ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-199/20 от 28.04.2020 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу Дело №33-1444/2020

Судья Еремеева Ю.В.

(дело в суде первой инстанции №2-199/2020

УИД 75RS0001-01-2019-008321-28)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего Процкой Т.В.

судей Кузнецовой О.А., Трифонова В.А.

при секретаре Дашицыреновой С.Б.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 28 апреля 2020 года гражданское дело по иску военного прокурора Борзинского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о понуждении к совершению действий

по апелляционным жалобам представителя ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России Божко Е.С., представителя Министерства обороны РФ Лебедева С.Г.

на решение Центрального районного суда г. Читы от 22 января 2020 года, которым постановлено:

исковые требования удовлетворить частично.

Обязать Министерство обороны Российской Федерации включить в план капитального ремонта на 2020 год котельную, расположенную в военном городке в <адрес>, и выделить лимиты бюджетных средств на ремонт данной котельной.

Обязать Министерство обороны Российской Федерации в течение 12 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение капитального ремонта котельной, расположенной в военном городке в <адрес>, приняв меры по устранению недостатков, отраженных в ведомости дефектов данной котельной, относящихся к капитальному ремонту, связанных с: устройством ограждения, площадки для хранения твердого топлива; ремонтом фундамента; устройством бетонной отмостки; заменой дверных блоков; ремонтом бетонного пола, кровли; заменой котлов – 6 шт.; заменой металлических газоходов – 30 шт.; заменой насоса Д630/90, заменой дымососов – 4 шт.; заменой емкости запаса воды; заменой труб отопления ф-50 – 160 м; регистров из труб – ф-108 – 120м; заменой электрооборудования и электрокабелей; заменой контрольно-измерительных приборов и аппаратуры, приборов учета; монтаж трубопровода тепловой сети.

Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны в течение 12 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение текущего ремонта котельной, расположенной в военном городке в <адрес>, приняв меры по устранению недостатков, отраженных в ведомости дефектов данной котельной, относящихся к текущему ремонту, связанных с: окраской поверхности стальных труб; заменой манометров М05-МП-ЗУ – 6 шт.; заменой электродвигателя АДМ 100; ремонтом задвижек – 12 шт. и установкой манометров и термометров – 24 шт. в подогревателях воды; заменой в системе химической очистки воды вентилей ф-20 – 2 шт., ф-15 – 2 шт., ф-25 – 4 шт., ф-32 – 1 шт., ф-50 – 4 шт. и сменой катионита, колпачков – 20 шт., манометров – 6 шт., заменой вентилей шаровых ф-15 мм – 20 шт., ф-50 мм – 10 шт., ф-20 мм – 60 шт.; заменой вентилей муфтовых ф-25 мм, ф-32 мм, ф-40 мм – 10 шт.; ремонтом скребковых транспортеров; изоляцией в тепловой сети трубопровода, его антикоррозийной окраской, монтажом задвижек – 8 шт. и вентилей – 4 шт.

Заслушав доклад судьи Процкой Т.В., судебная коллегия

установила:

Обращаясь в суд, военный прокурор Борзинского гарнизона ссылался на результаты проведенной прокуратурой проверки технического состояния и оборудования здания котельной инв. войсковой части 06705 военного городка , расположенного по адресу: <адрес>. Из акта весеннего осмотра здания следует, что здание котельной требует капитального ремонта. Согласно дефектной ведомости здание нуждается в проведении капитального ремонта, связанного с: устройством ограждения, площадки для хранения твердого топлива; ремонтом фундамента; устройством бетонной отмостки; заменой дверных блоков; ремонтом бетонного пола, кровли; окраской поверхности стальных труб; заменой котлов – 6 шт.; заменой металлических газоходов – 30 шт.; обследованием дымовой трубы специализированной организацией; заменой насоса Д630/90, манометров М 05-МП-ЗУ – 6 шт.; заменой электродвигателя АДМ 100; заменой дымососов – 4 шт.; ремонтом задвижек – 12 шт. и установкой манометров и термометров – 24 шт. в подогревателях воды; заменой емкости запаса воды; заменой в системе химической очистки воды вентилей ф-20 – 2 шт., ф-15 – 2 шт., ф-25 – 4 шт., ф-32 – 1 шт., ф-50 – 4 шт. и сменой катионита, колпачков – 20 шт., манометров – 6 шт., заменой вентилей шаровых ф-15 мм – 20 шт., ф-50 мм – 10 шт., ф-20 мм – 60 шт.; заменой вентилей муфтовых ф-25 мм, ф-32 мм, ф-40 мм – 10 шт.; заменой труб отопления ф-50 – 160 м; регистров из труб – ф-108 – 120 м; заменой электрооборудования и электрокабелей; заменой контрольно-измерительных приборов и аппаратуры, приборов учета; ремонтом скребковых транспортеров; изоляцией в тепловой сети трубопровода, его антикоррозийной окраской, монтажом задвижек – 8 шт. и вентилей – 4 шт., монтаж трубопровода тепловой сети. С апреля 2017 года недвижимое имущество Министерства обороны РФ на территории Забайкальского края, в том числе здание котельной, обслуживается ЖЭ(К)О №7 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ВВО, ранее капитальный ремонт здания не проводился. Здание котельной в план капитального ремонта на 2019 год не вошло. Непроведение капитального ремонта здания противоречит требованиям действующего законодательства, несет угрозу для военнослужащих и лиц гражданского персонала, угрозу повреждения государственного имущества. С учетом уточнения просил обязать Министерство обороны Российской Федерации включить в план капитального ремонта на 2020 год котельную, расположенную в военном городке в <адрес>, и выделить лимиты бюджетных средств на ремонт данной котельной, находящейся на обслуживании ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ в лице филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ВВО; обязать Министерство обороны Российской Федерации в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение капитального ремонта котельной, расположенной в военном городке в <адрес>, приняв меры к выполнению работ по устранению недостатков, отраженных в ведомости дефектов данной котельной, относящихся к капитальному ремонту, связанных с: устройством ограждения, площадки для хранения твердого топлива; ремонтом фундамента; устройством бетонной отмостки; заменой дверных блоков; ремонтом бетонного пола, кровли; заменой котлов – 6 шт.; заменой металлических газоходов – 30 шт.; обследованием дымовой трубы специализированной организацией; заменой насоса Д630/90, заменой дымососов – 4 шт.; заменой емкости запаса воды; заменой труб отопления ф-50 – 160 м; регистров из труб – ф-108 – 120м; заменой электрооборудования и электрокабелей; заменой контрольно-измерительных приборов и аппаратуры, приборов учета; монтаж трубопровода тепловой сети; обязать ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение текущего ремонта котельной, расположенной в военном городке в <адрес>, приняв меры к выполнению работ по устранению недостатков, отраженных в ведомости дефектов данной котельной, относящихся к текущему ремонту, связанных с: окраской поверхности стальных труб; заменой манометров М05-МП-ЗУ – 6 шт.; заменой электродвигателя АДМ 100; ремонтом задвижек – 12 шт. и установкой манометров и термометров – 24 шт. в подогревателях воды; заменой в системе химической очистки воды вентилей ф-20 – 2 шт., ф-15 – 2 шт., ф-25 – 4 шт., ф-32 – 1 шт., ф-50 – 4 шт. и сменой катионита, колпачков – 20 шт., манометров – 6 шт., заменой вентилей шаровых ф-15 мм – 20 шт., ф-50 мм – 10 шт., ф-20 мм – 60 шт.; заменой вентилей муфтовых ф-25 мм, ф-32 мм, ф-40 мм – 10 шт.; ремонтом скребковых транспортеров; изоляцией в тепловой сети трубопровода, его антикоррозийной окраской, монтажом задвижек – 8 шт. и вентилей – 4 шт. (т. 1, л.д. 3-7, 120-121, 122-124, 131-132, 136-138).

Судом постановлено приведенное выше решение (т. 1, л.д. 185-191).

В апелляционной жалобе представитель ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России Божко Е.С. выражает несогласие с решением суда. Ссылаясь на приказ Министра обороны РФ от 2 марта 2017 года №155 и приложение №1 к нему, Устав ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, Положение о филиале ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по ВВО), приказ начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 22 марта 2019 года №20-ШР «О проведении организационно-штатных мероприятий в ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России», Положение о жилищно-коммунальной службе №9 (с. Домна) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО, указывает, что ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, его филиалы и структурные подразделения осуществляют деятельность по содержанию объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил РФ в рамках государственного задания. ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России непосредственно подчиняется Департаменту эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации. ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России занимается обслуживанием, то есть текущим содержанием казарменно-жилищного фонда, коммунальных сооружений и инженерных сетей воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ. Осуществление работ по текущему и капитальному ремонту объектов Вооруженных Сил РФ в полномочия ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России не включены, поэтому бездействие со стороны учреждения в непроведении ремонта отсутствует. Организацией эксплуатации объектов военной и социальной инфраструктуры в Вооруженных Силах РФ занимается Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны РФ. Перечень объектов недвижимого имущества казарменно-жилищного фонда Минобороны России, подлежащих передаче на эксплуатационное обслуживание ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в рамках государственного задания, формируется Департаментом эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны РФ и направляется в Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации. В соответствии с перечнем объектов недвижимого имущества казарменно-жилищного фонда Минобороны России, подлежащих к передаче на эксплуатационное обслуживание Министерства обороны Российской Федерации, паспортом Министерства обороны Российской Федерации спорные объекты вошли в указанный перечень. Эксплуатационное обслуживание не предполагает проведение капитального и текущего ремонта. ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России не имеет полномочий и возможности по проведению текущего ремонта. Истец заявил требование о выделении лимитов бюджетных средств на 2020 год на проведение капитального ремонта, однако требование о финансировании работ текущего характера к собственнику не предъявлено. Требования основаны на дефектном акте и акте осмотра системы теплоснабжения, составленных ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России и направленных в адрес уполномоченного органа Министерства обороны Российской Федерации для выделения им бюджетных средств на проведение работ. Без финансирования работ собственником выполнение работ невозможно. При проведении капитального ремонта выполнение текущего ремонта нецелесообразно, так как при проведении капитального ремонта устанавливается вспомогательное оборудование и приборы, которые в гарантированный изготовителем период не должны подвергаться текущему ремонту. Требование о проведении работ заявлены к ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, финансирование данных работ обеспечивается за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, тем самым Министерство обороны Российской Федерации лишен выбора иного исполнителя работ, выбор которого может быть осуществлен в рамках законодательства о порядке проведения закупок для государственных нужд. Просит решение районного суда отменить (т. 1, л.д. 197-202).

В апелляционной жалобе представитель Министерства обороны Российской Федерации Лебедев С.Г. выражает несогласие с решением суда, считает его принятым с нарушением норм материального и норм процессуального права. Ссылаясь на статью 220, пункт 1 части 1 статьи 134 ГПК РФ, пункт 2 части 2 статьи 1 КАС РФ, указывает на то, что заявленные требования сводятся к выявлению бездействия со стороны Министерства обороны Российской Федерации. Котельная передана в оперативное управление ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 12 апреля 2017 года №1141. Со ссылками на Положение о филиале ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО, Устав ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, Руководство по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил РФ, утвержденное приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2017 года №860, указывает, что проведение капитального и текущего ремонта относится к компетенции ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России. Обязанность по формированию заявочных планов текущего и капитального ремонтов лежит на ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России. ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России является получателем бюджетных средств по статьям расходов сводной бюджетной сметы Министерства обороны Российской Федерации – текущий ремонт и капитальный ремонт объектов, закрепленных за учреждением на праве оперативного управления, имеет право заключать государственные контракты на проведение ремонтных работ. Ссылается на статьи 309, 310, пункт 3 статьи 401 ГК РФ. Судом неправильно определен круг ответчиков по делу. Ссылаясь на статью 28 ГПК РФ, указывает, что иск подан с нарушением правил подсудности. Котельная передана ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в неудовлетворительном состоянии, с 2017 года ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России несло обязанность по представлению в Министерство обороны Российской Федерации заявки на необходимое оборудование и материалы для проведения капитального ремонта котельной. Решение о включении объектов в титульные списки капитального ремонта принимает Департамент строительства Министерства обороны Российской Федерации в рамках закрепленной статьи сводной бюджетной системы Министерства обороны Российской Федерации. Военный прокурор не вправе вмешиваться в административно-хозяйственную деятельность органов военного управления. Просит решение районного суда отменить (т. 1, л.д. 221-227).

В возражениях на апелляционную жалобу старший помощник военного прокурора Борзинского гарнизона Арбиев Б.С. просит решение районного суда оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства обороны РФ Лебедева С.Г. – без удовлетворения (т. 2, л.д. 6-9).

В суд апелляционной инстанции стороны не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. На основании части 3 статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие названных лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.

Согласно пункту 4.1 ВСН 58-88 (р). Ведомственные строительные нормы. Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденных Приказом Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 года №312, текущий ремонт должен проводиться с периодичностью, обеспечивающей эффективную эксплуатацию здания или объекта с момента завершения его строительства (капитального ремонта) до момента постановки на очередной капитальный ремонт (реконструкцию). При этом должны учитываться природно-климатические условия, конструктивные решения, техническое состояние и режим эксплуатации здания или объекта. Продолжительность их эффективной эксплуатации до проведения очередного текущего ремонта приведена в рекомендуемом прил. 6, а состав основных работ по текущему ремонту - в рекомендуемом прил. 7.

Капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории. Перечень дополнительных работ, производимых при капитальном ремонте, приведен в рекомендуемом Прил.9 (пункт 5.1 ВСН 58-88 (р).

Из материалов дела следует и судом установлено, что согласно техническому паспорту котельной от 2017 года филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО ЖЭ(к)О №7 службы №7/8 котельная инв. принадлежит Министерству обороны РФ, военный городок , инвентарный номер котельной: , год постройки 2007, год ввода в эксплуатацию 2007, строительный объем 2480 кв.м, общая площадь 400 кв.м, этажность 1, отдельно стоящее здание. Стены: металл, кровля: металл, фундамент: бетон (т. 1, л.д. 8-23).

В соответствии с актом осмотра системы теплоснабжения от 2019 года в составе комиссии: председателя комиссии – начальника ЖКС №7/8, члена комиссии – начальника котельной ЖКС №7/8, произведен осмотр системы теплоснабжения военного городка , <адрес>, состоящей из котельной , протяженность сетей 3,229 км. Акт согласован заместителем начальника жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела №7 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, утвержден начальником жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела №7 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России. Из акта следует, что капитальный ремонт в отношении отдельных частей здания, конструктивных элементов, оборудования, тепловой сети не проводился, процент износа от 10% до 100%, выявлены дефекты, определен состав работ по устранению выявленных дефектов, вид ремонта (КР, ТР, ТО). Вывод комиссии о техническом состоянии объекта: требуется текущий и капитальный ремонт (т. 1, л.д. 24-34).

Согласно ведомости дефектов с подсчетом работ от 2019 года по капитальному и текущему ремонту котельной военного городка <адрес>, согласованной заместителем начальника жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела №7 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России и утвержденной начальником жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела №7 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, капитальный ремонт в отношении конструкций здания не проводился, процент износа от 10% до 100%, выявлены дефекты, определен состав работ по устранению выявленных дефектов (наименование, единица измерения, количество), потребность в материалах, вид ремонта (КР, ТР, ТО). Состав работ по устранению выявленных дефектов включает в себя: устройство ограждения из профлиста по мет. столбам – 90 м/п, необходимо разработать проект площадки под хранение твердого топлива; ремонт фундамента – 1 м3; устройство бетонной отмостки – 114 м2; замена дверных блоков – 5,46 м2; ремонт бетонного пола – 80 м2, ремонт мет. кровли – 121 м2; окраска масляными составами поверхности стальных труб – 430 м2; замена котлоагрегата – 6 шт.; замена металлических газоходов – 30 м; обследованием дымовой трубы специализированной организацией; заменой насоса Д630/90 – 1 шт., замена манометров М 05-МП-ЗУ – 6 шт.; замена электродвигателя АДМ 100 – 1 шт.; замена дымососов – 4 шт.; ремонт задвижек – 12 шт., установка манометров, термометров – 24 шт. в подогревателях воды; замена емкости запаса воды; замена в системе химической очистки воды вентилей ф-20 – 2 шт., ф-15 – 2 шт., ф-25 – 4 шт., ф-32 – 1 шт., ф-50 – 4 шт., смена катионита, колпачков – 20 шт., манометров – 6 шт., замена вентилей шаровых ф-15 мм – 20 шт., ф-50 мм – 10 шт., ф-20 мм – 60 шт.; заменой вентилей муфтовых ф-25 мм – 10 шт., ф-32 мм – 10 шт., ф-40 мм – 10 шт.; замена труб отопления ф-50 – 160 м; замена регистров из труб – ф-108 – 120 м; замена электрооборудования и электрокабелей; замена контрольно-измерительных приборов и аппаратуры, приборов учета; ремонт скребковых транспортеров; в тепловой сети изоляция трубопроводов – 17.43 м2, обертывание по изоляции листами оцинкованного металла – 475 м2, антикоррозийная окраска трубопровода – 323 м2, монтажом задвижек – 8 шт. и вентилей – 4 шт., монтаж трубопровода тепловой сети (т. 1, л.д. 35-43).

Из объяснений начальника котельной производственного участка №9/4 ЖКС №9 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО (ФИО) от 2 августа 2019 года, данных военному прокурору, из шести котлов марки КВм-2,33-70/95 ШП в настоящее время работоспособен один котел зав. , пять котлов неисправны в связи с износом составных частей, в том числе электрооборудования. Силами производственного участка №9/4 принимаются меры к ремонту котлов – сварочные работы, в целях недопущения аварийной ситуации. Ремонт котлов должен выполняться специализированной организацией. Имеющиеся на котельной насосы для циркуляции воды и вентиляторы полностью исправны и функционируют. Из шести дымососов один дымосос неисправен в связи с износом рабочего колеса и замыканием обмотки статора на электродвигателе. Из двух дымовых труб на одной трубе требуется проведение капитального ремонта, так как из-за сильного ветра обрушился верхний сегмент. Кровля и здание требуют капитального ремонта с заменой котлов и вспомогательного оборудования (т. 1, л.д. 44-45).

Исходя из комиссионного акта заместителя командира по тылу в/ч №06705, начальника ПУ 9/4 ЖКС №9 (с. Домна) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО, мастера (ТХ) ПУ №9/4, начальника котельной в/г проверки готовности тепловой сети (ЦТП), расположенной: <адрес>, проведена проверка с 5 августа 2019 года по 6 августа 2019 года. К работе в осенне-зимний период 2019-2020 гг., тепловые сети – 3,229 км от котельной в/г к отопительному сезону 2019-2020 гг. готовы. Необходима замена ЗРА и замена сетей в/г (т. 1, л.д. 46-47).

Согласно ответу ФГКУ «СибТУИО» Минобороны России от 20 сентября 2019 года на запрос военного прокурора котельная, расположенная на территории военного городка <адрес>, принята к учету учреждения по результатам инвентаризации в 2015 году, на основании протокола комиссии по приемке и выбытию основных средств, нематериальных активов от 2 ноября 2015 года, с одновременным присвоением инвентарного номера в соответствии с порядком присвоения инвентарных номеров.

Протокол комиссии по приемке и выбытию основных средств, нематериальных активов от 2 ноября 2015 года приложен к ответу. Комиссией осуществлены выездные мероприятия с целью инвентаризации имущества. При проведении выездных мероприятий выявлены объекты недвижимого имущества, не состоящие на бюджетном учете учреждения: котельная инв. общ пл. 1200 кв.м, 2008 г.п., срок полезного использования – 150 л., расположенная по адресу: <адрес>, стоимость составляет 3350400 рублей. Указанный объект недвижимого имущества является аналогом: «Котельная », расположенная по адресу: <адрес>, общей площадью 359,10 кв.м, стоимостью 1002860 рублей. Решение комиссии: принять к бюджетному учету указанный объект недвижимого имущества (т. 1, л.д. 49-54).

В соответствии с передаточным актом передачи объектов недвижимого имущества в оперативное управление федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации от 2017 года во исполнение приказа директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 12 апреля 2017 года №1141 «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за федеральным государственным бюджетным учреждением «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации» ФГКУ «СибТУИО» Минобороны России передает из федеральной собственности, а ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России принимает в оперативное управление недвижимое имущество, согласно приложению, являющемуся неотъемлемой частью передаточного акта.

В перечне недвижимого имущества, закрепляемого на праве оперативного управления за ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, являющемуся приложением к приказу директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 12 апреля 2017 года №1141, указана котельная инв. , <адрес> (т. 1, л.д.55-58, 61-62, 99-103).

В ответе от 13 сентября 2019 года врид начальника ЖКС №9 (с. Домна) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО на запрос военного прокурора указал, что по приказу директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 12 апреля 2017 года №1141 на оперативное управление ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России принята, в том числе, котельная: <адрес>. План текущего и капитального ремонта на объекты, перечисленные в данном ответе, представлен в приложении (т. 1, л.д. 59-60).

Согласно перечню объектов ТХ, ВКХ и ЭСХ, требующих первоочередного проведения капитального ремонта в 2019 году, представленному на утверждение заместителем начальника ЖЭ(К)О №7 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО (по эксплуатации) и утвержденному врио начальника ЖЭ(К)О №7 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО, в данный перечень включена котельная б/н, адрес: <адрес>, год ввода в эксплуатацию 2007 (т. 1, л.д. 68-69).

В перечень объектов ТХ, требующих проведения текущего ремонта сторонними организациями в 2019 году, представленном на утверждение заместителем начальника ЖЭ(К)О №7 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО (по эксплуатации) и утвержденном врио начальника ЖЭ(К)О №7 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО, в заявочный перечень объектов теплового хозяйства, требующих проведения мероприятий капитального характера в 2019 году по ЖЭ(К)О №7 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО, представленный на утверждение заместителем начальника ЖЭ(К)О №7 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО (по эксплуатации) и утвержденным врио начальника ЖЭ(К)О №7 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО, котельная, расположенная в военном городке в <адрес>, не включена (т. 1, л.д. 63-67).

1 ноября 2019 года исх. заместитель начальника филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО (по эксплуатации) направил начальнику отдела эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций ВВО утвержденные перечни объектов ТХ, ВКХ, ЭХ, ГХ и КЖФ, требующих проведения капитального и текущего ремонта в 2020 году (т. 1, л.д. 152).

В перечне объектов (ТХ, ВКХ, ЭСХ, ГХ), требующих проведения капитального в 2020 году, представленном на утверждение начальником филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО и заместителем командующего войсками Восточного военного округа по материально-техническому обеспечению, указана котельная инв. , <адрес> (т. 1, л.д. 153-155).

Рассматривая спор и частично удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции верно определил, что обязанность по проведению текущего ремонта котельной должна быть возложена на ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России исходя из основных целей деятельности учреждения, основных видов деятельности учреждения; обязанность по проведению капитального ремонта должна быть возложена на Министерство обороны РФ как на собственника закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации имущества.

Судебная коллегия соглашается с суждениями районного суда, поскольку они основаны на установленных по делу обстоятельствах и представленных в материалы дела доказательствах, оценка которым дана в совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ, выводы суда в полной мере согласуются с материальным законом.

Доводы представителя ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в апелляционной жалобе со ссылками на приказ Министра обороны РФ от 2 марта 2017 года №155 и приложение №1 к нему, Устав ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, Положение о филиале ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по ВВО), приказ начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 22 марта 2019 года №20-ШР «О проведении организационно-штатных мероприятий в ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России», Положение о жилищно-коммунальной службе №9 (с. Домна) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО, о том, что ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, его филиалы и структурные подразделения осуществляют деятельность по содержанию объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил РФ в рамках государственного задания; ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России непосредственно подчиняется Департаменту эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России занимается обслуживанием, то есть текущим содержанием казарменно-жилищного фонда, коммунальных сооружений и инженерных сетей воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ; осуществление работ по текущему и капитальному ремонту объектов Вооруженных Сил РФ в полномочия ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России не включены, поэтому бездействие со стороны учреждения в непроведении ремонта отсутствует; организацией эксплуатации объектов военной и социальной инфраструктуры в Вооруженных Силах РФ занимается Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны РФ; перечень объектов недвижимого имущества казарменно-жилищного фонда Минобороны России, подлежащих передаче на эксплуатационное обслуживание ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в рамках государственного задания, формируется Департаментом эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны РФ и направляется в Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации; в соответствии с перечнем объектов недвижимого имущества казарменно-жилищного фонда Минобороны России, подлежащих к передаче на эксплуатационное обслуживание Министерства обороны Российской Федерации, паспортом Министерства обороны Российской Федерации спорные объекты вошли в указанный перечень; эксплуатационное обслуживание не предполагает проведение капитального и текущего ремонта; ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России не имеет полномочий и возможности по проведению текущего ремонта; требования основаны на дефектном акте и акте осмотра системы теплоснабжения, составленных ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России и направленных в адрес уполномоченного органа Министерства обороны Российской Федерации для выделения им бюджетных средств на проведение работ; без финансирования работ собственником выполнение работ невозможно; требование о проведении работ заявлены к ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, финансирование данных работ обеспечивается за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, тем самым Министерство обороны Российской Федерации лишено выбора иного исполнителя работ, выбор которого может быть осуществлен в рамках законодательства о порядке проведения закупок для государственных нужд, отклоняются судебной коллегией за необоснованностью.

В соответствии с пунктом 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В соответствии с пунктом 1 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 2 марта 2017 года №155 создано федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации путем изменения типа, основных целей деятельности и переименования существующего государственного учреждения Жилищно-коммунального отдела Квартирно-эксплуатационного управления города Москвы.

Установить, что функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет Министерство обороны Российской Федерации (п. 2).

Определить основной целью деятельности учреждения содержание (эксплуатацию) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации (п. 3).

Директору Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации в установленном порядке закрепить на праве оперативного управления за учреждением недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество, необходимое для осуществления им основной деятельности (п. 6) (т. 1, л.д. 156-159).

Согласно Уставу ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, утвержденному приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 3 марта 2017 года №607, учреждение выполняет государственное задание, сформированное и утвержденное учредителем в соответствии с предусмотренными настоящим Уставом основными видами деятельности (п. 6).

Учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере жилищно-коммунального хозяйства (п. 12).

Основными целями деятельности учреждения является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации (п. 13).

Для достижения целей, указанных в пункте 13 настоящего Устава, учреждение в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном в Министерстве обороны, осуществляет следующие основные виды деятельности, в том числе: деятельность по обеспечению работоспособности электрических сетей; ремонт электрического оборудования; производство санитарно-технических работ, монтаж отопительных систем и систем кондиционирования воздуха, электромонтажные работы, строительные специализированные работы; гидроизоляционные работы, штукатурные работы, столярные и плотнические работы, малярные и стекольные работы, и прочие отделочные и завершающие работы (п. 14).

Государственное задание для учреждения в соответствии с предусмотренными настоящим Уставом основными видами деятельности формирует и утверждает Министерство обороны Российской Федерации. Учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного задания, финансовое обеспечение выполнения государственного задания учреждения осуществляется в рамках выделенных субсидий из государственного бюджета, исходя из нормативных расчетов (п. 32) (т. 1, л.д. 160-166).

Согласно пункту 1 Руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2017 года №860, настоящее Руководство определяет общий порядок коммунально-эксплуатационного обеспечения органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации.

Коммунально-эксплуатационное обеспечение - вид материально-технического обеспечения (в пределах доведенных лимитов на эти цели), включающий в себя техническое обслуживание, санитарное содержание, текущий ремонт материально-технической базы Вооруженных Сил, снабжение ее электрической и тепловой энергией, водоснабжением и водоотведением, природным газом (включая сжиженный), а также закупку: мебели, инвентаря, материалов (в том числе строительных) и оборудования, необходимых в процессе эксплуатации материально-технической базы Вооруженных Сил; многолетних насаждений (деревьев, кустарников, озеленительных и декоративных насаждений, растительности у проезжей части), искусственных насаждений, объектов, предназначенных для декоративного украшения; работ по их высадке (монтажу) в целях ухода и обслуживания парков, садов, дизайна ландшафта, фасадов зданий и внутренних территорий и иных мест, находящихся на праве хозяйственного ведения и оперативного управления Вооруженных Сил; твердого котельного топлива (угля, дров), жидкого котельного топлива (мазута). Текущий ремонт осуществляется в соответствии с приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 г. №312 «Об утверждении ведомственных строительных норм Госкомархитектуры «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» (пункт 2 Руководства).

ФГБУ «ЦЖКУ» предназначено для исполнения и контроля за исполнением контрактов, а также организации и исполнения поставки коммунально-эксплуатационного обеспечения на материально-техническую базу Вооруженных Сил за счет и в пределах субсидий из федерального бюджета, выделяемых: на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ); на иные цели в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (пункт 13 Руководства).

Текущий ремонт производится с учетом разработанной сметно-технической документации на текущий ремонт (пункт 55 Руководства).

В течение 30 дней после проведения общего весеннего (осеннего) осмотра на основании надлежаще оформленных актов общего осмотра объектов, дефектных актов с ведомостью работ ЖКС составляет локальные сметные расчеты (сметы) и формирует заявку на включение объектов в план текущего ремонта. При весеннем осмотре проверяется готовность здания или сооружения к эксплуатации в весенне-летний период, устанавливаются объемы работ по подготовке к эксплуатации в осенне-зимний период и уточняются объемы ремонтных работ, включенных в план текущего ремонта в год проведения осмотра, а также выявляются объемы работ по капитальному ремонту. Осенний общий осмотр зданий и объектов производится перед наступлением отопительного сезона для проверки готовности их к эксплуатации в осенне-зимний период и в целях уточнения объемов ремонтных работ, включенных в план текущего ремонта следующего года. Заявку с дефектными актами (утвержденными командиром воинской части) и сметами ЖКС в течение 10 дней направляет в филиал ФГБУ «ЦЖКУ» для обобщения и направления в отделы эксплуатации (пункт 56 Руководства).

Отделы эксплуатации рассматривает поступившие заявки, формирует в течение 15 дней план текущего ремонта, в том числе измененный, за все воинские части, расположенные на территории военного округа, и представляет его на утверждение командующему войсками военного округа. Утвержденный командующим войсками военного округа план текущего ремонта в течение одного дня направляется в ДЭС (пункт 57 Руководства).

В план текущего ремонта включаются работы по текущему ремонту, в первую очередь:

указанные в актах судов, исполнительных документах, а также в актах Федеральной службы судебных приставов;

направленные на сбережение материально-технической базы от преждевременного износа и разрушения, такие, как предотвращение пожаров, подготовка к отопительному периоду (ремонт кровель, водосточных труб, цоколей зданий, отмосток, печей, окон, наружных дверей, остекление, приведение в порядок санитарных узлов, систем водоснабжения и канализации, отопления и вентиляции, силовых установок, электросетей);

работы, отсрочка которых приведет к ущербу, снижению эксплуатационных показателей и неисправностям конструкций материально-технической базы (пункт 58 Руководства).

План текущего ремонта за все Вооруженные Силы формирует ДЭС с последующим утверждением заместителем Министра обороны Российской Федерации, отвечающим за организацию материально-технического обеспечения войск (сил), в рамках лимитов бюджетных обязательств, выделенных на данные работы в текущем году (пункт 60 Руководства).

Судебная коллегия соглашается с суждениями районного суда о том, что обязанность по текущему ремонту котельной должна быть возложена на ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, поскольку для достижения целей по осуществлению содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставлению коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации учреждение осуществляет деятельность по обеспечению работоспособности электрических сетей; ремонту электрического оборудования; производству санитарно-технических работ, монтажу отопительных систем и систем кондиционирования воздуха, электромонтажные работы, строительные специализированные работы; гидроизоляционные работы, штукатурные работы, столярные и плотнические работы, малярные и стекольные работы, и прочие отделочные и завершающие работы, а также ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России предназначено для исполнения и контроля за исполнением контрактов.

Таким образом, обязанность по проведению текущего ремонта возложена на ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в соответствии с его деятельностью и полномочиями, и то обстоятельство, что приведенное Руководство предусматривает определенный порядок действий органов (организаций) коммунально-эксплуатационных органов для формирования в итоге плана текущего ремонта, не является основанием для отказа в иске.

Утверждение представителя ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в апелляционной жалобе о том, что истец заявил требование о выделении лимитов бюджетных средств на 2020 год на проведение капитального ремонта, однако требование о финансировании работ текущего характера к собственнику не предъявлено, не принимается, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, предусмотренных федеральным законом случаев для выхода за пределы заявленных требований не имеется.

Аргумент представителя ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в апелляционной жалобе о том, что при проведении капитального ремонта выполнение текущего ремонта нецелесообразно, так как при проведении капитального ремонта устанавливается вспомогательное оборудование и приборы, которые в гарантированный изготовителем период не должны подвергаться текущему ремонту являлся предметом рассмотрения районного суда и отклонен по мотивам, с которыми судебная коллегия соглашается.

Доводы представителя Министерства обороны Российской Федерации в апелляционной жалобе о том, что котельная передана в оперативное управление ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 12 апреля 2017 года №1141; указание со ссылками на Положение о филиале ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО, Устав ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, Руководство по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил РФ, утвержденное приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2017 года №860, о том, что проведение капитального и текущего ремонта относится к компетенции ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России; обязанность по формированию заявочных планов текущего и капитального ремонтов лежит на ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России; ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России является получателем бюджетных средств по статьям расходов сводной бюджетной сметы Министерства обороны Российской Федерации – текущий ремонт и капитальный ремонт объектов, закрепленных за учреждением на праве оперативного управления, имеет право заключать государственные контракты на проведение ремонтных работ; ссылки на статьи 309, 310, пункт 3 статьи 401 ГК РФ; аргументы о том, что судом неправильно определен круг ответчиков по делу; котельная передана ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в неудовлетворительном состоянии, с 2017 года ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России несло обязанность по представлению в Министерство обороны Российской Федерации заявки на необходимое оборудование и материалы для проведения капитального ремонта котельной; решение о включении объектов в титульные списки капитального ремонта принимает Департамент строительства Министерства обороны Российской Федерации в рамках закрепленной статьи сводной бюджетной системы Министерства обороны Российской Федерации, отклоняются судебной коллегией за необоснованностью.

В силу пунктом 1 статьи 209, статьи 210 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно статье 214 ГК РФ федеральной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 ГК РФ. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Согласно пункту12 статьи 1, статьи 2 Федерального закона от 31 мая 1996 года №61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Организация обороны включает, в том числе строительство, подготовку и поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также планирование их применения.

Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности (далее - имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций) (пункт 1 постановления Правительства РФ от 29 декабря 2008 года №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом»).

В соответствии с подпунктом 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года №1082, Министерство обороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами.

В силу указанных норм Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений. Министерство обороны Российской Федерации несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе обязанность по проведению капитального ремонта объектов недвижимости.

Из материалов дела следует, что за период эксплуатации котельной капитальный ремонт не проводился, здание находится в неудовлетворительном состоянии и требует проведения капитального ремонта.

Неисполнение ответчиком бремени по содержанию своей собственности создает реальную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для возложения на Министерство обороны Российской Федерации как собственника имущества обязанности по обеспечению выполнения работ по капитальному ремонту здания котельной.

Доводы представителя Министерства обороны Российской Федерации в апелляционной жалобе со ссылками на статью 220, пункт 1 части 1 статьи 134 ГПК РФ, пункт 2 части 2 статьи 1 КАС РФ о том, что заявленные требования сводятся к выявлению бездействия со стороны Министерства обороны Российской Федерации, не могут быть приняты.

В порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, суды рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (часть 2 статьи 1 КАС РФ).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

Критерием разграничения административной и гражданской форм судопроизводства является отсутствие публично-властной составляющей правоотношений сторон.

В данном случае имеет место гражданско-правовой спор, так как он не обусловлен отношениями власти и подчинения, заявленные военным прокурором требования касаются возложения на ответчиков обязанности провести текущий и капитальный ремонт здания котельной.

Утверждение представителя Министерства обороны Российской Федерации в апелляционной жалобе со ссылкой на статью 28 ГПК РФ о том, что иск подан с нарушением правил подсудности, не может быть принято.

В соответствии с частью 1 статьи 33 ГПК РФ дело, принятое судом к своему производству с соблюдением правил подсудности, должно быть разрешено им по существу, хотя бы в дальнейшем оно станет подсудным другому суду, за исключением случаев изменения подсудности, установленной статьями 26 и 27 настоящего Кодекса.

Иск предъявлен военным прокурором на основании статьи 28 ГПК РФ по адресу одного из ответчиков – ФГКУ «СибТУИО» Минобороны России (т. 1, л.д. 3), адрес относится к подсудности Центрального районного суда г. Читы.

В дальнейшем истец уточнил исковые требования, исключив из числа ответчиков ФГКУ «СибТУИО» Минобороны России.

Хотя в дальнейшем дело стало подсудным другому суду, оно подлежало разрешению по существу Центральным районным судом г. Читы, поскольку изначально принято районным судом к своему производству с соблюдением правил подсудности.

Аргумент представителя Министерства обороны Российской Федерации в апелляционной жалобе о том, что военный прокурор не вправе вмешиваться в административно-хозяйственную деятельность органов военного управления, отклоняется за необоснованностью.

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В соответствии со статьей 21 Федерального закона №2202-I предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе, органами военного управления.

На основании пункта 3 статьи 35 Федерального закона №2202-I прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Частью 1 статьи 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

При неисполнении ответчиком своих обязанностей по содержанию имущества, что представляет угрозу жизни и здоровью граждан, прокурор вправе в судебном порядке обеспечить реализацию ответчиком возложенных на него полномочий.

При таких условиях решение районного суда является законным и обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционных жалоб.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Читы от 22 января 2020 года оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России Божко Е.С., представителя Министерства обороны РФ Лебедева С.Г. – без удовлетворения.

Председательствующий: Т.В.Процкая

Судьи: О.А.Кузнецова

В.А.Трифонов