Председательствующий по делу Дело № 33-1995/2020
№ 2-257/2020 (75RS0001-01-2019-008841-20)
судья Копеистова О.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Ревенко Т.М.
судей краевого суда Щаповой И.А.
ФИО1
при секретаре Зыряновой В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 23 июля 2020 года гражданское дело по иску Военного прокурора Читинского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ о понуждении к регистрации права собственности на объект недвижимого имущества,
по апелляционному представлению Врио военного прокурора Читинского гарнизона М.И.Ю.
на решение Центрального районного суда города Читы от 4 марта 2020 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований отказать».
Заслушав доклад судьи Щаповой И.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Заместитель военного прокурора Читинского гарнизона К.С.В. обратился в суд с иском, ссылаясь на то, что Военной прокуратурой Читинского гарнизона в октябре 2019 года проведена проверка исполнения должностными лицами ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ требований законодательства о сохранности федеральной собственности при регистрации вещных прав на находящиеся на балансовом учете объекты недвижимого имущества. На основании приказа Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010 года №1871 «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации» ФГУ «Читинская квартирно-эксплуатационная часть района» реорганизовано путем присоединения к ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России. Во исполнение указанного распорядительного акта объекты федерального недвижимого имущества, ранее находившиеся на балансовом учете ФГУ «Читинская квартирно-эксплуатационная часть района», в том числе объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: <адрес>, переданы на балансовый учет ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России. В ходе проверки установлено, что в нарушение ст. 130, 131, 132, 133.1, 164 Гражданского кодекса РФ, ст. 1 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» право собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: <адрес> не зарегистрировано. Отсутствие зарегистрированных вещных прав на указанный объект недвижимого имущества создает предпосылки к его отчуждению из собственности Российской Федерации. Просил суд возложить на ФГКУ «Сибирское ТУИО» Минобороны России обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести через уполномоченный орган государственную регистрацию права собственности Российской Федерации и оперативного управления на объект недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.5-6).
Определением суда от 21 января 2020 года к участию в деле на стороне ответчика в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия (л.д.41-42).
Судом постановлено приведенное выше решение (л.д.53-57).
В апелляционном представлении Врио военного прокурора Читинского гарнизона М.И.Ю. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме. Указывает, что предметом иска является понуждение ФГКУ «СибТУИО» МО РФ к выполнению действий, связанных с регистрацией права собственности Российской Федерации и оперативного управления на объект недвижимого имущества в соответствии с ч.6 ст.1, ч.2 ст.69 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и ч.1 ст.131 ГК РФ. Вместе с тем, суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, руководствуясь лишь положениями ст. 209 ГК РФ, не относящимися к предмету спора, пришел к выводу, что исковое заявление не содержит информации о том, какие права РФ нарушены. При этом исковые требования не направлены на признание какого-либо права, а направлены на выполнение ответчиком обязательной для него в силу закона процедуры регистрации права собственности и иных вещных прав, которую ответчик на момент судебного разбирательства в суде первой инстанции в отношении спорной квартиры не завершил. Полагает, что при разрешении спора, применению подлежали положения ч.6 ст.1, ст.69 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и ч.1 ст.131 ГК РФ, которые содержат указания на обязательность регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимое имущество. Положения законодательства не содержат какого-либо указания на то, что регистрация прав, возникающих в силу закона, на объекты недвижимости проводится по желанию их обладателей. Часть 2 статьи 69 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» устанавливает лишь перечень лиц, которые вправе инициировать процедуру регистрации прав в ЕГРН. Таким образом, регистрация права собственности РФ и оперативного управления на спорную квартиру обязательна. Судом первой инстанции не применен закон, подлежащий применению. Отмечает, что отсутствие регистрации права собственности и иных вещных прав на спорную квартиру является прямой предпосылкой к ее отчуждению из собственности РФ, в том числе путем совершения преступных действий посторонними лицами либо в силу приобретательной давности на основании ст. 234 ГК РФ. Кроме того, в решении суда указано на выполнение ответчиком действий с целью внесения сведений о регистрации прав в ЕГРН. Однако в ходе судебного разбирательства установлено, что регистрационный орган приостановил рассмотрение заявления Учреждения о регистрации прав на спорную квартиру, ввиду не предоставления ответчиком правоустанавливающих документов на данный объект недвижимости. Судом не учтено, что принятые ответчиком действия не гарантируют положительного результата. Однако, приняв решение об отказе в удовлетворении иска, суд однозначно лишил истца возможности повторно обратиться в суд с теми же требованиями в случае дальнейшей не регистрации соответствующих прав на спорную квартиру (л.д.63-66).
В судебное заседание стороны, извещенные о дне и времени рассмотрения дела надлежащим образом, не явились, о причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела ходатайств не заявляли.
Руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с требованиями ч.ч.1,2 ст.327.1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. п. 3, 4 п. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда обстоятельствам дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как разъяснено в п. п. 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 года г. № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Принятое по делу решение суда не отвечает приведенным требованиям.
Как следует из материалов дела, распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Читинской области от 11 мая 2005 года № 422 утвержден перечень имущества Российской Федерации, поступившего в установленном порядке на баланс на праве оперативного управления Читинской КЭЧ, включающий 1-комнатную квартиру по адресу: <адрес> расположенная в многоквартирном жилом доме 2001 года постройки (л.д.11-14).
Приказами Министра обороны Российской Федерации от 06 июля 2010 года № 756 от 5 июля 2010 года Государственное учреждение «Читинская квартирно-эксплуатационная часть района» переименована в Федеральное государственное учреждение «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (л.д.15).
В октябре 2019 года по обращению товарищества собственников жилья «Норд» (<адрес>), по поводу уплаты взносов на капитальный ремонт (л.д.7-8), военной прокуратурой Читинского гарнизона проведена проверка, выявившая отсутствие регистрации права собственности Российской Федерации и оперативного управления за ФГКУ «Сибирское ТУИО» МО РФ на спорную квартиру (л.д.9-10).
<Дата> Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю уведомило ФГКУ «Сибирское ТУИО» МО РФ о приостановлении государственной регистрации прав с <Дата> до <Дата> действий по государственной регистрации прав на спорную квартиру в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на объект недвижимости (л.д.34).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности зарегистрировать права на спорную квартиру, при этом исходил из недоказанности военным прокурором конкретных фактов, свидетельствующих о нарушении прав собственности Российской Федерации на жилое помещение, а также из того, что ФГКУ «Сибирское ТУИО» МО РФ были предприняты все необходимые меры к регистрации прав собственности Российской Федерации.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда, в силу следующего.
В соответствии с положениями пунктов 1 и 3 статьи 125 Гражданского кодекса РФ права собственника от имени Российской Федерации могут осуществлять государственные органы, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Из пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» следует, что Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Минобороны России в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Минобороны России организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в том числе функции: закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в оперативном управлении или хозяйственном ведении подведомственных федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, дает задания по его использованию в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; организует в установленном порядке работы по регистрации соответствующих прав на указанные земельные участки и объекты (подпункта "ж" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом").
В силу части 6 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).
Согласно части 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В силу части 6 статьи 1, части 1 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК РФ. Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно положениям статей 1, 11, 11.1 и 26 Федерального закона «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, распоряжением Территориального управления по Читинской области Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 11 мая 2005 года № 422 утвержден перечень имущества Российской Федерации, поступившего в установленном порядке на баланс на праве оперативного управления Читинской КЭЧ согласно приложению. В перечне государственного имущества Российской Федерации, поступившего в установленном порядке на баланс на праве оперативного управления Читинской КЭЧ числятся <адрес> (л.д. 12-14).
Приказами Министра обороны Российской Федерации №756 от 06 июля 2010 года, от 17 декабря 2010 года № 1871, распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2012 года № 422-р, Читинская КЭЧ переименована и реорганизована в федеральное государственное учреждение «Сибирское территориальное управление имущественных отношений МО РФ (л.д.15-16).
Распорядительным актом объекты федерального недвижимого имущества, ранее находившиеся на балансовом учете ФГУ «Читинская квартирно-эксплуатационная часть района» переданы на балансовый учет федерального государственного учреждения «Сибирское территориальное управление имущественных отношений МО РФ.
Пунктами 19 и 20 Устава ФГКУ «Сибирское ТУИО» МО РФ, утвержденного Министром обороны Российской Федерации 25 мая 2012 года, установлено, что основной целью деятельности учреждения решение и выполнение задач по организации учета, контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил, для чего учреждение осуществляет действия по оформлению и государственной регистрации прав на недвижимое имущество Вооруженных Сил, получению кадастровых паспортов и иных документов, а также осуществляет действия по внесению и исключению из реестра федерального имущества движимого и недвижимого имущества закрепленного собственником за Учреждением.
В ответе на запрос ФГКУ «Сибирское ТУИО» МО РФ Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальском крае сообщило о состоящем на учете в реестре федерального имущества, закрепленном на балансе на праве оперативного управления за ФГКУ «Сибирское ТУИО» МО РФ, объекте недвижимости - квартиры по адресу: <адрес> под номером №, с основанием возникновения права собственности Российской Федерации - Федеральный закон от 31.05.1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» (л.д.32-33).
Сведений о снятии квартиры с учета и не использовании ее в качестве служебной, для проживании военнослужащих и членов их семей, в материалах дела не имеется.
В полученной по запросу судебной коллегии выписке из ЕГРН по состоянию на 15 июля 2020 года указано об отсутствии зарегистрированных прав на спорную квартиру площадью <данные изъяты> кв.м., поставленную на кадастровый учет 26 ноября 2011 года с кадастровым номером №.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с доводами военного прокурора, что отсутствие регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся на балансе ФГКУ «Сибирское ТУИО» МО РФ, нарушает приведенные положения закона о необходимости государственной регистрации права собственности и других вещных права на недвижимое имущество и свидетельствует о несоблюдении имущественных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Указанные в решении суда выводы не могут быть приняты как достаточные основания для отказа в иске, поскольку ответчик является специально созданным учреждением, его основной задачей является оформление и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество Вооруженных Сил, в силу чего для ФГКУ «Сибирское ТУИО» МО РФ такая регистрация является обязательной.
Принятые ответчиком меры по оформлению государственной регистрации права, с последующей ее приостановкой и отказе в регистрации прав, после принятия иска военного прокурора к рассмотрению, также не исключает удовлетворение иска, поскольку не препятствует повторному обращению ФГКУ «Сибирское ТУИО» с таким же заявлением с приложением необходимых документов, кроме того, ответчик не лишен права обжалования действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в судебном порядке.
При таком положении решение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решение об удовлетворении исковых требований военного прокурора. Указанный в иске срок исполнения в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, в данном случае – со дня принятия апелляционного определения, судебная коллегия находит достаточным для выполнения заявленных требований.
Руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное представление Врио военного прокурора Читинского гарнизона удовлетворить.
Решение Центрального районного суда города Читы от 4 марта 2020 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования Военного прокурора Читинского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ удовлетворить.
Обязать Федеральное государственное казенное учреждение «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести через уполномоченный орган государственную регистрацию права собственности Российской Федерации и оперативного управления на объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: <адрес>.
Председательствующий:
Судьи: