ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2-34/2021 от 18.08.2021 Орловского областного суда (Орловская область)

Судья Гузев В.А.

Дело № 33-1561/2021

№ 2-2-34/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 августа 2021 г.

г. Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Забелиной О.А.,

судей Корневой М.А., Хомяковой М.Е.,

при секретаре Щекотихиной М.М.,,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело иску Хотынецкого межрайонного прокурора Орловской области в защиту интересов Орловской области в лице Департамента сельского хозяйства Орловской области, муниципального образования Знаменский район Орловской области в лице администрации Знаменского района Орловской области, Российской Федерации в лице Министерства сельского хозяйства Российской Федерации к Алиеву Галандару Мехтионовичу о возмещении ущерба,

по апелляционной жалобе Алиева Галандара Мехтионовича на решение Хотынецкого районного суда Орловской области от 13 апреля 2021 г., которым постановлено:

«исковые требования Хотынецкого межрайонного прокурора Орловской области в защиту интересов Российской Федерации и Орловской области в лице Департамента сельского хозяйства Орловской области, а также муниципального образования Знаменский район Орловской области в лице Администрации Знаменского района Орловской области к Алиеву Галандару Мехтиовичу о возмещении вреда, причинённого преступлением, удовлетворить.

Взыскать с Алиева Галандара Мехтиовича в пользу Департамента сельского хозяйства Орловской области в возмещение вреда, причинённого преступлением, денежные средства федерального бюджета в размере 302859,00 руб. и денежные средства бюджета Орловской области в размере 290745,00 руб., а всего 593604,00 руб. (пятьсот девяносто три тысячи шестьсот четыре рубля 00 копеек) и перечислить их по следующим реквизитам:

получатель: УФК по Орловской области (Департамент сельского хозяйства Орловской области, л/счёт 04542000070)

ИНН: 5753039990,

КПП: 575201001,

банк: Отделение Орёл/УФК по Орловской области, г.Орёл,

БИК: 015402901,

корр.счёт: 40102.810.5.4537.0000046,

расчетный счёт получателя: 03100643000000015400,

ОКТМО: 54701000,

КБК: 00821825018020000150.

Взыскать с Алиева Галандара Мехтиовича в пользу муниципального образования Знаменский район Орловской области в лице Администрации Знаменского района Орловской области в возмещение вреда, причинённого преступлением, денежные средства в размере 228154,00 руб. (двести двадцать восемь тысяч сто пятьдесят четыре рубля 00 копеек) и перечислить их по следующим реквизитам:

получатель: Администрация Знаменского района Орловской области, л/счёт 04543009790,

ИНН: 5710001008,

КПП: 571001001,

банк: Отделение Орёл/УФК по Орловской области, г.Орёл,

БИК: 015402901,

корр.счёт: 40102.810.5.4537.0000046,

расчетный счёт получателя: 03100643000000015400,

КБК: 00211705050050000180.

Взыскать с Алиева Галандара Мехтиовича в доход муниципального образования Знаменский район Орловской области государственную пошлину в размере 11417,58 руб. (одиннадцать тысяч четыреста семнадцать рублей 58 копеек)».

Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Корневой М.А., объяснения Алиева Г.М. и его представителя Бычкова Д.А., поддержавших апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, помощника прокурора Хотынецкого района Орловской области Потапенко М.О. и представителя Департамента сельского хозяйства Орловской области Выходовой Т.В., считавших, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Хотынецкий межрайонный прокурор Орловской области обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации и Орловской области в лице Департамента сельского хозяйства Орловской области, а также муниципального образования Знаменский район Орловской области в лице администрации Знаменского района Орловской области к Алиеву Г.М. о возмещении ущерба.

В обоснование заявленных требований ссылался на то, что Алиев Г.М. путём представления заведомо ложных и недостоверных сведений совершил хищение в крупном размере денежных средств при получении субсидий, выделенных Департаментом сельского хозяйства Орловской области в размере 821 758 руб. в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» (далее по тексту – Программа).

Постановлением Хотынецкого районного суда Орловской области от 18января 2021 г. уголовное дело и уголовное преследование в отношении Алиева Г.М. по ч. 3 ст. 159.2 Уголовного кодекса Российской Федерации прекращены в связи с истечением сроков давности привлечения к уголовной ответственности.

Уточнив при рассмотрении дела исковые требования, Хотынецкий межрайонный прокурор Орловской области просил суд взыскать с ответчика 821 758 руб., в том числе:

- в пользу Департамента сельского хозяйства Орловской области – денежные средства федерального бюджета в размере 302 859,00 руб. и денежные средства бюджета Орловской области в размере 290 745,00 руб., а всего 593 604,00 руб.;

- в пользу муниципального образования Знаменский район Орловской области в лице Администрации Знаменского района Орловской области – денежные средства в размере 228 154,00 руб.

Судом постановлено указанное решение, с которым не согласился Алиев Г.М., подав на него апелляционную жалобу.

В обоснование жалобы ссылается на незаконность постановленного решения, просит его отменить и в удовлетворении исковых требований отказать.

Приводит доводы о том, что его вина в хищении денежных средств не установлена, поскольку обвинительный приговор в отношении него постановлен не был, а уголовное дело было прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности.

Проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в связи с нарушением норм процессуального права.

Согласно п. 4 ч. 4, ч. 5 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее по тексту - ГПК РФ) основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

При наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой. О переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции выносится определение.

Установлено, что источником финансового обеспечения социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, полученной Алиевым Г.М., являлись средства федерального бюджета в сумме 302 859 руб., средства бюджета Орловской области в сумме 290 745 руб. и средства бюджета Знаменского района Орловской области в сумме 228 154 руб.

В силу ч. 1 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Государственным заказчиком - координатором вышеуказанной Программы, а также главным распорядителем средств федерального бюджета являлось Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.

Таким образом, Российскую Федерацию, в защиту интересов которой обратился прокурор, должно представлять Министерство Российской Федерации.

Поскольку Российская Федерация в лице Министерства сельского хозяйства Российской Федерации не была привлечена к участию в рассмотрении настоящего дела, судебная коллегия на основании определения от 14 июля 2021 г. перешла к рассмотрению настоящего дела по правилам производства в суде суда первой инстанции, Российская Федерация в лице Министерства сельского хозяйства Российской Федерации была привлечена к участию в деле в качестве истца (т. 1 л. д. 175-177, 224-226).

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене (п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ).

При рассмотрении судебной коллегией настоящего гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции прокурором исковые требования были уточнены, последний просил считать, что настоящее исковое заявление подано в защиту интересов Орловской области в лице Департамента сельского хозяйства Орловской области, муниципального образования Знаменский район Орловской области в лице администрации Знаменского района Орловской области, Российской Федерации в лице Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. В связи с чем, просил суд взыскать с Алиева Г.М. незаконно полученную субсидию в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» в сумме 821758 руб., из которых: 302859 руб. – в пользу Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, 290745 руб. – в пользу Департамента сельского хозяйства Российской Федерации, 228154 руб. – в пользу администрации Знаменского района Орловской области (т. 2 л. д. 26-27).

Алиевым Г.М. было заявлено о пропуске прокурором срока исковой давности при обращении в суд с настоящими требованиями. В обоснование заявления ответчик ссылался на то, что сумма взыскиваемой с него субсидии была ему перечислена в период с 24 октября 2014 г. по 31 декабря 2014 г., в связи с чем, материальные истцы по настоящему делу, в том числе при формировании личного дела на получение субсидии, имели возможность в установленный законом трехлетний срок выявить нарушение своих прав и своевременно обратиться в суд.

Разрешая спор по существу, судебная коллегия, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу о том, что требования прокурора не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 данного кодекса (п. 1 ст. 196 ГК РФ).

Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (п. 2 ст. 199 ГК РФ).

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» заявление о пропуске срока исковой давности может быть сделано как в письменной, так и в устной форме, при подготовке дела к судебному разбирательству или непосредственно при рассмотрении дела по существу, а также в судебных прениях в суде первой инстанции, в суде апелляционной инстанции в случае, если суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции.

В соответствии с п. 1 ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

В п. 1 вышеназванного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. № 43 разъяснено, что, если иное не установлено законом, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о совокупности следующих обстоятельств: о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).

Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела (п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности»).

По общему правилу течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что такое правовое регулирование направлено на создание определенности и устойчивости правовых связей между участниками правоотношений, их дисциплинирование, обеспечение своевременной защиты прав и интересов субъектов правоотношений, поскольку отсутствие разумных временных ограничений для принудительной защиты нарушенных прав приводило бы к ущемлению охраняемых законом прав и интересов ответчиков и третьих лиц, которые не всегда могли бы заранее учесть необходимость собирания и сохранения значимых для рассмотрения дела сведений и фактов. Применение судом по заявлению стороны в споре исковой давности защищает участников правоотношений от необоснованных притязаний и одновременно побуждает их своевременно заботиться об осуществлении и защите своих прав (постановление от 20 июля 2011 г. № 20-П, определение от 3 ноября 2006 г. №445-О и др.).

Таким образом, действующее законодательство связывает возможность применения судом срока исковой давности с обращением лица в суд с иском по истечении установленного законом срока, исчисляемого либо с момента, когда лицо фактически узнало о нарушении своего права, но длительное время не предпринимало действий к его защите, либо с момента, когда лицо, в силу осуществления им профессиональной деятельности или объективных обстоятельств, должно было узнать о таком нарушении права.

При этом согласно разъяснениям, содержащимся в п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» по смыслу пункта 1 статьи 200 ГК РФ при обращении в суд органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, когда такое право им предоставлено законом (часть 1 статьи 45 и часть 1 статьи 46 ГПК РФ, часть 1 статьи 52 и части 1 и 2 статьи 53, статья 53.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление.

В спорных правоотношениях при рассмотрении настоящего иска прокурора, обратившегося в суд с требованиями о взыскании с Алиева Г.М., как участника федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации № 598 от 15 июля 2013 г., денежных средств, необходимо исходить из того, что начало течения срока исковой давности определяется по правилам гражданского законодательства таким же образом, как если бы за судебной защитой обращались материальные истцы, в интересах которых прокурором подано заявление в суд.

Таким образом, срок исковой давности по настоящему спору необходимо исчислять со дня, когда администрация Знаменского района Орловской области, Департамент сельского хозяйства Орловской области и Министерство сельского хозяйства Российской Федерации узнали или должны были узнать о возможном нарушении Алиевым Г.М. условий, связанных с получением субсидии.

По делу установлено, что постановлением Хотынецкого районного суда Орловской области от 18 января 2021 г. в отношении Алиева Г.М. было прекращено уголовное дело по ч. 3 ст. 159.2 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности.

Органами предварительного расследования Алиев Г.М. обвинялся в том, что он совершил хищение денежных средств в крупном размере при получении субсидий путём представления заведомо ложных и недостоверных сведений. Право на получение социальной выплаты (субсидии) в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 598, Алиев Г.М. имел бы при соблюдении условий, что он постоянно проживал и осуществлял трудовую деятельность (основное место работы) в сельской местности. Однако на территории сельской местности он трудовую деятельность не осуществлял, так как 04 февраля 2004 г. был уволен с должности электрика муниципального образовательного учреждения Глотовская средняя общеобразовательная школа Знаменского района Орловской области, и с 16 февраля 2004 г.принят на должность экипировщика в пассажирское вагонное депо Николаевка Дирекции по обслуживанию пассажиров Московской железной дороги – филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги», с 31 августа 2011 г. - переведён на должность монтажника санитарно-технических систем и оборудования вагонного участка Москва – Каланчёвская Московского филиала открытого акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» (г.Москва), где осуществляет трудовую деятельность до настоящего времени.

Однако в мае 2014 г. он обратился в администрацию Знаменского района Орловской области, предоставив трудовую книжку с записью о том, что он с 27 мая 2014 г. работает слесарем в ООО «Знаменское», хотя фактически к трудовой деятельности не преступал.

Заверенные копии документов, представленные Алиевым Г.М. в администрацию Знаменского района Орловской области последней были приняты, составлен расчет положенной Алиеву Г.М. на состав семьи социальной выплаты в сумме 821758 руб.

09 сентября 2014 г. в Департаменте сельского хозяйства Орловской области Алиевым Г.М. было получено свидетельство № 14 о предоставлении ему социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности на сумму 821758 руб., в том числе: 302859 руб. – средства федерального бюджета, 290745 руб. – средства бюджета Орловской области, 228154 руб. – средства бюджета Знаменского района Орловской области.

На основании данного свидетельства в Орловском региональном филиале ОАО «Россельхозбанк» по договору банковского счета получателя социальной выплаты был открыт на имя Алиева Г.М. счет, на который на основании распоряжений главы Знаменского района Орловской области от 30 октября 2014 г. и от 29 декабря 2014 г. были зачислены вышеуказанные денежные средства шестью траншами в период с 24 октября 2014 г. по 31 декабря 2014 г.

В этот же период Алиев Г.М. указанными денежными средствами распорядился, перечислив их на расчетный счет ООО «АРМ-Строй» в качестве оплаты по договору подряда на строительство индивидуального жилого дома.

По делу установлено, что порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в рамках вышеуказанной федеральной целевой программы на период спорных правоотношений был установлен Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее по тексту - Типовое положение), являющимся приложением № 4 к федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. № 598 в редакции от 29 апреля 2014 г. № 399 (далее по тексту – федеральная целевая программа).

Согласно Типовому положению социальные выплаты гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов (п. 2).

Одним из условий приобретения права на получение социальной выплаты является то, что гражданин, постоянно проживает и осуществляет трудовую деятельность (основное место работы) в сельской местности (пп. «а» п. 5).

В соответствии с п. 17 Типового положения гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты, представляет в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление по форме согласно приложению № 6 к Программе с приложением, в том числе копии трудовой книжки (для работающих по трудовым договорам) или документа, содержащего сведения о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (пп. «д»).

При этом, согласно п. 19 Типового положения Органы местного самоуправления проверяют правильность оформления документов, представленных гражданином, указанным в п. 17 настоящего Типового положения, и достоверность содержащихся в них сведений, формируют списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, и направляют их с приложением сведений о привлечении средств местных бюджетов для этих целей в органы исполнительной власти. При выявлении недостоверной информации, содержащейся в этих документах, органы местного самоуправления возвращают их заявителю с указанием причин возврата.

Органы исполнительной власти на основании представленных органами местного самоуправления списков и документов формируют и с учетом объема субсидий, предусмотренных на мероприятия, указанные в пункте 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, предусмотренных приложением № 3 к Программе, утверждают сводные списки по форме, утверждаемой Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, а также уведомляют органы местного самоуправления о принятом решении для доведения до сведения граждан информации о включении их в указанные списки.

Порядок формирования и утверждения списков участников мероприятий и порядок выдачи свидетельств устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (п. 20)

Такой порядок в Орловской области был установлен постановлением Правительства Орловской области от 14 февраля 2014 г. № 46 «О финансировании мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, мероприятий по комплексному обустройству объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности Орловской области, и мероприятий по грантовой поддержке местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности Орловской области» (приложение № 1 – далее по тексту – Порядок).

Согласно данному Порядку органы местного самоуправления муниципальных образований Орловской области (далее - органы местного самоуправления) принимают от граждан, молодых семей и молодых специалистов (далее также - заявители) заявления о включении в список участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов (далее - список участников мероприятий), с приложением документов, в том числе, копии трудовой книжки (для работающих по трудовым договорам) или документа, содержащего сведения о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (пп. «д» п. 2).

Орган местного самоуправления проверяет комплектность и правильность оформления представленных заявителем документов, достоверность содержащихся в них сведений в течение 10 рабочих дней со дня их поступления и формирует списки участников мероприятий (п. 3 Порядка).

При выявлении некомплектности документов, недостоверной информации, содержащейся в представленных заявителем документах, орган местного самоуправления возвращает их заявителю с указанием причин возврата в течение 10 рабочих дней со дня их поступления. После устранения выявленных нарушений заявитель имеет право повторно представить документы в орган местного самоуправления (абз. 2 п. 4 Порядка).

На основании представленных органами местного самоуправления списков участников мероприятий и документов с учетом объема субсидий, предусмотренных на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, Департамент формирует сводный список участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, по Орловской области (далее - сводный список участников мероприятий) в течение 10 рабочих дней со дня представления списков участников мероприятий органами местного самоуправления.

При выявлении в представленных документах несоответствий требованиям настоящего Порядка Департамент отказывает во включении заявителя в сводный список участников мероприятий и возвращает документы в органы местного самоуправления в течение 10 рабочих дней со дня получения документов с указанием причин отказа. Органы местного самоуправления в течение 3 рабочих дней со дня получения документов от Департамента уведомляют заявителя об отказе во включении в сводный список участников мероприятий с указанием причин отказа (п. 5 Порядка).

В соответствии с п. 15 Порядка субсидии предоставляются Департаментом на основании произведенного распределения в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на текущий год на данные цели и соглашений о предоставлении субсидий, заключенных между Департаментом и органами местного самоуправления (далее - соглашения), заключаемых в течение 15 календарных дней со дня распределение субсидий между муниципальными образованиями Орловской области.

Согласно п. 16 Порядка в соглашениях в обязательном порядке должны содержаться, в том числе, порядок осуществления контроля за исполнением условий соглашения (пп. «е»).

В соответствии с Порядком ответственность за целевое использование субсидий возлагается на муниципальные образования Орловской области. Контроль за соблюдением условий предоставления субсидий осуществляется Департаментом.

Контрольные функции Департамента сельского хозяйства за соблюдением муниципальными образованиями условий предоставления субсидий также закреплены и в Соглашении от 08 июля 2014 г., заключенном между Департаментом и администрацией Знаменского района Орловской области (п. 2.1.4)

Согласно Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, являющимся Приложением № 3 к федеральной целевой программе (в редакции Постановления Правительства РФ от 29 апреля 2014 г. № 399) субсидия предоставляется бюджету субъекта Российской Федерации в соответствии с соглашением, предусматривающим, в том числе, порядок осуществления контроля за исполнением условий соглашения (пп. «и» п. 17).

Ответственность за достоверность представляемых Министерству сельского хозяйства Российской Федерации сведений и целевое использование субсидий возлагается на органы исполнительной власти (п. 28).

Контроль за соблюдением субъектами Российской Федерации условий предоставления субсидий осуществляется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора (п. 30).

Анализ вышеуказанных норм законодательства, действовавшего на период подачи Алиевым Г.М. документов для получения социальной выплаты и ее фактического предоставления, свидетельствует о наличии у материальных истцов соответствующих контрольных функций, начиная от приема от граждан-участников программы документов (контрольные функции администрации Знаменского района Орловской области по проверке, в том числе, достоверности содержащихся в предоставляемых гражданами документов сведений – п. 19 вышеуказанного Типового положения) и заканчивая предоставлением субсидии (контрольные функции Департамента за соблюдением условий предоставления субсидии и контрольные функции Министерства сельского хозяйства Российской Федерации за соблюдением субъектами Российской Федерации условий предоставления субсидий).

Вместе с тем, как следует из исследованных судебной коллегии материалов уголовного дела в отношении Алиева Г.М. семья последнего была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в 2012 г. (указанное обстоятельство также является одним из необходимых условий предоставленной Алиеву Г.М. субсидии). При этом последним предоставлялись справки по форме 2-НДФЛ, выданные работодателем в г. Москве, материалы дела в отношении Алиева Г.М. находились в отделе архитектуры, строительства, ЖКХ и дорожной деятельности администрации Знаменского района Орловской области.

В ходе предварительного расследования начальник указанного отдела Петренко О.А. (работник администрации Знаменского района Орловской области) поясняла, что с указанными справками она не знакомилась (протокол очной ставки от 26 марта 2020 г.). Указывала также на то, что проверка достоверности сведений, указанных в трудовой книжке Алиева Г.М., в ее компетенцию не входило (протокол опроса от 24 января 2020 г.), что противоречит вышеуказанным нормативно-правовым актам, согласно которым орган местного самоуправления при приеме документов для получения гражданами социальной выплаты обязан проверить не только правильность их оформления, но и достоверность содержащихся в них сведений. Поясняла, что в 2012 г. Алиевым Г.М. предоставлялась трудовая книжка с отметкой о его увольнении в 2004 г. Поскольку на 2014 г. отсутствовали сведения о трудоустройстве Алиева Г.М. она ему звонила по телефону, в ходе разговора последний пояснил, что трудоустроился и привез ей трудовую книжку с отметкой о трудоустройстве слесарем в ООО «Знаменское» 31 мая 2014 г. Петренко О.А. в ходе предварительного следствия также поясняла, что о том, что Алиев Г.М. на момент предоставления субсидии работал в г. Москве, она узнала спустя полтора года после получения им субсидии (протокол допроса от 18 марта 2020 г.).

Таким образом, надлежащее исполнение возложенных на каждого из материальных истцов контрольных функций, по мнению судебной коллегии, позволило бы узнать о нарушении Алиевым Г.М. условий, связанных с получением социальной субсидии как на момент подачи им необходимых документов так и на момент предоставления выплат (2014 г.), в связи с чем, обратиться в суд в установленный законом срок (до 31 декабря 2017 г.).

Однако впервые с заявлением о взыскании полученной Алиевым Г.М. субсидии обратился прокурор, заявив гражданский иск в рамках расследования вышеуказанного уголовного дела 28 апреля 2020 г., а с настоящим исковым заявлением – 18 марта 2021 г.

Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия считает, что истцы имели возможность узнать и должны были узнать о неправомерном получении Алиевым Г.М. субсидии намного ранее возбуждения уголовного дела, в связи с чем, довод прокурора и истцов о том, что срок исковой давности для обращения в суд с требованиями о взыскании Алиева Г.М. в доход каждого из бюджетов необоснованно полученной им субсидии не пропущен, является несостоятельным.

Поскольку судебная коллегия соглашается с позицией ответчика о пропуске прокурором срока исковой давности обращения в суд с настоящими требованиями, они удовлетворению не подлежат.

С учетом изложенного, решение суда подлежит отмене, как постановленное с нарушением норм процессуального права, а исковые требования прокурора Хотынецкого района Орловской области – оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Хотынецкого районного суда Орловской области от 13 апреля 2021 г. отменить.

Постановить по делу новое решение, которым исковые требования Хотынецкого межрайонного прокурора Орловской области в защиту интересов Орловской области в лице Департамента сельского хозяйства Орловской области, муниципального образования Знаменский район Орловской области в лице администрации Знаменского района Орловской области, Российской Федерации в лице Министерства сельского хозяйства Российской Федерации к Алиеву Галандару Мехтионовичу о возмещении ущерба - оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Судья Гузев В.А.

Дело № 33-1561/2021

№ 2-2-34/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 августа 2021 г.

г. Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Забелиной О.А.,

судей Корневой М.А., Хомяковой М.Е.,

при секретаре Щекотихиной М.М.,,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело иску Хотынецкого межрайонного прокурора Орловской области в защиту интересов Орловской области в лице Департамента сельского хозяйства Орловской области, муниципального образования Знаменский район Орловской области в лице администрации Знаменского района Орловской области, Российской Федерации в лице Министерства сельского хозяйства Российской Федерации к Алиеву Галандару Мехтионовичу о возмещении ущерба,

по апелляционной жалобе Алиева Галандара Мехтионовича на решение Хотынецкого районного суда Орловской области от 13 апреля 2021 г., которым постановлено:

«исковые требования Хотынецкого межрайонного прокурора Орловской области в защиту интересов Российской Федерации и Орловской области в лице Департамента сельского хозяйства Орловской области, а также муниципального образования Знаменский район Орловской области в лице Администрации Знаменского района Орловской области к Алиеву Галандару Мехтиовичу о возмещении вреда, причинённого преступлением, удовлетворить.

Взыскать с Алиева Галандара Мехтиовича в пользу Департамента сельского хозяйства Орловской области в возмещение вреда, причинённого преступлением, денежные средства федерального бюджета в размере 302859,00 руб. и денежные средства бюджета Орловской области в размере 290745,00 руб., а всего 593604,00 руб. (пятьсот девяносто три тысячи шестьсот четыре рубля 00 копеек) и перечислить их по следующим реквизитам:

получатель: УФК по Орловской области (Департамент сельского хозяйства Орловской области, л/счёт 04542000070)

ИНН: 5753039990,