Дело № 2-2338/2021 судья Пыжова Н.И. (№33-1249/2022)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 марта 2022 года г. Тверь
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Кубаревой Т.В.,
судей Цветкова В.В. и Кулакова А.В.
при секретаре судебного заседания Лининой М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании
по докладу судьи Кубаревой Т.В.
дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Московского районного суда города Твери от 17 декабря 2021 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству социальной защиты населения Тверской области, ГКУ Тверской области «Центр социальной поддержки населения» города Твери об обязании назначить компенсацию и принять меры по внесению сведений в Единую государственную информационную систему социального обеспечения (ЕГИССО), возложении обязанности выйти с законодательной инициативой отказать».
Судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Тверской области, Государственному казенному учреждению Тверской области «Центр социальной поддержки населения» города Твери (далее ГКУ ТО «ЦСПН» г. Твери) об обязании назначить компенсацию и принять меры по внесению сведений в Единую государственную информационную систему социального обеспечения (ЕГИССО), возложении обязанности выйти с законодательной инициативой.
В обоснование заявленных требований указано, что в ДД.ММ.ГГГГ истцу установлена инвалидность <данные изъяты> бессрочно.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 подала заявление в учреждение соцзащиты г.Твери о предоставлении льготы по оплате услуг ЖКХ в размере 50%, в котором также содержались просьба о запросе необходимых документов по межведомственному взаимодействию и включении о ней сведений в базу соцзащиты. В тот же день получен ответ с отказом в назначении льготы. О возникших у нее претензиях к учреждению соцзащиты она сообщила Министерству социальной защиты населения Тверской области.
ДД.ММ.ГГГГ к ней домой пришли работники социальной службы г.Твери. Позиция сотрудников социальной службы основывалась на убеждении, что дети должны заботиться о своих родителях. Информации об удовлетворении просьбы в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ она не получила.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 получен ответ из Министерства соцзащиты Тверской области, свидетельствующий, что ее претензия к деятельности учреждения соцзащиты не привела к восстановлению права на льготу.
Истец считает, что заявление от ДД.ММ.ГГГГ было рассмотрено с нарушением порядка рассмотрения обращений граждан, не использован в работе Указ Президента Российской Федерации № 1157 о дополнительных мерах господдержки инвалидов (в части обязанности учреждения собирать информацию для инвалидов <данные изъяты>) и не принято во внимание императивное указание в законе о социальной защите инвалидов № 181-ФЗ на заявленную меру социальной защиты. Государственная поддержка в России носит заявительный характер. Это значит, что пока льготник не сообщит о намерении реализации особых прав, никаких льгот ему не положено.
В статье 33 Конституции Российской Федерации право на обращение закреплено как право гражданина.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также рассмотрением обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, регулируются Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
В соответствии с Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение гражданина - это направленные в государственный орган, орган местного самоуправления, в указанное выше учреждение или организацию, должностному лицу в письменной форме или форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в указанные органы, учреждения или организации.
Ее обращение зарегистрировано не было. Рассмотрение ее обращения не соответствовало ни федеральному, ни региональному законодательству.
Не рассмотрение обращения в установленном порядке повлекло правовые последствия. В частности, 30 апреля 2021 года был подписан и опубликован Федеральный закон №134-Ф3, вступившей в законную силу 11 мая 2021 года, на основании которого все меры социальной поддержки будут назначаться с использованием Единой государственной информационной системы социального обеспечения (ЕГИССО). О включении таких сведений в ЕГИССО ею также была изложена просьба в заявлении.
Министерство социальной защиты населения Тверской области, указав в ответе от ДД.ММ.ГГГГ, что данные о ней, то есть об истце, находятся в архиве соцзащиты, не предоставил никакой информации воспользовался ли он этими сведениями или нет.
Истец, считает, что отказав ей в удовлетворении заявления о назначении льготы по иному федеральному закону, учреждение соцзащиты превысило свои полномочия, поскольку указанный Закон Тверской области от 07 ноября 2014 года №79-30 «Об отдельных вопросах социального обслуживания граждан в Тверской области» не регулирует отношений по Федеральному закону № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Из содержания статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (ред. от 11 июня 2021 года) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - обеспечение мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов Российская Федерация передает для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг...».
Закона в Тверской области по № 181-ФЗ нет. Это означает, что Тверская область устранилась от участия в обеспечении инвалидов гарантированными государством мерами социальной защиты и подменила компетенции, данные региону по Федеральному закону от 28 декабря 2013 года №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», установив условия предоставления льготы по Федеральному закону № 181-ФЗ, фактически создавая препятствия для реализации права на льготу по оплате ЖКУ. Назначение указанной льготы с использованием Постановления Правительства Тверской области, изданного для реализации мер соцподдержки по иному федеральному закону, не регулирующему предоставление льготы для инвалидов в размере 50% на оплату ЖКУ, является противозаконным действием.
Статья 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (ред. от 11 июня 2021 года) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» именуется: Обеспечение инвалидов жильем. В ней имеется следующее положение: инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов. Таким образом, законодатель в императивной форме указал в законе перечень мер социальной защиты для инвалидов.
Согласно статье 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ (ред. от 11 июня 2021 года) «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь-предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. О льготе в 50% на оплату ЖКУ в указанном законе не говорится. Указанная мера не является пособием, субсидией, социальной доплатой к пенсии. Это - универсальная выплата. Любые указания по предоставлению компенсации 50% на оплату ЖКУ должны исходить не от региона, а от федеральных властей. Предоставление компенсации не нуждается в регулировании, поскольку имеется императивное указание в законе.
В соответствии со статьей 5.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (ред. от 11 июня 2021 года) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» требовать документы региональные органы имеют право только в случае, если отсутствуют сведения в федеральном регистре инвалидов. Министерство социальной защиты населения Тверской области отказалось реализовать ее право на льготу по федеральному закону.
На указанных основаниях истец просила суд первой инстанции обязать Министерство социальной защиты населения Тверской области и ГКУ ТО «ЦСПН» г.Твери назначить ей компенсацию в размере 50% на оплату ЖКУ с апреля 2021 года льготу по основаниям статьи 17 Федерального закона №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (за коммунальные услуги в жилом помещении и за поставку коммунальных ресурсов в многоквартирный дом); назначить компенсацию по взносам за капремонт льготу по основаниям статей 17, 5.1 Федерального закона №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; принять меры по внесению сведений о ней в ЕГИССО с <данные изъяты>.
Кроме того, истец просила Министерство социальной защиты населения Тверской области выйти с законодательной инициативой в Правительство Тверской области с целью принятия постановления о предоставлении компенсации инвалидам в соответствии с Федеральным законом №181-ФЗ на предоставление компенсации на капитальный ремонт общедомового имущества.
В судебном заседании истец ФИО1 заявленные требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
В судебном заседании представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Тверской области по доверенности ФИО2 возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержала письменные возражения на иск, согласно которым органами социальной защиты населения инвалидам предоставляются меры социальной поддержки, установленные Федеральным законом №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в том числе компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Предоставление компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Тверской области от 13 сентября 2018 года №274-пп «Об утверждении порядка предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» и носит заявительный характер.
Выплата компенсации ФИО1 прекращена на основании ее заявления в связи с переездом в <адрес> и личное дело отправлено в архив.
Обращение в ГКУ ТО «ЦСПН» г.Твери за оформлением компенсации носит характер первичного обращения. Министерством неоднократно были даны разъяснения истцу о том, что в целях получения ежемесячной денежной компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг необходимо подать заявление с приложением копии: заполненных страниц паспорта гражданина Российской Федерации либо иного документа, удостоверяющего личность заявителя; документа о праве собственности на жилое помещение (в случае, если право не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости); документов, содержащих сведения о характеристике жилого помещения, видах жилищных и коммунальных услуг, предоставляемых гражданину.
При предоставлении компенсации ГКУ ТО «ЦСПН» г.Твери осуществляют межведомственное информационное взаимодействие с Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тверской области - в целях подтверждения сведений о месте жительстве заявителя; федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, - в целях получения сведений о праве собственности заявителя на жилое помещение; органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области и подведомственными им организациями - в целях получения сведений, содержащихся в договорах социального найма жилых помещений; Пенсионным фондом Российской Федерации через федеральную государственную информационную систему «Федеральный реестр инвалидов» - в целях получения сведений об установлении инвалидности заявителя.
В соответствии с постановлением Правительства Тверской области от 15 октября 2013 года № 486-пп «Об утверждении Порядка назначения и оказания государственной социальной помощи на основе социального контракта в Тверской области» малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Тверской области, предоставляется ГСП на основе социального контракта по следующим направлениям: 1) по поиску работы; 2) по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности; 3) по ведению личного подсобного хозяйства; 4) по осуществлению иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации. Программа социальной адаптации для малоимущей семьи разрабатывается индивидуально, исходя из проблем семьи и возможностях ее выхода из трудной жизненной ситуации.
Социальный контракт по мероприятиям по поиску работы и по осуществлению иных мероприятий, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации, заключается при условии признания заявителя в установленном порядке безработным, и в приоритетном порядке оказывается гражданам, проживающим в семьях с детьми.
Для решения вопроса о возможности назначения ГСП на основе социального контракта необходимо подать заявление по установленной форме. К заявлению прилагаются копии: 1) всех заполненных страниц паспорта либо иного документа, удостоверяющего личность заявителя в соответствии с законодательством (документов, удостоверяющих личность и полномочия представителя заявителя в соответствии с законодательством в случае подачи документов представителем заявителя); 2) документов, содержащих сведения о недвижимом имуществе, находящемся у заявителя и членов его семьи на праве собственности (аренды, безвозмездного пользования) (квартира, дом гараж, иные жилые (нежилые) и хозяйственные постройки, земельный участок), в случае, если права на недвижимое имущество не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости; 3) документов, содержащих сведения об автотранспорте, находящемся у заявителя и членов его семьи на праве собственности (аренды, безвозмездного пользования); 4) документов, подтверждающих получение заявителем среднего и (или) высшего профессионального образования (при наличии) выданных: военными профессиональными образовательными организациями и военными образовательными организациями высшего образования; в 1992-1995 годах организациями, осуществляющими образовательную деятельность на территории Российской Федерации; на территории иностранного государства, с приложением их нотариально удостоверенного перевода на русский язык; 5) документов о трудовой деятельности заявителя (за периоды до ДД.ММ.ГГГГ); 6) документов о заработной плате, других доходах заявителя и каждого члена его семьи за три полных месяца, предшествующих дню обращения; 7) плана развития личного подсобного хозяйства или иной деятельности (на 3-5 лет) (при наличии); 8) документов, подтверждающих наличие у заявителя собственного подсобного хозяйства (при наличии).
При личной подаче заявления копии документов представляются с предъявлением подлинников.
В случае если документы направляются посредством почтовой связи или в электронной форме через Единый портал, копии документов должны быть заверены в установленном законодательством порядке.
После проверки представленных сведений Комиссией по назначению и оказанию государственной социальной помощи рассматривается вопрос о возможности оказания гражданину ГСП на основе социального контракта.
В соответствии с пунктами 2 и 4 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2006 года №152-ФЗ «О персональных данных» обработка персональных данных может осуществляться без согласия субъектов персональных данных в случае, если она необходима для исполнения, для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей, и для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функций организаций, участвующих в предоставлении соответственно государственных и муниципальных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», включая регистрацию субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг.
Заявление и документы могут быть поданы одним из следующих способов: при личном обращении - через любой филиал государственного автономного учреждения Тверской области «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг»; посредством почтовой связи - в адрес ГКУ; при наличии технической возможности - в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных электронной подписью, с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» в адрес ГКУ.
В судебном заседании представитель ответчика ГКУ ТО «ЦСПН» г.Твери по доверенности ФИО3 возражал против удовлетворения заявленных требований, поддержал письменные возражения на иск, согласно которым в силу пункта 1 статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ (ред. от 11 июня 2021 года) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Российская Федерация передает для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Согласно пункту 6 статьи 28.2 указанного Федерального закона форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. В соответствии с указанными положениями в Тверской области действует Порядок предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденный Постановлением Правительства Тверской области от 13 сентября 2018 года №274-пп (ред. от 25 декабря 2020 года).
Согласно пунктам 7, 8 Порядка в целях получения ежемесячно денежной компенсации гражданин подает заявление о предоставлении ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилых помещений и (или) коммунальных услуг по форме согласно приложению 1 к настоящему порядку, к которому прилагаются копии: 1) паспорта гражданина; 2) документа о праве собственности на жилое помещение; 3) платежных документов (счетов-квитанций); 4) справки, подтверждающие факт установления инвалидности. В соответствии с пунктом 8.1 Порядка заявление и документы могут быть поданы одним из следующих способов: при личном обращении- через любой филиал МФЦ; посредством почтовой связи - в адрес ГКУ ТО «ЦСПН» г.Твери; при наличии технической возможности - в форме электронных документов (пакета электронных документов), подписанных электронной подписью, с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) в адрес ГКУ.
Как следует из пункта 8.2 в случае непредставления заявителем по собственной инициативе документов, указанных в пункте 8 настоящего порядка (за исключением справки об инвалидности), содержащиеся в них сведения запрашиваются ГКУ или МФЦ в порядке межведомственного информационного взаимодействия в течение 2 рабочих дней со дня подачи заявления.
Сведения об инвалидности могут быть запрошены ГКУ ТО «ЦСПН» г.Твери в Пенсионном фонде Российской Федерации через федеральную государственную информационную систему «Федеральный реестр инвалидов».
Таким образом, в целях рассмотрения заявления и получения гражданином ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилых помещений и (или) коммунальных услуг необходимо любым из установленных Порядком способов подать заявление и приложить минимально необходимый комплект документов, что истцом сделано не было.
Обращение истца к ГКУ ТО «ЦСПН» г.Твери посредством электронной почты не позволяет идентифицировать его личность. Указание в письме имени, фамилии или адреса проживания также не позволяет идентифицировать лицо автора переписки, поскольку при создании электронного почтового ящика администратору домена не предъявляются документы, удостоверяющего личность создателя адреса электронной почты.
Сообщение, направленное по электронной почте, содержит просьбу о предоставлении меры социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг. Однако в силу положений действующего законодательства, предоставляя соответствующие меры социальной поддержки, Центр социальной поддержки населения также должен идентифицировать лицо, имеющее право на их получение, а также получить помимо заявления, подтверждающего волеизъявление гражданина, необходимый комплект документов.
Вышеуказанное подтверждается и нормой пункта 5 Методических рекомендаций по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации по представлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденными Приказом Минтруда России от 10 февраля 2020 года № 53н, согласно которому указанные меры социальной поддержки
предоставляются гражданам исключительно на основании заявления и
соответствующих документов.
Кроме того, истек срок хранения личного дела ФИО1, который в соответствии с утвержденной номенклатурой составляет 3 года после прекращения выплат или закрытия дела (индекс 04-03).
Как следует из выписки системы АС «АСП» в отношении ФИО1, заявитель была снята с учета ДД.ММ.ГГГГ. Согласно выплатной информации последняя выплата была произведена в ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, установленный срок хранения личного дела с приложенными копиями документов истек в ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку ФИО1 не подала в соответствии с Порядком заявление о предоставлении ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилых помещений и (или) коммунальных услуг, не направила никаких документов, личное дело не формировалось, решения по существу заявления не принималось.
ФИО1 ссылается на положения Федерального закона от 30 апреля 2021 года № 134-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной социальной помощи», однако не учитывает, что до 31 декабря 2023 года устанавливается переходный период, предназначенный для проведения организационных и технологических мероприятий в целях реализации положений об использовании информационной системы уполномоченными органами (пункты 5.1, 5.2 статьи 6.9 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ (ред. от 11 июня 2021 года) «О государственной социальной помощи»).
Согласно пункту 5.1 статьи 6.9 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ (ред. от 11 июня 2021 года) «О государственной социальной помощи» при назначении и предоставлении мер социальной защит (поддержки), социальных услуг в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи уполномоченными органами могут использоваться собственные информационные системы в случае соответствия этих систем требованиям, предусмотренным частью 5.2 настоящей статьи.
ГКУ ТО «ЦСПН» г.Твери с 2012 года использует автоматизированную систему «Адресная социальная помощь» на базе АСУПД «Тула», которая соответствует требованиям части 5.2 статьи 6.9 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ (ред. от 11 июня 2021 года) «О государственной социальной помощи» и обеспечивает возможность межведомственного взаимодействия с иными органами государственной власти при решении вопроса о назначении выплат.
Согласно Порядку получение гражданином выплат в виде льгот по оплате ЖКУ, на капремонт носит заявительный характер и предполагает предоставление установленного минимального пакета документов и заявления одним из способов, указанных в пункте 8.1 Порядка.
Представитель третьего лица Правительства Тверской области, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, не явился, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица, представил письменные возражения, согласно которым мера поддержки, о которой в исковом заявлении указывает истец, предусмотрена Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в том числе это поддержка включает компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Указанные меры поддержки оказываются органами социальной защиты инвалидам. На региональном уровне данный вопрос урегулирован в соответствии с постановлением Правительства Тверской области от 13 сентября 2018 года № 274-пп «Об утверждении порядка предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» и предоставление меры поддержки носит заявительный характер.
По информации ответчиков выплата компенсации ФИО1 прекращена на основании ее заявления в связи с переездом в <адрес> и личное дело отправлено в архив.
Обращение в ГКУ за оформлением компенсации носит характер первичного обращения. Министерством неоднократно были даны разъяснения истцу о том, что в целях получения ежемесячной денежной компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг необходимо подать заявление с приложением копий документов.
Относительно требований об обязанности выйти с законодательной инициативой, третье лицо полагает, что вопрос предоставления указанных компенсаций инвалидам урегулирован на территории Тверской области в полном объеме, поскольку нормативные правовые акты включают в себя и акты федерального уровня, и акты региональные.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 ставится вопрос об отмене решения суда, предлагается принять по делу новое решение.
В обоснование апелляционной жалобы указывается, что вынесенное решение должно быть отменено по факту нарушения процессуального закона, а именно не указания закона, подлежащего применению в определении суда о подготовке дела к рассмотрению и не предоставления информации о ведении аудиопротокола и праве на ознакомление с ним.
По мнению апеллянта, не определившийся с нормой, подлежащей применению, суд требовал доказательств законности заявленных требований в полном объеме, не принимая во внимание прямого указания в федеральном законе № 181-ФЗ по заявленным требованиям.
Апеллянт считает, что судом первой инстанции не проведено необходимых исследований действующего законодательства по исковым требованиям.
По мнению апеллянта, на момент подачи искового заявления никаких законных оснований требовать заявительного порядка при обращении в орган соцзащиты у ответчиков не было, решение должно было быть принято по факту наличия сведений в федеральном реестре инвалидов. Судом данное обстоятельство установлено не было, не разрешен вопрос о факте наличия или отсутствия данной услуги в перечне, утвержденном распоряжением правительства Российской Федерации, наличия или отсутствия наименования данной услуги в региональных перечнях, сведения о которых были предоставлены истцом.
Апеллянт полагает, что судом не проведено анализа на соответствие с законом 181-ФЗ регионального постановления правительства 274-пп, на которое постоянно указывалось ответчиком. Все аргументы против его применения остались без внимания суда.
Указывается на то, что право истца на предоставление госгарантий не реализовано, поскольку региональным постановлением наложены обязанности, не предусмотренные федеральным законом Российской Федерации.
Обращается внимание на то, что правительством Тверской области по настоящее время не разработан порядок предоставления мер социальной защиты инвалидов гарантированных государством.
Апеллянт полагает, что доказывать наличие права и законность требований - избыточные требования со стороны суда по отношению к истцу. Суд обязал истца доказать наличие обращения, но такие обязанности противоречат обстоятельствам дела (исковое заявление не содержит требования по 59-ФЗ).
По мнению апеллянта, судом не исследован вопрос о заявительном порядке назначения компенсаций, согласно 181-ФЗ о социальной защите инвалидов. Заявительного порядка назначения закон не предполагает.
Обращается внимание на то, что факт заинтересованности истца в услуге подтвержден в суде самим ответчиком предоставлением переписки по электронной почте. Факт обращения за назначением компенсации ответчиком отрицался, что не соответствует материалам дела, им самим предоставлена переписка по электронной почте.
По мнению апеллянта, все доводы, что заявление истца, не подписанное электронной подписью, не является обращением, надуманны. Согласно статье 19 Гражданского кодекса Российской Федерации, права граждан реализуются за именем гражданина, а не за электронной подписью. Электронная подпись - дополнительная опция для реализации права, а не основная.
Апеллянт считает отказ суда удовлетворить ходатайство о привлечении в суд уполномоченного по правам человека в Тверской области как специалиста, способного дать заключение по делу, признаком отсутствия воли разрешить дело в соответствии с законом.
По мнению апеллянта, игнорирование судом доводов истца привело к ограничению судом права на объективное рассмотрение дела (при том, что суд не определился с законом, подлежащим применению, и рассматривал иной вопрос, чем в исковом заявлении) и невозможности правильного и законного рассмотрения искового заявления.
ГКУ ТО «ЦСПН» г.Твери принесены возражения, в которых критикуются доводы жалобы и указывается на законность принятого по делу судебного акта.
Министерством социальной защиты Тверской области принесены возражения, в которых критикуются доводы жалобы, и указывается на законность принятого по делу судебного акта.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции явились представитель ответчика ГКУ ТО «ЦСПН» г.Твери по доверенности ФИО3, представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Тверской области по доверенности ФИО2, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительства Тверской области по доверенности ФИО4
Остальные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, не явились, об отложении дела не ходатайствовали, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя ответчика ГКУ ТО «ЦСПН» г.Твери ФИО3, представителя ответчика Министерства социальной защиты населения Тверской области ФИО2, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительства Тверской области ФИО4, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Мерами социальной поддержки граждан является предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно статье 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Согласно части 2.1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, - в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет, - в размере ста процентов, а также проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста, собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, - в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет, - в размере ста процентов.
К числу граждан, которым предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг и компенсация расходов на уплату взносов на капитальный ремонт, относятся, в том числе инвалиды.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов; инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Судом первой инстанции установлено, что ФИО1 зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>.
Истец является инвалидом второй группы, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из представленных ГКУ ТО «ЦСПН» г.Твери сведений, ФИО1 до ДД.ММ.ГГГГ состояла на учете как лицо, получающее меры социальной поддержки. В связи с переездом ФИО1 в <адрес>, ее личное дело было отправлено в архив.
Личное дело ФИО1, срок которого составляет три года, не сохранилось в органе социальной защиты населения.
Посредством электронной почты ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 направила обращение в ГКУ ТО «ЦСПН» г.Твери с просьбой восстановить учетную запись в учреждении соцзащиты, обеспечить федеральную выплату за коммунальные услуги в размере 50% как инвалиду <данные изъяты>, проанализировать размер пенсии и решить вопрос о доплате до прожиточного минимума.
Ответом от ДД.ММ.ГГГГ, данным Отделом льгот и социальных выплат, ФИО1 разъяснено, что она имеет право на льготы согласно Федеральному закону от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Порядок предоставления льгот в Тверской области регулируется постановлением Правительства Тверской области от 13 сентября 2018 года № 274-пп. Предоставление льгот носит заявительный характер. Заявление и документы необходимо подать через любой филиал МФЦ.
Однако, как установлено судом, до настоящего времени ФИО1 заявления о предоставлении мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг и компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт в установленной форме не представлены.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований об обязании назначить компенсацию и принять меры по внесению сведений в Единую государственную информационную систему социального обеспечения (ЕГИССО), суд первой инстанции исходил из того, что обращение истца посредством электронной почты не является одним из тех способов, которым может быть подано заявление о предоставлении мер социальной поддержки.
Правовых оснований для возложения на ответчиков обязанности принять меры по внесению сведений об истце в Единую государственную информационную систему социального обеспечения (ЕГИССО) с ДД.ММ.ГГГГ не имеется.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований о возложении обязанности выйти с законодательной инициативой, суд первой инстанции исходил из того, что вопрос предоставления компенсаций инвалидам урегулирован на территории Тверской области.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, полагает их законными и обоснованными.
Вопреки утверждениям апеллянта, выводы суда первой инстанции основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств, не противоречат действующему законодательству, подробно аргументированы в оспариваемом судебном акте.
Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72, части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
В соответствии с абзацем 2 преамбулы Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 3 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 28.2 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»» полномочия Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг данной категории граждан переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Таким образом, полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов переданы Российской Федерацией субъектам Российской Федерации, которые вправе устанавливать порядок и условия предоставления одной из таких мер, как компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан.
Вопреки утверждениям апеллянта, вопрос предоставления компенсаций инвалидам урегулирован на территории Тверской области в полном объеме, поскольку нормативные правовые акты включают в себя и акты федерального уровня, и акты региональные.
Постановление Правительства Тверской области от 13 сентября 2018 года № 274-пп, которым урегулирован порядок предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, принято в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством, имеющим большую юридическую силу, и не противоречит ему.
Несогласие апеллянта с формой предоставления мер социальной поддержки, определенной нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 6 статьи 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», не может свидетельствовать о незаконности действий (бездействия) органов государственной власти и местного самоуправления, осуществляющих предоставление мер социальной поддержки в форме и в порядке, установленных данным нормативным актом.
Региональные нормы, содержащие общее правило для всех категорий граждан, нельзя расценить как ограничение права на получение меры социальной поддержки, предусмотренной Федеральным законом № 181-ФЗ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что никаких законных оснований требовать заявительного порядка при обращении в орган соцзащиты у ответчиков не было и о том, что заявительного порядка Федеральный закон № 181-ФЗ не предполагает, основаны на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Вопреки доводам жалобы, ФИО1 не лишена права на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов платы и компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме не более 50 процентов указанного взноса, для реализации которого необходимо обратиться с соответствующим заявлением. В этой связи не имеется оснований считать право истца нарушенным.
Согласно пункту 5 Приказа Минтруда России от 10 февраля 2020 года № 53н «Об утверждении методических указаний по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан», меры социальной поддержки предоставляются гражданам на основании заявления и документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, подтверждающих, что заявитель относится к категориям лиц, указанным в пункте 3 настоящих методических указаний.
Таким образом, федеральный орган исполнительной власти, регулирующий отношения в указанной сфере отношений, дал рекомендации, согласно которым региональные власти при разработке порядков предоставления мер социальной поддержки, в том числе инвалидам в соответствии с Федеральным законом № 181-ФЗ, должны предусматривать положения о необходимости предоставления заявления и документов.
В соответствии с постановлением Правительства Тверской области от 13 сентября 2018 года № 274-пп «Об утверждении порядка предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан» ФИО1 должно было быть подано заявление с приложением необходимых документов одним из предусмотренных порядком способов, что ею сделано не было.
Из материалов дела усматривается, что Министерством социальной защиты населения Тверской области неоднократно были даны разъяснения истцу о том, что в целях получения ежемесячной денежной компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг необходимо подать заявление с приложением копии:
- заполненных страниц паспорта гражданина Российской Федерации либо иного документа, удостоверяющего личность заявителя;
- документа о праве собственности на жилое помещение (в случае, если
право не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости);
- документов, содержащих сведения о характеристике жилого помещения, видах жилищных и коммунальных услуг, предоставляемых гражданину.
Вместе с тем, истцом не был соблюден установленный законом заявительный порядок реализации права на получение мер социальной поддержки.
Как установлено судом, выплата компенсации ФИО1 прекращена на основании ее заявления в связи с переездом в <адрес>, личное дело ФИО1 отправлено в архив.
Вопреки утверждениям апеллянта, обращение в ГКУ ТО «ЦСПН» г.Твери посредством электронной почты не позволяет идентифицировать ее личность и не является одним из тех способов, которым может быть подано заявление о предоставлении мер социальной поддержки.
С новым заявлением и приложенными документами истец в установленном законом порядке не обращалась, вследствие чего, ГКУ ТО «ЦСПН» г. Твери в отношении нее не принималось решение об отказе в назначении компенсации.
Принимая во внимание исключительно заявительный порядок предоставления мер социальной поддержки, они не могли быть предоставлены ФИО1 в отсутствие соответствующего заявления.
Доводы жалобы о том, что истцу должны были назначить компенсацию на основании лишь сведений в федеральном реестре инвалидов ошибочны и противоречат действующему законодательству.
В силу части 8 статьи 5.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, решений о предоставлении инвалидам мер социальной поддержки, об оказании им государственных или муниципальных услуг, о реализации иных прав инвалидов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществляется на основании сведений об инвалидности, содержащихся в федеральном реестре инвалидов, а в случае отсутствия соответствующих сведений в федеральном реестре инвалидов на основании представленных заявителем документов.
Вместе с тем, как правильно указано судом первой инстанции, данная норма закона не освобождает истца от соблюдения существующего в Тверской области Порядка предоставления инвалидам мер социальной поддержки в виде предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг и компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт, который не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав ФИО1
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не проведено анализа на соответствие с Федеральным законом № 181-ФЗ регионального постановления Правительства Тверской области № 274-пп, на которое постоянно указывалось ответчиком, не могут быть признаны состоятельными, поскольку связаны с оспариванием нормативно-правового акта.
Указание подателя жалобы на то, что суд первой инстанции, соглашаясь с доводами ответчика, выступает как орган, имеющий убеждения, противоречащие Конституции и федеральному закону является надуманным и объективно ничем не подтверждается, поскольку выражает субъективное отношение ответчика к правильности разрешения спора и не свидетельствует о незаконности постановленного по делу решения.
Ссылка апеллянта на то, что суд неправомерно отказал в удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в деле уполномоченного по правам человека в Тверской области как специалиста, основанием к отмене решения суда также не является.
Удовлетворение ходатайств является правом, а не обязанностью суда. Само по себе отклонение судом первой инстанции заявленного ходатайства не свидетельствует о нарушении процессуальных прав истца и незаконности оспариваемого судебного акта.
При разрешении настоящего спора было обеспечено равенство прав сторон, которым суд, сохраняя объективность и беспристрастность, создал необходимые условия для всестороннего и полного исследования обстоятельств дела. Все ходатайства сторон, в том числе о привлечении к участию в деле уполномоченного по правам человека в Тверской области как специалиста, рассмотрены судом в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.
Выводы суда об отказе в удовлетворении заявленного ходатайства мотивированы, при этом отказ в удовлетворении ходатайства не свидетельствует о неполном и необъективном рассмотрении дела, поскольку исследованная в судебном заседании совокупность доказательств является достаточной для полного и объективного рассмотрения дела и принятия правильного решения.
При этом несогласие с результатами рассмотрения судом первой инстанции заявленного ходатайства, не указывает на нарушение норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и не является основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Доводы подателя жалобы о том, что суд, как специальный орган, для которого деятельность по охране основных прав и свобод граждан является главной целью, своей функции в судебном процессе не выполнил, подлежат отклонению, поскольку согласно содержанию обжалуемого судебного акта юридически значимые обстоятельства дела полно и всесторонне исследованы судом первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, основанную на правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы жалобы о том, что гражданское дело судом первой инстанции по существу не рассмотрено, нельзя признать состоятельными, поскольку свидетельствуют не о нарушении судом норм права, повлиявших на исход дела, а о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и результатами оценки судом доказательств, представленных в материалы дела, направлены на их переоценку.
Несогласие лица, подавшего апелляционную жалобу, с результатами оценки доказательств, произведенной судом, не подпадает под приведенный в статье 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исчерпывающий перечень оснований к отмене решения суда.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть положены в основу отмены по существу правильного судебного постановления, так как не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, основаны на неправильном толковании положений законодательства, применяемого к спорным правоотношениям, сводятся к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, произведенной судом первой инстанции в полном соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при этом оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Московского районного суда города Твери от 17 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение составлено 05 апреля 2022 года.
Председательствующий Т.В. Кубарева
Судьи А.В. Кулаков
В.В. Цветков