ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2-1/2022 от 28.04.2022 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 2-2-1/2022 судья Арсанова О.Л. 2022 год

33-1576/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 апреля 2022 года город Тверь

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Кубаревой Т.В.,

судей Климовой К.В., Солдатовой Ю.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Зиявудиновой А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании

по докладу судьи Солдатовой Ю.Ю.

дело по апелляционное представление прокурора Жарковского района Тверской области на решение Западнодвинского межрайонного суда Тверской области от 31 января 2022 года, которым постановлено:

«Исковые требования прокурора Жарковского района Тверской области к главе Жарковского района Тверской области ФИО3, администрации Жарковского района Тверской области о признании незаконным распоряжение главы Жарковского района Тверской области ФИО4 от 29.12.2020 «О выплатах стимулирующего характера» в части осуществления выплаты стимулирующего характера главе Жарковского района Тверской области ФИО4 в размере 220738, 41 руб., взыскании с ФИО3 выплаты стимулирующего характера в размере 220738,41 руб. в доход местного бюджета муниципального образования Жарковский район Тверской области, процентов за пользования чужими денежными средствами за период с 30.12.2020 по 09.09.2021 оставить без удовлетворения».

Судебная коллегия

установила:

Прокурор Жарковского района Тверской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц, муниципального образования Жарковский район Тверской области к главе Жарковского района Тверской области ФИО3 о признании незаконным распоряжения в части осуществления выплаты стимулирующего характера, взыскании суммы полученных выплат стимулирующего характера и процентов за пользование чужими денежными средствами.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Жарковского района Тверской области проведена проверка по обращению депутата Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации ФИО2 в интересах Собрания депутатов Жарковского района Тверской области о предполагаемых нарушениях законодательства в деятельности главы Жарковского района Тверской области ФИО3 в части неправомерного осуществления выплаты стимулирующего характера главе Жарковского района по итогам комплексной оценки эффекта деятельности органа местного самоуправления за счет бюджетных ассигнований.

Заключением по результатам внешней проверки отчета об исполнении бюджета муниципального образования Жарковский район Тверской области за 2020 год от 30.04.2021, предоставленным контрольно-ревизионной комиссией Жарковского района Тверской области, установлено, что дотациями бюджетной системы Российской Федерации являются дотации бюджетам муниципальных районов на выравнивание бюджетной обеспеченности, а также на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов.

Распоряжением главы Жарковского района от 29.12.2020 «О выплатах стимулирующего характера» на основании и в соответствии с дополнительным соглашением к Соглашению от 18.11.2020 о предоставлении второй части дотаций местным бюджетам на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов в 2020 году (далее - Дополнительное соглашение ) осуществлены выплаты стимулирующего характера главе Жарковского района ФИО4 в размере 220 738,41 руб. и заместителю главы администрации Жарковского района ФИО1 в размере 215 821,81 руб.

В связи с чем, приказом финансового отдела администрации Жарковского района Тверской области от 29.12.2020 № 26 «О внесении изменений в сводную бюджетную роспись» внесены изменения в сводную бюджетную роспись муниципального образования Жарковский район.

Изменения в сводную бюджетную роспись на сумму 562 000 руб. для выплаты вознаграждения по итогам комплексной оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления согласованы с заместителем Председателя Правительства Тверской области - Министром финансов Тверской области.

Дополнительным соглашением № 1 от 29.12.2020 предоставлена вторая доля дотации в размере 562 000 руб. Согласно п. 3 дополнительного соглашения № 1 пункт 4.3 Соглашения изложен в следующей редакции: «4.3 Получатель вправе направить средства дотации на выплату стимулирующего характера лицу, замещающему муниципальную должность, лицам, замещающим высшие должности муниципальной службы, в размере, не превышающем второй доли дотаций».

Оплата труда и дополнительные гарантии главы Жарковского района регламентированы решением Собрания депутатов района от 28.10.2010 №52, в котором определены дополнительные выплаты: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет, ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, ежемесячная надбавка за особые условия труда, ежемесячное денежное поощрение, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, материальная помощь.

В соответствии со ст.28 Устава муниципального образования Жарковский район Тверской области к компетенции Собрания депутатов Жарковского района Тверской области отнесены вопросы, связанные с распоряжением муниципальной собственностью, принятием бюджета муниципального образования, определением порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления.

Глава Жарковского района подотчетен и подконтролен населению и Собранию депутатов Жарковского района Тверской области (ст.32 Устава).

Премия за выполнение особо важных и сложных заданий (выплата стимулирующего характера) Главе муниципального образования включена в число иных дополнительных выплат и по своей правовой природе является поощрительной выплатой, осуществление которой зависит от оценки результатов деятельности Главы представительным органов муниципального образования.

Соответственно, принятие решения об осуществлении выплаты стимулирующего характера главе муниципального образования ФИО4 относится к компетенции представительного органа местного самоуправления.

Отсутствие в решении Собрания депутатов Жарковского района Тверской области от 28.10.2010 №52 «Об оплате труда и дополнительных гарантиях главы Жарковского района» указаний о порядке и должностном лице, правомочном на принятие решения о премировании главы муниципального образования, не означает, что разрешение данного вопроса относится к полномочиям самого главы Жарковского района.

Возможность самостоятельного принятия должностным лицом решения о выплатах стимулирующего характера себе и заместителю главы администрации района, влекущего получение ими доходов в виде денег, является проявлением личной заинтересованности, которая прямо влияет на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление этими должностными лицами своих полномочий.

При премировании самого себя в части осуществления выплаты стимулирующего характера - главой Жарковского района Тверской области ФИО4 допущена недобросовестность, что повлекло за собой последним неосновательное обогащение.

На основании ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации произведен расчет процентов за пользование чужими денежными средствами главой Жарковского района Тверской области ФИО4 за период с 30.12.2020 по 09.09.2021, что составляет 7743,84 руб.

Руководствуясь нормами Федерального законна от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Тверской области от 15.07.2015 № 76-ЗО «Об отдельных вопросах, связанных с осуществлением полномочий лиц, замещающих муниципальные должности в Тверской области», Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующими обязательства вследствие неосновательного обогащения, Уставом муниципального образования Жарковский район Тверской области, прокурор Жарковского района просит признать незаконным распоряжение Главы Жарковского района Тверской области ФИО4 от 29.12.2020 «О выплатах стимулирующего характера» в части осуществления выплаты стимулирующего характера главе Жарковского района Тверской области ФИО4 в размере 220 738,41 руб.; взыскать с ФИО4 выплату стимулирующего характера в размере 220 738,41 руб. в доход местного бюджета муниципального образования Жарковский район Тверской области, а также проценты за пользования чужими денежными средствами за период с 30.12.2020 по 09.09.2021 в доход местного бюджета муниципального образования Жарковский район Тверской области.

Протокольным определением суда от 11 октября 2021 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Тверской области, Собрание депутатов Жарковского района Тверской области, Администрация Жарковского района Тверской области, финансовый отдел администрации Жарковского района.

Определением суда от 02 ноября 2021 года в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно предмета спора, привлечено Правительство Тверской области. Администрация Жарковского района Тверской области исключена из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора, привлечена к участию в деле в качестве соответчика.

Протокольным определением суда от 01 декабря 2021 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство региональной политики Тверской области.

В судебном заседании заместитель прокурора Жарковского района Тверской области Анциферов А.И. исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, председатель Собрания депутатов Жарковского района Тверской области ФИО5 в судебном заседании исковые требования прокурора поддержал, полагая их обоснованными.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - финансового отдела администрации Жарковского района в судебном заседании не присутствует. От исполняющей обязанности руководителя отдела ФИО6 поступило ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие. В предыдущих судебных заседаниях полагала, что исковые требования прокурора удовлетворению не подлежат.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство финансов Тверской области, Правительство Тверской области, Министерство региональной политики Тверской области, при надлежащем извещении представителей в судебное заседание не направили. От представителя Министерства финансов Тверской области ФИО7 поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. От временно исполняющего обязанности министра региональной политики Тверской области ФИО8 поступил письменный отзыв на исковое заявление.

