобы о том, что вышеуказанные инженерные сооружения частично расположены за пределами земельного участка ФИО5 с кадастровым номером 32:02:0530311:10 по адресу <адрес>, не являются основанием для отмены решения суда, поскольку они проходят не по земельном участку, а расположены под землей, кроме того место подключения к центральной линии электропередач и центральной водопроводной сети осуществляется в строго определенных точках, и для безопасной эксплуатации подключение в иных точках, расположенных на земельном участке ФИО5 технически невозможно.

В части встречных требований ФИО5 об установлении сервитута, судебная коллегия учитывает, что в силу ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Решение в части встречного иска ФИО5 не обжаловано.

С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований в обжалуемой части.

Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Брянского районного суда Брянской области от 03 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Управления лесами Брянской области ФИО1 – без удовлетворения.

Исключить из наименования истца аббревиатуру ГКУ.

Председательствующий Е.А. Киселева

Судьи С.В. Катасонова

Е.В. Кулешова