ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-1963/2023 от 10.01.2024 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

УИД: 05MS0-27

Номер дела суда первой инстанции: 2-1963/2023

Номер дела суда второй инстанции: 33-745/2024 (33-9740/2023)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Махачкала 10 января 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего – ФИО7,

судей – Акимовой Л.Н., ФИО4,

при секретаре – ФИО5,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ГАУ РД «МФЦ в РД» по доверенности ФИО6 на решение Каспийского городского суда РД от <дата>.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан ФИО7, судебная коллегия

установила:

Государственное автономное учреждение Республики Дагестан «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Дагестан (далее ГАУ РД «МФЦ в РД») обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании субсидии на оплату жилого помещения и ЖКУ.

В обоснование искового заявления указано, что ФИО1 является получателем субсидии на оплату ЖКУ с сентября 2018 года.

В октябре 2019 года, ФИО1 обращался в филиал ГАУ РД «МФЦ в РД» за государственной услугой «Предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» и ему была назначена и выплачена субсидия за период с октября 2019 года по март 2020 года.

Согласно Постановлению Правительства РФ от <дата>, субсидия в беззаявительном порядке ему продлена еще на полгода - с апреля 2020 года по сентябрь 2020 года.

Согласно Постановлению Правительства РФ от <дата>, субсидия в беззаявительном порядке еще раз продлена на полгода - с октября 2020 года по март 2021 года, и с апреля 2021 года по сентябрь 2021 года.

По окончании периода субсидирования, согласно данному Постановлению Правительства, произведен перерасчет размера субсидии после представления документов в соответствии с разделом II Правил.

Субсидия за период с октября 2020 по март 2021 года выплачена, согласно размерам доходов семьи взятых из предыдущего периода (ПП РФ от <дата>).

После окончания периода субсидирования, был произведен перерасчет по доходам, по итогам которого выявлен факт переплаты субсидии на оплату ЖКУ.

Дата выявления суммы излишне выплаченной субсидии на оплату ЖКУ - <дата>.

ФИО1 обратился в суд со встречным иском к ГАУ РД «МФЦ в РД» о признании расписки – обязательства незаконным и недействительным документом.

В обоснование встречного искового заявления указано, что навязанная ему, как условие получения субсидии, расписка-обязательство является незаконной, т.к. противоречит статье 51 Конституции РФ – никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

ГАУ РД «МФЦ в РД» должен был проверять сведения о доходах самостоятельно, действуя в пределах предоставленных ему полномочий по запросу в рамках межведомственного информационного взаимодействия документов и сведений, связанных с реализацией гражданами права на меры социальной поддержки, и по проверке достоверности этих сведений.

Решением Каспийского городского суда Республики Дагестан от <дата> в удовлетворении исковых требований ГАУ РД «МФЦ в РД» к ФИО1 о взыскании суммы переплаты субсидии по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в размере 11 992 руб. 85 коп. в бюджет, отказано.

В удовлетворении встречного иска ФИО1 к ГАУ РД «МФЦ в РД» о признании расписки-обязательства незаконным и недействительным отказано.

В апелляционной жалобе представитель ГАУ РД «МФЦ в РД» по доверенности ФИО6 просит отменить решение Каспийского городского суда РД.

В обоснование жалобы указано, что ответчик не обращался за субсидией на оплату ЖКХ на новый период, а вернуть переплаченную сумму субсидии в добровольном порядке ответчик отказался, истребование бюджетных средств уполномоченным органом было произведено в судебном порядке.

В случае с истцом, речь не идет об ошибке органа, назначившего субсидии, либо предоставлении недостоверной информации гражданином, речь идет об излишне выплаченной сумме, которая выявляется лишь по окончании периода субсидирования, и механизм образования и взыскания которой прямо прописан в законодательстве.

Истцом по встречному иску ФИО1 решение суда не обжаловано, принесены возражения на апелляционную жалобу представителя ГАУ РД «МФЦ в РД» по доверенности ФИО6, в которых указано, что ГАУ РД «МФЦ в РД» должно было проверять сведения о доходах самостоятельно и оно, действуя в пределах, предоставленных ему полномочий по запросу в рамках межведомственного информационного взаимодействия документов и сведений, связанных с реализацией гражданами права на меры социальной поддержки, и по проверке достоверности этих сведений, свою функцию не осуществил.

В возражениях на апелляционную жалобу ФИО1 просит решение Каспийского городского суда РД оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Стороны надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили.