Ответчик ФИО4, одновременно представляющий ответчика - Администрацию Жарковского района Тверской области в судебном заседании исковые требования не признал, представил письменные возражения.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционном представлении прокурор Жарковского района Тверской области просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об удовлетворении требований.

В обоснование представления указано, что судом при принятии решения по данному делу неправильно применены нормы материального права, решение суда является незаконным, подлежит отмене.

Со ссылкой на ст. 12 Конституции Российской Федерации, нормы ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закон Тверской области от 15.07.2015 № 76-ЗО «Об отдельных вопросах, связанных с осуществлением полномочий лиц, замещающих муниципальные должности в Тверской области», Устав муниципального образования Жарковский район Тверской области, указывает, что в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, в том числе находятся: утверждение местного бюджета и отчёта о его исполнении; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (п. 2, 8, 9 ч. 10 ст. 35 № 131-ФЗ).

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 9 Устава к вопросам местного значения Жарковского района Тверской области относится, в том числе, составление и рассмотрение проекта бюджета Жарковского района, утверждение и исполнение бюджета Жарковского района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета Жарковского района.

На основании п. 2 ч. 1 ст. 28 Устава в исключительной компетенции Собрания депутатов Жарковского района Тверской области находится, в том числе, утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении.

В силу ст. 13 Закона Тверской области от 15.07.2015 N 76-ЗО органы местного самоуправления муниципальных образований Тверской области с соблюдением требований, в том числе бюджетного законодательства, самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности на постоянной основе.

Решением Собрания депутатов Жарковского района Тверской области от 30.04.2013 № 12 утверждено Положение о правовом статусе и социальных гарантиях лиц, находящихся на муниципальных должностях муниципального образования Жарковский район, которое предусматривает порядок и оплату труда лиц, находящихся на муниципальных должностях муниципального образования Жарковский район, в том числе, Главе района.

Данным Положением выплата стимулирующего характера Главе района не предусмотрена.

В соответствии со ст. 28 Устава к компетенции Собрания депутатов Жарковского района Тверской области отнесены вопросы, связанные с распоряжением муниципальной собственностью, принятием бюджета муниципального образования, определением порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления.

Глава Жарковского района подотчетен и подконтролен населению и Собранию депутатов Жарковского района Тверской области (ст. 32 Устава).

Премия за выполнение особо важных и сложных заданий (выплат стимулирующего характера) Главе муниципального образования включена в число иных дополнительных выплат и по своей правовой природе является поощрительной выплатой, осуществление которой зависит от оценки результатов деятельности Главы представительным органов муниципального образования.

Соответственно, принятие решения об осуществлении выплаты стимулирующего характера Главе муниципального образования ФИО4 относится к компетенции представительного органа местного самоуправления.

Судом не дана оценка доводам искового заявления о нарушении ФИО4 антикоррупционного законодательства.

Полагают, что в данном случае имеет место личная заинтересованность со стороны ответчика (Главы Жарковского района ФИО4), и, как следствие, нарушение с его стороны норм действующего законодательства, в первую очередь, антикоррупционного законодательства - ст. 10 Закона № 273-ФЗ, а также № 131-ФЗ и ст. 13 ЗТО № 76-ЗО.

По смыслу действующего законодательства и Положения о правовом статусе и социальных гарантиях лиц, находящихся на муниципальных должностях, выплаты стимулирующего характера Главе района должны производиться по решению Собрания депутатов.

Вопреки требованиям закона Распоряжение от 29.12.2020 издано без указания на то, каким нормативным правовым актом эти выплаты предусмотрены.

В этой связи, возможность самостоятельного принятия должностным лицом решения о выплатах стимулирующего характера себе, влекущего получение им доходов в виде денег, является проявлением личной заинтересованности, которая прямо влияет на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление этим должностным лицом своих полномочий.

Прокурор Обиход И.Д. в заседании суда апелляционной инстанции доводы апелляционного представления поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить, удовлетворив исковые требования в полном объеме.

Иные лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения дела в соответствии с требованиями ст. 113-116 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, сведений о причинах неявки не представили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили.

На основании положений статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Заслушав судью-докладчика, обсудив доводы представления, выслушав прокурора Обихода И.Д., поддержавшего доводы апелляционного представления, проверив законность и обоснованность вынесенного судом первой инстанции решения в пределах доводов апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, решением собрания депутатов Жарковского района Тверской области от 01.03.2019 № 11 главой Жарковского района избран ФИО4

С 01.03.2019 ФИО3 вступил в должность Главы Жарковского района Тверской области.

Распоряжением главы Жарковского района от 29.12.2020 «О выплатах стимулирующего характера» в соответствии с дополнительным соглашением к Соглашению от 18.11.2020 о предоставлении второй части дотаций местным бюджетам на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов в 2020 году, осуществлены выплаты стимулирующего характера главе Жарковского района ФИО4 в размере 220 738,41 руб. и заместителю главы администрации Жарковского района ФИО1 в размере 215 821,81 руб.

Правительством Тверской области принято постановление от 27.01.2020 № 11-пп «О порядке предоставления дотаций местным бюджетам на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов» (далее Постановление от 27.01.2020 № 11-пп), согласно которому муниципальным образованиям из областного бюджета Тверской области предоставляются указанные дотации.

Дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов (далее дотации) состоят из двух частей (первой и второй). Методика распределения второй части дотации утверждается правовым актом Правительства Тверской области - Постановлением от 27.01.2020 № 11-пп.

В соответствии с пунктом 17 раздела V Постановления от 27.01.2020 № 11-пп вторая доля дотаций второй части дотаций предоставляется по итогам комплексной оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области за отчетный финансовый год, проводимой по методике, установленной правовым актом Правительства Тверской области.

Размер второй доли второй части дотации зависит от места в рейтинге, которое занимает то или иное муниципальное образование по результатам оценки органов местного самоуправления.

Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Тверской области за очередной финансовый год осуществляется Министерством экономического развития Тверской области с учетом показателей в социально-экономической, культурной и иных сферах деятельности.

Согласно пункту 38 раздела VIII Постановления от 27.01.2020 № 11-пп дотации предоставляются муниципальным образованиям при условии заключения органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований с главным распорядителем бюджетных средств (Министерство финансов Тверской области) соглашений о предоставлении дотаций по форме, установленной главным распорядителем.

В соответствии с указанным Постановлением и Постановлением Правительства Тверской области от 13.11.2020 № 514-пп «Об утверждении распределения второй части дотаций местным бюджетам на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов на 2020 год» 18 ноября 2020 года между Министерством финансов Тверской области и администрацией Жарковского района Тверской области заключено Соглашение о предоставлении второй части дотаций местным бюджетам на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов в 2020 году (далее Соглашение).

Пунктом 1.1 дополнительного соглашения от 29.12.2020 к соглашению от 18.11.2020 о предоставлении второй части дотаций местным бюджетам на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов предусмотрено предоставление местным бюджетам второй доли дотации в размере 562 000 рублей.

В соответствии с п. 4.3 соглашения получатель вправе направить средства дотации на выплаты стимулирующего характера лицу, замещающему муниципальную должность, а также лицам, замещающим высшие должности муниципальной службы, в размере, не превышающем второй доли дотаций.

Таким образом, вторая часть дотации направлялась получателю, в лице администрации Жарковского района, Министерством финансов Тверской области за счет средств областного бюджета Тверской области по результатам оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, произведенной Министерством экономического развития Тверской области. Направленные средства в сумме 562 000 рублей предполагались к расходованию на выплаты стимулирующего характера лицу, замещающему муниципальную должность, к которому в частности относится глава района, а также лицам, замещающим высшие должности муниципальной службы, в размере, не превышающем второй доли дотаций.

Приказом финансового отдела администрации Жарковского района от 29.12.2020 «О внесении изменений в сводную бюджетную роспись» в сводную бюджетную роспись муниципального образования Жарковский район внесены изменения на сумму 562 000 рублей с зачислением полученных средств на соответствующие статьи бюджетного учета - разделы, предусмотренные для расчетов по выплате денежного содержания Главы района (раздел ) и администрации (раздел ),которые согласованы с Министерством финансов Тверской области (письмо от 30.12.2020).

