ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
УИД 91RS0012-01-2020-005264-84 Председательствующий в суде первой инстанции Киселевич А.А.
Дело №2-239/2021 Докладчик – Заболотная Н.Н
№33-1226/2022.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
10 февраля 2022 года г. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Заболотной Н.Н.,
судей – Мотиной И.И., Чистяковой Т.И.,
при секретаре – Ушак Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Крымские морские порты», о взыскании недоплаченного выходного пособия, компенсации за задержку выплаты,
по апелляционной жалобе Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты» на решение Керченского городского суда Республики Крым от 16 марта 2021 года,
у с т а н о в и л а:
03 ноября 2020 года ФИО2 обратился в суд с иском к Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Крымские морские порты» (далее ГУП РК «Крымские морские порты»), в котором (с учетом уточнений) просил суд взыскать с ответчика в его пользу недоплаченное в размере <данные изъяты> рублей за каждый дополнительный нерабочий праздничный день: 20.04.2020 года, 04.05.2020 года, 05.05.2020 года, 09.05.2020 года, 25.05.2020 года, 08.06.2020 года и 12.06.2020 года, а также компенсацию за несвоевременную выплату указанного пособия в размере <данные изъяты> рублей. В обоснование требований указал, что 31 марта 2020 года ответчик уволил его с работы по п.2 ст. 81 ТК РФ, выплатив выходное пособие за апрель 2020 года в размере <данные изъяты> рублей, за май 2020 года в размере <данные изъяты> рублей, за июнь 2020 года в размере <данные изъяты> рублей. Однако, ответчик не включил в размер выходного пособия дополнительные нерабочие праздничные дни: 20 апреля 2020 года - нерабочий праздничный день в связи с празднованием «Светлого Христова Воскресения», 4 мая 2020 года - дополнительный выходной день за нерабочий праздничный день 4 января «Новогодние каникулы», 5 мая 2020 года - дополнительный выходной за нерабочий праздничный день 5 января «Новогодние каникулы», 9 мая 2020 - нерабочий праздничный день в связи с празднованием «Дня Победы» (11 мая 2020 года - дополнительный выходной за нерабочий праздничный день 9 мая «День Победы), 25 мая 2020 года - нерабочий праздничный день в связи с празднованием «Ораза-байрам»; 08 июня 2020 года – нерабочий праздничный день в связи с празднованием Дня Святой Троицы; 12 июня 2020 года – нерабочий праздничный день в связи с празднованием «Дня России». В августе ему выплачено за май 2020 года <данные изъяты> рублей и компенсация за несвоевременную выплату. С учетом приведенного истец просил взыскать средний заработок за каждый дополнительный нерабочий праздничный день, а также компенсацию за несвоевременную выплату выходного пособия в полном объеме.
Решением Керченского городского суда Республики Крым от 16 марта 2021 года иск ФИО13 удовлетворен, с ГУП «Крымские морские порты» в пользу истца взыскано недоплаченное выходное пособие в размере <данные изъяты> рублей, компенсация за просрочку выплаты за период с 16 июня 2020 года по 16 марта 2021 года в размере <данные изъяты> рублей, а всего <данные изъяты> рублей. Взыскано с ГУП РК «Крымские морские порты» в доход местного бюджета города Керчи <данные изъяты> рублей государственной пошлины.
В апелляционной жалобе ГУП РК «Крымские морские порты» просит отменить решение суда первой инстанции, как незаконное и необоснованное, и принять по делу новое решение, которым иск ФИО2 удовлетворить частично, взыскав с ГУП РК «Морские порты» недоплаченное выходное пособие в размере 13737,04 рублей за нерабочие праздничные дни 20 апреля 2020 года и 25 мая 2020 года, 08 июня 2020 года, 12 июня 2020 года, компенсацию за просрочку выплаты за период с 19 июня 2020 года по 16 марта 2021 года в размере <данные изъяты> рублей, за период с 23 июля 2020 года по 16 марта 2021 года (за 2 дня) - в размере <данные изъяты> рублей, а всего – <данные изъяты> рублей. В удовлетворении иной части требований ФИО2 - отказано. Доводы жалобы сводятся к тому, что при вынесении решения судом были неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела и неправильно истолкованы положения закона. При принятии решения Керченским городским судом Республики Крым приравниваются понятия нерабочего праздничного дня и выходного дня для 4, 5 и 11 мая 2020 года, однако этот вывод не соответствует положениям трудового законодательства. Просили взыскать с ФИО2 сумму государственной пошлины, уплаченной за подачу апелляционной жалобы.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 19 июля 2021 года решение Керченского городского суда Республики Крым от 16 марта 2021 года изменено; абзац второй резолютивной части решения изложен в следующей редакции: «Взыскать с Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты» в пользу ФИО2 выходное пособие в связи с увольнением в сумме <данные изъяты> рублей и проценты за просрочку выплаты выходного пособия в период с 01 апреля 2020 года по 16 марта 2021 года в размере <данные изъяты> рублей, а всего – <данные изъяты> рублей» Это же решение в части распределения судебных расходов изменено, снижен размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты» до <данные изъяты> руб.
Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 16 декабря 2021 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 19 июля 2021 года отменено, направлено дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции ФИО2 не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты» в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, подал ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Судебная коллегия, руководствуясь положениями ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания.
Заслушав докладчика, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы в пределах требований ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (п. 2).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п. 3).
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные ФИО2 требования, суд исходил из того, что при расчете количества дней выходного пособия в период, подлежащей оплате, включаются нерабочие праздничные дни, а ответчик неправомерно исключил из подсчета выходного пособия 7 нерабочих праздничных дней, а именно 20 апреля 2020 года - нерабочий праздничный день в связи с празднованием «ФИО1», 4 мая 2020 года - дополнительный выходной день за нерабочий праздничный день 4 января «Новогодние каникулы», 5 мая 2020 года - дополнительный выходной за нерабочий праздничный день 5 января «Новогодние каникулы», 9 мая 2020 - нерабочий праздничный день в связи с празднованием «Дня Победы» (11 мая 2020 года - дополнительный выходной за нерабочий праздничный день 9 мая «День Победы), 25 мая 2020 года - нерабочий праздничный день в связи с празднованием «Ораза-байрам», 08 июня 2020 года – нерабочий праздничный день в связи с празднованием Дня Святой Троицы; 12 июня 2020 года – нерабочий праздничный день в связи с празднованием «Дня России».
С такими выводами суда первой инстанции в полном объеме не может согласиться судебная коллегия, поскольку они основаны на неверном применении норм материального права, регулирующих возникшие между сторонами правоотношения.
Из материалов дела следует, что ФИО2 работал в филиале ГУП РК «Крымские морские порты» с 01.07.2014.
Приказом от 31.03.2020 ФИО2 уволен 31.03.2020 по сокращению штата – по п.2 ч.1 ст. 81 ТК РФ.
Согласно представленному ответчиком расчету, истцу при увольнении (31.03.2020 г.) выплачено выходное пособие в размере <данные изъяты> рублей.
Согласно ч.1 ст. 178 ТК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношения) при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
18.06.2020 года ответчик перечислил истцу выходное пособие за второй месяц в размере <данные изъяты> рублей, что подтверждается выпиской из реестра о перечислении в банк.
22 июля 2020 года произведена выплата выходного пособия за третий месяц в размере <данные изъяты> рублей (т.1 л.д.105-106).
27 августа 2020 года ГУП РК «Крымские морские порты» произвел доплату истцу за один нерабочий праздничный день - 1 мая 2020 года и компенсацию за несвоевременную выплату этой суммы согласно ст. 236 ТК РФ в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> + <данные изъяты> руб.) (т.1 л.д.94-97).
Порядок исчисления среднего заработка для всех случаев определения его размера, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации (в том числе для выплаты выходного пособия), установлен статьей 139 ТК РФ и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. №922 (далее - Положение).
Согласно ст. 139 Трудового кодекса Российской Федерации для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления. Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.
При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).
В соответствии с частью 2 статьи 139 ТК РФ и пунктом 2 Положения для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат.
Согласно пункту 3 Положения для расчета среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие).
Согласно пункту 9 Положения средний заработок (кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска) определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество рабочих дней в периоде, подлежащем оплате. Средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчетном периоде, на количество фактически отработанных в этот период дней.
Таким образом, размер выходного пособия, который по буквальному смыслу части 1 статьи 178 ТК РФ должен составлять средний месячный заработок работника (определяемый из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев), исчисляется с учетом количества рабочих дней, приходящихся на первый месячный период после увольнения, как если бы осуществлялась оплата трудовой деятельности за этот период. Однако при исчислении заработной платы, являющейся оплатой отработанного периода, действуют специальные правила: наличие в календарном месяце нерабочих праздничных дней не является основанием для снижения заработной платы работникам, получающим оклад (должностной оклад) (часть 4 статьи 112 ТК РФ).
Из буквального смысла ст. 178 ТК РФ следует, что каждому работнику, увольняемому по названным в ней основаниям, наряду с оплатой труда (расчетом при увольнении) гарантируется получение выходного пособия в размере среднего месячного заработка.
По своей правовой природе выходное пособие, как и сохранение среднего месячного заработка на период трудоустройства, является гарантийной выплатой. Ее целевым назначением является обеспечение уволенному работнику на период трудоустройства материальной поддержки, сопоставимой с тем заработком, который он получал в период трудовой деятельности.
В отличие от заработной платы, которая зависит от квалификации работника, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда (статья 132 Трудового кодекса Российской Федерации) и выплачивается состоящему в трудовых отношениях работнику за отработанный период, размер выходного пособия определяется исключительно на основе исчисленного в установленном порядке среднего месячного заработка, не является оплатой какого-либо периода (прошедшего или будущего) и выплачивается работнику при увольнении. Размер данной выплаты зависит от ранее полученных работником в качестве оплаты его труда денежных сумм; она призвана обеспечить уволенному лицу средства к существованию в размере не меньшем, чем средний месячный заработок, исчисленный исходя из его заработной платы за 12 календарных месяцев, предшествовавших увольнению.
Соответственно, размер выходного пособия, не может зависеть от каких бы то ни было обстоятельств, имевших место после увольнения работника.
Конституционным Судом Российской Федерации 13 ноября 2019 года № 34-П принято постановление «По делу о проверке конституционности абзаца четвертого пункта 9 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы в связи с жалобой гражданки В.С. Кормуш», которым абзац четвертый пункта 9 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы признан не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системной связи с иными нормами данного пункта, а также со статьей 139 и частью первой статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации он не предполагает возможности определения размера выплачиваемого увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации работнику выходного пособия в размере, отличном от его среднего месячного заработка, исчисленного исходя из размера полученной им заработной платы за 12 календарных месяцев, предшествовавших увольнению.
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в названном постановлении, следует, что статья 139 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливая единый порядок исчисления средней заработной платы для всех случаев определения ее размера, предусмотренных данным Кодексом, относит к полномочиям Правительства Российской Федерации (с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений) определение особенностей порядка исчисления средней заработной платы. Реализуя предоставленные ему полномочия, Правительство Российской Федерации утвердило Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы.
Закрепленные названным Положением правила определения размера среднего заработка (месячного и дневного) по существу направлены на создание технического инструментария, обеспечивающего подсчет заработка в установленных законом случаях, не имеют самостоятельного значения для регулирования трудовых отношений и должны применяться в системной связи с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающими случаи сохранения за работником среднего заработка и целевое назначение предоставления соответствующей гарантии.
Таким образом, при определении размера выходного пособия на основании Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы необходимо учитывать предписания части первой статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации. При этом способ подсчета среднего месячного заработка в силу своего технического, вспомогательного характера должен не только согласовываться с требованиями нормы закона, но и обеспечивать ее реализацию в строгом соответствии с целью установленной этой нормой выплаты, которая по своей правовой природе является одной из гарантий реализации конституционного права на труд.
В противном случае допускалась бы не только корректировка положений закона подзаконными нормативными актами, но и ухудшение - вопреки вытекающим из статей 2, 7 и 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации требованиям об обеспечении максимально возможной поддержки работника как более слабой стороны трудового правоотношения - материального положения уволенного по инициативе работодателя работника.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, конституционный принцип равенства предполагает, что при равных условиях субъекты права должны находиться в равном положении, и означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях) (постановления от 24 мая 2001 года № 8-П, от 26 мая 2015 года № 11-П, от 18 апреля 2017 года № 12-П и др.).
Из этого следует, что всем работникам, увольняемым в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата ее работников, независимо от даты увольнения на равных условиях должна обеспечиваться предусмотренная частью первой статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации государственная защита, целью которой является минимизация негативных последствий, связанных с потерей работы, и обеспечение, в том числе, реализации конституционного права на труд, а также права на защиту от безработицы (статья 37, часть 3, Конституции Российской Федерации). При этом независимо от способа подсчета среднего месячного заработка выходное пособие не должно быть меньше заработной платы, которую работник получал за месяц в период трудовой деятельности.
Выявленный в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 13.11.2019 г. №34-П конституционно-правовой смысл абзаца 4 пункта 9 Положения является общеобязательным, что исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.
С учетом изложенного в спорном случае размер выходного пособия, который по буквальному смыслу части первой статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации должен составлять не менее среднего месячного заработка работника (определяемый из фактически начисленной ей заработной платы и фактически отработанного ею времени за 12 календарных месяцев), подлежал исчислению, исходя из количества рабочих дней, приходящихся на второй и третий месячный период после увольнения ФИО2, а также специальных правил, установленных частью 4 статьи 112 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которым наличие в календарном месяце нерабочих праздничных дней не является основанием для снижения заработной платы работникам, получающим оклад (должностной оклад).
Приведенные нормы трудового законодательства, определяющие выплату выходного пособия, судом первой инстанции применены неправильно.
Судом установлено и не оспаривается сторонами, что среднедневной заработок ФИО2 за последние 12 месяцев перед увольнением составляет <данные изъяты> руб. (т.1 л.д.175).
Так, ответчиком не оспаривается тот факт, что дни региональных праздников, в данном случае 20 апреля 2020 года, 25 мая 2020 года, 08 июня 2020 года, 12 июня 2020 года подлежали оплате, в данной части решение суда первой инстанции ответчиком не оспаривается.
Представитель ответчика в апелляционной жалобе указывает на необоснованность взыскания судом первой инстанции выходного пособия за 4,5 и 9 мая (перенесенного на 11 мая) 2020 года, поскольку они выпали на выходные дни.
Как следует из материалов дела и пояснений ГУП РК «Крымские морские порты» с 09.01.2020 по 22.01.2020 года ФИО2 находился в отпуске, в соответствии с табелем учета рабочего времени за январь 2020 года ФИО2 отработал 3 рабочих дня + 4 дня простоя по вине работодателя (23.01.2020, 24.01.2020, 30.01.2020, 31.01.2020). За январь 2020 года ФИО2 за отработанные дни начислено, исходя из нормы 17-ти рабочих дней (без учета дней отдыха приходящихся на Новогодние праздники) - <данные изъяты> руб. (оклад <данные изъяты> руб. : 17 рабочих дней х 3 отработанных дня). Также ФИО2 начислены отпускные и оплата простоя. При подсчете среднедневного заработка и выплате выходного пособия при увольнении нерабочие праздничные дни января 2020 года, дни простоя и дни нахождения в отпуске не учитывались, учтены только три отработанных ФИО2 рабочих дня при норме 17 рабочих дней.
Таким образом, размер среднедневного заработка как в январе 2020, так и в целом за 12 календарных месяцев, предшествовавших увольнению, увеличился.
В соответствии со ст. 107 ТК РФ видами времени отдыха являются: перерывы в течение рабочего дня (смены); ежедневный (междусменный) отдых; выходные дни (еженедельный непрерывный отдых); нерабочие праздничные дни; отпуска.
Согласно ст. 112 ТК РФ нерабочими праздничными днями в Российской Федерации являются: 1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января - Новогодние каникулы; 7 января - Рождество Христово; 23 февраля - День защитника Отечества; 8 марта - Международный женский день; 1 мая - Праздник Весны и Труда; 9 мая - День Победы; 12 июня - День России; 4 ноября - День народного единства.
При совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день, за исключением выходных дней, совпадающих с нерабочими праздничными днями, указанными в абзацах втором и третьем части первой настоящей статьи. Правительство Российской Федерации переносит два выходных дня из числа выходных дней, совпадающих с нерабочими праздничными днями, указанными в абзацах втором и третьем части первой настоящей статьи, на другие дни в очередном календарном году в порядке, установленном частью пятой настоящей статьи.
Наличие в календарном месяце нерабочих праздничных дней не является основанием для снижения заработной платы работникам, получающим оклад (должностной оклад).
В целях рационального использования работниками выходных и нерабочих праздничных дней выходные дни могут переноситься на другие дни федеральным законом или нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации. При этом нормативный правовой акт Правительства Российской Федерации о переносе выходных дней на другие дни в очередном календарном году подлежит официальному опубликованию не позднее чем за месяц до наступления соответствующего календарного года. Принятие нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации о переносе выходных дней на другие дни в течение календарного года допускается при условии официального опубликования указанных актов не позднее чем за два месяца до календарной даты устанавливаемого выходного дня.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 № 875 «О переносе выходных дней в 2020 году» в целях рационального использования работниками выходных и нерабочих праздничных дней в 2020 году перенесены следующие выходные дни: с субботы 4 января на понедельник 4 мая; с воскресенья 5 января на вторник 5 мая.
В соответствии с ч.2 ст. 2 Закона Республики Крым от 29.12.2014 N 55-ЗРК/2014 "О праздниках и памятных датах в Республике Крым" по просьбе религиозных организаций Глава Республики Крым может объявить религиозный праздник нерабочим праздничным днем на территории Республики Крым.
Указом Главы Республики Крым от 26.03.2020 № 76-У «О нерабочих праздничных днях» в Республике Крым объявлены нерабочими праздничными днями: 20 апреля 2020 года - в связи с празднованием ФИО1; 25 мая 2020 года - в связи с празднованием Ораза-байрама; 8 июня 2020 года - в связи с празднованием Дня Святой Троицы; 31 июля 2020 года - в связи с празднованием Курбан-байрама.
В силу абзаца 4 статьи 107 ТК РФ видом времени отдыха являются выходные дни (еженедельный непрерывный отдых).
Учитывая, что при расчете среднедневного заработка работодатель не учитывал дни отдыха, приходящиеся на Новогодние праздники в январе 2020 года, доплата истцу среднего месячного заработка на период трудоустройства, рассчитанного с учетом выходных дней, на которые выпали нерабочие праздничные дни, превысит средний заработок, что не соответствует разъяснениям Конституционного суда Российской Федерации, изложенным в Постановлении от 13 ноября 2019 г. N 34-П, указавшим на недопустимость применения разных правил к работникам, получающим выходные пособия в месяцах в зависимости от наличия или отсутствия в первом месяце после увольнения нерабочих праздничных дней.
Как было указано судебной коллегией выше, в 2020 году перенесены следующие выходные дни: с субботы 4 января на понедельник 4 мая; с воскресенья 5 января на вторник 5 мая.
Исходя из системного анализа вышеприведенных положений действующего законодательства, в данном случае 4 и 5 мая 2020 года не являются нерабочими праздничными днями, являлись выходными днями, которые оплате при исчислении размера выходного пособия не подлежали.
Приведенные выше обстоятельства, а также нормы материального права, в частности положения ст.112 Трудового кодекса Российской Федерации, в данном случае судом первой инстанции при разрешении спора применены неправильно, что как следствие привело к ошибочному выводу суда о наличии оснований для оплаты 4 и 5 мая 2020 года.
В то же время, 9 мая 2020 года является в силу ст.112 Трудового кодекса Российской Федерации нерабочим праздничным днем, который ответчиком оплачен не был, что им не оспаривается; при этом, перенос 9 мая, выпавшего на выходной день, на 11 мая в 2020 году не свидетельствует об отсутствии оснований к тому, чтобы не оплачивать нерабочий праздничный день - 9 мая.
С учетом изложенного, а также правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 13 ноября 2019 г. №34-П ГУП РК «Крымские торговые порты» должно выплатить истцу ФИО2 выходное пособие с учетом нерабочих праздничных дней - 20 апреля 2020 года (празднование ФИО1); 09 мая 2020 года (празднование Дня Победы), перенесенного согласно ст. 112 ТК РФ на 11 мая 2020 года, 25 мая 2020 года – нерабочий праздничный день в связи с празднованием «Ораза-Байрам», 08 июня 2020 года – нерабочий праздничный день в связи с празднованием Дня Святой Троицы; 12 июня 2020 года – нерабочий праздничный день в связи с празднованием «Дня России», без учета 04 мая 2020 года, 5 мая 2020 года – выходных дней, выпавших на нерабочие праздничные дни и перенесенных с субботы 4 января на понедельник 4 мая; с воскресенья 5 января на вторник 5 мая.
Таким образом, недоплата выходного пособия за первый месяц (апрель 2020) составит <данные изъяты> руб., за второй месяц (май 2020) составит <данные изъяты> руб., за третий месяц (июнь 2020) – <данные изъяты> руб., всего <данные изъяты> руб.
В соответствии со ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Размер денежной компенсации за задержку указанной выплаты за первый месяц (апрель 2020 года) составит <данные изъяты> руб.
Задолженность Период просрочки Ставка Доля ставки Формула Проценты
с по дней
<данные изъяты> 01.04.2020 26.04.2020 26 6,00 % 1/150 <данные изъяты> ? 26 ? 1/150 ? 6% <данные изъяты> р.
<данные изъяты> 27.04.2020 21.06.2020 56 5,50 % 1/150 <данные изъяты> ? 56 ? 1/150 ? 5.5% <данные изъяты> р.
<данные изъяты> 22.06.2020 26.07.2020 35 4,50 % 1/150 <данные изъяты> ? 35 ? 1/150 ? 4.5% <данные изъяты> р.
<данные изъяты> 27.07.2020 16.03.2021 233 4,25 % 1/150 <данные изъяты> ? 233 ? 1/150 ? 4.25% <данные изъяты> р.
За второй месяц (май 2020) недоплата выходного пособия ФИО2 составила <данные изъяты> руб. (11 (9) мая, 25 мая)
Таким образом, размер денежной компенсации за задержку указанной выплаты за второй месяц за период с 19.06.2020 по 16.03.2021 составит <данные изъяты> руб.
Задолженность Период просрочки Ставка Доля ставки Формула Проценты
с по дней
<данные изъяты> 19.06.2020 21.06.2020 3 5,50 % 1/150 <данные изъяты> ? 3 ? 1/150 ? 5.5% <данные изъяты> р.
<данные изъяты> 22.06.2020 26.07.2020 35 4,50 % 1/150 <данные изъяты> ? 35 ? 1/150 ? 4.5% <данные изъяты> р.
<данные изъяты> 27.07.2020 16.03.2021 233 4,25 % 1/150 <данные изъяты> ? 233 ? 1/150 ? 4.25% <данные изъяты> р.
За третий месяц (июнь 2020) недоплата выходного пособия ФИО2 составила <данные изъяты> руб. (08 июня, 12 июня)
Таким образом, размер денежной компенсации за задержку указанной выплаты за третий месяц за период с 23.07.2020 по 16.03.2021 составит <данные изъяты> руб.
Задолженность Период просрочки Ставка Доля ставки Формула Проценты
с по дней
<данные изъяты> 23.07.2020 26.07.2020 4 4,50 % 1/150 <данные изъяты> ? 4 ? 1/150 ? 4.5% <данные изъяты> р.
<данные изъяты> 27.07.2020 16.03.2021 233 4,25 % 1/150 <данные изъяты> ? 233 ? 1/150 ? 4.25% <данные изъяты> р.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что 09 мая 2020 не должно учитываться при исчислении размера выходного пособия, поскольку нерабочий праздничный день был перенесен с выходного дня 09.05.2020 (суббота) на 11 мая 2020 - понедельник, совпавшего с нерабочим праздничным днем основан на неправильном толковании норм трудового законодательства, учитывая содержание статей 107, 112, 139, 178 ТК РФ в их взаимосвязи, а также правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 13 ноября 2019 г. №34-П, поскольку, если бы ФИО2 работал в мае 2020 года, его заработная плата осталась бы неизменной, несмотря на то, что количество фактически отработанных рабочих дней уменьшилось. Таким образом, исчисление выходного пособия без учета нерабочего праздничного дня – 09 мая 2020 года будет противоречить правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в вышеуказанном Постановлении.
Учитывая изложенное, решение Керченского городского суда Республики Крым от 04 февраля 2021 года необходимо изменить, взыскав с ответчика ГУП РК «Крымские морские порты» в пользу истца ФИО2 недоплаченный средний месячный заработок на период трудоустройства в размере <данные изъяты> руб. за нерабочие праздничные дни 20 апреля 2020 года (празднование ФИО1); 09 мая 2020 года (празднование Дня Победы), перенесенного согласно ст. 112 ТК РФ на 11 мая 2020 года, 25 мая 2020 года – нерабочий праздничный день в связи с празднованием «Ораза-Байрам», 08 июня 2020 года – нерабочий праздничный день в связи с празднованием Дня Святой Троицы; 12 июня 2020 года – нерабочий праздничный день в связи с празднованием «Дня России», а также компенсацию за задержку выплаты выходного пособия в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп.
В соответствии с ч. 3 ст. 98 ГПК РФ в случае, если суд вышестоящей инстанции, не передавая дело на новое рассмотрение, изменит состоявшееся решение суда нижестоящей инстанции или примет новое решение, он соответственно изменяет распределение судебных расходов.
Поскольку решение суда первой инстанции подлежит изменению в части размера взысканного в пользу ФИО2 выходного пособия и компенсации за задержку выплаты выходного пособия, изменению подлежит размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика в доход бюджета муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым, поскольку истец от уплаты госпошлины при обращении в суд освобожден. В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ размер госпошлины составит <данные изъяты> рубль <данные изъяты> копеек.
Исходя из положений ст. 393 ТК РФ, пп.1 п.1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы ответчиком не подлежат взысканию с истца.
Руководствуясь ст.ст. 327,327.1,328,329,330 ГПК РФ, судебная коллегия,
о п р е д е л и л а :
Апелляционную жалобу Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты» удовлетворить частично.
Решение Керченского городского суда Республики Крым от 16 марта 2021 года изменить.
Взыскать с Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты» в пользу ФИО2 недоплаченное выходное пособие в размере <данные изъяты> рубль <данные изъяты> копеек, компенсацию за задержку выплаты выходного пособия в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копейки.
Взыскать Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымские морские порты» в доход бюджета муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым государственную пошлину в размере <данные изъяты> рубль <данные изъяты> копеек.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий Н.Н. Заболотная
Судьи И.И. Мотина
ФИО3