Судья Шабалина Н.В. Дело №33-5474/2022 2.082
Дело № 2-2617/2021 УИД 24RS0056-01-2021-000033-04
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
КРАСНОЯСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
11 мая 2022 года Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Киселевой А.А.,
судей Баимовой И.А., Беляковой Н.В.
при ведении протокола помощником судьи Блиновой М.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Баимовой И.А.
гражданское дело по иску прокурора Кировского района города Красноярска в интересах ФИО1 к Краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения» о признании действий незаконными, возложении обязанности,
по апелляционной жалобе материального истца ФИО1,
на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 22 сентября 2021 года, которым постановлено:
«Прокурору Кировского района города Красноярска в интересах ФИО1 в удовлетворении исковых требований к Краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения» о признании действий по начислению мер социальной поддержки на оплату коммунальной услуги по отоплению с применением нормативов потребления, возложении обязанности по перерасчету меры социальной поддержки на оплату коммунальной услуги по отоплению за 2019 год отказать».
Заслушав докладчика, судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор Кировского района г. Красноярска обратился в суд в интересах ФИО1 с иском к КГКУ «УСЗН» о признании действий незаконными, возложении обязанности, мотивируя свои требования следующим.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка по обращению ФИО1 о нарушениях КГКУ «УСЗН» законодательства при предоставлении гражданам компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Установлено, что ФИО1 зарегистрирована в жилом помещении, расположенном по адресу: г<адрес>, общей площадью 60,1 кв.м., принадлежащей ей на праве собственности (1/3 доля в праве), является инвалидом II группы, получателем мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг. В этой связи сторона истца полагает, что применение нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению при расчете компенсации расходов на оплату коммунальных услуг недопустимо, как в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым прибором учета, так и не оборудованном им. Согласно п. 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, в случае наличия в многоквартирном доме общедомового прибора учета тепловой энергии размер платы за коммунальную услугу по отоплению в течение расчетного года рассчитывается, исходя из среднемесячного объема потребляемой тепловой энергии на нужды отопления, определенного по показаниям общедомового прибора учета за предыдущий год. Размер платы за коммунальную услугу по отоплению подлежит корректировке один раз в год исполнителем в соответствии с настоящими Правилами. Таким образом, норматив потребления коммунальной услуги по отоплению при оплате коммунальной услуги собственниками жилых помещений многоквартирного дома, оборудованного общедомовым прибором учета тепловой энергии, применению не подлежит. В связи с чем, норматив не может быть применен и при начислении размера компенсации за данную коммунальную услугу. В случае отсутствия в многоквартирном доме общедомового прибора учета плата начисляется, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, установленному для каждого типа многоквартирного дома. Объем потребления тепловой энергии на нужды отопления не зависит от потребителя, поскольку регулирование системы теплоснабжения происходит в связи с температурой наружного воздуха с учетом температурного графика подачи тепловой энергии. При снижении температуры наружного воздуха, объем потребления тепловой энергии, увеличивается, и происходит увеличение платежа за услуги отопления, исходя из объема фактически потребленной тепловой энергии. Кроме того, возможность перерасчета коммунальной услуги по отоплению многоквартирных домов, не оборудованных общедомовым прибором учета тепловой энергии, законодательством не предусмотрена (лишь в случае отсутствия коммунальной услуги определенный период времени либо при ее оказании ненадлежащего качества). Поскольку у собственников жилых помещений многоквартирного дома отсутствует фактическая возможность потребления тепловой энергии выше нормативов потребления, компенсация коммунальной слуги по отоплению подлежит начислению КГКУ «УСЗН», исходя из 50% оплаты коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья независимо от наличия либо отсутствия общедомового прибора учета тепловой энергии. Вместе с тем, ответчиком при начислении компенсации на оплату услуги по отоплению к многоквартирным домам, как оборудованным, та и не оборудованным общедомовыми приборами учета применяется самовольно установленная так называемая «нормативная стоимость», в пределах которой предоставляется данная компенсация. Указанная сумма, по мнению КГКУ «УСЗН», является максимально возможной, от которой должен быть произведен расчет компенсации. При таких обстоятельствах, КГКУ «УСЗН» при перерасчете компенсации не учитываются суммы перерасчета в сторону увеличения, в случае, если общая сумма в итоге превышает рассчитанную КГКУ «УСЗН» нормативную стоимость. Так, согласно ответу ТО КГКУ «УСЗН» по Кировскому району г.Красноярска Красноярского края на обращение ФИО1, в 2019 году в период с января по июнь нормативная стоимость по услуге отопления составляла 2286,84, в период с июля по декабрь – 2349,16 руб. После поступления данных от ООО УК «Павловский» произведен перерасчет ранее назначенной и выплаченной компенсации, в тех месяцах, где перерасчет произведен в сторону увеличения, произведена доплата только до нормативной стоимости, в те месяцы, где перерасчет в сторону уменьшения, произведено удержание. По произведенным расчетам учреждением при выплате мер социальной поддержке ФИО1 в апреле и мае 2020 года удержана общая сумма в размере 2485,12 руб.
В этой связи, прокурор просил признать незаконным действия КГКУ «УСЗН» по начислению мер социальной поддержки на оплату коммунальной услуги по отоплению ФИО1 с применением нормативов потребления, обязать ответчика произвести перерасчет мер социальной поддержки на оплату коммунальной услуги по отоплению за жилое помещение <адрес> за 2019 год в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в размере 50 процентов платы за коммунальные услуги, рассчитанной, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета).
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе материальный истец ФИО1 просит решение отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, указывая, что компенсация коммунальной услуги по отоплению подлежит начислению, исходя из 50 процентов оплаты коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья независимо от наличия либо отсутствия ОДПУ тепловой энергии, в связи с чем КГКУ «УСЗН» неверно произвел начисление вышеуказанной компенсации за спорный период.
В поступивших возражениях представитель ответчика КГКУ «УСЗН», представитель третьего лица Министерства социальной политики Красноярского края просят оставить решение без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Признав возможным рассматривать дело в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных своевременно и надлежащим образом о месте, дате и времени его рассмотрения, не заявивших об уважительной причине неявки в судебное заседание и не ходатайствовавших об отложении рассмотрения дела, проверив материалы дела и решение суда первой инстанции, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя процессуального истца, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72, части 2 и части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации социальная защита граждан находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В статье 160 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов (часть 1).
К числу граждан, на которых распространяется такая мера социальной поддержки, как компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, в числе прочих относятся инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов.
Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 13 статьи 17 Закона о социальной защите инвалидов инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя, в том числе, платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.
Положениями статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (часть 1). Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (часть 2). Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (часть 6).
Таким образом, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, за счет средств соответствующих бюджетов.
При этом федеральные нормы не содержат формы и конкретного механизма предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан; полномочия по их определению федеральным законодателем переданы субъектам Российской Федерации.
В целях реализации приведенных норм закона и обеспечения прав граждан по предоставлению им мер социальной поддержки на территории Красноярского края принят Закон Красноярского края от 17 декабря 2004 г. N 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг".
Согласно части 1 статьи 7 Закона Красноярского края от 17.12.2004 № 13-2804 (в редакции Закона Красноярского края от 11.07.2019 № 7-2934), меры социальной поддержки граждан по оплате жилья и коммунальных услуг, установленные в соответствии со статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", полномочия по предоставлению которых переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, предоставляются в форме компенсаций.
Порядок платы за коммунальную услугу по отоплению определен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Согласно абз. 1 п. 42(1) Правил N 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В соответствии с абз. 4 п. 42(1) Правил N 354 многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым)_ прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения N 2 к настоящим Правилам, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (далее КПУ).
Утверждение нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе коммунальной услуги по отоплению, осуществляется в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 (далее - Правила установления нормативов).
В соответствии с пунктом 3 Правил установления нормативов нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов РФ, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов РФ (далее - уполномоченный орган). На территории Красноярского края уполномоченным органом по установлению нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению до 01.01.2021 являлось Правительство Красноярского края, с 01.01.2021 министерство промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края.
Согласно пункту 11 Правил установления нормативов нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, указанные нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением № 2 к Правилам установления нормативов.
В соответствии с таблицей 6 приложения № 2 к Правилам установления нормативов, в отношении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в качестве конструктивных и технических параметров используются: этажность многоквартирного (жилого) дома, год постройки и материал стен многоквартирного (жилого) дома. Наличие либо отсутствие общедомового прибора учета тепловой энергии не является техническим параметром, используемым при разработке нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, следовательно, не учитывается при их установлении.
Пунктом 17(1) Правил установления нормативов определено, что в решении уполномоченных органов об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению указывается информация о продолжительности отопительного периода (количество календарных месяцев, в том числе неполных), определенного указанными органами для установления соответствующих нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению, утвержденных на отопительный период.
Нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению на территории города Красноярска в соответствии с перечисленными нормами жилищного законодательства были утверждены постановлением Правительства Красноярского края от 15.04.2014 №137-п «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях в многоквартирных домах и жилых домов на территории муниципального образования Красноярского края город Красноярск» (далее - Постановление края от 15.04.2014 № 137-п). С января 2021 года такие нормативы утверждены приказом министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края от 04.12.2020 № 14-36н «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях в многоквартирных домах и жилых домов на территории Красноярского края».
При этом Постановление № 354, регулирующее вопросы предоставления гражданам коммунальных услуг, и Правила установления нормативов, регулирующие вопросы установления нормативов потребления коммунальных услуг, не распространяются на отношения, связанные с предоставлением гражданам социальных гарантий на оплату жилищно-коммунальных услуг в виде мер социальной поддержки по льготному статусу и субсидий с учетом доходов.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО1 является инвалидом II группы бессрочно, зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес> совместно с сыновьями. Истец является получателем мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 05.04.2001.
Обращаясь в суд с настоящим иском, прокурор указал на то, что ответчиком неправомерно при начислении компенсации на оплату услуги по отоплению применяется самовольно установленная, так называемая «нормативная стоимость», в пределах которой предоставляется данная компенсация. В этой связи, ФИО1 после поступления данных от ООО УК «Павловский» произведен перерасчет ранее назначенной и выплаченной компенсации за 2019 год, и неправомерно в тех месяцах, где перерасчет произведен в сторону увеличения, произведена доплата только до нормативной стоимости, а в те месяцы, где перерасчет в сторону уменьшения, произведено удержание. При этом сам расчет компенсации прокурором не оспаривался.
Вместе с тем, из пояснений стороны ответчика, данных в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, и представленного в материалы дела расчета следует, что для многоквартирного дома по ул. <адрес> при расчете социальных гарантий с января до июня 2019 г. территориальным отделением КГКУ «УСЗН» по Кировскому району в городе Красноярске применялся утвержденный постановлением Правительства Красноярского края от 15.04.2014 № 137-п норматив потребления коммунальной услуги по отоплению 0,0244 Гкал на 1 кв.м. площади жилья.
Размер в денежном выражении с января 2019 г. составил 30,09 руб. на 1 кв.м. (0,0244 Гкал на 1 кв.м. х 0,75 (коэффициент периодичности платежа) = 0,0183 х 1644,26 руб./Гкал (тариф на тепловую энергию, утвержденный приказом Региональной энергетической комиссии края от 19.12.2018 № 357-п).
С июля 2019 г. по июнь 2020 г. применялся утвержденный норматив потребления коммунальной услуги по отоплению, размер которого в денежном выражении составлял 30,91 руб. на 1 кв.м. (0,0244 Гкал на 1 кв.м. х 0,75 (коэффициент периодичности платежа) = 0,0183 х 1688,81 руб./Гкал (тариф на тепловую энергию, утвержденный приказом Региональной энергетической комиссии края от 19.12.2018 № 357-п).
С июля по август 2020 г. применялся утвержденный норматив потребления коммунальной услуги по отоплению, размер которого в денежном выражении составлял 32,33 руб. на 1 кв.м. (0,0244 Гкал на 1 кв.м. х 0,75 (коэффициент периодичности платежа) = 0,0183 х 1766,50 руб./Гкал (тариф на тепловую энергию, утвержденный приказом Министерства тарифной политики Красноярского края от 18.12.2019 № 416-п).
С сентября 2020 г. применяется утвержденный норматив потребления коммунальной услуги по отоплению, размер которого в денежном выражении составлял 43,10 руб. на 1 кв.м. (0,0244 Гкал на 1 кв.м. (норматив, утвержденный приказом Министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края от 04.12.2021 № 14-36н) х 1766,50 руб./Гкал (тариф на тепловую энергию, утвержденный приказом Министерства тарифной политики Красноярского края от 17.12.2020 № 294-п).
Дав оценку указанным обстоятельствам и применив нормы федерального и регионального законодательства, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку КГКУ «УСЗН», предоставляя ФИО1 компенсацию расходов на оплату коммунальной услуги по отоплению в 2019 году, не более норматива потребления такой услуги, действовало в соответствии с нормами права, регулирующими спорные правоотношения.
При этом суд верно указал, что как действующим федеральным, так и региональным законодательством предусмотрено предоставление компенсации и субсидии на оплату коммунальных услуг, в том числе отопления, помесячно в пределах нормативов потребления коммунальных услуг, в связи с чем сверхнормативное потребление коммунальных услуг, включая отопление, льготированию не подлежит.
Данные выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и исследованными судом доказательствам, которым дана верная оценка в соответствии со ст.ст. 56, 67 ГПК РФ. Оснований для переоценки выводов суда по доводам апелляционной жалобы стороны истца не имеется.
Ссылки апелляционной жалобы на аналогичные нарушения ответчика при начислении ветеранам труда и инвалидам мер социальной поддержки на оплату коммунальной услуги по отоплению, проживающих по адресу: <адрес>, в отношении которых прокуратурой Кировского района г. Красноярска было вынесено представление об их устранении, повлекшее перерасчет ответчиком мер социальной поддержки получателям, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку данные обстоятельства предметом спора по настоящему делу не являлись. Кроме того, доказательств того, что прокуратурой Кировского района г. Красноярска были выявлены аналогичные нарушение при начислении спорных компенсаций ранее, в материалы дела не представлено.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия не принимает во внимание доводы апелляционной жалобы о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку они исследовались судом, основаны на неправильном толковании и понимании норм материального права, не опровергают правильных выводов суда и не могут являться основанием для отмены судебного решения.
Процессуальных нарушений, влекущих вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Красноярска от 22 сентября 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Апелляционное определение изготовлено 12 мая 2022 года.