Процедура внесения изменений в сводную бюджетную роспись муниципального образования Жарковский район Тверской области на сумму 562 000 рублей произведена в соответствии о Федеральным Законом N 103-ФЗ от 01.04.2020 «О внесении изменений в Федеральный закон "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2020 году» и истцом не оспаривается.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что, обеспечивая исполнение местного бюджета, глава муниципального образования как руководитель исполнительно - распорядительного органа муниципального образования в соответствии с пунктами 7, 15 Устава правомочен издавать правовые акты, распоряжаться бюджетными средствами администрации Жарковского района, подписывать финансовые документы.

Предоставление исключительного права Собранию депутатов Жарковского района Тверской области на принятие решения об определении стимулирующей выплаты главе муниципального образования за счет средств дотации, выделенной местному бюджету из областного бюджета Тверской области, непосредственно связанной с результатами оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления Министерством экономического развития Тверской области, противоречит части 15 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, согласно которой управление и (или) распоряжение представительным органом муниципального образования или отдельными депутатами (группами депутатов) в какой бы то ни было форме средствами местного бюджета в процессе его исполнения не допускаются, за исключением средств местного бюджета, направляемых на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования и депутатов.

На основании изложенного, учитывая, что спорная выплата по своей правовой природе не является премией за выполнение особо важных и сложных заданий, предусмотренной п. 4.1 ст. 4 Положения о правовом статусе и социальных гарантиях лиц, находящихся на муниципальных должностях муниципального образования Жарковский район, осуществление которой зависит от оценки результатов деятельности Главы района представительным органом муниципального образования, суд не нашел оснований для удовлетворения исковых требований прокурора.

Судебная коллегия считает, что выводы суда сделаны с существенным нарушением норм материального права.

Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится в том числе установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления (пункт "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).

Местное самоуправление в Российской Федерации - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).

Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (часть 1 статьи 4 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).

Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).

В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования в том числе находятся: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (пункты 2, 8, 9 части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).

Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (часть 11 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).

Представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (часть 11.1 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).

Правовой статус главы муниципального образования определен статьей 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).

Частью 4 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ определены полномочия главы муниципального образования.

Глава муниципального образования представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования; подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования; издает в пределах своих полномочий правовые акты; вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (пункты 1 - 5 части 4 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).

Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования (часть 5 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).

Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (часть 5.1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).

Аналогичные положения, определяющие организацию местного самоуправления, правовой статус представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, закреплены в Законе Тверской области № 76-ЗО от 15 июля 2015 года "Об отдельных вопросах, связанных с осуществлением полномочий лиц, замещающих муниципальные должности в Тверской области" (п.1 ч. 1 ст. 2, ч. 2 ст. 2 закона).

В соответствии со ст. 3 Закона Тверской области от 15.07.2015 N 76-ЗО для лиц, замещающих муниципальные должности, основанием замещения муниципальных должностей является избрание (назначение) на соответствующую должность в порядке, установленном федеральным законодательством, законодательством Тверской области, уставом муниципального образования.

Требования к лицам, замещающим муниципальные должности, устанавливаются федеральным законодательством, законами Тверской области и уставами муниципальных образований.

Лица, замещающие муниципальные должности, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами Тверской области, муниципальными нормативными правовыми актами в целях противодействия коррупции могут устанавливаться иные запреты, ограничения, обязательства и правила служебного поведения.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в муниципальном образовании Жарковский район Тверской области определены Уставом муниципального образования Жарковский район Тверской области, принятым решением Собрания депутатов Жарковского района от 27.06.2005 № 24 (далее также - Устав).

Структуру органов местного самоуправления Жарковского района составляют: Собрание депутатов Жарковского района Тверской области - представительный орган местного самоуправления; Глава Жарковского района Тверской области - высшее должностное лицо муниципального образования; администрация Жарковского района Тверской области - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления; контрольно-ревизионная комиссия Жарковского района - контрольно-счетный орган местного самоуправления, обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 25 Устава).

К исключительной компетенции Собрания депутатов муниципального образования Жарковский район Тверской области в том числе отнесено: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (пункты 2, 5, 9 части 1 статьи 25 Устава).