Принимая указанные обстоятельства во внимание, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, судебная коллегия полагала возможным рассмотреть дело без сторон, не явившихся на судебное заседание.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы представителя ГАУ РД «МФЦ в РД» по доверенности ФИО6, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований ГАУ РД «МФЦ в РД», суд руководствовался и исходил из того, что ст.159 ЖК РФ, Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" и исходил из того, что со стороны ответчика не имеет место неосновательное обогащение в результате его недобросовестных действий при получении субсидии, а доказательств обратного суду истцом не представлено.

Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции.

Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.

Согласно пункту 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, <.> и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

При этом следует исходить из того, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке. По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение.

Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

В соответствии с пунктом 2 Правил утвержденных постановлением Правительства РФ N 761 от <дата> (Далее - Правила), субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом, для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи прожиточному минимуму.

Пункт 19 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, устанавливает, что для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 настоящих Правил, и члены семей граждан, указанных в пункте 5 настоящих Правил, или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением необходимых документов, перечисленных в данном пункте.

Размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (п. 20 названных Правил).

В силу пункта 27 Правил, размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В случае предоставления получателю субсидии и (или) членам его семьи мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде денежных выплат и (или) компенсаций размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактических расходов, уменьшенных на размер предоставленных мер социальной поддержки. Получатель субсидии не позднее 10 рабочих дней со дня истечения срока предоставления субсидии представляет уполномоченному органу документы или их копии, подтверждающие фактические расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, понесенные ежемесячно в течение срока получения последней субсидии.

В силу пункта 27 (1) Правил уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней со дня представления получателем субсидии документов, указанных в пункте 27 настоящих Правил, производит сравнение размера предоставленной субсидии с фактическими расходами на оплату жилого помещения и коммунальных услуг получателей субсидий.

На основании пункта 27 (2) Правил в случае если размер субсидии превысил фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, возврат средств в размере превышения производится в порядке, установленном пунктом 49 настоящих Правил.

Пункт 49 Правил предусматривает, что в случае если получатель субсидии в установленный срок не представил уполномоченному органу документы, указанные в пункте 48 настоящих Правил, необоснованно полученные в качестве субсидии средства засчитываются в счет будущей субсидии, а при отсутствии права на получение субсидии в последующие месяцы эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии в бюджет, из которого была предоставлена субсидия. При отказе от добровольного возврата указанных средств они по иску уполномоченного органа истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно приведенным нормам права, возврату в бюджет подлежит неосновательно полученная сумма, то есть разница между суммой субсидии, подлежащей начислению в случае предоставления полных сведений о размере совокупного дохода и суммой, фактически начисленной и выплаченной.

Суд первой инстанции не учел, что излишне выплаченные ответчику суммы в силу пункта 1 статьи 1102 и подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации должны быть возвращены получателем в случае установления недобросовестности с его стороны, в данном случае недобросовестности Ц. - лица, которому эта компенсация была назначена, или счетной ошибки.

Как следует из материалов дела, в октябре 2019 года, ФИО1 обращался в филиал ГАУ РД «МФЦ в РД» за государственной услугой «Предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» и ему была назначена и выплачена субсидия за период с октября 2019 года по март 2020 года.

Согласно Постановлению Правительства РФ от <дата>, субсидия в беззаявительном порядке ему продлена еще на полгода - с апреля 2020 года по сентябрь 2020 года.

Согласно Постановлению Правительства РФ от <дата>, субсидия в беззаявительном порядке еще раз продлена на полгода - с октября 2020 года по март 2021 года, и с апреля 2021 года по сентябрь 2021 года.

По окончании периода субсидирования, согласно данному Постановлению Правительства, произведен перерасчет размера субсидии после представления документов в соответствии с разделом II Правил.

Субсидия за период с октября 2020 по март 2021 года выплачена, согласно размерам доходов семьи взятых из предыдущего периода (ПП РФ от <дата>).

После окончания периода субсидирования, <дата> был произведен перерасчет по доходам, по итогам которого выявлен факт переплаты субсидии на оплату ЖКУ.

При таких данных судебная коллегия решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований ГАУ РД «МФЦ в РД» находит незаконным, необоснованным, подлежащим отмене с принятием в отмененной части нового решения об удовлетворении исковых требований ГАУ РД «МФЦ в РД».

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Каспийского городского суда Республики Дагестан от <дата> в части отказа в удовлетворении исковых требований ГАУ РД "МФЦ в РД" отменить.

В отмененной части принять по делу новое решение.

Исковые требования ГАУ РД "МФЦ в РД" удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в пользу ГАУ РД "МФЦ в РД" суммы переплаты субсидии по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в размере 11 992 руб. 85 коп. в бюджет, из которого была предоставлена субсидия на оплату жилого помещения коммунальных услуг.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение составлено <дата>.