ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-2649/4-2021 от 20.10.2021 Магаданского городского суда (Магаданская область)

И.о. мирового судьи судебного участка № 4 Дело № 2-2649/4-2021

Магаданского судебного района № 22-283/2021

Магаданской области

Сердюкова И.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

20 октября 2021 г. г. Магадан

В составе председательствующего судьи Ефремова О.Б.,

при секретаре Сукниновой Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Магаданского городского суда в г. Магадане гражданское дело по апелляционной жалобе Панченко Елены Анатольевны на решение и.о. мирового судьи судебного участка № 4 Магаданского судебного района Магаданской области от 12 июля 2021 г. по гражданскому делу иску Панченко Елены Анатольевны к акционерному обществу «Авиакомпания Сибирь» о взыскании стоимости неиспользованного авиабилета,

УСТАНОВИЛ:

Панченко Е.А. обратилась к мировому судье с исковым заявлением к акционерному обществу «Авиакомпания Сибирь» о взыскании стоимости неиспользованного авиабилета. В обоснование предъявленных в суд требований указала, что через мобильное приложение авиакомпании АО «Авиакомпания Сибирь» S7 Airlines приобрела авиабилеты по маршруту Новосибирск (Толмачево) – Магадан (Сокол) на 23 декабря 2020 г., время вылета 23 часа 40 минут. Стоимость авиабилета составила 18337 рублей 00 копеек. Однако воспользоваться авиабилетом истец не смогла, 23 декабря 2020 г. выехала на автобусе из г. Кемерово в 15 часов 10 минут в аэропорт Толмачево г. Новосибирска. Время прибытия в аэропорт в билете указано 19 час. 40 мин., то есть за 4 часа до вылета самолета. Но на участке автодороги Северный обход г. Новосибирск с 54 км по 57 км из-за сложных метеоусловий, начавшейся метели, автобус закрутило и он съехал в кювет. Через некоторое время пассажиров данного автобуса пересадили в другой автобус, но из-за ДТП, произошедших на дороге, пассажиры просидели 2 часа, после чего отправились в аэропорт. Истец зарегистрировалась на рейс через мобильное приложение S7 Airlines, было присвоено место 24 С. Посадка в самолет началась в 23 час. 09 мин. В 23 час. 20 мин. истец находилась в аэропорту. Однако, подойдя к зоне досмотра, сотрудники аэропорта потребовали предъявить посадочный талон, который у истца был только в приложении в телефоне. В результате чего, использовать и обменять авиабилет истец не смогла. Истец обратилась с претензией в АО «Авиакомпания «Сибирь» S7 Airlines за возвратом денежных средств, на которую пришел отказ в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, просила взыскать с ответчика стоимость неиспользованного авиабилета в размере 18337 руб. 00 коп.

Решением мирового судьи от 12 июля 2021 г. в удовлетворении исковых требований истцу отказано.

С данным решением истец не согласилась, в апелляционной жалобе просит обжалуемое судебное решение отменить и принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме. Полагает, что мировым судьей не принято во внимание, что опоздание на рейс произошло по независящим от истца причинам, истцом были предприняты все меры по соблюдению правил воздушных перевозок.

Истец, представитель ответчика, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.

Суд апелляционной инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 327, частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие сторон по делу.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

В соответствии со ст. 784, 786, 790, 795 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное. По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией. Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами. За перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

В соответствии с пунктом 2 статьи 105 Воздушного кодекса Российской Федерации договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза или договор воздушной перевозки почты удостоверяется соответственно билетом и багажной квитанцией в случае перевозки пассажиром багажа, грузовой накладной, почтовой накладной.

Пунктом 1 статьи 102 Воздушного кодекса Российской Федерации установлено, что перевозчики при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.

Согласно пункту 1 статьи 116 Воздушного кодекса Российской Федерации перевозчик несет ответственность перед пассажиром воздушного судна и грузовладельцем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза или договором воздушной перевозки почты.

Статьей 793 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность стороны в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке, установленная настоящим Кодексом, транспортными уставами, кодексами и иными законами, а также соглашением сторон.

В силу пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательство, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Как установлено судом, Панченко Е.А. приобрела через мобильное приложение авиакомпании АО «Авиакомпания Сибирь» S7 Airlines авиабилет по маршруту Новосибирск (Толмачево) - Магадан (Сокол) на 23 декабря 2020 г., время вылета 23 час. 40 мин. Стоимость авиабилета составила 18337 руб. 00 коп.

23 декабря 2020 г. в 15 час. 10 мин. Панченко Е.А. выехала на автобусе из г. Кемерово в аэропорт Толмачево г. Новосибирска. Время прибытия в аэропорт в билете указано 19 час. 40 мин., то есть за 4 часа до вылета самолета. Однако на участке автодороги Северный обход г. Новосибирск с 54 км по 57 км из-за сложных метеоусловий, начавшейся метели, автобус съехал в кювет. Позже пассажиров данного автобуса пересадили в другой автобус, но из-за ДТП, произошедших на дороге, пассажиры просидели 2 часа, после чего отправились в аэропорт.

Поскольку истец опаздывала на рейс, она произвела онлайн регистрацию на рейс через мобильное приложение S7 Airlines.

Согласно п. 81 Правил № 82, утвержденных Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" (далее ФАП-82) регистрация пассажиров и оформление багажа на рейсы в аэропорту на стойках регистрации заканчивается не ранее чем за 40 минут до времени отправления воздушного судна по расписанию или по плану (графику) чартерных перевозок.

Согласно п. 90, 91 ФАП-82 пассажир должен прибыть к выходу на посадку на борт воздушного судна не позднее времени окончания посадки на рейс, указанного в посадочном талоне. Посадка пассажира на борт воздушного судна производится при предъявлении пассажиром посадочного талона на соответствующий рейс.

Пассажиру, опоздавшему ко времени окончания регистрации пассажиров и оформления багажа или посадки в воздушное судно, может быть отказано в перевозке данным рейсом.

В соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 108 Воздушного кодекса Российской Федерации если пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки после окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, пассажиру не возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата.

Согласно технологической карте рейса 5219 время вылета указано 23 часа 40 минут 23 декабря 2020 г. Время начало посадки 23 часа 00 минут, время окончания посадки 23 часа 20 минут. Фактически посадка окончена в 23 часа 24 минуты 23 декабря 2020 г.

Таким образом, Панченко Е.А. прибыла в аэропорт Толмачева г. Новосибирска в 23 часа 20 минут 23 декабря 2020 г., до момента окончания посадки оставалось 4 минуты, и прошла на досмотр без получения посадочного талона на стойке регистрации.

Согласно п. 78 ФАП-82 пассажир допускается к перевозке при наличии билета, оформленного должным образом.

Согласно п. 84 ФАП-82 при регистрации пассажира в аэропорту или в пункте регистрации, расположенном за пределами аэропорта, пассажиру выдается посадочный талон. При регистрации пассажира на интернет-сайте перевозчика в электронной форме посадочный талон пассажира оформляется в электронном виде и направляется пассажиру посредством способа связи, указанного пассажиром в соответствии с пунктом 14 настоящих Правил. При регистрации пассажира в электронной форме пассажиру по его выбору перевозчиком предоставляется право: распечатать посадочный талон самостоятельно; получить посадочный талон, оформленный на бумажном носителе, в аэропорту или в пунктах регистрации, расположенных за пределами аэропорта; использовать посадочный талон, оформленный в электронном виде, в случае, предусмотренном абзацем восьмым настоящего пункта.

Посадочный талон содержит инициалы и фамилию пассажира, номер рейса, дату отправления, время окончания посадки на рейс, номер выхода на посадку и номер посадочного места на борту воздушного судна. При необходимости в посадочном талоне дополнительно может указываться другая информация.

Посадочный талон, оформленный в электронном виде, используется при наличии в аэропорту информационной системы, включающей в себя электронную базу данных досмотра, и устройства, сканирующего штриховой код, содержащийся в посадочном талоне, оформленном в электронном виде.

Перевозчик обязан предоставить пассажиру информацию о возможности использования в аэропорту посадочного талона, оформленного в электронном виде, и (или) разместить указанную информацию на интернет-сайте перевозчика.

Информация о возможности использования в аэропорту посадочного талона, оформленного в электронном виде, предоставляется обслуживающей организацией в аэропорту, а также на официальном сайте аэропорта (при его наличии).

Как установлено мировым судьей на сайте авиакомпании «Сибирь» (S7 Airlines) размещена информация о том, что посадочный талон является обязательным документом, необходимым для посадки. В нём отображаются сведения о прохождении таможенного контроля и службы безопасности аэропорта. Помимо этого, он служит доказательством того, что человек является именно тем, кто планирует улететь на самолёте. Данная информация является общедоступной.

Кроме того, как следует из информации, размещенной на сайте авиакомпании «Сибирь» (S7 Airlines), электронным посадочным талоном на мобильном устройстве можно воспользоваться не во всех аэропортах, пассажирам предложено ознакомиться заранее со списком аэропортов, оснащенных информационной системой, включающей в себя электронную базу данных досмотра, и устройства, сканирующего штриховой код, содержащийся в посадочном талоне, оформленном в электронном виде. Согласно размещенному списку аэропортов, воспользоваться мобильным посадочным талоном в аэропорту Толмачево не возможно, его нужно обязательно предъявить в бумажном виде.

Согласно размещенной информации на официальном сайте Аэропорт Толмачево планирует введение процедуры использования электронного посадочного талона и в настоящее время занимается внедрением технических систем обслуживания пассажиров по электронным посадочным талонам в электронном виде (для пассажиров авиакомпаний S7 Airlines и «Аэрофлот»).

На сегодняшний день пассажирам аэропорта Толмачево по их выбору предоставляется право распечатать электронный посадочный талон самостоятельно до поездки или в аэропорту на стойках регистрации, а также с помощью специальных устройств.

Таким образом, доводы истца о том, что на момент предъявления электронного посадочного талона посадка не была окончена, являются не состоятельными, так как истцом не была исполнена обязанность по предъявлению документа в печатном виде.

При указанных обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что со стороны ответчика не имело место нарушение прав истца как потребителя.

В соответствии с п.п. 231, 232, 235 Правил № 82, утвержденных Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" возврат денежных сумм, уплаченных за перевозку, производится перевозчиком или по его поручению уполномоченным агентом по месту оплаты перевозки, а также в пунктах, предусмотренными правилами перевозчика. Возврат сумм производиться на основании неиспользованного (частично использованного) перевозочного документа, ордера разных сборов, квитанции для оплаты сверхнормативного багажа, квитанции разных сборов лицу, указанному в перевозочном документе при предъявлении документа удостоверяющего личность и документа, подтверждающего право на получение денежных сумм.

Возврат пассажирам провозной платы производится в порядке, установленном Правилами формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденными Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 25 сентября 2008 г. N 155 (зарегистрирован Минюстом России 4 декабря 2008 г., регистрационный N 12793), с изменениями, внесенными Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 марта 2009 г. N 39 (зарегистрирован Минюстом России 7 апреля 2009 г., регистрационный N 13698).

На основании изложенного мировой судья пришел к обоснованному выводу, что в связи с опозданием истца ко времени окончания регистрации и посадки на рейс, ответчиком правомерно было отказано в перевозке данным рейсом, в связи с чем со стороны ответчика отсутствуют нарушения обязательств по договору воздушной перевозки, в том числе отсутствуют основания для возврата провозной платы за неиспользованный авиабилет.

На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда первой инстанции постановлено с соблюдением требований норм процессуального и материального права, не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов мирового судьи, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке и не влияют на правильность принятого судом решения. Апелляционная жалоба не содержит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 328, ст.ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Решение и.о. мирового судьи судебного участка № 4 Магаданского судебного района Магаданской области от 12 июля 2021 г. по гражданскому делу № 2-2649/4-2021 по иску Панченко Елены Анатольевны к акционерному обществу «Авиакомпания Сибирь» о взыскании стоимости неиспользованного авиабилета, оставить без изменения, апелляционную жалобу Панченко Е.А. – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Судья О.Б. Ефремов