Собрание депутатов Жарковского района в пределах своей компетенции, установленной настоящей статьей, в том числе, избирает Главу Жарковского района из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссии по результатам конкурса; заслушивает ежегодные отчеты Главы Жарковского района, исполняющего полномочия Главы Администрации Жарковского района о результатах его деятельности, деятельности местной администрации, в том числе о решении вопросов, поставленных Собранием депутатов Жарковского района (п. 6.1, 20 ч. 2 ст. 25 Устава).

Согласно ч. 1, 2 ст. 32 Устава Глава Жарковского района является высшим должностным лицом Жарковского района и наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в соответствии с Уставом, возглавляет Администрацию Жарковского района.

Глава Жарковского района подотчетен и подконтролен населению и Собранию депутатов Жарковского района.

Статус Главы Жарковского района и ограничения, связанные с его статусом, устанавливаются законодательством Российской Федерации.

Главе Жарковского района предоставляются гарантии, компенсации и льготы, предусмотренные федеральными законами, законами Тверской области для муниципальных служащих.

Полномочия главы муниципального образования Жарковский район Тверской области закреплены в статье 33 Устава.

Глава Жарковского района, в том числе, представляет Жарковский район в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами, учреждениями, организациями, общественными объединениями, без доверенности действует от имени муниципального образования; вносит от имени администрации Жарковского района на утверждение в Собрание депутатов Жарковского района проект бюджета Жарковского района, представляет отчет о его исполнении; распоряжается бюджетными средствами администрации Жарковского района, подписывает финансовые документы; обеспечивает формирование и исполнение бюджета Жарковского района.

Глава Жарковского района представляет Собранию депутатов Жарковского района ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных Главе Жарковского образования органов, в том числе о решении вопросов, поставленных Собранием депутатов Жарковского района.

Решением Собрания депутатов муниципального образования Жарковского района Тверской области от 30 апреля 2013 г. N 12 утверждено Положение о правовом статусе и социальных гарантиях лиц, находящихся на муниципальных должностях муниципального образования «Жарковский район», которым определены, в том числе, условия оплаты лиц, находящихся на муниципальных должностях муниципального образования Жарковский район.

Оплата труда лиц, находящихся на муниципальных должностях, производится в виде денежного содержания, которое состоит из: должностного оклада, ежемесячного денежного поощрения, ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, ежемесячной надбавки за особые условия труда, ежемесячной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, материальной помощи, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, иных выплат, предусмотренных законодательством и правовыми актами Собрания депутатов Жарковского района.

Размер должностного оклада устанавливается решением Собрания депутатов Жарковского района и увеличивается (индексируется) аналогично повышению должностных окладов муниципальных служащих администрации Жарковского района на основании решения Собрания депутатов Жарковского района.

Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что вопросы, связанные с распоряжением муниципальной собственностью, принятием бюджета муниципального образования, контролем за его исполнением, материально-техническим обеспечением деятельности органов муниципального образования, в том числе определением размера расходов на денежное содержание главы муниципального образования, отнесены к компетенции представительного органа муниципального образования, в настоящем случае - к компетенции Собрания депутатов муниципального образования Жарковский район, которому подконтролен и подотчетен глава муниципального образования Жарковский район Тверской области.

Соответственно, принятие решения о поощрении главы муниципального образования, в данном случае - о премировании главы муниципального образования Жарковский район Тверской области относится к компетенции Собрания депутатов муниципального образования Жарковский район Тверской области.

Однако приведенные нормативные положения, определяющие полномочия Собрания депутатов муниципального образования Жарковский район Тверской области и главы муниципального образования Жарковский район Тверской области по вопросам, связанным с денежным содержанием главы муниципального образования Жарковский район Тверской области и его премированием, судом к спорным правоотношениям применены неправильно.

Делая вывод о том, что глава муниципального образования Жарковский район Тверской области ФИО3 был вправе принимать решения о выплате самому себе стимулирующей выплаты, суд не учел, что отсутствие в Положении о денежном содержании главы муниципального образования Жарковский район Тверской области указаний о порядке и должностном лице, имеющем право принимать решение о премировании главы муниципального образования, не означает, что разрешение данного вопроса относится к компетенции самого главы муниципального образования Жарковский район Тверской области, который подотчетен и подконтролен Собранию депутатов муниципального образования Жарковский район Тверской области.

Судом также не принято во внимание, что для установления наличия или отсутствия правовых оснований для выплаты главе муниципального образования Жарковский район Тверской области выплаты стимулирующего характера необходима объективная оценка его деятельности и результатов его работы, которая в силу части 11.1 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, пункта 20 части 2 статьи 28 Устава входит в компетенцию Совета депутатов муниципального образования Жарковский район Тверской области.

При таких обстоятельствах, распоряжение Главы Жарковского района Тверской области ФИО3 от 29.12.2020 о выплатах стимулирующего характера в части осуществления выплаты стимулирующего характера главе Жарковского района Тверской области ФИО3 в размере 220738 рублей 41 копейка, не может быть признано законным.

Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке. По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.

Распоряжение от 29.12.2020 не содержит сведений о том, к какому виду денежного содержания, установленному Положением, относится выплата стимулирующего характера, за выполнение каких задач она назначена, с учетом соответствующей оценки деятельности главы муниципального образования, что свидетельствует о том, что ФИО3 была допущена недобросовестность при назначении самому себе и получении им в 2020 году данной премии.

Судом при разрешении вопроса о добросовестности главы муниципального образования Жарковский район Тверской области при издании распоряжения о своем премировании и получении премии допущены и иные нарушения норм материального права.

В силу части 4.1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены в том числе Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

Аналогичные положения установлены статье 10, 11.1 Закона Тверской области от 15.07.2015 N 76-ЗО "Об отдельных вопросах, связанных с осуществлением полномочий лиц, замещающих муниципальные должности в Тверской области" и пунктом 8 статьи 32 Устава муниципального образования "Жарковский район" Тверской области" (принят решением Собрания депутатов Жарковского района от 27.06.2005 N 24).

Исходя из пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" противодействие коррупции - это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий, которая включает в себя меры по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции), по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией), по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (часть 2 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" лицо, указанное в части 1 статьи 10 этого закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.

Лицо, указанное в части 1 статьи 10 названного федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно (часть 2 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").

Суд не принял во внимание указанные выше положения Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и не учел, что возможность самостоятельного принятия должностным лицом решения о выплате себе премий, влекущая получение им доходов в виде денег, является проявлением личной заинтересованности, которая прямо влияет на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление этим лицом своих должностных полномочий.

При таких обстоятельствах, выплата стимулирующего характера, полученная неосновательно ФИО3 в размере 220738 рублей 41 копейка подлежит взысканию с ответчика в доход бюджета муниципального образования Жарковский район Тверской области.

Согласно п. 2 ст. 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (ст. 395) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.

Размер процентов за период с 30.12.2020 по 09.09.2021 составляет 7743 рубля 84 копейки. Расчет произведен в соответствии с ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Указанная сумма подлежит взысканию с ответчика ФИО3 в доход местного бюджета муниципального образования Жарковский район Тверской области.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене в части отказа в удовлетворении требований к ФИО3 с принятием нового решения об удовлетворении требований к данному ответчику.

В остальной части решение суда соответствует требованиям закона и отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Западнодвинского межрайонного суда Тверской области от 31 января 2022 года отменить в части отказа в удовлетворении требований к ФИО3, постановить по делу в указанной части новое решение, которым

Признать незаконным распоряжение Главы Жарковского района Тверской области ФИО3 от 29.12.2020 о выплатах стимулирующего характера в части осуществления выплаты стимулирующего характера главе Жарковского района Тверской области ФИО3 в размере 220738 рублей 41 копейка.

Взыскать с ФИО3 выплату стимулирующего характера в размере 220738 рублей 41 копейка в доход местного бюджета муниципального образования Жарковский район Тверской области.

Взыскать с ФИО3 проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 30.12.2020 по 09.09.2021 в размере 7743 рубля 84 копейки в доход местного бюджета муниципального образования Жарковский район Тверской области.

В остальной части решение Западнодвинского межрайонного суда Тверской области от 31 января 2022 года оставить без изменения.

Мотивированное апелляционное определение составлено 10 мая 2022 года

Председательствующий Т.В. Кубарева

Судьи К.В. Климова

Ю.Ю. Солдатова