Судья Полянский О.А. Дело № 33-7046/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 8 июля 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.В.
судей Олейниковой В.В., Петровой Т.П.
при секретаре Сиренко Е.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
№2-243/2020 по иску ФИО1 к администрации Волгограда о возложении обязанности,
по апелляционной жалобе администрации Волгограда в лице представителя ФИО3
на решение Центрального районного суда г.Волгограда от 3 марта 2020 года, которым иск ФИО1 удовлетворен.
На администрацию г.Волгограда возложена обязанность принять решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен дом <адрес> не позднее 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу, а также заключить с ФИО1 соглашение об изъятии жилого помещения – <адрес> не позднее 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу, с выплатой возмещения за счет средств казны муниципального образования городского округа город-герой Волгоград в размере 1955 600 рублей.
Прекращено право собственности ФИО1 на изымаемое жилое помещение – <адрес> и признано право собственности муниципального образования городского округа город-герой Волгоград на жилое помещение – <адрес>, после получения выкупной цены ФИО1 за данное жилое помещение.
На ФИО1 возложена обязанность передать в муниципальную собственность муниципального образования городского округа город-герой Волгоград квартиру <адрес> после регистрации права собственности за муниципальным образованием городского округа город-герой Волгоград.
Разъяснено, что настоящее решение является основанием для внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр прав на объекты недвижимого имущества.
Заслушав доклад судьи Олейниковой В.В., выслушав представителя администрации Волгограда – ФИО2, поддержавшую доводы жалобы, представителя ФИО1 – А.ова А.А., возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к администрации Волгограда о возложении обязанности.
В обоснование требований указал, что он является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Заключением межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов № <...> от 14 января 2015 года многоквартирный <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Поскольку до настоящего времени вопрос изъятия земельного участка под многоквартирным домом и выкупа у него жилого помещения не решен, с учетом уточнений просил обязать администрацию Волгограда принять решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен дом <адрес> не позднее 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу; обязать администрацию Волгограда заключить с ним соглашение об изъятии жилого помещения - <адрес> не позднее 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу, с выплатой возмещения за счет средств казны муниципального образования городского округа город-герой Волгоград в размере 1955 600 рублей, прекратить его право собственности на изымаемое жилое помещение – <адрес> и признать право собственности муниципального образования городского округа город-герой Волгоград на указанное жилое помещение после получения им выкупной цены, а также обязать его передать в муниципальную собственность муниципального образования городского округа город-герой Волгоград <адрес> после регистрации права собственности за муниципальным образованием городского округа город-герой Волгоград.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация Волгограда в лице представителя ФИО3 оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения, ввиду существенного нарушения судом норм материального и процессуального права, просит судебный акт отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.
В возражениях на апелляционную жалобу ФИО1 просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях на жалобу, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) установлено, что признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
Порядок подготовки и принятия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд определяется федеральным законодательством, в частности гражданским и земельным законодательством (статьи 279 - 283 ГК РФ, статьи 9 - 11, 49, 55, 61, 63 Земельного кодекса Российской Федерации).
Частями 1-3, 5-9 статьи 32 ЖК РФ определено, что жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.
При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием.
Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда.
Правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан из аварийного жилищного фонда установлены Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу статьи 16, пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец ФИО1 является собственником жилого помещения – <адрес> с 12 октября 2019 года, ранее указанная квартира была предоставлена по договору социального найма нанимателю У.Д.П.
В соответствии с заключением межведомственной комиссии по оценке состояния жилых помещений муниципального жилищного фонда и многоквартирных домов № <...> от 14 января 2015 года многоквартирный жилой дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением департамента по жилищной политике администрации Волгограда № <...> от 16 февраля 2015 года утвержден список граждан, подлежащих переселению из аварийного и подлежащего сносу многоквартирного дома <адрес>, где в пункте 1 Списка граждан указан наниматель У.Д.П. и члены её семьи У.Я.Ф. и истец ФИО1
Постановлением администрации Волгограда № <...> от 29 сентября 2016 года утвержден механизм исполнения вышеуказанного заключения межведомственной комиссии (комплекс соответствующих мероприятий). Мероприятия по переселению граждан планируется осуществлять в рамках реализации муниципальной программы «Жилище» на 2016-2020 годы, утвержденной постановлением администрации Волгограда № <...> от 18 декабря 2015 года. Комитету по жилищной политике администрации Волгограда предписано в срок до 01 ноября 2016 года предъявить собственникам помещений, расположенных в многоквартирном доме <адрес>, письменное требование о сносе указанного многоквартирного дома до 1 июня 2017 года со ссылкой на настоящее постановление (пункт 2.1). В случае, если собственники помещений, расположенных в указанном многоквартирном жилом доме, в установленный срок не осуществили снос многоквартирного дома, комитету по жилищной политике администрации Волгограда предписано подготовить проект постановления администрации Волгограда об изъятии земельного участка, занимаемого многоквартирным жилым домом, для муниципальных нужд и помещений в указанном многоквартирном жилом доме.
Однако до настоящего времени решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, а также жилых помещений, находящихся в указанном многоквартирном доме, органом местного самоуправления не принято.
Установленные судом обстоятельства следуют из пояснений сторон и подтверждаются материалами дела.
Разрешая спорные правоотношения и частично удовлетворяя иск прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что администрация Волгограда является органом, в обязанности которого входит принятие решения об изъятии земельного участка и недвижимого имущества, направление собственникам жилых помещений проекта соглашения об изъятии жилого помещения в жилом доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, незаконное бездействие с 2015 года данного органа местного самоуправления нарушает жилищные права истца ФИО1 В связи с чем суд удовлетворил требования о возложении на администрацию Волгограда обязанности принять решение об изъятии земельного участка, занимаемого многоквартирным домом <адрес> и заключить с ним соглашение об изъятии принадлежащего ему жилого помещения – <адрес>, с выплатой возмещения за изымаемое жилое помещение.
Определяя размер выкупной цены жилого помещения, подлежащей взысканию в пользу истца, суд руководствовался выводами заключения эксперта ООО «Независимая экспертная оценка Волга» от 28 января 2020 года № <...>сэ, в соответствии с которым рыночная (выкупная) стоимость квартиры <адрес> составляет 1 955 600 рублей.
Кроме того, судом, в соответствии с положениями статей 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 6 статьи 32 ЖК РФ, прекращено право собственности ФИО1 на спорное жилое помещение с признанием права собственности на него за муниципальным образованием городской округ город-герой Волгоград с момента выплаты возмещения в полном размере, а также на истца возложена обязанность передать в муниципальную собственность муниципального образования городской округ город-герой Волгоград указанное изымаемое жилое помещение.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, соответствующими требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела.
Ссылки ответчика на включение жилого дома <адрес> в адресную программу со сроком исполнения до 31 декабря 2023 года, а также на несоблюдение процедуры выкупа, содержащиеся в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о незаконности принятого решения, поскольку включение жилого дома в указанную программу не лишает собственника права на получение выкупной цены принадлежащего ему жилого помещения, учитывая длительное непринятие администрацией г.Волгограда мер, предусмотренных статьей 32 Жилищного кодекса РФ.
Доводы ответчика о невозможности изъятия спорного земельного участка, поскольку он не сформирован и не поставлен на государственный кадастровый учет, не могут быть приняты во внимание поскольку в силу ст. статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации процедура изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд предполагает, в том числе принятие уполномоченным органом решения об изъятии земельного участка, его формирование и кадастровый учет объекта недвижимого имущества.
Доводы апелляционной жалобы администрации Волгограда об отсутствии финансирования не исключают обязанности органа местного самоуправления по изъятию у собственников аварийного жилья такого жилого помещения и выплаты им соответствующей денежной компенсации.
Вместе с тем, с учетом времени необходимого для осуществления действий судебная коллегия находит установленный судом срок в 30 дней для исполнения решения суда в части принятия решения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и заключения с ФИО1 соглашения об изъятии жилого помещения не разумным, поэтому в соответствии с положениями статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным изменить решение суда первой инстанции в данной части и установить срок исполнения решения суда в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Оснований к отмене или изменению решения суда в остальной части по доводам апелляционной жалобы у судебной коллегии не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г.Волгограда от 3 марта 2020 года – изменить, изложить абзацы 2 и 3 резолютивной части решения суда в следующей редакции:
Обязать администрацию Волгограда принять решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен дом <адрес> в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать администрацию г. Волгограда заключить с ФИО1 соглашение об изъятии жилого помещения - <адрес> в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, с выплатой возмещения за счет средств казны муниципального образования городского округа город-герой Волгоград в размере 1955 600 рублей.
В остальной части решение Центрального районного суда г.Волгограда от 3 марта 2020 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Волгограда в лице представителя ФИО3 – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи