Судья Балакирева А.Ю. дело № 33-5455/2023 (№ 2-199/2023)
УИД 22RS0010-01-2023-000049-51
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 июня 2023 года г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего судей при секретаре | Шторхуновой М.В., ФИО1, ФИО2, ФИО3 |
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца ФИО4 на решение Каменского городского суда Алтайского края от 15 марта 2023 года по делу
по иску ФИО4 к краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по Каменскому, Крутихинскому и Баевскому районам» о признании решения незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Шторхуновой М.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО4 обратился в суд с иском к краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по Каменскому, Крутихинскому и Баевскому районам» (далее – КГКУ «УСЗН по Каменскому, Крутихинскому и Баевскому районам») о признании решения незаконным, возложении обязанности.
В обоснование исковых требований указывал, что является ветераном боевых действий. Истец и члены его семьи (супруга и двое несовершеннолетних детей) зарегистрированы и проживают в квартире по адресу: <адрес>, на основании договора найма жилого помещения от 8 апреля 2021 года, заключенного с К.С., сроком до 31 марта 2026 года.
24 ноября 2022 года истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Уведомлением КГКУ «УСЗН по Каменскому, Крутихинскому и Баевскому районам» от 5 декабря 2022 года № 130 истцу отказано в части предоставления компенсации платы за наем жилого помещения, поскольку ветеранам боевых действий компенсация за наём жилого помещения предоставляется, если расходы понесены в соответствии с договором социального найма или найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда.
Не соглашаясь с данным отказом, истец указывает, что в силу п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах» такая мера социальной поддержки предоставляется лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, а также членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил признать незаконным решение ответчика от 5 декабря 2022 года № 130 об отказе в предоставлении компенсации расходов на оплату жилого помещения в размере 50 %; признать за ним право на предоставление указанной компенсации; возложить обязанность на КГКУ «УСЗН по Каменскому, Крутихинскому и Баевскому районам» предоставить ему и членам его семьи меру социальной поддержки, предусмотренную п. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах» в виде компенсации 50% расходов на оплату жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, с момента обращения с заявлением – 24 ноября 2022 года.
Решением Каменского городского суда Алтайского края от 15 марта 2023 года исковые требования ФИО4 оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец ФИО4 просит решение суда отменить и принять по делу новое об удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указывает на несостоятельность вывода суда первой инстанции о возможности выплаты компенсации за наём жилого помещения только для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда (п. 1 ч. 1 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации), поскольку указанная норма распространяет своё действие на малоимущих граждан, однако истец является ветераном боевых действий, и относится к категории лиц, которым спорная мера социальной поддержки предоставляется на основании Федерального закона «О ветеранах», предусматривающего компенсацию за наём жилого помещения независимо от вида жилищного фонда.
Полагает, что Российская Федерация передала для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации полномочия только по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, в структуру платы которой компенсация расходов за наём жилого помещения не входит, в связи с чем суду следовало руководствоваться нормами Федерального закона «О ветеранах», которым предусмотрена данная компенсация.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, соответствующая информация размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствие этих лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решение суда.
Как следует из материалов дела, ФИО4 является ветераном боевых действий, что подтверждается удостоверением серии РМ ***, выданным ГУ МВД России по Алтайскому краю.
8 апреля 2021 года К.С. (наймодатель) и ФИО4 (наниматель) заключен договор найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 60,9 кв. м, сроком до 31 марта 2026 года, для проживания с семьей, за пользование которым установлена плата в размере 5 500 рублей в месяц. 27 апреля 2021 года вышеуказанный договор зарегистрирован в ЕГРН.
24 ноября 2022 года ФИО4 обратился в КГКУ «УСЗН по Каменскому, Крутихинскому и Баевскому районам» с заявлением о предоставлении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
5 декабря 2022 года истцу отказано в компенсации расходов за наём жилого помещения в связи с тем, что ФИО4 проживает в жилом помещении, относящемуся к частному жилому фонду, по договору коммерческого найма.
Обращаясь в суд с иском, истец со ссылкой на п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» указывал, что ветеранам боевых действий предоставляется компенсация на оплату жилых помещений в размере 50 % независимо от вида жилищного фонда.
Суд первой инстанции, разрешая спор, руководствуясь ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, разъяснениями п. 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», исходил из того, что мера социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений в виде платы за наем квартиры предоставляется в отношении расходов, понесенных лицом, являющимся нанимателем жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, истец является нанимателем и несет расходы по оплате ежемесячного взноса в отношении квартиры по договору найма, заключенному с физическим лицом, соответственно, не несет расходы, указанные в п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах», поэтому ему правомерно отказано в выплате данной компенсации.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах, установленных в ходе судебного разбирательства, и, вопреки доводам апелляционной жалобы, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Согласно п. 5 ч. 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подп. 1 - 4, 8 п. 1 ст. 3 названного Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки - компенсация расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов:
платы за наем и (или) плат������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?????????????????????????J?J??�??????J?J??�?????????J?J????�??????J?J????�???
взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади).
Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, а также членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающим.
Частью 8 ст. 4 Закона Алтайского края от 27 декабря 2007 года № 156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае» предусмотрено, что денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Из разъяснений, изложенных в п. 45 постановления Пленума Верховного Суда от 27 июня 2017 года № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» следует, что компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Например, ежемесячная компенсация расходов на оплату жилого помещения предоставляется ветеранам, инвалидам войны, ветеранам боевых действий и др. (подп. 4 п. 1 ст. 13, подп. 8 п. 1 ст. 14, подп. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах»).
В соответствии с ч. 2 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает, в том числе у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора; нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования с момента заключения данного договора; арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды; нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора; члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом; собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного ч. 3 ст. 169 указанного Кодекса; лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи; застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) в отношении помещений в данном доме, не переданных иным лицам по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.
Согласно ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем); 2) плату за содержание жилого помещения, 3) плату за коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования включает в себя: 1) плату за наем жилого помещения, устанавливаемую в соответствии со статьей 156.1 данного Кодекса; 2) плату за коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Учитывая вышеизложенные нормы права, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку квартира, в которой проживает истец со своей семьей, была предоставлена ему на основании договора найма, заключенного с физическим лицом, тогда как действующим законодательством предусмотрено, что мера социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате найма за жилое помещение предоставляется только отдельным категориям граждан по договорам найма, заключенным с органами государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истец имеет право на получение компенсации по оплате за наём жилого помещения независимо от вида жилищного фонда, не могут служить основанием к отмене решения, поскольку сводятся к неверному толкованию норм действующего законодательства.
Как следует из договора найма жилого помещения от 8 апреля 2021 года, собственник жилого помещения по адресу: <адрес>, предоставил истцу в аренду (наем), принадлежащую ему на праве собственности квартиру.
Также из условий договора усматривается, что на наймодателя (К.С.) возложена обязанность по несению расходов по содержанию помещения и производстве оплаты коммунальных платежей (п. 4.1.4), т.е. собственник оставил за собой обязанность вносить плату за содержание помещения.
Принимая во внимание, что заключенный между истцом и собственником договор не является договором социального найма, найма жилого помещения фонда социального использования или найма служебного жилого фонда, суд первой инстанции обоснованно согласился с отказом ответчика в назначении и выплате ФИО4 компенсации расходов на оплату за наем жилого помещения в связи с отсутствием оснований.
Ссылка в жалобе на противоречивость норм федерального и регионального законодательства в части передачи полномочий по оплате за наём жилого помещения, судебной коллегией во внимание не принимается, поскольку основана на ошибочном толковании норм материального права, а именно положений ст. 16, 23.2 Федерального закона «О ветеранах», согласно которым законодатель, действуя в пределах своих полномочий, предусмотрел в ст. 16 названного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, в том числе компенсацию части расходов на оплату жилых помещений. Подпункт 5 п. 1 ст. 16 данного Федерального закона действует в системной связи с положениями его ст. 23.2, которыми в целях создания правового механизма реализации данной меры социальной поддержки установлены полномочия Российской Федерации и ее субъектов в этой сфере.
Таким образом, судом первой инстанции правильно применены положения федерального законодательства в системной связи с законодательством Алтайского края, которые не предусматривают выплату субсидии ветеранам боевых действий, занимающих жилое помещение по договорам найма, заключаемым с физическим лицом.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, а потому не могут служить основанием для отмены постановленного судебного решения.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Каменского городского суда Алтайского края от 15 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца ФИО4 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение составлено 27 июня 2023 года.