ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2515/2023 от 14.11.2023 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело №2-2515/2023 (№33-4808/2023) судья Тутукина О.Ю.

УИД: 69RS0038-03-2023-004583-83

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 ноября 2023 года город Тверь

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе: председательствующего судьи Буланкиной Л.Г.,

судей Кондратьевой А.В. и Гудковой М.В.,

при секретаре судебного заседания Волкове И.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании

по докладу судьи Кондратьевой А.В.

гражданское дело по апелляционной жалобе администрации города Твери на решение Московского районного суда города Твери от 07 сентября 2023 года, которым постановлено:

«Обязать Министерство социальной защиты населения Тверской области в рамках компетенции обеспечить финансирование расходов администрации города Твери, связанных с предоставлением Антипову А.С.ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенного применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.

Обязать администрацию города Твери в рамках компетенции предоставить Антипову А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений».

Судебная коллегия

установила:

Антипов А.С. обратился в суд с иском к администрации города Твери, Министерству социальной защиты населения Тверской области, в котором просил возложить на ответчиков обязанность обеспечить его жилым помещением как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

В обоснование иска указано, что Антипов А.С. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включен в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, до настоящего времени жильем не обеспечен.

В судебное заседание истец Антипов А.С. не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Тверской области в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. Из представленного отзыва на исковое заявление следует, что Антипов А.С. состоит на учете в реестре лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. В список лиц, которым в 2023 году будет приобретено жилье за счет средств областного и федерального бюджетов Антипов А.С. не вошел по причине недостаточности средств.

Представитель ответчика администрации города Твери в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГКУ Тверской области «Центр социальной поддержки населения» города Твери в судебное заседание не явился, письменно просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, одновременно указав, что ГКУ Тверской области «Центр социальной поддержки населения» города Твери в состав комиссии по приобретению указанной категории граждан жилых помещений не входит, вопросами приобретения жилья не занимается.

Судом постановлено приведенное выше решение, которое администрация города Твери просит изменить, указав, что обязанность по предоставлению Антипову А.С. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений возникает после обеспечения Министерством социальной защиты населения Тверской области соответствующего финансирования в необходимом объеме.

В жалобе с ссылками на положения постановления Правительства Тверской области от 26 февраля 2013 года №62-пп «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» апеллянтом приводятся доводы о том, что приобретение администрацией жилого помещения для Антипова А.С. возможно только после включения последнего в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, выделения из бюджета Тверской области соответствующей субвенции и проведения конкурентных процедур. В противном случае у апеллянта будут отсутствовать законные основания для проведения мероприятий по приобретению жилого помещения в установленный судебным постановлением срок.

В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения дела в соответствии с требованиями статей 113-118 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не явились, о причинах неявки не сообщили, с ходатайством об отложении судебного заседания не обратились.

На основании статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебной коллегией определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав судью-докладчика, проверив материалы дела, законность и обоснованность обжалуемого решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая заявленный спор и удовлетворяя исковые требования истца, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Тверской области от 06 февраля 2013 года №2-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Тверской области от 07 декабря 2011 года №78-ЗО «О наделении органов местного самоуправления Тверской области государственными полномочиями Тверской области по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан», Закона Тверской области от 29 ноября 2022 года №69-30 «О дополнительной мере социальной поддержки лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Тверской области, и о внесении изменений в отдельные законы Тверской области», принимая во внимание наличие у Антипова А.С. права на однократное обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда и наличия у Министерства социальной защиты населения Тверской области и администрации города Твери неисполненной обязанности по предоставлению ему такого жилья, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.

Судебная коллегия в целях соблюдения принципа исполнимости судебного постановления, направленного на защиту права истца на жилище, полагает необходимым в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 №16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» и абзацем 2 части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах законности выйти за пределы доводов апелляционной жалобы администрации города Твери.

В соответствии с частями 4, 5 статьи 19 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Согласно части 2 статьи 63 указанного закона финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации путем предоставления субвенций местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.

Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации распределяются в соответствии с едиными для каждого вида субвенции методиками, утверждаемыми законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями Кодекса, между всеми муниципальными образованиями субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления которых осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия, пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, другим показателям и с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг в муниципальных образованиях.

Распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.

В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований.

Согласно пункту 8 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

В силу положений статей 2 и 3 Закона Тверской области от 07 декабря 2011 года №78-ЗО «О наделении органов местного самоуправления Тверской области по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Тверской области наделены государственными полномочиями по обеспечению благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет.

Согласно статьям 4 и 5 во взаимосвязи со статьей 6 Закона Тверской области от 07 декабря 2011 года №78-ЗО «О наделении органов местного самоуправления Тверской области по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» названные полномочия органами местного самоуправления осуществляются за счет финансовых и материальных средств, выделяемых из областного бюджета в виде соответствующих субвенций.

Таким образом, исполнение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций.

Независимо от наличия/отсутствия судебного постановления о предоставлении жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения, жилые помещения таким лицам предоставляются в соответствии Порядком предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений по договорам социального найма специализированных жилых помещений, утвержденным постановлением Правительства Тверской области от 26 февраля 2013 года №62-пп (далее Порядок).

В рамках переданных полномочий администрация города Твери в пределах средств из областного бюджета Тверской области, предоставляемых в виде субвенций бюджетам муниципальных образований Тверской области на реализацию государственных полномочий Тверской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляет приобретение жилых помещений для названной категории лиц, включенных в список на обеспечение жилыми помещениями на очередной финансовый год.

Таким образом, администрация города Твери в рамках переданных полномочий осуществляет приобретение жилых помещений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей исключительно в пределах средств из областного бюджета, предоставляемых в виде субвенций, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.

При изложенном выше, исполнение администрацией города Твери обязанности по предоставлению Антипову А.С. специализированного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения возможно только при соблюдении определенных условий, а именно: включение его в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями на соответствующий финансовый год, выделение из областного бюджета денежных средств на приобретение жилого помещения в соответствующем финансовом году.

Кроме того, приобретение жилых помещений в муниципальную собственность для их дальнейшего предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей на условиях договора социального найма за счет субвенции, полученной из федерального и областного бюджета, осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» путем размещения специального муниципального заказа.

После государственной регистрации права собственности на приобретенные жилые помещения орган местного самоуправления заключает договоры найма специализированного жилого помещения с детьми-сиротами, включенными в список (абзац пятый пункта 8 Порядка).

Поскольку под исполнимостью судебного постановления понимается наличие реальной возможности у лица, на которого возложена определенная обязанность, исполнить указанную обязанность, постольку судебная коллегия, соблюдая баланс интересов сторон, исходя из установленных по делу обстоятельств, принимая во внимание процедуру/порядок предоставление жилых помещений лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, процедуру/порядок приобретения жилых помещений в муниципальную собственность, оформление права муниципальной собственности на приобретаемое по возмездной сделке жилое помещение, регламентированные положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральным законом от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Порядка расходования субвенций, представленных из областного бюджета Тверской области бюджетам муниципальных образований Тверской области на реализацию переданных государственных полномочий Тверской области по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, утвержденного Постановлением Правительства Тверской области от 05 апреля 2012 года №142-пп, и требующих определенных процессуальных сроков, руководствуясь положениями части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным установить для Министерства социальной защиты населения Тверской области срок исполнения настоящего судебного постановления – 01 апреля 2024 года, для администрации города Твери - три месяца с даты предоставления Министерством социальной защиты населения Тверской области субвенции на реализацию государственных полномочий Тверской области по обеспечению жилым помещением Антипову А.С.

Указанные сроки исполнения судебного постановления с учетом необходимости соблюдения процедуры приобретения жилого помещения (в том числе порядка предоставления субвенций) и его последующего предоставления, является разумным, не затрагивает существо конституционных прав сторон, соблюдает баланс интересов, как должников, так и взыскателя.

В соответствии с частью 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

апелляционную жалобу администрации города Твери удовлетворить.

Решение Московского районного суда города Твери от 07 сентября 2023 года изменить, изложив его резолютивную часть в следующей редакции:

«Обязать Министерство социальной защиты населения Тверской области в рамках компетенции обеспечить финансирование расходов администрации города Твери, связанных с предоставлением Антипову А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенного применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений в срок до 01 апреля 2024 года.

Обязать администрацию города Твери в рамках компетенции предоставить Антипову А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений в течении трех месяцев с даты предоставления Министерством социальной защиты населения Тверской области субвенции на реализацию государственных полномочий Тверской области по обеспечению жилым помещением Антипова А.С.».

Мотивированное апелляционное определение составлено 21 ноября 2023 года.

Председательствующий

Судьи: