ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Дело № 33-1237/2024 (33-12541/2023) судья-докладчик суда апелляционной инстанции Подлесная И.А.
№ 2-2004/2023 председательствующий судья суда первой инстанции Лобанова Г.Б.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 января 2024 года гор. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи: | ФИО1 |
судей: | ФИО2, ФИО3 |
при секретаре: | ФИО4 |
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по исковому заявлению Департамента труда и социальной защиты населения администрации г. Евпатории Республики Крым к ФИО5, о взыскании излишне выплаченной суммы государственной социальной помощи, третье лицо: ГКУ РК «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым», по апелляционной жалобе Департамента труда и социальной защиты населения администрации г. Евпатории Республики Крым на решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 17 октября 2023 года
УСТАНОВИЛА:
Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории Республики Крым предъявил к ФИО5, третье лицо ГКУ РК» Центр социальных выплат, модернизации укрепления материально – технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым», иск о взыскании излишне выплаченной единовременной суммы государственной социальной помощи на основании социального контракта за период действия контракта с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в размере <данные изъяты>., мотивируя расходование ответчиком бюджетных средств с нарушением целей предоставления ГСП.
Решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 17 октября 2023 года исковое заявление Департамента труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории Республики Крым к ФИО5, третье лицо: ГКУ РК «Центр социальных выплат, модернизации и укрепления материально-технической базы учреждений социального обслуживания и занятости в Республике Крым» о взыскании излишне выплаченной суммы государственной социальной помощи – оставлено без удовлетворения
В апелляционной жалобе Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Евпатории РК просит решение суда первой инстанции отменить, поскольку судом не дана надлежащая оценка условиям социального контракта, заключенного с ФИО5, обязывающего расходовать выделенные бюджетные средств строго на заявленные цели, то есть исключительно на приобретение указанного в контракте оборудования. Ответчик обязана возместить средства, которые она, действуя недобросовестно, с нарушением условий договора и положений нормативно – правовых актов - Порядка предоставления гражданам государственной социальной помощи на основании социального контракта в Республике Крым", утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 13.10.2015 N 612, использовала не по их целевому назначению.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность выводов суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Назначение государственной социальной помощи на основании социального контракта регламентируется ФЗ от 17.07.1999 года №178-ФЗ» О государственной социальной помощи», ЗРК от 24.12.2014года № 10-зрк/2014года «О государственной социальной помощи в Республике Крым», приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 3.08.2021 года № 536 «Методические рекомендации по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта», постановлением Совета Министров Республики Крым от 13.10.2015 года № 612 «О предоставлении гражданам государственной социальной помощи на основании социального контракта в Республике Крым», которым утвержден Порядок предоставления гражданам государственной социальной помощи на основания социального контракта в Республике Крым, приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Крым от 5.06.2019 года №302 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по назначению и выплате государственной социальной помощи на основании социального контракта».
В соответствии с пунктом 2 Порядка № 612, в целях реализации Порядка используются следующие основные понятия: социальный контракт - соглашение, заключенное между гражданином и органом труда и социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина, и в соответствии с которым орган труда и социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - исполнить положения социального контракта в полном объеме, включая программу социальной адаптации; программа социальной адаптации - разработанные органом труда и социальной защиты населения совместно с гражданином и иными органами государственной власти Республики Крым, подведомственными им учреждениями мероприятия, которые направлены на повышение среднедушевых доходов гражданина (или его семьи), а также определенные такой программой виды, объем, сроки, ответственные за помощь в реализации работники органов государственной власти Республики Крым и подведомственных им учреждений и порядок реализации этих мероприятий;
В соответствии с пунктами 12, 14 Порядка №612, оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта осуществляется в виде денежных выплат и возмещения расходов, связанных с реализацией мероприятий программы социальной адаптации (пункт 12).
При реализации мероприятий, направленных на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, гражданину предоставляется денежная выплата единовременно или по частям в зависимости от этапа исполнения мероприятий программы социальной адаптации и бизнес-плана в размере не более 350000 рублей, из которой часть денежной выплаты (или вся ее сумма) может быть направлена на приобретение основных средств и материально-производственных запасов, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности, при условии соблюдения требований федеральных законов от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход", исходя из сметы затрат, предусмотренных программой социальной адаптации (на индивидуальную предпринимательскую деятельность) (пункт 14).
Согласно пункту 36 Порядка № 612, в программе социальной адаптации указываются планируемые мероприятия по социальной адаптации, сроки их выполнения, в числе которых могут быть: (подп. 2) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, регистрация в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход:
- составление и утверждение бизнес-плана;
- осуществление выплат в соответствии с условиями социального контракта;
- приобретение основных средств;
- приобретение материально-производственных запасов;
- ежемесячное информирование органов труда и социальной защиты населения о выполнении мероприятий программы социальной адаптации;
- осуществление предпринимательской деятельности в период срока действия социального контракта и не менее чем в течение 12 месяцев со дня окончания срока действия социального контракта; (абзац введен Постановлением Совета министров Республики Крым от 21.08.2023 N 600)
- иные мероприятия.
В соответствии с пунктами 42, 44 Порядка № 612, в период исполнения социального контракта условия социального контракта и мероприятия программы социальной адаптации могут быть изменены по соглашению сторон.
В случае внесения изменений в социальный контракт и (или) программу социальной адаптации органом труда и социальной защиты населения в течение 3 рабочих дней со дня внесения изменений в программу социальной адаптации направляется соответствующее уведомление получателю социальной помощи на основании социального контракта, в том числе с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг (абзац введен Постановлением Совета министров Республики Крым от 20.12.2023 N 933).
По завершении выполнения мероприятий программы социальной адаптации гражданин, заключивший социальный контракт, представляет в органы труда и социальной защиты населения не позднее чем через пять рабочих дней со дня истечения сроков, предусмотренных социальным контрактом, отчет о ходе реализации социального контракта по форме согласно приложению 9 к настоящему Порядку с предоставлением документов, подтверждающих понесенные расходы (оплаченные счета, кассовые и товарные чеки, договоры купли-продажи, квитанции, расписки, иные подтверждающие документы).
В случае непредставления отчета о выполнении мероприятий программы социальной адаптации в течение пяти рабочих дней со дня истечения сроков, предусмотренных социальным контрактом, два раза подряд денежная выплата в рамках оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта приостанавливается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступило указанное обстоятельство (пункт 44).
Согласно пункта 45, 45.1, 46 Порядка № 612 органом труда и социальной защиты населения решение о прекращении государственной социальной помощи на основании социального контракта досрочно принимается в следующих случаях:
8) нецелевое использование получателем социальной помощи на основании социального контракта средств государственной социальной помощи на основании социального контракта (расходование на цели, не предусмотренные программой социальной адаптации);
Орган труда и социальной защиты населения вправе осуществлять проверку наступления обстоятельств, указанных в настоящем пункте, посредством направления запроса участникам межведомственного взаимодействия, в распоряжении которых находится указанная информация, а также путем взаимодействия с получателем социальной помощи на основании социального контракта для выяснения обстоятельств, которые могут повлечь досрочное прекращение государственной социальной помощи на основании социального контракта (п. 45 в ред. Постановления Совета министров Республики Крым от 20.12.2023 N 933).
45.1. В случае неисполнения (несвоевременного исполнения) заявителем мероприятий программы социальной адаптации по причинам, не являющимся уважительными в соответствии с подпунктом 13 пункта 45 настоящего Порядка, с месяца, следующего за месяцем возникновения указанного обстоятельства, орган социальной защиты населения прекращает предоставление денежной выплаты и (или) возмещение расходов, а также досрочно расторгает с таким гражданином социальный контракт (в ред. Постановления Совета министров Республики Крым от 20.12.2023 N 933).
46. Заявитель обязан извещать орган труда и социальной защиты о наступлении обстоятельств, влияющих на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта, в течение четырнадцати календарных дней со дня наступления обстоятельств, указанных в подпунктах 1 - 3, 5 - 7, 11 - 14 пункта 45 настоящего Порядка (в ред. Постановления Совета министров Республики Крым от 20.12.2023 N 933).
Нормативно – правовые положения Порядка №612, до внесения изменений постановлением СМ РК от 20.12.2023 № 933, по своему содержанию не противоречат новой редакции нормативного акта.
Согласно пункта 51 Порядка №612, при наступлении у получателя социальной помощи на основании социального контракта обстоятельств, указанных в пункте 45 настоящего Порядка, орган труда и социальной защиты населения на основании решения о прекращении оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта прекращает помощь начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором органу труда и социальной защиты населения стало известно о возникновении соответствующих обстоятельств.
Органом труда и социальной защиты населения не позднее 3 рабочих дней со дня прекращения оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта направляется соответствующее уведомление получателю социальной помощи на основании социального контракта, в том числе с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг.
Суд первой инстанции установил, что по заявлению ФИО5 в соответствии с пунктом 23, 37 Порядка № 612 Департаментом была разработана и согласована Программа социальной адаптации от 1.11.2022 года, по условиям которой ФИО5 должна приобрести материал и оборудование, указанные в Перечне наименований товаров в Бизнес–плане по реставрации и ремонту одежды. В целях преодоления ответчиком трудной жизненной ситуации Департаментом ДД.ММ.ГГГГ заключен социальный контракт с ответчиком на срок до ДД.ММ.ГГГГ, и назначена ДД.ММ.ГГГГ государственная социальная помощь по льготной категории « малоимущая семья» в размере <данные изъяты>, единовременно.
Согласно п.п. 3.2.2 п. 3.2 социального контракта ФИО5, как получатель ГСП, обязана расходовать выделенные ей средства строго на заявленные цели, в том числе приобретение термопресса- <данные изъяты>
ФИО5 были предоставлены кассовые чеки от ДД.ММ.ГГГГ онлайн-кассы АТОЛ, подтверждающие приобретение термопресса на сумму <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ при выходе специалистов Департамента на место ведения ФИО5 предпринимательской деятельности было обнаружено отсутствие приобретенных за счет бюджетных средств плоттера и термопресса. При этом, ответчик пояснила, что она произвела возврат двух единиц оборудования (плоттера и термопресса) в связи с отсутствием опыта работы на данном оборудовании, и с добавлением собственных средств приобрела вышивальную машину на сумму <данные изъяты>; чек о возврате товаров предоставить не может; предоставлена товарная накладная ИП ФИО8№ от ДД.ММ.ГГГГ о приобретении вышивальной машины за <данные изъяты>
Согласно п.п. 3.2.2.4 п. 3.2 и п.п. 3.2.2.5 п. 3.2 социального контракта от ДД.ММ.ГГГГ заключенного с ФИО5, получатель социальной помощи обязан в случае необходимости внесения изменений в программу социальной адаптации обращаться за разрешением на внесение этих изменений в орган труда и социальной защиты населения; денежные средства, использованные не на цели, предусмотренные условиями контракта, должны быть возмещены в соответствующий бюджет через орган труда и социальной защиты.
Поскольку условия социального контракта ФИО6 надлежащим образом не исполнены, решением межведомственной комиссии по вопросу оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) постановлено о возложении на ФИО5 обязанность возместить в бюджет <данные изъяты>, использованные не по целевому назначению.
Таким образом, ФИО5 в нарушение Порядка №612 и условий контракта, не получив разрешение на внесение изменений в программу социальной адаптации в части расходования выделенных средств на приобретение конкретного оборудования, произвела отчуждение этого оборудование.
Ссылаясь на эти обстоятельства, Департамент ДД.ММ.ГГГГ принял в соответствии с п. 45.2 Порядка № 612 решение о прекращении назначения ГСП ; ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией принято решение о возврате ФИО5 в бюджет денежной суммы <данные изъяты>, использованной ею не по целевому назначению (л.д. 23, 25).
В соответствии с пунктами 41, 42 Порядка предоставления гражданам государственной социальной помощи на основании социального контракта в Республике Крым", утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 13.10.2015 N 612 «О предоставлении гражданам государственной социальной помощи на основании социального контракта в Республике Крым", орган труда и социальной защиты населения осуществляет сопровождение социального контракта и контроль за выполнением программы социальной адаптации на всех этапах социального контракта, проводит оценку его эффективности в соответствии с мониторингом оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, предусмотренным настоящим Порядком (пункт 41).
В период исполнения социального контракта условия социального контракта и мероприятия программы социальной адаптации могут быть изменены по соглашению сторон (пункт 42).
С пунктами 41, 42 Порядка № соотносятся пункты 3.2.2.4, 3.2.2.5 социального контракта, в соответствии с которыми в случае необходимости внесения изменений в программу социальной адаптации получатель помощи должен обратиться за разрешением на внесение этих изменений в орган труда и социальной защиты населения. При невыполнении указанной обязанности, в соответствии с п. 3.2.2.5 получатель помощи обязан возместить в соответствующий бюджет через орган труда и социальной защиты населения денежные средства, полученные неправомерно или использованные не на цели, предусмотренные условиями контракта.
Пунктами 3.1, 3.21. контракта предусмотрено, что получатель помощи имеет право на получение ГСП на основании Контракта и услуг согласно п 2.2 контракта в рамках программы социальной адаптации; получатель помощи обязан расходовать выделенные ему средства строго на заявленные цели, среди прочего – приобретение термопресса, плоттера.
В соответствии с пунктом 2.14 Контракта, орган труда и социальной защиты населения имеет право вынести решение о прекращении государственной социальной помощи на основании социального контракта, если получатель помощи не выполняет условия настоящего контракта и программы социальной адаптации.
Отказывая Департаменту в иске, суд первой инстанции ?сославшись на положения ст. 1102, 1109 ГК РФ, правовые позиции, изложенные в постановлениях Конституционного Суда РФ от 14.01.2016 года № 1-П, от 22.06.2017 года № 16-П, от 26.02.2018года № 10-П, от 14.01.2020года № 2-П, исходил из того, что несмотря на приобретение за выделенные бюджетные средства иного оборудования, нежели это было предусмотрено социальным контрактом и программой адаптации, ответчиком не была нарушена основная цель получения государственной социальной помощи (цель расходования средств) - приобретение оборудования для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности (самозанятости) по реставрации и ремонту одежды. Истцом не опровергнута презумпция добросовестности ответчика, которая хотя и нарушила условия социального контракта в той части, которая обязывала ее согласовать с органом труда и социальной защиты внесение изменений в программу адаптации (изменение наименований оборудования), однако приобрела оборудование, необходимое для достижения требуемого результата - преодоления трудной жизненной ситуации путем организации проиводственного процесса по реставрации и ремонту одежды. Суд первой инстанции также исходил из того, что нормы, регулирующие основания взыскания с граждан денежных средств в размере полученной ими социальной выплаты, в данном случае - взыскание с ответчика, имеющей на иждивении шестерых несовершеннолетних детей, не должны толковаться сугубо формально, без исследования и учета всех обстоятельств дела и оценки действий получателя выгоды.
Суд апелляционной инстанции полагает указанные выводы суда правильными, соответствующими установленным фактическим обстоятельствам, нормам материального и процессуального права. Доводами апелляционной жалобы законность и обоснованность решения суда не опровергается. Суд первой инстанции при рассмотрении дела дал верное толкование нормативно – правовым актам; оценка предоставленным сторонами доказательствам осуществлена в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
Таким образом, учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства по делу не установлено.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 328, статьями 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 17 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента труда и социальной защиты населения администрации г. Евпатории Республики Крым – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: