ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-211/2021 от 12.09.2023 Вологодского областного суда (Вологодская область)

Судья Попова Т.А. № 2-211/2021

УИД 35RS0028-01-2021-000241-07

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 12 сентября 2023 года № 33а-3633/2023

г. Вологда

Судебная коллегия по административным делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Балаевой Т.Н.,

судей Молоковой Л.К., Коничевой А.А.,

при секретаре Журавлевой В.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам Тиховой Е.А., Гладиной С.А., администрации сельского поселения Никольское Шекснинского муниципального района на решение Шекснинского районного суда Вологодской области от 15 июня 2021 года по административному исковому заявлению Тиховой Е.А., Гладиной С.А. к администрации Шекснинского муниципального района Вологодской области о признании недействительным записи в реестре муниципального имущества, возложении обязанностей.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Балаевой Т.Н., объяснения Тиховой Е.А., представителя Тиховой Е.А. и Гладиной С.А. – Андреевой Ю.А., представителей сельского поселения Никольское Шекснинского района Чегодина В.А., Гусева В.В., судебная коллегия

установила:

постановлением администрации Шекснинского муниципального района Вологодской области (далее – администрация Шекснинского муниципального района) от 10 октября 2012 года № 1852 «О внесении изменений в постановление администрации Шекснинского муниципального района от 15 августа 2012 года № 1443 «Об утверждении сводного реестра муниципальных автомобильных дорог» в реестр муниципального имущества, входящего в состав муниципальной казны Шекснинского муниципального района, была включена автомобильная дорога «подъезд к д. Чагино сельского поселения Никольское».

На основании постановления администрации Шекснинского муниципального района от 06 мая 2016 года № 375 «О внесении изменений в постановление администрации Шекснинского муниципального района от 20 ноября 2013 года № 2065 «Об утверждении сводного реестра автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах Шекснинского муниципального района» автомобильная дорога «подъезд к д. Чагино сельского поселения Никольское» исключена из реестра муниципального имущества, входящего в состав муниципальной казны Шекснинского муниципального района.

Тихова Е.А., Гладина С.А. обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации Шекснинского муниципального района, в котором, с учетом уточнения исковых требований, просили признать недействительной запись об исключении автомобильной дороги «подъезд к д. Чагино сельского поселения Никольское» из реестра муниципального имущества, входящего в состав муниципальной казны Шекснинского муниципального района; обеспечить проезд к д. Чагино от автодороги Шексна-Потеряево, установив срок для исполнения решения суд; возложить на администрацию Шекснинского муниципального района обязанность провести межевание, изъять земельный участок, на котором расположена дорога к д. Чагино от автодороги Шексна-Потеряево, включить дорогу «подъезд к д. Чагино» в реестр автомобильных дорог Шекснинского муниципального района и в Генеральный план Никольского сельского поселения Шекснинского муниципального района Вологодской области, поставить дорогу к д. Чагино на баланс администрации Шекснинского муниципального района для ее дальнейшего обслуживания за счет бюджетных средств, установив срок для исполнения решения суда.

В обоснование заявленных требований указали, что после исключения из реестра муниципального имущества автомобильной дороги «подъезд к д. Чагино сельского поселения Никольское» органы местного самоуправления прекратили ее обслуживание и поддержание в надлежащем состоянии. Полагают, что запись об исключении автомобильной дороги из реестра муниципального имущества, входящего в состав муниципальной казны Шекснинского муниципального района, является недействительной, поскольку принятие такого решения отнесено к компетенции Управления муниципальной собственности Шекснинского муниципального района.

Определением суда от 01 апреля 2021 года к участию в деле привлечен Департамент имущественных отношений Вологодской области.

Решением Шекснинского районного суда Вологодской области от 15 июня 2021 года требования Тиховой Е.А. и Гладиной С.А. удовлетворены частично.

На администрацию Шекснинского муниципального района возложена обязанность обеспечить проезд к д. Чагино Никольского сельского поселения Шекснинского муниципального района в срок, предусмотренный муниципальной программой «Дорожная сеть и транспортное обслуживание Шекснинского муниципального района на 2021-2025 годы», утвержденной постановлением администрации Шекснинского муниципального района от 09 ноября 2018 года № №..., с учетом постановления администрации Шекснинского муниципального района от 19 ноября 2019 года №...; в остальной части иска отказано.

В апелляционной жалобе Тихова Е.А. и Гладина С.А. по мотиву неправильного применения норм материального права просят отменить решение суда с принятием нового судебного акта об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Указывают на ошибочность вывода суда первой инстанции о том, что автомобильная дорога не была исключена из реестра муниципального имущества в 2016 году. Обращают внимание, что принимая решение о возложении обязанности обеспечить проезд в срок, предусмотренный муниципальной программой, суд вышел за пределы заявленных требований, поскольку требования о включении проезда в указанную программу ими не предъявлялись, данные обстоятельства лишают их возможности обеспечения проезда к д. Чагино до конца 2025 года.

В апелляционной жалобе глава сельского поселения Никольское Шекснинского муниципального района Вологодской области Гусев В.В. по мотиву неправильного применения норм материального права просит отменить решение суда с принятием нового судебного акта об удовлетворении требований истцов. Ссылается на отсутствие оснований для исключения автомобильной дороги «подъезд к д. Чагино» из реестра муниципального имущества, нарушение процедуры такого исключения, фактическое существование автомобильной дороги и выделение средств на ее содержание до 2017 года. Указывает, что судом не дана оценка представлению Контрольно-счетной палаты Шекснинского муниципального района в первоначальной редакции, а также отсутствие указания на срок обеспечения подъезда к д. Чагино в муниципальной программе «Дорожная сеть и транспортное обслуживание Шекснинского муниципального района на 2021-2025 годы».

В отзыве на апелляционную жалобу заместитель начальника Департамента имущественных отношений Вологодской области Виноградов В.М. оставил решение вопроса об удовлетворении заявленных требований на усмотрение судебной коллегии.

В возражениях на апелляционную жалобу директор акционерного общества «Шексна» (далее – АО «Шексна») Носков В.В., представитель администрации Шекснинского муниципального района по доверенности Бутина А.А. просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный истец Тихова Е.А., представитель административных истцов Тиховой Е.А., Гладиной С.А. - Андреева Ю.А., а также представители сельского поселения Никольское Шекснинского района Чегодин В.А., Гусев В.В., доводы, изложенные в апелляционных жалобах, поддержали.

Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание не явились, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений, приходит к следующим выводам.

При разрешении спора суд руководствовался нормами Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем в силу пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Как разъяснено в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», к административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

По настоящему делу Тиховой Е.А., Гладиной С.А. ставится вопрос о признании недействительной записи об исключении автомобильной дороги из реестра муниципального имущества, а также о возложении на администрацию Шекснинского муниципального района обязанностей, то есть настоящий спор возник в связи с реализацией административным ответчиком публично-властных полномочий, следовательно, названное дело подлежало рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

При рассмотрении апелляционной жалобы судебная коллегия руководствуется нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Из содержания положений статей 218, 226 и 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что обязательным условием для удовлетворения судом требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными является установление их противоправности и одновременно нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 3, 13, 15 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава Шекснинского муниципального района, утвержденного решением Районного собрания Шекснинского муниципального района от 01 августа 2005 года № 130, приняв во внимание результаты проверки Контрольно-счетной палаты Шекснинского муниципального района, установив факт разработки нового Генерального плана сельского поселения Никольское для строительства автомобильной дороги к д. Чагино в рамках муниципальной программы, пришел к выводу о наличии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности по обеспечению проезда в установленный данной программой срок.

Отказывая в удовлетворении остальной части исковых требований, суд первой инстанции указал на отсутствие препятствий для проезда к д. Чагино посредством земельных участков, находящихся в аренде АО «Шексна», а также на то, что постановлением администрации Шекснинского муниципального района от 06 мая 2016 года № 375 внесены изменения в сводный реестр муниципальных дорог, решение об исключении дороги из реестра муниципального имущества данным нормативным актом не принималось.

Статьей 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что автомобильная дорога является объектом транспортной инфраструктуры, предназначенной для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью - защитные дорожные сооружения искусственные дорожные сооружения производственные объекты, элементы автомобильных дорог.

В силу пункта 7 статьи 3 указанного Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» владельцами автомобильных дорог признаются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 10 статьи 5 названного Федерального закона установлено, что автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.

Статьей 33 Устава Шекснинского муниципального района, принятого решением районного собрания Шекснинского муниципального района от 01 августа 2005 года № 130, определены полномочия администрации района, к одному из которых относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В целях исполнения требований, определенных Федеральным законом от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Устава Шекснинского муниципального района администрацией Шекснинского муниципального района ведется сводный реестр автомобильных дорог общего пользования местного значения.

Как следует из материалов дела, административные истцы проживают в деревне Чагино, входящей в состав сельского поселения Никольское Шекснинского муниципального района.

В настоящее время проезд к деревне Чагино осуществляется через земельные участки с кадастровыми номерами №... (находился в собственности АО «Шексна» до вынесения апелляционного определения Вологодского областного суда от 21 сентября 2021 года № 33-4073/2021), №... (были предоставлены АО «Шексна» по договору аренды, находятся в собственности Вологодской области).

Постановлением администрации Шекснинского муниципального района от 25 января 2007 года № 94 утвержден сводный реестр муниципальных автомобильных дорог, в который в границах муниципального образования сельское поселение Никольское включен «подъезд к д. Чагино», протяженностью 0,80 км.

Постановлением администрации Шекснинского муниципального района от 15 августа 2012 года № 1443 постановление от 25 января 2007 года № 94 признано утратившим силу, утвержден новый сводный реестр муниципальных автомобильных дорог, в котором значится «подъезд к д. Чагино».

Постановлением администрации Шекснинского муниципального района от 10 октября 2012 года № 1852 в постановление от 15 августа 2012 года № 1443 внесены изменения, в соответствии с которыми «подъезд к д. Чагино», протяженностью 0,600 кв.м, включен в сводный реестр муниципальных автомобильных дорог.

Порядком управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности Шекснинского муниципального района, утвержденным решением Представительного Собрания Шекснинского муниципального района от 31 августа 2011 года № 88, установлено, что ведение реестра муниципального имущества, принятие решений о включении имущества в указанный реестр и исключении имущества из него относятся к полномочиям Управления муниципальной собственности Шекснинского муниципального района.

Правила ведения реестра муниципального имущества определены Положением об организации учета и ведения реестра муниципального имущества Шекснинского муниципального района, утвержденным решением Представительного Собрания Шекснинского муниципального района от 26 марта 2015 года № 34.

Перечисленные положения нормативных актов органов местного самоуправления Шекснинского муниципального района свидетельствуют о ведении двух самостоятельных реестров: реестра муниципального имущества казны района и сводного реестра автомобильных дорог, ведение которых осуществляется двумя разными органами местного самоуправления.

В реестр муниципального имущества казны района Управлением муниципальной собственности Шекснинского муниципального района включаются объекты, на которые имеются правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы, техническая документация и документы, позволяющие идентифицировать такие объекты.

В сводный реестр автомобильных дорог администрацией Шекснинского муниципального района включаются все необходимые (независимо от формы собственности) автомобильные дороги и подъездные пути, требующие финансирования для обслуживания.

По результатам проверки, проведенной Контрольно-счетной палатой Шекснинского муниципального района, о чем составлен акт проверки 16 октября 2020 года, установлена неправомерность исключения автомобильной дороги «подъезд к д. Чагино» на основании постановления администрации Шекснинского муниципального района от 06 мая 2016 года № 375 «О внесении изменений в постановление администрации Шекснинского муниципального района от 20 ноября 2013 года № 2065» ввиду принятия решения неправомочным органом, в адрес администрации Шекснинского муниципального района внесено представление об устранении выявленных нарушений.

В возражениях на представление Контрольно-счетной палаты Шекснинского муниципального района Управление муниципальной собственности Шекснинского муниципального района указало, что автомобильная дорога «подъезд к д. Чагино» была включена в реестр муниципального имущества ошибочно; постановление администрации Шекснинского района от 10 октября 2012 года № 1852 не могло являться основанием для включения дороги в реестр муниципального имущества, поскольку данным постановлением изменения вносились в сводный реестр дорог общего пользования, а не в целях внесения объекта учета в реестр муниципального имущества; постановлением от 06 мая 2016 года № 375, которым дорога «подъезд к д. Чагино» исключена из реестра муниципальной собственности, изменения вносились в сводный реестр автомобильных дорог местного значения.

16 ноября 2020 года, с учетом указанных возражений, Контрольно-счетной палатой Шекснинского муниципального района внесены изменения в акт проверки от 16 октября 2020 года, установлено, что основания для включения указанного подъезда в реестр муниципального имущества отсутствовали, поскольку постановлением № 1852 изменения вносились в сводный реестр дорог общего пользования.

Решение об исключении указанной автомобильной дороги из реестра муниципального имущества по результатам проведенной инвентаризации объектов, входящих в состав казны района, и было обусловлено отсутствием оснований для ее первоначального включения в указанный реестр и документов о ее строительстве, включая разрешительную документацию.

С учетом изложенных обстоятельств судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания недействительной записи об исключении автомобильной дороги «подъезд к д. Чагино» из реестра муниципального имущества.

При этом судебная коллегия учитывает, что в отсутствие правовых оснований для изначального включения дороги в реестр муниципального имущества сам по себе факт принятия решения об исключении не уполномоченным на то органом местного самоуправления не свидетельствует о недействительности такой записи.

Доводы представителя администрации сельского поселения Никольское Шекснинского муниципального района Чегодина В.А. о том, что исключение автомобильной дороги «подъезд к д. Чагино» из муниципального имущества должно быть на основании распоряжения Управления муниципальной собственности Шекснинского муниципального района не обоснованы, поскольку автомобильная дорога была включена в реестр автомобильных дорог на основании постановления Администрации Шекснинского района Вологодской области от 10 октября 2012 года №№..., изменения вносились в постановление администрации района.

Материалами дела также подтверждено, что колхоз «Шексна», правопреемником которого является АО «Шексна», в рамках проведения работ по благоустройству животноводческого комплекса «Екимовское» в 1988 и 1990 года организовал два подъезда с покрытием из железобетонных плит по гравийному основанию.

Согласно инвентарным карточкам учета основных средств, указанные подъезды состоят на балансовом учете АО «Шексна».

Также представленными документами подтверждается, что подъезды следуют по землям сельскохозяйственного назначения, при этом подъезд 1988 года используется для проезда в д. Чагино.

Земельный участок под подъездом в установленном порядке для строительства подъездной дороги не отводился, из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию не переводился, доказательства того, что подъезды организованы за счет бюджетных средств, в материалах дела отсутствуют.

Постановлением администрации Шекснинского муниципального района от 09 ноября 2018 года № 1341 (с учетом постановления администрации Шекснинского муниципального района от 19 ноября 2019 года №...) утверждена муниципальная программа «Дорожная сеть и транспортное обслуживание Шекснинского муниципального района на 2021-2025 годы» (далее – муниципальная программа).

В соответствии с Законом Вологодской области о внесении изменений в закон области от 19 октября 2020 года № 4783-ОЗ «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципальных образований области и органами государственной власти области» сельское поселение Никольское Шекснинского муниципального района включено в перечень муниципальных образований области полномочия по подготовке и утверждению Генеральных планов по которым перейдут на уровень органов государственной власти области с 01 января 2022 года.

Из письма Департамента имущественных отношений Вологодской области от 23 сентября 2020 года следует, что для реализации муниципальной программы требуется принятие нового Генерального плана на объединенное сельское поселение Никольское Шекснинского муниципального района и включение автомобильной дороги в Генеральный план в качестве объекта местного значения.

Как установлено судом первой инстанции, в действующем Генеральном плане и правилах землепользования и застройки подъездная дорога к деревне Чагино не значится.

В настоящее время в соответствии с постановлением Главы Шекснинского муниципального района от 17 мая 2023 года № 55 организованы общественные обсуждения по проекту генерального плана сельского поселения Никольское Шекснинского муниципального района Вологодской области, которые признаны состоявшимися, оформлено заключение от 16 июня 2023 года.

По информации администрации Шекснинского муниципального района, для строительства новой автомобильной дороги к д. Чагино требуется разработка проекта межевания и планировки с последующей постановкой на кадастровый учет земельных участков, подготовка проектно-строительной документации по строительству дороги в рамках муниципальной программы. Результатом осуществления муниципальной программы будет являться постановка новой автомобильной дороги на государственный кадастровый учет и внесение ее в реестр муниципальной собственности Шекснинского муниципального района.

Возможность беспрепятственного проезда к деревне Чагино подтверждена материалами дела, административными истцами при разрешении спора не оспаривалась.

Приведенные в апелляционной жалобе Тиховой Е.А. и Гладиной С.А. доводы о том, что фактически существующая автомобильная дорога не обслуживается, опровергаются договорами на оказание услуг по обслуживанию дороги в деревне Чагино, заключенными администрацией Шекснинского муниципального района и АО «Шексна», а также ответами прокуратуры Шекснинского района и прокуратуры Вологодской области на обращения Гладиной С.А.

С учетом установленных обстоятельств судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Тиховой Е.А. и Гладиной С.А. административных исковых требований о возложении на администрацию Шекснинского муниципального района обязанностей провести межевание, изъять земельный участок, включить дорогу в реестр автомобильных дорог и генеральный план и поставить дорогу на баланс для ее дальнейшего обслуживания.

Доводы апелляционных жалоб Тиховой Е.А. и Гладиной С.А., администрации сельского поселения Никольское о том, что при разрешении спора суд первой инстанции вышел за пределы заявленных административных исковых основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда.

Как следует из правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в абзаце 2 пункта 9 постановления от 28 июня 2022 года № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», при предъявлении в суд требований об обязании наделенных публичными полномочиями органов и лиц совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод, законных интересов административного истца (заявителя) в сфере административных и иных публичных правоотношений такие требования подлежат квалификации как требования о признании незаконным соответствующего бездействия и об обязании совершить необходимые действия (статья 124 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации)

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», признав оспоренное решение, действие (бездействие) незаконным, суд независимо от того, содержатся ли соответствующие требования в административном исковом заявлении (заявлении), вправе указать административному ответчику (наделенным публичными полномочиями органу или лицу) на необходимость принятия решения о восстановлении права, устранения допущенного нарушения, совершения им определенных действий в интересах административного истца (заявителя) в случае, если судом при рассмотрении дела с учетом субъектного состава участвующих в нем лиц установлены все обстоятельства, служащие основанием материальных правоотношений (пункт 1 части 2, пункт 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Суд вправе отказать в удовлетворении требований о возложении на орган или лицо, наделенные публичными полномочиями, обязанности принять решение, совершить действия, если установлены обстоятельства, исключающие возможность удовлетворения таких требований. Для обеспечения исполнимости судебного решения, в котором указано на принятие административным ответчиком (органом или лицом, наделенными публичными полномочиями) конкретного решения, совершение определенного действия, в резолютивной части решения суда указывается разумный срок принятия решения, совершения действия.

Разрешая требование административных истцов о возложении на орган местного самоуправления обязанности обеспечить проезд к д. Чагино и удовлетворяя его, суд первой инстанции фактически признал бездействие органа местного самоуправления по обеспечению этого проезда незаконным и возложил обязанность по устранению нарушения прав административных истцов, установив срок совершения соответствующих действий - в срок, предусмотренный муниципальной программой «Дорожная сеть и транспортное обслуживание Шекснинского муниципального района на 2021-2025 годы», утвержденной постановлением администрации Шекснинского муниципального района от 09 ноября 2018 года № №..., с учетом постановления администрации Шекснинского муниципального района от 19 ноября 2019 года №....

Таким образом, основания полагать, что суд первой инстанции вышел за пределы заявленных административными истцами требований отсутствуют.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание указанные выше нормы права, а также учитывая конкретные обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции полагает, что доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Шекснинского районного суда Вологодской области от 15 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Тиховой Е.А., Гладиной С.А., администрации сельского поселения Никольское Шекснинского муниципального района – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий Т.Н. Балаева

Судьи: А.А. Коничева

Л.К. Молокова